Взаимосвязь философии и медицины.
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 10.12.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
1. Общественное здоровье как высшая ценность
2. Философские концепции о здоровье
3. Здоровье как медицинская и философская проблема
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Итак, важнейшим фактором, определяющим бытие человека, осмысленность его жизни и созидательной деятельности, является качество социально-культурной реальности - «неорганического тела цивилизации». Только благодаря этому фактору индивид осуществляет свою познавательную и созидательную (производственную) деятельность, то есть формирует жизненно необходимые условия для своего нормального природно-общественного существования. Биологическая природа человека в значительной степени социально предопосредована. Видимо, предки человека были коллективистами (стадными существами), и в процессе их естественного выживания выработался способ совместного поведения. Современный человек представляет собой уже принципиально иное существо - социально-духовное.Здоровье как медицинская и философская проблемаПроблемами здоровья уже не одно тысячелетие занимаются философия и медицина. Последняя призвана упреждать болезни и врачевать. Медиками даже выработана «метрия здоровья», то есть некие параметры количественно-качественного измерения объективного состояния организма. При этом называются пять уровней здоровья. Низший уровень предполагает простое выживание, а высший указывает на полноценную жизнедеятельность. Качественные уровни здоровья индивида имеют большое значение. Фиксируюя их, можно с успехом решать многие профессиональные задачи и давать персональные рекомендации по организации режима труда и отдыха, профилактики болезней и лечебного питания и т.д.Если определять здоровье человека, используя философскую лексику, то получится, что оно есть не что иное, как достижение свободы на разных уровнях человеческого бытия. Русский философ Н.А. Бердяев говорил: «Идея свободы для меня первичнее идеи совершенства, потому что нельзя принять принудительного, насильственного совершенства. Все в человеческой жизни должно пройти через испытание свободы». Этоутверждение созвучно мысли К. Маркса, который считал, что «болезнь есть стесненная в своей свободе жизнь». Значит, чтобы быть здоровым, необходимо иметь полную свободу для полноценной жизни. На телесном уровне следует освободить человека от физических страданий, на психическом уровне - от мук низменных страстей и беспокоящего страха, на ментальном уровне - от угрызений совести, корысти, эгоизма, грубого индивидуализма. А вот на философском (экзистенциальном) уровне надо добиться свободы творчества, чтобы каждый человек мог быть самим собой. Такой подход указывает на здоровье индивида как на единство порядка, гармонии, красоты в его теле и духе, то есть как на микрокосмос, противостоящий хаосу. Согласно философии русского космизма, здоровье человека есть объективное космическое явление - преисполненность сознанием тесной внутренней связи с Космосом (греч. kosmos -упорядоченное единство).Таким образом, здоровье человека, понимаемое как некое космическое явление, выражает прежде всего надындивидуальный уровень развития его организма и духа. На космизм здоровья указывает врожденная индивидуальная способность человека адаптироваться к условиям резких качественных изменений в природной, общественной среде и духовной жизни. Здоровье может стать модулем человека, управляющим его судьбой в зависимости от сложившейся ситуации в природе и обществе.Осмысление космизма здоровья как важнейшей научной и практической проблемы пришло к нам из глубокой древности, а именно из трудов Эмпедокла, Гиппократа, Платона, Аристотеля, Галена и многих других мыслителей. В немалой степени сегодня нужно заново переосмыслить идеи древних философов-врачей о диететике как космизме здоровья, которая опирается, по сути, на два фактора: человек - дитя Космоса и продукт общества. Космос воздействует на его способности к творчеству, созидательной жизни и деятельности. Одновременно основой формирования здорового образа жизни человека становятся философские и морально-этические установки. С детства индивид стремится выработать у себя ответственное отношение к своему здоровью как к общенародному достоянию и высшей общечеловеческой ценности.Думая о себе и своем здоровье, необходимо строго соблюдать общечеловеческие нормы и принципы морали, регулирующие все сферы человеческого бытия. Так, корысть и зависть -это самые плохие жизненные ориентиры. Они приводят к внутренним переживаниям и страданиям, делают человека черствым, то есть морально больным.Человек обретает свое здоровье лишь в тесном общении, в коммуникации с другими людьми. Более того, он становится самим собой лишь в той мере, в какой становятся самими собой люди, с которыми он общается. Главное в здоровом образе жизни - чтобы каждый индивид был причастен ко всей жизни в целом, в то же время созидая нечто незаурядное в сфере своей деятельности. Человек как замкнутая система превратился бы в ужасную нелепость. Поэтому он и является сознательным коллективистом. Взаимозависимость привела людей к необходимости взаимопомощи. Опытным путем были накоплены эффективные лечебные средства и приемы борьбы с болезнями. Многое из этого опыта закрепилось в народной медицине, а часть перешла в научную.Таким образом, здоровье человека, вне всякого сомнения, является проблемой вечно актуальной. Практически все просвещенные люди понимают, о чем идет речь, когда в медицине или философии обсуждают эту сторону бытия человечества. «Здоровье, - справедливо утверждает философ Н.И. Слуцкий, биосоциальный потенциал человека, организму которого имманентны саморегуляция гомеостаза под контролем механизма синтеза белка, системная интеграция функций и уравновешивание с внешней средой динамическими стереотипами». Здоровье индивида есть, скорее всего, такое его состояние, при котором он способен к естественному, гармоничному развитию без каких-либо деформаций, когда все органы его активно взаимодействуют друг с другом и содействуют нормальному осуществлению функций жизнедеятельности.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, сегодня перед философами и учеными-медиками, практическими врачами поставлена важная задача сформулировать современные нормативные философско-методологические концепции и разработать научные программы исследовательской деятельности в области медицины.Когда в медицине будет накоплено достаточное количество эмпирических знаний, появится имманентная необходимость их философского осмысления. В медицинской теоретической науке эта потребность уже находит выражение в стремлении к повышению философско-методологической культуры врачей, направленной на акцентирование своих рационально-творческих интересов и практических возможностей. В области метатеории она разворачивается в критической переоценке естественнонаучных дисциплин: математики, химии, физики, биологии, фармакологии и т.д. К сожалению, проблема философско-методологической подготовки врачей вызывает сегодня всеобщее непонимание и даже пренебрежение. Но потихоньку исчезает безразличие к философскому мышлению - акту интеграции богатейшего эмпирического медицинского материала, единственному и весьма существенному способу его теоретического рассмотрения.Когда-то было золотое время уважительного отношения к философии в медицинской сфере. Тогда врач мог прослыть неумным и отсталым, если всерьез не занимался философией, если не искал в ней научные и методологические ориентиры. Историческое постижение и осмысление философских устремлений человеческого разума считалось предметом, достойным большой научной работы. С другой стороны, медицинский релятивизм постоянно требовал философского анализа соответствующей медицинской реальности, главным образом ее научно-философского обоснования, исходя из общефилософских и методологических норм целостной медицины. Надо сказать, что огромный эмпирический материал, накопленный специалистами, играет весьма неоднозначную роль в медицинской сфере. С одной стороны, он дает «пищу» творческому уму исследователя, а с другой - сдерживает полет мысли ученого консерватизмом очевидности.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫСаркисов Д.С. Философия в системе медицинского образования // Клиническая медицина. - 1999. -№ 1. С. 21.Залманов А. Тайная мудрость человеческого организма. -М., 1991.Зилов В.Г., Судаков К.В., Эпштейн О.И. Элементы информационной биологии и медицины. - М., 2000.Радугин А.А. Философия. - М., 1997.Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. - М., 1974.Совещание по философским проблемам современной медицины: Сборник материалов. - М.,1999.Хрусталев М.Ю. Общий курс философии: учебник для студентов медицинских и фармацевтических ВУЗов. В 2 т. - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003.
1.Саркисов Д.С. Философия в системе медицинского об¬разования // Клиническая медицина. - 1999. -№ 1. С. 21.
2.Залманов А. Тайная мудрость человеческого организма. - М., 1991.
3.Зилов В.Г., Судаков К.В., Эпштейн О.И. Элементы ин¬формационной биологии и медицины. - М., 2000.
4.Радугин А.А. Философия. - М., 1997.
5.Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. - М., 1974.
6.Совещание по философским проблемам современной медицины: Сборник материалов. - М.,1999.
7.Хрусталев М.Ю. Общий курс философии: учебник для студентов медицинских и фармацевтических ВУЗов. В 2 т. - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003.
Вопрос-ответ:
В чем заключается взаимосвязь между философией и медициной?
Философия и медицина связаны тесной взаимосвязью, так как обе дисциплины занимаются исследованием и пониманием человеческого бытия и здоровья. Философия помогает раскрыть фундаментальные принципы и ценности, которые лежат в основе медицинской практики и этических решений. Она также помогает задавать фундаментальные вопросы о природе здоровья и болезни, человеческом сознании и духовности.
Что такое общественное здоровье и почему оно является высшей ценностью?
Общественное здоровье - это состояние здоровья и благополучия всего общества. Оно является высшей ценностью, потому что здоровые и счастливые люди обладают большим потенциалом для творчества, развития и процветания общества в целом. Общественное здоровье влияет на все аспекты жизни - экономику, политику, культуру, образование, и поэтому его сохранение и улучшение является приоритетным для общества.
Какие философские концепции существуют о здоровье?
Существует несколько философских концепций о здоровье. Одна из них - биоцентризм, который подчеркивает ценность и права всех живых организмов и призывает уважать и поддерживать природу для достижения здоровья. Другая концепция - гедонизм, который сосредотачивается на наслаждении и благополучии, считая, что здоровье - это состояние, при котором можно получать максимальную радость и удовлетворение. Еще одна концепция - голистический подход, который считает здоровье неотделимым от физического, психологического, социального и духовного благополучия человека.
Какое значение имеет общественное здоровье?
Общественное здоровье является высшей ценностью, поскольку оно определяет качество жизни и созидательную деятельность людей. Оно обеспечивает благополучие общества в целом и является фундаментом для развития и прогресса.
Какие философские концепции существуют о здоровье?
Существуют различные философские концепции о здоровье, одна из них - биоэтическая концепция, основанная на уважении к достоинству и автономии человека. Также есть биомедицинская концепция, которая сосредоточена на физиологических и патологических процессах в организме. Концепция позитивного здоровья подразумевает активное стремление индивида к физическому, психологическому и социальному благополучию.
Почему здоровье является медицинской и философской проблемой?
Здоровье является медицинской проблемой, поскольку его состояние и восстановление являются основными задачами медицины. В то же время, здоровье также является философской проблемой, поскольку философия стремится понять и объяснить сущность здоровья, его значение для человека и общества, а также разработать этические и моральные принципы, связанные с здоровьем.
Что означает понятие "неорганическое тело цивилизации"?
Понятие "неорганическое тело цивилизации" отражает значение социально-культурной реальности для человека. Оно показывает, что индивидуум осуществляет свою познавательную и созидательную деятельность благодаря этому фактору. Социально-культурная реальность, или "неорганическое тело цивилизации", является основой для развития человека и его осмысленности в жизни.
Какое значение имеет общественное здоровье в наши дни?
Общественное здоровье является высшей ценностью для общества, так как оно определяет качество жизни и продолжительность существования его членов. Развитие социально-культурной реальности, включая медицину и философию, направлено на обеспечение и поддержание здоровья людей.
Какие философские концепции существуют относительно здоровья?
В философии существуют различные концепции о здоровье. Некоторые философы считают здоровье состоянием гармонии тела и духа, другие обращают внимание на социальные и экономические аспекты здоровья и его неразрывную связь с окружающей средой. Также есть концепции, основанные на представлении о здоровье как балансе энергий или гармонии между организмом и природой.