Дошкольное образование за рубежом
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 13.06.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Теоретические основы образования за рубежом
2. Становление дошкольного образования за рубежом
3. Роль дошкольного образования за рубежом
4. Система дошкольного образования в США
5. Система дошкольного образования в Германии
6. Система дошкольного образования в Японии
7. Система дошкольного образования в Китае
Заключение
Список литературы
Когда персонала не хватает и помещения для детского сада нет, родители детей дошкольного возраста, нуждающихся в дневном уходе, могут выступить с инициативой: найти помещение, стать воспитателями, собрать детей, составить программу работы детского сада. Плата за пребывание в дошкольном учреждении определяется доходами семьи и количеством часов, проводимых ребенком в саду. Ныне в детские сады принимают детей 3 — 6 лет. Есть детские сады, в которых с детьми много занимаются (функционально-ориентированные), есть и такие, где дети по большей части предоставлены сами себе (ситуационно-ориентированные). Последних больше, поскольку германские ученые придерживаются мнения, что интенсивное обучение дает краткосрочные положительные результаты, но никак не влияет на отдаленные результаты, в то время как интенсивное проживание обыденной жизни, в том числе и в смешанных по возрасту группах, имеет более важное значение для детей вообще и особенно из социально неблагополучных семей. В центре педагогического процесса в детском саду — свободная игра и общение (настольные игры, конструирование, ролевые игры) с 8.00 до 10.00; деятельность в группе и на улице (подвижные игры, ручной труд, рисование, чтение иллюстрированных книг) до 11.00; прогулки и свободные игры до 12.20, когда родители забирают детей. Если ребенок посещает дошкольное учреждение во второй половине дня, то указанная схема в целом повторяется.
Более чем двухсотлетняя практика деятельности детских садов традиционно подчинена годовому циклу. Времена года и праздники циклически повторяются и определяют содержание повседневной работы. После летних каникул дети приходят с рассказами о том, где они побывали, приносят сувениры.[3]
6. Система дошкольного образования в Японии
Первые ясли были созданы под руководством американских женщин в 1871 г. в Йокояме, первые собственно японские ясли -в 1894 г. в Токио, но идея такого раннего отрыва от матери не стала популярной. Первый детский сад фребелевского типа возник в Токио в 1876 г.; его основная идея — самодеятельность ребенка -актуальна до сих пор. В 1882 г. Министерство образования, науки и культуры стало открывать детские сады для бедных, их число к 1897 г. достигло 222. В 1900 г. были разработаны национальные стандарты дошкольного воспитания и официальные правила для детских садов. Закон о детских садах вступил в силу в 1926 г.; в нем рекомендовалось, в частности, создавать детские сады на базе ясель, и их стало 1066; через десять лет число детских садов удвоилось. Особые дошкольные учреждения создавались во время войны, а также на период созревания и сбора урожая. По закону 1947 г. детские сады и ясли стали частью системы начальной школы. Ясли были превращены в центры дневного ухода, относящиеся к ведению Министерства здравоохранения и социального обеспечения, но в течение 60-х годов их программы перестали отличаться от программ детских садов. В 1972 г. была поставлена задача обеспечить местами всех желающих; сейчас примерно 90 — 95% детей приходят в школу после одной из форм общественного дошкольного воспитания; среди маленьких детей (до 3 лет) этот процент ниже.
Обязательным начальным образованием охвачены все дети; среднее количество детей в классе — 30 человек. Преподаватель начальной школы должен иметь специальное образование.[5]
Детские сады находятся в ведении Министерства образования, пауки и культуры, а центры дневного ухода — Министерства здравоохранения и социального обеспечения. Между этими двумя типами дошкольных учреждений существуют и другие отличия. В детском саду делается больший акцент на образование, дети старше 3 лет находятся в саду около 4 часов в день, с родителями или опекунами заключается договор, есть программа, в содержание работы входит забота о здоровье, о налаживании социальных контактов, ознакомление с окружающим, развитие речи и самовыражения; всего детских садов более 15 тысяч, в каждом около 135 детей, на одного взрослого приходится в среднем 20 детей. В центрах дневного ухода делается больший акцент на воспитание, вместе воспитываются младенцы и дошкольники, работают эти учреждения 8 часов в день, детей направляют в них муниципальные власти, плата зависит от дохода родителей; есть нормативные документы, определяющие деятельность учреждений; в содержание работы входит уход за ребенком, обеспечение эмоциональной стабильности, забота о здоровье, регулирование социальных контактов, создание соответствующего окружения и ознакомление с окружающим, развитие речи и самовыражения. Всего центров ухода около 23 тысяч, в среднем в каждом около 75 детей, по 10 детей на взрослого. Есть также специальные учреждения для детей с недостатками развития. Подготовка воспитателей ступенчатая, дипломы имеют разную ценность и длительность действия; в идеале воспитатели имеют университетское образование. В детских садах работают воспитателями в основном молодые незамужние женщины. Общей задачей всей системы является нивелирование различий в воспитании детей дошкольного возраста, улучшение его качества.[8]
Дошкольное учреждение должно решать следующие задачи: помогать ребенку иметь хорошие отношения со взрослыми и детьми, уважать природу, приобретать здоровые жизненные привычки, овладевать навыками социального поведения. Согласно закону от 1986 г. женщины получили право на равный с мужчиной труд. В большинстве семей 1 —2 ребенка. Это заставляет дошкольные учреждения постоянно совершенствовать свои программы, чтобы победить в конкуренции за потенциальных клиентов. Общественное дошкольное воспитание оценивается положительно: оно способно помочь вырастить ребенка неизбалованным, способным к сотрудничеству с другими детьми. Существуют также дополнительные школы для занятий гимнастикой, плаванием, музыкой, танцами, искусством и т. д., а также частные детские сады при школах, готовящих к поступлению в университеты, с которыми они связаны.
Наряду с выполнением повседневных обязанностей, воспитатели должны реализовывать дополнительные программы:-отмечаются начало и конец учебного года, детей учат правилам на дороге и тренируют в безопасной жизнедеятельности, организуют экскурсии, спортивные, соревнования, в том числе в плавании, традиционные японские упражнения в литературном творчестве, походы для старших и дни рождения. Среди традиционных, сезонных и национальных праздников — Шичи-го-сан (15 ноября), Дет, детей трех с половиной и семи лет; Танабата (7 июля), Праздник звезд; Отсумкими, Осенний лунный праздник; Маме-Маки (около 3 февраля), Церемония подбрасывания бобов; Хинаматсури (3 марта), День девочек; Рождество (25 декабря) (во всех детских садах независимо от конфессии); День детей (5 мая); Танг-но-Сек-ку, День мальчиков; День мамы; День папы; День уважения старости (15 сентября); День благодарения (23 ноября); Сбор овощей. Во многих дошкольных учреждениях детей обучают играть на барабане и флейте, чтобы они могли принимать участие в маршевых фестивалях, а также разучивают числа и скорописное письмо «кнан» — по желанию родителей.[7]
7. Система дошкольного образования в Китае
До Второй мировой войны в Китае детских садов было мало, они были частные, в них ходили дети из богатых семей в сопровождении нянь. После войны началось строительство социализма, ориентированное на лучшие достижения советской системы (за границей нашу методику иногда называют по имени великого русского ученого И.П.Павлова «павловским подходом»: у ребенка можно сформировать любые качества и способности, если правильно его стимулировать, поощряя и порицая). Во время культурной революции 1966—1976 гг. отрицались и советские, и капиталистические ценности, в школы пришли малообразованные непрофессионалы. С 80-х годов началась ориентация на США и Японию, и сейчас детские сады стали гораздо более разнообразными. I Приходилось бороться с инфантицидом (детоубийством) у женщин, связанным с традиционными представлениями о том, что мальчики лучше девочек (мальчики — опора в старости, продолжатели рода, а девочки — «выкормленные для чужого стола утки»). Сейчас мальчиков рождается настолько больше, чем девочек (примерно в соотношении 3:2), что в дальнейшем это может стать проблемой для всей страны.
В послевоенной истории дошкольного воспитания КНР различают четыре периода, соответствующие политическому развитию страны.
Первый — с 1949 по 1957 г. — был связан с неуклонным ростом сети дошкольного воспитания и происходил в период восстановления экономики страны и в первую пятилетку. Ясли были переведены в подчинение Министерству здравоохранения, а детские сады — народного образования. Тогда же были сформулированы основные принципы дошкольного воспитания — учет разнообразных условий и опора на местные органы и организации, способные оказать поддержку детским садам. В это время в Китае ориентировались на СССР; советские специалисты по дошкольному воспитанию организовали первые экспериментальные детские сады.[6]
В последующий период, с 1958 по 1965 г., число детских садов росло очень быстро, в результате помещений, материального оборудования и персонала не хватало. Качество дошкольного воспитания считалось капиталистическим предрассудком, важнее было сориентировать ребенка на взрослого, а не наоборот. Однако к концу этого времени была поставлена цель добиваться качества, а не количества, и развитие системы дошкольного воспитания приняло нормальный ход.
В период культурной революции 1966—1976 гг. система дошкольного воспитания очень пострадала: необходимо было прививать детям революционные и милитаристские идеи, заучивать с ними стихи и цитаты из произведений Мао.
В последний, четвертый период (с 1976 г. по наши дни) политика повернулась в сторону модернизации, экономического развития, а детские сады — к образованию. Были восстановлены и укреплены органы просвещения, система повышения квалификации, особое значение стало придаваться качеству образования. Содержание образования связано прежде всего с привитием гигиенических навыков, физической активностью, речью, представлениями о природе и обществе, математикой, музыкой, искусством, нравственностью. Нравственность включает любовь к родине, народу, семье, к детскому саду, воспитателю и товарищам, к работе, особенно к работе в коллективе, уважение к общественной собственности, альтруизм, стремление поделиться, скромность, способность принимать критику, честность, уважение к старшим, социальное поведение, гостеприимство, чувство оптимизма и доверия. Развитие речи включает в себя обучение стандартному литературному языку, четкому и правильному произношению; расширение словаря, развитие выразительности речи, формирование умения высказывать свои желания и мысли, развитие связной речи, умения описывать содержание картины, слушать рассказы, петь песни, понимать основное содержание задачи, замысла текста, заучивание 25 — 30 простых стишков и пересказ 8 — 10 историй, любовь к книге и детским радиопередачам. Дети национальных меньшинств говорят и на китайском, и на языке своего народа.
Китайскую систему дошкольного воспитания критикуют за суровость, косность, сверхотрегулированность. Воспитатели слишком ограничивают и контролируют поведение детей, слишком регламентируют их игру. Дети на занятиях пассивны, послушны воле взрослого, подчинены дисциплине. Но в Китае это воспринимается как проявление заботы и внимания. Родители считают, что воспитатели — образованные профессионалы, не имеющие эмоциональной зависимости от детей, и они воспитают их лучше, чем родители. Детский сад скорректирует, дополнит и исправит то, что дети получают дома. Они верят, что то, что хорошо для Китая, хорошо и для них. Развитие музыкальных способностей считается залогом развития других способностей. Те, кто выступают перед гостями, не демонстрируют себя, а делают благо для школы или детского сада. Они воспитываются в ответственности перед страной. Такие ценности, как упорство и трудолюбие, относятся к традиционным.[6]
Заключение
Характерной особенностью современного дошкольного образования США, Германии и Японии является разнообразие подходов к воспитанию и обучению детей. Это во многом объясняется позицией государственных органов в отношении дошкольных учреждений: они определяют основные направления государственной политики в области образования, разрабатывают стандарты и выдвигают общие требования к дошкольным учреждениям, желающим получить лицензию и дополнительное государственное финансирование; дают общие рекомендации и определяют основные положения программ обучения дошкольников, однако эти рекомендации не являются жесткими и могут быть наполнены разнообразным содержанием.
Современные зарубежные специалисты в области воспитания детей применяют теорию психосоциального развития Э. Эриксона, возрастные стадии развития отношения индивидуума к социальному окружению. Социальное созревание, согласно Э. Эриксону, подобно когнитивному созреванию (эпигенетический принцип); «Я» (эго) контролирует деятельность мышления и рассуждения. Если детский сад, семья и общество в целом подавляют инициативу ребенка, то у него может сформироваться комплекс вины. Образовательное заведение, считает Э. Эриксон - место для приобретения не только академических знаний, но и социальных.
Число дошкольных учреждений выросло за это время в десятки раз, причем в городах больше, чем в сельской местности. Оказалось, что умение существовать в коллективе оказывает положительное влияние на детей, а женщины, занятые трудом, благотворно влияют на гуманизацию всех производственных процессов.
В процессе дошкольного образования закладываются основы формирования важнейших сторон личности ребенка, обеспечивается полноценное нравственное, физическое, когнитивное, коммуникативное и социальное развитие человека.
Список литературы
Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. М., 2003.
Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов. - М., 2000. - 432с.
Дронишинец Н. П. Государственная политика развития дошкольного и школьного образования в Японии / Н. П. Дронишинец. – Екатеринбург, 1996 - 75с.
Егоров С.Ф., Лыков С.В., Волобуева А.М. Введение в историю дошкольной педагогики: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/Под ред. С.Ф. Егорова. - М., 2001. - 320с.
Исидзака К. Образование в Японии / Из информационных материалов Посольства Японии. М., 1991.
История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия/Сост. С.В. Лыков, Л.М. Волобуева; Под ред. С.Ф. Егорова. - М., 1999. - 520с.
История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия: Учебное пособие/Сост. С.Ф. Егоров, С.В. Лыков, Л.М. Волобуева, Н.Ю. Житнякова; Под ред. С.Ф. Егоров. - М., 2000. - 440с.
История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.; Под ред. З.И. Васильевой. - М., 2001. - 416с.
Наган Тору. Японское образование и традиции. Токио, 1994.
Накасонэ Я. Государственная стратегия Японии в 21 веке: Пер. с яп. М., 2001.стр. 107
Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: история и современность. М., 2001.
Педагогика и народное образование за рубежом. М., 1990.
Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник - справочник. - М., 1994. - 96с.
Разумовский И. Авоська прижилась на Хоккайдо / И. Разумовский // Учительская газета. – 2005. - 43
Сорокова М.Г. Современное дошкольное образование: США, Германия, Япония. М., 1998.
Фесюкова Л.Б. От трех до семи. ООО «Издательство АТС», 2000.
29
1)Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. М., 2003.
2)Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов. - М., 2000. - 432с.
3)Дронишинец Н. П. Государственная политика развития дошкольного и школьного образования в Японии / Н. П. Дронишинец. – Екатеринбург, 1996 - 75с.
4)Егоров С.Ф., Лыков С.В., Волобуева А.М. Введение в историю дошкольной педагогики: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/Под ред. С.Ф. Егорова. - М., 2001. - 320с.
5)Исидзака К. Образование в Японии / Из информационных материалов Посольства Японии. М., 1991.
6)История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия/Сост. С.В. Лыков, Л.М. Волобуева; Под ред. С.Ф. Егорова. - М., 1999. - 520с.
7)История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия: Учебное пособие/Сост. С.Ф. Егоров, С.В. Лыков, Л.М. Волобуева, Н.Ю. Житнякова; Под ред. С.Ф. Егоров. - М., 2000. - 440с.
8)История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.; Под ред. З.И. Васильевой. - М., 2001. - 416с.
9)Наган Тору. Японское образование и традиции. Токио, 1994.
10)Накасонэ Я. Государственная стратегия Японии в 21 веке: Пер. с яп. М., 2001.стр. 107
11)Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: история и современность. М., 2001.
12)Педагогика и народное образование за рубежом. М., 1990.
13)Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник - справочник. - М., 1994. - 96с.
14)Разумовский И. Авоська прижилась на Хоккайдо / И. Разумовский // Учительская газета. – 2005. - 43
15)Сорокова М.Г. Современное дошкольное образование: США, Германия, Япония. М., 1998.
16)Фесюкова Л.Б. От трех до семи. ООО «Издательство АТС», 2000.
Вопрос-ответ:
Какие теоретические основы лежат в основе образования за рубежом?
Возможны различные теоретические подходы к образованию за рубежом, но в целом они основываются на идеях развития личности ребенка, создания условий для его физического, интеллектуального, эмоционального и социального развития.
Какое место занимает дошкольное образование за рубежом?
Дошкольное образование является важной составляющей образовательной системы за рубежом. Оно призвано подготовить детей к школьному обучению, развить у них базовые навыки и способности, а также сформировать позитивную мотивацию к обучению.
Какова роль дошкольного образования за рубежом?
Роль дошкольного образования в странах за рубежом заключается в формировании основных навыков и знаний у детей, разработке программ, способствующих развитию всех аспектов личности, а также создании благоприятной образовательной среды.
Как устроена система дошкольного образования в США?
В США система дошкольного образования основана на принципе добровольности и разделена на несколько уровней: ясли, детский сад, предшкольное образование. Она обеспечивает комплексное развитие детей и акцент делается на игровой и исследовательской деятельности.
Как устроена система дошкольного образования в Германии?
В Германии система дошкольного образования предоставляет ребенку возможность посещать детский сад с 3 лет или раньше. Она объединена с системой социальной поддержки и призвана обеспечить гармоничное физическое, интеллектуальное и эмоциональное развитие детей.
Какие основные теоретические принципы лежат в основе дошкольного образования за рубежом?
В основе дошкольного образования за рубежом лежат такие теоретические принципы, как учебная деятельность, игровая деятельность, индивидуальный подход к каждому ребенку, развитие эмоциональной и социальной сферы, формирование компетенций и навыков.
Какое место занимает дошкольное образование за рубежом в системе образования?
Дошкольное образование за рубежом занимает важное место в системе образования, являясь первым этапом образования и базой для последующего успешного обучения в школе и вузе.
Какова роль дошкольного образования за рубежом?
Роль дошкольного образования за рубежом заключается в формировании у детей основных навыков и навыков коммуникации, развитии креативности, самостоятельности, социализации и адаптации к образовательной среде.
Какая система дошкольного образования существует в США?
В США существует разветвленная система дошкольного образования, включающая государственные и частные детские сады, школы-сады, Montessori-школы, Waldorf-школы, гимназии и другие учреждения.
Какая система дошкольного образования существует в Германии?
В Германии дети могут посещать детские сады, куда они идут с 3-х лет, или Montessori-школы, Waldorf-школы и другие частные учреждения.