Гончаров "Обыкновенная история"
Заказать уникальный реферат- 23 23 страницы
- 6 + 6 источников
- Добавлена 10.07.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Жизнь и творчество Ивана Александровича Гончарова
История создания романа «Обыкновенная история»
Сюжет романа
Образы героев
Проблематика произведения «Обыкновенная история»
Особенности стиля И.А. Гончарова
Список использованной литературы
Адуеву-младшему предначертан путь, повторяющий дорогу, пройденную дядей. Сила, которая толкает его на этот путь – историческаянеобходимость. В стремлении Александра уехать из деревни в Петербург и в его втором возвращении в столицу после бегства в деревню, где он хотел укрыться от ударов и разочарований петербургской жизни, отражена историческая неотвратимость изменения жизни. Повинуясь зову истории, Александр уходит в буржуазный мир.Это типическое явление времени. Если обратиться к историческим фактам, сороковые годы стали временем наплыва в Петербург молодых небогатых дворян и разночинцев, жаждущих приобщиться к новой городской культуре, найти применение своим способностям, получить профессию и сделать карьеру. Какова цель труда, каков общий смысл деятельности и каково ее отношение к судьбам страны, к историческому прогрессу? Эти вопросы, которые вставали уже перед молодыми людьми 40-х гг., сделались особенно актуальными позже, когда социальный состав интеллигенции резко изменился, когда максимально реализовать свои силы приходилось уже не высокообразованным философствующим дворянам, а разночинцам, для которых выбор пути был неотложным, жизненно необходимым делом и осложнялся социальными препятствиями. Современники перевала истории, герои Гончарова и сам художник объективно поставлены перед выбором между старым и новым укладами, перед поиском еще неясной и трудноуловимой будущей «нормы», идеала взаимоотношений личности с обществом, общежития, в равной мере отвечающего как прозаическому складу новой действительности, так и лучшим, вечным потребностям индивида.Таким образом, преодоление романтического идеала, приобщение к деловой жизни столицы оценивается И.А. Гончаровым как проявление объективногообщественногопрогресса. Судьба Александра Адуева – это следствие исторически необходимыхизменений общества. Рационализм, утилитаризм, уважение к труду, чувство долга перед делом, самодисциплина и организованность – таковы основные черты типической личности петербургского периода. В то же время Гончаров стал одним из первых русских писателей, почувствовавших проблемы, которые ставят перед человечеством городская культура.Отметив прогрессивные черты идеологии Петра Адуева, романист указал и на потери, возникающие при подчинении ее законам всех сфер жизни. Прежде всего, это касается проблемы обезличивания личности, утраты индивидуальности. Тупик, к которому приходит Петр Иванович Адуев, возникает отчасти потому, что все личные отношения, в том числе и семейные, оказываются только придатком к службе, карьере, предпринимательству и денежным интересам. СтаршийАдуев во имя дела отказывается от индивидуальности. Он признает себя частью целого, функционально необходимой деталью машины управления, общественного производства и торгового обмена. В конце концов, он становится рабом дела, к которому добровольно приобщился. Как видим, писатель анализирует позиции обоих героев, каждая из них в чем-то уступает другой, в чем-то превосходит. Романтичность Александра, столь зло высмеиваемая его дядюшкой, оказывается непригодна для жизни в столице. Но в то же время романтизм чуток к душевным порывам и переживаниям человека, а этого как раз катастрофически не хватает прагматической позиции Петра Ивановича. В этом целостном, диалогическом видении проблемы романтизма заключается особенность Гончарова-философа, открывающего читателю новые грани привычных вещей и явлений.Еще одна важная социальная проблема, освещенная в романе Гончарова, – это положение женщины в буржуазном обществе. В соответствии с идеалом служенияделу Петр Иванович превращает свою жену в принадлежность домашнего комфорта, освобождающую мужчину от мелких забот и эмоций. Петербургский идеал, перенесенный из деловой сферы в сферу личностных отношений, оказывается губительным прежде всего для женщины.На примере судьбы Лизаветы Александровны очевидно, что в семье, выстроенной по буржуазной модели, происходит уничтожение личности женщины. Фактически ее положение мало отличается от бесправия в домостроевском патриархальном быту.Наконец, еще одна тема, к которой обращается Гончаров-романист, – это тема любви. Образы героев наиболее полно раскрываются в сфере любовных чувств и переживаний. Писатель изображает три разных типа любви Александра Адуева– к Наденьке, Юлии и Лизе. Роль воздыхателя-романтика сменяется в похождениях Александра ролью любовника, затем – соблазнителя, а завершается его сердечная жизнь браком по расчету. Изменение понимания любви и ее значимости в жизни Адуева иллюстрирует его внутренние изменения под влиянием столичной жизни. Изначально его чувства к Наденьке можно назвать чистой любовью. Это не столько чувство, сколько представление о чувстве. Оно остается в замкнутой, фантастической сфере сознания, воображения, в сфере иллюзий, разбиваемых реальностью. Описывая чувства Александра Адуева, В.Г. Белинский называл их «головной любовью». Такой герой-романтик, по мнению критика, любит в соответствие со своей выдуманной теорией любви не реальную женщину, а некое иллюзорное представление о женщине. Он ищет женщину, достойную себя, не находя, любит пока какую-нибудь. Ему ничего не стоит велеть себе любить, поскольку он подчиняется не сердцу, а разуму. Такому герою любовь нужна не для счастья и наслажденья, а для подтверждения своей теории любви. Постепенно чувства Александра утрачивают романтический характер. Его любовь к Тафаевой уже более земная, тяжелая и реалистичная. Адуев уже сам не в силах выносить чрезмерную романтичность возлюбленной, что свидетельствует о необратимых изменениях в его душе. В заключении романа мы узнаем, что герой готов жениться на невесте с богатым приданным – и это показатель окончательного становления героя. Он начинает мерить любовь с позиции выгоды, в то время как ранее чувство его было бескорыстно и идеалистично.Иной подход к любви у Адуева-старшего. Он пытается устранить страсть из своей жизненной практики, ограничить любовь рационально организованной семейной жизнью, оборачивающейся для его жены золотой «клеткой». Богатство рациональной сферы и бедность сферы эмоциональной – определяющая особенность его характера, что и объясняет трагический финал его судьбы.Любовь представлена у Гончарова в нескольких вариантах – как романтическое возвышенное переживание, как приложение к богатому приданному, как контролируемый разумом элемент семейного обихода и пр. Удивительно точно писателю удалось отразить изменение статуса любви в современном ему обществе. Для романтиков любовь – высшая ценность, идеал, за который можно пожертвовать жизнью. Для делового человека помеха на пути к благосостоянию, сила, которую надо рационализировать и взять под контроль.Особенности стиля И.А. ГончароваИ.А. Гончарову, как и любому художнику, присущ ряд особенностей. Основные из них объясняются принадлежностью писателя к натуралистической школе. Так, для Гончарова-романиста характерна установка на объективное изображение жизни, что, в частности, проявляется в его интересе к бытовым описания обыденной жизни героев. Это не просто реалистичные зарисовки образа жизни, быта и уклада героев, но ключ к пониманию их характеров. Так, показывая тот семейно-бытовой уклад, в котором рос и воспитывался Александр, писатель раскрывает читателю истоки его личности. Среди самых распространенных способов раскрытия образа у Гончарова можно назвать портрет, интерьер и диалог. Как правило, романист описывает внешность своего героя – черты лица, мимику, особенности фигуры и манеры держаться. Портрет героя нередко сопровождается зарисовками интерьера. Окружение героя, его вещи и уклад жизни отражают его личность, поэтому роль бытовых описаний в тексте романа достаточно значима. Также в ходе повествования встречаем множество диалогов: герои говорят о себе, своих мыслях, стремлениях, убеждениях. Эти диалоги лишены психологизма и носят преимущественно мыслительный характер. Герои редко раскрывают в них свои чувства и переживания. Гончаров не затрагивает эмоциональную сторону характера своих героев. Даже в моменты наивысшего душевного напряжения героя романист предпочитает описывать его с точки зрения физиологии, обращает внимание на внешние признаки проявления внутренних переживаний – изменение позы, цвета лица, мимики и пр. Что касается речи героев Гончарова, то она достаточно проста и обыденна.Персонажи четко и ясно излагают свои мысли и убеждения. Общий тон повествования уравновешенный, спокойный, в целом нейтральный. Необходимо отметить яркую специфическую черту, имеющую место в романе, – это сочетание двух стилей. Как отмечалось выше, в основе романа лежит противостояние двух систем – феодальной и буржуазной. Это противостояние проявилось на всех уровнях текста. На уровне образов это противостояние романтика Александра и делового человека Петра Ивановича. На уровне проблематики это противопоставление романтизма и реализма, провинции и города, дворянства и буржуазии. На уровне языка обозначенное ключевое противопоставление проявилось в совмещении двух языковых пластов, двух стилей – романтического и делового. Так, речь Александра носит книжный характер, содержит возвышенную лексику, сложные синтаксические обороты и т.д. Его манера речи в полной мере отражает систему ценностей героя, его идеализм, мечтательность, оторванность от реальности. Иным языком разговаривает старшийАдуев. Его практичности, аналитичности соответствуют точность, краткость, конкретность его реплик, а самая его лексика отражает новые интересы, практический опыт современного дельца. Главная функция языка Петра Ивановича – точное, экономичное выражение мысли, отсюда нейтральность, краткость и четкость его речи. Нередко в тексте Гончаров использует прием иронии, основанный на столкновении двух стилей речи – восторженных, длинных, книжно-романтических речей Александра и кратких, грубоватых ироничных реплик Петра Ивановича. Александр и Петр Иванович представляют разные позиции, в которых Гончаров выделяет что-то свое. Оба героя близки ему. Интересно, что речь младшего Адуева Гончаров наделилпафосом, даже патетикой, но в то же время и лиричностью, эмоциональностью;старшемуАдуеву досталась от автора ирония. Это слияние двух противоречивых начал – лиризма и иронии, проявляющееся в языке героев, в полной мере присуще творчеству Гончарова в целом. С одной стороны, его романы реалистичны по духу, с другой – необычайно лиричны. В этом уникальном синтезе несоединимых начал заключается оригинальностьи самобытность таланта Ивана Александровича Гончарова как художника.«Обыкновенная история» – первый роман Гончарова, но уже в нем сказалось мастерство и зрелость писателя. Это произведение, без сомнения, входит в сокровищницу русской литературы. В нем запечатлены страницы истории России, изображены типические представители русского общества, затронуты актуальные философские проблемы. Список использованной литературыАлексеев А. Д. Летопись жизни и творчества И. А. Гончарова /АлексеевА.Д. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1960. – 367 с.Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года / В.Г. Белинский // Полное собрание сочинений в 13 т. – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1956. – Т. 10. – С. 279-360.Гончаров И. А. Обыкновенная история:Роман в двух частях / Гончаров И. А. // Собрание сочинений: В 8 т. – М.: Гос. изд-во худож. лит., 1952-1955. – Т. 1. Обыкновенная история: Роман в двух частях. –1952. – С. 1-314. История русской литературы: в 4-х тт. / под ред. Прийма Ф.Я., Пруцкова Н. И. – Л.: Наука, 1982. – Т.3. Расцвет реализма. – 877 с.Поспелов Г.Н. «История русской литературы XIX века» (1840-1860 гг.) / Г.Н. Поспелов – М.: Высшая школа, 1972. – 472 с. Пруцков Н.И. Мастерство Гончарова-романиста / Н.И. Пруцков– М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1962. – 230 с.
1.Алексеев А. Д. Летопись жизни и творчества И. А. Гончарова / Алексеев А.Д. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1960. – 367 с.
2.Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года / В.Г. Белинский // Полное собрание сочинений в 13 т. – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1956. – Т. 10. – С. 279-360.
3.Гончаров И. А. Обыкновенная история: Роман в двух частях / Гончаров И. А. // Собрание сочинений: В 8 т. – М.: Гос. изд-во худож. лит., 1952-1955. – Т. 1. Обыкновенная история: Роман в двух частях. – 1952. – С. 1-314.
4.История русской литературы: в 4-х тт. / под ред. Прийма Ф.Я., Пруцкова Н. И. – Л.: Наука, 1982. – Т.3. Расцвет реализма. – 877 с.
5.Поспелов Г.Н. «История русской литературы XIX века» (1840-1860 гг.) / Г.Н. Поспелов – М.: Высшая школа, 1972. – 472 с.
6.Пруцков Н.И. Мастерство Гончарова-романиста / Н.И. Пруцков – М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1962. – 230 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности стиля И.А. Гончарова можно найти в романе "Обыкновенная история"?
В романе "Обыкновенная история" можно отметить несколько особенностей стиля И.А. Гончарова. Во-первых, это тщательная проработка деталей, включая описание интерьеров, природы и психологии персонажей. Во-вторых, в романе присутствует повествование от первого лица, что позволяет читателю более глубоко взглянуть на мир, созданный автором. В-третьих, в романе можно обнаружить использование разнообразных стилистических приемов, таких как эпитеты, метафоры, аллегории и др. В-четвертых, стиль Гончарова характеризуется богатым словарным запасом и гармоничным использованием различных лексических единиц.
О чем роман "Обыкновенная история"?
Роман "Обыкновенная история" повествует о судьбе главного героя, Адуева-младшего. Главная тема романа - стремление героя уехать из деревни в Петербург и его последующий возвращение после неудавшейся карьеры. В центре внимания автора также находится историческая период коренной перестройки России. Гончаров изображает жизнь обычных людей и их борьбу за достижение своих целей в условиях социальной и классовой неравенства.
Какую проблематику освещает роман "Обыкновенная история"?
Роман "Обыкновенная история" затрагивает множество актуальных проблем своего времени. Одна из них - проблема социальной мобильности и отсутствия равенства возможностей для разных слоев общества. Вторая проблема - аморальность и коррупция высших слоев общества, которые не дают возможности простым людям реализовать свои амбиции. Третья проблема - разочарование и потеря смысла жизни, вызванные невозможностью реализации своих мечт и преследования социального статуса.
Какие особенности стиля И.А. Гончарова можно наблюдать в романе «Обыкновенная история»?
В романе «Обыкновенная история» можно наблюдать такие особенности стиля И.А. Гончарова, как медленное развертывание событий, детальное описание окружающего мира, психологическая глубина характеров героев, использование повествования от первого лица и вставок из личных записей главного героя. Также Гончаров использует повторения и параллелизм для создания эффекта внутреннего монолога героя. Эти особенности стиля делают произведение более живым и реалистичным, позволяют глубже погрузиться в мир героев и их внутренние переживания.
Какова проблематика произведения «Обыкновенная история»?
Проблематика произведения «Обыкновенная история» связана с вопросами смысла и цели жизни, противоречиями между человеческими стремлениями и общественными ожиданиями, свободой и предопределенностью. Роман задает вопросы о нравственной ответственности человека, его взаимоотношениях с окружающим миром, о поиске жизненного счастья и смысла. Главный герой Адуев-младший сталкивается с различными трудностями и противоречиями, и через его историю автор задает важные вопросы о человеческой природе и смысле жизни.
Какой сюжет разворачивается в романе «Обыкновенная история»?
В романе «Обыкновенная история» разворачивается сюжет о жизни главного героя Александра Адуева-младшего. Герой стремится покинуть деревню и уехать в Петербург, чтобы стать писателем. Однако его планы находятся под влиянием исторической необходимости, и он оказывается неспособным осуществить свои мечты. В результате он переживает различные жизненные испытания, и его путь приводит его как в Петербург, так и в деревню, где он бегает от себя и своих проблем. Сюжет романа показывает сложность достижения счастья и самоопределения в современном обществе.
Какие особенности стиля присущи произведениям И.А. Гончарова?
Особенности стиля И.А. Гончарова характеризуются мягкостью, глубиной и точностью изображения действительности. Автор придает большое значение психологическому анализу героев, языковым особенностям и детализации описаний.
Какую проблематику освещает роман «Обыкновенная история»?
В романе «Обыкновенная история» освещается проблематика социального стратификации общества, противоречий между духовностью и миром материальных ценностей, борьбы за свое место в жизни, несчастной любви и разочаровании в идеалах.
Кто является главным героем романа «Обыкновенная история»?
Главным героем романа «Обыкновенная история» является Адуев-младший. Его судьба и стремления в центре внимания автора, и через него осуществляется трагическая коллизия между идеалами и реальностью.
Какой сюжет романа «Обыкновенная история»?
Сюжет романа «Обыкновенная история» описывает жизнь и стремления молодого человека по имени Александр Адуев-младший. Он уезжает из деревни в Петербург в поисках лучшей жизни, но встречает разочарование и возвращается в родной край. Позднее он снова пытается осуществить свои мечты, но сталкивается с трудностями и приводит себя к трагической гибели.
Какая история повествуется в романе «Обыкновенная история»?
В романе «Обыкновенная история» повествуется история жизни Александра Адуева-младшего, молодого человека, рожденного на деревне в обычной семье. Александр стремится уехать из деревни в Петербург, в надежде на лучшую жизнь, но оказывается разочарованным. Он возвращается в родную деревню, но снова решает попытаться сделать карьеру в столице, что приводит его к трагической гибели.
Какой путь был предначертан для Адуева-младшего в романе "Обыкновенная история"?
Адуеву-младшему был предначертан путь, повторяющий дорогу, пройденную дядей. Сила, которая толкает его на этот путь – историческая необходимость.