Технологии социальной работы со случаем
Заказать уникальную курсовую работу- 24 24 страницы
- 21 + 21 источник
- Добавлена 09.07.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ, ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИИ. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.1. Условия исполнения кейс - технологий (case study) в социальной работе
1.2. Цель, содержание, формы и методы кейс - технологий (case study)
1.3. Характеристика социальной работы и сопровождения
1.4. Технологии социально-психолого-педагогического сопровождения детей из неблагополучных семей
Заключение
Список литературы
М. Мишина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская), определяющие семейную психокоррекцию при детских неврозах как одну из составляющих психотерапевтического комплекса, включающего в качестве терапевтического инструмента групповую и индивидуальную психотерапию [21].Вся социально-педагогическая поддержка детей с девиантными формами поведения основывается на нормативах всемирного и российского законодательства. В первую очередь здесь представляется важным отметить Конвенцию о правах ребенка, в соответствии с которой до восемнадцати лет ребенок нуждается в специальной системе защиты, специальных условиях для развития как личности [1,12].Непосредственно содержание социально-педагогической поддержки детей с девиантными формами поведения включает в себя специально организованную технологию организации личностного взаимодействия ребенка и взрослого, педагогическое сопровождение, а также процесс создания эмоционально и психологически комфортных условий для личностного, интеллектуального и физического развития [13,7].С точки зрения Анохиной Т.А. , социально-педагогическая поддержка состоит из системы средств, которые обеспечивают помощь детям в самостоятельно индивидуальном выборе, а также в преодолении препятствий самореализации в любом виде деятельности.Профилактика девиантного поведения состоит из [5,13,14]:первичная профилактика – мероприятия, направленные на предупреждение зарождения и возникновения отклоняющегося поведения личности;вторичная профилактика – мероприятия, направленные на предупреждение формирования нежелательного поведения детей;третичная профилактика – мероприятия, направленные на предотвращение рецидивных форм проявления девиантного поведения.В работе социального педагога становится очень важным условием – взаимодействие всех субъектом образования, начиная от семьи и заканчивая воспитателями или учителями. Деятельность социального педагога представлена на трех уровнях:личностный уровень – работа непосредственно с личностью ребенка, формирование положительных качеств и характеристик личности;семейный уровень – работа с семьей ребенка, проявляющего девиантное поведение;социальный уровень – профилактика нежелательного поведения ребенка с использованием общественности и общественных норм поведения.Следует также отметить основные виды деятельности социального педагога по работе с детьми с девиантным поведением:индивидуальное консультирование;включение ребенка в тренинговые группы;индивидуальная работа с ценностно-смысловой сферой ребенка;обучение ребенка конструктивному общению с окружающими людьми;снижение конфликтности и несдержанности ребенка;обучение эффективным социальным умениям и навыкам;обучение эффективным способам выхода из конфликтной ситуации.Важно, что эффективность работы социального педагога и психолога с ребенком будет намного выше, если в социально-педагогическую деятельность включаются члены семьи, с целью оказать действительную помощь в профилактике и работе с девиантными формами поведения ребенка.Подводя итоги изучения теоретических основ разработки и реализации социально-педагогических технологий, предложенных автором Ю.Н. Галагузовой, сформулируем следующие выводы:- Разнообразие предлагаемых методов, методик, средств и приёмов,даёт возможность выбора в зависимости от конкретной социально-педагогической проблемы семьи, а также исходя из возможностей специалиста (его опыта работы, квалификации).- Деление технологий на различные уровни (профилактический, диагностический, реабилитационный) условно, так как технологии позволяют решать различные задачи в зависимости от конкретных условий деятельности социального педагога. Так, например, это может быть социально-педагогическое просвещение родителей, которое позволяет проводить профилактическую работу по предотвращению проблем во взаимоотношениях детей и родителей, а также реабилитационную в ситуациях, когда уже существуют проблемы в воспитании детей.- Необходимо отметить, что использованные в проекте социально-педагогические технологии работы с семьей весьма несовершенны и во многом заимствованы из смежных с социальной педагогикой наук - психология, педагогика, социальная работа (например, технологии тренинга, телефонного консультирования, педагогического просвещения, социального патронажа). Связано это, прежде всего с тем, что данные технологии находятся еще в стадии разработки и апробирования- Так как предложенные технологии не были апробированы на практике, приходиться сомневаться в их универсальности. Возможно, что многое просто не применимо в реальной действительности. Например, семья асоциальная, где дети находятся в обстановке постоянного пренебрежения, не только не заинтересована в изменении отношения к детям, она просто не желает менять свой существующий жизненный уклад и соответственно предложенные автором методики к ней просто не применимы.- Для реализации некоторых технологий, таких как телефонное консультирование, необходимо провести предварительную подготовку специалистов, это потребует дополнительных затрат времени и материальных средств.Тренинг является активной формой обучения, поэтому он эффективен в работе с родителями. Участники тренинга приобретают не только теоретические знания, но и практические умения и навыки, которые закрепляются при выполнении заданий и упражнений;Тренинг позволяет вскрыть индивидуальные особенности обучающихся родителей, снижающие их воспитательную компетентность, и скорректировать своё поведение. Вомногомработасоциальногопедагогасостоитвтом,чтобывовремяобнаружитьпризнакинеблагополучиявсемье,увидетьнеблагополучиевтом,какзанятыдети,каконивыглядят,чеминтересуются.Потому,насколькобудетвнимателенинаблюдателен,азначит,профессионаленсоциальный педагог,можноговоритьопрофессиональномподходевпрофилактикенеблагополучия.Иначеработасоциальногопедагога (какчастоибывает)будетсостоятьвфиксациинеблагополучия,написанииотчетов,составленийрекомендаций,которымужебудетсложноследовать.Таким образом, подводя итоги по проведенному теоретическому исследованию, следует отметить, что работа социального педагога и психолога с неблагополучными семьями является сложнейшей комплексной работой, включающей в себя диагностику детей для изучения личностных и социально-психологических особенностей, коррекцию нежелательного поведения или отклоняющихся качеств личности, консультирование для детей, оказавшихся в сложной ситуации. Реализация всех направлений социально-психологического сопровождения осуществляется с использованием ряда технологий, методик работы с неблагополучными семьями. [19,4,7]ЗаключениеОсновная цель, поставленная нами в работе, была нами в полной мере достигнута, также были реализованы все поставленные задачи. В работе, мы прежде всего познакомились с понятиями технологии, метода, методики, затем определили структурно-содержательные характеристики кейс технологии, кейс стади в практике социального работника.Как мы выяснили в ходе теоретического анализа отечественной и зарубежной литературы, кейс – технологии на сегодняшний день выступают широко разработанным и активно применяемым методом работы, инструментарием в практике социального работника. Необходимо отметить, что в отечественной социальной практике данный метод и технология используется сравнительно недавно и является для многих еще неизведанным методом. Однако, даже несмотря на то, что технология является новой и мало применимой, но она уже смогла стать источником новых инновационных идей и интереснейших открытий в социальной работе. В перспективах использования кейс технологий, как нам, кажется, вероятно, станет расширение использования круга проблем и случаев, с которыми станет возможно эффективное применение данной технологии. Список литературыАлмазов Б.Н. Психология социального отчуждения. Екатеринбург: Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2008. - 192с.Альжев Д.В. Социальная педагогика: конспект лекций. Издательство: ЭКСМО, 2008. – 328 с. Ананенко М.Г. (и др.). Реабилитационная работа c семьей. Методическое пособие. Минск. Белстан. 2011 - 69 с.Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2007.Андриенко Е.В. Социальная психология. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 264 с. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 135 с.Воспитательный потенциал семьи и социализация детей.- // Педагогика.-1999.-№4. Галагузова М.А. Социальная педагогика: Курс лекций. ВЛАДОС: 1999 год - 416 с. Заяц О.В. Технология социальной работы. Владивосток. 2003. – 88 с. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное посо-бие.- Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002.- 92 с.Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М.: Гардарики, 2005. - 269с.Методика и технологии работы социального педагога./ Под ред. Галагузовой М. А., Махардаева Л. В. –М., 2002.Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.:”Сфера”, 2001.- стр.265.Павленок П.Д. Методология и теория социальной работы: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 267 с. — (Высшее образование).Социальная педагогика: Курс лекции./ Под ред. Галагузовой М. А. – М., 2000.Справочная книга социального педагога. – М.:”Сфера”, 2001.Теория социальной работы: Учебник / Под.ред. проф. ТЗЗ Е.И. Холостовой. - М.: Юристь, 1999. - 334 с.Титаренко В.Я. Семья и формирование личности.- М., 1987. Фирсов М.В . Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики : Учеб. пособие для студ . высш. учеб . заведений / М. В . Фирсов, Б . Ю. Шапиро. - 2- е изд., стер . - М.: Издательский центр « Академия», 2005. - 192 с. Шептенко П. А., Воронина Г. А. Методика и технология работы социального педагога. - М., 2001.Шептенко П. А., Воронина Г. А. Методика и технология работы социального педагога. - М., 2001.
1.Алмазов Б.Н. Психология социального отчуждения. Екатеринбург: Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2008. - 192с.
2.Альжев Д.В. Социальная педагогика: конспект лекций. Издательство: ЭКСМО, 2008. – 328 с.
3.Ананенко М.Г. (и др.). Реабилитационная работа c семьей. Методическое пособие. Минск. Белстан. 2011 - 69 с.
4.Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2007.
5.Андриенко Е.В. Социальная психология. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 264 с.
6.Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 135 с.
7.Воспитательный потенциал семьи и социализация детей.- // Педагогика.-1999.-№4.
8.Галагузова М.А. Социальная педагогика: Курс лекций. ВЛАДОС: 1999 год - 416 с.
9.Заяц О.В. Технология социальной работы. Владивосток. 2003. – 88 с.
10.Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное посо-бие.- Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002.- 92 с.
11.Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М.: Гардарики, 2005. - 269с.
12.Методика и технологии работы социального педагога./ Под ред. Галагузовой М. А., Махардаева Л. В. –М., 2002.
13.Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.:”Сфера”, 2001.- стр.265.
14.Павленок П.Д. Методология и теория социальной работы: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 267 с. — (Высшее образование).
15.Социальная педагогика: Курс лекции./ Под ред. Галагузовой М. А. – М., 2000.
16.Справочная книга социального педагога. – М.:”Сфера”, 2001.
17.Теория социальной работы: Учебник / Под.ред. проф. ТЗЗ Е.И. Холостовой. - М.: Юристь, 1999. - 334 с.
18.Титаренко В.Я. Семья и формирование личности.- М., 1987.
19.Фирсов М.В . Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики : Учеб. пособие для студ . высш. учеб . заведений / М. В . Фирсов, Б . Ю. Шапиро. - 2- е изд., стер . - М.: Издательский центр « Академия», 2005. - 192 с.
20.Шептенко П. А., Воронина Г. А. Методика и технология работы социального педагога. - М., 2001.
21.Шептенко П. А., Воронина Г. А. Методика и технология работы социального педагога. - М., 2001.
Вопрос-ответ:
Какие условия необходимы для применения кейс-технологий в социальной работе?
Для успешной реализации кейс-технологий в социальной работе необходимы следующие условия: наличие доступной и полной информации о клиенте, наличие программ и методик, способствующих анализу и решению проблем, наличие поддержки и сотрудничества со стороны клиента, а также наличие компетентных специалистов, обладающих необходимыми знаниями и навыками.
Какова цель и содержание кейс-технологий в социальной работе?
Основная цель кейс-технологий в социальной работе заключается в предоставлении профессиональной помощи и поддержки клиентам, столкнувшимся с различными трудностями и проблемами. Содержание кейс-технологий включает в себя анализ и изучение конкретной ситуации клиента, определение проблемы, постановку целей, разработку и реализацию плана действий, а также оценку результатов и коррекцию дальнейшей работы.
Как можно охарактеризовать социальную работу и сопровождение в контексте кейс-технологий?
Социальная работа и сопровождение в контексте кейс-технологий представляют собой процесс помощи и поддержки клиентов, основанный на анализе и изучении конкретных случаев. Эта работа включает в себя широкий спектр методик и инструментов, направленных на достижение поставленных целей и решение проблем клиентов.
Какие технологии социально-психолого-педагогического сопровождения детей из неблагополучных семей существуют?
Существует несколько технологий социально-психолого-педагогического сопровождения детей из неблагополучных семей, включающих в себя различные программы и методики. Некоторые из них включают работу с родителями и семьей в целом, направленную на улучшение взаимоотношений и создание благоприятной обстановки в семье. Другие технологии сосредотачиваются на работе с самим ребенком, его адаптации, развитии социальных навыков и повышении самооценки.
Какие условия должны быть выполнены для использования кейс-технологий в социальной работе?
Для использования кейс-технологий в социальной работе необходимо создать определенные условия: наличие качественного и информативного источника, отслеживание всего процесса работы с клиентом, наличие достаточного количества времени для изучения кейса, наличие разнообразных методов сбора и анализа информации, а также наличие места для рассмотрения и обсуждения кейса.
Какие цели преследуются с использованием кейс-технологий в социальной работе?
Использование кейс-технологий в социальной работе позволяет достичь нескольких целей: углубить понимание проблемы клиента, определить возможные решения, разработать индивидуальные планы работы с клиентом, провести оценку эффективности работы, обменяться опытом с коллегами.
Каковы основные характеристики социальной работы и сопровождения?
Социальная работа и сопровождение характеризуются следующими особенностями: ориентацией на человека и его потребности, учетом контекста и ситуации, эмпатией и поддержкой, централизацией на клиенте и его ресурсах, сотрудничеством с другими специалистами.
Какие технологии используются для социально-психолого-педагогического сопровождения детей из неблагополучных семей?
Для социально-психолого-педагогического сопровождения детей из неблагополучных семей применяются различные технологии, такие как индивидуальные и групповые консультации, психотерапевтические методы, педагогические игры и упражнения, разработка индивидуальных программ развития и воспитания, работа с родителями и семьей.
Какие формы и методы кейс-технологий используются в социальной работе?
В социальной работе используются различные формы и методы кейс-технологий, такие как анализ ситуации, составление плана работы, разработка индивидуальной стратегии, проведение консультаций и тренингов, психологическое сопровождение, мониторинг и оценка результатов.
Какие условия требуются для применения кейс-технологий в социальной работе?
Для использования кейс-технологий в социальной работе необходимо наличие определенных условий: наличие информации о клиенте, его проблемах и целях, доступ к ресурсам и поддержке, умение анализировать и обрабатывать информацию, навыки коммуникации и координации деятельности, способность к систематизации и структурированию данных.
Какова цель кейс-технологий и какие формы и методы они предлагают?
Целью кейс-технологий в социальной работе является создание оптимального плана помощи и поддержки для клиента. Формы и методы кейс-технологий включают в себя изучение ситуации, анализ проблем, постановку целей, разработку плана действий, координацию работы социальных служб и оказание конкретной помощи клиенту.