Полезность товара как фактор формирования цены.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономика
  • 17 17 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 20.02.2012
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Фрагмент для ознакомления

При отсутствии такой полезности потребитель истратил бы средства на тот товар, где полезность больше.
Таким образом, потребитель стремится к максимизации своего дохода и достижения его оптимума[3,с.163].
Теория предельной полезности получила свое развитие при изучении спроса на товары. Современные экономисты считают, что понятие предельной полезности помогает дать ответ на вопрос: как правильно распределить средства при ограниченности ресурсов. Также возможен ответ на вопрос как достичь потребительского оптимума при существующем рыночном спросе и предложении.
При имеющейся цели минимизации затрат потребитель будет выбирать более дешевый товар. В точке оптимума предел замещения одного товара другим будет равен соотношению цен этих товаров.
Предыдущие понятия связаны с двумя рыночными эффектами, о которых рассказано ниже.
Эффект замещения – замена одного товара другим, по причине изменения их цен. Снижение цены товара вызывает рост объема спроса на него. Если цена снижается на один из равноценных товаров, им замещают другие более дорогие. Равноценность здесь можно рассматривать относительно удовлетворяемой потребности. Например, если дорожает кофе, начинают пить больше чая.
Эффект дохода – изменение реального дохода потребителя вследствие изменения цены на потребляемые блага. Если денежный доход потребителя неизменен, то повышение цен означает падение реального дохода, на этот доход уже можно купить меньше товара. Здесь величины дохода и цены связаны через уровень спроса на товар. Спрос меняется и в зависимости от цены на товар и в зависимости от дохода. Снижение цен приводит к росту спроса. Эффект дохода может быть отрицательным для качественных товаров, положительным – для некачественных товаров, нейтральным – когда спрос на товар при изменении дохода не изменяется и эффект дохода равен нулю[1,с.52].
Колебания цен на бензин привели к действию обоих эффектов, с каждым снижением дохода начинал действовать эффект замещения, а также эффект дохода, так как граждане стремились сохранить имеющийся доход путем пересмотра своих потребностей.
В данном случае замещение происходит только в рамках одного вида бензина на другой и только в том случае, если эта замена оптимальна с точки зрения приемлемости для заправки автомобиля. Если же потребитель остается вне ситуации выбора, то он будет стремиться сохранить эффект дохода и максимизировать полезность путем снижения затрат на другие товары.
Мы рассмотрели ситуацию с точки зрения потребителя, производитель при установлении цен действует также исходя из предельной полезности.
Полезность также можно рассчитать экспертным путем по тем атрибутам товара, которые ценны для производителя. Оценка от 1 до10.Оценки даются в сравнении одного продукта с другим.
Таблица 3
Оценка атрибутов полезности товара
атрибут АИ-92 оценка АИ-95 оценка Величина издержек на 1 л. 8 10 Уровень спроса 8 10 Итого совокупная полезность 16 20
Рассчитаем предельную полезность в расчете на затраченный рубль по бензину АИ-92.
М U 2009=16/11,6=1,38
М U2010=16/11,71=1,37
М U2011=16/12,83=1,25
Рассчитаем предельную полезность в расчете на затраченный рубль по бензину АИ-95.
М U2009=20/12,8=1,56
М U2010=20/12,8=1,56
М U2011=20/14,02=1,43
Можно построить график по вычисленным значениям.

Рис.6.Предельная полезность по видам бензина для производителя

График показывает, что предельная полезность бензина АИ-92 выше за 1 литр, так как издержки на его производство меньше.
Согласно закону убывающей полезности с каждым литром предельная полезность будет уменьшаться. Производитель стремится установить такую цену, чтобы повысить свою предельную полезность, если не ограничен барьерами от государства. У производителя есть еще один путь повышения предельной полезности - это снижение издержек на производство продукта. На практике производитель стремится совместить оба пути - снизить издержки и увеличить цену, чтобы максимально повысить полезность производства товара.
Рассмотрим тенденции топливного рынка на 2012 год.
Правительство готово увеличить акциз на бензин в 2012 году не на 1,3 руб., как до сих пор планировалось, а на 2,6 руб. На дизтопливо акциз будет повышен не на 1,1 руб., а на 2,8 руб. Такие расчеты опубликованы специалистами Центра анализа экономической политики Высшей школы экономики (ВШЭ) [4].Так называемая дифференциация акцизов на бензин в интересах экологии оборачивается значительным повышением цен[4]. При этом стимулов для использования более качественного бензина у потребителя практически не появляется. Минэнерго пытается стимулировать нефтяников повышать качество бензина и дизельного топлива. Но эффективность политики увеличения акцизов на бензин пока не подтверждается: его качество практически не растет, так как производитель не стремится повышать издержки, чтобы не снижать для себя полезность производства[4].
Таким образом, производитель рассматривает полезность производства продукта как фактор формирования его цены, а потребитель рассматривает полезность потребления с целью максимизации своего дохода.
Список литературы

1.Вечканова Г.Р., Вечканов Г.С. Микроэкономика.8 издание. - СПб.: Питер,2009.-209 с.
2.Гринева Н.В. Экономико-математическое моделирование микроэкономических процессов и систем.-М.:Финакадемия,2008.-104 с.
3. Нуреев Р.М.Курс микроэкономики. Учебник-М.: Норма,2008.-576 с.
4.http://www.gasbuddy.ru/forum/?action=showreplies&fid=6&topic=1029&start=3
5. http://www.au92.ru/msg/20110629_11062903.html
6. http://ria.ru/economy/20111118/492011124.html








7

Список литературы

1.Вечканова Г.Р., Вечканов Г.С. Микроэкономика.8 издание. - СПб.: Питер,2009.-209 с.
2.Гринева Н.В. Экономико-математическое моделирование микроэкономических процессов и систем.-М.:Финакадемия,2008.-104 с.
3. Нуреев Р.М.Курс микроэкономики. Учебник-М.: Норма,2008.-576 с.
4.http://www.gasbuddy.ru/forum/?action=showreplies&fid=6&topic=1029&start=3
5. http://www.au92.ru/msg/20110629_11062903.html
6. http://ria.ru/economy/20111118/492011124.html

Вопрос-ответ:

В чем заключается полезность товара?

Полезность товара заключается в его способности удовлетворить потребности и желания потребителя.

Как полезность товара влияет на его цену?

Полезность товара является одним из факторов, определяющих его цену. Чем более полезен товар, тем больше готовы заплатить за него потребители.

Что происходит, если товар не имеет полезности для потребителя?

Если товар не имеет полезности для потребителя, то он не будет тратить на него свои средства. Потребитель будет предпочитать товары, которые приносят ему большую полезность.

Как потребители стремятся к максимизации своего дохода?

Потребители стремятся к максимизации своего дохода путем выбора товаров, которые обеспечивают им наибольшую полезность за потраченные деньги.

Как теория предельной полезности помогает в распределении ограниченных ресурсов?

Понятие предельной полезности помогает экономистам определить, как лучше распределить ограниченные ресурсы, чтобы удовлетворить потребности как можно большего числа людей.

Зачем нужно учитывать полезность товара при формировании его цены?

Учет полезности товара при формировании его цены позволяет определить, насколько потребителю важен этот товар и готов ли он заплатить за него большую сумму денег. Если товар обладает большой полезностью, то его цена может быть выше, так как потребитель готов платить за него больше. В то же время, если товар не обладает полезностью, то его цена должна быть ниже, чтобы привлечь покупателей.

Что происходит, если товар не обладает полезностью для потребителя?

Если товар не обладает полезностью для потребителя, то он не будет готов заплатить большую сумму денег за него. Вместо этого, потребитель предпочтет потратить свои средства на другой товар, который обладает большей полезностью. Поэтому, в случае отсутствия полезности, цена на такой товар должна быть ниже, чтобы привлечь покупателей.

Какое значение имеет теория предельной полезности при изучении спроса на товары?

Теория предельной полезности при изучении спроса на товары позволяет понять, как изменение полезности товара влияет на спрос на него. Если полезность товара увеличивается, то спрос на него также может увеличиться. В то же время, если полезность товара уменьшается, то спрос на него может снизиться. Таким образом, понимание предельной полезности помогает предсказать, как изменение полезности товара может повлиять на его спрос у потребителей.

Почему понятие предельной полезности помогает правильно распределить средства в условиях ограниченности ресурсов?

Понятие предельной полезности помогает правильно распределить средства в условиях ограниченности ресурсов, так как позволяет определить, на какой товар потребитель получит большую полезность за отданную сумму денег. Если у потребителя ограниченный бюджет, то он должен выбрать те товары, которые ему приносят наибольшую полезность. Постепенно увеличивая количество потребляемого товара, полезность от каждой единицы его потребления будет уменьшаться, и на определенном уровне потребитель достигнет своего оптимального состояния.