Понятие и структура дефекта в специальной психологии
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 16.01.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Дефект в специальной психологии
Глава 2. Личностная реакция на дефект
1.1.Зрительная депривация
1.2.Слуховая депривация
1.3.Недоразвитие интеллекта
Заключение
Список литературы
Данные критерии справедливы лишь для так называемой наиболее типичной части умственной отсталости, а не для всей совокупности состояний, относимых к данной клинической форме.Д.Н. Исаев подчеркивает, что «при умственной отсталости далеко не всегда имеет место тотальность и преимущественное недоразвитие фило- и онтогенетически наиболее молодых систем мозга». Психическое недоразвитие может быть обусловлено преобладающим поражением более древних глубинных образований, которые препятствуют накоплению жизненного опыта и обучения.Общее психическое недоразвитие при умственной отсталости часто сочетается с такими неспецифическими нарушениями, как:нарушения черепно-мозговой иннервации, пирамидная недостаточность, парезы, нарушение мышечного тонуса, диэнцефальные расстройства, в частности церебрально-эндокринная недостаточность. В соматическом статусе у большинства детей, особенно с тяжелой формой умственной отсталости, нередко наблюдаются различные аномалии развития и дисплазии:деформации и нарушения соотношения размеров черепа, аномалии строения и расположения ушных раковин, глаз, зубов,укорочение фаланг пальцев, заячья губа, синдактилии. При умственной отсталости, связанной с нарушениями эмбрионального развития, часто наблюдаются пороки развития внутренних органов: сердца, легких, мочеполовых органов, желудочно-кишечного тракта, а в некоторых случаях, системные нарушения, например, костной системы, кожи и пр.Представления о себе у умственно отсталых школьников формируются не столько на рефлексивной основе, сколько на усвоении обобщенных оценочных характеристик, даваемых окружающими. В результате этого учащиеся специальных школ не имеют четкого, полного и адекватного представления о собственных качествах, некритично оценивают свои возможности и не соотносят их с уровнем сложности выполняемой деятельности. Самоописания школьников с недоразвитием интеллекта представляют собой однозначные характеристики преимущественно положительной направленности. Только к старшим классам такие учащиеся начинают более объективно оценивать себя, признавать наличие отрицательных характеристик [7]. ЗаключениеДефект - это физический или психический недостаток, влекущий за собой отклонения от нормального развития.Понятие о первичном и вторичном дефектах было введено Л.С. Выготским. Первичные дефекты возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга и др.) вследствие воздействия патогенных факторов. Вторичные дефекты характеризуются психическим недоразвитием и нарушениями социального поведения, непосредственно не вытекающими из первичного дефекта, но обусловленными им. У детей с недостатками развития всех категорий наблюдаются нарушения речевого общения, хотя проявляются они в разной мере и форме.Чем дальше имеющееся нарушение отстоит от биологической основы, тем успешнее оно поддается психолого-педагогической коррекции. Список литературыБожович Л.И. Личность и ее формирование в детском обществе (психологические исследования). - М., 1996.Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций: Из неопубликованных трудов. - М., 1960.Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии. – М.,1983. Дети с задержкой психического развития. — М., 1984.Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. – СПб., 2003. Кожалиева Ч. Б. Особенности становления образа «Я» у умственно отсталых подростков: Автореф. дис. … канд. психол. наук. –М., 1995. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. – М., 2002.Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб.пособие. –М., 2002.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981.Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих: Учебное пособие. –СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. Лубовский В.И. Специальная психология. – М.: ACADEMA, 2003.ЛурияА.Р. Умственно отсталый ребенок. – М., 1960.Мамайчук И. И., Пятакова Г. В. Исследование личностных особенностей детей с детским церебральным параличом // Дефектология. –1990. –№ 3. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб., 2006.Матвеев В. Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха. –М.: Медицина, 1987.Розова А.Л., Кулагин Ю.А., Лубовский В.И., Петрова В.Г. Изучение психического развития аномальных детей //Дефектология. – 1983. – № 6.Трофимова Н.М, Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. –СПб.: Питер, 2005.Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопр. психол. – 1992. – № 3-4.Эмоционально-волевые процессы и познавательная деятельность умственно отсталых детей: Сб. науч. тр. – М., 1993.
1.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском обществе (психологические исследования). - М., 1996.
2.Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003.
3.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций: Из неопубликованных трудов. - М., 1960.
4.Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии. – М.,1983.
5.Дети с задержкой психического развития. — М., 1984.
6.Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. – СПб., 2003.
7.Кожалиева Ч. Б. Особенности становления образа «Я» у умственно отсталых подростков: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1995.
8.Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. – М., 2002.
9.Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском воз¬расте: Учеб. пособие. – М., 2002.
10.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981.
11.Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих: Учебное пособие. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.
12.Лубовский В.И. Специальная психология. – М.: ACADEMA, 2003.
13.Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. – М., 1960.
14.Мамайчук И. И., Пятакова Г. В. Исследование личностных особенностей детей с детским церебральным параличом // Дефектология. –1990. – № 3.
15.Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб., 2006.
16.Матвеев В. Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха. – М.: Медицина, 1987.
17.Розова А.Л., Кулагин Ю.А., Лубовский В.И., Петрова В.Г. Изучение пси¬хического развития аномальных детей //Дефектология. – 1983. – № 6.
18.Трофимова Н.М, Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб.: Питер, 2005.
19.Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопр. психол. – 1992. – № 3-4.
20.Эмоционально-волевые процессы и познавательная деятельность ум¬ственно отсталых детей: Сб. науч. тр. – М., 1993.
Вопрос-ответ:
Что такое дефект в специальной психологии?
Дефект в специальной психологии - это состояние, характеризующееся недоразвитием или нарушением психических функций у человека. Он может проявляться на разных уровнях, включая зрительную и слуховую депривацию, а также недоразвитие интеллекта.
Опишите структуру дефекта в специальной психологии.
Структура дефекта в специальной психологии включает различные составляющие, такие как зрительная и слуховая депривация, недоразвитие интеллекта и личностная реакция на дефект. Каждая из этих составляющих может иметь свои особенности и проявления.
Как проявляется зрительная депривация?
Зрительная депривация проявляется в недостаточном развитии зрительных функций у человека. Это может быть вызвано отсутствием или ограниченностью стимуляции зрительной системы в раннем детстве. При этом могут возникать проблемы с визуальным восприятием, распознаванием объектов и пространственной ориентацией.
Как проявляется слуховая депривация?
Слуховая депривация проявляется в недостаточном развитии слуховых функций у человека. Это может быть вызвано отсутствием или ограниченностью стимуляции слуховой системы в раннем детстве. При этом могут возникать проблемы с восприятием и различением звуков, пониманием речи и коммуникацией.
Что такое недоразвитие интеллекта?
Недоразвитие интеллекта - это состояние, при котором развитие познавательных и когнитивных функций у человека отстает от возрастных норм. Это может проявляться в ограниченности мыслительных способностей, памяти, внимания и других когнитивных функций.
Какие понятия и структура дефекта рассматриваются в специальной психологии?
В специальной психологии изучаются различные понятия и структура дефекта, такие как зрительная депривация, слуховая депривация и недоразвитие интеллекта.
Что такое зрительная депривация?
Зрительная депривация - это состояние, при котором возникает отсутствие возможности развития зрительной функции вследствие врожденных аномалий или нарушений зрительного аппарата.
Как проявляется слуховая депривация?
Слуховая депривация проявляется отсутствием или существенными нарушениями слуховой функции в результате анатомических или функциональных нарушений в области слухового аппарата.