Мнемотехника - как методика развития речи у детей дошкольного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 32 32 страницы
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 08.12.2011
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 ГЛАВА НАУЧНО – ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
1.1 Понятие мнемотехники……………………………….……………………5
1.2 Особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста….9
1.3 Роль мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………13
ГЛАВА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1Диагностика уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………….......15
2.2 Коррекционная работа по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники……………………….18
2.3 Итоговая диагностика уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….....28
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………..29
Фрагмент для ознакомления

В конце занятий дети составляли описательные рассказы. Также для закрепления полученных знаний детьми были изготовлены альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками. Следует отметить, что некоторые дети придумали свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь уже известными им символами кодирования информации. Конспект занятия прилагается в ПРИЛОЖЕНИИ.2.3 Итоговая диагностика уровня развития речи у детей старшего дошкольного возрастаПосле проведения коррекционной работы возникла необходимость проведения повторной итоговой диагностики уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста. Повторная диагностика проводилась по той же речевой карте, что и на первом этапе нашего исследования. Результаты диагностики приведены в Таблице №2.Таблица №2Результаты итогового обследования по речевой карте№ФИИнтел.деят-тьКонстр. деят-тьМотор. развитиеСтроение артикул. ап-таАртикуляц. моторикаОбщее звучание речиПонимание речиПроизношениеФон. воспр-е и звук. анализСловарьГрам. строй, словоиз-е и словообраз-еСвязнаяречь1 Н.Д.3б.3б.2б.2б.3б.3б.3б.3б.3б.3б.2б.3б2А.О.1б.1б.1б.2б.2б.2б.2б.2б.2б.2б.2б.2б.3М.Ж.2б.2б.3б.2б.2б.2б.3б.2б.2б.2б.2б.2б.4Н.Г.2б.2б.2б.2б.2б.2б.2б.2б.2б.2б.2б.2б.5Д.Ю.2б.2б.2б.2б.3б.3б.3б.2б.2б.2б.2б.2б.6К.Д.3б.3б.3б.3б.3б.3б.3б.3б.3б.3б.3б.3б.7К.Л.2б.2б.2б.2б.2б.3б.3б.3б.2б.3б.2б.2б.8Н.Я.3б.2б.3б.3б.3б.3б.3б.3б.3б.3б.3б.3б.9М.А.2б.2б.1б.2б.2б.3б.3б.2б.2б.2б.2б.2б.10Ж.В.2б.3б.2б.2б.3б.3б.3б.2б.3б.2б.3б.3б.ИТОГО222221222527282424242324Таблица № 3 Сравнительный анализ результатов обследования по речевой карте до и после коррекционной работыФакторы развития речиДо коррекцииПосле коррекцииИнтеллект. деят-ть2022Конструкт. деят-ть1922Мотор. разв.1921Строение арт. ап-та2222Артик-я моторика2225Общее звуч. речи2327Понимание речи 2628Произношение2124Фон. воспр. и звук. Анализ2024Словарь1824Грам. строй словоиз-е и словообраз-е1823Связная речь1824Диаграмма №1 Сравнительный анализ уровня развития речи до и после проведения коррекционной работы с использованием методики мнемотехникиТаким образом, после проведения коррекционной работы с использованием методики мнемотехники были отмечены значительные улучшения в показателях, полученных в результате итоговой диагностики уровня развития речи старших дошкольников. Сравнительный анализ результатов выявил повышение практически по всем показателям речевого развития, особенно по следующим компонентам: улучшение словаря дошкольников; улучшение в словообразовании и словоизменении и улучшении связной речи детей старшего дошкольного возраста.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ настоящей работе подробно рассмотрено понятие мнемотехники, дано его определение. В работе представлен анализ основных теоретических концепций по данной проблеме. Подробно описаны особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста, а также роль метода мнемотехники в речевом развитии детей данной возрастной группы.Таким образом, мнемотехника – это система методов и приемов, которая обеспечивает освоение детьми знаниями об особенностях природы, об окружающем мире, способствует эффективному запоминанию структуры рассказов, а также сохранению и воспроизведению полученной информации и, конечно же, развитию речи. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Методика мнемотехники помогает детям старшего дошкольного возраста определять свойства и признаки изображенных предметов, устанавливать последовательность изложения выявленных признаков; обогащает словарный запас детей; обучает составлению рассказов, помогает разучивать стихотворения и мн. др.В экспериментальной части данной работы нами было предпринято эмпирическое исследование, которое позволило получить данные о неоспоримом вкладе метода мнемотехники в речевое развитие детей старшего дошкольного возраста. После проведения коррекционной работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с использованием методики мнемотехники были получены следующие результаты: у детей появилось желание пересказывать сказки — как на занятии, так и в повседневной жизни;расширился круг знаний об окружающем мире;активизировался словарный запас;дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией. После итогового диагностического обследованиябыло отмечено повышение уровня владения речью у всех участников эксперимента, что и подтверждает выдвинутую нами гипотезу, о том, чтоприменение методики мнемотехники в коррекционной работе способствует повышению уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫАлексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 1999. – 159с.Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. — СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2001.Белоусова Л.Веселые встречи. — СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2003.Зяблицева М. Мнемотехника: Секреты суперпамяти: Эксмо; Москва; 2009. С.123.Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания "Джордано": [Электронный ресурс] Расширение: doc. - М. 2002. 85 с.Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание. – 2006. - №4. – С.105-112.Мухина В.С. Детская психология. – М.: Апрель-пресс, 1999. – 315с.Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 1995. С. 23."Развитие детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники": Статьи Фестиваля «Открытый урок»: [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru/articles/516391/ (дата обращения 06.12.2011) Роль Мнемотехники В Обучении Детей Связной Речи [Электронный ресурс]: http://www.rusarticles.com/pedagogika-statya/rol-mnemotexniki-v-obuchenii-detej-svyaznoj-rechi-4219261.html (дата обращения 06.12.2011)ПРИЛОЖЕНИЕ Составление рассказа по картине «Белочка» (подготовительная группа)Обучающие задачи:- закрепить знания детей о том, как звери готовятся к зиме;- формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы;- упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели.Развивающие задачи:- развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;- продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление. Воспитательные задачи:- воспитывать доброе отношение к животным, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, помочь, утешить;- воспитывать интерес к природе, к животным. Наглядный материал: картина «Белочка», аудиокассета«Звуки леса», игрушка-ежик, шишки, желуди, грибы, ягоды рябины, сухие листочки. Альбомный лист с пустыми окружностями, чтобы дети их заполняли, составляя рассказ про белочку, и такой же образец — у воспитателя; фломастеры на всех детей.Предварительная работа:- чтение рассказа И. Соколова-Микитова «Белка»;- разучивание потешек, считалочек про белку;- разучивание стихотворения с одним из детей;- рассматривание картин и иллюстраций на тему «Животные леса»;- загадывание загадок про белку и ежа;- прослушивание аудиокассеты — музыка П. И. Чайковского «Октябрь».Ход занятияПедагог.Сегодня мы поговорим с вами о том, как некоторые звери готовятся к зиме. Послушайте загадку:Вот художник так художник — Все леса позолотил, Даже самый сильный дождик Эту краску не отмыл. Отгадать загадку просим: Кто художник этот?Дети. Осень.Педагог. А вы хотите побывать в лесу? Дети. Хотим.Педагог. Закройте глазки и представьте, что мы очутились в осеннем лесу.Звучит фонограмма «Звуки леса».Педагог. Посмотрите, как здесь красиво, спокойно. Какие красивые слова мы придумаем про осень, какая осень?Дети. Осень золотая, поздняя, красивая, хмурая, дождливая, холодная, сухая.Педагог. Ой, ребятки, посмотрите: за елочкой спрятался ежик (находит и показывает детям игрушку-ежика), он плачет. Что же с ним случилось? Ежик, почему ты плачешь?Дальше педагог говорит и за Ежика.Ежик. Скоро кончится осень, я сделал запасы на зиму — грибы, ягоды, корешки, яблоки. Сухими листьями утеплил свою норку. Но очень беспокоюсь о своей знакомой белочке, которую давно не видел. Помогите мне найти белочку. Ей надо помочь сделать запасы на зиму, а то она зимой замерзнет и погибнет.Педагог. Ребятки, поможем Ежику найти белочку?Дети. Поможем!Педагог. Давайте возьмем Ежика и пойдем искать белочку, а чтобы нам было веселее идти, поиграем в игру «Найди листок».Педагог показывает детям какой-либо лист и предлагает найти такой же. Листья сравнивают, отмечают их сходства и различия. Затем педагог поднимает, например, кленовый листок и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели». Дети, в руках которых листья клена, кружатся под легкую музыку, а по команде воспитателя останавливаются. Игра повторяется с разными листьями и всеми листьями вместе.Педагог. А вот, ребятки, мы и нашли белочку (показывает картину). На каком дереве сидит белочка — на лиственном или на хвойном? Как вы узнали? Где нашла свой домик белочка? А почему у нее домик так высоко? Что запасла белочка к зиме?А ты, Ежик, хочешь узнать о жизни белочки?Ежик. Да!Педагог. Тогда, Ежик, и вы, ребятки, садитесь на поляну и слушайте. Следует рассказ о белочке при помощи мнемотаблицы.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 ГЛАВА НАУЧНО – ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
1.1 Понятие мнемотехники……………………………….……………………5
1.2 Особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста….9
1.3 Роль мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………13
ГЛАВА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1Диагностика уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………….......15
2.2 Коррекционная работа по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники……………………….18
2.3 Итоговая диагностика уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….....28
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………..29

Вопрос-ответ:

Что такое мнемотехника?

Мнемотехника – это методика развития речи, основанная на использовании визуальных и звуковых ассоциаций для запоминания информации.

Какие особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста?

У детей старшего дошкольного возраста наблюдается активное развитие речи. Они улучшают свои навыки артикуляции, грамматического строения предложений и словарного запаса.

Какое значение имеет мнемотехника в развитии речи детей старшего дошкольного возраста?

Мнемотехника помогает детям старшего дошкольного возраста усваивать новую лексику, развивать фонематическую слуховую аналитичность, и улучшать навыки речевого восприятия.

Каким образом проводится диагностика уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста?

Диагностика уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста проводится с помощью специальных тестов и заданий, которые оценивают речевые навыки, словарный запас и правильность произношения.

Какие результаты можно ожидать от использования мнемотехники в развитии речи у детей старшего дошкольного возраста?

Использование мнемотехники может способствовать улучшению словарного запаса, развитию речевого восприятия и грамматическому строению предложений у детей старшего дошкольного возраста.

Что такое мнемотехника?

Мнемотехника - это методика развития речи у детей дошкольного возраста, основанная на использовании различных приемов запоминания информации.

Какие особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста?

Возрастные особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста связаны с усилением лексического запаса, развитием связной и грамматически правильной речи, повышением абстрактного мышления и умения объяснять свои мысли.

Какая роль мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста?

Мнемотехника играет важную роль в развитии речи детей старшего дошкольного возраста, так как помогает им развивать навыки запоминания и связывания информации, что способствует развитию и улучшению речи.

Как проводится диагностика уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста?

Диагностика уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста проводится с помощью специальных тестов и заданий, которые оценивают словарный запас, уровень связной речи, грамматические навыки и общую понятность высказываний.

Какие приемы мнемотехники можно использовать в развитии речи детей старшего дошкольного возраста?

В развитии речи детей старшего дошкольного возраста можно использовать приемы мнемотехники, такие как ассоциативные картинки, рифмовки и песенки, игры на запоминание слов и предложений, использование пальчиковой гимнастики и другие.

Что такое мнемотехника?

Мнемотехника - это методика развития речи у детей дошкольного возраста, которая основывается на использовании различных приемов запоминания и воспроизведения информации.