Величие и ничтожество человека в рационализме Б.Паскаля

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
  • 12 12 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 04.11.2011
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ПАСКАЛЬ О ВЕЛИЧИИ И НИЧТОЖЕСТВЕ ЧЕЛОВЕКА
Место человека в природе
Величие человека
Ничтожество в суетности человека
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Цель суетных занятий – проводить время, не чувствуя самого себя. Душа, не находя удовлетворения в себе, ищет утешение вне себя, привязывается к внешним предметам. Она становится несчастной, очутившись наедине с собой.
Итак, на людей с детства возлагаются обязанности, внушают им, что счастье их заключается в здоровье, богатстве, чести их самих и друзей, т. е. им дают дела и занятия, мучащие их всю жизнь. По мысли Паскаля, все несчастие людей заключается в том, что они не могут оставаться наедине с собой, ибо человек начинает чувствовать свое ничтожество, как только начнет думать о себе. Итак, человек стремится к высоким должностям, ищет женского общества, идет на войну не потому, что в этом заключается счастье, а потому, что ему нужна суета, развлекающая его, не оставляющая места для неприятных мыслей. Не добыча, а сама охота предмет стремлений человека. Человек уверен, что стремится к покою, а на деле ищет забот, не чувствуя ненасытности своей природы. Так проходит вся жизнь. Человеку непременно необходим предмет страсти, возбуждающий его желания, гнев, страх. А если человек не поглощен какою-либо страстью или забавой, им овладевает скука, он впадает в грусть, становится несчастным.
По мысли Паскаля, если бы человек был счастлив, то «он чувствовал бы себя тем счастливее, чем менее бы его развлекали. Но такое счастье ведомо только Богу и святым». Беда человека в развлечении, которое мешает думать о себе. Невыносим для человека полный покой без страсти, без развлечения, без дела – «он чувствует тогда свое ничтожество, свое несовершенство, свою зависимость, немощь, пустоту».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, Паскаль – мыслитель, достигший больших успехов в области точных наук, в то же время, разочаровавшись в них, обратился к философской антропологии и религии. В своем труде «Мысли» он показал место человека в природе, указав на его величие и ничтожество.
Какое место в природе отводит человеку Паскаль? «Ничто в сравнении с бесконечным, все в сравнении с ничтожеством, середина между ничем и всем». Философ обратил внимание на предельность существа человека и его познаний: «мы нечто, но не все». Человек ищет уверенности и прочности, но он бессилен проникнуть в пределы конечного: «часть не может узнать целое». Таким образом, природа «двояко бесконечна», а человек «конечен и ограничен».
Паскаль заостряет внимание на таких особенных чертах человека, которые, по его мнению, придают ему величие. В чем заключается величие человека? В стремлении к славе, как «величайшем признаке превосходства человека». Человек, потерявший славу или власть, бедствует сознательно. На это способен только человек. И велик человек потому, что способен осознавать свое жалкое состояние. Мысль также придает величие человеку, «мыслящей былинке», способной взять превосходство над вселенной посредством мысли. Главное, по мысли Паскаля, научиться правильно мыслить: «начинать с себя, своего Создателя и своего назначения». Итак, человеку нужно показать его величие, чтобы возбудить желание отыскать истину, довести до свободы от страстей. Паскаль указал на степени человека, идущего к истине, где высшая степень – христиане, которым дивятся философы. Судя по этим степеням, Паскаль находится на высшей степени, так он признает, что «есть в природе существо необходимое, вечное и бесконечное».
Паскаль считает, что человеку надо говорить о его величии, но в то же время не следует забывать и о ничтожестве человека. В чем ничтожество человека? В его суетности и таких составляющих суетности, как слава, гордость, тщеславие, самолюбие, воображение. Все эти слабые черты человека не позволяют ему познать истину. В итоге человек в его суетности представляет собой притворство, ложь и лицемерие, как по отношению к другим, так и по отношению к самому себе.
Паскаль исследует истинную причину беспрерывной суеты в жизни людей. Она состоит в том, что душа, несмотря на то, что живет в теле короткое время, стремится к самозабвению посредством занятий, отвлекающих всякую мысль о последующей вечности. Человеку нужна суета, развлекающая его, он не чувствует ненасытности своей
природы. Если же он не поглощен какою-либо страстью или забавой, им овладевает скука, и он, впав в грусть, становится несчастным.
Таким образом, указав человеку, в чем заключается его величие и его ничтожество, Паскаль открывает ему путь к истине, который заключается для философа в христианстве.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бескаравайный С. С. Научная рациональность как причина различий Р. Декарта и Б. Паскаля // С. Бескаравайный. Философия науки. - М., 2009.- с. 59-68.
Голованов Я. Блез Паскаль / Голованов Я. Этюды об ученых.- М.: Мол. Гвардия, 1976.- 416 с.
Паскаль // Философский энциклопедический словарь / Под ред. П. Ф. Ильичева, П. Н. Федосеева, С. М. Ковалева, В. Г. Панова.- М.: Сов. энцикл., 1983.
Паскаль Мысли // Паскаль. Мысли о религии / Пер. с фр. С. Долгова.- М., 1892.
Паскаль Б. О геометрическом уме / Б. Паскаль. Трактаты. Полемические сочинения. Письма.- Киев, 1997.- с. 67-105.


Паскаль // Философский энциклопедический словарь / Под ред. П. Ф. Ильичева, П. Н. Федосеева, С. М. Ковалева, В. Г. Панова.- М.: Сов. энцикл., 1983.
Голованов Я. Блез Паскаль // Голованов Я. Этюды об ученых.- М.: Мол. Гвардия, 1976.- с. 239-247.
Паскаль Б. О геометрическом уме / / Б. Паскаль. Трактаты. Полемические сочинения. Письма.- Киев, 1997.- с. 96.
Бескаравайный С. С. Научная рациональность как причина различий Р. Декарта и Б. Паскаля // С. Бескаравайный. Философия науки. - М., 2009.- с. 59-68.
См. Паскаль
Паскаль Мысли // Паскаль. Мысли о религии / Пер. с фр. С. Долгова.- М., 1892.
Там же.
Там же.
Паскаль Мысли // Паскаль. Мысли о религии / Пер. с фр. С. Долгова.- М., 1892.
Там же.
Там же.
Паскаль Мысли // Паскаль. Мысли о религии / Пер. с фр. С. Долгова.- М., 1892.
Там же.
Там же.
Паскаль Мысли // Паскаль. Мысли о религии / Пер. с фр. С. Долгова.- М., 1892.
Там же.
Паскаль Мысли // Паскаль. Мысли о религии / Пер. с фр. С. Долгова.- М., 1892.
Там же.
Там же.
Паскаль Мысли // Паскаль. Мысли о религии / Пер. с фр. С. Долгова.- М., 1892.
Там же.
Там же.
Там же.












12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Бескаравайный С. С. Научная рациональность как причина различий Р. Декарта и Б. Паскаля // С. Бескаравайный. Философия науки. - М., 2009.- с. 59-68.
2.Голованов Я. Блез Паскаль / Голованов Я. Этюды об ученых.- М.: Мол. Гвардия, 1976.- 416 с.
3.Паскаль // Философский энциклопедический словарь / Под ред. П. Ф. Ильичева, П. Н. Федосеева, С. М. Ковалева, В. Г. Панова.- М.: Сов. энцикл., 1983.
4.Паскаль Мысли // Паскаль. Мысли о религии / Пер. с фр. С. Долгова.- М., 1892.
5.Паскаль Б. О геометрическом уме / Б. Паскаль. Трактаты. Полемические сочинения. Письма.- Киев, 1997.- с. 67-105.


Вопрос-ответ:

Какое место человека в природе рассматривает Б. Паскаль?

Б. Паскаль рассматривает место человека в природе с точки зрения его величия и ничтожества. Он утверждает, что человек – это одновременно и великое существо, способное к разуму и познанию, и ничтожное существо, потерянное в суетности и собственной незначительности перед Вселенной.

В чем заключается величие человека по мнению Б. Паскаля?

По мнению Б. Паскаля, величие человека заключается в его разуме и способности познавать мир. Человек является частью Вселенной, но в то же время он обладает способностью мыслить и анализировать, что отличает его от других существ. Эта способность делает человека великим и даёт ему возможность познать Вселенную и узнать ее законы.

В чем выражается ничтожество человека в суетности?

Ничтожество человека в суетности проявляется в его стремлении проводить время, не ощущая себя и не задумываясь о своем внутреннем мире. Человек, не находящий удовлетворения в своей душе, устремляется к внешним предметам и вещам, надеясь найти в них счастье и утешение. Однако такое поведение приводит к тому, что душа оказывается несчастной и одинокой, так как она не может найти настоящего удовлетворения и находится всегда наедине с самой собой.

Какую цель преследуют суетные занятия в мнении Б. Паскаля?

Суетные занятия в мнении Б. Паскаля преследуют цель проводить время, не ощущая самого себя. Они являются способом для души укрыться от своего внутреннего несчастья и неудовлетворенности. Человек, занятый суетой, старается забыть о своих проблемах и найти утешение во внешних вещах и занятиях. Однако эти занятия не дают долгосрочного удовлетворения и лишь временно отвлекают от настоящих проблем.

Какое место занимает человек в природе по рационализму Б. Паскаля?

По рационализму Б. Паскаля, человек занимает особое место в природе. Он обладает способностью мыслить и рационально познавать мир, что отличает его от животных. В своей философии Паскаль подчеркивает величие человека как разумного существа.

В чем заключается величие человека по мнению Б. Паскаля?

По мнению Б. Паскаля, величие человека заключается в его способности мыслить и познавать мир. Человек может строить сложные науки и искусства, создавать технологии и развивать общество. Он является вершиной природы и может взаимодействовать с ней, понимая ее законы и использовая их в своих целях.

В чем заключается ничтожность человека по рационализму Б. Паскаля?

По рационализму Б. Паскаля, ничтожность человека заключается в его суетности и отделенности от себя. Человек, ища утешение во внешних вещах, не находит удовлетворения в себе и становится несчастным. Он проводит время на суетные занятия, не осознавая свою истинную природу и цель своего существования.

Какую цель преследуют суетные занятия человека по рационализму Б. Паскаля?

По рационализму Б. Паскаля, цель суетных занятий человека состоит в том, чтобы проводить время, не чувствуя самого себя. Человек ищет утешение во внешних предметах, привязывается к ним и надеется получить счастье и удовлетворение. Однако, как считает Паскаль, истинное счастье заключается в познании себя и нахождении удовлетворения внутри себя.

Какие обязанности возлагаются на людей с детства по рационализму Б. Паскаля?

По рационализму Б. Паскаля, на людей с детства возлагаются обязанности и внушается, что счастье заключается в здоровье и богатстве. Паскаль считает, что это неправильное представление о счастье, поскольку истинное счастье можно найти только внутри себя, познавая истину и осознавая свое место в мире.