Квалификационные требования к театральным актерам. В.Мейерхольд
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 10.11.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Общие понятия трудовой деятельности в театральной сфере
1.1. Специфика трудовых отношений в театральной сфере
1.2. Понятие актерской профессии и требования к актерам театров
2. Требования к актерам по системе В. Мейерхольда
2.1. Содержание театральной системы В. Мейрхольда
2.2. Актерская школа и профессиональные требования В. Мейрхольда
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Творчество мейерхольдовского актера всегда основывалось на игровой условности и особом понимании театрального реализма[13]:
- Отказ от изобразительности искусства актера (копирования в игре и ощущениях реальных черт, обыденного поведения) ради образного выражения существа явлений, человеческих типов, души и судьбы человека, природы и свойств личности.
- Создание образа - воплощение метафоры.
- Принципы образности актера: реализм наблюдений, деталей; условность композиции роли; сгущение реальных моментов; театральное решение натуралистического материала; сознательная и субъективная игра.
- Ассоциативное, метафорическое, поэтическое воплощение образа. Включение психологического материала в широкий социально-философский метафорический контекст игры актера, а игры актера, в свою очередь, - в художественно-смысловое поле спектакля.
Психологический анализ персонажа при помощи невероятных положений. Невероятное в повседневности, фантастическое, гиперболичное, гротескное преображение персонажа в предельной ситуации человеческой судьбы или истории.
- Обострение игрового языка. Соединение в образах контрастных, противоположных эстетических воплощений персонажа.
- Монтаж, сочетание, парадоксальное столкновение разных уровней, проявлений, воплощений реального "человеческого" материала. Полифония образа.
- Гротескное построение образа из контрастных человеко-тем разных ликов явления, разных его воплощений, ипостасей.
- Музыкальная природа образности актера. Музыкальное мышление актера. Диалог как музыкальная форма. Аналогии в области актерского искусства понятий мелодии, размера, тембра, сочетания тем и голосов, тональности. Музыкальный реализм в искусстве актера.
- Диалектическое единство в образе, созданном актером по законам сценического гротеска, шутовской трактовки с лирической, трагической, сатирически устрашающей.
Искусство актера, утверждавшееся Мейерхольдом, было тесно связано со временем, когда оно развивалось. Эпоха всемирно-исторического перелома, почти невероятных сочетаний героического, трагического, страшного и нелепого рождала соответствующий способ художественного мышления, способный передать сплав того, что кажется несоединимым.
Это можно в полной мере отнести ко всему творчеству В.Э. Мейерхольда, ко всей его театральной системе. Если он ставил спектакли и не о революции, то она все равно оставалась истоком его художественного мышления. Мейерхольд подчинял этому все элементы своей системы, и прежде всего главный - актерское искусство. Так рождались гротескные, героические и фантасмагорические воплощения, созданные актерами ТИМа. Их художественный метод остался в сознании и памяти зрителей, в литературном наследии Мейерхольда и его современников и в художественном опыте деятелей искусства.
Возникновение актерской школы Мейерхольда было обусловлено многими факторами. Мироощущение режиссера находило художественную "отдачу" в гротескных, гиперболичных, деформированных, предельно четких и ярких образах. Определенность сценических персонажей диктовалась требованиями агитационного театра. Перед Мейерхольдом стояла также задача утвердить со всей определенностью свой, условный театр. Традиция мировой культуры, на которую он всегда опирался, рождала потребность учесть опыт "подлинно театральных эпох". И, наконец, задача педагогическая - воспитать нового актера. Решение этих задач - политической, мировоззренчески эстетической, "историко-театральной", педагогической - делало мейерхольдовскую актерскую школу способной выразить русскую действительность переломной эпохи[7].
Мейерхольд-полемист старался полностью порвать со всеми инородными современными театральными системами, новая актерская школа поначалу приобретала крайние формы. Однако принципы, лежащие в основе мейерхольдовской актерской школы, характерны не только для постановок исторически определенного коллектива - ТИМа. Эти принципы продолжены или обретены заново в завоевавшем особое место в мировом искусстве нашего века поэтическом театре с режиссурой условно-метафорического типа.
Мейерхольдовская теория вооружает актера развитой творческой техникой. Новые профессиональные возможности открылись бы актеру, овладевшему, например, биомеханической координацией элементов сценического существования: мысли, движения, эмоции и слова; профессиональной музыкальностью в работе над ролью, умением сознательно строить роль, рассчитывая композицию мотивов, ритмическую структуру, мелодику речи; техникой предыгры; языком движения, способным выражать самый сложный действенный ряд[13].
Если бы В.Э.Мейерхольд в конце 1930-х годов написал книгу об актере своего театра, когда после тридцати лет экспериментов комплекс его способов работы с актером был отработан, проверен, туда могли бы войти главы и обо всех этапах подготовки будущих актеров, и о повседневном тренаже творческой формы, и о поиске способа сценического существования в спектаклях, поставленных на основе драматургического материала разных типов. Конкретные высказывания Мейерхольда, разработки, методики, планы могли бы сложиться в последовательную и стройную систему. Опыт, накопленный педагогикой Мейерхольда, очень пригодился бы и нынешней театральной школе. Опыт труппы ТИМа - пример того, какое значение может иметь школа в искусстве актеров: это и совокупность методов работы над ролями, и единство творческой технологии и эстетики актеров и режиссуры, становящееся основой определенности и своеобразия художественного пути театра.
Заключение
Трудовые отношения в театральной сфере, также как и любые другие, регламентируются Трудовым Кодексом РФ. Специфика театрального труда заключается прежде всего в особенностях актерской профессии. Профессия актера является одной из самых престижных в современном мире. Актер – это творческая профессия, которая требует от человека усердной работы и актерского мастерства. Особенностью данной профессии является то, что известным и востребованным актером можно стать в любом возрасте.
К актерам предъявляются определенные профессиональные, психологические, квалификационные требования, описанные в данной работе. Соответствие указанным требованиям помогает добиваться успеха в данной сфере деятельности.
Содержание и условия труда актеров менялись с течением времени. Также менялись и требования к актерам, особенно со стороны режиссеров. Существовали и существуют различные актерские школы, создаваемые известными театральными деятелями. Одну из таких школ основал В.Э. Мейерхольд в начале 20 века.
Существующие работы о Мейерхольде основаны прежде всего на анализе его спектаклей. Выявлено многообразие их исторических и культурных связей, предложены различные периодизации и концепции творчества режиссера. Осмысляя природу актерского искусства, его скрытые возможности, разрабатывая способы воспитания и игры актера в режиссерском театре условно-метафорического типа, Мейерхольд систематизировал опыт многих эпох сценического искусства: европейских народных театров разных стран, театра эпохи Возрождения, китайского и японского традиционных театров, русских актеров разного времени (прежде всего Щепкина, Ленского, Станиславского, Москвина, Чехова), чтобы на его основе создать методологию театра нового общества.
Творчество Мейерхольда основывалось на специфическом понимании актерского искусства, определенном способе участия актеров в сценическом действии, осознанной методике подготовки своего актера. В работе приведены основные положения системы актерского мастерства театра Мейерхольда, показывающие те требования, которые он предъявлял актерам, желая воспитать коллектив единомышленников, разделяющих его подход к театру.
Список использованной литературы
Трудовой Кодекс Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Актер (электронный ресурс). – Режим доступа - http://rabotnicheck.ru/akter.html
Актер театра (электронный ресурс). – Режим доступа -http://www.rabotka.ru/infoworker/0104.php
Большой энциклопедический словарь (электронный ресурс). – Режим доступа - http://dictionaries.rin.ru/
В мире профессий (электронный ресурс). – Режим доступа -http://supersaler.ru/info/profession/
Волкова О. Регулирование трудовых отношений в театральной сфере // "Кадровик. Трудовое право для кадровика", N 5, май 2009 г.
Герман Ю. 0 Мейерхольде. В кн.: Герман Ю. Собр.соч. в 6-ти т. Т.2. Л., 1975.
Екатерининская А.А. Аттестация артистического персонала драматических театров // Справочник руководителя учреждения культуры №11, 2010 >
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АРТИСТОВ ТЕАТРОВ (электронный ресурс). – Режим доступа -http://docs.cntd.ru/document/901974549
Купцова О. Амплуа // Энциклопедия «Кругосвет». URL:http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/a/aa/1010608.htm
Мейерхольд В., Бебутов В., Аксенов И. Амплуа актера. М., 1922.
Мейерхольд В.Э. Статьи, письма, речи, беседы, ч. I. М., 1968, с. III. с. 122.
Песочинский, Николай Викторович Проблемы актерского искусства в театральной концепции В. Э. Мейерхольда (1920-1930 годы) (электронный ресурс). – Режим доступа -http://www.dissercat.com/content/problemy-akterskogo-iskusstva-v-teatralnoi-kontseptsii-v-e-meierkholda-1920-1930-gody
Профессия актер (электронный ресурс). – Режим доступа -http://www.ucheba.ru/prof/617.html
Приложение
Таблица амплуа
(по книге И.А. Аксенова, В.М. Бебутова, В.Э. Мейерхольда «Амплуа актера». М., 1922. С. 6-11.)
Амплуа Необходимые данные актера Сценические функции Мужские амплуа 1. ГЕРОЙ 1-й. Рост выше среднего. Ноги длинные. Два типа лица: широкое (Мочалов, Каратыгин, Сальвини) и узкое (Ирвинг). Желателен средний объем головы. Шея длинная, круглая. При широких плечах средняя ширина талии и бедер. Большая выразительность рук (кисти). Большие продолговатые глаза, предпочтительно светлые. Голос большой силы, диапазона и богатства тембров. Медиум баритона с тяготением к басу. Преодолевание трагических препятствий в плане патетики (алогизм). 2-й. Допускается малый рост, более высокий голос, меньшая подчеркнутость требований, чем к первому герою. Преодолевание драматических препятствий в плане самоотвержения (логическом). 2. ВЛЮБЛЕННЫЙ 1-й. Рост не ниже среднего, ноги длинные. Выразительные глаза и рот. Голос может быть высоким (тенор). Отсутствие полноты. Средний рост. Активное преодолевание любовных препятствий в плане лирическом. 2-й. Меньшая подчеркнутость требований. Допускается ниже средний рост. Отсутствие полноты. Преодолевание любовных препятствий в плане этическом. 3. ПРОКАЗНИК (ЗАТЕЙНИК) 1-й. Рост не выше среднего. Голос безразличен. Тонкая фигура. Большая подвижность глаз и лицевых мышц. Подражательные способности (мимикрия). Игра негубительными препятствиями, им же самим созданными. 2-й. Допустима большая полнота. Возможны неблагополучия в пропорциях. Требования мимикрии повышены. Неожиданность тембра голоса приемлема. Игра препятствиями, не им созданными. 4. КЛОУН, ШУТ, ДУРАК, ЭКСЦЕНТРИК. Обладание манерой «преувеличенной пародии» (гротеск). Данные для эквилибристики и акробатики. Умышленное задержание развития действия разбиванием сценической формы (выведением из плана). 5. ЗЛОДЕЙ ИНТРИГАН. 1-й. Голос или низкий (Шпион в «Анжело»), или высокий (Мелот — «Вагнера»). Рост желателен средний. Глаза безразличны. (допустимо косоглазие). Подвижность лицевых мышц и глаз для «игры на два лица». Неблагополучия в пропорциях допустимы. Игра губительными препятствиями, им же созданными. 2-й. Меньшая подчеркнутость требований, чем к первому. Игра губительными препятствиями, не им созданными. 6. НЕИЗВЕСТНЫЙ (ИНОЗРИМЫЙ) Требования приблизительно те же, что и к первому герою. Большое обаяние и значительность сценической природы. Голос исключительного тембра и богатый модуляциями. Концентрация интриги выведением ее в иной личный план. 7. НЕПРИКАЯННЫЙ или ОТЩЕПЕНЕЦ (ИНОДУШНЫЙ). Требования голоса те же, что для героя. Меньшая подчеркнутость требований физического характера, предъявляемых герою. Концентрация интриги выведением ее в иной внеличный план.
Амплуа Необходимые данные актера Сценические функции 8. ФАТ. Голос безразличен. Ноги пропорционально длинные. Голос предпочтительно высокий. Владение фальцетом. Неумышленное задержание развития действия введением его в личный план. 9. МОРАЛИСТ. Глубокий бас. Сложение безразлично. Умышленное ускорение развития действия введением в него норм морали. 10. ОПЕКУН (ПАНТАЛЕОНЕ). Рост и голос за исключением трагических персонажей (Лир, Мельник) безразличен. Активное приложение лично установленных норм поведения к обстановке, созданной вне его воли. 11. ДРУГ (НАПЕРСНИК). Фигура и голос безразличны. Рост не должен превышать роста лица, с которым он связан. Поддержка, содействие и побуждение того лица драмы, с которым он связан, объяснять свои поступки. 12. ХВАСТЛИВЫЙ (КАПИТАН). Допустима полнота. Глубокий бас. Умение владеть фальцетом. Осложнение в развитии действия присвоением себе чужих сценических функций (например, героя). 13. БЛЮСТИТЕЛЬ ПОРЯДКА (СКАРАМУШ). Общих требований нет. Введение в план полицейских норм обстановки, им неподдающейся, чем вызывается осложнение в развитии действия. 14. УЧЕНЫЙ (ДОКТОР, МАГ). Общих требований нет. Уснащение действия введением в него чужеродного ему толкования. 15. ВЕСТНИК. Общих требований нет. Передача событий, протекающих вне сцены. 16. ТРАВЕСТИ. Общих требований нет. – 17. CОДЕЙСТВУЮЩИЕ. Общих требований нет. Принятие на себя таких функций главных действующих лиц, какие теми не могут быть выполнены по экономии действия. Женские амплуа 1. ГЕРОИНЯ. 1-я. Рост выше среднего, ноги длинные, голова небольшая, исключительная выразительность кистей рук. Большие миндалевидные глаза. Два типа лица: Дузе, Сара Бернар. Шея круглая и длинная. Ширина бедер не должна слишком превосходить ширину плеч. Голос большой силы и диапазона, разговорный медиум с тяготением к контральто, богатство тембров. Преодолевание трагических препятствий в плане патетики (алогизм). 2-я. Допускается меньший рост, более высокий голос, меньшая подчеркнутость требований § первого. Преодолевание любовных препятствий в плане этическом. 2. ВЛЮБЛЕННАЯ 1-я. Рост не ниже среднего, ноги длинные для переодеваний, выразительные глаза и рот. Голос может быть высоким (сопрано). Не слишком развитой бюст. Активное преодолевание любовных препятствий в плане лирическом.
Амплуа Необходимые данные актера Сценические функции 2-я. Меньшая подчеркнутость требований. Допускается малый рост. Отсутствие полноты. Преодолевание любовных препятствий в плане этическом. 3. ПРОКАЗНИЦА. 1-я. Рост не выше среднего, голос безразличен, тонкая фигура. Большая подвижность глаз и лицевых мышц. (мимикрия). Игра негубительными препятствиями, ею же созданными. 2-я. Не слишком полная. Пониженные, чем к первой, требования Игра препятствиями, не ею созданными. 4. КЛОУНЕССА, ШУТИХА, ДУРА, ЭКСЦЕНТРИК. Обладание манерой преувеличенной пародии, гротеска, химеры. Данные для эквилибристики и акробатики. Умышленное задержание развития действия разбиванием сценической формы (выведением из плана). 5. ЗЛОДЕЙКА И ИНТРИГАНКА. 1-я. Голос низкий, большого диапазона и силы. Рост выше среднего. Глаза большие (допустимо косоглазие), подвижные. Допускается крайняя худоба и костлявость. Игра губительными препятствиями, ею же созданными. 2-я. Голос безразличен. Определенных требований к росту и фигуре нет. Игра губительными препятствиями, не ею созданными. 6. НЕИЗВЕСТНАЯ (ИНОЗРИМАЯ). Требование приблизительно те же, что к первой героине. Большое обаяние и значительность сценической природы. Голос исключительного тембра, богатый модуляциями. Концентрация интриги выведением ее в иной личный план. 7. НЕПРИКАЯННАЯ, ОТЩЕПЕНЕЦ (ИНОДУШНАЯ). Требования голоса те же, что к 1-й героине. Меньшая подчеркнутость требований физического характера. См. соответствующие сценические функции соответствующих мужских амплуа. 8. КУРТИЗАНКА. Рост безразличен. Правильность пропорций. Голос безразличен. Неумышленное задержание развития действия введением его в личный план. 9. МАТРОНА. Допустима полнота. Голос предпочтительно низкий. Рост предпочтительно большой. Умышленное ускорение развития действия введением в него норм морали. 10. ОПЕКУНША. Рост, фигура и характер голоса безразличны. Активное приложение лично установленных норм поведения к обстановке, созданной вне ее воли. 11. ПОДРУГА, НАПЕРСНИЦА. Общих требований нет. Поддержка и побуждения того лица драмы, с которым она связана, объяснять свои поступки. 12. СВОДНЯ (СВАХА). Общих требований нет. Моралистическая защита аморальных поступков. 13. БЛЮСТИТЕЛЬНИЦА ПОРЯДКА. Общих требований нет. Введение в план полицейских норм обстановки, им неподдающейся, чем вызывается осложнение в развитии действия.
Амплуа Необходимые данные актера Сценические функции 14. УЧЕНАЯ (СУФФРАЖИСТКА). Общих требований нет. Уснащение действия введением в него чужеродного ему толкования. 15. ВЕСТНИЦА. Общих требований нет. Передача событий, протекающих вне сцены. 16. ТРАВЕСТИ. Общих требований нет. 17. СОДЕЙСТВУЮЩИЕ. Общих требований нет. Принятие на себя таких функций главных действующих лиц, какие теми не могут быть выполнены по экономии действия.
36
1.Трудовой Кодекс Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
1.Актер (электронный ресурс). – Режим доступа - http://rabotnicheck.ru/akter.html
2.Актер театра (электронный ресурс). – Режим доступа -http://www.rabotka.ru/infoworker/0104.php
3.Большой энциклопедический словарь (электронный ресурс). – Режим доступа - http://dictionaries.rin.ru/
4.В мире профессий (электронный ресурс). – Режим доступа -http://supersaler.ru/info/profession/
5.Волкова О. Регулирование трудовых отношений в театральной сфере // "Кадровик. Трудовое право для кадровика", N 5, май 2009 г.
6.Герман Ю. 0 Мейерхольде. В кн.: Герман Ю. Собр.соч. в 6-ти т. Т.2. Л., 1975.
7.Екатерининская А.А. Аттестация артистического персонала драматических театров // Справочник руководителя учреждения культуры №11, 2010 >
8.КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АРТИСТОВ ТЕАТРОВ (электронный ресурс). – Режим доступа -http://docs.cntd.ru/document/901974549
9.Купцова О. Амплуа // Энциклопедия «Кругосвет». URL:http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/a/aa/1010608.htm
10.Мейерхольд В., Бебутов В., Аксенов И. Амплуа актера. М., 1922.
11.Мейерхольд В.Э. Статьи, письма, речи, беседы, ч. I. М., 1968, с. III. с. 122.
12.Песочинский, Николай Викторович Проблемы актерского искусства в театральной концепции В. Э. Мейерхольда (1920-1930 годы) (электронный ресурс). – Режим доступа -http://www.dissercat.com/content/problemy-akterskogo-iskusstva-v-teatralnoi-kontseptsii-v-e-meierkholda-1920-1930-gody
13.Профессия актер (электронный ресурс). – Режим доступа -http://www.ucheba.ru/prof/617.html
Вопрос-ответ:
Какие требования предъявляются к актерам в театральной сфере?
В театральной сфере к актерам предъявляются различные требования, включая актерское мастерство, эмоциональную выразительность, хорошее физическое состояние, способность к творческому сотрудничеству, адаптивность и гибкость в работе, способность к саморазвитию и самоанализу и многое другое.
Какие требования предъявлялись к актерам по системе В. Мейерхольда?
По системе В. Мейерхольда актерам предъявлялись особенно высокие требования. Он разрабатывал систему актерской школы, в которой актеров обучали не только актёрскому мастерству, но и гимнастике, танцам, пластике и музыке. Важным требованием системы Мейерхольда была способность актера к физической выразительности, энергичности и гибкости, а также способность к коллективной работе и использованию различных жанровых приемов.
Что такое актерская профессия?
Актерская профессия - это профессия, связанная с творческой интерпретацией различных ролей на театральной сцене. Актеры воплощают образы других людей, передают эмоции и чувства через свой голос, мимику и движения. Они также должны владеть актерским мастерством, иметь глубокое понимание психологических аспектов роли и быть готовыми к постоянному профессиональному росту.
Какую роль играют требования к актеру в театральной сфере?
Требования к актерам в театральной сфере играют важную роль в формировании профессионального уровня актеров и качества театральных представлений. Они помогают отобрать наиболее подходящих актеров для определенных ролей, обеспечивают высокий профессиональный уровень исполнения и способствуют развитию актерского мастерства.
Какие требования предъявляются к театральным актерам?
Театральные актеры должны обладать хорошей актерской техникой, способностью к творчеству, мастерством импровизации, гибкостью и физической выносливостью. Они должны также обладать хорошим вокалом и дикцией, уметь работать в коллективе и быть готовыми к постоянному самосовершенствованию.
В чем особенности трудовых отношений в театральной сфере?
Театральная сфера отличается высокой степенью творческой свободы и коллективной работы. Актеры работают постоянно над разными проектами и спектаклями, где каждый актер играет определенную роль и должен уметь взаимодействовать со всем коллективом согласно общей концепции работы.
Что такое актерская профессия и какие требования к актерам театров?
Актерская профессия представляет собой искусство выразительного театрального игрового искусства. Требования к актерам театров включают в себя умения и навыки актерской игры, технику голоса и тела, эмоциональную открытость, гибкость, приспособляемость и креативность.
Каковы особенности театральной системы В. Мейерхольда?
Театральная система В. Мейерхольда была основана на принципах театральной условности, активного движения и актерской экспрессии. Она включает в себя использование жестов, пластических выразительных средств и специфической актерской техники, которые помогают создать особую энергетику на сцене.
Какие требования предъявляет В. Мейерхольд к актерам и какие навыки они должны иметь?
В. Мейерхольд требовал от актеров отличной физической подготовки, гибкости тела, музыкальности и ритмичности движений, мастерства работы с маской и голосом. Он также ожидал от них способности к импровизации, готовности к экспериментам и глубокого понимания психологии своего персонажа.