Национальные модели рыночной экономики.
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 07.02.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Рыночная экономика как экономическая система
1.1. Понятие и классификация экономических систем
1.2. Особенности рыночной экономической системы
Глава 2. Национальная специфика в построении экономической системы
2.1. Общая классификация моделей рыночной экономики
2.2. Основные национальные модели рыночной экономики
Глава 3. Основные мировые модели корпоративного управления в рыночной экономике
3.1.Принципы построения основных моделей корпоративного управления
3.2.Сравнительный анализ основных моделей корпоративного управления
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Если семья не может преодолеть свою подозрительность к посторонним людям и нанимаемым ею работникам (управленцам), то она отказывается от их услуг и тем самым сама ставит предел расширения собственного бизнеса. В этот момент семейные традиции и ценности приходят в противоречие с экономическими потребностями и запросами бизнеса. Однако только за пределами этой подозрительности и семейной ограниченности начинается по-настоящему крупный, корпоративный бизнес. И, как справедливо утверждает Фукуяма, основан он на взаимном доверии посторонних людей. В противном случае любой бизнес рассыпается из-за непомерных издержек на проверку и перепроверку участниками бизнеса друг друга.
При этом доверие предполагает не простую вменяемость членов общества, но и достаточно высокий уровень морали и этики. Если люди ориентированы только на воровство и обман окружающих их людей, то никакой бизнес с ними построить нельзя. Отчасти именно поэтому в России не удается построить полноценный корпоративный частный сектор. Большинство дельцов, чиновников и простых наемных работников думают только о наживе, реальные дела для них отступают на периферию их интересов [18, с. 21].
Соответственно все страны, построившие современную развитую экономику с сопутствующими ей частными корпорациями, имеют в своей социальной основе феномен высокого доверия людей друг другу и нравственное начало в поведении.
Сравнительный анализ основных моделей корпоративного управления
Англо-американская, немецкая и японская модели корпоративного управления устроены по-разному, но каждая из них доказала свою эффективность в развитии мотива соучастия персонала в организационно-экономической деятельности компаний. Сравнительная характеристика указанных моделей приведена в таблице 1. Каждая из описанных моделей имеет свои сильные и слабые стороны. Основным недостатком американской модели считается ее излишняя ориентированность на краткосрочные интересы инвесторов, которой способствует высокая прозрачность отношений, публикация ежеквартальных отчетов и простота сделок с акциями на высоколиквидном фондовом рынке. Германскую и японскую модели критикуют главным образом за противоречивую роль банков. Последние, выступая в качестве акционеров и одновременно кредиторов, попадают в зону конфликта интересов, что приводит к выдаче невозвращаемых кредитов (Германия) или кредитованию заранее неэффективных программ в угоду стабильности (Япония) [12, с. 75].
Таблица 1 - Сравнительные характеристики моделей корпоративного управления [9]
Критерий сравнения Модели корпоративного управления англо - американская немецкая японская Система ценностей Индивидуальная свобода выбора Взаимодействие и согласие Взаимодействие и доверие Роль трудового коллектива Пассивная
Активная Активная сопричастность Основной способ финансирования Фондовый рынок Банки Банки Временной горизонт инвестирования Краткосрочный Долгосрочный Долгосрочный Стоимость капитала Высокая Средняя Низкая Рынок капитала Высоколиквидный Ликвидный Относительно ликвидный Оплата менеджеров Высокая Средняя Низкая
Также германскую и японскую модели критикуют в связи с ролью государства, а именно с тем, что в них сознательно ограничивается свобода конкуренции, что весьма нежелательно в виду возможности потерять эффективность.
С точки зрения правления модели различаются между собой: в Японии с состав совета директоров могут входить в основном только инсайдеры; в англо-американской модели в состав совета директоров входят как инсайдеры, так и аутсайдеры; а в немецкой модели инсайдеры входят в состав Правления, но не входят в состав наблюдательного совета.
Также существует еще одно отличие немецкой модели от японской и англо-американской: в немецкой модели численность наблюдательного совета устанавливается законом и изменению не подлежит [16, с. 77].
C точки зрения структуры владения акциями, японская и немецкая модели схожи между собой, так как ключевыми акционерами в этих моделях выступают банки. Помимо акционирования банки оказывают множество разнообразных услуг в этих двух моделях, в чем и состоит их главное отличие от англо-американской модели, в которой корпорации получают финансовые и иные услуги из разных источников, включая рынки ценных бумаг.
По отношению к ключевым участникам немецкая и японская модели также обладают сходством. В обоих этих моделях банки являются ключевыми участниками и играют несколько ролей. А в англо-американской модели банки не могут выполнять роль институциональных инвесторов. Также существует отличие немецкой модели от японской и англо-американской: только в немецкой модели в состав наблюдательного совета могут входить рабочие (служащие).
Если рассматривать модели относительно требований к раскрытию информации, то нетрудно заметить, что самые строгие разработаны в США [12, с. 78]. В США в отличие от двух других моделей (в которых финансовая информация представляется раз в полгода) финансовая отчетность о деятельности корпорации представляется каждый квартал. В Японии сообщается сумма совокупного вознаграждения управляющим и директорам, а в США – по каждому лицу. В Германии предоставляются совокупные данные о вознаграждении директорам и менеджерам, в отличии от индивидуальных сведений в США, не сообщаются сведения о членах наблюдательного совета и их владении акциями корпорации.
В Германии федеральные законы оказывают весьма сильное влияние на деятельность корпорации, в сравнении со всеми остальными моделями. В Японии правительственные министерства также имеют огромное влияние на ход развития промышленной политики. В США деятельность корпораций подчинена законодательству в меньшей мере. Некоторые вопросы (например, требования к раскрытию информации, отношения между корпорацией и акционерами, деятельность рынка ценных бумаг) подвластны федеральному агентству, Комиссии по ценным бумагам и биржам [13].
Если рассматривать действия, которые требуют одобрения акционеров, то японская и немецкая модели схожи, так как в обеих одним из основных таких действий является распределение средств и выплата дивидендов. В англо-американской модели основными вопросами, требующими одобрения акционеров, являются: избрание директоров и назначение аудиторов. Те же вопросы свойственны и для японской модели. Англо-американская модель отличается наибольшей свободой для акционеров, так как они имеют право вносить предложения в повестку дня ежегодного общего собрания акционеров. Эти предложения должны касаться непосредственно деятельности корпорации. А те акционеры, которые обладают более чем 10 процентами капитала корпораций, могут даже созывать внеочередное собрание акционеров. В Японии акционеры получили право вносить свои предложения в повестку дня ежегодного собрания сравнительно недавно. Для немецкой модели предложения, вносимые акционерами, являются привычной практикой.
В японской и немецкой моделях существует очень тесная связь между банком и корпорацией, благодаря чему банк выполняет большое количество функций [8]. Англо-американская модель и японская схожи тем, что в них акционер может голосовать по доверенности, лично на голосовании не присутствуя. А в немецкой модели такого быть не может. И в ней очень сильно влияние банков, так как если акционер по каким-либо причинам не может принять участие в голосовании, то от его лица по своему усмотрению голосует банк. Отличительной особенностью японской модели является то, что корпорации заинтересованы в долгосрочных, предпочтительно аффилированных акционерах. А в немецкой модели даже мелкие акционеры имеют определенное влияние на деятельность корпораций[3].
Выводы по главе 3.
Модели корпоративного управления, так же как и модели экономических систем, имеют как сходства, так и различия. При сравнении основных моделей корпоративного управления можно заметить, что у японской модели наибольшее сходство достигается с немецкой моделью. А англо-американская модель отличается от этих моделей прозрачностью в деятельности корпораций, приданию важности краткосрочным интересам акционеров, а также наиболее строгими мерами, применяемыми к раскрытию информации
Заключение
В современном мире ни одна из стран не может развиваться в условиях самоизоляции. Страны связаны между собой с помощью экономических отношений. Поэтому процесс исторического развития рано или поздно ставит перед любой страной вопрос о необходимости изменения ее экономической системы, приспособления к новым, изменившимся условиям развития современного мира. Мировая практика показывает, что в стремлении к более выгодной организации рыночного хозяйства, страны заимствуют друг у друга подход и методы решения основных экономических проблем.
Ни одна из экономических систем не существует в чистом, идеальном виде. Следовательно, надо стремиться к системе, которая создает наиболее благоприятные условия жизни населения и приемлемый уровень организации хозяйства. Проведя анализ описанных выше моделей рыночной экономики, можно прийти к выводу, что при наличии частных различий для всех развитых стран характерен ряд общих закономерностей:
-господство частной собственности и частной инициативы;
-рыночная экономика играет решающую роль в их развитии;
-основными производителями являются крупные объединения, контролирующие движение капитала;
-государственное регулирование экономики стало необходимым условием экономического роста, и государство стало активным субъектом экономики;
-наблюдается тенденция к формированию социально-ориентированных систем;
-стремление к открытой экономике.
Мировое хозяйство перестраивается весьма неравномерно. В то время как ряд стран используют достижения научно-технического прогресса, большая часть развивающегося мира опирается по-прежнему на традиционные, а частично и доиндустриальные промышленные технологии.
В зависимости от ряда внешних факторов и общих тенденций развития экономики отдельных стран, а также национально-культурных различий, в мире сформировано несколько моделей корпоративного управления. Основными из них являются англо-американская, немецкая и японская. Отдельно можно выделить семейную модель управления, точнее классификацию моделей корпоративного управления по отношению к институту семьи в той или иной стране. Рассмотренные модели управления корпорациями имеют определенные сходства и различия между собой. Каждая модель обладает своими достоинствами и недостатками. С точки зрения акционеров наиболее предпочтительной является англо-американская модель, так как управление в ней является наиболее прозрачным, и большое внимание уделяется интересам даже мелких акционеров.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Балацкий Е.В. Национальные модели корпоративного сектора экономики / http://www.kapital-rus.ru18.07.2008
Бах К. Что такое корпоративное управление?/ Источник - http://www.pr.kg/gazeta/number375/113
Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2005. - 399 с.
Булатов А.С. Мировая экономика – М.: Изд-во «Экономист», 2007. – 858 с.
Виды и модели экономических систем (электронный ресурс). – Режим доступа - http://www.market-pages.ru/makroec/6.html
Дмитрий БОНДАРЕНКО Развивающиеся страны перестанут развиваться [ Экономические известия, 2 июля 2009 ]. – Источник - http://www.ukrrudprom.ua/digest/Razvivayushchiesya_strani_perestanut_razvivatsya.html
Карапетян Д., Грачева М. Корпоративное управление: основные понятия и результаты исследовательской практики. Источник - http://www.management.com.ua/strategy/str076.html
Корпоративное управление: история и практика/ Официальный сайт Федеральной службы по финансовым рынкам. Источник -http://www.fcsm.ru/ru/legislation/corp_management_study/#4
Кочетков Г.Б. Национальные модели управления и использование зарубежного опыта / Г.Б. Кочетков // США и Канада: экономика, политика, культура.-2009.-№12.-С.73-87.
Кривяков С.В. Мировая экономика (учебно-методическое пособие). – Томск, изд-во СГМУ, 2009. Источник - http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-6000
Литвинцева Г.П. Институциональная экономическая теория: Учебник. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2007 – 280 с.
Ломакин В.К. Мировая экономика – М.: Изд-во «ЮНИТИ», 2007. – 410 с.
Лукичев Г.А. Освободившиеся страны; использование ресурсов в целях развития - М.: Изд-во «ЮНИТИ», 2006. – 274 с.
Любецкий В.В. Мировая экономика (учебно-методический комплекс): Учебный курс. – М.: МИЭМП, 2010.
Миролюбова Т.В. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКСПОРТА И РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Фундаментальные исследования № 8 за 2006 год стр. 86-89
Николаева И.П. Мировая экономика – М.: Изд-во «ЮНИТИ-ДАНА», 2000. – 358 с.
Новикова Е.В. Экономическая теория. Часть . Учебный курс (учебно-методический комплекс). – М: МИЭМП, 2010.
Пурлик В.М. Сравнительный анализ моделей корпоративного управления и российская практика / В.М. Пурлик // Экономический анализ: теория и практика.-2010. - №2.-С.20-27.
Сущность экономических систем (электронный ресурс). Режим доступа - http://www.abc-people.com/typework/economy/econo-2.htm
Яблукова Р.З. Международные экономические отношения в вопросах и ответах: учебное пособие. – М.:. ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. – 288 с.
Экономическая система — это особым образом упорядоченная система связи между производителями и потребителями благ
Хозяйственный механизм – это способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне
Капитали́зм — экономическая система производства и распределения, основанная на частной собственности, всеобщем юридическом равенстве и свободе предпринимательства
Товар — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи, продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый для обмена.
Деньги — специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг.
Спрос (ёмкость рынка в экономике) — это зависимость между ценой и количеством товара, которое покупатели могут и желают купить по строго определенной цене, в определенный промежуток времени
Предложение (в экономике) — понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести (предложить) какое-либо количество товара за определённый период времени при определённых условиях.
Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
Развитые страны характеризуются высоким уровнем жизни населения, имеют, как правило, большой запас произведённого капитала и население, которое по большей части занято высокоспециализированными видами деятельности. Развивающиеся страны, в основном, не достигли значительного уровня индустриализации относительно их населения и имеют средний или низкий уровень жизни.
Валово́й вну́тренний проду́кт (ВВП) — рыночная стоимость всех товаров и услуг, предназначенных для непосредственного употребления, произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства.
Частная собственность — одна из форм собственности, которая подразумевает защищенное законом право на предмет собственности
Конфессиональные факторы – относящиеся к религии, церкви, вероисповедованию
Рестрикционная (рестриктивная) денежно-кредитная политика (так называемая политика "дорогих денег") направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков и повышение уровня процентных ставок. Ее проведение обычно также предполагает и сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, а также другими мероприятиями, направленными на преодоление инфляции.
Кодекс корпоративного управления — свод добровольно принимаемых стандартов и внутренних норм, устанавливающих и регулирующих порядок корпоративных отношений.
Принцип социального взаимодействия заключается в обеспечении права участи в принятии решений всех заинтересованных лиц (сторон).
Мотив – это комплекс внутренних побуждений человека к совершению действий, его намерение что-либо сделать, желания, стремления, например, намерение хорошо работать
11
1.Балацкий Е.В. Национальные модели корпоративного сектора экономики / http://www.kapital-rus.ru18.07.2008
2.Бах К. Что такое корпоративное управление?/ Источник - http://www.pr.kg/gazeta/number375/113
3.Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2005. - 399 с.
4.Булатов А.С. Мировая экономика – М.: Изд-во «Экономист», 2007. – 858 с.
5.Виды и модели экономических систем (электронный ресурс). – Режим доступа - http://www.market-pages.ru/makroec/6.html
6.Дмитрий БОНДАРЕНКО Развивающиеся страны перестанут развиваться [ Экономические известия, 2 июля 2009 ]. – Источник - http://www.ukrrudprom.ua/digest/Razvivayushchiesya_strani_perestanut_razvivatsya.html
7.Карапетян Д., Грачева М. Корпоративное управление: основные понятия и результаты исследовательской практики. Источник - http://www.management.com.ua/strategy/str076.html
8.Корпоративное управление: история и практика/ Официальный сайт Федеральной службы по финансовым рынкам. Источник -http://www.fcsm.ru/ru/legislation/corp_management_study/#4
9.Кочетков Г.Б. Национальные модели управления и использование зарубежного опыта / Г.Б. Кочетков // США и Канада: экономика, политика, культура.-2009.-№12.-С.73-87.
10.Кривяков С.В. Мировая экономика (учебно-методическое пособие). – Томск, изд-во СГМУ, 2009. Источник - http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-6000
11.Литвинцева Г.П. Институциональная экономическая теория: Учебник. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2007 – 280 с.
12.Ломакин В.К. Мировая экономика – М.: Изд-во «ЮНИТИ», 2007. – 410 с.
13.Лукичев Г.А. Освободившиеся страны; использование ресурсов в целях развития - М.: Изд-во «ЮНИТИ», 2006. – 274 с.
14.Любецкий В.В. Мировая экономика (учебно-методический комплекс): Учебный курс. – М.: МИЭМП, 2010.
15.Миролюбова Т.В. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКСПОРТА И РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Фундаментальные исследования № 8 за 2006 год стр. 86-89
16.Николаева И.П. Мировая экономика – М.: Изд-во «ЮНИТИ-ДАНА», 2000. – 358 с.
17.Новикова Е.В. Экономическая теория. Часть . Учебный курс (учебно-методический комплекс). – М: МИЭМП, 2010.
18.Пурлик В.М. Сравнительный анализ моделей корпоративного управления и российская практика / В.М. Пурлик // Экономический анализ: теория и практика.-2010. - №2.-С.20-27.
19.Сущность экономических систем (электронный ресурс). Режим доступа - http://www.abc-people.com/typework/economy/econo-2.htm
20.Яблукова Р.З. Международные экономические отношения в вопросах и ответах: учебное пособие. – М.:. ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. – 288 с.
Вопрос-ответ:
Что такое рыночная экономическая система?
Рыночная экономическая система - это система, в которой ресурсы и товары распределяются на основе спроса и предложения на рынке.
Какие особенности присущи рыночной экономической системе?
Основные особенности рыночной экономической системы включают: свободу предпринимательства, частную собственность, свободное формирование цен, конкуренцию и рыночные отношения.
Какие существуют модели рыночных экономик?
Существует несколько моделей рыночных экономик, включая лоббистскую модель, социально-рыночную модель и директивную модель.
Какие национальные модели рыночных экономик существуют?
Существуют различные национальные модели рыночных экономик, такие как американская модель, немецкая модель и японская модель.
Какие принципы лежат в основе моделей корпоративного управления в рыночной экономике?
Основные принципы включают принципы прозрачности, ответственности перед акционерами, защиты прав акционеров и эффективного управления компанией.
Что такое рыночная экономическая система?
Рыночная экономическая система - это экономическая система, основанная на свободном функционировании рынка, где предложение и спрос определяют цены и объемы производства товаров и услуг. В такой системе коммерческие субъекты свободно взаимодействуют и принимают решения о производстве, потреблении и инвестициях на основе собственных интересов.
Какие особенности имеет рыночная экономическая система?
Основные особенности рыночной экономической системы включают свободу предпринимательства, свободное формирование цен, свободу выбора для потребителей и производителей, конкуренцию, частную собственность и ограниченную роль государства в экономической деятельности.
Что такое национальная модель рыночной экономики?
Национальная модель рыночной экономики - это специфическая организация рыночной экономической системы в конкретном государстве или регионе. Она может включать в себя уникальные правительственные политики, правовые и институциональные рамки, структуру рынка, социальные и культурные особенности, которые отличают ее от других моделей рыночной экономики в мире.
Как осуществляется классификация моделей рыночной экономики?
Модели рыночной экономики могут быть классифицированы по различным критериям, таким как уровень государственного вмешательства, степень свободы рынка, уровень социальных гарантий, степень конкуренции и другие. В результате этой классификации, можно выделить различные модели, такие как либеральная модель, социал-демократическая модель, постиндустриальная модель и т. д.
Какие основные национальные модели рыночной экономики существуют?
Существует несколько основных национальных моделей рыночной экономики, включая модель Соединенных Штатов, модель Германии, модель Японии, модель Швеции и другие. Каждая из этих моделей имеет свои уникальные особенности, такие как степень государственного регулирования, уровень социальной защиты, система образования и т. д.