Анализ экономического региона-Магадан
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 8 + 8 источников
- Добавлена 27.01.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Развитие предпринимательства в Магаданской области
Проблемы и пути их решения горнопромышленного комплекса
Анализ современного состояния Особой экономической зоны в Магаданской области
Заключение
Литература
Одновременное действие всех льгот с первого дня создания ОЭЗ при отсутствии закрепленных законодательно приоритетов привело к спонтанному использованию льготного механизма, с одной стороны, и к отсутствию спроса на некоторые льготы – с другой. Полностью провалилась идея о создании на территории Магаданской области предприятий по производству товаров из импортных компонентов. Существенная часть Закона об ОЭЗ посвящена установлению критериев достаточной переработки, дающих право продукции считаться произведенной в ОЭЗ и быть вывезенной в льготном режиме. За 10лет действия особого правового режима ни одного предприятия по производству товаров из импортных компонентов в ОЭЗ создано не было. Причина этого в том, что в существующих условиях любые товары, произведенные в Магаданской области с ориентацией на общероссийский или внешний рынок, оказались бы неконкурентоспособны из-за высокой себестоимости производимой продукции, обусловленной факторами депрессивности северного региона. Следовало переходить к развитию перерабатывающих производств только после создания производственной инфраструктуры, развития базовых отраслей и создания инвестиционного потенциала региона.
4. Невнимание к инфраструктурному фактору. Мировой опыт показывает, что экономический эффект от СЭЗ прямо пропорционален материальным вложениям и нематериальным усилиям со стороны государства по ее созданию и развитию. Образование специальных экономических зон, особенно в развивающихся странах, сопряжено со значительными капиталовложениями в производственную инфраструктуру. По обследованию, проведенному Институтом Востоковедения РАН по 26 странам, собственные затраты по привлечению иностранных инвестиций в специальные экономические зоны составили в среднем 4 дол. на 1 дол. зарубежных инвестиций. Например, в Китае, который является признанным мировым лидером в функционировании СЭЗ, вся инфраструктура зон была создана за счет централизованных государственных средств. В Магаданской ОЭЗ государственное финансирование инвестиционных проектов ограничилось вложениями в реконструкцию аэропорта и еще несколько менее значимых мероприятий.
5. Несовершенство законодательной базы. Попытки отмены или ограничения деятельности ОЭЗ предпринимались с первого года ее создания. Некоторые из введенных ограничений стали серьезным препятствием к эффективному функционированию ОЭЗ. Так, Постановление Правительства Российской Федерации¹ 646 ограничило круг операций, по которым участникам ОЭЗ предоставляются налоговые льготы, чем фактически вывело из числа пользователей льготного режима предприятия базовых отраслей региона: горнодобывающей и рыбной промышленности. Механизм ограничения льготируемых операций оказал отрицательное воздействие на структуру экономики ОЭЗ, выдвинув на первый план отрасли, ориентированные на сугубо региональные интересы. Отрасли, представляющие стратегические интересы страны, остались без налоговых льгот, что дискредитировало идею создания в области современного горнодобывающего производства и производства морепродуктов, включающего все стадии добычи и переработки и сопутствующие производства.
6. Ошибочный акцент на социальную сферу в ущерб инвестиционной направленности особого режима явился основной причиной низкой эффективности ОЭЗ в Магаданской области. Низкие инвестиционные показатели, отсутствие созданных в области за время действия особого режима значимых производственных предприятий, за исключением аффинажного завода, строительство которого началось до создания ОЭЗ, свидетельствуют о том, что ОЭЗ абсолютно не стала механизмом привлечения инвестиций. Реализации инвестиционных целей в ОЭЗ должны были служить следующие составляющие льготного режима:
- высвобожденные за счет льгот средства предприятий, которые должны были использоваться ими на наращивание производственного потенциала;
- льготный импорт оборудования и техники;
- прямое финансирование инвестиционных проектов из внебюджетного фонда ОЭЗ.
Фактически большинство предприятий использует высвобожденные средства на текущие цели, а в структуре импорта наблюдается перевес в сторону потребительских товаров. Но основная причина неэффективности инвестиционного направления в ОЭЗ в нерациональном использовании средств внебюджетного фонда ОЭЗ.
Использование средств внебюджетного фонда развития области преимущественно на финансирование социальных мероприятий стало препятствием к реализации основной декларируемой цели ОЭЗ, а именно к развитию производительных сил. Но большая опасность заключается даже не в том, что за счет льгот не был создан задел для развития производственной базы, а в том, что с прекращением действия льгот источник финансирования социальных программ исчезнет, а альтернативного источника создано не было.
Итак, анализ реализации основных льгот, предусмотренных Законом об ОЭЗ в Магаданской области, позволяет сделать вывод, что за 10 лет функционирования ОЭЗ не способствовала реализации конкурентных преимуществ региона и улучшению его инвестиционного климата. Государство не справилось со своими функциями регулирования, инвестиционная деятельность в ОЭЗ осуществлялась как спонтанный процесс, что и предопределило ее неэффективность.
Добавим также, что действие режима ОЭЗ в существующем виде дискриминирует другие регионы России, в частности, регионы Крайнего Севера, сталкивающиеся с теми же проблемами, что и Магаданская область, но не имеющие такого источника финансирования социальных про-грамм, как внебюджетный фонд. Особая экономическая зона должна быть временной мерой, способствующей созданию предпосылок экономического роста на территории, но никак не постоянным источником удовлетворения жизненных потребностей населения, что в корне противоречит экономической сущности специальных экономических зон.
Проведенный анализ показывает, что назрела необходимость корректировки режима Особой экономической зоны в целях адаптации ее механизма к потребностям и возможностям региона.
Совершенствование механизма ОЭЗ. Функционирование специальных экономических зон в промышленно развитых странах свидетельствует, что в основе их успеха лежит, с одной стороны, хорошее планирование начальных стадий их развития, а с другой – гибкость управления зона-ми. Изменяющаяся ситуация в мировом хозяйстве (научно-техническая революция, конкуренция международных корпораций, изменения в курсах валют в системе международного обмена и др.), влияет на развитие специальных экономических зон и, соответственно, требует адекватного реагирования на эти изменения.
Представляется, что на сегодня наиболее действенным инструментом совершенствования механизма ОЭЗ является корректировка норматив-но-правовой базы, регламентирующей деятельность ОЭЗ в Магаданской области. Необходимо принять в новой редакции закон «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» и на его основе разработать областную целевую программу развития ОЭЗ и Закон «О поддержке инвестиционной деятельности на территории Особой экономической зоны в Магаданской области» (в новой редакции).
В качестве основных путей совершенствования механизма ОЭЗ необходимо предусмотреть следующие:
1. Необходимо ориентировать концепцию ОЭЗ не на многофункциональность и комплексность, а на достижение конкретных целей в национальной и региональной экономике. С учетом природно-географических особенностей региона представляется целесообразным позиционировать ОЭЗ как предпринимательскую СЭЗ, направленную на развитие экономики депрессивного региона. Такие СЭЗ активно используются промышленно развитыми странами. К сожалению, российские законодатели при разработке нормативной базы в отношении особых экономических зон не предусмотрели создание этого вида ОЭЗ, хотя именно в России с ее обширной территорией предпринимательские ОЭЗ могли способствовать решению приоритетной задачи выравнивания уровня экономического развития регионов. В Магаданской области возможно опробовать модель такой ОЭЗ, которую впоследствии, при достижении позитивных результатов, возможно применить и в других депрессивных регионах.
2. Основная цель развития ОЭЗ, обозначенная в Законе, должна быть конкретизирована в программе развития ОЭЗ путем постановки задач и определения отраслевых приоритетов развития ОЭЗ на каждом этапе ее функционирования.
3. Для наиболее рационального достижения целей и задач ОЭЗ необходимо разбить весь период функционирования ОЭЗ на 4 основных этапа: инфраструктурный, производственный, торговый и переходный к общенациональному режиму хозяйствования. Для каждого этапа необходимо определить основные задачи и приоритеты развития и соответствующие методы управления.
В связи с тем, что наличие развитой производственной инфраструктуры, что подтверждается и мировым опытом, является необходимым условием эффективности ОЭЗ, на первом этапе функционирования ОЭЗ предлагается основным приоритетом сделать развитие инфраструктуры. Ее формирование станет основой для создания эффективной структуры производства с большой долей обрабатывающей промышленности, которое планируется на втором этапе функционирования ОЭЗ. Развитие производства позволит наладить на третьем этапе торговые связи с соседними регионами и странами и вернуться на четвертом этапе к общенациональному режиму на новом уровне развития экономики.
4. На начальном этапе необходимо вкладывать средства фонда ОЭЗ и, возможно, средства федерального и областного бюджетов в создание и улучшение на территории ОЭЗ производственной инфраструктуры, в дальнейшем реинвестировать на эти цели часть средств, полученных за счет функционирования ОЭЗ.
5. Осуществлять дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, предусматривающее устранение всех противоречий между законом об ОЭЗ и федеральным налоговым, таможенным и гражданским законодательством.
6. Основным приоритетом особого режима должна стать инвестиционная деятельность. Необходимо направить действие всех элементов льготного режима на достижение инвестиционных целей. Для этого обязательно осуществлять административный контроль за использованием участниками ОЭЗ высвобожденных за счет льгот средств на инвестиционные цели. Практический механизм осуществления такого контроля может выглядеть следующим образом: ввести общие требования к инвестиционным проектам для новых участников ОЭЗ, предусмотреть определенный набор показателей, которые должны быть в нем отражены. С формой инвестиционного проекта необходимо увязать годовой инвестиционный отчет об использовании высвобожденных средств, который должен отражать достигнутые за год результаты по представленному инвестиционному проекту. Администрация ОЭЗ должна быть наделена функцией проведения проверок соответствия деятельности участников ОЭЗ целям развития зоны.
Дополнительно к основным льготам ОЭЗ необходимо предусмотреть инвестиционные льготы по региональным налогам и регистрационным сборам для приоритетных предприятий. Чтобы избежать неэффективности таких льгот, целесообразно предоставлять их в форме налоговых каникул на период до выхода предприятия на проектную мощность с последующим постепенным возвратом полученных освобождений.
7. Для обеспечения эффективности функционирования внебюджетного фонда ОЭЗ как бюджета развития территории необходимо соблюдать инвестиционную направленность финансируемых из фонда проектов. Важно отработать строгий механизм разделения финансирования на возвратное и безвозвратное. Основную часть инвестиционных проектов обязательно финансировать на возвратной основе, чтобы обеспечить рост поступлений во внебюджетный фонд и возможность реинвестирования средств. На безвозвратной основе допустимо финансировать часть инфраструктурных проектов, высокозначимых для региона, но не окупаемых.
Заключение
Реализация всех вышеназванных экономических мероприятий предполагает обязательную оценку их эффективности. А поскольку предприятия, образующие кластер, участвуют не только в выполнении собственных планов, но и в реализации стратегической программы развития Магаданской области, это предполагает оценку и таких показателей, как рост жизненного уровня населения региона и повышение социально-экономической эффективности экономики Магаданской области. Таким образом, вклад предприятий в экономику области и ее динамику можно рассматривать как основу для эффективного взаимодействия с органами власти в целях повышения уровня конкурентоспособности.
Литература
Аносова Л.А., Шагалов Г.Л. Проблемы региональной интеграции // Экономика и управление. 2011. № 12. С. 7-15.
.Вертакова Ю.В., Плотников В.А. Теоретические аспекты учета динамических характеристик социально-экономических систем в управлении региональным развитием // Известия Русского географического общества. 2011. Т. 143. № 6. С. 42-50.
Галъцева Н.В., Шарыпова О А., Давыдова А.А. Повышение конкурентоспособности отрасли специализации экономики Магаданской области // Управление экономическими системами. 2011. № 12.
Дежина И.Г., Салтыков Б.Г. Механизмы стимулирования коммерциализации исследований и разработок // Институт экономики переходного периода. Научные труды. М., 2008. № 72. С. 133-137.
Котов А.И., Лобачев О.В. Кластерный подход как инструмент развития отечественной инновационной системы // Экономика и управление. 2011. № 3. С. 11-15.
Харламов А.В. Макроэкономические и мегаэкономические процессы, воздействующие на предпринимательскую среду и безопасность российской экономики // Вестник национальной академии туризма. 2012. № 1. С. 54-56.
Харламова Т.Л. Возможности гармонизации взаимоотношений между предпринимателями и государством // Известия СПбУЭФ. 2011. № 4. С. 37-11.
www.gks.ru Федеральная служба государственной статистики
Оригинальность работы –71% Etxt Антиплагиат
Вертакова Ю.В., Плотников В.А. Теоретические аспекты учета динамических характеристик социально-экономических систем в управлении региональным развитием // Известия Русского географического общества. 2011. Т. 143. № 6. С. 42-50.
Аносова Л.А., Шагалов Г.Л. Проблемы региональной интеграции // Экономика и управление. 2011. № 12. С. 7-15.
Харламов А.В. Макроэкономические и мегаэкономические процессы, воздействующие на предпринимательскую среду и безопасность российской экономики // Вестник национальной академии туризма. 2012. № 1. С. 54-56.
Харламова Т.Л. Возможности гармонизации взаимоотношений между предпринимателями и государством // Известия СПбУЭФ. 2011. № 4. С. 37-11.
Харламов А.В. Макроэкономические и мегаэкономические процессы, воздействующие на предпринимательскую среду и безопасность российской экономики // Вестник национальной академии туризма. 2012. № 1. С. 54-56.
www.gks.ru Федеральная служба государственной статистики
Аносова Л.А., Шагалов Г.Л. Проблемы региональной интеграции // Экономика и управление. 2011. № 12. С. 7-15.
www.gks.ru Федеральная служба государственной статистики
Дежина И.Г., Салтыков Б.Г. Механизмы стимулирования коммерциализации исследований и разработок // Институт экономики переходного периода. Научные труды. М., 2008. № 72. С. 133-137.
Котов А.И., Лобачев О.В. Кластерный подход как инструмент развития отечественной инновационной системы // Экономика и управление. 2011. № 3. С. 11-15.
Галъцева Н.В., Шарыпова О А., Давыдова А.А. Повышение конкурентоспособности отрасли специализации экономики Магаданской области // Управление экономическими системами. 2011. № 12.
33
1.Аносова Л.А., Шагалов Г.Л. Проблемы региональной интеграции // Экономика и управление. 2011. № 12. С. 7-15.
2..Вертакова Ю.В., Плотников В.А. Теоретические аспекты учета динамических характеристик социально-экономических систем в управлении региональным развитием // Известия Русского географического общества. 2011. Т. 143. № 6. С. 42-50.
3.Галъцева Н.В., Шарыпова О А., Давыдова А.А. Повышение конкурентоспособности отрасли специализации экономики Магаданской области // Управление экономическими системами. 2011. № 12.
4.Дежина И.Г., Салтыков Б.Г. Механизмы стимулирования коммерциализации исследований и разработок // Институт экономики переходного периода. Научные труды. М., 2008. № 72. С. 133-137.
5.Котов А.И., Лобачев О.В. Кластерный подход как инструмент развития отечественной инновационной системы // Экономика и управление. 2011. № 3. С. 11-15.
6.Харламов А.В. Макроэкономические и мегаэкономические процессы, воздействующие на предпринимательскую среду и безопасность российской экономики // Вестник национальной академии туризма. 2012. № 1. С. 54-56.
7.Харламова Т.Л. Возможности гармонизации взаимоотношений между предпринимателями и государством // Известия СПбУЭФ. 2011. № 4. С. 37-11.
8.www.gks.ru Федеральная служба государственной статистики
Вопрос-ответ:
Какое развитие предпринимательства можно наблюдать в Магаданской области?
Развитие предпринимательства в Магаданской области можно охарактеризовать как активное. В последние годы здесь открывается足球新闻为主的app下载一个журналT-Zone,由俄罗斯娜塔利亚·索科洛娃主编,由公立形象iker.medusa.travel公司創立并發行的。Примечательной особенностью этого региона является наличие различных субсидий и льгот для предпринимателей, что способствует развитию бизнеса.
С какими проблемами сталкивается горнопромышленный комплекс Магаданской области и какие существуют пути их решения?
Горнопромышленный комплекс Магаданской области сталкивается с такими проблемами, как высокие затраты на разработку рудных месторождений, сложности в поиске сырьевой базы и связанной с ней инфраструктуры. Пути решения этих проблем включают привлечение инвестиций, разработку новых технологий и совершенствование организационных процессов.
Как можно охарактеризовать современное состояние Особой экономической зоны в Магаданской области?
Современное состояние Особой экономической зоны в Магаданской области можно охарактеризовать как положительное. Зона предлагает ряд привилегий и льгот для инвесторов, что способствует привлечению в регион новых инвестиций и развитию бизнеса. Однако, возникают проблемы с одновременным использованием всех льгот и отсутствием спроса на некоторые из них.
Какие льготы предоставляются в Особой экономической зоне Магаданской области?
В Особой экономической зоне Магаданской области предоставляются различные льготы для инвесторов, такие как освобождение от налога на прибыль, налога на имущество, налога на землю и т.д. Кроме того, зона предлагает инфраструктурную поддержку, доступ к сырью и транспортной логистике.
Каковы проблемы и пути их решения горнопромышленного комплекса в Магаданской области?
Проблемы горнопромышленного комплекса в Магаданской области включают высокую степень устаревания оборудования, недостаточное финансирование, низкую инвестиционную привлекательность и сложности в государственном регулировании. Для их решения необходимо модернизировать оборудование, привлекать инвестиции, создавать благоприятные условия для предпринимательской деятельности и улучшать механизмы государственного регулирования.
Каков анализ современного состояния Особой экономической зоны в Магаданской области?
Современное состояние Особой экономической зоны (ОЭЗ) в Магаданской области характеризуется спонтанным использованием льготного механизма и отсутствием спроса на некоторые льготы. Это связано с отсутствием законодательно закрепленных приоритетов и необходимостью одновременного действия всех льгот с первого дня создания ОЭЗ. Для улучшения состояния ОЭЗ необходимо разработать законодательные меры, определить приоритеты и усилить механизм контроля над использованием льгот.
Как развивается предпринимательство в Магаданской области?
Предпринимательство в Магаданской области развивается, однако сталкивается с некоторыми проблемами, такими как недостаток доступного финансирования, отсутствие квалифицированных кадров и высокие транспортные издержки. Для развития предпринимательства необходимо создание льготных условий для предпринимателей, обеспечение доступности финансирования и инфраструктуры, а также разработка образовательных программ по предпринимательству.
Какие проблемы и пути их решения существуют в горнопромышленном комплексе Магаданской области?
Проблемы горнопромышленного комплекса Магаданской области включают устаревание оборудования, недостаток финансирования, низкую инвестиционную привлекательность и сложности в государственном регулировании. Для их решения необходимо осуществлять модернизацию оборудования, привлекать инвестиции, создавать благоприятные условия для предпринимательства и улучшать механизмы государственной регуляции.
Каковы проблемы и пути их решения горнопромышленного комплекса в Магаданской области?
Проблемы горнопромышленного комплекса в Магаданской области включают недостаток инфраструктуры, отсутствие современных технологий, высокую стоимость производства и неэффективное использование ресурсов. Для решения этих проблем необходимо развитие инфраструктуры, привлечение инвестиций в модернизацию оборудования, снижение затрат на производство и повышение эффективности использования ресурсов.
Каково современное состояние Особой экономической зоны в Магаданской области?
Современное состояние Особой экономической зоны в Магаданской области характеризуется спонтанным использованием льготного механизма, но отсутствием спроса на некоторые льготы. Это связано с отсутствием закрепленных законодательно приоритетов. Одновременное действие всех льгот с первого дня создания ОЭЗ привело к такой ситуации. Для улучшения ситуации необходимо закрепить законодательно приоритеты и предлагать льготы, которые будут способствовать развитию экономики региона.
Как развивается предпринимательство в Магаданской области?
Предпринимательство в Магаданской области развивается, однако есть некоторые проблемы. Возможные проблемы включают сложности с получением кредитов, ограниченный рынок сбыта, высокую стоимость аренды помещений и недостаток квалифицированных кадров. Для развития предпринимательства необходимо поддержка со стороны власти, упрощение процедур получения кредитов, расширение рынков сбыта и создание условий для привлечения и обучения квалифицированных кадров.