Взаимодействие человека, общества и природы
Заказать уникальный реферат- 24 24 страницы
- 14 + 14 источников
- Добавлена 29.05.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1 Определения человека, общества и природы и их сущность
1.1 Человек, как высшая форма бытия
1.2 Философское определение общества
1.3 Понятие природы в философии
ГЛАВА 2 Взаимодействие человека, общества и природы
2.1 Человек и общество
2.2 Человек и природа
2.3 Природа и общество
ГЛАВА 3 Пути улучшения взаимоотношений человека, общества и природы
3.1 Глобальные кризисы человечества
3.2 Концепция устойчивого развития
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Проявление экологического кризиса нередко называют «эффектом бумеранга».
В наши дни антропогенный кризис дополнился глобальным термодинамическим (тепловым) кризисом или энергетическим кризисом потребления.
Термодинамический кризис вызывает климатические и изменения в биосфере, связанные с парниковым эффектом, возникающим из-за загрязнения атмосферы парниковыми газам.
Причины экологического кризиса: демографический взрыв, уничтожение биологических видов и целых экосистем, истощение природных ресурсов, а также загрязнение окружающей природной среды.
Основные критические процессы в биосфере это достижение человеком и значительное (в наши дни на порядок) превышение порога энергетического лимита; разрушение природных экосистем.
Растущее потребление энергии и выделение парниковых газов грозит планете глобальной экологической катастрофой. Может произойти повышение уровня Мирового океана и затопление прибрежных земель (таких, как земли северной Европы) и многих крупных городов. Кроме этого, уже сейчас наблюдаются локальные кризисные климатические ситуации, связанные с возникновением торнадо, цунами, резкими перепадами погоды, наводнениями. Выброс газов в атмосферу ведет еще к двум опасностям: выпадению кислотных осадков и разрушению озонового слоя.
Он характеризуется не столько усилением воздействия человека на природу, сколько резким увеличением влияния измененной людьми природы на общественное развитие. Проявление экологического кризиса нередко называют «эффектом бумеранга». Известен ряд экологических кризисов: относительного обеднения доступных примитивному человеку ресурсов промысла и собирательства, обусловивший стихийные биотехнические мероприятия типа выжигания растительности для ее лучшего и более раннего роста (с наступлением весны, влажного периода года); перепромысла крупных позвоночных животных (50—10 тыс. лет назад); современный кризис глобального загрязнения, которому, по мнению ученых, соответствует высший этап научно-технической революции. Человек выступает при экологическом кризисе активно действующей стороной.
У человека за тысячелетия было воспитано потребительское отношение к природе, которое породило ошибочное представление о неисчерпаемости природных ресурсов. Это было верно, пока интенсивность их изъятия в силу неразвитости техники, была относительно невелика, биосфера успевала восстанавливать нарушенные человеком равновесия экосистем. Но в результате научно-технической революции потенциал биосферы не в силах компенсировать антропогенное воздействие, а человек в это время продолжает «покорять» природу, расширяя и усиливая разрушительные процессы в ней.
3.2 Концепция устойчивого развития
Термин «устойчивое развитие» был введен в 1987 году в широкое употребление международной комиссией по окружающей среде и развитию (Комиссия Брунтланд). Собственно концепция устойчивого развития общества была принята на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в июне 1992 г. в г. Рио-де-Жанейро на уровне глав государств и правительств.
Под устойчивым понимается такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.
Устойчивое развитие включает в себя два ключевых взаимосвязанных понятия:
1) понятие потребностей, в том числе приоритетных (необходимых для существования беднейших слоев населения);
2) понятие ограничений (обусловленных состоянием технологии и организацией общества), накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности человечества.
Основная задача ставится перед устойчивым развитием -удовлетворение человеческих потребностей и стремлений. Для всех людей предусматривается удовлетворение наиболее важных для жизни потребностей и в равной степени удовлетворять свои стремления к лучшей жизни.
Предусматривается, что устойчивого развития будет динамичным в своем развитии. В программе оно представляет собой процесс изменений гармонии, в котором нынешние и будущие потребности будут сопоставимы с масштабом эксплуатации ресурсов, направлением технического развития.
Важно, чтобы способность таких систем к изменениям сохранилась, и они не пребывали в некотором «идеальном» зафиксированном состоянии.
Концепцию устойчивого развития следует отличать и от экотопии - теории всяческого ограничения экономического развития. Такой тип развития общества, резко понизит жизненные стандарты общества, поэтому он представляется малореальным. С другой стороны современные западные стандарты качества жизни и потребления просто невозможно распространить на все человечество.
Сегодня все большее число людей осознает, что само дальнейшее существование человечества будет невозможным, если деградация природной среды его обитания превысит некоторый, пока неизвестный, а возможно, и принципиально неустановимый, критический уровень.
Таким образом, осуществляемое в гармонии с окружающей средой развитие может способствовать как удовлетворению целого ряда насущных потребностей людей, так и укреплению собственной основы развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Природное начало человека проявляется во всех сферах общественной жизни. В то же время человек в процессе своей жизнедеятельности создает определенные общества, осваивает все многообразие окружающей природной среды, во всей гамме превращений материального в идеальное. В то же время природа не является инертной системой, наоборот, живет, пульсирует в обществе, сохраняя активность. Отсюда можно сделать вывод, что общество представляет собой не что иное, как определенное природное образование, как один из высших этапов бесконечной эволюции природного бытия человека.
Таким образом, общество, человек и природа взаимосвязаны.
В современных условиях научно-технического прогресса взаимодействие в системе «общество-природа-человек» должно учитывать не только интересы человека и общества, но и «интересы» природы. Расширение интересов человека, повышение ответственности перед будущими поколениями, рост общественного сознания в общем цивилизационном процессе ведет людей к пересмотру своих «взаимоотношений» с природой, желанию сформировать некую здоровую окружающую среду.
Сложная система «человек - общество – природа» развивается и самосовершенствуется в сложных взаимоотношениях всех своих элементов. Общественные интересы, в основном, складываются и развиваются в зависимости от всей единой системы «человек - общество – природа». Особенности взаимодействия всех перечисленных элементов системы, в конце концов, определяют соотношение между окружающей природной средой и общественными интересами.
Поэтому для решения поставленных задач перед обществом стоит острая необходимость организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, специального регулирования хозяйственной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Значение, предмет и задачи конфликтологии // Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 551 с.
Бобылев С.Н. Экологизация экономического развития. М., 1993
Концепция устойчивого развития: новая социально-экономическая парадигма /Х.Н. Гизатуллин, В.А. Троицкий . Общественные науки и современность. № 5- 1998. – С.124-130.
Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. - М.: Академический Проект, 2004. - 320 с.
Маркс К. Капитал. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд., т. 23
Мунасингхе М., Круз В. Экономическая политика и окружающая среда. Опыт и выводы. Публикации Всемирного банка по проблемам окружающей среды. Вып. 10. Вашингтон, округ Колумбия, 1995. На правах рукописи.
Начала современного естествознания: тезаурус / В. Н. Савченко, В. П. Смагин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 336 с.
Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию. М., 1989
Реймерс Н.Ф. Экология. Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. М., 1994.
Сперанский В.И. Основные виды конфликтов. Проблемы классификации. – Социально-политический журнал, 1995, №4, с. 164-176
Спиркин А. Г. Философия: Учебник для студентов вузов. М.: Гардарики, 2001.
Тинберген Я. Пересмотр международного порядка. М., 1980
Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. - 673 с.
Экология: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и дон. / В.Н. Большаков, В.В. Качак, В.Г. Коберниченко и др.; Под ред. Г.В. Тягунова, Ю.Г. Ярошенко. - М.: Логос, 2005. - 504 с.
Структура — это относительно устойчивый способ организации и самоорганизации таких элементов системы, которые при изменении условий сохраняют устойчивость, стабильность и без которых система теряет свое прежнее качество.
Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. — 673 с.
Начала современного естествознания: тезаурус / В. Н. Савченко, В. П. Смагин. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 336 с.
Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. — М.: Академический Проект, 2004. — 320 с.
Эксплицитный (англ. explicit) - явно, открыто выраженный.
Имплицитный — (франи. implicite подразумеваемый, скрыто содержащийся, от лат. implicitum). Невыраженный, подразумеваемый; неразвернутый
Вестник ВолГУ. Серия 7.2008.№1 (7) - С.143
Спиркин А. Г. Философия: Учебник для студентов вузов. М.: Гардарики, 2001.
Философский словарь / под редакцией И. Т. Фролова — 4-е издание. — Москва: Политиздат, 1981. — 448 с.
Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Значение, предмет и задачи конфликтологии // Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 1999. — С. 81. — 551 с.
Сперанский В.И. Основные виды конфликтов. Проблемы классификации. – Социально-политический журнал, 1995, №4, с. 164-176
Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой
Маркс К. Капитал. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд., т. 23., с.327
Спиркин А. Г. Философия: Учебник для студентов вузов. М.: Гардарики, 2001.
Экология: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и дон. / В.Н. Большаков, В.В. Качак, В.Г. Коберниченко и др.; Под ред. Г.В. Тягунова, Ю.Г. Ярошенко. - М.: Логос, 2005. - 504 с.
Концепция устойчивого развития: новая социально-экономическая парадигма /Х.Н. Гизатуллин, В.А. Троицкий . Общественные науки и современность. № 5- 1998. – С.124
Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и раз-
витию. М., 1989
Мунасингхе М., Круз В. Экономическая политика и окружающая среда. Опыт и выводы.
Публикации Всемирного банка по проблемам окружающей среды. Вып. 10. Вашингтон, округ
Колумбия, 1995. На правах рукописи.
Бобылев С.Н. Экологизация экономического развития. М., 1993
Тинберген Я. Пересмотр международного порядка. М., 1980
Реймерс Н.Ф. Экология. Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. М., 1994.
9
3
1.Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Значение, предмет и задачи конфликтологии // Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 551 с.
2.Бобылев С.Н. Экологизация экономического развития. М., 1993
3.Концепция устойчивого развития: новая социально-экономическая парадигма /Х.Н. Гизатуллин, В.А. Троицкий . Общественные науки и современность. № 5- 1998. – С.124-130.
4.Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. - М.: Академический Проект, 2004. - 320 с.
5.Маркс К. Капитал. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд., т. 23
6.Мунасингхе М., Круз В. Экономическая политика и окружающая среда. Опыт и выводы. Публикации Всемирного банка по проблемам окружающей среды. Вып. 10. Вашингтон, округ Колумбия, 1995. На правах рукописи.
7.Начала современного естествознания: тезаурус / В. Н. Савченко, В. П. Смагин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 336 с.
8.Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию. М., 1989
9.Реймерс Н.Ф. Экология. Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. М., 1994.
10.Сперанский В.И. Основные виды конфликтов. Проблемы классификации. – Социально-политический журнал, 1995, №4, с. 164-176
11.Спиркин А. Г. Философия: Учебник для студентов вузов. М.: Гардарики, 2001.
12.Тинберген Я. Пересмотр международного порядка. М., 1980
13.Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. - 673 с.
14.Экология: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и дон. / В.Н. Большаков, В.В. Качак, В.Г. Коберниченко и др.; Под ред. Г.В. Тягунова, Ю.Г. Ярошенко. - М.: Логос, 2005. - 504 с.
Вопрос-ответ:
Что такое человек, общество и природа?
Человек - это высшая форма бытия, обладающая разумом и сознанием. Общество - это группа людей, объединенных общими целями, интересами и нормами поведения. Природа - это окружающая нас живая и неживая среда, в которой мы существуем.
Как можно определить общество философски?
Философское определение общества может быть дано как совокупность людей, объединенных определенными целями и отношениями, стремящихся к развитию и самосовершенствованию.
Как понимается природа в философии?
В философии природа понимается как окружающая нас мироздание, которое включает в себя все живое и неживое. Она рассматривается как система самоподдерживающихся процессов и законов.
Как связаны человек, общество и природа между собой?
Человек, общество и природа тесно связаны между собой и взаимодействуют друг с другом. Человек взаимодействует с природой, используя ее ресурсы и воздействуя на нее. Общество влияет на человека и природу через свои ценности, нормы и институты. Природа, в свою очередь, оказывает влияние на человека и общество, предоставляя им ресурсы и условия для существования.
Какие глобальные кризисы человечества существуют?
Среди глобальных кризисов человечества можно выделить экологический кризис, социально-экономический кризис, моральный кризис, демографический кризис и другие. Все эти кризисы связаны между собой и требуют комплексного подхода для их решения.
Как можно определить человека?
Человек можно определить как высшую форму бытия, обладающую разумом и сознанием. Он является субъектом деятельности и способен к самосознанию, мышлению, творчеству, эмоциям и моральным выборам.
Каково философское определение общества?
Философское определение общества говорит о том, что это совокупность людей, объединенных определенными общими интересами, ценностями и нормами поведения. Общество формируется на основе социальных связей и взаимодействий между индивидами, а также оно влияет на их развитие и самосознание.
Что означает понятие "природа" в философии?
В философии понятие "природа" относится к объективной материальной среде, включающей все живое и неживое на Земле. Природа в философии имеет собственные законы и принципы функционирования, а также влияет на жизнь и деятельность людей.
Как связаны человек и общество?
Человек и общество тесно связаны друг с другом. Человек - член общества и взаимодействует с ним через социальные отношения, институты и ценности. Общество, в свою очередь, влияет на формирование и развитие личности, определяет нормы поведения и социальные роли человека.
Как влияет человек на природу и наоборот?
Человек оказывает значительное влияние на природу. Его деятельность, такая как промышленность, расширение городов, использование ресурсов, приводит к экологическим проблемам и изменению биосферы. В тоже время, природа влияет на человека через климатические условия, доступность ресурсов и экологическую обстановку.
Как можно определить человека?
Человек может быть определен как высшая форма бытия, обладающая разумом, сознанием и способностью к самосознанию.