Теория монополии и проблема рыночной власти.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономика
  • 29 29 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 10.06.2012
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Теоретические основы монополии и рыночной власти
1.1. Монополия: понятие, признаки и последствия
1.2. Проблема монопольной рыночной власти
2. Оценка современного состояния монополизации рынков в РФ
2.1. Оценка современного состояния монополизации рынков в РФ в зарубежных исследованиях
2.2. Оценка современного состояния монополизации рынков антимонопольными органами РФ
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

В частности, группе лиц заявителей предписано:
1) уведомить ФАС России о совершении заявленной в ходатайстве сделки о приобретении группой лиц заявителей 60% голосующих акций ОАО «Регистратор НИКойл», что в совокупности с акциями, имеющимися в распоряжении у группы лиц заявителей составит 100% голосующих акций ОАО «Регистратор НИКойл», не позднее 15 дней с момента ее совершения, с приложением подтверждающих документов;
2) представить в ФАС России в течение 30 дней с момента выдачи предписания заверенные в установленном порядке копии всех договоров, заключенных ОАО «Регистратор НИКойл» и ЗАО «НРК» с трансфер-агентами.
Кроме того, ОАО «Регистратор НИКойл» и ЗАО «НРК» предписано:
1) не изменять в течение трех лет с момента выдачи предписания цены за услуги, предоставляемые ОАО «Регистратор НИКойл» и ЗАО «НРК» эмитентам, зарегистрированным в Республике Коми и Архангельской области;
2) не повышать в течение трех лет с момента выдачи предписания цены на услуги по внесению в реестр записей о переходе прав собственности на ценные бумаги для владельцев ценных бумаг эмитентов, ценные бумаги которых находятся на обслуживании в ОАО «Регистратор НИКойл» и ЗАО «НРК»;
3) представлять в течение трех лет с момента выдачи предписания в ФАС России по состоянию на 31 марта, 30 июня, 30 сентября и 31 декабря соответствующего года, не позднее 20 числа месяца следующего за отчетным, сведения о тарифах на услуги, предоставляемые ОАО «Регистратор НИКойл» и ЗАО «НРК» на территории Республики Коми и Архангельской области;
4) не повышать в течение трех лет с момента выдачи предписания цены на услуги по внесению записи в реестр о переходе прав собственности на ценные бумаги эмитентов, ценные бумаги которых находятся на обслуживании в ОАО «Регистратор НИКойл» и ЗАО «НРК»;
5) не заключать в течение трех лет с момента выдачи предписания эксклюзивных договоров с трансфер-агентами на территории Республики Коми и Архангельской области, в связи с которыми такой трансфер-агент не мог бы оказывать аналогичные услуги другим регистраторам, осуществляющим свою деятельность на территории указанных субъектов Российской Федерации;
6) в течение трех лет с момента выдачи предписания представлять в ФАС России по состоянию на 31 марта, 30 июня, 30 сентября и 31 декабря соответствующего года, не позднее 20 числа месяца следующего за отчетным, информацию обо всех изменениях и дополнениях в договоры, заключенные ОАО «Регистратор НИКойл» и ЗАО «НРК» с трансфер-агентами на территории Республики Коми и Архангельской области, а также копии вновь заключенных указанными регистраторами договоров с трансфер-агентами.
Ходатайство ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» о приобретении в доверительное управление прав более 25% голосующих акций ОАО «Волжская ТГК».
Совокупная установленная мощность генерирующего оборудования лиц, входящих в одну группу с ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», в границах зоны свободного перетока, определяемой территорией объединенной энергосистемы Урала (далее – ЗСП № 8), составляет 28,2%, а объем выработки электрической энергии с использованием такого оборудования в границах ЗСП № 8 – 28,20% от совокупного объема производимой в границах ЗСП № 8 электроэнергии.
Совокупная установленная мощность генерирующего оборудования Балаковской АЭС, которая входит в одну группу с ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», составляет 58,5% от совокупной установленной мощности всех электрических станций, функционирующих в границах зоны свободного перетока, определяемой территорией объединенной энергосистемы Средней Волги (далее – ЗСП № 16), а объем выработки электрической энергии с использованием указанного оборудования в границах ЗСП № 16 составляет 74,55% от совокупного объема производимой в границах ЗСП № 16 электроэнергии.
В ходе рассмотрения ходатайства Федеральная антимонопольная служба установила, что в случае совершения сделки группа лиц ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» будет владеть:
генерирующим оборудованием, установленная мощность которого в границах ЗСП № 8, составляет 32,4%, а объем производимой на таком генерирующем оборудовании электроэнергии – 32,99%;
генерирующим оборудованием, установленная мощность которого в границах ЗСП № 16, составляет 80,1%, а объем производимой на таком генерирующем оборудовании электроэнергии – 86,14%.
В случае совершения заявленной в ходатайстве сделки хозяйствующие субъекты, входящие в одну группу с ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», будут владеть генерирующим оборудованием, установленная мощность которого в указанных зонах будет превышать 20%. Объем электроэнергии, производимой на таком генерирующим оборудовании, также будет превышать 20%.
В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц), если доля установленной мощности его генерирующего оборудования или доля выработки электрической энергии с использованием указанного оборудования в границах зоны свободного перетока превышает 20%.
Таким образом, совершение рассматриваемой сделки может привести к ограничению конкуренции на оптовом рынке электроэнергии в географических границах, определенных территорией ЗСП № 8 и ЗСП № 16, путем усиления доминирующего положения группы лиц ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» при сокращении количества не входящих в одну группу лиц участников оптового рынка электрической энергии в указанных зонах свободного перетока. Рассмотрев ходатайство, Федеральная антимонопольная служба выдала предписание. Предписание, в частности, содержало требования к ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» и иным лицам, входящим с ним в одну группу, в течение 1 года с момента получения лицами, входящими в состав группы лиц ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» (каждым в отдельности или в совокупности) соответствующих прав:
1. продать (предпринять все необходимые действия по продаже) не входящим в группу лиц ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», а также не аффилированным с ними лицам, объекты, непосредственно используемые в процессе производства электрической энергии (мощности), входящие в состав генерирующих активов, принадлежащих группе лиц ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», и функционирующих в ЗСП № 8, установленная мощность которых в совокупности составляет не менее 1034 МВт, или прекратить права собственности или иной возможности осуществления предоставленного акциями ОАО «Волжская ТГК» в размере более 25% права голоса (в том числе вследствие получения права доверительного управления);
2. продать (предпринять все необходимые действия по продаже) не входящим в группу лиц ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», а также не аффилированным с ними лицам, объекты, непосредственно используемые в процессе производства электрической энергии (мощности), входящие в состав генерирующих активов, принадлежащих группе лиц ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», и функционирующих в ЗСП № 16, установленная мощность которых в совокупности составляет не менее 1479 МВт, или прекратить права собственности или иной возможности осуществления предоставленного акциями ОАО «Волжская ТГК» в размере более 25% права голоса (в том числе вследствие получения права доверительного управления).


Заключение

Одной их форм рынка является монополия - рынок, на котором действует только одна фирма, в силу этого обстоятельства способная оказывать влияние на рыночное равновесие и рыночную цену. Монополия - рыночная структура, отвечающая следующим условиям:
1. Выпуск товара всей отраслью контролируется одним продавцом этого товара, т. е. фирма-монополист является единственным производителем данного блага и олицетворяет собой всю отрасль.
2. Производимый монополистом товар является особым в своем роде (уникальным) и не имеет близких заменителей, в этой связи спрос на продукт монополиста отличается низкой степенью ценовой эластичности, а график спроса на него имеет резко «падающий» характер,
3. Монополия полностью закрыта для входа в отрасль новых фирм, поэтому в условиях монополии отсутствует какая-либо конкурентная борьба.
Данные условия позволяют сделать вывод, что фирма-монополист обладает рыночной властью и в состоянии самостоятельно в определенных пределах менять цену продаваемого товара (в отличие от совершенной конкуренции, где каждая отдельная фирма вынуждена только «соглашаться» с ценой).
 Барьеры подразделяются на естественные и искусственные. Естественные возникают тогда, когда какой-то фирме или группе фирм удается добиться низких средних издержек в долгосрочном периоде, что дает возможность вытеснить остальные фирмы из отрасли. Естественные барьеры также создаются, когда условия спроса на товар отрасли позволяют удержаться в отрасли только одной фирме. Наконец, естественным является барьер, связанный со сложностью вхождения в отрасль: монополизированные отрасли, как правило, имеют значительный объем выпуска продукции, поэтому новой фирме для входа в отрасль необходимо осуществить больше инвестиций, подготовить квалифицированные кадры, создать систему сбыта продукции и т.п. Это зачастую приводит к серьезным затратам, что останавливает потенциальных производителей данного товара внедряться в отрасль.
Искусственно создаваемые барьеры могут возникнуть чисто институциональным путем, например вследствие действий правительства. В частности, гарантирование патентных прав на изобретение, предоставление особых привилегий (обычно разного рода лицензий), обеспечение секретности отдельных разработок, контроль за расходованием важных стратегических сырьевых ресурсов может обеспечить отдельным фирмам возможность монополизации отрасли. Другая природа искусственных барьеров - это нечестные целенаправленные действия самих фирм-монополистов: угроза силой потенциальным конкурентам, давление на владельцев ресурсов и т.п.
В связи с тем, что монополист обязательно сокращает объемы производства ниже потенциально возможных ради получения монопольной прибыли, в условиях данной рыночной структуры экономические ресурсы используются неэффективно. Поэтому во многих странах, в том числе и в России, принимаются антимонопольные законодательства.
По оценкам зарубежных исследователей в РФ наблюдается проблема рыночной власти монополий, так World Bank в конце 2010 опубликовал свой восьмой аналитический доклад «Ведение бизнеса в 2011 году», в котором РФ заняла 123 место среди 183 стран, опустившись за 2010 год на семь позиций, а в сентябре 2010 года Всемирным экономическим форумом (ВЭФ) был опубликован очередной доклад «Рейтинг глобальной конкурентоспособности на 2010-2011», в представленном списке Россия осталась на 63 позиции.
Список литературы
Анисимов С.А. Анализ структурных изменений в макроэкономике // Финансы. №8, 2009.
Аудит эффективности в рыночной экономике: учебное пособие /Иванова Е.И., Мельник М.В., Шлейников В.И.; под редакцией С.И. Гайдаржи. - М.: КОНОРУС, 2007. – 328 с.
Борисов Е.Ф. Экономическая теория / Е.Ф. Борисов. - М.: Юристъ, 2009. – 568 с.
Белоусов А. Три «кита» экономполитики // Эксперт. 2010г. №41.
Войтов А.Г. Экономика. Общий курс: Учебник. – 5-е изд. перераб. и доп. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2009 г. – 584 с.
Гордеев А. Экономические механизмы рынка. // Экономист – 2008 - № 6 - с. 35-38.
Добрынин А.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория: Учеб. пособие. – СПб.: М.: Харьков: Мн.: Питер, 2008. – 288 с. – (Краткий курс).
Козырев В.М. Основы современной экономики: Учеб. для вузов по спец. «Менеджмент» / В.М. Козырев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 432 с.
Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие для студентов вузов / Рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2007. – 1040с.
Кирилов В.В. Реформационная антимонопольная политика: ужесточать? // Российский экономический журнал. 2008. №8.
Кондратенко Н. Особенности национальной экономики // Экономика и жизнь. 2008. №11.
Максимова В.Ф. Микроэкономика Учебно-методический комплекс. М.: Изд. центр ЕАОИ - 2008 - 204 с
Сажина  М.А. Экономический  Олимп. – М.: Деловая литература.2008, 457 с.
Материалы официального сайта ФАС РФ: http://www.fas.gov.ru/
Макроэкономика. Теория и российская практика / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думовой. – М.: КРОНУС, 2007
Рой Л.В., Третьяк B.П. Анализ отраслевых рынков. - М., ИНФРА-М. 2008.
Хорохорин А. О проблемах функционирования рынка РФ и путях их решения. // Экономист – 2008 - № 9 – с. 21-26.
Черниговский М. Война за процент.//Forbes. Инструмент капиталиста. – 2010 - № 10 – с. 31-33


Макроэкономика. Теория и российская практика / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думовой. – М.: КРОНУС, 2007 с. 101
Максимова В.Ф. Микроэкономика Учебно-методический комплекс. М.: Изд. центр ЕАОИ - 2008 - 65 с
Толковый словарь экономических терминов XX века. / Под ред. Г.Н. Скляревской. – СПб., Фолио – Пресс, 2007. 874 с.
Максимова В.Ф. Микроэкономика Учебно-методический комплекс. М.: Изд. центр ЕАОИ - 2008 - 66 с
Материалы официального сайта ФАС РФ: http://www.fas.gov.ru/
Материалы официального сайта ФАС РФ: http://www.fas.gov.ru/
Материалы официального сайта ФАС РФ: http://www.fas.gov.ru/
Материалы официального сайта ФАС РФ: http://www.fas.gov.ru/
Материалы официального сайта ФАС РФ: http://www.fas.gov.ru/
Материалы официального сайта ФАС РФ: http://www.fas.gov.ru/
Черниговский М. Война за процент.//Forbes. Инструмент капиталиста. – 2010 - № 10 – с. 31-33
Черниговский М. Война за процент.//Forbes. Инструмент капиталиста. – 2010 - № 10 – с. 31-33












2

Список литературы
1.Анисимов С.А. Анализ структурных изменений в макроэкономике // Финансы. №8, 2009.
2.Аудит эффективности в рыночной экономике: учебное пособие /Иванова Е.И., Мельник М.В., Шлейников В.И.; под редакцией С.И. Гайдаржи. - М.: КОНОРУС, 2007. – 328 с.
3.Борисов Е.Ф. Экономическая теория / Е.Ф. Борисов. - М.: Юристъ, 2009. – 568 с.
4.Белоусов А. Три «кита» экономполитики // Эксперт. 2010г. №41.
5.Войтов А.Г. Экономика. Общий курс: Учебник. – 5-е изд. перераб. и доп. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2009 г. – 584 с.
6.Гордеев А. Экономические механизмы рынка. // Экономист – 2008 - № 6 - с. 35-38.
7.Добрынин А.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория: Учеб. пособие. – СПб.: М.: Харьков: Мн.: Питер, 2008. – 288 с. – (Краткий курс).
8.Козырев В.М. Основы современной экономики: Учеб. для вузов по спец. «Менеджмент» / В.М. Козырев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 432 с.
9.Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие для студентов вузов / Рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2007. – 1040с.
10.Кирилов В.В. Реформационная антимонопольная политика: ужесточать? // Российский экономический журнал. 2008. №8.
11.Кондратенко Н. Особенности национальной экономики // Экономика и жизнь. 2008. №11.
12.Максимова В.Ф. Микроэкономика Учебно-методический комплекс. М.: Изд. центр ЕАОИ - 2008 - 204 с
13.Сажина М.А. Экономический Олимп. – М.: Деловая литература.2008, 457 с.
14.Материалы официального сайта ФАС РФ: http://www.fas.gov.ru/
15.Макроэкономика. Теория и российская практика / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думовой. – М.: КРОНУС, 2007
16.Рой Л.В., Третьяк B.П. Анализ отраслевых рынков. - М., ИНФРА-М. 2008.
17.Хорохорин А. О проблемах функционирования рынка РФ и путях их решения. // Экономист – 2008 - № 9 – с. 21-26.
18.Черниговский М. Война за процент.//Forbes. Инструмент капиталиста. – 2010 - № 10 – с. 31-33


Вопрос-ответ:

Что такое монополия?

Монополия - это экономическое явление, при котором одна компания или одна группа компаний контролирует рынок и имеет исключительное право на производство или продажу определенного товара или услуги.

Какие признаки есть у монополии?

Основные признаки монополии - это отсутствие конкуренции на рынке, высокая степень контроля компании над рыночной долей и ценами, наличие барьеров входа для новых конкурентов, а также возможность влиять на рыночные условия и диктовать свои условия покупателям.

Какие последствия может иметь монополия?

Монополия может приводить к нарушению свободного конкуренции, ограничению выбора потребителей, повышению цен на товары или услуги, снижению качества продукции, снижению инновационной активности и развития экономики в целом.

В каком состоянии находится монополизация рынков в РФ?

В РФ присутствует высокий уровень монополизации рынков, особенно в отраслях энергетики, телекоммуникаций и торговли. Многие эксперты и исследователи отмечают необходимость проведения реформы антимонопольного законодательства и более эффективного контроля со стороны антимонопольных органов.

Какую оценку состояния монополизации рынков дает антимонопольные органы в РФ?

Антимонопольные органы в РФ регулярно проводят мониторинг и оценивают состояние монополизации рынков. Они выявляют нарушения антимонопольного законодательства, проводят расследования и принимают административные меры в отношении компаний, злоупотребляющих своей рыночной властью.

Что такое монополия и какие у нее признаки?

Монополия - это форма рыночной организации, при которой на рынке существует только один продавец товара или услуги. Признаки монополии включают отсутствие конкурентов на рынке, контроль над ценами и поставками, высокую степень рыночной власти и возможность влиять на рыночные условия.

Какие последствия может иметь монополия?

Монополия может привести к ограничению конкуренции, повышению цен на товары и услуги, снижению качества продукции, ограничению выбора для потребителей и сокращению инноваций. Монополия также может приводить к нарушению экономической эффективности и неравномерному распределению благ.

В чем заключается проблема монопольной рыночной власти?

Проблема монопольной рыночной власти состоит в том, что монополист может злоупотреблять своей властью, устанавливая завышенные цены или ограничивая доступ к товару или услуге. Это приводит к сокращению потребительских возможностей, ограничению выбора и снижению благосостояния общества.

Как оценивается современное состояние монополизации рынков в РФ в зарубежных исследованиях?

В зарубежных исследованиях оценивается уровень конкуренции на рынках различных отраслей в РФ. Анализируются данные о доле рынка, наличии конкурентов, уровне цен и др. В результате исследования делается вывод о степени монополизации и ее последствиях для экономики страны.

Как оценивается современное состояние монополизации рынков антимонопольными органами РФ?

Антимонопольные органы РФ проводят мониторинг рыночной среды, анализируют данные о доле рынка, наличии конкурентов, ценах и др. Они также расследуют и разрешают нарушения антимонопольного законодательства, связанные с монопольным поведением компаний. Исходя из таких исследований, антимонопольные органы делают выводы о степени монополизации и принимают меры для защиты конкуренции и прав потребителей.

Что такое монополия?

Монополия - это ситуация на рынке, когда на нем действует только один продавец, контролирующий все или практически все предложение товаров или услуг.

Какие признаки монополии?

Основные признаки монополии включают отсутствие конкуренции, наличие единственного продавца, высокую степень контроля над ценами и высокую прибыльность.