Возвышение и развенчание философии оптимизма. (Проведите сравнительный анализ «Робинзона Крузо» Дефо и «Кандида» Вольтера, акцентируя внимание на отношение писателей к теории Лейбница).

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Литература
  • 17 17 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 27.07.2013
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Возвышение и развенчание философии оптимизма

Оглавление
1.Введение
2. Возвышение и развенчание философии оптимизма
2.1 Мир многообразен, порой несовершенен, но он лучший из возможных миров. Все к лучшему в этом лучшем из миров
2.2 Почему существует зло во вселенной? Откуда оно явилось в совершеннейшем из миров и какова его роль?
2.3 Материя есть деятельная сила, что не действует, то не существует
3. Заключение
4. Используемая литература:











Фрагмент для ознакомления

С первых строк романа его герой неустанно трудится, в каждой ситуации,каждую минуту он понимает и осознает, что только труд и деятельность способны избавить его от переживаний, помочь ему выжить и прожить в новых нелегких условиях. Более того, благодаря своей неустанной деятельности Робинзон не только благоустраивает свою жизнь на острове, но и чувствует себя счастливым. Пугающий и ненавистный с первых дней остров превращается в сказочный рай для Робинзона. Робинзон на острове осваивает новые ремесла: земледелие, скотоводство, шитье, плетение, кулинарию, строительство и получает удовольствие, видя и вкушая плоды своего труда. Сначала Робинзон неумелый мастер, а потом -профессионал. Но главное, ее внутреннее состояние, которое возникает у него после нелегких работ:«Я думаю, ни один человек в мире не испытывал такой радости по столь ничтожному поводу, какую испытал я, когда убедился, что мне удалось изготовить горшки, которые не боятся ни воды, ни огня.Приятно мне было отведать свежеиспечённого хлеба! Мне казалось, что я никогда в жизни не едал такого дивного лакомства».Здесь Дефо снова подтверждает мнение: «не почему. А для чего» на долю Робинзона выпадают испытания. «Нужно сказать, что теперь я стал гораздо искуснее во всех ручных работах, каких требовали условия моей жизни. Когда я очутился на острове, я совершенно не умел обращаться с топором, а теперь я мог бы при случае сойти за хорошего плотника, особенно если принять в расчёт, как мало было у меня инструментов.Я и в гончарном деле (совсем неожиданно!) сделал большой шаг вперёд: устроил станок с вертящимся кругом, отчего моя работа стала и быстрее и лучше; теперь вместо корявых изделий, на которые было противно смотреть, у меня выходила очень неплохая посуда довольно правильной формы». Робинзон постоянно находится в движении и поиске, он не останавливается на физическом труде, а начинает заниматься просветительской и образовательной деятельностью, нравственным развитием. Он приручает животных и птиц, создавая вокруг себя «новое общество», учит разговаривать попугая. Он облагораживает свою жизнь, вносит в нее искорку образованности и цивилизации, создавая свои ритуалы и правила:«Я думаю, что самый хмурый и угрюмый человек не удержался бы от улыбки, если бы увидел меня с моим семейством за обеденным столом»«Нужно было видеть, с какой королевской пышностью я обедал один, окружённый моими придворными. Только Попке, как любимцу, разрешалось разговаривать со мной»«Я жил настоящим королём, ни в чём не нуждаясь; подле меня всегда был целый штат преданных мне придворных — не было только людей.»Дефо на примере жизни своего героя показывает и доказывает состоятельность теории оптимизма Лейбница: благодаря деятельности, Робинзон приходит к состоянию гармонии между внутренним и внешним миром.Вольтер, напротив, приходит к принятию данной теории с присущей ему категоричностью. Он, не показывает свое отношение открыто. Наоборот, Вольтер приходит к согласию с рассуждением. Он осторожно вкладывает в уста своего героя слова: «надо возделывать сад», оставляя читателю размыслить над тем, почему вдруг автор помещает своего героя в домашнюю обстановку, где нужно трудиться. Да и сам Кандид удивлен и находится в состоянии растерянности. Он столько путешествовал, прошел через такие испытания и несчастья и в конце пути остается разочарованным. Рухнули все его убеждения, взгляды, теории. Он пришел к мечте, но получил вовсе не то, о чем мечтал. Точнее не в том виде, каким себе представлял осуществление мечты. Кунигундаобезображена, а это для Кандида важно и значимо, т.к. он был влюблен во внешнюю красоту своей возлюбленной. И Кандид смиренно принимает ситуацию, начиная трудиться и возделывать свой сад.Перед нами новый Кандид, который не хочет больше философстовать и размышлять над смыслом жизни, бедствиях и страданиях., находя утешение в труде. Герой произносит замечательные слова, ставшие крылатым выражением:«работа отгоняет от нас три великих зла: скуку, порок и нужду». Вольтер и здесь негласно соглашается с Лейбницем: «Материя есть деятельная сила …Что не действует, то не существует».И разочаровавшийся философ Панглос, подтверждает это:«Я знаю также, – сказал Кандид, – что надо возделывать наш сад.– Вы правы, – сказал Панглос. – Когда человек был поселен в саду Эдема, это было utoperaretureum, – дабы и он работал. Вот вам доказательство того, что человек родился не для покоя.– Будем работать без рассуждений, – сказал Мартен, – это единственное средство сделать жизнь сносною».Все герои Вольтера принимают истинность данного суждения, пройдя через столько испытаний. Да, в конце романа,мы видим их несколько разочарованными, но это обычное состояние человека в начале нового пути. И, осмелюсь предположить, что если бы Вольтер или другой автор написал продолжение романа Кандид( что актуально и «модно» в настоящее время), то мы бы увидели его героев счастливыми и умиротворенными, а главное довольными жизнью, ибо, по словам Вольтера «работа отгоняет от нас три великих зла: скуку, порок и нужду». А по убеждению Лейбница «Материя есть деятельная сила,что не действует, то не существует». И Даниэль Дефо ясно и четко обрисовал это в своем романе Робинзон Крузо. Не случайно, его роман заканчивается на оптимистической ноте:«Робин, Робин, Робин Крузо! Счастливый Робин Крузо! Куда ты попал, Робин Крузо? Куда ты попал? Где ты был?»3. ЗаключениеСистема Лейбница представляет очень оригинальное и широко задуманное произведение умозрительного творчества. Она стремится уничтожить пропасть между бытием внешним и внутренним, между идеальным и материальным, между духом и природою. Раньше Лейбница.никто не умел в такой степени возвыситься над противоположностью материи и духа. Он первый с поразительной ясностью понял, что внутреннее и внешнее - определения соотносительные, одно без другого невозможные; он понял, что прежде, чем проявиться вовне, стать внешней силой, реальное должно быть деятельно внутри себя, как мощь, свободно определяющая себя к проявлению, и, следовательно, духовность и телесность - две стороны одной и той же вещи; материя - не противоположность духу, а явление и способ внешнего действия духа.В произведении «Робинзон Крузо» Д.Дефо возвысил и поддержал теорию оптимизма Лейбница, в то время как С.Вольтер в произведении «Кандид» попытался развенчать данную теорию.Вольтер выступил рьяным противником теории Лейбница, тем не менее в некоторых сюжетах своего произведения, он невольно выступил сторонником данной теории.4. Используемая литература:Вольтер «Кандид» Интернет - сайт «Большая бесплатная билиотека»Д.Дефо «Робинзон Крузо» Интернет - сайт «Большая бесплатная билиотека»Лейбниц « Теодицея» Издательство Мысль, М. 1989 г.Ефремова Т.Ф. «Толковый словарь русского языка».Википедия «Философия Лейбница»

4. Используемая литература:

1.Вольтер «Кандид» Интернет - сайт «Большая бесплатная билиотека»
2.Д.Дефо «Робинзон Крузо» Интернет - сайт «Большая бесплатная билиотека»
3.Лейбниц « Теодицея» Издательство Мысль, М. 1989 г.
4.Ефремова Т.Ф. «Толковый словарь русского языка».
5.Википедия «Философия Лейбница»

Вопрос-ответ:

Как связаны философия оптимизма и теория Лейбница?

Философия оптимизма, пропагандируемая Просвещением XVIII века, базировалась на теории Лейбница о том, что мир создан Богом и является наилучшим из возможных миров. Лейбниц считал, что все происходящее в мире является частью гармоничного и предопределенного плана, и что даже зло имеет свое место и значение в этой гармонии. Однако, в своих произведениях "Робинзон Крузо" Дефо и "Кандид" Вольтер не только не поддерживали теорию Лейбница, но и осуждали ее, иллюстрируя противоречия и негативные последствия оптимистического мышления.

Какие аспекты отношения писателей к оптимизму и прогрессу можно выделить в романах "Робинзон Крузо" и "Кандид"?

В романах "Робинзон Крузо" и "Кандид" писатели исследуют различные аспекты оптимизма и прогресса. Крузо, оказавшись на острове, осознает, что его выживание и благосостояние зависят исключительно от его собственных усилий и навыков. Он учится новым навыкам, строит жилище, выращивает пищу и представляет себе остров как место, где можно проводить счастливую жизнь без помощи других людей или Божьего вмешательства. В "Кандиде" Вольтер насмешливо представляет общество, проповедующее оптимизм и полагающее, что все происходящее в мире является частью Божьего плана. Он показывает, что упование на помощь свыше может привести к неблагоприятным и нелепым последствиям.

Чем оригинален Робинзон Крузо как личность и мыслитель?

Робинзон Крузо, как личность и мыслитель, не представляет ничего оригинального в глазах читателя. Он является типичным представителем общепринятых религиозных и философских взглядов своего времени. Он верит в Бога, в справедливость мира и в то, что все, что происходит, имеет определенную причину и значение. Его осознанное вверяние своего существования прогрессу и уверенность в его способности обеспечить ему благое пребывание на острове делают его неоригинальным и предсказуемым персонажем.

Какое отношение имеют романы Робинзона Крузо Дефо и Кандида Вольтера к философии оптимизма Лейбница?

Оба романа являются критикой философии оптимизма Лейбница и выражают недоверие к идее, что все случайности в мире являются частью более высокого и гармоничного порядка. В романе Дефо главный герой Робинзон Крузо оказывается на необитаемом острове и выживает там, полагаясь только на свои собственные усилия. Он не полагается на помощь свыше и прилагает все усилия для создания благоприятных условий для своего выживания. В романе Вольтера главный герой Кандид встречает множество несчастий и жестокостей в своих странствиях, что противоречит идее гармоничного мира, предлагаемой Лейбницем.

Что общего между романами Робинзона Крузо Дефо и Кандида Вольтера?

Оба романа описывают путешествия главных героев, которые сталкиваются с различными несчастными случаями и жестокостью мира. В обоих случаях романы являются критикой философии оптимизма и полагаются на реалистичное изображение жизни и разочарования.

В чем основное отличие между романом Робинзона Крузо Дефо и Кандидом Вольтера?

Основное отличие состоит в том, что Робинзон Крузо полагается только на свои собственные усилия для выживания на необитаемом острове, в то время как Кандид сталкивается с множеством несчастий и трагедий, несмотря на свои хорошие намерения и присутствие веры в гармоничный мир. Роман Крузо больше ориентирован на практическое выживание, в то время как роман Вольтера более философский и полон размышлений о природе человеческого существования.

Какое отношение к теории Лейбница имеет главный герой романа Робинзон Крузо Дефо?

Главный герой романа Робинзон Крузо не выражает никакого интереса к философии и теории Лейбница. Его основная цель - выжить на необитаемом острове и создать для себя благоприятные условия. Он не полагается на помощь свыше или верит в предопределение, а действует осознанно и рационально, полагаясь на свою собственную силу и умение.

Какие философские концепции рассматривались в статье?

В статье рассматривается философия оптимизма, а также теория Лейбница.