Стратегические цели управления региональной собственностью и механизм их реализации.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Управление
  • 30 30 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 24.07.2013
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1 Особенности управления государственной собственностью в России
1.1 Теоретические вопросы управления государственной собственностью в России
1.2 Региональные особенности управления государственной собственностью
Глава 2 Особенности управления региональной собственностью и механизм их реализации
2.1 Современное состояние управления региональной собственностью на примере Московской области
2.2 Перспективы управления государственной собственностью на уровне регионов
Выводы
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

С расширением полномочий субъектов Федерации возрастает доля делегированных полномочий, связанных с проблемой децентрализации управления. Децентрализация означает предоставление прав нижестоящим органам принимать решения и вести самостоятельную финансовую и управленческую деятельность. Выражается это в передаче центром отдельных властных полномочий органам местного самоуправления. Происходит передача прав на принятие решений органам власти, которые не находятся в иерархическом подчинении (местное самоуправление, например, не входит в структуру государственной власти). Но следствием этого становится невозможность проведения единой государственной политики. Смысл проводимой административной реформы сводится к тому, что происходит лишь конкретизация функций органов исполнительной власти различных уровней, а насущные проблемы при этом не решаются. В ведении субъектов РФ по состоянию на октябрь 2011 г. находилось, например, 68 собственных полномочий, а перечень основных делегированных полномочий субъектов РФ по состоянию на сентябрь 2011 г. включал 907 позиций, закрепленных в 102 федеральных законах.Проблема усугубляется тем, что вначале имущество передается из федеральной собственности в региональную, а затем уже в муниципальную. Например, как отмечается в отчете Московского Минимущества, из Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, из Федерального агентства по образованию поступают документы по передаче имущества из федеральной собственности в государственную Ставропольского края с дальнейшей передачей его в муниципальную собственность муниципальных образований края по президентским целевым программам "Здоровье" и "Образование". Помимо того что появляются дополнительные финансовые издержки, возникают также разногласия по перечням представляемых документов для регистрации прав собственности и срокам прохождения документов.Не существует законодательного ограничения на передачу полномочий, не проработан механизм ответственности муниципальных властей за передаваемые ими полномочия. Это приводит к тому, что переданные полномочия не исполняются. У муниципалитетов нет достаточного имущества и финансовых ресурсов для их выполнения. Несмотря на то что продлен предельный срок отчуждения непрофильного муниципального имущества, не соответствующего требованиям ст. 50 Федерального закона N131 с 1 января 2009 г. до 1 января 2012 г., вопрос о регулировании имущественных отношений остается открытым. Министерство регионального развития разработало проект Федерального закона "Об особенностях возникновения, осуществления и прекращения права государственной и муниципальной собственности на имущество". Есть надежда, что этот закон решит проблемы в данной сфере [3].Однако из-за большого количества нормативно-правовых актов в сфере деятельности государственных органов власти субъектов Федерации (многообразие субъектов управления, время принятия документов) возникают несогласованность в них и соответственно слабое их исполнение. Принятие одного закона влечет за собой волну изменений в других законодательных актах. Например, в связи с принятием Федерального закона N199-ФЗ внесены изменения и дополнения сразу в 36 федеральных законов. Такое делегирование полномочий только запутывает систему управления (одним из принципов которой, кстати, является простота и наличие обратной связи). Структурные подразделения органов власти вынуждены содержать обширный штат юристов, которые должны согласовывать между собой многочисленные законодательные акты по уровням управления, по отраслям и т. д. В частности, в Министерстве имущественных и земельных отношений Ростовской области создан юридический отдел, а в нем существует сектор правовой экспертизы, который занят согласованием федерального и регионального законодательства.Делегирование полномочий приводит к тому, что в сфере отношений государственной собственности требуется юридическое оформление прав собственности; возникают значительные затраты на эти цели. К примеру, в целях разграничения государственной собственности на землю Минимуществом Московскойобласти за счет средств областного бюджета организовано выполнение землеустроительных работ по межеванию областных земельных участков: в 2010 г. по 1742 участкам на сумму 5, 6 млн. руб. ; в 2011 г. по 18 участкам на сумму 0, 4 млн. руб. Значительные средства затрачиваются также и федеральными государственными предприятиями. В частности, для оформления только одного отделения связи в федеральную собственность требуется не менее 10-15 тыс. руб., а их на территории области сотни.Другая проблема - отсутствие комплексной системы федерального законодательства в отношении государственной собственности. В законодательстве нет тождественных понятий "казна" в Бюджетном и Гражданском кодексах РФ. Нет единого толкования государственной собственности и в других нормативно-правовых документах. В Конституции РФ (ст. 8) и Гражданском кодексе РФ (п. 1 ст. 212) устанавливаются основные субъекты права государственной собственности. Однако такое понятие, как федеральная собственность, несмотря на широкое его применение в нормативных правовых актах и публикациях, отсутствует. В ГК РФ (ст. 214), дается лишь перечень имущества, которое является государственным. В Конституции РФ и ГК РФ в отношении к государственной собственности сложился исключительно имущественный подход, выделяющий субъекты и объекты государственной собственности. Базовым при таком подходе является юридическое закрепление конкретных объектов собственности за их субъектами. При этом из анализа выпадает многообразие отношений государственной собственности: источники ее образования и воспроизводства, методы управления, конечные цели использования.Значительный объем работы приходится на подготовку различного рода постановлений и распоряжений, согласований по имущественным вопросам. В 2011 г. в Московскойобласти Министерством имущественных отношений было подготовлено 76 проектов распоряжений на согласование уставов юридических лиц, оформлено 45 разрешений на продажу движимого государственного имущества, даны ответы (разъяснения) по продаже имущества 59 организациям; подготовлено 210 распоряжений по движению имущества, находящегося на балансе государственных унитарных предприятий, учреждений и в казне Московской области, и 30 распоряжений по реализации мероприятий краевых целевых и ведомственных целевых программ.Необходимость многочисленных согласований между органами, участвующими в управлении государственной региональной собственностью, ведет к снижению эффективности управления.2.2 Перспективы управления государственной собственностью на уровне регионовСегодня строить государство-корпорацию ошибочно и неэффективно. Необходимо искать путь построения государства, основанного на принципах совмещения черт корпорации с чертами учреждения. Важно найти оптимальное соотношение между управлением сверху и самоуправлением снизу. На наш взгляд, нужно государственный институт укреплять, инициировать, поддерживать (опять же с помощью государственных институтов) инициативу снизу [2].Назрела необходимость смены концепции управления государственной собственностью на всех уровнях управления с учетом изменившихся как внутренних, так и внешних факторов. Существующая концепция управления государственной собственностью была принята в 1999 г., но не соответствует современным задачам государства. В настоящее время во всем мире возрастает роль государства. Его функции постоянно расширяются и становятся все более разнообразными, что позволяет решать множество задач экономического и социального характера. Государство может быть самостоятельным элементом в экономических правоотношениях с другими субъектами собственности внутри страны и за рубежом, является гарантом многих международных и внутренних договоров и соглашений, межгосударственного залогового права; обеспечивает функционирование капиталоемких отраслей, производств и сфер экономики, имеющих высокий уровень обобществления и требующих значительных капиталовложений; способствует развитию частного предпринимательства; обеспечивает функционирование некоммерческой социальной сферы и производство общественных благ; национальную безопасность. Государственная собственность позволяет сглаживать удары кризисов.Следовательно, новая концепция управления государственной собственностью должна, с одной стороны, отвечать вызовам современного мира, с другой - соответствовать историческим, социокультурным, политическим и экономическим особенностям Российской Федерации и ее субъектов.Новая концепция управления государственной региональной собственностью должна быть органично встроена в общую концепцию развития страны, сочетаться со всеми видами экономической политики государства, являться составной частью федеральной концепции управления государственной собственностью, учитывать особенности регионального развития и специфику объектов управления.В достижении результатов социально-экономического развития и повышении качества жизни населения необходима вместо государственной региональной собственности разработка мер по реструктуризации предприятий, обслуживающих социальный сектор и сектор естественных и локальных монополий. Критерием эффективности работы таких предприятий должна быть не прибыль, а удовлетворение населения качественными товарами и услугами, снижение издержек производства и цен на предоставляемые товары и услуги.Главная задача административно-правовой науки - определить четкие законы, руководствуясь критериями социальных приоритетов, экономической эффективности и справедливости. Нужно принимать только федеральные законы, которые определяют идеологию управления на тех или иных направлениях. Остальные уровни управления действуют в рамках федерального законодательства, а местная специфика учитывается с помощью оперативного управления (распоряжения и постановления региональных органов власти). Это, помимо упрощения системы управления, приведет к значительной экономии ресурсов. Отпадет необходимость экспертизы многочисленных законов на предмет их соответствия федеральному законодательству, не нужно будет содержать штат многочисленных юристов. На наш взгляд, необходим единый орган управления, который бы отвечал за управление всей государственной собственностью, расположенной на территории региона (как федеральной, так и субъектов Федерации) [1].ВыводыНовая концепция управления государственной региональной собственностью должна быть органично встроена в общую концепцию развития страны, сочетаться со всеми видами экономической политики государства, являться составной частью федеральной концепции управления государственной собственностью, учитывать особенности регионального развития и специфику объектов управления.В достижении результатов социально-экономического развития и повышении качества жизни населения необходима вместо государственной региональной собственности разработка мер по реструктуризации предприятий, обслуживающих социальный сектор и сектор естественных и локальных монополий. Критерием эффективности работы таких предприятий должна быть не прибыль, а удовлетворение населения качественными товарами и услугами, снижение издержек производства и цен на предоставляемые товары и услуги.Реализация Концептуальных положений управления государственным имуществом на уровне субъектов РФ позволит: более четко учитывать объекты собственности; упорядочить осуществление полномочий собственника государственного имущества или субъекта имущественных прав; повысить эффективность использования имущества; совершенствовать механизм образования и использования бюджета территории; качественно улучшить инвестиционный климат территории субъекта Федерации и осуществлять важнейшие государственные функции в отношении региональной экономики.Список литературы1. Авеков В. В. Актуальные вопросы управления собственностью субъекта Федерации. Монография / Под научной редакцией д.э.н., д.т.н., профессора Б. А. Райзберга. - М.: Маросейка, 2010. - 283 с. 2. Михеев А. А. Методология управления собственностью в экономической системе региона: Автореферат дисс... доктора экономических наук. - СПб.: СПбГИЭУ, 2009. - 38 с. 3. Постановление Правительства РФ от 09.09.99 № 1024 «О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации» (в ред. от 29.11.2000 №903). 4. Райзберг Б. А. Курс управления экономикой. - СПб.: Питер, 2003. 5. Управление государственной собственностью: Учебник / Под ред. д.э.н. проф. В. И. Кошкина. - М.: ЭКМОС, 2002. - 664 с. 6. Дегтярев А. Приватизация по-российски и проблема ее корректировки / А. Дегтярев, Р. Маликов // Общество и экономика. – 2008. – N 1. – С. 73-89.7. Камышева Л. Национальные особенности приватизации // Деловые люди. – 2004. – №162. – С. 16-19.8. Михеев А. О мониторинге развития отношений собственности в Российской Федерации // Общество и экономика. –2007. – №1. – С. 115-125.9. Соловьев М.М. Партнерство и современные механизмы управления государственной и муниципальной собственностью // в сб. материалов международной конференции "Управление государственной и муниципальной собственностью в крупном городе: российский и германский опыт". - М.: МГУУ, 2007, с. 21-27.10. Кочеткова С.А. Концептуальная модель управления региональной собственностью // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2.

1. Авеков В. В. Актуальные вопросы управления собственностью субъекта Федерации. Монография / Под научной редакцией д.э.н., д.т.н., профессора Б. А. Райзберга. - М.: Маросейка, 2010. - 283 с.
2. Михеев А. А. Методология управления собственностью в экономической системе региона: Автореферат дисс... доктора экономических наук. - СПб.: СПбГИЭУ, 2009. - 38 с.
3. Постановление Правительства РФ от 09.09.99 № 1024 «О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации» (в ред. от 29.11.2000 №903).
4. Райзберг Б. А. Курс управления экономикой. - СПб.: Питер, 2003.
5. Управление государственной собственностью: Учебник / Под ред. д.э.н. проф. В. И. Кошкина. - М.: ЭКМОС, 2002. - 664 с.
6. Дегтярев А. Приватизация по-российски и проблема ее корректировки / А. Дегтярев, Р. Маликов // Общество и экономика. – 2008. – N 1. – С. 73-89.
7. Камышева Л. Национальные особенности приватизации // Деловые люди. – 2004. – №162. – С. 16-19.
8. Михеев А. О мониторинге развития отношений собственности в Российской Федерации // Общество и экономика. –2007. – №1. – С. 115-125.
9. Соловьев М.М. Партнерство и современные механизмы управления государственной и муниципальной собственностью // в сб. материалов международной конференции "Управление государственной и муниципальной собственностью в крупном городе: российский и германский опыт". - М.: МГУУ, 2007, с. 21-27.
10. Кочеткова С.А. Концептуальная модель управления региональной собственностью // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2.

Вопрос-ответ:

Какие стратегические цели управления региональной собственностью существуют?

Стратегические цели управления региональной собственностью могут включать: повышение эффективности использования региональных ресурсов, привлечение инвестиций для развития региона, развитие конкурентоспособности региональных предприятий, содействие социально-экономическому развитию региона и обеспечение благоприятного инвестиционного климата.

Что необходимо для реализации стратегических целей управления региональной собственностью?

Для реализации стратегических целей управления региональной собственностью необходимо создание эффективной системы правового регулирования, разработка механизмов поддержки инвестиций и развития регионов, создание специализированных управленческих органов, обеспечение прозрачности и открытости процесса управления государственной собственностью.

Какие теоретические вопросы связаны с управлением государственной собственностью в России?

Теоретические вопросы управления государственной собственностью в России включают: определение понятия и форм государственной собственности, разграничение полномочий и ответственности между уровнями власти, разработку механизмов управления и контроля, а также изучение взаимоотношений государства и частного сектора в собственности и управлении ресурсами.

Какие особенности управления государственной собственностью присутствуют в регионах России?

Особенности управления государственной собственностью в регионах России могут включать: различие в уровне развития инфраструктуры и ресурсов, специфику отраслей экономики, различия в доступе к инвестициям и финансовым ресурсам, а также наличие региональных рынков и конкуренции.

Какое современное состояние управления региональной собственностью рассматривается на примере Московской области?

Современное состояние управления региональной собственностью на примере Московской области характеризуется эффективными механизмами привлечения инвестиций, развития инфраструктуры и конкурентоспособности региона. В Московской области активно разрабатываются стратегии развития, проводятся мероприятия по оптимизации использования региональных ресурсов и формированию инвестиционного климата.

Какие стратегические цели управления региональной собственностью в России?

Стратегические цели управления региональной собственностью в России включают в себя обеспечение эффективного использования региональных ресурсов, повышение инвестиционной привлекательности регионов, снижение уровня коррупции и повышение прозрачности процессов управления собственностью.

Каков механизм реализации стратегических целей управления региональной собственностью в России?

Механизм реализации стратегических целей управления региональной собственностью в России включает в себя разработку и принятие управленческих решений на различных уровнях власти, создание эффективных механизмов контроля и надзора за использованием собственности, проведение реформ и модернизации государственного управления.

Какие особенности управления государственной собственностью в России?

Особенности управления государственной собственностью в России включают в себя значительное участие государства в экономике, частое вмешательство политических факторов в процессы управления, недостаточную прозрачность и отчетность в управлении собственностью, а также неуравновешенное распределение государственных ресурсов между различными регионами.

Какие особенности управления региональной собственностью в России?

Особенности управления региональной собственностью в России включают в себя разнообразие форм и типов собственности на региональном уровне, различия в экономическом развитии и инвестиционной привлекательности регионов, необходимость учета особенностей местного сообщества при принятии управленческих решений.

Какое современное состояние управления региональной собственностью на примере Московской области?

Современное состояние управления региональной собственностью в Московской области характеризуется активным развитием инфраструктуры, привлечением инвестиций, реализацией проектов по модернизации городов и развитию технопарков. Важным элементом управления является учет интересов местного сообщества и проведение прозрачных конкурсов при передаче собственности в частные руки.

Какие стратегические цели управления региональной собственностью и как они реализуются?

Стратегические цели управления региональной собственностью включают эффективное использование и развитие ресурсов региона, обеспечение устойчивого экономического роста, социальной стабильности и благополучия населения, а также укрепление финансовой и экономической независимости региона. Они реализуются путем разработки и внедрения стратегий управления собственностью, создания эффективных механизмов контроля и учета собственности, а также проведения мероприятий по стимулированию инвестиций и развитию бизнеса в регионе. Кроме того, содействие инновационному развитию, развитие туризма и международного сотрудничества также являются важными направлениями реализации стратегических целей управления региональной собственностью.

Каковы особенности управления государственной собственностью в России?

Особенности управления государственной собственностью в России включают существование различных форм собственности (государственная, муниципальная, федеральная и другие), сложную систему государственных органов и учреждений, ответственных за управление собственностью, а также наличие различных правовых и экономических механизмов, регулирующих отношения в сфере собственности. Кроме того, особенности управления государственной собственностью связаны с необходимостью обеспечения баланса между коммерческими интересами и общественными потребностями, а также с учетом изменяющихся экономических и политических условий. Важным фактором в управлении государственной собственностью является также прозрачность и открытость процессов управления, чтобы обеспечить эффективное распределение ресурсов и предотвращение коррупции.