Персонал организации как объект управления(на примере малого бизнеса).

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Менеджмент
  • 31 31 страница
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 11.03.2012
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Особенности управления персоналом в малом бизнесе
Глава 2. Процессный подход в управлении персоналом
Заключение
Список литературы
Фрагмент для ознакомления

В ближайшие годы будет наблюдаться переход организаций от простого описания своих бизнес-процессов к их автоматизации, непрерывному улучшению и контроллингу. Высоковероятно переориентирование организаций только лишь с совершенствования основных процессов на реализацию принципов процессного подхода к управлению для обеспечивающих или вспомогательных процессов, к которым, по мнению большинства российских управленцев, относится процесс «управление персоналом».
Заключение

Управленческие проблемы небольших организаций показывают, что в маленьких компаниях эффективность деятельности обеспечивается только индивидуальными особенностями сотрудников. В небольших по численности организациях очевидна связь общего и кадрового менеджмента. Поэтому кадровые подходы к решению управленческих проблем не дают результата, а специалисты в области кадрового менеджмента вынуждены просить профессиональную поддержку коллег, компетентных в вопросах общего (организационного) менеджмента.
Также существует проблема дисбаланса функциональной структуры малых компаний, несоответствие распределения функций структуре бизнес-процессов и организационной структуре (границам должностей). В малочисленной организации некоторые сотрудники фактически занимают 2-4 должности и вынуждены самостоятельно определять соотношение этих должностей при расстановке приоритетов и планировании деятельности. Малые компании отличаются тем, что там нет должностей в их формальном понимании, а определены и индивидуально закреплены лишь предметы профессионального ведения. Объем их освоения, определяемый только личностными особенностями, лежит в основе формального закрепления должностной позиции конкретного сотрудника. Следствием этого является зависимость организации от сотрудника, так и неспособность определить на организационном уровне факторы успеха (в том числе – и экономического). В результате малые организации создают и особые формы давления на рынок труда, заключающиеся в изменениях оснований определения уровня заработной платы, адекватного должности, требованиях сочетания в одном специалисте компетенций различных профессиональных областей.
Малые организации ориентированы на приобретение «готовых» специалистов, инвестиции в развитие которых произвели либо другие работодатели, либо сами специалисты, развивающие компетенции за свой счет. Развитие персонала становится задачей компаний когда руководство обнаруживает признаки ухудшения положения организации на профильном рынке, или при возникновении явных потребностей в наличии у сотрудников новых компетенций. В этом случае компании прибегают к неявным формам развития персонала. Одна из неявных форм развития персонала – обучение сотрудников без выдачи сертификатов, подтверждающих факт обучения. Многие компании, обращаясь за помощью в организации обучения сотрудников к тренинговым компаниям или частным тренерам, мотивируют свое обращение именно желанием повысить компетентность персонала так, чтобы персонал не смог воспользоваться фактом дополнительного обучения для повышения своей стоимости на рынке труда. Таким способом компании пытаются защитить себя и обеспечить устойчивость персонала.
Данные проблемы не могут охватить весь спектр феноменологии кадрового менеджмента в условиях малых организаций. Тем не менее, ряд выявленных проблем позволяет определить основные черты системы управления персоналом в небольших организациях.
Основной проблемой выступает проблема общего менеджмента. Отсутствие четкой структуры управления, неготовность использовать управленческие инструменты для решения организационных задач приводит к тому, что в организациях с небольшим количеством сотрудников большую роль играет психологический фактор. Недостатки управленческой системы компенсируются мотивацией сотрудников, обеспеченной особенностями построения отношений.
В организациях небольшого размера сотрудники оказываются в ситуации отсутствия гарантий, повышенной неопределенности, что приводит к росту тревожности и стремлению найти адаптивные формы организационного поведения. Это, в свою очередь, ориентирует работодателей на поиск устойчивых, надежных сотрудников и введение инструментов повышения эффективности их деятельности. Однако задачи, формулируемые перед кадровым менеджментом в малых организациях, оказываются фактически невыполнимыми. Эти задачи формулируются, как правило, в абсолютных категориях, не сопровождаются расчетами эффективности и не подкрепляются соответствующим бюджетом. Основным механизмом повышения эффективности и организационной устойчивости выступают оценки психологических характеристик сотрудников. Ориентация на психологические характеристики формирует особые ожидания, фактически снимает с организации как работодателя ответственность за развитие персонала в качестве организационного ресурса.
Экономическая устойчивость предприятия становится одним из определяющих факторов его функционирования в современных условиях. В связи с этим существенно возрастают роль и значение анализа и поиска факторов повышения экономической устойчивости как для самого предприятия, так и для его партнеров по бизнесу. Экономическая неустойчивость предприятий отрицательно влияет на состояние экономики, влечет за собой неплатежи и замедление деловой активности в целом. Поэтому необходимо как можно раньше предотвращать неустойчивое положение предприятий. Это возможно благодаря своевременному выявлению факторов, влияющих на уровень экономической устойчивости, а также проведению своевременного анализа и принятию конкретных мер по восстановлению экономической устойчивости предприятий.
Экономическая устойчивость выступает в качестве основы стабильного положения предприятия и залога его выживания. Проблемы экономической устойчивости предприятий вызваны тем, что оперативные меры, обычно осуществляемые в изменяющихся условиях, позволяют на короткое время удерживать состояние предприятия стабильным, но не меняют ситуации кардинально. Это означает, что они связаны, с одной стороны, с недостаточным видением перспектив развития предприятия, а с другой – с узостью применяемого подхода к диагностированию существующего положения и прогнозированию изменения внешних факторов.
Тем не менее, изучение различных методических подходов к выявлению и оценке факторов повышения экономической устойчивости позволило наметить общие подходы к классификации, с учетом современных требований к управлению предприятием. Так, в рамках основных направлений повышения экономической устойчивости предприятий, можно выделить следующие: повышение уровня технической оснащенности предприятия; повышение эффективности организации производственного процесса; обеспечение устойчивой численности персонала предприятия; повышение уровня деловой активности предприятия; повышение финансовой устойчивости; повышение прибыли и доходности деятельности предприятия.

Список литературы

Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) [Электронный ресурс]. – Информационно-правовая система Консультант плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=2875.
«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 06.04.2011). [Электронный ресурс]. – Информационно-правовая система Консультант плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=112770.
«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 07.02.2011) [Электронный ресурс]. – Информационно-правовая система Консультант плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=110237.
«Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 23.12.2010). [Электронный ресурс]. – Информационно-правовая система Консультант плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=108403.
Постановление Правительства РФ от 28.07.2008 N 568 (ред. от 23.12.2010) «О федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы». [Электронный ресурс]. – Информационно-правовая система Консультант плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=109278
Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных организаций и государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».
Антосенков Е. Развитие малых и средних предприятий в России: проблемы организации и управления / Е. Антосенков, В. Курамышев // Труд и социальные отношения. – 2009. – № 11. – С. 4–10.
Глухов А.И. Реализация процессного подхода в управлении торгово-промышленной компанией. – URL: http://journal.itmane.ru/node/96.
Гурков И.Б. Система управления персоналом на российских фирмах в зеркале международного сравнения / И.Б. Гурков, О.И. Зеленова, А.С. Гольдберг, З.Б. Саидов // Мир России. – 2009. – № 3. – С. 132–150.
Гурков И.Б. Социально-кадровая политика российских предприятий / И.Б. Гурков, О.И. Зеленова, А.А. Мутовин // Мир России. – 2007. – № 4. – С. 3–17.
Козина И.М. Социально-трудовые отношения в малом и среднем бизнесе / И.М. Козина // Социологические исследования. – 2007. – № 7. – С. 35–44.
Корнелиус Н. HR-менеджмент. Поиск, подбор, тренинг, адаптация, мотивация, дисциплина, этика / Н. Корнелиус. – Днепропетровск: БалансБизнесБукс, 2005. – [Гл. 8. Управление трудовыми ресурсами малых предприятий]. – С. 337–358.
Крылова Е.Б. Малое предпринимательство и занятость населения / Е.Б. Крылова // Проблемы прогнозирования. – 2009. – № 1. – С. 125–131.
Левин К., Барсуков М. Процессный подход в управлении человеческими ресурсами. – URL: http://www.klubok.net/article2081.html.
Митрофанова Е. Формирование системы оплаты труда на малых предприятиях / Е. Митрофанова, Е. Розина // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2008. – № 12. – С. 17–22.
О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ [Электронный ресурс]. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Патешман В., Маховский А. Внедряем процессный подход. – URL: http://www.osp.ru/text/print/302/4471247.html.
Процессное управление. – URL: www.itexpert.ru/dl/process.pdf.
Репин Д.Ю. Отечественное предпринимательство и малые предприятия в современной России (социоклиническая перспектива) / Д.Ю. Репин // Вестник Московского университета. – Сер. 18. Социология и политика. – 2006. – № 2. – С. 125–147.
Стредвик Дж. Управление персоналом в малом бизнесе / Дж. Стредвик. СПб.: Изд. дом «Нева», 2003.


Антосенков Е. Развитие малых и средних предприятий в России: проблемы организации и управления / Е. Антосенков, В. Курамышев // Труд и социальные отношения. – 2009. – № 11. – С. 4–10.
О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ [Электронный ресурс]. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Крылова Е.Б. Малое предпринимательство и занятость населения / Е.Б. Крылова // Проблемы прогнозирования. – 2009. – № 1. – с. 128–129
Гурков И.Б. Социально-кадровая политика российских предприятий / И.Б. Гурков, О.И. Зеленова, А.А. Мутовин // Мир России. – 2007. – № 4. – С. 3–17.
Гурков И.Б. Система управления персоналом на российских фирмах в зеркале международного сравнения / И.Б. Гурков, О.И. Зеленова, А.С. Гольдберг, З.Б. Саидов // Мир России. – 2009. – № 3. – С. 132–150. - с. 139
Корнелиус Н. HR-менеджмент. Поиск, подбор, тренинг, адаптация, мотивация, дисциплина, этика / Н. Корнелиус. – Днепропетровск: БалансБизнесБукс, 2005. – [Гл. 8. Управление трудовыми ресурсами малых предприятий]. – С. 337–358., Репин Д.Ю. Отечественное предпринимательство и малые предприятия в современной России (социоклиническая перспектива) / Д.Ю. Репин // Вестник Московского университета. – Сер. 18. Социология и политика. – 2006. – № 2. – С. 125–147, Стредвик Дж. Управление персоналом в малом бизнесе / Дж. Стредвик. СПб.: Изд. дом «Нева», 2003.

Козина И.М. Социально-трудовые отношения в малом и среднем бизнесе / И.М. Козина // Социологические исследования. – 2007. – № 7. – С. 37.
Гурков И.Б. Система управления персоналом на российских фирмах в зеркале международного сравнения / И.Б. Гурков, О.И. Зеленова, А.С. Гольдберг, З.Б. Саидов // Мир России. – 2009. – № 3. – С. 132–150. - с. 146
Корнелиус Н. HR-менеджмент. Поиск, подбор, тренинг, адаптация, мотивация, дисциплина, этика / Н. Корнелиус. – Днепропетровск: БалансБизнесБукс, 2005. – [Гл. 8. Управление трудовыми ресурсами малых предприятий]. – С. 342
Козина И.М. Социально-трудовые отношения в малом и среднем бизнесе / И.М. Козина // Социологические исследования. – 2007. – № 7. – С. 36–37
Антосенков Е. Развитие малых и средних предприятий в России: проблемы организации и управления / Е. Антосенков, В. Курамышев // Труд и социальные отношения. – 2009. – № 11. – С. 4–10.
Митрофанова Е. Формирование системы оплаты труда на малых предприятиях / Е. Митрофанова, Е. Розина // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2008. – № 12. – С. 17–22.
Левин К., Барсуков М. Процессный подход в управлении человеческими ресурсами. – URL: http://www.klubok.net/article2081.html.
Патешман В., Маховский А. Внедряем процессный подход. – URL: http://www.osp.ru/text/print/302/4471247.html.
Патешман В., Маховский А. Внедряем процессный подход. – URL: http://www.osp.ru/text/print/302/4471247.html.
Патешман В., Маховский А. Внедряем процессный подход. – URL: http://www.osp.ru/text/print/302/4471247.html.
Левин К., Барсуков М. Процессный подход в управлении человеческими ресурсами. – URL: http://www.klubok.net/article2081.html.
Процессное управление. – URL: www.itexpert.ru/dl/process.pdf.
Глухов А.И. Реализация процессного подхода в управлении торгово-промышленной компанией. – URL: http://journal.itmane.ru/node/96.









31

1.Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) [Электронный ресурс]. – Информационно-правовая система Консультант плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=2875.
2.«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 06.04.2011). [Электронный ресурс]. – Информационно-правовая система Консультант плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=112770.
3.«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 07.02.2011) [Электронный ресурс]. – Информационно-правовая система Консультант плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=110237.
4.«Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 23.12.2010). [Электронный ресурс]. – Информационно-правовая система Консультант плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=108403.
5.Постановление Правительства РФ от 28.07.2008 N 568 (ред. от 23.12.2010) «О федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы». [Электронный ресурс]. – Информационно-правовая система Консультант плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=109278
6.Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных организаций и государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».
7.Антосенков Е. Развитие малых и средних предприятий в России: проблемы организации и управления / Е. Антосенков, В. Курамышев // Труд и социальные отношения. – 2009. – № 11. – С. 4–10.
8.Глухов А.И. Реализация процессного подхода в управлении торгово-промышленной компанией. – URL: http://journal.itmane.ru/node/96.
9.Гурков И.Б. Система управления персоналом на российских фирмах в зеркале международного сравнения / И.Б. Гурков, О.И. Зеленова, А.С. Гольдберг, З.Б. Саидов // Мир России. – 2009. – № 3. – С. 132–150.
10.Гурков И.Б. Социально-кадровая политика российских предприятий / И.Б. Гурков, О.И. Зеленова, А.А. Мутовин // Мир России. – 2007. – № 4. – С. 3–17.
11.Козина И.М. Социально-трудовые отношения в малом и среднем бизнесе / И.М. Козина // Социологические исследования. – 2007. – № 7. – С. 35–44.
12.Корнелиус Н. HR-менеджмент. Поиск, подбор, тренинг, адаптация, мотивация, дисциплина, этика / Н. Корнелиус. – Днепропетровск: БалансБизнесБукс, 2005. – [Гл. 8. Управление трудовыми ресурсами малых предприятий]. – С. 337–358.
13.Крылова Е.Б. Малое предпринимательство и занятость населения / Е.Б. Крылова // Проблемы прогнозирования. – 2009. – № 1. – С. 125–131.
14.Левин К., Барсуков М. Процессный подход в управлении человеческими ресурсами. – URL: http://www.klubok.net/article2081.html.
15.Митрофанова Е. Формирование системы оплаты труда на малых предприятиях / Е. Митрофанова, Е. Розина // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2008. – № 12. – С. 17–22.
16.О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ [Электронный ресурс]. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
17.Патешман В., Маховский А. Внедряем процессный подход. – URL: http://www.osp.ru/text/print/302/4471247.html.
18.Процессное управление. – URL: www.itexpert.ru/dl/process.pdf.
19.Репин Д.Ю. Отечественное предпринимательство и малые предприятия в современной России (социоклиническая перспектива) / Д.Ю. Репин // Вестник Московского университета. – Сер. 18. Социология и политика. – 2006. – № 2. – С. 125–147.
20.Стредвик Дж. Управление персоналом в малом бизнесе / Дж. Стредвик. СПб.: Изд. дом «Нева», 2003.

Вопрос-ответ:

Какие особенности управления персоналом есть в малом бизнесе?

В малом бизнесе особенности управления персоналом заключаются в более непосредственном взаимодействии руководителей с сотрудниками, возможности принимать быстрые решения и гибко реагировать на изменения, а также в ограниченных ресурсах, которые требуют более тщательного управления.

Что такое процессный подход в управлении персоналом?

Процессный подход в управлении персоналом представляет собой подход, при котором деятельность организации рассматривается как набор взаимосвязанных бизнес-процессов, каждый из которых имеет свои цели, ресурсы и результаты. Это позволяет лучше организовать работу персонала, оптимизировать бизнес-процессы и достигать поставленных целей.

Какие изменения ожидаются в организациях в ближайшие годы?

В ближайшие годы ожидается переход организаций от простого описания своих бизнес-процессов к их автоматизации, непрерывному улучшению и контроллингу. Организации будут все больше придавать значимость процессам и внедрять принципы процессного подхода для улучшения своей эффективности и конкурентоспособности.

Какие преимущества имеет процессный подход в управлении персоналом?

Процессный подход в управлении персоналом позволяет более точно определить роли и обязанности каждого сотрудника в рамках бизнес-процессов, улучшить координацию и коммуникацию между сотрудниками, сократить время выполнения задач, стандартизировать процессы и повысить качество работы.

Можно ли применять процессный подход в управлении персоналом только в крупных организациях?

Процессный подход в управлении персоналом можно применять как в крупных, так и в малых организациях. В малом бизнесе он может быть особенно полезен для оптимизации бизнес-процессов, улучшения взаимодействия сотрудников и достижения конкурентных преимуществ.

Какие особенности управления персоналом существуют в малом бизнесе?

Управление персоналом в малом бизнесе имеет свои особенности. Одна из них заключается в том, что руководители малых организаций часто являются владельцами или одним из основных участников бизнеса, что создает определенные ограничения и вызывает конфликт интересов. Также в малых бизнесах, в отличие от крупных компаний, часто отсутствует специализированный отдел кадрового управления, что требует от руководителей умения самостоятельно заниматься вопросами управления персоналом. Кроме того, в малых бизнесах часто необходимо обеспечивать гибкость в работе, так как наличие ограниченного числа сотрудников требует от них выполнения разнообразных функций.

Что такое процессный подход в управлении персоналом?

Процессный подход в управлении персоналом предполагает рассмотрение работы организации через призму бизнес-процессов. Он представляет собой системное представление организации и ее деятельности, основанное на выделении и оптимизации ключевых процессов. В контексте управления персоналом процессный подход позволяет структурировать и систематизировать деятельность по подбору, развитию и удержанию сотрудников, что способствует повышению эффективности работы организации.

Какие преимущества может принести переход от простого описания бизнес-процессов к их автоматизации?

Переход от простого описания бизнес-процессов к их автоматизации может принести ряд преимуществ для организации. Во-первых, автоматизация позволяет существенно сократить время и усилия, затрачиваемые на выполнение рутинных операций. Во-вторых, она улучшает точность и надежность выполнения процессов, так как исключает возможность человеческого фактора. В-третьих, автоматизация позволяет осуществлять более эффективный контроль за выполнением процессов и получать оперативную информацию о их состоянии.

Какие особенности управления персоналом есть в малом бизнесе?

Особенности управления персоналом в малом бизнесе включают ограниченные ресурсы, недостаточные знания и опыт, необходимость многозадачности управленцев и высокая зависимость от каждого сотрудника.

Что такое процессный подход в управлении персоналом?

Процессный подход в управлении персоналом предполагает описание, оптимизацию и автоматизацию бизнес-процессов, связанных с управлением персоналом, с целью повышения эффективности и результативности работы персонала.

Какие принципы процессного подхода могут быть реализованы в организациях?

Принципы процессного подхода включают системность, ориентацию на результат, непрерывное улучшение, автоматизацию и контроллинг. Эти принципы помогают создавать эффективные бизнес-процессы и повышать эффективность управления персоналом.