Формы управления в гос.секторе
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 15 + 15 источников
- Добавлена 23.12.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1. Особенности управления государственными предприятиями
1.2. Правовые формы управленческой деятельности
1.3. Неправовые формы управленческой деятельности
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
2.1. Государственное управление
2.2. Организация управления
2.3. Контроль за деятельностью государственных предприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Необходимой предпосылкой государственного контроля и надзора является установление норм, соблюдение которых и является предметом контрольно-надзорной деятельности. Можно провести аналогию с известным принципом уголовного права «nullum crimen sine lege» (не может быть преступления, не определенного в таком качестве законом) – не может быть контроля и надзора без установленной нормы, выполнение которой контролируется.
Основные обременения для хозяйствующих субъектов связаны не столько с осуществлением государственного контроля, сколько с теми законоположениями, выполнение которых является объектом контроля и надзора.
Следует отметить, что необходимыми основаниями для осуществления деятельности по контролю являются ее законность и общественная целесообразность (направленность на предотвращение негативных последствий).
Выделение функций, направленных на обеспечение деятельности подконтрольных систем (аккредитация, аттестация, ведение реестров) дает основания предложить передачу соответствующих функций, исполнение которых возложено на государственные органы, саморегулируемым организациям.
Далее в настоящем разделе главы предпринята попытка проанализировать основные виды государственного контроля, относимые к сфере промышленности с указанием контролируемых законоположений, а также государственного органа, осуществляющего соответствующий контроль.
Таблица 1
Основные виды контроля в сфере промышленности
Область применения Вид государственного контроля/в сфере промышленности/ Контролируемые законоположения Госорган,
осуществляющий
контроль/надзор В области промышленной безопасности: Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности. Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, который вправе следить за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда на объектах угольной, горнорудной, горнохимической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геологоразведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации Подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. В области капитального строительства и реконструкции: Государственный строительный надзор. Проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. В области регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: Проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав. Соблюдение ФЗ - «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Министерство юстиции Российской Федерации.
В данной таблице представлено всего лишь 3области применения, где государство осуществляет контроль за деятельностью государственных предприятий. В настоящее время существует около 32 областей применения.
Контрольно-надзорные функции на федеральном уровне, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 года № 314 (с последующими изменениями и дополнениями) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» осуществляются главным образом федеральными службами.
В настоящее время таких служб насчитывается 26, лишь небольшая часть из них не осуществляет контрольно-надзорных функций по отношению к промышленным предприятиям. Кроме того, контрольно-надзорные функции (в том числе и в отношении промышленных предприятий) реализуются тремя федеральными агентствами (Ростехрегулирование, Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральное агентство по недропользованию), а также рядом «силовых» структур, прежде всего, МЧС России (гражданская оборона и пожарная безопасность), МВД России и подведомственная ему Федеральная миграционная служба, ФСБ России, ФСКН России, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю Министерства обороны Российской Федерации.
Часть указанных государственных органов имеет территориальные органы и подведомственные ГУП и учреждения, также участвующие в осуществлении контрольно-надзорных функций.
Через указанные органы распределяется (2010 год) около 570 млрд. руб., или 6,5% расходов федерального бюджета. При этом следует учитывать, что расходы данных органов как главных распорядителей бюджетных средств практически полностью направлены (прямо или косвенно) на обеспечение их деятельности.
По данным, представленным промышленными предприятиями, можно сделать оценку прямых и косвенных издержек для таких предприятий, связанных с обеспечением требований контрольно-надзорных органов (без учета выполнения контролируемых требований законодательства как таковых), которые доходят до 3% общего объема издержек предприятий. При этом издержки в относительном выражении крайне неравномерно распределяются между предприятиями разного размера, особенно тяжелы они для небольших промышленных предприятий.
На основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Проблеме методов государственного управления в отечественной литературе всегда уделялось достаточное внимание. Однако нельзя не отметить, что данное понятие в работах различных авторов употребляется совершенно по-разному и в него вкладывается разный смысл. В основном это связано с тем, что очень часто ставится знак равенства между методами государственного управления и различными проявлениями государственно-управленческого воздействия на общественные отношения. Поэтому для четкого понимания средств государственного управления, что является основной целью настоящей работы, необходимо четко провести разграничение между именно методами воздействия государства и всеми иными элементами управленческого процесса, в которых управляющей стороной выступает государство в лице его органов. В данной главе была составлена таблица, в которой были описаны области и методы контроля за их деятельностью. Часть указанных государственных органов имеет территориальные органы и подведомственные ГУП и учреждения, также участвующие в осуществлении контрольно-надзорных функций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
Управление – функция сложных организованных систем любой природы, обеспечивающей сохранение их структуры, поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей.
Государственное управление как форма реализации прерогатив государства его органами и должностными лицами в общей системе социального публичного управления является основной сферой действия и применения норм административного права. В узком смысле под государственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти.
В широком же смысле государственным управлением именуют деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти.
В государственном управлении формы наиболее важные элементы управленческой деятельности, ибо посредством именно них опредмечивается реализация компетенции государственных органов. Так, изучение какой-либо ситуации закрепляется в справке либо в информационной записке, по которым можно знать результаты изучения и оценку ситуации. Если по этой ситуации необходимо управленческое решение, то оно принимается государственным органом в виде правового акта, подлежащего соответствующему исполнению. Формы управленческой деятельности представляют собой внешние, постоянно и типизировано фиксируемые выражения (проявления) практической активности государственных органов по формированию и реализации управленческих целей и функций и обеспечению их собственной жизнедеятельности. По формам мы можем судить о том, что и как делается в государственных органах по осуществлению их компетенции.
При изучении государственного управления используются различные общенаучные и специальные методы. Среди научных методов большое значение имеют анализ и синтез. С их помощью, например, выделяются ветви государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная и др.), создаются понятия государственного аппарата (в широком смысле), муниципального образования, местного самоуправления.
Проблеме методов государственного управления в отечественной литературе всегда уделялось достаточное внимание. Однако нельзя не отметить, что данное понятие в работах различных авторов употребляется совершенно по-разному и в него вкладывается разный смысл. В основном это связано с тем, что очень часто ставится знак равенства между методами государственного управления и различными проявлениями государственно-управленческого воздействия на общественные отношения. Поэтому для четкого понимания средств государственного управления, что является основной целью настоящей работы, необходимо четко провести разграничение между именно методами воздействия государства и всеми иными элементами управленческого процесса, в которых управляющей стороной выступает государство в лице его органов. В данной главе была составлена таблица, в которой были описаны области и методы контроля за их деятельностью. Часть указанных государственных органов имеет территориальные органы и подведомственные ГУП и учреждения, также участвующие в осуществлении контрольно-надзорных функций.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» опубликован в «Парламентской газете» от 3 декабря 2002 г. № 230
Административное право: Учебник / Под редакцией Л.Л. Попова. – 2-е изд. – М.: Юристъ, 2005. – 703с.
Бахрах Д. Н. Административное право России. Учебник для вузов. Бахрах Д. Н. М.: Издательство НОРМА, 2000. - 640 с
Боер А.А., Кузнецов Э.В., Старовойтова О.Э. Теория государства и права: учебное пособие. -- СПб.: ГУАП, 2007. -[Электронный ресурс]
Власов Г.Н., Желтов А.М. Государственное регулирование экономики. Учебное - Н.Новгород: Изд-во Волго-Вят. акад. гос. службы,2006. [Электронная версия]
Воронин А.Г. Основы управления муниципальным хозяйством. - М.: Московский общественный научный фонд. [Электронный ресурс]
Зотов В.Б. Система муниципального управления: Учебник –СПб.:Лидер,2005. - 493с.
Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики/Учебник М.: Изд-во РАГС,2005. - 829с.
Лапина М.А. Административное право. Издательство: Консультант Плюс, 2009. – 149с.
Мокеев М.М. Правовые и организационные основы местного самоуправления. Электронное учебно-методическое пособие. Саратов: Изд-во ПАГС, 2007. [Электронная версия]
Муниципальное право Российской Федерации. Шугрина Е.С. М.: Проспект, 2007. — 672с.
Муниципальное право. Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. М.: Юстицинформ, 2007. — 312с.
Чеберко Е. Ф. Новые тенденции в отношениях государства и предпринимательства и их роль в развитии общества/Е. Ф. Чеберко, С. А. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ. - 2008. - 281с.
Чеберко Е. Ф., Бобров А. В. Совершенствование управления государственным сектором экономики: Монография. - СПб.: Изд-во СЗАГС, 2005. - 222 с.
Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление: Учебник. — М.:Юристъ,2005. - 379с.
Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» опубликован в «Парламентской газете» от 3 декабря 2002 г. № 230
Муниципальное право. Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. М.: Юстицинформ, 2007. — 312с. – С.68.
Власов Г.Н., Желтов А.М. Государственное регулирование экономики. Учебное - Н.Новгород: Изд-во Волго-Вят. акад. гос. службы,2006. [Электронная версия]
Лапина М.А. Административное право. Издательство: Консультант Плюс, 2009. – 149с. – С.54.
Административное право: Учебник / Под редакцией Л.Л. Попова. – 2-е изд. – М.: Юристъ, 2005. – 703с. - С.256.
Бахрах Д. Н. Административное право России. Учебник для вузов. Бахрах Д. Н. М.: Издательство НОРМА, 2000. - 640 с – С. 72.
Воронин А.Г. Основы управления муниципальным хозяйством. - М.: Московский общественный научный фонд, [Электронный ресурс]
Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление: Учебник. — М.:Юристъ,2005. - 379с. – С.114.
Каталог статей http://www.jourclub.ru
Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики/Учебник М.: Изд-во РАГС,2005. - 829с. – С.235.
Там же С. 235 – 236.
Административное право: Учебник / Под редакцией Л.Л. Попова. – 2-е изд. – М.: Юристъ, 2005. – 703с. - С.276.
Мокеев М.М. Правовые и организационные основы местного самоуправления. Электронное учебно-методическое пособие. Саратов: Изд-во ПАГС, 2007. [Электронная версия]
Боер А.А., Кузнецов Э.В., Старовойтова О.Э. Теория государства и права: учебное пособие. -- СПб.: ГУАП, 2007. -[Электронный ресурс]
2
Виды форм управления
По характеру внешнего воздействия на объекты управления
По юридическому значению действий органа управления
По способу выражения
внешняя
внутренняя
правовые
не правовые
Словесная
(письменная и устная)
Конклюдентная
Принятие нормативных актов, регулирующих отношения, не имеющие конкретного адреса
Издание индивидуальных актов
Осуществление организационных действий
Выполнение материально-технических действий
Совершение действий, имеющих иное правовое значение
2.Административное право: Учебник / Под редакцией Л.Л. Попова. – 2-е изд. – М.: Юристъ, 2005. – 703с.
3.Бахрах Д. Н. Административное право России. Учебник для вузов. Бахрах Д. Н. М.: Издательство НОРМА, 2000. - 640 с
4.Боер А.А., Кузнецов Э.В., Старовойтова О.Э. Теория государства и права: учебное пособие. -- СПб.: ГУАП, 2007. -[Электронный ресурс]
5.Власов Г.Н., Желтов А.М. Государственное регулирование экономики. Учебное - Н.Новгород: Изд-во Волго-Вят. акад. гос. службы,2006. [Электронная версия]
6.Воронин А.Г. Основы управления муниципальным хозяйством. - М.: Московский общественный научный фонд. [Электронный ресурс]
7.Зотов В.Б. Система муниципального управления: Учебник –СПб.:Лидер,2005. - 493с.
8.Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики/Учебник М.: Изд-во РАГС,2005. - 829с.
9.Лапина М.А. Административное право. Издательство: Консультант Плюс, 2009. – 149с.
10.Мокеев М.М. Правовые и организационные основы местного самоуправления. Электронное учебно-методическое пособие. Саратов: Изд-во ПАГС, 2007. [Электронная версия]
11.Муниципальное право Российской Федерации. Шугрина Е.С. М.: Проспект, 2007. — 672с.
12.Муниципальное право. Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. М.: Юстицинформ, 2007. — 312с.
13.Чеберко Е. Ф. Новые тенденции в отношениях государства и предпринимательства и их роль в развитии общества/Е. Ф. Чеберко, С. А. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ. - 2008. - 281с.
14.Чеберко Е. Ф., Бобров А. В. Совершенствование управления государственным сектором экономики: Монография. - СПб.: Изд-во СЗАГС, 2005. - 222 с.
15.Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление: Учебник. — М.:Юристъ,2005. - 379с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности управления государственными предприятиями?
Особенности управления государственными предприятиями связаны с тем, что эти предприятия подчиняются государственной власти и выполняют задачи, определенные государством. В отличие от частных предприятий, государственные предприятия имеют особый статус и подвергаются дополнительным требованиям в области управления, финансового контроля и отчетности.
Какие правовые формы управленческой деятельности существуют в государственных предприятиях?
В государственных предприятиях существуют следующие правовые формы управленческой деятельности: государственное управление, организация управления и контроль за деятельностью. Государственное управление обеспечивает осуществление задач и функций государства на уровне предприятия. Организация управления включает в себя создание структуры управления, распределение полномочий и ответственности, а также установление процедур и правил управленческой деятельности. Контроль за деятельностью государственных предприятий осуществляется с целью проверки соответствия их действий установленным требованиям и достижения поставленных целей.
Какие неправовые формы управленческой деятельности возможны в государственных предприятиях?
В государственных предприятиях возможны различные неправовые формы управленческой деятельности, такие как использование политического влияния, кумовство, коррупция и прочие неравные условия конкуренции. Эти формы нарушают принципы законности, равенства и прозрачности и могут привести к негативным последствиям для развития предприятия и общества в целом.
Что включает в себя метод государственного управления государственными предприятиями?
Метод государственного управления государственными предприятиями включает в себя регулирование и контроль за их деятельностью со стороны государства. Этот метод предполагает установление законодательства и нормативных актов, определяющих права и обязанности предприятий, а также их подчинение государственным органам и инстанциям. Государственное управление также осуществляется через распределение государственных ресурсов, финансирование и предоставление льгот и привилегий.
Какие особенности имеет управление государственными предприятиями?
Особенности управления государственными предприятиями включают наличие государственного влияния на финансы и операционную деятельность предприятий, политические цели и задачи, а также наличие обязательств перед обществом.
Какие правовые формы управленческой деятельности существуют в государственном секторе?
Правовые формы управленческой деятельности в государственном секторе включают законодательные акты, правовые нормы, административные регламенты, контракты и договоры, а также другие документы, регулирующие управление государственными предприятиями.
Какие неправовые формы управленческой деятельности существуют в государственном секторе?
Неправовые формы управленческой деятельности в государственном секторе включают политическое влияние, личные связи, неформальные соглашения и договоренности, а также другие неофициальные методы управления предприятиями.
Какими методами осуществляется управление государственными предприятиями?
Управление государственными предприятиями осуществляется через государственное управление, организацию управления и контроль за их деятельностью.
Какие методы государственного контроля и надзора существуют в отношении государственных предприятий?
Методы государственного контроля и надзора включают проверки, аудиты, анализ финансовых и операционных данных предприятий, мониторинг соблюдения нормативных актов, а также наказания за нарушения законодательства и временное отстранение от должности руководителей предприятий.
Какие особенности управления государственными предприятиями существуют?
Особенности управления государственными предприятиями включают: прямое участие государства в управлении, ориентацию на общественные интересы, возможность использования дополнительных финансовых и административных ресурсов, а также подчиненность государственным структурам.