Основы компьютерных телекоммуникаций в курсе информатики.
Заказать уникальную курсовую работу- 45 45 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 01.04.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1 Методические особенности изучения различных аспектов телекоммуникационных технологий в курсе информатики основной общеобразовательной школы
1.1 Структура содержательной части модуля
1.2 Методический анализ содержательной части модуля
1.2.1. Принципы функционирования и использования Интернета
1.2.2. Электронная почта
1.2.3. On-line-сервисы Интернета
1.2.4. Internet Explorer — программа просмотра WWW-документов
1.2.5. Системы поиска информации во Всемирной паутине
1.2.6. Создание Web-страниц
1.3 Дидактический материал
1.4 Основная литература и качество изложения темы в рекомендованных учебниках
Глава 2 Практические рекомендации по изучению модуля «Телекоммуникационные системы» в курсе информатики основной общеобразовательной школы
2.1 Формы активизации познавательной деятельности и пути преодоления трудных мест
2.2 Формирование предложений в Перспективно-тематический план по информатике
2.3 Контроль и учёт знаний.
2.3 План-конспект урока по изучению темы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Приложение №1 Контрольные вопросы
Приложение №2 Темы для рефератов и докладов
Приложение №3 Задачи и упражнения
Они должны оставаться простыми, без сложных средств адаптации и восстановления после разного рода ошибочных ситуаций. На эксплуатационном уровне не должно существовать глобальной системы управления. 1 января 1983 года был осуществлен одновременный переход всех компьютеров в составе ARPANet на протокол TCP/IP. Так был установлен стандарт, согласно которому могла развиваться сеть Интернет. В России первой сетью, связанной с Интернетом, стала сеть Relcom, созданная в 1990 году на базе института атомной энергии им. И. В. Курчатова в Москве. Физики — создатели сети — стремились получить канал оперативного общения со своими западными коллегами в первую очередь для проведения совместных исследований. Однако, как это часто бывает, созданная ими российская подсеть Интернета вскоре приобрела самостоятельное значение. В 1996 году эта сеть имела уже порядка 300 узлов и насчитывала десятки тысяч абонентов. Количественные данные на середину 2000 года (в тысячах человек) о численности использующих Интернет россиян, проживающих в различных регионах: Россия (в целом) — 2770, Москва — 694, Санкт-Петербург — 303, Европейская часть России — 781, Урал — 311, Западная Сибирь — 295, Восточная Сибирь и Дальний Восток — 386. Россия имеет очень высокие темпы развития Интернета и наше отставание от развитых стран сокращается. Для того чтобы сеть могла функционировать, кроме абонентских пунктов в ней должны быть специальные компьютерные узлы связи, функционирующие круглосуточно. Их головные компьютеры называют серверами. Конечный пользователь включается в обмен информацией по своему усмотрению в желаемое для него время. Он соединяется с ближайшим к нему сервером, который, в свою очередь, соединяется с другими серверами в соответствии с адресом, указываемым пользователем сети, и затем происходит об- мен информацией. Если пользователь работает в режиме on-line, то он сразу получает поступающую информацию и подает новые команды в сеть для получения новых порций информации. В режиме off-line пользователь сети при соединении с сервером лишь передает свои сообщения и получает поступившую для него к этому времени информацию. Сервер хранит поступившие на него сообщения до тех пор, пока пользователь их не заберет (или ограничивается разумным сроком хранения). Кроме серверов в сети важнейшую роль играют выделенные каналы связи — транспортная основа глобальной сети. Выделенный канал может быть создан как на основе обычного, медного телефонного кабеля, так и на основе оптоволоконного, а также спутниковой радиосвязи. Серверы постоянно связаны между собой выделенными канала- ми и обмениваются информацией в автоматическом режиме под управлением специальных программ
Интернет-провайдеры обеспечивают пользователям доступ к сервисам Интернета. Под сервисами или службами Интернета понимаются виды услуг, которые оказываются серверами, входящими в сеть. В истории Интернета существовали разные виды сервисов, одни из которых в настоящее время уже не используются, другие постепенно теряют свою популярность, в то время как третьи переживают свой расцвет. Перечислим сервисы, актуальные на данный момент:
-электронная почта (e-mail) — сервис передачи сообщений;
- FTP — сервис передачи файлов;
- Telnet — сервис удаленного доступа к компьютерам; ß World Wide Web (WWW, Web, "Всемирная паутина") — сервис поиска и просмотра гипертекстовых документов, включающих в себя графику, звук и видео;
-IP-телефония;
- видеоконференции.
Важным моментом организации передачи данных в Интернете является система адресации. Адрес любого ресурса в Интернете может быть однозначным образом описан с помощью URL (Universal Resource Locator, универсальный указатель ресурса).
URL формируется следующим образом: <имя протокола>://адрес компьютера>{/<путь к документу на компьютере>}
Примеры: http://www.microsoft.com/ie, http://193.232.127.161/~cstore/index.html.
Внутри Интернета используется IP-адресация. Компьютер, входящий в со- став Интернета, получает уникальный адрес, состоящий из четырех чисел от 0 до 255, отделенных друг от друга точками.
Пример IP-адреса: 192.168.1.14. Расшифровка такого адреса ведется слева направо. Первое число — номер наиболее крупной сети в составе Интернета, последнее — номер конкретного компьютера. Второе и третье число обозначают участки сети, например, региональную и локальную сеть. Однако человеку такие адреса запомнить достаточно сложно.
Наша память устроена таким образом, что мы легче запоминаем слова, а не числа. Первоначально, пока число компьютеров в составе Интернета было невелико, все вновь подключаемые компьютеры регистрировались в Network Information Center (NIC, сетевой информационный центр). В обязанности этого центра входили формирование и рассылка по сети списка IP-адресов компьютеров и соответствующих им мнемонических имен. Однако со временем этот список достиг таких размеров, что его оперативные обновление и рассылка стали невозможны. Поэтому было решено отказаться от концепции сетевого центра.
Была введена доменная система имен (Domain Name System, DNS), согласно которой ответственность за назначение имен возлагается на группы пользователей, отвечающих за ту или иную область сети — домен. Приведем при меры доменных адресов: vspu.ac.ru vspu.ru В отличие от IP-адресов расшифровка доменных адресов идет справа налево. Справа стоит старший домен — домен первого уровня. Например, домен ru является частью большинства адресов компьютеров на территории России. Чем короче адрес, тем легче он запоминается и тем меньше вероятность того, что при его наборе будет допущена ошибка.
Легко запоминающееся доменное имя — один из факторов популярности ресурса. Поэтому наиболее востребованные имена иногда даже разыгрываются в лотерею. Доменные имена порой служат предметом купли-продажи. Зарегистрировав потенциально популярное имя, недобросовестный пользователь затем пытается перепродать его за более крупную сумму. Рекордом является покупка доменного имени business.com за 150 тысяч долларов. Подобная регистрация доменного имени в целях последующей продажи получила название киберсквоттинга. Во многих случаях по старшему домену легко определить страну, где расположен данный ресурс. Это может пригодиться хотя бы для того, чтобы определить, на каком языке он создан. Кроме того, если имеется два приблизительно равноценных ресурса, лучше выбрать тот, который территориально ближе к вам расположен. Полные списки доменов старшего уровня приводятся в справочниках по Интернету. Примеры старших доменов стран ближнего зарубежья: by — Белоруссия; ua — Украина; kz — Казахстан. В этих странах находится наибольшее количество русскоязычных ресурсов. Из стран дальнего зарубежья назовем: uk — Великобритания; de — Германия; fr — Франция; it — Италия; us — США. Домен us используется крайне редко. Исторически сложилось так, что в США используются трехбуквенные домены, указывающие на характер организации, которой принадлежит домен. Так домен gov означает правительственную организацию, mil — военную, com и появившийся недавно biz — коммерческую, edu — образовательное учреждение, net — организацию, занимающуюся сетями, org — неправительственную организацию. Опыт использования трехбуквенных доменов первого уровня начинают перенимать у США и другие страны, так что в настоящее время по наличию трехбуквенного домена нельзя судить со стопроцентной уверенностью, что данный ресурс зарегистрирован в США.
Подвожу итоги занятия.
Выставляю оценки.
Даю задание на самостоятельную работу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе рассмотрены методические особенности изучения различных аспектов телекоммуникационных технологий в курсе информатики основной общеобразовательной школы.
Проведен дидактический анализ темы, проанализирована основная литература и качество изложения темы в рекомендованных учебниках и учебных пособиях.
Рассмотрены формы активизации познавательной деятельности и пути преодоления трудных мест. В рамках второго раздела в работе сформированы предложения в Перспективно-тематический план по информатике, разработаны методические рекомендации по контролю знаний, разработан типовой план-конспект проведения урока, рекомендации по использованию электронного учебного пособия, составлен перечень контрольных вопросов, практических и самостоятельных заданий, а так же перечень возможных рефератов и докладов по теме модуля.
ЛИТЕРАТУРА
Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М. 1975
Тихонов О.К., "Психология мышления", М.1984г.
Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютера(педагогика третьего тысячелетия). М.: Изд-во Моск. психол.-соц. Ин-та-Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2002. - 352 с.
Васильев В.И., Демидов А.Н., Малышев Н.Г., Тягунова Т.Н. “Методологические правила конструирования компьютерных педагогических тестов”, М., ВТУ, 2000, 64 с.
Домненко В. М., Бурсов М. В. Создание образовательных интернет-ресурсов. Учебное пособие. – СПбГИТМО(ТУ), 2002. – 104 с.
Информатика: Базовый курс / С. В. Симонович и др. — СПб.: Питер, 2003. — 640 с.: ил.
Меняев М. Ф. Информатика и основы программирования.- М.: Омега-Л, 2007.- 464 с.
Роберт И.В., "Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования", М., "Школа-пресс", 1994 г.
Ситаров В.А. Дидактика: Учеб пособие для студентов высш. Учеб. Заведений.- М.: Изд. центр «Академия», 2002.- 268 с.
Фридланд А.Я. Информатика и компьютерные технологии. - М.: Астрель, 2002. – 279 с.
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб.пособие для пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1979.
Приложение №1
Контрольные вопросы
Т.1. Принципы функционирования и использования Интернета
1. Каково значение глобальных сетей?
2. Каковы основные исторические вехи развития Интернета?
3. Охарактеризуйте принципы, положенные в основу Интернета.
4. Какие сервисы обеспечивает Интернет?
5. Опишите систему адресации Интернета.
Т.2 Электронная почта
1. Как осуществляется доставка электронной почты?
2. Как "устроено" электронное сообщение?
3. Из каких частей состоит адрес электронного письма?
4. Охарактеризуйте программу Outlook Express — наиболее распространенную программу для работы с электронной почтой.
5. Какие действия нужно выполнить в программе Outlook Express, чтобы по- слать электронное сообщение?
Т.4. Internet Explorer — программа просмотра WWW-документов
1. Каким образом производится просмотр WWW-документов?
2. Охарактеризуйте браузер Internet Explorer.
3. Опишите приемы просмотра Web-сайтов с помощью программы Internet Explorer.
4. Каким образом использовать опцию Избранное Internet Explorer?
Т.5. Системы поиска информации во Всемирной паутине
1. Чем отличаются поисковые машины от тематических каталогов?
2. Охарактеризуйте наиболее известные поисковые машины и тематические каталоги.
3. Как осуществляется поиск информации в сети WWW?
4. В каких направлениях развиваются технологии поиска информации в Интернете?
Т.6. Создание Web-страниц
1. Что такое HTML?
2. Какова структура Web-документа?
3. Охарактеризуйте основные теги HTML.
4. Каково значение редакторов HTML?
5. Охарактеризуйте систему Web-дизайна FrontPage.
6. Как с помощью программы FrontPage создать Web-документ?
Приложение №2
Темы для рефератов и докладов
Т.1. Принципы функционирования и использования Интернета
1. Количественные показатели развития Интернета в разных странах.
2. Физические принципы каналов связи, используемых в Интернете.
3. Органы, руководящие Интернетом. Стандарты Интернета. Разработка новых стандартов.
4. Использование Интернета в научных, финансовых сферах, досуге, бизнесе и др.
5. Развитие технологий и сервисов Интернета.
6. Новые профессии и специальности, связанные с Интернетом.
7. Доступ к Интернету с помощью мобильных телефонов и других устройств.
Т.2. Электронная почта
1. Сервисы UUCP, POP3, SMTP, IMAP для обеспечения электронной почты.
2. Правила сетевого этикета — НЕТИКЕТ.
3. Жаргон электронных сообщений. Сокращения и смайлики.
4. Как найти друга для электронной переписки.
5. Опасности, связанные с электронной почтой: спам, почтовые черви, атаки на серверы и др.
Т.3. Оn-line сервисы интернета
Темы для рефератов и докладов
1. Развитие сервисов Интернета.
2. Протоколы передачи информации в Интернете.
3. Аппаратная часть сервера Интернета.
4. Программное обеспечение сервера Интернета.
Т.4. Internet Explorer — программа просмотра WWW-документов
1. Браузеры Netscape.
2. Браузер Opera.
3. Настройка вида окна браузера Internet Explorer.
Т.5. Системы поиска информации во Всемирной паутине
1. Технологии автоматического индексирования информации.
2. Наиболее мощные поисковые системы мира.
Т.6. Создание Web-страниц
1. Развитие языка HTML. Его версии.
2. Язык разметки VRML.
3. Язык разметки документов XML.
4. Технологии ASP и PHP для создания Web-сайтов.
5. Программирование CGI.
Приложение №3
Задачи и упражнения
Т.1. Принципы функционирования и использования Интернета
1. Пользуясь газетами и журналами, справочником "Желтые страницы Интернета", имеющимися в библиотеках, составьте список интернет-адресов, интересных и важных для вас.
Укажите города и страны, где находятся ресурсы с этими адресами.
Т.2. Электронная почта
1. Рассмотрите распечатку электронного письма, выданную преподавателем. Найдите в ней адреса To и From, поле Subject, текст письма, включенный в письмо файл. Определите время отправления и получения. Сколько времени письмо шло к своему адресату?
2. Запустите программу Outlook Express. С помощью справочной системы выясните назначение и функции пунктов меню и панели инструментов этой программы. Результаты представьте в таблице.
Т.3. Оn-line сервисы интернета
1. Пользуясь газетами, журналами, справочниками, составьте описание FTP- и WWW-ресурсов, интересных вам.
2. Составьте сочинение — гипертекст, состоящий из страниц на отдельных листах бумаги, обозначив гиперссылки с помощью номеров страниц.
3. Найдите самую длинную последовательность ссылок в каком-либо толко- вом словаре или энциклопедии.
Т.4. Internet Explorer — программа просмотра WWW-документов
1. Запустите программу Internet Explorer. Задайте адрес и загрузите начальный сайт (вашей школы или провайдера).
2. Совершите переходы по сайту, используя меню и гиперссылки, а также кнопки Назад и Вперед.
3. Вернитесь на просмотренную страницу, пользуясь журналом. Сделайте закладку на ней в меню Избранное.
Т.5. Системы поиска информации во Всемирной паутине
1. Посетите поисковые системы, описанные в данном подразделе. Выполните поиск в Интернете любимого литературного произведения по названию, биографии написавшего его писателя (поэта), по фамилии, имени и отчеству. Как много лишних ссылок выдали поисковые системы?
2. Постарайтесь найти те же сайты, двигаясь по дереву тематических каталогов поисковых систем. Удалось ли вам это?
Т.6. Создание Web-страниц
1. Создайте простую Web-страницу, содержащую информацию о вас, пользуясь языком HTML. Просмотрите ее с помощью имеющегося браузера.
2. Пользуясь программой FrontPage, создайте собственную визитную карточку для Интернета, состоящую как минимум из трех страниц, связанных гипертекстовыми ссылками. Просмотрите ее.
Приложение №4
Практические работы
Т.1. Принципы функционирования и использования Интернета
1. Выясните, подключена ли ваша школа к Интернету. Какой канал при этом используется? Есть ли у школы свой сервер, свой адрес в Интернете, свой домен? Как выглядит этот адрес в доменной и числовой форме? Выделен ли школе диапазон IP-адресов?
2. Выясните, какие имеются в вашем городе (населенном пункте) интернет-провайдеры. Какие они обеспечивают сервисы? Сколько стоят их услуги?
3. Выясните, какие интернет-адреса имеют интернет-провайдеры в вашем городе (населенном пункте). Какие интернет-адреса имеют важные организации вашего города?
Т.2. Электронная почта
1. Установите и настройте почтовую клиентскую программу Outlook Express на рабочей станции. Параметры для входа на POP-сервер (имя, электронный адрес, пароль) узнайте у системного администратора сети (учителя).
2. Обменяйтесь на практике электронными сообщениями со своими друзьями.
3. Сохраните пришедшее письмо в отдельной папке почтовой системы. Напечатайте его. Удалите. Очистите папку для мусора.
Т.3. Оn-line сервисы интернета
1. Выясните, имеют ли ваша и соседние школы свои собственные сайты WWW. Какие у них адреса.
2. Выясните адреса наиболее популярных WWW в вашем городе и регионе. Какую информацию они содержат?
Т.4. Internet Explorer — программа просмотра WWW-документов
1. Выполните просмотр и аннотирование Web-сайтов школ вашего города (населенного пункта), наиболее известных сайтов региона, а также тех сайтов, которые вы внесли в список, изучая адреса сайтов в газетах, журналах и справочниках.
2. Создайте почтовый ящик на одном из серверов бесплатной электронной почты с Web-интерфейсом (например, www.mail.ru, www.rambler.ru, www.yandex.ru). Обменяйтесь сообщениями с помощью таких почтовых ящиков со своими одноклассниками, друзьями.
Т.5. Системы поиска информации во Всемирной паутине
1. Проведите в классе соревнование по скоростному поиску в Интернете. Для этого пусть каждый учащийся класса (группы) найдет в Интернете какую-либо информацию и сформулирует на основе нее вопрос (например, "Кто победил в битве при осаде Антиохии?"). Теперь обменяйтесь вопросами и начинайте поиск ответов на них в Интернете. Кто найдет больше ответов за отведенное время — тот и победил.
Т.6. Создание Web-страниц
1. Объединившись с одноклассниками, создайте вариант Web-сайта класса, школы, содержащей разнообразные по тематике страницы: общую информацию, фотоальбом, информацию об авторах сайта, информацию о достижениях твоих друзей, информацию о достопримечательностях го- рода и школы и т. д.
2. Проведите конкурс на лучший Web-сайт о школе. С помощью родителей и интернет-провайдера опубликуйте в Интернете лучший сайт.
36
2. Тихонов О.К., "Психология мышления", М.1984г.
3.Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютера
(педагогика третьего тысячелетия). М.: Изд-во Моск. психол.-соц. Ин-та-Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2002. - 352 с.
4.Васильев В.И., Демидов А.Н., Малышев Н.Г., Тягунова Т.Н. “Методологические правила конструирования компьютерных педагогических тестов”, М., ВТУ, 2000, 64 с.
5.Домненко В. М., Бурсов М. В. Создание образовательных интернет-ресурсов. Учебное пособие. – СПбГИТМО(ТУ), 2002. – 104 с.
6.Информатика: Базовый курс / С. В. Симонович и др. — СПб.: Питер, 2003. — 640 с.: ил.
7.Меняев М. Ф. Информатика и основы программирования.- М.: Омега-Л, 2007.- 464 с.
8.Роберт И.В., "Современные информационные технологии в образо¬вании: дидактические проблемы; перспективы использования", М., "Школа-пресс", 1994 г.
9.Ситаров В.А. Дидактика: Учеб пособие для студентов высш. Учеб. Заведений.- М.: Изд. центр «Академия», 2002.- 268 с.
10.Фридланд А.Я. Информатика и компьютерные технологии. - М.: Астрель, 2002. – 279 с.
11.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб.пособие для пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1979.
Вопрос-ответ:
Какова структура содержательной части модуля по компьютерным телекоммуникациям в курсе информатики?
Структура содержательной части модуля включает в себя различные аспекты телекоммуникационных технологий, такие как принципы функционирования и использования Интернета, электронная почта, on-line-сервисы Интернета, программа просмотра WWW-документов Internet Explorer, а также системы поиска.
Какие принципы функционирования и использования Интернета изучаются в курсе информатики?
В курсе информатики изучаются принципы функционирования и использования Интернета, такие как структура сети, протоколы передачи данных, адресация, принципы работы клиент-серверной архитектуры, безопасность передачи данных и другие аспекты.
Что такое электронная почта и как она изучается в курсе информатики?
Электронная почта - это система обмена электронными сообщениями между пользователями. В курсе информатики изучаются принципы работы электронной почты, создание и отправка писем, работа с почтовым клиентом, организация почтового ящика, а также вопросы безопасности при использовании электронной почты.
Что такое on-line-сервисы Интернета и как они изучаются в курсе информатики?
On-line-сервисы Интернета представляют собой различные ресурсы и сервисы, доступные через сеть Интернет, такие как поиск информации, социальные сети, онлайн-покупки, онлайн-игры и многое другое. В курсе информатики изучаются принципы использования различных on-line-сервисов, их особенности и возможности, а также вопросы безопасности при работе с ними.
Чем является Internet Explorer и как он изучается в курсе информатики?
Internet Explorer - это программное обеспечение для просмотра WWW-документов, которое является одним из наиболее популярных браузеров. В курсе информатики изучаются основные возможности и функции Internet Explorer, его интерфейс, работа с веб-страницами, закладками, историей просмотра, а также вопросы безопасности при использовании браузера.
Какие аспекты телекоммуникационных технологий изучаются в курсе информатики?
В курсе информатики изучаются различные аспекты телекоммуникационных технологий. Это включает в себя принципы функционирования и использования Интернета, электронную почту, on-line-сервисы Интернета, программы просмотра WWW-документов, а также системы поиска.
Каким образом осуществляется функционирование и использование Интернета?
Интернет функционирует путем соединения компьютерных сетей по всему миру. Пользователи могут получать доступ к Интернету через провайдеров услуг интернета. Для использования Интернета используются различные протоколы, такие как TCP/IP, HTTP, FTP и другие.
Как работает электронная почта?
Электронная почта позволяет пользователям обмениваться сообщениями через интернет. Пользователь может отправить сообщение с помощью почтового клиента на адрес получателя. Сообщение будет доставлено на сервер электронной почты получателя и он сможет прочитать его с помощью своего почтового клиента. Электронная почта использует протоколы SMTP, POP3, IMAP для отправки и получения сообщений.
Какие on-line-сервисы доступны в Интернете?
В Интернете доступно множество on-line-сервисов. Это могут быть поисковые системы, онлайн-магазины, социальные сети, платформы для обмена файлами, видеохостинги и другие. On-line-сервисы позволяют пользователям получать информацию, общаться, покупать товары и услуги, делиться контентом и многое другое.
Что такое Internet Explorer и для чего он используется?
Internet Explorer - это программа просмотра WWW-документов, разработанная компанией Microsoft. Она позволяет пользователям просматривать веб-страницы, открывать ссылки, работать с формами и выполнять другие действия в Интернете. Internet Explorer является одним из самых популярных браузеров, хотя на сегодняшний день его популярность снижается в связи с появлением альтернативных браузеров.
Какие аспекты телекоммуникационных технологий изучаются в курсе информатики?
В курсе информатики изучаются различные аспекты телекоммуникационных технологий, такие как принципы функционирования и использования Интернета, электронная почта, онлайн-сервисы Интернета, программа просмотра WWW-документов Internet Explorer и системы поиска.