Развитие пространственного мышления у детей дошкольного возраста.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 33 33 страницы
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 30.10.2011
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития пространственного мышления дошкольников
1.1.Общая характеристика мышления как познавательного процесса
1.2.Возрастные особенности пространственного мышления дошкольников
1.3.Средства и методы развития пространственного мышления детей дошкольного возраста
Глава 2. Эмпирическая часть исследования по изучению особенностей развития пространственного мышления у детей дошкольного возраста
2.1.Организация и методики исследования
2.2.Анализ результатов исследования
2.3. Содержание игр и упражнений по развитию пространственного мышления дошкольников
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Ошибки замечает и исправляет только с помощью взрослого или вообще их не замечает.
4 уровень – ребенок не справляется ни с заданием на расчленение образца, ни с задачей смоделировать объект.
Основной задачей методики является исследование пространственного гнозиса - познавания предметов и явлений, их смысла и символического значения, пространственных отношений между ними, что является одним из важнейших показателей пространственного мышления. Методика ориентирована на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, включает в себя серии заданий для изучения зрительно-пространственного и сомато-пространственного гнозиса (см. табл. 1 и 2).




Таблица 1. Задания для изучения зрительно-пространственного гнозиса
по методике Л.С.Цветковой
Тесты Материал Инструкция 1.Установка стрелок на часах по образцу Нарисованные схематические часы без циферблата «Поставь стрелки часов точно так, как у меня» (дается образец) 2. Узнавание и называние римских чисел Пространственно-ориентированные числа IX, XI,IV,VI. «Узнай и скажи какое это число» (предъявляется одно число) 3. Узнавание и называние арабских чисел Пространственно-ориентированные арабские числа 6,9,66,99. «Назови эти числа» (предъявляется одно число или одна цифра)
«Покажи такое же число» 4.Узнавание и называние букв. Пространственно-ориентированные буквы Ф-В,б-d, p-b, З-Э,З-Е. «Назови эти буквы. Скажи, здесь есть неправильные буквы? Покажи и скажи, что в них неправильного»
Таблица 2. Задания для изучения сомато-пространственного гнозиса по методике Л.С.Цветковой
Тесты Инструкция 1. Показ частей своего тела «Покажи свою правую руку, ногу, глаз, ухо», «покажи глаз-нос, ухо-бровь, глаз-нос-ухо» 2. Показ правой (и левой) рукой указанных педагогом предметов « Покажи правой рукой стол, левой люстру. Возьми левой рукой карандаш, правой лист бумаги» 3. Разделение бумаги на правую и левую стороны «Раздели линией (карандашом) на 2 части правую и левую. Отметь правую сторону красным крестиком, а левую синим» 4. Рисование отличающихся фигур на левой и правой сторонах по показу и речевой инструкции «Рисуй на правой стороне – круги, на левой – треугольники после того как я покажу тебе:
- покажу круг или треугольник;
- скажу «круг» или «треугольник».
5.Дорисовывание у предметов (животных) недостающих элементов справа или слева Дорисуй
-у собаки левое ухо,
- у девочки правую руку,
- у стола левую ножку и т.д. 6. Называние пальцев своей руки, руки педагога и нарисованной кисти руки. Узнавание пальцев кисти руки «Назови этот палец, теперь – этот» и т.д.
«Скажи, как называется этот палец у тебя, у меня...»
Способ количественной обработки материалов. Выполнение тестов оценивается по четырехбалльной системе с помощью четырех цифр 0, 1, 2,. 3.
0- это практически правильное выполнение всех тестов без ошибок;
1- это 25% ошибок и 75% правильно выполненных тестов;
2- это 50% ошибок и 50% правильно выполненных тестов;
3- это 100% ошибок при выполнении тестов.
Производится вычисление средних значений и определяется уровень развития: От 0 до 1 - Высокий уровень. От 1до 2 - Средний уровень. 0т 2 и выше - Низкий уровень.
Таким образом, для эмпирического изучения особенностей пространственного мышления детей дошкольного возраста была организована выборка из 10 дошкольников разного пола, определены методики исследования: методика изучения умения моделировать объект и методика нейропсихологической диагностики детей.










2.2.Анализ результатов исследования
Результаты диагностики пространственного мышления дошкольников представлены в таблице 3. Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод о том, что почти половина детей (4 чел. из 10) при расчленении образца допускают много ошибок или выполняют данное задание после того, как смоделируют объект из геометрических фигур. Модель соответствует образцу в большинстве деталей. Ошибки замечают и исправляют сами или с небольшой помощью взрослого. У троих детей – высший уровень пространственного мышления: выполнено почти без ошибок, изображение полностью соответствует образу по форме и величине деталей. Три ребенка не справились с заданием на расчленение образца, но при выполнении задания на моделирование получили объект, соответствующий образцу в основных деталях и их расположении. Ошибки замечают и исправляют только с помощью взрослого или вообще их не замечают.
Таблица 3 . Результаты диагностики
№ Фамилия, имя ребенка Среднее значение
баллов ЗПГ Среднее значение
баллов
СПГ Уровень пространственного мышления 1 Ц.Максим 0,66 0,66 1 2 М. Алеша 0,5 0,5 1 3 М. Данил 0,33 0,33 1 4 А. Даша 1,33 1,33 3 5 К. Даша 1,33 1,33 3 6 К. Иван 0,66 0,66 2 7 К. Тимофей 1,16 1,16 2 8 Н. Аня 1,33 1,33 2 9 В. Вика 1 1 2 10 Б. Даша 2,33 2,33 3
Показатели уровня развития зрительно-пространственного гнозиса изображены на рис. 2. По графику видны следующие результаты:
1.Установка стрелок на часах по образцу. В тесте не допущено ни одной ошибки. В обеих группах дети легко справились с заданием. По всей видимости, зрительное восприятие пространства у детей 6-ти лет носит произвольный характер. Это дает возможность утверждать, к 6 годам дети, при помощи внутреннего анализа, способны копировать по образцу.

Рис. 2. Результаты диагностики зрительно-пространственного гнозиса

2. Узнавание и называние римских чисел. Анализ показателей выявил, что наибольшую сложность представляет для детей называние пространственно-ориентированных чисел. Дети имеют представления о практическом значении пространственного расположения данной категории цифр, но часто путаются. Среднее значение 2,1 балл указывает на низкий уровень. Возможно, эти понятия введены не так давно, поэтому дети допускают ошибки.
3. Узнавание и называние арабских чисел. В тесте дети дали хороший результат, но единицы допустили ошибки, поэтому средний показатель по этому параметру 0,2 балла. Знакомство с арабскими цифрами в детском саду ведется с 3 лет. Скорее всего, ошибки были допущены детьми, которые либо имеют нарушения в зрительной сфере восприятия, либо связаны с индивидуальными особенностями восприятия пространства.
4.Узнавание и называние букв. Более сложным оказалось и задание на узнавание букв. 1,7 балла в среднем, что соответствует среднему уровню данного навыка. Возможно занятия и упражнения, связанные с запоминанием букв, находятся на начальном этапе и обучение носит произвольный характер, т.к. программа по которой ведется работа в д/с не предусматривает обучение детей чтению.
Исследование сомато-пространственного восприятия делает возможным сделать выводы о состоянии уровня развития данной функции у детей дошкольного возраста. В ходе анализа полученных характеристик, мы имеем возможность проследить количественные показатели качества данной функции. Выведение средних значений на график позволяет судить об уровне уже сформированных навыков ориентировки «на себе и от себя». Чем ниже показатель, тем выше уровень развития (рис.3).

Рис. 3. Результаты диагностики сомато-пространственного гнозиса

По графику видны следующие результаты:
1. Показ частей своего тела. Дети 6-ти лет допускают ошибки при показе заданных частей своего тела. Результаты обследования свидетельствуют, что данная группа детей ориентируется в пространственном расположении частей тела, но в пределах средней условной нормы - 1,2 балла.
2. Показ правой (и левой) рукой указанных педагогом предметов. Среднее значение данной функции 1,3. Дети допустили ошибки в показе предметов правой (левой) рукой. Это соответствует среднему показателю уровня развития пространственных ориентировок для детей данного возраста. В анализе прослеживается тенденция к постепенному усвоению эталонных пространственных норм, которые формируются у детей в зависимости с их индивидуальными особенностями.
3. Разделение бумаги на правую и левую стороны. Дети 6 лет еще допускают ошибки, при выполнении заданий, многие правильно выполнили задание, но другие потратили на работу много времени, а некоторым потребовались наводящие вопросы. На этом этапе происходит начальное формирование пространственных связей относительно себя. 1,4 балла указывают на средний уровень развития ориентировки на листе бумаги.
4. Рисование отличающихся фигур на левой или правой стороне, по показу и речевой инструкции. Рисование по показу или по речевой инструкции в подготовительной группе вызывает трудности у сравнительно большой категории детей, только двое из десяти не допустили ошибок. Среднее значение ошибок в этой возрастной группе составляет 1 балл, что находится на границе высокого и среднего уровня.
5.Дорисовывание у предметов (животных) недостающих элементов справа или слева. Средний показатель развития навыка дорисовывания составил 1,3 балла. Некоторые дети допускают ошибки, у них возникают трудности в ориентировке на листе бумаги и обозначении левой-правой стороны нарисованного предмета или животного.
6. Называние пальцев своей руки, руки педагога и нарисованной кисти руки. Узнавание пальцев кисти руки. Дети в основном справились с заданием. Почти все ориентируются в расположении пальцев своей руки, руки педагога и нарисованной кисти. Дети правильно назвали пальцы, но относительно дольше, сопоставляли свою руку и руку педагога. Скорее всего это связано с тем, что первые пространственные ориентировки возникают относительно себя и носят более совершенный характер. Среднее значение уровня развития функции 0,2 балла.
Таким образом, результаты диагностики пространственного мышления дошкольников показали следующее. Дошкольники при моделировании объекта, в основном, допускают много ошибок, но исправляют их сами, треть детей ошибок практически не допускает, другая треть детей ошибки исправить самостоятельно не в силах. Таким образом, у дошкольников различный уровень развития пространственного мышления. Выяснилось, что наибольшую сложность представляет для детей называние пространственно-ориентированных чисел, узнавание и называние арабских чисел проблем не вызывает, узнавание и называние букв соответствует среднему уровню данного навыка, дети ориентируется в пространственном расположении частей тела в пределах средней условной нормы, допускают ошибки в ориентации право – лево, лучше всего дети ориентируются по пальцам своих рук, хуже по рисунку и пространственным объектам. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости целенаправленного развития пространственного мышления дошкольников.














2.3. Содержание игр и упражнений по развитию пространственного мышления дошкольников
Для развития пространственного мышления детей старшего дошкольного возраста мы предлагаем использовать игры и упражнения из методических разработок И.Н. Шевляковой и В.П. Матыциной, Н.Я. Семаго [1; 2; 22; 26], поскольку они направлены на решение следующих задач:
1. Развитие зрительно-пространственного восприятия.
2. Развитие сомато-пространственных действий.
3. Развитие пространственной ориентации.
4. Развитие способности к пространственному анализу и синтезу.
5. Формирование пространственных понятий и представлений.
Упражнение 1
Цель: закрепить пространственное расположение предметов, обоснование отношений между предметами. Материалы: не требуется. Время проведения: 20 минут.
Ход: « Сегодня, мы проведем маленький экзамен. Возьмите стульчики и садитесь к зеркалу, так как вы хотите. Вы должны описать словами ваше местоположение, а потом местоположение своего друга, подруги. А теперь возьмите стульчики и садитесь по-другому, опишите свое местоположение, глядя в зеркало».
Упражнение 2
Цель: развитие мелкой моторики, пространственный анализ. Материалы: Планшет с листом бумаги, карандаши простой и цветные, мяч, кукла, машина, мягкая игрушка, пирамидка, куб, книга. Время проведения: 15 минут.
Ход: «Ребята, сядьте к зеркалу левой стороной, положите на колени планшет и посмотрите на игрушки, которые перед вами. Возьмите карандаш и разделите лист бумаги на две равные части, левая часть - это зеркало. Нарисуйте игрушки, которые вы видите перед собой по порядку, сначала простым карандашом. А теперь внимательно нарисуйте, как ваши игрушки отражаются в зеркале на левой стороне листа». Индивидуальная работа. Раскрашивать разрешается только после анализа работы с педагогом.
Упражнение 3
Цель: пространственных представлений и воображения, пространственного мышления. Материалы: комплекты пирамидок из 6 деталей на каждого ребенка. Карточки с образцами собранной пирамидки (3 варианта) на каждого ребенка. Время проведения: 20минут.
Ход: На столе стоит 1 собранная пирамидка, кольца вперемежку лежат в коробке. Основания пирамидки у каждого ребенка. «Сейчас мы с вами соберем пирамидку такую же, как стоит перед вами. Кто быстрее справится, подходит ко мне, мы проверяем и я даю новое задание, которое каждый будет выполнять за отдельным столом». Самым быстрым можно предложить придумать и зарисовать свой вариант.
Упражнение 4
Цель: развивать представление о пространственном расположении предметов; учить отображать предметы на листе бумаги, согласно расположению предметов в комнате, где проводится занятие. Материалы: лист белой бумаги А4, карандаш, стерка. Время проведения: 15 минут.
Ход: «Ребята, осмотритесь вокруг повнимательней. Вы сейчас составите схему, на которой нужно правильно отметить все предметы, находящиеся в комнате. Сначала вы обозначите окна и дверь. Затем зарисуете крупные предметы, относительно окон и двери. Стол обозначаем маленьким прямоугольником, шкаф - большим, стульчик - квадратом. Подумайте и можете начинать работу». Коллективное обсуждение и исправление в схемах.
Игра «Репортаж»
Цель: упражнять в восприятии пространственного расположения предметов на картинке. Формировать навыки мысленного зрительного перемещения предметов. Материалы: сюжетные картинки на каждого ребенка. Время проведения:20 минут.
Ход: «Ребята, сейчас мы с вами поиграем «Репортаж по радио». Представьте, что мы журналисты и пришли в музей, где много картин. Каждый должен, как можно точнее описать свою картину, потому что по радио не видно картину, и что бы слушатель мог ее вообразить, расскажем о ней как можно больше».
Игра «Маша - растеряша»
Цель: закрепить пространственные представления. Формировать навыки, необходимые для чтения схемы. Материалы: Карточка с маршрутом на каждого ребенка. Одежда для бумажной куклы среднего размера. Время проведения: 20 минут
Ход: Маша потеряла свои вещи. Детям раздаются карточки, где крестиком помечен предмет, на котором находится эта вещь. Номер карточки определяет конкретную вещь, которую должен найти ребенок. Каждый участник должен, ориентируясь по карточке, найти заданную вещь. Правильность проверяет ведущий.
Таким образом, с целью развития пространственного мышления детей старшего дошкольного возраста было предложено использовать несколько игр и упражнений, направленных на: развитие зрительно-пространственного восприятия, сомато-пространственных действий, пространственной ориентации, способности к пространственному анализу и синтезу и формирование пространственных понятий и представлений.







Выводы
С целью исследования особенностей пространственного мышления дошкольников было организовано эмпирическое исследование. Выяснилось следующее.
1. Для эмпирического изучения особенностей пространственного мышления детей дошкольного возраста была организована выборка из 10 дошкольников разного пола, определены методики исследования: методика изучения умения моделировать объект и методика нейропсихологической диагностики детей.
2. Результаты диагностики пространственного мышления дошкольников показали, что у дошкольников различный уровень развития пространственного мышления. Выяснилось, что наибольшую сложность представляет для детей называние пространственно-ориентированных чисел, узнавание и называние арабских чисел проблем не вызывает, узнавание и называние букв соответствует среднему уровню данного навыка, дети ориентируется в пространственном расположении частей тела в пределах средней условной нормы, допускают ошибки в ориентации право – лево, лучше всего дети ориентируются по пальцам своих рук, хуже по рисунку и пространственным объектам. Результаты диагностики свидетельствуют о необходимости целенаправленного развития пространственного мышления дошкольников.
3. С целью развития пространственного мышления детей старшего дошкольного возраста было предложено использовать игры и упражнения, направленные на: развитие зрительно-пространственного восприятия, развитие сомато-пространственных действий, развитие пространственной ориентации, развитие способности к пространственному анализу и синтезу, формирование пространственных понятий и представлений.



Заключение
Данная курсовая работа посвящена изучению проблемы развития пространственного мышления у детей дошкольного возраста. исследование проведено на теоретическом и эмпирическом уровне.
В первой главе исследования представлен теоретический анализ проблемы развития пространственного мышления дошкольников. В результате изучения психолого-педагогической литературы по теме мы сделали следующие выводы:
Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера. Пространственное мышление является одним из видов наглядно-образного мышления, связано с ориентацией на местности, в мире вещей и природных явлений, характеризуется динамизмом, перекодированием образов, оперированием ими в целях создания новых.
Период дошкольного детства является периодом интенсивного развития пространственного мышления ребёнка, - когда совершенствуется его ориентировка в пространственных отношениях предметов и явлений. Развитие пространственного мышления осуществляется на основе развития восприятия пространства и проходит ряд основных этапов: первый этап – анализ и синтез пространственных признаков и отношений предметов должен опираться на комплекс практических действий; второй этап – детям уже доступно речевое обозначение выделенных пространственных признаков, но отмечается неумение абстрагироваться от собственного положения, представления о пространстве еще ограниченны; третий этап - формируются более общие представления о пространстве, умение решать пространственные задачи с учетом относительности.
Основным средством формирования умения ориентироваться, а так же представлений и понятий о пространстве является игровая деятельность, занятия по математике, физкультуре, музыке, конструированию и изобразительной деятельности. При этом необходимо соблюдение основных принципов: постепенность; последовательность; сочетание чувственного и логического; учет возрастных и индивидуальных особенностей. Развитию пространственного мышления у дошкольников способствуют наблюдение; рассматривание картин, таблиц; объяснение, указание, уточнение; дидактические игры; упражнения; подвижные игры и др.
Во второй главе курсовой работы представлено эмпирическое исследование особенностей развития пространственного мышления дошкольников. Для определения уровня пространственного мышления использовались методика изучения умения моделировать объект Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А. и методика нейропсихологической диагностики детей, разработанная Л.С.Цветковой. В результате анализа результатов диагностики сделаны выводы о том, что почти половина детей при расчленении образца допускают много ошибок или выполняют данное задание после того, как смоделируют объект из геометрических фигур (средний уровень). У троих детей – высокий уровень пространственного мышления. Три ребенка не справились с заданием на расчленение образца, но при выполнении задания на моделирование получили объект, соответствующий образцу в основных деталях и их расположении (уровень ниже среднего). Дети старшего дошкольного возраста способны копировать по образцу, имеют представления о практическом значении пространственного расположения римских цифр, но часто путаются. Более сложным оказалось и задание на узнавание букв.
Дети 6-ти лет допускают ошибки при показе заданных частей своего тела. Прослеживается тенденция к постепенному усвоению эталонных пространственных норм, которые формируются у детей в зависимости с их индивидуальными особенностями. Некоторые дети допускают ошибки, у них возникают трудности в ориентировке на листе бумаги и обозначении левой-правой стороны нарисованного предмета или животного. Почти все ориентируются в расположении пальцев своей руки, руки педагога и нарисованной кисти.
Исходя из полученных результатов диагностики мы сочли необходимым предложить варианты игр и игровых упражнений, которые направлены на развитие пространственного мышления дошкольников. Выполнение заданий и упражнений необходимо стимулировать положительными оценками активности детей. Развитие пространственного мышления необходимо осуществлять через мотивацию детей на совершенствование навыков восприятия пространства, а также путем применения словесных, подвижных и настольных игр. Закрепление результатов необходимо решать посредством упражнений, решений проблемных задач, детского экспериментирования, через анализ деятельности. При проведении развивающих занятий важно соблюдать принцип повтора, который особенно важен в развитии пространственного мышления, так как постоянное, с усложнением, повторение – необходимое условие успешного усвоения материала, формирования и закрепления необходимых навыков у детей дошкольного возраста.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза исследования подтверждена.












Список литературы
Аргинская И.И.Математика, математические игры. – М., 2008.
Бантикова С. Геометрические игры //Дошкольное воспитание. - 2006 - №1 - с.60-66.
Гурова Л.Л. Психология мышления. – СПб.: Речь, 2009. – 140 с.
Давыдова Т.Г., Возная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя. – 2008 - № 1, с. 34 – 39.
Дурова Н. В., Новикова В. П. Ступеньки к познанию / Худ. Ю. В. Богатова. – СПб.: Детство-пресс, 2006. – 56 с.: ил.
Ермолаева М.В. Психология развития. – Воронеж: НПО «МОДЕК» 2006. – 376с.
Клочко E.B. Саморегуляция мышления и ее формирование. - Караганда, 2007. – 123с.
Косякова О.О. Психология раннего и дошкольного возраста /учебное пособие/ Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 268с.
Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Вправо - влево, вверх - вниз. Развитие пространственного восприятия у детей 6 - 7 лет. – М., 2008.
Левитес, В. В. Развитие логического мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста / В. В. Левитес // Известия Российской академии образования. – 2006. - №3, с. 21 – 28.
Леонтьев А.А. Язык речь, речевая деятельность. – М.: Красанд. – 216 с.
Лосский Н.О. О детском мышлении // Вопросы психологии. -2006 - № 5. - с.135.
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2006.
Маланов С.В. Психологические механизмы мышления человека. – М., 2007. – 260с.
Милорадова Н. Г. Психология и педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2007.
Нартова-Бочавер С.К., Потапова А.В. Введение в психологию развития Воронеж: НПО «МОДЕК» 2006. – 456с.
Петерс В.А. Психология и педагогика в вопросах и ответах. – М., 2008.
Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – Второе издание, стереотип. – М., 2007. – 512 с.
Пиаже Ж. Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. Москва: Директ-Медиа, 2008. - 755 с.
Поддъяков Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до шести лет. Новый взгляд на дошкольное детство. – М.: Педагогика, 2010.
Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной – СПб.: Питер, 2007.
Программа «Математика вокруг нас» // Справочник старшего воспитателя. – 2008, № 5. – с. 21 – 30.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2008. – 712 с.
Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. – М., Айрс-пресс, 2007.
Семаго Н.Я. Пространственные представления в речи. Демонстрационный материал. – М., Айрис-пресс, 2006.
Семаго Н.Я. Формирование представлений о схеме тела. Дошкольный младший возраст. Демонстрационный материал. – М., Айрис-пресс, 2006.
Семаго Н.Я. Формирование пространственно-временных и элементарных математических представлений. Демонстрационный материал. – М., Айрис-пресс, 2006.
Сунцова А.В, Курдюкова С.В. Изучаем пространство. – М.: Эксмо, 2009.
Тихомиров О.К. Психология мышления. – М., 2008. – 288 с.
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Владос, 2006. – 304 с.
Щербакова. Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников. – М.: МПСИ, 2007. – 392с.













2

Список литературы
1.Гурова Л.Л. Психология мышления. М.: ПЕР СЭ, 2005. - 135 с.
2.Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Пер.с англ. Н.М. Никольской. М.: Лабиринт, 1999. - 189 с.
3.Ермолаева М.В. Психология развития. Воронеж: НПО «МОДЕК» 2006. – 376с.
4.Завалишина Д.Н. Практическое мышление: Специфика и проблемы развития. -М.: Институт психологии РАН, 2005. - 375 с.
5.Косякова О.О. Психология раннего и дошкольного возраста /учебное пособие/ Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 268с.
6.Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. Воронеж: НПО «МОДЕК» 2003. – 536 с.
7.Маланов С.В. Психологические механизмы мышления человека: мышление в науке и учебной деятельности. М.: Флинта, 2004.- 480с.
8.Матыцина В.П. Будь еще умнее. /Атлас психологического тренинга дошкольника/ Тверь, «Риф» 1993. – 153с.
9.Нартова-Бочавер С.К., Потапова А.В. Введение в психологию развития Воронеж: НПО «МОДЕК» 2006. – 456с.
10.Новоселова С.Л. Генетически ранние формы мышления. - М.: МПСИ, 2003. - 320 с.
11.Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. Пер. с французского Э. Пчелкиной. – М.: Изд. ЭКСМО-Пресс, 2002. – 416 с.
12.Психофизиология человека / Под ред. В.Кроль, СПб.: Питер, 2003.- 304с.
13.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство "Питер", 2000 - 712 с.
14.Тихомиров О.К. Психология мышления. М.: Академия, 2005. - 288 с.
15.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.: Владос, 2006. – 304 с.
16.Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Педагогическое общество России, М.: 2002. – 96 с.
17.Шевлякова И.Н. Посмотри внимательно на мир /программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста. М.: Генезис, 2003. – 96 с.
18.Щербакова. Е.И Теория и методика математического развития дошкольников». М.: МПСИ, 2007. – 392с.

Вопрос-ответ:

Какие методы развития пространственного мышления используются у детей дошкольного возраста?

Среди методов развития пространственного мышления у детей дошкольного возраста можно выделить игровые упражнения с конструкторами, головоломки, рисование и раскрашивание, игры на развитие координации движений и познания пространства, использование геометрических форм и моделей, а также разнообразные подвижные игры, требующие ориентации в пространстве.

Какие возрастные особенности пространственного мышления у детей дошкольного возраста?

В дошкольном возрасте дети начинают формировать пространственное мышление. В этом возрасте возникает понимание основных понятий пространства (вверх/вниз, впереди/позади и т.д.), появляется возможность ориентироваться в пространстве и понимания пространственных отношений. Однако в этом возрасте дети еще не могут абстрактно мыслить и имеют ограниченные возможности в представлении сложных пространственных структур.

Какое значение имеет развитие пространственного мышления у детей дошкольного возраста?

Развитие пространственного мышления у детей дошкольного возраста является важным компонентом их когнитивного развития. Оно позволяет детям лучше ориентироваться в окружающем мире, успешно выполнять задачи, связанные с пространственным ориентированием, решать логические и геометрические задачи. Пространственное мышление также является основой для развития математических навыков и представлений.

Какие средства развития пространственного мышления используются у детей дошкольного возраста?

Для развития пространственного мышления у детей дошкольного возраста используются различные средства. Например, используются геометрические формы и модели, которые помогают детям представлять и понимать пространственные отношения. Также используются задания на распознавание и сравнение геометрических фигур, игры на развитие координации движений и познания пространства и игровые упражнения с конструкторами.

Какое значение имеет развитие пространственного мышления у детей дошкольного возраста?

Развитие пространственного мышления у детей дошкольного возраста играет важную роль в их познавательном процессе. Оно позволяет им лучше ориентироваться в пространстве, распознавать и анализировать формы и размеры объектов, и развивать свою логическую и реально-образную мысль.

Какие возрастные особенности пространственного мышления дошкольников?

У детей дошкольного возраста пространственное мышление только начинает формироваться. Вначале они воспринимают пространство в виде набора растиражированных объектов, потом постепенно осознают их связь, находят сходства и различия, а затем начинают применять знания о пространстве в своих действиях и играх.

Какие средства и методы помогают развивать пространственное мышление детей дошкольного возраста?

Для развития пространственного мышления у детей дошкольного возраста используются различные средства и методы. Это могут быть конструирование, игры с геометрическими формами, пазлы, лепка, рисование, различные задания на распознавание и анализ пространственных отношений.

Какие преимущества имеет развитое пространственное мышление у дошкольников?

У детей с развитым пространственным мышлением повышается способность логически мыслить, лучше анализировать и решать задачи с пространственным содержанием, активнее и эффективнее участвовать в играх, строить конструкции и создавать изображения, а также успешнее ориентироваться в окружающем пространстве.

Какие результаты были получены в исследовании по изучению развития пространственного мышления у детей дошкольного возраста?

В ходе исследования были выявлены особенности развития пространственного мышления у дошкольников. Оказалось, что его развитие зависит от возраста, пола и индивидуальных особенностей ребенка. Было выявлено, что с увеличением возраста детей улучшается их пространственное мышление, а также что мальчики в среднем обладают более развитым пространственным мышлением, чем девочки.

Какое значение имеет развитие пространственного мышления у детей дошкольного возраста?

Развитие пространственного мышления у детей дошкольного возраста имеет большое значение, так как это позволяет им лучше ориентироваться в окружающем мире, развивать представление о форме, размере, расстоянии и направлении объектов, а также успешно выполнять различные познавательные и практические задачи.