Письмо, документ и книга в античной Греции и Риме
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 20.08.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Античная литература: Древняя Греция и Рим
2. Письмо и древние книги Греции
3. Письмо и книги древнего Рима
4. Эпическое сознание в поэме «Одиссея»
Заключение
Список литературы
Важно подчеркнуть, что Одиссей у Гомера – сам кузнец своего счастья, и одновременно он избавляет общество от произвола и анархии, восстанавливая справедливость. Успехи Одиссея вырастают из его терпеливости, позволяющей ему преодолеть тяжкие беды и препятствия на пути домой.
О мудрой уравновешенности в «Одиссее» говорит канадский ученый Н. Фрай: «Одиссея» есть история приключений героя, который благополучно избежал невероятных опасностей и возвратился в последний момент, чтобы вернуть себе жену и наказать злодеев. Но моральное удовлетворение, испытываемое читателем, основывается на нашем полном приятии созданной автором картины природы, общества, закона: законный хозяин возвращает себе все, что принадлежит ему по праву».
Общечеловеческий, архетипический смысл образа раскрывают слова Т.Г. Мальчуковой: «Одиссея» – это миф, во всякое время творящийся заново, а Одиссей – это прообраз, вечно повторяющийся, наподобие платоновской идеи, архетип. Поэтому современный человек – это иначе одетый и названный Одиссей, а жизнь современного героя или даже один ее эпизод – это иносказание «Одиссеи». Вот почему этому образу принадлежит совершенно уникальное место в последующей истории литературы. В историю его входят воплощения в античных трагедиях Эсхила и Еврипида, Цицерона и Сенеки, в «Божественной комедии» (1307–1321 гг.) Данте («Ад», круг VIII), в «Троиле и Крессиде» (1602 г.) В. Шекспира, в незавершенной пьесе И. В. Гете об Одиссее и Навсикае и в произведениях множества других авторов. В XX веке сопоставимые с гомеровским по значимости образы созданы в романах ирландца Дж. Джойса «Улисс»(1922 г.) и грека Н. Казандзакиса «Одиссея» (1938 г.). Различные эпизоды истории Одиссея вдохновляли художников и композиторов всех времен, так что можно сказать, что каждая культурная эпоха предлагает свою трактовку образа Одиссея, все более и более далекую от гомеровского эпического героя.
Что в форме «Одиссеи» характерно для античного эпоса? Как помним, он сложился из фольклорной песенной традиции, следовательно, был предназначен для устного исполнения, и многие особенности формы гомеровских поэм становятся понятными, если учитывать это обстоятельство.
Стих гомеровских поэм – гекзаметр (от греч. hex – «шесть», metron – «мера», то есть «шестимерник»), состоящий из шести стоп с обязательной паузой – цезурой – внутри третьей или четвертой стопы. В силу разницы между строем древнегреческого и русского языка звучание русского гекзаметра очень далеко от греческого. Рифмы в античном стихосложении не было.
Для удобства исполнения и восприятия поэм рапсоды широко использовали восходящие к фольклору приемы эпического повествования: повторения, сравнения, отступления, постоянные эпитеты. В эпической поэзии обращают на себя внимание так называемые «типические места» – формулы, которые с небольшими изменениями используются всякий раз, когда повествуется о повторяющемся событии. Так, наступление нового дня всегда фиксируется строкой «Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос» (Эос – богиня утренней зари). Формула для описания трапезы:
Целый мы день до вечернего сумрака, сидя на бреге,
Ели прекрасное мясо и сладким вином угощались...
для купания:
Тело омыла ему и елеем натерла рабыня,
Легкий надевши хитон и богатой облекшись хламидой,
Вышел он свежий из бани…
Многократно повторяется в «Одиссее» рассказ об уловке Пенелопы, желающей всячески отсрочить необходимость выбора между женихами:
Знайте, какую она вероломно придумала хитрость:
Стан превеликий в покоях поставя своих, начала там
Тонко-широкую ткань и, собравши нас всех, нам сказала:
«Юноши, ныне мои женихи, – поелику на свете
Нет Одиссея, – отложим наш брак до поры той, как будет
Кончен мой труд, чтоб начатая ткань не пропала мне даром;
Старцу Лаэрту покров гробовой приготовить хочу я
Прежде, чем будет он в руки навек усыпляющей смерти
Парками отдан, дабы не посмели ахейские жены
Мне попрекнуть, что богатый столь муж погребен без покрова».
Так нам сказала, и мы покорились ей мужеским сердцем.
Что ж? День целый она за тканьем проводила, а ночью,
Факел зажегши, сама все натканное днем распускала.
Три года длился обман, и она убеждать нас умела;
Но когда обращеньем времен приведен был четвертый –
Всем нам одна из служительниц, знавшая тайну, открыла;
Сами тогда ж мы застали ее за распущенной тканью;
Так и была приневолена нехотя труд свой окончить.
Число строк, повторяющихся полностью или с незначительными вариантами, достигает трети объема поэмы.
Столь же характерны для эпоса развернутые сравнения и, особенно для «Одиссеи», украшающие эпитеты. Они могут быть постоянными: «тучегонитель» Зевс, он же «туч собиратель Кронион» (Зевс – сын Крона), «светлоокая» Афина, «волнообъятая» Итака, «крутобокий» корабль, «медноострое» копье. По отношению к главным героям используются разные эпитеты, у Одиссея их целый десяток. Наиболее частый – «многострадальный» (или, в зависимости от русского перевода, «постоянный в бедах»), «в испытаниях твердый», «хитроумный», «благородный», «многохитростный», «благородный». Сын Одиссея – Телемак – «рассудительный», «разумны» Пенелопа – «многоумная», «разумная». Любопытно, что те же возвышенные эпитеты – «благородный», «божественный» – применяются даже к тем героям, чей нравственный облик далек от эпического идеала: к женихам Пенелопы, к изменившему Одиссею козопасу Мелантию.
Формульные элементы эпического стиля важны не только с точки зрения повествовательной техники, они создают впечатление особой устойчивости, неизменности эпического мира. Для создателя эпоса и его слушателей в мире нет ничего недостойного внимания, все равно важно; перипетии в судьбах героев столь же интересны, как происхождение любого упомянутого в эпосе предмета или лица. Это равномерное распределение внимания приводит к тому, что с равной обстоятельностью эпос повествует о чудесном спасении Одиссея во время страшной морской бури и о пирах во дворце царя феаков, об избиении женихов и о породах деревьев в саду Одиссея, о народных собраниях и о поведении рабынь в отсутствие Одиссея.
Полнота, завершенность, разнообразие художественного мира гомеровских поэм сделали их эталоном древнегреческой культуры. В подражание им римский поэт Вергилий создал свою «Энеиду», которая в средние века была более известна, чем поэмы Гомера. Только в эпоху Ренессанса произошло новое открытие Гомера, а свое нынешнее исключительное место в истории литературы они обрели еще позже, в XVIII веке. Особый интерес к Гомеру всегда проявляли крупнейшие писатели, занимавшиеся романом – главным эпическим жанром литературы нового времени. Величайшему русскому романисту Л.Н. Толстому принадлежит следующая глубокая характеристика: «Как ни далек от нас Гомер, мы без малейшего усилия переносимся в ту жизнь, которую он описывает. А переносимся мы, главное, потому, что какие бы чуждые нам события ни описывал Гомер, он верит в то, что говорит, и потому никогда не преувеличивает, и чувство меры никогда не оставляет его. От этого-то и происходит то, что, не говоря уже об удивительно ясных, живых и прекрасных характерах… вся «Илиада» и особенно «Одиссея» так естественна и близка нам, как будто мы сами жили и живем среди богов и героев».
Заключение
Следующим местом после Древнего Египта, где также стали использовать папирус для записей и создания древних книг, стали Древняя Греция и Древний Рим.
Нужно отметить, что в эпоху Римской республики и ранней Римской империи латинская письменность получила бурное развитие. Вошли в употребление новые писчие материалы, главным образом, папирус. Наряду с прямым, четырехугольным капитальным шрифтом, пригодным для высекания на камне или другом твердом предмете, в Риме (как и в Греции) возник новый шрифт – закругленный, более гибкий и изящный, так называемый «унциал», а также курсив – «скоропись».
Римская древняя книга имела форму свитка, навернутого на палку с утолщенными концами; на верхнем конце прикреплялся ярлычок с обозначением заглавия, который высовывался из кожаного футляра (некий аналог современного переплета). Для переноски такие свитки помещались в круглые корзинки. В библиотеках такие книги в свитках не ставились, а клались на полки так образом, чтобы ярлычки были на виду. Писали на одной стороне, либо одной вертикальной колонкой, длина которой равнялась длине свитка, либо рядом многих параллельных колонок.
В Греции писать на папирусе начали на несколько десятилетий позднее, чем в Древнем Риме – только в Х веке до нашей эры. Причем в школах, бухгалтерии и для всевозможных заметок обычно использовались восковые таблички. Они имели преимущество многократного использования: воск можно было расплавить и наносить новый текст. Кроме того, собственное производство папирусе в Греции было не сопоставимо с римским, так что папирус для греков все-таки оставался дорогим удовольствием.
Древние книги в виде свитков из папируса – материала хрупкого и непрочного – хранились недолго. Высокая влажность, прямые солнечные лучи, насекомые – все это быстро губило ранние греческие книги.
Эпическая поэзия выросла из народной песенной традиции. Поскольку письменность появилась в Греции не позже второй половины VIII века, ранее не было возможности зафиксировать тексты поэм.
Насколько известно, текст «Одиссеи», состоящей из 12 083 стихов, был впервые упорядочен в середине VI века до н. э., а во II–III веках до н. э. александрийские филологи разделили текст на 24 книги, по числу букв в греческом алфавите.
Античная «книга» – это 500–1000 строк, помещавшихся на папирусном свитке. Сегодня известно свыше 250 папирусов с фрагментами текста «Одиссеи», и в последних изданиях поэмы учитывается примерно 150 папирусных текстов. Поэмы изначально были рассчитаны на устное исполнение. Их декламировали певцы-рапсоды (от греч. rhapsodos – «сшиватели песен») перед незнакомой аудиторией или на народных празднествах.
Список литературы
Боннар А. Греческая цивилизация. От Илиады до Парфенона. – М., 1995. – Т. I.
Вачьянц А.М. Древняя Греция. Древний Рим. – М.: Айрис-Пресс, 2012.
Ермолова И.Е., Култышева И.С. и др. Античность. Словарь-справочник по истории, культуре и мифологии. – М.: Феникс+, 2007.
Золоева Л., Порьяз А. Древняя Греция. Древний Рим. – М.: Олма-Пресс, 2000.
Кадушкина А.Н. Папирусы, свитки и кодексы // Вопросы культурологи. – 2008. – № 5.
Карпущенко С. Литература Древней Греции и Рима. – М.: Скрипториум, 2001.
Кобылина М.М. История и культура античного мира. – М., 2012.
Куманецикий К. История культуры Древней Греции и Рима. – М.: Высшая школа, 1990.
Мальчукова Т.Г. «Одиссея» Гомера и проблемы ее изучения. Пособие по спецкурсу. – Петрозаводск, 1983.
Обовская Л.В. История письменности: Древний Рим // Вопросы культурологи. – 2011. – № 8.
Попов А.А. Краткий очерк по истории античности. – СПб.: СПбГУКИ, 2007.
Фролов В.В. Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима. Государственно-правовой аспект. – М.: Компания Спутник+, 2012.
Шталь И.В. «Одиссея» – героическая поэма странствий. – М., 1978.
Ярхо В.Н. «Одиссея» – фольклорное наследие и творческая индивидуальность // Гомер. Одиссея. Литературные памятникик. – М., 2000.
Попов А.А. Краткий очерк по истории античности. – СПб.: СПбГУКИ, 2007. – с. 46.
Ермолова И.Е., Култышева И.С. и др. Античность. Словарь-справочник по истории, культуре и мифологии. – М.: Феникс+, 2007. – с .88.
Кадушкина А.Н. Папирусы, свитки и кодексы // Вопросы культурологи. – 2008. – № 5. – с. 112.
Кобылина М.М. История и культура античного мира. – М., 2012. – с. 143.
Золоева Л., Порьяз А. Древняя Греция. Древний Рим. – М.: Олма-Пресс, 2000. – с. 98.
Фролов В.В. Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима. Государственно-правовой аспект. – М.: Компания Спутник+, 2012. – с. 125.
Куманецикий К. История культуры Древней Греции и Рима. – М.: Высшая школа, 1990. – с. 77.
Обовская Л.В. История письменности: Древний Рим // Вопросы культурологи. – 2011. – № 8. – с. 108.
Вачьянц А.М. Древняя Греция. Древний Рим. – М.: Айрис-Пресс, 2012. – с. 118.
Ярхо В.Н. «Одиссея» – фольклорное наследие и творческая индивидуальность // Гомер. Одиссея. Литературные памятникик. – М., 2000. – с. 152.
Боннар А. Греческая цивилизация. От Илиады до Парфенона. – М., 1995. – Т. I. – с. 98.
Мальчукова Т.Г. «Одиссея» Гомера и проблемы ее изучения. Пособие по спецкурсу. – Петрозаводск, 1983. – с. 214.
Мальчукова Т.Г. «Одиссея» Гомера и проблемы ее изучения. Пособие по спецкурсу. – Петрозаводск, 1983. – с. 191.
Карпущенко С. Литература Древней Греции и Рима. – М.: Скрипториум, 2001. – с. 161.
Шталь И.В. «Одиссея» – героическая поэма странствий. – М., 1978. – с. 73.
Ярхо В.Н. «Одиссея» – фольклорное наследие и творческая индивидуальность // Гомер. Одиссея. Литературные памятникик. – М., 2000. – с. 155.
4
1.Боннар А. Греческая цивилизация. От Илиады до Парфенона. – М., 1995. – Т. I.
2.Вачьянц А.М. Древняя Греция. Древний Рим. – М.: Айрис-Пресс, 2012.
3.Ермолова И.Е., Култышева И.С. и др. Античность. Словарь-справочник по истории, культуре и мифологии. – М.: Феникс+, 2007.
4.Золоева Л., Порьяз А. Древняя Греция. Древний Рим. – М.: Олма-Пресс, 2000.
5.Кадушкина А.Н. Папирусы, свитки и кодексы // Вопросы культурологи. – 2008. – № 5.
6.Карпущенко С. Литература Древней Греции и Рима. – М.: Скрипториум, 2001.
7.Кобылина М.М. История и культура античного мира. – М., 2012.
8.Куманецикий К. История культуры Древней Греции и Рима. – М.: Высшая школа, 1990.
9.Мальчукова Т.Г. «Одиссея» Гомера и проблемы ее изучения. Пособие по спецкурсу. – Петрозаводск, 1983.
10.Обовская Л.В. История письменности: Древний Рим // Вопросы культурологи. – 2011. – № 8.
11.Попов А.А. Краткий очерк по истории античности. – СПб.: СПбГУКИ, 2007.
12.Фролов В.В. Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима. Государственно-правовой аспект. – М.: Компания Спутник+, 2012.
13.Шталь И.В. «Одиссея» – героическая поэма странствий. – М., 1978.
14.Ярхо В.Н. «Одиссея» – фольклорное наследие и творческая индивидуальность // Гомер. Одиссея. Литературные памятникик. – М., 2000.
Вопрос-ответ:
Какие документы были распространены в античной Греции и Риме?
В античной Греции и Риме были распространены различные документы, такие как письма, контракты, торговые сделки, законы, государственные указы и другие подобные документы.
Какие формы литературы были распространены в Древней Греции и Риме?
Древняя Греция и Рим произвели множество великих литературных произведений, таких как эпосы, трагедии, комедии, философские диалоги, риторические речи, юридические трактаты и другие формы литературы.
Каким образом письмо и древние книги использовались в Греции?
В Греции письма использовались для обмена информацией, передачи приветствий и просьб, а также для ведения деловой переписки. Древние книги в Греции были использованы для хранения и распространения знаний, в том числе философских и исторических текстов.
Каким образом письмо и книги использовались в древнем Риме?
В древнем Риме письма служили для переписки, комплексной деловой переписки и выражения личных чувств. Книги использовались для образования, развлечения и сохранения исторических, философских и литературных текстов.
Какой был эпический смысл поэмы "Одиссея"?
В поэме "Одиссея" эпический смысл заключается в истории Одиссея, его путешествии и поиске дома. Одиссей предстает как герой, который преодолевает трудности, сохраняет свою верность и отвагу, и в конечном итоге возвращается к своей семье и отечеству.
Какие виды литературы существовали в античной Греции и Риме?
В античной Греции и Риме существовала эпическая, лирическая и драматическая литература. Эпическая литература представлена такими произведениями, как "Илиада" и "Одиссея" Гомера. Лирическая литература включает песни и стихи, написанные в разных жанрах, в том числе элегические, пасторальные и эпиграмматические. Драматическая литература развилась в Греции и включает трагедии и комедии.
Какие виды писем и древних книг существовали в Древней Греции?
В Древней Греции существовали различные виды писем, такие как официальные письма, дипломатические письма, коммерческие письма, письма от частных лиц и дружеские письма. Для написания писем использовались различные материалы, например, папирус или восковые таблички. Книги в Греции были созданы в виде свитков и содержали различные литературные произведения, включая эпические поэмы, философские тексты и исторические записи.
Какие виды писем и книг существовали в древнем Риме?
В древнем Риме существовали различные виды писем, включая официальные письма, письма от частных лиц, дружеские письма, любовные письма и письма судебного характера. Письма могли быть написаны на восковых табличках или пергаменте. Книги в Риме были созданы в виде свитков или в переплетенной форме. Они включали различные литературные произведения, в том числе эпосы, драмы и философские сочинения.
Каким было эпическое сознание в поэме «Одиссея»?
Эпическое сознание в поэме "Одиссея" выражается через главного героя Одиссея, который является символом выдержки, терпения и уверенности в своих силах. Одиссей сталкивается с множеством препятствий на пути домой, но благодаря своей умудренности и смекалке, он преодолевает все трудности. Он также принимает на себя роль кузнеца своего счастья и помогает обществу восстановить справедливость и порядок.
Какие античные литературные произведения известны?
В античной Греции и Риме было создано множество литературных произведений, таких как пьесы, эпосы, стихотворения, романы и философские трактаты.
Что представляло собой письмо в Древней Греции?
Письма в Древней Греции были основным средством коммуникации. Они писались на пергаменте или папирусе и использовались для передачи информации, обмена мнениями и поздравлений.
Какие книги были популярны в древнем Риме?
В древнем Риме популярностью пользовались различные литературные жанры, такие как эпосы, стихотворения, философские трактаты, исторические работы и романы.