Особенности развития волевой сферы личности ребенка: настойчивость и требовательность.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 26 26 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 14.12.2011
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1. Общее представление о волевой сфере, ее структура и функции
Глава 2. Волевые качества и их классификация
Глава 3. Возрастные изменения в развитии воли в детском возрасте
Глава 4. Формирование и воспитание воли у ребенка
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Большое значение имеют в этом плане систематические указания и требования взрослых. Взрослые умело ставят ребенка перед необходимостью преодолевать различные, конечно, посильные, препятствия и трудности, проявлять при этом волевые усилия. Воля дошкольника развивается при выполнении простейших трудовых поручений, когда ребенок делает что-то для себя и для других, преодолевая при этом определенные трудности. Воля дошкольника развивается и в коллективных играх, когда приходится подчиняться коллективу, правилам игры, сдерживать непосредственные побуждения. Подчинение своего поведения дисциплине игры есть важная школа волевых действий ребенка. С поступлением в школу начинается новый этап в развитии воли ребенка. Волевая деятельность школьника развивается в значительной степени под влиянием учебной деятельности, предъявляющей ребенку все новые и более серьезные требования. Учебная деятельность, во-первых, требует от школьника умения управлять своей психической деятельностью: делать умственные усилия для овладения знаниями, запоминать нужный, но порой трудный и малоинтересный материал, непременно заканчивать работу, доводя ее до конца. Во-вторых, учебная деятельность требует от школьника умения управлять своим поведением: он должен выполнять то, что от него требуется, а это далеко не всегда совпадает с тем, что он хочет. Ребенок должен уметь отказаться от занимательной игры, прогулки, интересной телепередачи ради учебных обязанностей. (3)Решающее значение в воспитании воли ребенка имеет руководство взрослых. В первую очередь учитель, затем родители и окружающие ребенка взрослые начинают применять определенные приемы и средства по воспитанию воли школьника и направлять ее развитие. Воля воспитывается только в процессе преодоления трудностей, поэтому стремление отдельных родителей устранить все трудности с жизненного пути ребенка не способствует проявлению волевых усилий, умения преодолевать трудности и препятствия. Воспитание ответственности, долга — важное условие воспитания воли. Основной путь воспитания воли школьника — организация его деятельности, в процессе которой ребенок учится делать волевые усилия. Большую роль в формировании воли школьников играет систематически организуемая учителем тренировка детьми волевого усилия. Только тот может проявить сильную волю в "большом деле, кто долгим упражнением закалил ее на многих малых делах. Причем здесь имеются в виду не искусственные упражнения, а тренировка волевых усилий в процессе выполнения повседневных обязанностей. Например, учительница II класса обратила внимание на то, что некоторые ученики, не закончив одно задание, прекращают его и переключаются на другое. В течение нескольких уроков учительница, специально упражняя таких учащихся, неуклонно требует, чтобы они всегда доводили дело до конца, заканчивали работу и проверяли ее. Некоторые учащиеся в классе слишком громко и развязно разговаривают, кричат, не умеют сдерживать себя. Учительница также организует упражнения — учит их говорить тихо, сдерживать свои порывы, контролировать друг друга. Воспитанию воли у школьников способствует личный пример взрослых, в первую очередь учителя и родителей. Воля младшего школьника воспитывается и через подражание делам и поступкам волевых людей, волевому поведению учителей, родителей, героев книг, кинофильмов. Велика роль коллектива в воспитании воли. Целеустремленный, трудолюбивый коллектив положительно влияет на школьника, помогает ему преодолевать трудности, вырабатывает умение правильно соотносить личные и общественные цели. Немалую помощь в воспитании воли школьников оказывают физкультура, спорт и правильный решим. Иногда школьники бывают слабовольными отчасти потому, что у них нет достаточного запаса нервных и физических сил для преодоления препятствий. Физически слабый, с расстроенной нервной системой ребенок быстрее может потерять самообладание. Выдержка, выносливость, настойчивость более присущи физически здоровым, с крепкими нервами людям. (2)Определенное значение имеет и самовоспитание школьников, упорная работа над развитием у себя волевых качеств. Основное правило, которое при этом должен усвоить школьник,— постепенность развития волевых усилий и постоянство работы над собой. Ученик должен знать, что и маленькие победы над собой делают человека более волевым. Необходимо неуклонно воспитывать привычку строго следить за собой, стараться преодолевать свои недостатки (плохие привычки, лень, импульсивность и т.д.).Кроме описанных выше общих рекомендаций развития воли у детей исследователи пытаются найти способы формирования отдельных волевых качеств, таких как смелость, настойчивость, целеустремленность, решительность. Наибольшая противоречивость в исследованиях зафиксирована относительно смелости, потому что выявлено, что наиболее высоких результатов в спортивной гимнастике, которая требует высокого уровня смелости, добиваются спортсмены с низким уровнем указанного качества. Исследователи предположили, что происходит адаптация к трудной ситуации, связанной с выполнением опасного упражнения. Однако исследования показали, что при этом не происходит переноса смелости на другие упражнения, требующие смелости. Относительно формирования настойчивости и целеустремленности было показано, что эти качества развиваются на основе воспитания у ребенка умения доводить до конца посильное задание. Позитивная роль в этом процессе принадлежит значимым целям, осознанию ответственности, умению не бросать дело при возникновении препятствий. Важно также знать методы поддержания целеустремленности. Это достигается с помощью конкретизации цели и использования целей учащихся, с помощью применения различных средств и методов проведения занятий, за счет принципа доступности и т.д. Решительность формируют при помощи многократного повторения проблемной ситуации, где необходимо принять решение в условиях выбора. Также рекомендуют формировать решительность в соревновательной обстановке, отмечая при этом, что слишком большая значимость действий и ответственность снижают решительность. (1) Таким образом, психологами указывается на возможность целенаправленного формирования тех или иных волевых качеств личности. Говоря о воспитании воли, не следует забывать, что успешное выполнение деятельности зависит не только от формирования тех или иных волевых качеств, но и от наличия соответствующих навыков как условий реального выполнения намеченного, достижения поставленных целей. Недостаточно только искренне желать чего-то, но нужно уметь это делать. Наконец, следует указать, что развитие основных волевых качеств происходит при постоянном общении человека с другими людьми, в совместной работе с ними. Вне общества, вне коллектива воля человека нормально развиваться не может. У каждого человека есть все возможности для развития и самовоспитания воли. Чем раньше начинается сознательный процесс воспитания воли, тем больших успехов он может добиться.ЗаключениеПонять что такое воля, можно только в том случае, если удастся свести воедино крайние точки зрения, каждая из которых абсолютизирует одну из упомянутых сторон воли: мотивацию, принимаемую за волю, в одном случае, или направленное на преодоление трудностей волевое усилие, к которому сводится воля, в другом случае. Изложенные выше подходы к пониманию сущности воли отражают различные её стороны, отображают различные её функции и вовсе не противоречат друг другу. В самом деле, воля, с одной стороны, связана с сознательной целеустремлённостью человека, с предметностью его поступков и действий, т.е. с мотивацией. С другой стороны, наиболее яркое проявление воли наблюдается при преодолении трудностей, отсюда и возникает мнение, что воля нужна только для этих случаев. В действительности же волевое (или, другими словами, произвольное) управление включает и то и другое.Воля это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Волевое поведение проявляется не во всякой, а только в сознательно направленной активности, когда человек сознательно ставит цель и борется за её достижение, преодолевая трудности и прилагая при этом волевые усилия. Воля является одними из важнейших качеств личности человека. Вряд ли найдётся родитель или учитель, который бы не стремился воспитать это качество у своих детей. Именно это качество делает человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности. Именно воля позволяет ставить цели и добиваться своего. Можно сказать, что становление воли является магистральной линией развития личности ребёнка. Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.Достаточный уровень развития воли - необходимая основа и условия для осуществления программы самовоспитания. Поэтому воспитание воли является не только целью развития одного из качеств личности. Оно необходимо для её формирования в целом. Воля не имеет абсолютной социальной ценности. Она может обслуживать как чрезвычайно благородную, социально ценную цель, так и отрицательные в нравственном плане, преступные и эгоистические побуждения и устремления. На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Итак, я считаю, что воля не дается человеку от рождения и не формируется стихийно при жизни, а является результатом целенаправленного воспитания и самовоспитания. Не может быть у человека развитой воли без приучения его к самостоятельному преодолению препятствий. Чем раньше человек начнет развивать свою волю, тем больших успехов он достигнет.Список литературыВолков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. – М: Владос, 2005.- 238с.Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. – Рязань: АРТ, 1979. – 203с. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М: Знание, 2006. - 253с.Жукова, Р.А. Игра как средство социального развития детей. - Волгоград: Корифей, 2007.- 112с.Ильин Е.П. Психология воли. – СПб: Питер, 2009. – 343с.КотырлоВ.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. – Киев: КМР, 1971. – 175с.Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. – М: Владос, 2004. - 583с.Мухина В.С. Детская психология. – М: Просвещение, 1990.- 236с.Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. – М: Знание, 2001. – 356с.Селиванов В.И. Воспитание воли. - М.: Высшая школа, 1980. – 246с.Смирнова, Е.О. Психология ребенка от рождения до 7 лет. – М: Просвещение, 2003. - 384с.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М: Академия, 2003. – 336с.Шапкина С.А. Экспериментальное исследование волевых процессов. – М: Экспресс,2005. – 278с.

1)Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. – М: Владос, 2005.- 238с.
2)Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. – Рязань: АРТ, 1979. – 203с.
3)Детская практическая психология / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М: Знание, 2006. - 253с.
4)Жукова, Р.А. Игра как средство социального развития детей. - Волгоград: Корифей, 2007.- 112с.
5)Ильин Е.П. Психология воли. – СПб: Питер, 2009. – 343с.
6)Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. – Киев: КМР, 1971. – 175с.
7)Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. – М: Владос, 2004. - 583с.
8)Мухина В.С. Детская психология. – М: Просвещение, 1990.- 236с.
9)Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. – М: Знание, 2001. – 356с.
10)Селиванов В.И. Воспитание воли. - М.: Высшая школа, 1980. – 246с.
11)Смирнова, Е.О. Психология ребенка от рождения до 7 лет. – М: Просвещение, 2003. - 384с.
12)Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М: Академия, 2003. – 336с.
13)Шапкина С.А. Экспериментальное исследование волевых процессов. – М: Экспресс,2005. – 278с.

Вопрос-ответ:

Какие функции выполняет волевая сфера личности ребенка?

Волевая сфера личности ребенка выполняет ряд важных функций: она помогает ребенку контролировать свое поведение, достигать поставленных целей, преодолевать трудности, справляться с эмоциональным напряжением и строить отношения с другими людьми.

Какие волевые качества существуют и как они классифицируются?

Существует несколько волевых качеств, таких как решительность, настойчивость, самоконтроль, целеустремленность. Они могут быть классифицированы по разным критериям, например, по силе воли, по способности преодолевать трудности, по умению контролировать эмоции.

Как возрастное развитие влияет на развитие воли у ребенка?

С возрастом развитие воли у ребенка проходит через несколько стадий. Сначала ребенок имеет ограниченные возможности контроля и саморегуляции, но по мере взросления он приобретает более сложные волевые навыки. Развитию воли способствует опыт, самостоятельность и взаимодействие с окружающей средой.

Как формируется и воспитывается воля у ребенка?

Формирование и воспитание воли у ребенка происходит через систематические указания и требования взрослых. Они помогают ребенку учиться преодолевать трудности, развивать настойчивость и стремиться к достижению своих целей. Взрослые также могут обучать ребенка специальным волевым упражнениям и играм, которые развивают его волевые качества.

Какое значение имеет систематическое воспитание воли у ребенка?

Систематическое воспитание воли у ребенка имеет большое значение, поскольку оно помогает развивать его волевые качества и формировать настойчивость и требовательность. Благодаря этому ребенок сможет лучше справляться с трудностями, достигать своих целей и успешно функционировать в обществе.

Какие функции выполняет волевая сфера у личности ребенка?

Волевая сфера у личности ребенка выполняет ряд важных функций. Во-первых, она обеспечивает самоуправление и саморегуляцию деятельности, помогая ребенку сосредоточиться на выполнении задач и достижении целей. Во-вторых, волевая сфера формирует у ребенка способность к контролю и координации своих действий, что способствует развитию его самостоятельности. В-третьих, волевая сфера помогает ребенку управлять своими эмоциями и справляться с трудностями. Кроме того, она способствует развитию у ребенка таких качеств, как настойчивость, ответственность, целеустремленность и дисциплинированность.

Какие волевые качества могут быть у ребенка?

У ребенка могут быть различные волевые качества, которые варьируются в зависимости от его возраста и индивидуальных особенностей. К ним относятся настойчивость, самоконтроль, целеустремленность, самодисциплина, ответственность, самостоятельность, умение преодолевать трудности и т.д. Важно отметить, что развитие волевых качеств у ребенка происходит постепенно и требует поддержки и воспитания со стороны взрослых.

Какие возрастные изменения происходят в развитии воли у ребенка?

Возрастные изменения в развитии воли у ребенка проявляются в том, что с возрастом у него усиливается способность к самоконтролю и саморегуляции. Например, в младшем дошкольном возрасте ребенок еще не способен длительное время концентрироваться на одной деятельности, в то время как в старшем дошкольном возрасте он уже может успешно выполнять задачи и достигать целей. В подростковом возрасте у ребенка происходит дальнейшее развитие волевых качеств, таких как самостоятельность и самоконтроль.

Что такое волевая сфера личности ребенка?

Волевая сфера личности ребенка - это комплекс психологических процессов и качеств, связанных с формированием и развитием воли у ребенка. Волевая сфера включает в себя такие аспекты, как настойчивость, требовательность, упорство, самоконтроль и т. д.