Религия как форма культуры. Её структура и функции.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
  • 14 14 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 24.11.2011
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ


Введение
1. Понятия «культура» и «религия»
2. Соотношение культуры и религии
3. Структура и функции религии
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Разные исследователи по-разному понимают значение и роль духовности в жизни человека. И.В. Силуянова придерживается «инструментальной» трактовки духовности, понимая под ней специфическое нравственное воздействие на волю и разум человека. А.В. Ремизов видит духовность гораздо шире: он считает ее особым конструктом, направляющим все существование личности.
Все исследователи признают существование религиозной и светской духовности, причем все более или менее явно указывают на некоторую ущербность второго типа духовности. Даже И.В. Силуянова, которая в целом, придерживается марксистских философских основ, в конце своей статьи, рассматривая проблемы лечения наркозависимых, обнаруживает, что излечение невозможно без развития духовности, а сама духовность оказывается какой-то неполной без привлечения конкретной религии. Так, рассматривая программу «12 шагов», которая пропагандирует обобщенное представление о религии и поэтому утверждает, что она доступна представителям любого религиозного направления, признается автором неэффективной именно в связи с этим расплывчатым пониманием духовности.
Так что же такое культурный человек сегодня? Прежде всего, это человек, обладающий положительной (по Ремизову) духовностью, сформированной путем познания трех базовых жизненных категорий: истины, добра и красоты. Освоение этих категорий в триумвирате способно привести человека к развитию собственной духовности. Путями достижения духовности являются общекультурное образование, нравственное воспитание и эстетическое развитие.
Во-вторых, культурный человек – это человек саморазвивающийся. Исследователи указывают, что духовность можно только самовоспитать, но нельзя привить извне, воспитать традиционными педагогическими воздействиями. Поэтому «культурность» человека – это всегда результат собственной работы над собой.
В-третьих, культурный человек – это человек, способный к творчеству. Прежде всего, освоение красоты окружающего мира происходит через творчество. Кроме того, самовоспитание и есть творчество, поэтому можно сказать, что культурный человек не только способен творить, но и уже имеет подобный опыт, причем в самом сложном его проявлении – в воспитании самого себя.
Таким образом, культурный человек сегодня – это далеко не просто человек, умеющий читать и плавать. Это человек с развитым внутренним миром, со сформированной системой нравственных ценностей, со способностью к саморефлексии и главное – с деятельным отношением к окружающему миру.

Заключение


Вопрос культуры личности человека во все времена оставался дискуссионным и в области глубокой философии, и в утилитарном понимании. Любое общество, начиная с доисторического, создавало определенные нормы поведения, и приятие и следование этим нормам означало соответствие человека приемлемому в данному обществе идеалу. Примечательно, что уже древние греки почувствовали необходимость определить, что есть культурный человек. Отражая его инструментальные способности, они говорили, что культурный человек умеет читать и плавать, соответственно, под культурой понимали возможность духовного постижения мира и одновременно с этим – физического самосовершенствования.
На протяжении развития человеческого общества более остро встает вопрос о соотношении духовного и материального в человеке. Уже в Средние века пропагандируется превосходство духа над телом, и даже эпоха Ренессанса не может поколебать догмат о первичности духовного и вторичности материального в человеке. Таким образом, понятия «культура» и «религия» часто соотносятся как синонимические.
Несмотря на длительное господство атеистических идей, сегодня философы приходят к выводу о том, что религия все же тесно связана с культурой. Прежде всего, религия находится в основе культуры, причем она может существовать как в оформленном и осознанном виде, так и в виде неосознанных устремлений. Религия, если рассматривать ее как веру в сверхъестественное, вероятно, присутствует как минимум в любом индивидуальном сознании, т.к. познание человека все же ограничено, а за его гранью находится нечто необъясненное, принимаемое на веру.
Однако, важнейшим аспектом взаимодействия религии и культуры является развитие нравственных и духовных представлений общества. Религиозные догматы в значительной мере определяют нравственные правила существования того или иного общества, причем делают это на основе базовых человеческих ценностей.

Список использованной литературы


Гараджа В.И. Релишия // Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989. – С. 576-578.
Межуев В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. – М.: Прогресс-Традиция, 2006. – 408 с.
Ремизов В.А. Духовность как культурная ценность личности // Философские науки. – 1997. – № 2. – С. 158-161.
Силуянова И.В. Духовность как способ жизнедеятельности человека // Философские науки. – 1990. – №12. – С. 100-104.
Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры. Опыт исследования. – М.: Языки русской культуры, 1997. – 824 с.
Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. – М.: РОССПЭН, 2004. – 960 с.
Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. – М.: Наука, 1991. – 132 с.

Межуев В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. – М.: Прогресс-Традиция, 2006. – С. 11.
Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры. Опыт исследования. – М.: Языки русской культуры, 1997. – С. 15.
Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. – М.: РОССПЭН, 2004. – С 7.
Цит. по: Ремизов В.А. Духовность как культурная ценность личности // Философские науки. – 1997. – № 2. – С. 158.
Цит по: Там же. – С. 158.
Цит по: Там же. – С. 158-159.
Ремизов В.А. Духовность как культурная ценность личности // Философские науки. – 1997. – № 2. – С. 158.
Ремизов В.А. Духовность как культурная ценность личности // Философские науки. – 1997. – № 2. – С. 160.
Ремизов В.А. Духовность как культурная ценность личности // Философские науки. – 1997. – № 2. – С. 160.
Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. – М.: Наука, 1991. – С. 97.
Там же. – С. 115.
Там же. – С. 41.
Там же. – С. 13.
Ремизов В.А. Духовность как культурная ценность личности // Философские науки. – 1997. – № 2. – С. 159.
Цит. по: Ремизов В.А. Духовность как культурная ценность личности // Философские науки. – 1997. – № 2. – С. 159.
Цит. по: Там же. – С. 159.
Там же. – С. 159.
Гараджа В.И. Релишия // Философский энциклопедический словарь. – М, Советская энциклопедия, 1989. – С. 576.
Силуянова И.В. Духовность как способ жизнедеятельности человека // Философские науки. – 1990. – №12. – С. 100-104.









2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.Гараджа В.И. Релишия // Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989. – С. 576-578.
2.Межуев В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. – М.: Прогресс-Традиция, 2006. – 408 с.
3.Ремизов В.А. Духовность как культурная ценность личности // Философские науки. – 1997. – № 2. – С. 158-161.
4.Силуянова И.В. Духовность как способ жизнедеятельности человека // Философские науки. – 1990. – №12. – С. 100-104.
5.Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры. Опыт исследования. – М.: Языки русской культуры, 1997. – 824 с.
6.Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. – М.: РОССПЭН, 2004. – 960 с.
7.Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. – М.: Наука, 1991. – 132 с.

Вопрос-ответ:

Что такое культура?

Культура - это сложное понятие, которое включает в себя набор ценностей, верований, норм и традиций, которые разделяются и передаются через поколения. Это общепринятая система поведения, искусства, религии и социальной организации.

Как можно определить религию?

Религия - это система верований и практик, связанных с верой в сверхъестественные силы или высшую силу, которая управляет миром и влияет на жизнь людей. Она включает в себя ритуалы, обряды и общественные нормы, связанные с этой верой.

Как связаны культура и религия?

Культура и религия тесно связаны между собой. Религия является частью культуры и влияет на все ее аспекты, включая искусство, музыку, литературу, образование и семейные ценности. Она формирует систему верований и ценностей, которые определяют поведение и отношение людей внутри определенной культуры.

Какие структура и функции религии?

Структура религии включает вероисповедание, ритуалы, священные писания и общины верующих. Функции религии разнообразны: она предлагает ответы на основные вопросы жизни, утешает в трудные времена, обеспечивает чувство смысла и цели, создает социальные группы и поддерживает социальную стабильность.

Каково значение духовности в жизни человека?

Значение духовности в жизни человека может различаться в зависимости от точки зрения. Для И.В.Силуяновой духовность имеет специфическое нравственное воздействие на волю и разум человека. Для А.В.Ремизова духовность является особым конструктом, направляющим все существование. В обоих случаях духовность играет роль в формировании ценностей, смысла жизни и моральных установок.

Что такое культура?

Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, традиций, обычаев, искусства, языка и других элементов, которые характеризуют определенное сообщество или группу людей.

Что такое религия?

Религия - это комплекс верований, ритуалов и практик, связанных с представлениями о сверхъестественных силах или существах, и касающийся духовной сферы жизни людей.

Как связаны культура и религия между собой?

Культура и религия часто взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Религия может оказывать значительное влияние на культурные нормы, ценности, искусство и общественные институты. В свою очередь, культура формирует и модифицирует религиозные практики и верования.

Какова структура религии и какие у нее функции?

Структура религии может включать верования, ритуалы, обряды, священные тексты, священные места и символы. Функции религии могут быть различными, включая объяснение происхождения мира, предоставление нравственных норм, установление общественных норм и создание смысла и цели в жизни верующих.

Как отличаются взгляды И.В.Силуяновой и А.В.Ремизова на роль духовности в жизни человека?

И.В.Силуянова считает, что духовность имеет специфическое нравственное воздействие на волю и разум человека. А.В.Ремизов видит духовность как особый конструкт, который направляет все существование человека, охватывая его все аспекты.

Что такое культура и религия?

Культура - это комплекс ценностей, норм, знаний, искусства, обычаев и представлений, которые передаются от поколения к поколению. Религия - это система верований и практик, связанных с поклонением силам и сущностям, которые выходят за рамки естественного мира.

Как связаны культура и религия?

Культура и религия тесно связаны и взаимодействуют друг с другом. Религиозные верования и практики часто влияют на формирование культурных ценностей, норм и традиций. Культура, в свою очередь, может оказывать влияние на интерпретацию и практику религии.