Формы и методы эстетического воспитания дошкольников.
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 19 + 19 источников
- Добавлена 17.02.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
I.Теоретические основы применения форм и методов эстетического воспитания детей дошкольного возраста
1.1Теоретико-методические основы эстетического воспитания старших дошкольников
1.2Анализа задач и программ эстетического воспитания в дошкольном учреждении
1.3Методы эстетического воспитания в современном дошкольном образовательном учреждении
1.4Формы эстетического воспитания в современном дошкольном образовательном учреждении
Заключение
Литература
Классическое занятие в ДОУ имеют следующие особенности[11]:Структура классического занятия Структурный компонентСодержаниеНачало занятия Предполагает организацию детей: Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты)Ход (процесс) занятия Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач. В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.Окончание занятияПосвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности. В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции. В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей. В старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети. В зависимости от раздела обучения, от целей занятия методика проведения каждой части занятия может быть различной. Частные методики дают более конкретные рекомендации по проведению каждой части занятия. После проведения занятия педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.Эстетическое воспитание детей в дошкольном учреждении осуществляется в разных формах в зависимости от принципа руководства их деятельностью, способа объединения дошкольников, вида деятельности. Дети любят художественную деятельность, и часто по собственной инициативе занимаются ею. Нельзя сказать, что самостоятельная художественная деятельность полностью осуществляется без руководства взрослого. Просто характер этого руководства опосредованный, косвенный. Воспитатель заботиться о накоплении ребёнком опыта, впечатлений, которые потом отразятся в самостоятельном рисовании, лепке, музыкальной деятельности; обучает изобразительным способам и приёмам. Самостоятельная художественная деятельность потому и самостоятельная, что возникает по инициативе детей, для удовлетворения их индивидуальных потребностей. Задача педагога – не нарушая замысла ребёнка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Но главное – создать условия для самостоятельной деятельности: дети должны знать, где взять необходимые материалы, где именно можно, не мешая другим, рисовать, строить, музицировать. Признаками самостоятельной деятельности являются внимание ребёнка к средствам выразительности в музыке, движениях, рисунке, речи и умении переносить усвоенное в собственную новую деятельность. К воспитанию самостоятельной художественной деятельности дошкольников мы привлекаем и родителей, которые являются активными участниками конкурсов, проводимы в детском саду[7].Самостоятельная художественная деятельность тесно связана с той работой, которую целенаправленно и в разных формах проводит воспитатель. Это организованные занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, музыке; это и театрализованные игры и игры-драматизации, тематические занятия.Для проведения таких занятий в детском саду могут быть открыты изостудия, театральный салон, сенсорная комната, зимний сад, кинозал.Немалое место отводится экскурсиям.Задача педагога – продумать содержание экскурсии с учётом законов детского восприятия, воспитательных задач. Следует заранее определить и изучить место проведения экскурсии, способ размещения детей вокруг объекта наблюдения, поскольку очень важно не только сообщить дошкольникам новые знания, но и вызвать у них эстетические чувства. А чувства, как известно, очень легко разрушаются. Проведение экскурсии осуществляется по определенной структуре[8]:Структурный компонентСодержаниеПодготовительный этапПедагог определяет объем экскурсии, программное содержание, сроки проведения, педагог осматривает место проведения экскурсии, продумывает содержание, методы и приемы проведения. Решаются организационные вопросы (маршрут, сопровождение и т.п.).Подготовка детей к предстоящей экскурсии заключается в пополнении знаний (актуализация)Ход экскурсииНаблюдение организуется в определенной последовательности: целостное восприятие объекта, а затем анализ его составляющих для углубленного познания. Наблюдение является ведущим методом работы с детьми на экскурсии, но при этом большое значение имеют разнообразные вопросы: от организующих внимание, до стимулирующих творческое мышление, воображение. В процессе экскурсии поддерживается мыслительная активность ребенка (дети задают вопросы, читают стихи, отгадывают загадки, участвуют в играх).В конце экскурсии подводятся итоги, что узнали нового, интересного.Послеэкскурсионная работаПолученные знания систематизируются, уточняются, находят свое отражение в других видах деятельности (оформление материалов экскурсии, работа с художественной литературой, продуктивная деятельность, организация игр, обобщающие беседы и т.д.)Содержание экскурсий может быть связано с природными явлениями, культурными объектами и деятельностью взрослых. Оно определяется программой, по которой работает дошкольное учреждение. Для детей младшего дошкольного возраста экскурсии проводятся внутри дошкольного учреждения и участка, а начиная с 4 лет – за пределами детского сада. Поэтому взрослому очень важно знать непосредственное окружение дошкольного учреждения (библиотеки, музеи, парки и т.д.). На экскурсии обеспечивается первоначальное яркое целостное восприятие предметов и явлений, пробуждается любознательность и познавательный интерес. Для расширения, углубления, обобщения представлений детей о знакомом объекте проводят повторные экскурсии. При этом программный материал постепенно усложняется за счет расширения круга наблюдаемых явлений и за счет последовательного углубления и обобщения знаний. Например, целый цикл экскурсий может быть организован в виде путешествий по экологической тропинке ДОУ. В этом случае экскурсия как форма обучения часто сочетается с использованием такой нетрадиционной формы обучения, как метод проектов.Положительное воздействие в воспитании эстетической культуры оказывает просмотр детьми театрализованных и цирковых постановок, в исполнении профессиональных артистов.Значительное место в педагогическом процессе дошкольного учреждения занимают праздники и развлечения.Развлечения проводятся один раз в две недели. Содержание развлечений разнообразно. Это могут быть тематические литературные и музыкальные вечера. Полезны для эстетического развития развлечения, сочетающие разные виды искусства. Подбирается разнообразный материал – и литературный, и музыкальный, и изобразительный на одну тему (“Осень – краса”). Красота обстановки, торжественность музыки, общее приподнятое настроение на празднике – повышает восприимчивость к эстетической стороне действительности. Дети хотят участвовать в празднике активно, их не удовлетворяет роль наблюдателей. Такие вечера развлечений и праздники доставляют дошкольникам радость, приобщают к национальной культуре, воспитывают эстетические чувства. Постоянные гости и участники праздников и развлечений родители[3].Трудовая деятельность является одним из средств эстетического воспитания дошкольников. В младшем возрасте воспитатель знакомит детей с трудом работников дошкольного учреждения, подчеркивая, что и няня, и повар, и дворник работают старательно, красиво. Постепенно воспитатель подводит детей к пониманию, что труд всех людей города и села дает возможность жить радостно. При этом важно, чтобы дошкольники не только созерцали красоту труда взрослых, но и сами принимали в нем посильное участие. Поэтому в детском саду используются все формы трудовой деятельности.М. Монтессори считала основной формой обучения специально организованные занятия в форме индивидуального урока, который должен проводиться в пространстве данной среды и с использованием разработанных ею дидактических материалов.Ф. Фребельразработал систему коллективного обучения детей на занятиях в детском саду с использованием специального дидактического материала («даров Фребеля»), разработал систему занятий и дидактических игр по сенсорному воспитанию и развитию продуктивной деятельности (лепка, рисование, складывание и вырезывание из бумаги, плетение, вышивание).В базисную программу «Истоки» впервые включен отдельный раздел «Художественная декоративная деятельность. Детский дизайн».Содержание данного раздела включает в себя воспитание эмоционального отношения к природному окружению и дизайну быта. Формы реализации разнообразны, но чаще всего используется совместно-раздельная дизайн-деятельность по благоустройству и декоративному оформлении интерьера (кукольного, детского, взрослого). Так, к примеру, используя групповую форму работу с сочетанием метода проекта можно групповую комнату оформить как замок Снежной королевы, используя только бумагу различных оттенков белого, голубого, серебристого и привлекая к этой деятельности и родителей. Реализация такого дизайна возможна при организации учебных занятий по аппликации, оригами, свободной деятельности дошкольников[11].Основными требованиями к оформлению дошкольного учреждения являются целесообразность обстановки, ее практическая оправданность, чистота, простота, красота, правильное сочетание цвета и света, наличие единой композиции. Разумеется, мало окружить детей красивыми вещами, надо научить их видеть красоту, беречь ее. Поэтому воспитатель должен обращать внимание детей на чистоту помещения, на красоту, которую вносят цветы, картины, а главное – поощрять попытки самих дошкольников украсить комнату.С малых лет детей надо приучать к эстетике внешнего вида в сочетании с культурой поведения. Большую роль в этом отношении играет личный пример взрослых, единство их внешней и внутренней культуры поведения.С малых лет необходимо учить детей не только любоваться красотой цветов, деревьев, неба и т. д., но и вносить свой посильный вклад в ее приумножение. Уже в младшей группе дети с небольшой помощью взрослых могут кормить рыбок, поливать цветы на грядке и в группе и т. д. С возрастом объем работы для дошкольников увеличивается. Дети более самостоятельно и ответственно относятся к выполнения того или иного дела.Таким образом, все формы по эстетическому воспитанию можно представить в обобщенном виде в следующей таблице ().Таблица 1 – Формы эстетического воспитанияПараметрВидыПо принципу управления деятельностью детейПод прямым руководством взрослогоПод косвенным руководством взрослогоПо способу объединения детейСовместная деятельность детей и взрослого:- фронтальная;- по подгруппам;-индивидуальнаяИндивидуальная, поподгруппамПо видам деятельностиЗанятия, экскурсии, праздники, развлечения, игры, трудТеатрализованные игры, посторенние занятий, праздниковВыбор формы зависит от содержания художественно-эстетической деятельности и тех целей, которые ставит педагог в процессе эстетического развития дошкольников.Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в ДОУ в трех направлениях: специально организованное обучение; совместная деятельность педагогов и детей; самостоятельная деятельность детей. ЗаключениеНа современном этапе активно стали обсуждаться вопросы эстетического воспитания. Связано это с тем, что современное общественно бездуховно.Эстетическое воспитание способствует гармонизации развивающейся личности дошкольника.Вся система эстетического воспитания направлена на общее развитие ребенка, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном.На протяжении развития исторической цивилизации педагоги выработали и активно применяют различные методы и формы эстетического воспитания. К ним относится, природа, произведения искусств, развивающая среда и проч. Выбор методов и форм зависит от конкретного вида художественно-эстетической деятельности.Раскрывая тему работы, раскрыли сущность эстетического воспитания, формы и методы эстетического воспитания в детском саду. Таким образом, цель достигнута, задачи решены.ЛитератураАртемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.- М., 1991Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Москва —Воронеж, 1995.Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. – М.: Педагогика, 1981Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008Детство: Прорамма развития и воспитания детей в детском саду/ Под ре. Т.Ию Бабаевой и др. – СПб., 2004Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. – 2001. - №2.Дошкольная педагогика / Под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. В 2 ч. Ч 1. – М.: Просвещение - 1988.Дошкольная педагогика/ Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина ю –М.: Просвещение,1978Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. -М., 2001.Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М.,1996Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для стед..сред.пед.учеб.заведений. – М., 2000Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., 1995.Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника.-М. 2004Программа воспитания и обучения в детском саду/М.А. Под ред. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2005Психология / Под ред. А.А. Крылова.- М.: Проспект, 1999Российская педагогическая энциклопедия. М.: Издательство «БРЭ», 1993Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. М., 1985.Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред.Е.А.Дубровской.- М.: Академия, 2002
1.Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.- М., 1991
2.Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Москва —
Воронеж, 1995.
3.Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. – М.: Педагогика, 1981
4.Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008
5.Детство: Прорамма развития и воспитания детей в детском саду/ Под ре. Т.Ию Бабаевой и др. – СПб., 2004
6.Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. – 2001. - №2.
7.Дошкольная педагогика / Под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. В 2 ч. Ч 1. – М.: Просвещение - 1988.
8.Дошкольная педагогика/ Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина ю –М.: Просвещение,1978
9.Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. -М., 2001.
10.Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М.,1996
11.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для стед..сред.пед.учеб.заведений. – М., 2000
12.Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., 1995.
13.Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника.-М. 2004
14.Программа воспитания и обучения в детском саду/М.А. Под ред. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2005
15.Психология / Под ред. А.А. Крылова.- М.: Проспект, 1999
16.Российская педагогическая энциклопедия. М.: Издательство «БРЭ», 1993
17.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
18.Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. М., 1985.
19.Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред.Е.А.Дубровской.- М.: Академия, 2002
Вопрос-ответ:
Зачем нужно эстетическое воспитание детей дошкольного возраста?
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста необходимо для развития их чувства прекрасного, эстетического вкуса, способностей к творчеству и активному восприятию мира. Оно помогает развивать фантазию, воображение, творческое мышление и эмоциональную сферу, а также формирует у детей интерес и любовь к искусству.
Какие задачи ставятся перед эстетическим воспитанием старших дошкольников?
Задачи эстетического воспитания старших дошкольников включают развитие у детей способностей к творчеству, формирование гармоничного внутреннего мира, расширение эстетического опыта, развитие основ эстетического вкуса, знакомство с различными видами искусства и культурой.
Какие методы эстетического воспитания используются в современных дошкольных учреждениях?
В современных дошкольных учреждениях используются разнообразные методы эстетического воспитания, такие как игры-драматизации, рассказы, беседы, просмотр и обсуждение художественных произведений, музыкальные занятия, изобразительные и лепные занятия, ознакомление с природой и окружающим миром, посещение музеев и театров, проведение выставок и концертов.
Какие формы эстетического воспитания используются в современных дошкольных учреждениях?
В современных дошкольных учреждениях используются различные формы эстетического воспитания, такие как художественные выставки, концерты, праздники, творческие занятия, кукольные представления, театральные постановки, музыкальные спектакли, литературные часы и многое другое. Эти формы позволяют детям проявить творческий потенциал, развить навыки самовыражения и самовыражения, а также обогатить свой эстетический опыт.
Какие теоретико-методические основы используются при эстетическом воспитании старших дошкольников?
Одной из основных теоретико-методических основ эстетического воспитания старших дошкольников является интеграция различных видов искусства, таких как музыка, изобразительное искусство, театральное искусство. Также важными основами являются психологические аспекты, которые учитывают возрастные особенности детей и их потребности в эстетическом развитии.
Какие задачи и программы используются при эстетическом воспитании в дошкольных учреждениях?
Основной задачей эстетического воспитания в дошкольных учреждениях является формирование эстетической культуры и восприятия у детей. Программы включают в себя различные виды деятельности, направленные на развитие музыкального, художественного и театрального вкуса, развитие творческих способностей детей и формирование понимания и ценности искусства.
Какие методы эстетического воспитания используются в современном дошкольном учреждении?
В современном дошкольном учреждении применяются разнообразные методы эстетического воспитания, такие как музыкально-ритмические занятия, художественное творчество, игровая деятельность, театрализованные представления, экскурсии в музеи и выставки и другие. Важным методом является также пример взрослых, которые являются образцами эстетического поведения.
Какие формы эстетического воспитания используются в современном дошкольном учреждении?
В современном дошкольном учреждении используются различные формы эстетического воспитания, такие как коллективные мероприятия (концерты, выставки, спектакли), индивидуальная художественная деятельность, игровые занятия с использованием элементов искусства, посещение кружков и студий по интересам.
Какие основные теоретические основы применения форм и методов эстетического воспитания у детей дошкольного возраста?
Основные теоретические основы применения форм и методов эстетического воспитания у детей дошкольного возраста включают в себя понятие эстетического воспитания, его цели и задачи, а также принципы организации и содержания эстетических занятий.
Какие задачи и программы эстетического воспитания в дошкольном учреждении бывают?
Задачи и программы эстетического воспитания в дошкольном учреждении могут быть направлены на развитие художественной культуры детей, формирование эстетических вкусов и предпочтений, развитие творческих способностей и воображения.