методика развития малых строительных компаний в саморегулируемых организациях

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономика
  • 46 46 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 09.12.2011
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1. Саморегулируемые организации в рыночной экономике
1.1. Положение СРО
1.2. Экономическая деятельность саморегулирования в рыночной экономике
1.3. Особенности саморегулирования в строительстве
1.4. Техническая деятельность (на основе СНиП, ГОСТ, РосТехНадзор)
Глава 2. Анализ путей развития саморегулируемых организаций (СРО) на примере СРО в строительстве
2.1. Экономические аспекты развития
2.2.Технические аспекты развития
2.3 Управленческие аспекты
Глава 3. Методические основы развития малых строительных компаний в саморегулируемых организациях
3.1. Пути развития и проблемы развития
3.2. Способы решения проблем
3.3. Эффективность решения
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

Правительство РФ выделяет значительные финансовые средства на льготные кредиты малому бизнесу, делая их доступными для широкого круга заемщиков. В данном случае банки заинтересованы выдавать кредиты малому бизнесу, так как их риски снижаются благодаря наличию гарантий со стороны государства. Еще одной причиной бедствий среднего и малого бизнеса является то, что крупные инвестиционно-строительные компании обзавелись, как правило, своими специализированными мощностями – электриками, сантехниками, управлениями механизации, дорожниками, вплоть до эксплуатирующих организаций в виде ТСЖ, которые создаются еще в процессе сдачи дома в эксплуатацию под управлением работников этих компаний. А если учесть, что многие специализированные (субподрядные) компании как раз и занимаются всеми этими видами работ и услуг, то они и сами не могут работать в части строительства жилых домов и других объектов недвижимости, и не могут получить субподряда на эти работы. В результате этих и других обстоятельств вследствие недозагрузки наблюдается массовое банкротство средних и малых компаний строительного бизнеса, что наносит непоправимый вред как развитию строительного комплекса на рыночных условиях, так и препятствует созданию того гражданского общества, основой которого является средний класс. По данным средств массовой информации по удельному весу объема работ, выполняемых компаниями среднего и малого бизнеса, мы фактически находимся на уровне неразвитых африканских стран. То же самое можно сказать и о качестве работ. Тяжелые условия кредитования толкают малые строительные компании, особенно начинающие, на путь драконовского сокращения расходов и прямой обман заказчиков. Сегодня выбрать строительную фирму – то же самое, что и, например, выбрать пластического хирурга. Сегодняшние подрядчики – это, прежде всего, команда, которую они набирают, и об успехе  руководителя в этом случае можно судить только лишь по отдельным качествам каждого из членов команды. Подрядчиков на сегодня существует великое множество, но это не означает, что каждый из них способен принимать адекватные решения и отвечать за них. Возраст компании (чем дольше она работает, тем больше у нее опыта, тем устойчивей компания, особенно это касается послекризисных годов) – не проблема для современных печатающих средств, как и портфолио – не проблема для более-менее продвинутого пользователя инета. Формируя низкие цены на свои услуги, строительные компании тем самым привлекают большее количество клиентов. Однако заниженные цены чаще всего скрывают за собой дополнительные платежи, которые никак не входят в общую смету, а также некачественные материалы и неквалифицированные строители. Однако заказчик, если он хоть сколько-нибудь заинтересован в результате строительства, замечает очевидное - в каком виде работают строители: это уставшие, голодные, непонятно во что одетые лица явно не славянской национальности с трудом выполняющие просьбы прораба, или ухоженные, бодрые, энергичные работники в специальной одежде, слаженно работающие не отходя от графика? Метод драконовского сокращения расходов оборачивается в первую очередь против своих изобретателей. Некоммерческое партнерство СРО объединяет строительные организации, выполняющие практически весь спектр строительных, монтажных, инженерных и пуско-наладочных работ. Размещая подряды среди членов СРО, заказчики могут рассчитывать на всестороннюю  поддержку со стороны Партнерства по вопросу обеспечения безопасности и качества строительства в период производства работ и гарантийной эксплуатации объекта. СРО готова участвовать совместно с Заказчиками в разработке и обеспечении программ обеспечения качества строительства по конкретным объектам. СРО обладает достоверной информацией о кадровой и производственной мощности своих членов, и готово, при согласии этих членов, предложить их услуги для выполнения определенных видов работ. 3.2. Способы решения проблем Необходимо учитывать, что переход к саморегулированию вовсе не означает полную свободу от государства, это всего лишь одна из форм публично-правового типа регулирования, которая – в силу взаимодействия частно-правовых и публично-правовых интересов – предполагает одновременное сочетание частноправовых и публично-правовых элементов. Саморегулируемая организация (СРО) – это инструмент государственного регулирования, максимально прозрачно и полно регламентированный законом, с четко определенным функционалом и единым набором квалифицирующих требований, предполагающий введение нормативно-определенного механизма управления и стандартизации отрасли, обеспечиваемых прямым участием высококвалифицированных профессионалов, их личной ответственностью и надзором со стороны государства[7]. Проблемы: Правовые основы саморегулирования в России и мире. Правовые последствия деятельности организаций в условиях саморегулирования. Правовые стандарты, механизмы и последствия деятельности СРО и их объединений. Саморегулирование в юриспруденции. Требования к раскрытию информации о СРО и ее членах. Административная ответственность лиц, входящих в СРО. Контрольные и надзорные процедуры государственных органов в отношении СРО и их членов[11]. Вопросы имущественной ответственности членов СРО. Необходимость введения принципов саморегулирования для лиц, оказывающих юридические услуги. Необходимо срочно искать выход из создавшейся ситуации. Предлагаю в качестве первоочередных следующие меры: Первое – при комплексной застройке территорий, которую как таковую мы приветствуем, необходимо в инвестиционных договорах, заключаемых с крупными застройщиками, обязательно предусмотреть возможность возведения нескольких жилых домов, детских садов, школ, поликлиник, бензозаправок, паркингов и других объектов социальной и инженерной инфраструктуры силами средних и малых компаний. Причем не на рабских условиях, а как полноправных участников комплексной застройки территорий. Возможно применение при этом условий частно-государственного партнерства, когда инженерные коммуникации на новых территориях обеспечивает город, а строительство объектов социальной инфраструктуры осуществляется как за счет средств государства, так и частных инвесторов. В этой связи уместно привести пример организации комплексной застройки территорий в британском городе Манчестере, при которой до 50% средств вкладывает муниципалитет (инженерная подготовка, участие в создании социальных объектов), а частные инвесторы вкладывают свои средства и вступают в долевое участие собственности жилых домов, объектов соцкультбыта и т.п. В Великобритании число компаний с численностью работников до 13 человек составляет 94% от общего числа, численностью от 14 до 114 – 5%, от 115 до 599 – 0,4% и 600 и выше – 0,6%. По данным британских источников, за последние 10 лет число малых фирм (менее 8 работников) возросло более чем на 140%, а число крупных компаний сократилось более чем на 42%. Компаний с численностью работников 1200 и более насчитывается не более 40, и все они, как правило, являются трансконтинентальными компаниями. Естественно, малые фирмы, как правило, работают как специализированные субподрядчики, выполняющие конкретные виды работ для средних и крупных компаний, работающих как генеральные подрядчики. Но сам процесс специализации компаний по видам работ весьма характерен для западного строительного рынка – уровень специализации достигает 80-85% от общего объема строительно-монтажных работ. Второе – необходимо значительно увеличить количество небольших лотов земельных участков (1-1,5 га) с тем, чтобы их могли арендовать или выкупить средние компании. При этом необходимо изменить порядок, при котором на эти компании возлагается обязанность разработки проектов планировки и межевания всей территории застройки. Кроме того, надо изменить весь порядок арендных платежей, когда компании вынуждены сотни миллионов рублей платить еще до начала строительства, что им не под силу. Государство спешит получить деньги в тот момент, когда у строителям необходимы средства для начала строительства. Основная масса платежей должна производиться после сдачи объекта в эксплуатацию и продажи квартир. Третье – крайне необходимо устраивать тендеры на субподрядные работы, как это делается за рубежом с тем, чтобы включить средний и малый бизнес в систему конкурентной борьбы за субподряды, что, в конечном счете, приведет и к снижению цен на объекты недвижимости. Четвертое – необходима помощь и компаниям по производству и поставке строительных материалов, конструкций и инженерного оборудования зданий. Без определенной протекционистской политики, ограждающей российских производителей, эту проблему не решить. Подчеркнем, что в строительной индустрии властвует монополизм. Итак, требуется разработка комплексной программы поддержки и защиты среднего и малого строительного бизнеса на основе реального включения их в инвестиционно-строительный процесс. В противном случае, как в Санкт-Петербурге, так и в других регионах России не решить ни проблемы строительства жилья из расчета 1 кв.м на жителя в год, ни проблемы создания гражданского общества в России. 3.3. Эффективность решения В любом случае СРО будут развиваться. Без специального закона лет 20-30, со специальным законом о СРО 3-5 лет. Это логика открытых рыночных систем. Абсолютно во всех развитых странах организованное саморегулирование является неотъемлемой частью общего процесса регулирования предпринимательской деятельностью. В предлагаемой модели СРО обязательным признаком СРО является требование страхования гражданской ответственности предпринимателя, подчеркиваю, реальное страхование, а не то что сегодня называется страхованием у нотариусов, оценщиков и т.п[15]. Таким образом абсолютная материальная безответственность государства-лицензиара за лицензиата, с одной стороны, и жесткая, даже если в начале и не значительная материальная ответсвенность СРО за своего члена, с другой. Пусть потребитель выбирает. Хотя по многим видам деятельности не предлагается немедленно отказаться от лицензирования, а лишь предлагается участникам рынка механизм постепенного замещения большей части, так называемых государственных функций[7]. СРО необходимы в том числе и для того чтобы избегать банкротства, что бы создать механизмы повышающие ответственность предпринимателей перед своими клиентами. Судите сами, как работает механизм предлагаемый нами. В ответе на первый вопрос я уже упоминал об обязательных для СРО механизмах материальной ответственности в виде требования персональной страховки и/или коллективной страховки к членству в СРО. Самый сильный механизм это механизм коллективной ответственности членов СРО в форме общества взаимного страхования либо компенсационного фонда. Полный аналог системы гарантирования вкладов в некоторых развитых государствах. При этом если в конкретном виде деятельности применяется добровольное членство в СРО, то не член должен будет указывать в своей рекламе, что он не является членом СРО. И потребитель будет иметь возможность выбрать либо персональный авторитет предпринимателя, либо коллективный авторитет СРО, зная, что в законе установлены минимальные параметры такой страховки[5]. Закон о СРО устанавливает минимальные требования к предпринимательским некомерческим организациям, перечисляет основные механизмы саморегулирования, но впрямую относится только к нерегулируемым видам деятельности, т.е. к тем которые не имеют "своего" закона, не имеют лицензирования, не имеют органа исполнительной власти отвечающего за регулирование этого вида деятельности. Нельзя настаивать на обязательном членстве в СРО например производителей соков, с другой стороны если они хотят получить дополнительные конкурентные преимущества посредством принятия на себя дополнительной ответственности. По регулируемым видам деятельности предполагается описать особенности саморегулирования в законах по видам деятельности, где может быть и обязательное членство в СРО. Например в законе о банкротстве арбитражным управляющим может называться только член СРО арбитражных управляющих. Такую же норму мы предполагаем для оценщиков, аудиторов, землеустроителей. Возможно, для нотариусов и адвокатов[15]. Все сегодняшние лицензионные требования, слишком неопределены, для того чтобы быть объективными. Устанавливая законом (в части касающейся фондового рынка необходимо особенности саморегулирования описывать в Законе "О РЦБ") минимальные требования к членству и давая профессиональному сообществу право устанавливать дополнительные требования к членству, мы частично замещаем этими требованиями лицензионные[7]. Не трудно предположить, что они в конце концов станут более объективными в том числе и с точки зрения публичного интереса. В тех случаях, где саморегулирование не замещает собой лицензирование, а дополняет его, у СРО есть материальная ответственность за своего члена, и поэтому СРО должно участвовать в процессе лицензирования. Возможно в форме ходатайств. Абсолютным заблуждением является прямое сопоставление предлагаемой модели саомрегулирования и любой некомерческой организации которая до принятия закона о СРО называется СРО. Ни НАУФОР, ни ПАРТАД, и тем более остальные ассоциации профучастников на рынке ценных бумаг СРО не являются, прежде всего в силу отсутствия четких критериев[15]. А право отдельных ведомств кого-то "назначать" (выдавать разрешение по своему усмотрению) сегодня уже не выглядит бесспорным. Закон «О саморегулируемых организациях» дает только терминологическую базу отношений в сфере саморегулирования и дает право нерегулируемым видам деятельности получить статус СРО. Ограничивать этим законом, все особенности саморегулирования в каждом сегменте рынка, представляется неправильным. В конце концов у многих рынков сложились свои отношения со "своим " ведомством, в основном приличные, но не регламентированные, не обязательные для сторон. У всех ведомств, например, есть научно-методические, экспертные, консультационные советы. Мы считаем их суррогатами СРО национального уровня. В части, касающейся, обязательного членства в СРО аудиторов - полностью поддерживаю это решение. Только зачем тогда лицензирование? Давайте продолжим мысль. Если перенести лицензионные требования к аудиторам из текста соответствующего постановления Правительства в закон об аудиторской деятельности, как требования к членству в СРО (попутно разделив их на квалифицирующие и прочие неопределенные), оставим Минфину право контролировать СРО на предмет соблюдения требований закона. В этом случае исключение из членов СРО означает запрет на деятельность. Если при этом вспомнить про страхование гражданской ответственности, в т.ч. коллективное, то мы имеем механизм гораздо более действенный, чем лишение лицензии. Даже если Правительство не поддержит этот закон процесса уже не остановить. Профессионалы уже поняли, что никто лучше их самих не способен совершенствовать по настоящему рыночные отношения в своей профессиональной сфере[5]. Да и у Правительства с каждым новым циклом обсуждения административной реформы все меньше и меньше аргументов против институционального закрепления права профессионалов рынка участвовать в его строительстве. Заключение Проведенный анализ показал, что актуальность разработки механизмов повышения экономической безопасности строительной отрасли России в условиях перехода к системе саморегулируемых организаций обусловлена: воздействием мирового финансово-экономического кризиса на строительную отрасль экономики России; потребностью научного обоснования направлений государственного регулирования строительной отрасли на этапе перехода от системы лицензирования строительной деятельности к созданию саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, проек­тирования и строительства; интересами обобщения международного опыта развития национальной строительной отрасли; необходимостью анализа опыта государственного стимулирования жилищного строительства и развития коммунальной инфраструктуры на федеральном уровне в рамках реализации Федеральной целевой программы «Жилище»; потребностью научного обоснования направлений осуществления инвестиционно-инновационных проектов комплексного освоения крупных территорий на принципах частно-государственного партнёрства; необходимостью повышения инвестиционно-инновационной привлекательности строительной отрасли, маркетинговой ориентации управления государственным строительным заказом и др. Имеющее место противоречие между необходимостью обеспечения экономической безопасности строительной отрасли России и возможностями действующих механизмов такой деятельности требует их развития, адаптации к новым внешним и внутренним условиям[11]. Традиционные структурно-функциональные механизмы обеспечения экономической безопасности строительной отрасли обладают рядом недостатков: снижением эффективности государственного регулирующего воздействия в условиях минимизации государственной собственности в строительной отрасли; ростом расходов ресурсов на координацию отраслевой деятельности автономных функциональных областей; размыванием персональной ответственности при решении комплексных отраслевых задач; некоторой децентрализацией управления, связанной с созданием системы саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, проек­тирования и строительства и др. Анализ показывает, что одним из перспективных направлений повышения экономической безопасности строительной отрасли является переход к использованию механизма саморегулирования и государственно-частного партнёрства, позволяющего улучшить взаимодействие между отраслевыми органами и организациями, ликвидировать дублирование функций, расширить свободу и ответственность предпринимателей, сократить вертикаль управления, повысить устойчивость, непрерывность и эффективность стратегического и оперативного отраслевого управления. Разработанный ранее научно-методический аппарат повышения экономической безопасности строительной отрасли не позволяет существенно повысить ее уровень. Возникающие противоречия между возможностями и современными требованиями к научно-методическому аппарату повышения экономической безопасности строительной отрасли на этапе перехода от системы лицензирования строительной деятельности к созданию саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, проек­тирования и строительства обусловливают актуальность, теоретическую и практическую значимость его развития в интересах повышения эффективной системы обеспечения экономической безопасности России. Литература «Вводный курс по экономической теории» / под ред. Журавлёвой Г.П. – М., изд-во «Инфра-М», 1997 г. – 368 с. «Политэкономия»: учебник / под ред. Видятина В.И., Журавлёвой Г.П. – М., 1995г. – 328 с. Безматерных В.Г. «Государство в рыночной экономике» // лекционный материал. – Симферополь, КЭИ КНЭУ. – 2000 г. Грачев Дмитрий Олегович. Правовой статус саморегулируемых организаций: диссертация кандидата юридических наук: 12.00.03 / Грачев Дмитрий Олегович; [Место защиты: Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве РФ]. – Москва, 2008. – 141 с. РГБ ОД Доклад Минэкономразвития России «Об итогах анализа практики применения законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях в отдельных сферах экономической деятельности» на заседании Правительственной комиссии по проведению административной реформы (08 февраля 2011 г.) http://www.jurnal-audit.ru/content/sro-kak-pravovoy-mehanizm Лужков Ю. В ожидании предсказанной катастрофы. http://www.ab.ru/~licen/ pro_kontra.htm. Лукинов Механизмы государственного и рыночного регулирования социально-экономических процессов // Общество и экономика, 1999 № 10–11. Лукинов Стратегические приоритеты и механизмы управляемости современной трансформацией экономики // Общество и экономика, 2001 № 11–12. М.К. Бункина, В.А. Семенов. Макроэкономика. Учебное пособие. – М. Издательство «Эльф К – пресс». 1995. Марыганова Е.А. Макроэкономика Экспресс-курс: учебное пособие/ Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро – М.: КНОРУС, 2008 – 304с. Мищенко С.В Проблемы усовершенствования системы саморегулирования на финансовом рынке/ Финансы Украины 2009г. №9 Павел Михайдили. Виды саморегулирования. http://www.sro.org.ua/ Павел МИхайдили. История СРО. http://www.sro.org.ua/ Павел Михайлиди. Саморегулирование. http://www.sro.org.ua/ Пахомов Д. Об экономических, социальных и цивилизованных аспектах рыночных реформ // Общество и экономика, 2000 № 8. Проблемы внедрения саморегулируемых организаций http://www.mobus.com/mobart/? op=view&id=3736 Саморегулируемая органзация строителей http://ru.wikipedia.org/wiki СРО в строительстве, саморегулируемые организации http://tovar911.com/services/building/ Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2020 г. № 537. Экономическая теория: Учебник/ С.В. Мочерный, В.К. Симоненко, В.В. Секретарюк, А.А. Устенко; Под ред. С.В. Мочерного – 2-е изд., испр. И доп. – К.:О-во «Знання», КОО, 2003.-662с.

Литература
1.«Вводный курс по экономической теории» / под ред. Журавлёвой Г.П. – М., изд-во «Инфра-М», 1997 г. – 368 с.
2.«Политэкономия»: учебник / под ред. Видятина В.И., Журавлёвой Г.П. – М., 1995г. – 328 с.
3.Безматерных В.Г. «Государство в рыночной экономике» // лекционный материал. – Симферополь, КЭИ КНЭУ. – 2000 г.
4.Грачев Дмитрий Олегович. Правовой статус саморегулируемых организаций: диссертация кандидата юридических наук: 12.00.03 / Грачев Дмитрий Олегович; [Место защиты: Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве РФ]. – Москва, 2008. – 141 с. РГБ ОД
5.Доклад Минэкономразвития России «Об итогах анализа практики применения законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях в отдельных сферах экономической деятельности» на заседании Правительственной комиссии по проведению административной реформы (08 февраля 2011 г.) http://www.jurnal-audit.ru/content/sro-kak-pravovoy-mehanizm
6.Лужков Ю. В ожидании предсказанной катастрофы. http://www.ab.ru/~licen/ pro_kontra.htm.
7.Лукинов Механизмы государственного и рыночного регулирования социально-экономических процессов // Общество и экономика, 1999 № 10–11.
8.Лукинов Стратегические приоритеты и механизмы управляемости современной трансформацией экономики // Общество и экономика, 2001 № 11–12.
9.М.К. Бункина, В.А. Семенов. Макроэкономика. Учебное пособие. – М. Издательство «Эльф К – пресс». 1995.
10.Марыганова Е.А. Макроэкономика Экспресс-курс: учебное пособие/ Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро – М.: КНОРУС, 2008 – 304с.
11.Мищенко С.В Проблемы усовершенствования системы саморегулирования на финансовом рынке/ Финансы Украины 2009г. №9
12.Павел Михайдили. Виды саморегулирования. http://www.sro.org.ua/
13.Павел МИхайдили. История СРО. http://www.sro.org.ua/
14.Павел Михайлиди. Саморегулирование. http://www.sro.org.ua/
15.Пахомов Д. Об экономических, социальных и цивилизованных аспектах рыночных реформ // Общество и экономика, 2000 № 8.
16.Проблемы внедрения саморегулируемых организаций http://www.mobus.com/mobart/? op=view&id=3736
17.Саморегулируемая органзация строителей http://ru.wikipedia.org/wiki
18.СРО в строительстве, саморегулируемые организации http://tovar911.com/services/building/
19.Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2020 г. № 537.
20.Экономическая теория: Учебник/ С.В. Мочерный, В.К. Симоненко, В.В. Секретарюк, А.А. Устенко; Под ред. С.В. Мочерного – 2-е изд., испр. И доп. – К.:О-во «Знання», КОО, 2003.-662с.

Формирование и развитие саморегулируемых организаций в России и за рубежом

ВВЕДЕНИЕ

саморегулируемый организации земельного кадастровый

В последнее десятилетие в российской Федерации наметилась тенденция снижения степени государственного вмешательства в ход экономических процессов, передача функций контроля от государства к так называемой «организаций саморегулируемой». В это время произошло развитие организаций саморегулирования арбитражного управления, оценщиков, аудиторов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний, саморегулируемых организаций, объединяющих негосударственные пенсионные фонды и другие Саморегулируемая организация - это абсолютное новшество для российского права, для нашего менталитета. Речь идет о принципиально новых механизмов регулирования профессиональной деятельности в российской экономике. В этом актуальность выбранной темы.

В соответствии с определением, раз в Федеральный закон «с О к организаций саморегулируемой», под саморегулированием понимается самостоятельная инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой является разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

Начало процесса официального зарождения, становления и нынешнего современного института саморегулирования в России был и остается Владимир Владимирович Путин, который в период второй срок, а премьер-министр является, по сути, был наставником этого нового для страны явления.

В написал статью под названием «Демократия и качество государства», Путин В. В. подчеркнул, что одним из самых важных решений государства является дальнейшее развитие и совершенствование системы саморегулирования.

Дмитрий Анатолиевич Медведев заявил, что саморегулируемые организации должны работать, чтобы доказать, что они могут выполнять свои функции не хуже, чем государство. Кроме того, он также подчеркнул, что государство должно передать людям часть обязанностей и перевести многие сферы на саморегулирование, потому что лицензии - это плохо, потому что они являются административные механизмы.

которые происходят в российском обществе структурные изменения социально-экономических процессов и общественных отношений, актуализировали участие гражданского общества и его элементов в публичном управлении, что обусловило необходимость более активного внедрения элементов саморегулирования в различных сферах экономической деятельности.