Особенности работы социального педагога по профилактике наркомании среди подростков.
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 31.10.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Причины распространения подростковой наркомании
1.1. Изучение явления наркомании
1.2. Причины распространения наркомании среди подростков
2. Изучение направлений работы социального педагога по профилактике наркомании среди подростков
2.1. Эмпирическое исследование
2.2. Профилактика подростковой наркомании
Заключение
Список литературы
Приложение
Приводит к временному оздоровлению ситуации, особенно в школах, но не является радикальной, потому что в другом районе число наркоманов увеличивается. Применима для маргинальных и полумаргинальных районов, носящих характер гетто. Движущая сила этой технологии – родители, которые заинтересованы в исключении возможности для их детей попадания в подобный круг общения.
- Информативные группы. Традиционная и эффективная форма работы по третичной и, отчасти, - вторичной профилактики наркомании во всем мире. Жизненный опыт родственников наркозависимых в преодолении проблем аддиктивного поведения вносит большой вклад в формирование общественного мнения. Они же обеспечивают подростков необходимой информацией касательно последствий употребления наркотиков.
Как уже было сказано в предыдущей главе, одной из причин распространения наркомании в среде подростков является отсутствие информации о ее опасности. Способов распространения и последствий употребления различных наркотических средств. Многие необоснованно полагают, что существуют «безопасные наркотические вещества», употребление которых не ведет к возникновению физической зависимости либо не наносит тяжелого вреда здоровью. В связи с этим, применяется такая технология, как заполнение информационного вакуума. Она состоит из образовательных и просветительских программ по проблемам химической зависимости. Лица, которые в будущем могут начать применять наркотические вещества или уже их принимают, полагая, что это вполне безопасно, получают сведения о реальной картине происходящего.
Классификация этих программ ведется по принципу целевых аудиторий [12, c.146]:
- Просветительские программы по проблеме химической зависимости для всего населения.
- Программы обучения родителей учащихся общеобразовательных школ.
- Программы для подростков в центрах здоровья, центрах борьбы с наркоманией и т.д.
Основополагающей целью данных мероприятий является передача информации и обучение выстраиванию своих отношений родителей с детьми, избегая конфликтов, а так же с лицами, предлагающими испытать действие наркотических веществ. Так же целью данных мероприятий является освоение навыков раннего выявления химической зависимости и предрасположенности к ней.
Помимо указанных программ существуют так же программы подготовки специалистов, работающих в данном направлении:
- Программы обучения педагогов, психологов, действующих в образовательных учреждениях и центрах. Данный тип образовательных программ строится по принципу «тренинг тренеров». Здесь следует придерживаться специальных аспектов химической зависимости и ее профилактики.
- Образовательные программы для учащихся школ, лицеев. Данные программы несут достаточно большой риск нонконформистских поведенческих реакций подростков. В ответ на информирование о химической зависимости происходит ускоренное вовлечение подростков в потребление психоактивных веществ, поэтому программы профилактики наркомании и подростков должны осуществляться только высокопрофессиональными специалистами.
Значительное внимание социальные педагоги должны уделять превентивным диагностическим технологиям и технологиям занятости, поскольку они в большей степени могут быть использованы в практике деятельности.
К превентивным мерам относятся такие технологии, как раннее выявление потребителей психоактивных веществ. Это является наиболее важным аспектом профилактики химической зависимости. Чем в более ранней стадии будет выявлена зависимость, тем больше шансов избавиться от нее и исключить в дальнейшем возможность рецидива.
Как правило, в начальной стадии употребления наркотических веществ подросток еще осознает, что поступает неверно. Он хочет избавиться от данного недуга и старается скрывать свою зависимость от окружающих. Однако, в дальнейшем пристрастие к наркотику затягивает его и наркотик становиться основным средством и смыслом его существования. Подросток теряет эмоциональные и социальные связи, становится изгоем общества. Вытащить его из данного состояния является весьма трудной задачей, а чаще всего совершенно невыполнимой.
В работе социального педагога предлагается алгоритм поступенчатой диагностики химической зависимости [16, c.356].
I уровень. Диагностика и дифференцирование отклоняющихся поведенческих реакций отдельных индивидуумов в коллективе. На основании чего вычленяется группа риска. К диагностике могут быть привлечены и другие специалисты.
II уровень. Оценка социальных критериев отклоняющихся стереотипов поведения внутри группы риска (факторы семейного кризиса, материальное благополучие, участие в неформальных группах…). Эту оценку проводит социальный педагог. Данный уровень позволяет сузить группу риска и подготовить переход на следующий, более точный уровень.
III уровень. Психологическая диагностика. Проводится опытным психологом или психотерапевтом. Цель психодиагностики - установить структуру проблем поведения у каждого из группы риска, выявить степень склонности к употреблению психоактивных веществ.
IV уровень. Клинико-диагностический уровень.
V уровень. Принятие решений по тактике мероприятий с выявленными зависимыми и предрасположенными к зависимости.
В процессе осуществления превентивной технологии в соответствии с данным алгоритмом следует придерживаться следующих постулатов [19, c. 104]:
- В любом коллективе многие могут принимать психоактивные вещества, но немногие страдают химической зависимостью.
- Любой факт приема психоактивных веществ, равно как и участие в неформальных группах, следует относить к факторам, предрасполагающим к химической зависимости.
- Любая химическая зависимость изменяет поведение и успеваемость.
- Причины любой химической зависимости находятся в семье.
Социальные педагоги и психологи отмечают, что одной из успешных применяемых технологий в борьбе с наркозависимостью является технология обеспечения трудовой и творческой занятости человека. Занятость помогает отвлечься от мыслей о своем прошлом, почувствовать себя нужным и самостоятельным, наладить социальные связи.
Организация трудовой занятости строится по следующим направлениям [20, c.67]:
I. Клубная работа. Организация разнообразных клубов и профессиональное методическое обеспечение их деятельности может не только структурировать свободное время, развивать творческую и деловую активность, но и значительно повышает коммуникативный и познавательный ресурс.
II. Дополнительное образование. Воскресные школы (в том числе и религиозные), факультативы уменьшают запас свободного времени и увеличивают багаж заданий, который требует не только времени, но и занимает внимание, кружки по интересам и пр. Организация таких мероприятий позволяет поднять позитивный потенциал.
III. Временное или частичное трудоустройство. Мера наиболее эффективная в тех слоях общества, которые обладают невысоким адаптационным потенциалом.
Значимым аспектом является работа с близкими и семьей. В данном направлении работает не только социальный педагог, но и психолог. Ощущая поддержку семьи и близких подросток более успешно идет на контакт со специалистами. У него появляется более явный стимул для того, чтобы избежать использования наркотических веществ, как средства ухода от реальности. Появляется стимул к тому, чтобы не перейти к употреблению наркотических средств. Социальными педагогами и психологами было отмечено, что наличие теплых, доверительных отношений в семье снижает риск возникновения наркотической зависимости у подростков даже из групп риска.
Таким образом, работа социального педагога по профилактике наркомании в подростковой среде весьма разнообразна. Социальный педагог в данном процессе является преимущественно организатором необходимых мероприятий, привлечения специалистов и средств. Работа с подростками включает в себя множество этапов и будут являться эффективной при комплексном подходе, то есть снятии не только просвещении, но создании альтернативы наркомании.
Заключение
Употребление наркотиков – одна из наиболее серьезных проблем в нашей стране. Проблема усугубляется криминальной ситуацией, риском заражения различными инфекциями, включая СПИД.
Во всем мире программы профилактики – это наиболее распространенные формы антинаркотического просвещения, и в настоящий момент они многим кажутся панацеей. Но следует учитывать, что в нашей стране антинаркотические компании базировались жесткой административной направленностью всех мероприятий.
Наибольшую проблемы в борьбе с наркотической зависимостью играет распространение наркотических веществ среди самой незащищенной категории населения – детей подросткового возраста. Традиционно принято считать, что фактором риска приобщения к одурманивающим веществам является неполная семья, где ребенка воспитывает один из родителей. Однако, как показывают многие социологические исследования, значительная часть подростков-наркоманов сегодня имеют обоих родителей. По-видимому, главное значение имеет не состав семьи, а атмосфера, складывающаяся в ней, эмоциональная близость и доверие домочадцев друг к другу.
Наиболее часто жертвами наркоторговцев становятся дети из обеспеченных семей, где воспитание строится в соответствие с принципами гипоопеки. Дети в подобных семьях чаще всего предоставлены сами себе. Родители осуществляют очень слабый контроль за ними, предоставляя максимум свободы. Они не близки со своими детьми, у них отсутствуют доверительные отношения. Подобное поведение может быть обусловлено социальным поведением отца или матери, а также деструкцией межличностных отношений и взаимодействий.
Оптимальным способом избежать приобщения подростка к употреблению наркотических средств является профилактика на уровне школы и специализированных учреждений в которой социальный педагог играет функции не только организатора, но и просветителя.
В контексте данной работы было проведено исследование, которое выявило недостаточность сформированности у подростков представлений о наркомании и последствиях употребления наркотиков. Многие из подростков были слабо осведомлены о том, какие существуют наркотики и какие химический средства возможно отнести к наркотическим веществам. В связи с этим может создаться ситуация, при которой подросток не будет иметь полноценной информации о средствах, которые ему предложат употреблять в компании.
Значительную роль в специфике осведомленности подростков о вреде наркомании играл их уровень самооценки. Подростки с низкой самооценкой не придавали должного значения опасности наркотиков. Считали что существуют «безопасные наркотики», которые не вызывают привыкания и не наносят вреда.
С вязи со спецификой восприятия подростками наркомании были сформулированы возможные варианты и направления работы социального педагога. Работа социального педагога в данном направлении носит комплексный характер с привлечением специалистов, занимающихся решением различных проблем дано сферы. Организации комплексной работы в данном направлении будет являться наиболее оптимальным вариантом профилактики наркомании в подростковой среде.
Таким образом, гипотеза исследования была подтверждена и основной причиной возникновения наркотической зависимости в подростковой среде является искаженная информация о вреде наркотиков, слабая осведомленность подростков в данном вопросе, социально – психологический дискомфорт и низкая самооценка подростка. В контексте работы социального педагога по профилактике наркомании необходим комплексный подход.
Список литературы
Баландин А., Баландина Л., Джанибеков В. Самые опасные наркотики - М.: Авторское издание, 2008. – 105 с.
Белогуров С. Популярно о наркотиках и наркоманиях – СПБ.: Невский Диалект, 2009. – 240 с.
Березин С.В., Лисецкий К.С., Назаров Е.А. Психология наркотической зависимости и созависимости. - Самара: Самарский университет, 2011.
Веселовская Н.В., Коваленко А.Е., Папазов И.П., Галузин К.А., Москаль И.В., Шибанова Н.И Наркотики: свойства, действия, фармокинетика, метаболизм – М.: Нарконет, 2007. – 232 с.
Габиани, А. А. На краю пропасти: Наркомания и наркоманы /А. А. Габиани, - М.: Мысль, 2008. - 187 с.
Данилин А. Как спасти детей от наркотиков. – М.: Авторское издание, 2010 - 348 с.
Данилин А.Героин. Советы врачей для подростков и их родителей М.: Авторское издание, 2008 - 184 с.
Данилин А. Кокаин. Первитин. Советы врачей для подростков и их родителей - М.: Авторское издание, 2009. - 218 с.
Егорышев С.В. Особенности социологического исследования проблем наркомании и наркопреступности// Башкортостан без наркотиков – 2010 – 20 мая.
Еремин С., Изотов Б., Веселовская Н. Анализ наркотических средств. - М.: Авторское издание, 2008. – 156 с.
Ерышев О. Наркомании: проявления, лечение, профилактика М.: Нарконет, 2009. – 65 с.
Зойя Л. Наркомания: патология или поиск индивидуации. - М.: Добросвет, КДУ, 2007. - 208 с
Как снизить риск развития наркомании у подростков: методические рекомендации для родителей / Центр Мед. Реабилитации больных наркоманией, - Барнаул: Азбука, 2009. - 21 с.
Курек, Н. С. Нарушение психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте: научное издание / Н. С. Курек. Научно-исследовательский институт наркологии Министерства здравоохранения РФ. - СПб.: Алетейя, 2009. - 220 с.
Лапко, А.Н. Наркомания как социальное явление // Закон и право - 2008 - №9 - С. 15 - 18.
Мустаева, Ф. А. Основы социальной педагогики: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Ф. А. Мустаева. – 2-е изд., перераб. доп. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2009. - 416 с.
Наркология. Методические рекомендации. - М.: Лаборатория базовых знаний, 2007. - 65 с.
Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления: Пособие для педагогов и родителей / Под общ. ред. д-ра социологич. наук, проф. А. Н. Гаранского. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. – 352 с.
Научно-методические основы первичной профилактики детской наркомании: Для работников центров социальной помощи семье и детям. М.: Государственный ПИИ семьи и воспитания, 2008. – 196 с.
Профилактика наркомании и других видов зависимостей от ПАВ среди молодежи / Концепция программы. - М.: ЮКЭА, 2007. – 120 с.
Пузыревская, Н. П. За школу без наркотиков // Воспитание школьников. - 2009 - №7 - С. 54 – 58.
Струим, Н. Л., Гусева, Н. Г. Оценка мотивации возникновения ранних наркоманий как элемент эпидемиологического надзора и прогнозирования при ВИЧ-инфекции / Н. Л. Струим, Н. Г. Гусева. - М.: Государственный ПИИ семьи и воспитания, 2009. - 320 с.
Соломзес Д и др. Наркотики и общество. – М.: Авторское издание, 2011. – 364 с.
Татура Ю.В. Наркомания: Тонкости, хитрости и секреты – М.: Познавательная книга плюс, 2009. – 352 с.
Чумаков, Б. Н. Валеология. Избранные лекции. / Б. Н. Чумаков.– М.: Бук – Пресс, 2007. - 132с.
Приложение
Анкета «Что вы знаете о вреде наркотиков?»
Просим серьезно отнестись к заполнению анкеты и ответить на все вопросы, подчеркнув выбранный Вами ответ прямой линией.
Если Вы не уверены в своих знаниях по тому или иному вопросу, то ответ подчеркните волнистой чертой или допишите свой ответ.
Можно подчеркнуть два и более ответов.
Ваш пол:
М
Ж
2. Ваш возраст ____________
3. Какие жизненные ценности являются для вас наиболее важными (проранжируйте)
- счастье в семье
- материальная обеспеченность
- здоровье
- любовь
- карьера
- нравственность
- образование
+ свой вариант______________________________________
4. На здоровье человека влияют такие факторы как (нужное подчеркнуть):
- наследственность
- вредные привычки
- питание
- экология
- режим дня
- свой вариант_______________________________________________
5. Как ты проводишь свое свободное время?
- читаю книги
- хожу в кино, театр
- смотрю телевизор
- «сижу» в интернете
- гуляю с другом
- занимаюсь спортом
- другое _____________________________________________
6. С какого возраста, по Вашему мнению, следует говорить подросткам о вреде потребления наркотиков
с 5 лет
с 10 до 14 лет
другое_________
7. Как Вы считаете, что больше вредит здоровью? (не более четырёх ответов)
- Нарушение режима труда и отдыха
- Нарушение питания (переедание, недоедание, нерегулярность
приема пищи, питание всухомятку)
- Курение
- Потребление алкогольных напитков
- Потребление наркотиков
- Малоподвижный образ жизни
- Несоблюдение личной гигиены
- Другое (что именно)_______________________________
8. Каким путем можно заразиться ВИЧ-инфекцией, СПИДом?
-При повседневных контактах
-При сексуальных контактах
-При обмене шприцами и иглами,
которые уже использовались носителями ВИЧ-инфекции
-От ВИЧ-инфицированной матери
- другое _______________________
9. Что для вас стало источником информации о наркотиках?
- Средство массовой информации (СМИ)
- Родители
- Учителя
- Друзья
- другое __________________________________________________________
10. Какова по вашему опасность возникновения наркозависимости?
- Достаточно попробовать 1-2 раза
- Употреблять регулярно
- При редком употреблении не возникает
- другое ___________________________________________________________
11. Какова продолжительность жизни наркоманов?
- Менее-3 лет
- 0т 5 до15 лет
- Более 15 лет
- другое ___________________________________________________________
12. Какие из видов наркотиков тебе известны? Перечисли
__________________________________________________________________
13. Существует ли деление наркотиков на опасные и не опасные (вред от наркотиков)?
- Есть наркотики, не приносящие вреда
- Есть опасные и не опасные
- Все опасны
- другое ___________________________________________________________
14. Каковы причины приводящие к употреблению наркотиков?
- Признак слабости
- Признак самостоятельности
- Недостаток информации о вреде наркотиков
- другое __________________________________________________________
15. Состояние наркотического опьянения это
- Отрицательные ощущения
- Положительные и отрицательные ощущения
- Положительные ощущения
- другое ________________________________________________________
16. Какие факторы могут стать определяющими для того, чтобы оттолкнуть человека от желания пробовать и употреблять наркотики? Перечислите.
__________________________________________________________________
Благодарим за участие в опросе!
42
1.Баландин А., Баландина Л., Джанибеков В. Самые опасные наркотики - М.: Авторское издание, 2008. – 105 с.
2.Белогуров С. Популярно о наркотиках и наркоманиях – СПБ.: Невский Диалект, 2009. – 240 с.
3.Березин С.В., Лисецкий К.С., Назаров Е.А. Психология наркотической зависимости и созависимости. - Самара: Самарский университет, 2011.
4.Веселовская Н.В., Коваленко А.Е., Папазов И.П., Галузин К.А., Москаль И.В., Шибанова Н.И Наркотики: свойства, действия, фармокинетика, метаболизм – М.: Нарконет, 2007. – 232 с.
5.Габиани, А. А. На краю пропасти: Наркомания и наркоманы /А. А. Габиани, - М.: Мысль, 2008. - 187 с.
6.Данилин А. Как спасти детей от наркотиков. – М.: Авторское издание, 2010 - 348 с.
7.Данилин А.Героин. Советы врачей для подростков и их родителей М.: Авторское издание, 2008 - 184 с.
8.Данилин А. Кокаин. Первитин. Советы врачей для подростков и их родителей - М.: Авторское издание, 2009. - 218 с.
9.Егорышев С.В. Особенности социологического исследования проблем наркомании и наркопреступности// Башкортостан без наркотиков – 2010 – 20 мая.
10.Еремин С., Изотов Б., Веселовская Н. Анализ наркотических средств. - М.: Авторское издание, 2008. – 156 с.
11.Ерышев О. Наркомании: проявления, лечение, профилактика М.: Нарконет, 2009. – 65 с.
12.Зойя Л. Наркомания: патология или поиск индивидуации. - М.: Добросвет, КДУ, 2007. - 208 с
13.Как снизить риск развития наркомании у подростков: методические рекомендации для родителей / Центр Мед. Реабилитации больных наркоманией, - Барнаул: Азбука, 2009. - 21 с.
14.Курек, Н. С. Нарушение психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте: научное издание / Н. С. Курек. Научно-исследовательский институт наркологии Министерства здравоохранения РФ. - СПб.: Алетейя, 2009. - 220 с.
15.Лапко, А.Н. Наркомания как социальное явление // Закон и право - 2008 - №9 - С. 15 - 18.
16.Мустаева, Ф. А. Основы социальной педагогики: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Ф. А. Мустаева. – 2-е изд., перераб. доп. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2009. - 416 с.
17.Наркология. Методические рекомендации. - М.: Лаборатория базовых знаний, 2007. - 65 с.
18.Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления: Пособие для педагогов и родителей / Под общ. ред. д-ра социологич. наук, проф. А. Н. Гаранского. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. – 352 с.
19.Научно-методические основы первичной профилактики детской наркомании: Для работников центров социальной помощи семье и детям. М.: Государственный ПИИ семьи и воспитания, 2008. – 196 с.
20.Профилактика наркомании и других видов зависимостей от ПАВ среди молодежи / Концепция программы. - М.: ЮКЭА, 2007. – 120 с.
21.Пузыревская, Н. П. За школу без наркотиков // Воспитание школьников. - 2009 - №7 - С. 54 – 58.
22.Струим, Н. Л., Гусева, Н. Г. Оценка мотивации возникновения ранних наркоманий как элемент эпидемиологического надзора и прогнозирования при ВИЧ-инфекции / Н. Л. Струим, Н. Г. Гусева. - М.: Государственный ПИИ семьи и воспитания, 2009. - 320 с.
23.Соломзес Д и др. Наркотики и общество. – М.: Авторское издание, 2011. – 364 с.
24.Татура Ю.В. Наркомания: Тонкости, хитрости и секреты – М.: Познавательная книга плюс, 2009. – 352 с.
25.Чумаков, Б. Н. Валеология. Избранные лекции. / Б. Н. Чумаков.– М.: Бук – Пресс, 2007. - 132с.
Вопрос-ответ:
Какие явления наркомании изучаются?
Изучаются различные аспекты наркомании, такие как социально-психологические, медицинские, юридические и другие. Также изучается причинно-следственная связь между наркоманией и другими социальными проблемами.
Какие причины распространения наркомании среди подростков?
Причины распространения наркомании среди подростков могут быть разными: социальной средой, влиянием друзей, семейными проблемами, низким уровнем самооценки, стремлением к новым ощущениям или бегству от реальности, недостатком информации о вреде наркотиков и другими факторами.
Какие направления работы социального педагога по профилактике наркомании среди подростков?
Социальный педагог работает в нескольких направлениях: информационно-просветительской работе, формированию позитивного мировоззрения и ценностных ориентаций, развитию социальных навыков и личностной самооценки подростков, созданию безопасной и поддерживающей среды обучения и другим деятельностям, направленным на профилактику наркомании среди подростков.
Какими результатами может быть эмпирическое исследование в профилактике подростковой наркомании?
Эмпирическое исследование может дать полезные результаты, такие как выявление факторов, способствующих наркомании среди подростков, оценку эффективности профилактических программ, выявление потребностей и проблем подростков в данной сфере, а также разработку рекомендаций и практических рекомендаций для социальных педагогов.
Что включает в себя профилактика подростковой наркомании?
Профилактика подростковой наркомании включает в себя множество деятельностей: разработку и внедрение программ профилактики, проведение тренингов и консультаций, организацию информационно-просветительской работы, создание поддерживающей среды обучения, контроль за состоянием здоровья подростков и другие мероприятия, направленные на предупреждение и снижение риска наркомании среди подростков.
Какие причины лежат в основе распространения наркомании среди подростков?
Причины распространения наркомании среди подростков могут быть разнообразными. Дети могут вступать в контакт с наркотиками из-за семейного или социального окружения, проблем в школе или обществе, стремления к самоутверждению или из-за подверженности к психическим заболеваниям. Важно изучить все эти факторы, чтобы разработать эффективные меры профилактики и помочь подросткам избежать наркотической зависимости.
Каким образом социальный педагог изучает явление наркомании среди подростков?
Социальный педагог проводит эмпирическое исследование, анализирует статистические данные, изучает научные исследования и публикации по данной теме. Он также сотрудничает с другими специалистами, работающими в области профилактики наркомании, и проводит наблюдение и интервьюирование подростков для получения более полной картины распространения наркотиков среди подростков.
Какие направления включаются в работу социального педагога по профилактике наркомании среди подростков?
Социальный педагог работает в различных направлениях для профилактики наркомании среди подростков. Он проводит информационные кампании, организует тренинги и лекции, в которых рассказывает о вреде наркотиков. Он также проводит индивидуальные и групповые консультации, помогает подросткам развить навыки адаптации и самоуправления, участвует в создании безопасного и поддерживающего образовательного окружения.
Какое значение имеет эмпирическое исследование для профилактики наркомании среди подростков?
Эмпирическое исследование позволяет социальному педагогу получить доступ к конкретным данным, которые помогут ему понять мотивы и факторы, влияющие на распространение наркотиков среди подростков. На основе этих данных социальный педагог может разработать эффективные методы профилактики, учитывающие конкретные потребности и особенности подростковой аудитории.
Какие причины лежат в основе распространения наркомании среди подростков?
Причинами распространения наркомании среди подростков могут быть различные факторы, такие как: социальные проблемы, семейные конфликты, негативное окружение, низкий уровень самооценки, отсутствие альтернативных форм досуга, недостаток информации о вреде наркотиков и др.
Какой подход используется при изучении явления наркомании?
При изучении явления наркомании социальными педагогами применяется комплексный подход, который включает в себя анализ социальных, психологических и биологических аспектов наркотической зависимости. Это позволяет лучше понять причины и механизмы развития наркомании среди подростков и разработать эффективные меры профилактики.
Какие направления работы социального педагога включает профилактику подростковой наркомании?
Социальный педагог может работать в нескольких направлениях при профилактике наркомании среди подростков. Одно из них - проведение эмпирических исследований, которые позволяют выявить основные факторы, влияющие на распространение наркотиков среди подростков. Другое направление - разработка и реализация программ профилактики, которые могут включать информационные мероприятия, тренинги по развитию навыков устойчивости к влиянию наркотиков, поддержку подростков в решении проблем и др.