Психолго-педагогические основы развития логических универсальных учебных действий в начальных классах.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания
  • 22 22 страницы
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 30.07.2013
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Глава 1.Структура, классификация логических универсальных действий
Глава 2. Анализ методических материалов направленных на формирование логических УДД
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Так, есть задания на анализ текстов, в частности требующих применения различных типов логического анализа по работе над текстом задачи.
В задачах с неполными условиями, дети на основе своего житейского опыта должны для решения задачи сами ввести недостающую информацию. Примером таких заданий являются следующие: «Сколько лап у трех жуков?».
Другой вид логического анализа используется в задачах, где требуются знания об арифметических действиях, компонентах действий и их отношениях. Пример такого задания: «на рисунке изображены четыре одинаковых коробки с цветными карандашами. Одна коробка раскрыта и видно количество находящихся в ней карандашей. Необходимо по рисунку составить задачу, которая решается с помощью умножения». Во многих учебниках математики имеется небольшое, к сожалению, число заданий по переводу вербально заданного текста на язык графики и обратные задания: по рисункам или схемам надо составить задачи или примеры.
Общий прием решения задач должен быть предметом специального усвоения с последовательной отработкой каждого из составляющих его компонентов. Овладение этим приемом позволит учащимся самостоятельно анализировать и решать различные типы задач. Прием решения задач, осваиваемый, как правило, на материале математики, должен выступать как универсальный метод мышления в других предметных областях.
Описанный выше общий прием решения задач применительно к математике в своей общей структуре может быть перенесен на любой учебный предмет.
Рассмотрим возможности формирования логических УУД на уроках математики по УМК «Школа Росси».
Широко на уроках математики развиваются логические УУД. В процессе вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации (используя при решении самых разных математических задач простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания).
При этом сохраняется приоритет арифметической линии начального курса математики как основы для продолжения математического образования в 5–6 классах.
Познавательные УУД формируются, когда:
‐ учитель говорит: «Подумайте»; «Выполните задание»; «Проанализируйте»; «Сделайте вывод…».
Заключение
Формировать логические УУД младших школьников в процессе обучения математике возможно только в условиях развивающего обучения, поскольку развивающее обучение предполагает не только умственное развитие, но и возникновение новообразований как в содержательной стороне психики ребенка (представления, понятия, суждения), так и в способах психической деятельности: умственной, эмоционально-волевой, практической, развитие новообразований в различных компонентах социального опыта, характеризующих культуру личности.
А именно: в интеллектуальной сфере, эмоционально-ценностной сфере, познавательной сфере (становление интеллекта, развитие механизмов познания), в сфере психологической структуры и содержания деятельности (становление целей, мотивов, освоение способов и средств деятельности), сфере личности (направленность, ценностная ориентация, самосознание, самооценка, взаимодействие с окружающим миром), что особенно важно для формирования логических УДД учащихся.
И так нами определенна структура логических УДД учащихся :
логическая грамотность, то есть владение некоторым комплексом понятий и законов логики, составляющих необходимый базис для развития логического мышления в процессе обучения математике;
развитое логическое мышление,
способность использовать логическую грамотность, логическое мышление в учебной деятельности для решения проблем, возникающих в обучении и жизни;
ценностно-личностное отношение к логической грамотности и опыту собственной деятельности на ее основе.
Список литературы
Асмус, В.Ф. Учение логики о доказательстве и опровержении [Текст] / В.Ф. Асмус. - М.: Госполитиздат, 1954. - 88 с.
Атаханов, Р.А. К диагностике развития математического мышления. / [Текст] Р.А. Астахов // Вопросы психологии. - 1992. - №№ 1-2. - С. 60-67.
Бабанский, Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности [Текст] / Ю.К. Бабанский. - М.: Знание, 1981. - 96 с.
Башмаков, М.И. Математика: учебное пособие для 10-11 классов гуманитарного профиля [Текст] / М.И. Башмаков. - М.: Просвещение, 2004.-330 с.
Варламова, Т.П. Формирование логической компетентности учащихся в процессе обучения математике [Текст] / Т.П. Варламова // Основные аспекты обновления содержания математического образования в 2005/06 учебном году: сборник рекомендаций СОИП и ПКК. - Южно-Сахалинск: Изд-во СОИП и ПКК, 2005. - С. 14-26.
Истомина З.М. и др. Формирование приёмов логического мышления у детей   дошкольного   возраста  и   младших   школьников.   //   Вопросы психологии - 1999. - Ки5. - с. 23-29.
Коляда Е.П. Развитие логического мышления учащихся на основе межпредметных задач: Автореф. дис. ... канд. пед. н. - Саратов, 1998. -24 с.
Кондаков, Н.И. Логика: пособие для учителей [Текст] / Н.И. Кондаков. -М.: Учпедгиз, 1954. - 512 с.
Колягин, Ю.М. Математика и развитие логического мышления [Текст] / Ю.М. Колягин // Активизация обучения математике в сельской школе. -М.: Просвещение, 1975. - 212 с.
Колягин, Ю.М. Математические задачи как средство обучения и развития учащихся [Текст]: В 2 ч. / Ю.М. Колягин. - М.: Просвещение, 1977. -Ч. 1.-110 с; Ч. 2.-144 с.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе (А.Г. Асмолов и др.). М.: Просвещение, 2010. – 152с.
Леонтьев, А.Н. Сочинения [Текст]: в 2 т. / А.Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 1. - 392 с. -Т. 2.-320 с.
Мантуров, О.В. Толковый словарь математических терминов: пособие для учителей [Текст] / О.В. Мантуров, Ю.К. Солнцев, Ю.И. Сорокин; под ред. В.А. Диткина. -М.: Просвещение, 1965. - С. 210-211.
Математическая энциклопедия [Текст]: в 2 т. - М., 1979. - Т.2. - С. 372.
Никольская, И.Л. Знакомство с математической логикой [Текст] / И.Л. Никольская. - М.: МПСИ Флинта, 1998. - 128 с.
Новиков, П.С. Элементы математической логики [Текст] / П.С. Новиков. -М.: Физматгиз, 1959. - 171 с.
Обухова, Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы [Текст] / Л.Ф. Обухова. -М.: Тривола, 1995. - 360 с.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2010. – 191с.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010. – 731с.
Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении [Текст] / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогика, 1980.-240 с.
Развитие и диагностика способностей [Текст]; под ред. В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова.-М., 1991.-181 с.
Слупецкий, Е. Элементы математической логики и теории множеств [Текст] / Е. Слупецкий, Л. Борковский. - М.: Изд-во Прогресс, 1965. -215 с.
Столяр, А.А. Педагогика математики: учебное пособие для физико-математических факультетов педагогических университетов [Текст] / А.А. Столяр. - Минск: Изд-во Высшая школа, 1986. - 414 с.
Столяр, А.А. Элементарное введение в математическую логику [Текст] / А.А. Столяр. - М.: Просвещение, 1965. - 163 с.
http://pedsovet.su/load/35
krhroo.narod.ru/bank_sergeeva_rabochaya_programma_erudit.doc









2

Список литературы
1.Асмус, В.Ф. Учение логики о доказательстве и опровержении [Текст] / В.Ф. Асмус. - М.: Госполитиздат, 1954. - 88 с.
2.Атаханов, Р.А. К диагностике развития математического мышления. / [Текст] Р.А. Астахов // Вопросы психологии. - 1992. - №№ 1-2. - С. 60-67.
3.Бабанский, Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности [Текст] / Ю.К. Бабанский. - М.: Знание, 1981. - 96 с.
4.Башмаков, М.И. Математика: учебное пособие для 10-11 классов гуманитарного профиля [Текст] / М.И. Башмаков. - М.: Просвещение, 2004.-330 с.
5.Варламова, Т.П. Формирование логической компетентности учащихся в процессе обучения математике [Текст] / Т.П. Варламова // Основные аспекты обновления содержания математического образования в 2005/06 учебном году: сборник рекомендаций СОИП и ПКК. - Южно-Сахалинск: Изд-во СОИП и ПКК, 2005. - С. 14-26.
6.Истомина З.М. и др. Формирование приёмов логического мышления у детей дошкольного возраста и младших школьников. // Вопросы психологии - 1999. - Ки5. - с. 23-29.
7.Коляда Е.П. Развитие логического мышления учащихся на основе межпредметных задач: Автореф. дис. ... канд. пед. н. - Саратов, 1998. -24 с.
8.Кондаков, Н.И. Логика: пособие для учителей [Текст] / Н.И. Кондаков. -М.: Учпедгиз, 1954. - 512 с.
9.Колягин, Ю.М. Математика и развитие логического мышления [Текст] / Ю.М. Колягин // Активизация обучения математике в сельской школе. -М.: Просвещение, 1975. - 212 с.
10.Колягин, Ю.М. Математические задачи как средство обучения и развития учащихся [Текст]: В 2 ч. / Ю.М. Колягин. - М.: Просвещение, 1977. -Ч. 1.-110 с; Ч. 2.-144 с.
11.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе (А.Г. Асмолов и др.). М.: Просвещение, 2010. – 152с.
12.Леонтьев, А.Н. Сочинения [Текст]: в 2 т. / А.Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 1. - 392 с. -Т. 2.-320 с.
13.Мантуров, О.В. Толковый словарь математических терминов: пособие для учителей [Текст] / О.В. Мантуров, Ю.К. Солнцев, Ю.И. Сорокин; под ред. В.А. Диткина. -М.: Просвещение, 1965. - С. 210-211.
14.Математическая энциклопедия [Текст]: в 2 т. - М., 1979. - Т.2. - С. 372.
15.Никольская, И.Л. Знакомство с математической логикой [Текст] / И.Л. Никольская. - М.: МПСИ Флинта, 1998. - 128 с.
16.Новиков, П.С. Элементы математической логики [Текст] / П.С. Новиков. -М.: Физматгиз, 1959. - 171 с.
17.Обухова, Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы [Текст] / Л.Ф. Обухова. -М.: Тривола, 1995. - 360 с.
18.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2010. – 191с.
19.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010. – 731с.
20.Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении [Текст] / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогика, 1980.-240 с.
21.Развитие и диагностика способностей [Текст]; под ред. В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова.-М., 1991.-181 с.
22.Слупецкий, Е. Элементы математической логики и теории множеств [Текст] / Е. Слупецкий, Л. Борковский. - М.: Изд-во Прогресс, 1965. -215 с.
23.Столяр, А.А. Педагогика математики: учебное пособие для физико-математических факультетов педагогических университетов [Текст] / А.А. Столяр. - Минск: Изд-во Высшая школа, 1986. - 414 с.
24.Столяр, А.А. Элементарное введение в математическую логику [Текст] / А.А. Столяр. - М.: Просвещение, 1965. - 163 с.
25.http://pedsovet.su/load/35
26.krhroo.narod.ru/bank_sergeeva_rabochaya_programma_erudit.doc

Вопрос-ответ:

Какие вопросы рассматриваются в структуре первой главы статьи?

В первой главе статьи рассматриваются такие вопросы, как структура и классификация логических универсальных действий.

Какие методические материалы анализируются во второй главе статьи?

Во второй главе статьи анализируются методические материалы, направленные на формирование логических универсальных действий.

Какие задания могут быть использованы для развития логических действий учащихся?

Для развития логических действий учащихся могут быть использованы задания на анализ текстов, в том числе задачи с неполными условиями, требующие применения различных типов логического анализа.

Какой опыт используют дети при работе над задачами с неполными условиями?

При работе над задачами с неполными условиями дети используют свой житейский опыт для дополнения условий и решения задачи.

Какие психолого-педагогические основы лежат в основе развития логических универсальных действий?

Психолого-педагогические основы развития логических универсальных действий основаны на учете психологических особенностей учащихся и использовании соответствующих методических материалов.

Какова структура логических универсальных учебных действий в начальных классах?

Структура логических универсальных учебных действий в начальных классах состоит из нескольких компонентов: вводного, основного и заключительного. Вводный компонент включает в себя цель и задачи урока, предварительную беседу. Основной компонент включает разделение учебного материала на составные части, объяснение нового материала, выполнение учащимися упражнений и заданий для закрепления знаний. Заключительный компонент включает контроль и оценку знаний учащихся.

Что такое логические универсальные действия?

Логические универсальные действия - это основные способы мышления, которые позволяют учащимся проводить логические операции с информацией. Они включают в себя такие действия, как анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация и др. Логические универсальные действия являются основой для развития мышления и интеллектуальных способностей учащихся.

Какие методические материалы используются для формирования логических универсальных действий в начальных классах?

Для формирования логических универсальных действий в начальных классах используются различные методические материалы. Это могут быть учебники, рабочие тетради, учебные пособия, игровые задания, различные интерактивные упражнения и т.д. Эти материалы помогают развивать у детей умение анализировать, сравнивать, классифицировать и выполнять другие логические операции.

Какие задачи возникают у детей при работе с текстовыми заданиями?

При работе с текстовыми заданиями у детей могут возникать различные задачи. Одна из них - анализ текста и выделение главной информации. Дети должны ориентироваться в тексте, выделять ключевые слова и понимать смысл задачи. Также дети должны уметь работать с неполными условиями, используя свой житейский опыт и логическое мышление для решения задачи.

Какова структура логических универсальных учебных действий в начальных классах?

Структура логических универсальных учебных действий в начальных классах включает в себя такие элементы, как осознание проблемной ситуации, анализ условий, постановка цели, выбор и реализацию способов решения, контроль и оценку результата.

Какие методические материалы используются для формирования логических универсальных действий?

Для формирования логических универсальных действий в начальных классах используются различные методические материалы, такие как учебники с заданиями на анализ текстов, задачи с неполными условиями, а также специальные учебные пособия и задания, направленные на развитие логического мышления и учебных действий.