На выбор автора из списка
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 11.02.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
1. Инновации как основной фактор повышения эффективности деятельности предприятия
2. Анализ деятельности предприятия и поиск направлений его развития (на примере Зеленоградского отделения ОАО «Сбербанк России»)
2.1 Характеристика банка и его внутренней среды
2.2 Комплексная характеристика нововведения
3. Оценка целесообразности внедрения инновационного проекта развития Зеленоградского отделения ОАО «Сбербанк России»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Рассмотрим подробнее организацию кредитного процесса банка на примере получения кредита его основным неплательщиком ООО «Молочное дело».
Динамика кредитного портфеля Зеленоградского филиала банка Сбербанка России представлена на рис. . В 2012 году Банк обеспечил существенный рост кредитного портфеля (65%) (рис. ), который сопровождался увеличением объема денежных средств, привлеченных от корпоративных клиентов, ростом комиссионных доходов и уменьшением уровня просроченной задолженности, что обусловлено:
− ориентированием проводимой Банком кредитной политики на реальный сектор экономики;
− использованием практики формирования бизнес-пакетов заемщиков;
− применением современной и постоянно совершенствуемой методики оценки рисков;
− внедрением эффективной системы мониторинга состояния заемщиков;
− привлекательным имиджем Банка, сформированным многолетней практикой использования индивидуальных подходов к потребностям клиентов и высоким профессионализмом сотрудников.
Кредитный портфель Зеленоградского филиала банка Сбербанка России, тыс.руб.
Среднегодовая процентная маржа по портфелю увеличилась с 4,2% в 2011 году до 5,9%, составив по состоянию на конец 2012 года уже 6,6%. При этом объем вновь созданных резервов сократился с 1% в 2011 году до 0,5% в 2012 году, а объем просроченной на 90 дней и более задолженности сократился за год с 2,64 млрд рублей до 2,45 млрд рублей.
В 2012 году Банк продолжал динамичное развитие корпоративного кредитования как одного из приоритетных направлений бизнеса. Общая величина задолженности юридических лиц перед Банком за отчетный год в абсолютном выражении увеличилась на 13090987 тыс. руб.(на 30,0%) и на 1 января 2013 года составила 56941923 тыс.руб. (85,65% всего кредитного портфеля) (рис. ).
Динамика кредитного портфеля юридических лиц в Северо-Западном банке Сбербанка России, тыс.руб.
В 2012 году Северо-Западный банк Сбербанка России предоставлял следующие кредитные продукты:
– срочные кредиты;
– кредитные линии (возобновляемые и невозобновляемые);
– овердрафты;
– кредиты с привлечением иностранного фондирования;
– на факторинговых операций.
Отраслевая структура кредитных вложений приведена на рис.6.
Отраслевая структура кредитных вложений (доля) по состоянию на 01.01.2013
Согласно рис. основную долю среди клиентов Зеленоградского филиала банка Сбербанка России составляют лизинговые компании, а также торговые и промышленные предприятия.
Основная часть кредитов по состоянию на 1 января 2013 года приходилась на сроки кредитования свыше 1 года – 70,5% от объема совокупного кредитного портфеля (по сравнению с 54,7% на 1 января 2012 года) (рис. 7). Этот рост явился следствием активного развития финансирования долгосрочных лизинговых проектов, а также проектов развития инфраструктуры компаний транспортного сектора.
Структура кредитного портфеля Зеленоградского филиала банка Сбербанка России по срокам (доли)
Оценку эффективности кредитной деятельности Зеленоградского филиала банка ОАО «Сбербанк России» проведем с помощью анализа качества его активов с точки зрения присущего им риска. Поскольку кредитный риск является основным в деятельности банка, то и наиболее распространенным способом оценки качества активов является классифицирование их с позиции присущего им кредитного риска . Найдем величину кредитного риска (таблица 2.
Расчет величины кредитного риска Зеленоградского филиала банка ОАО «Сбербанк России» за 2012 год
Квартал Сумма задолженности (тыс. руб.) Резервы на возможные потери по ссуда, (тыс. руб.) Величина кредитного риска, %
I 124 893 904 258 361 0,998
II 143 955 377 225 124 0,998
III 164 465 008 382 123 0,998
IV 171 856 887 308 183 0,998
Чем ближе к единице значение коэффициента, тем выше качество кредитного портфеля с точки зрения его возвратности. Как видно из расчета, коэффициент кредитного риска стабилен и составляет 0,998%, что свидетельствует о возврате ссудной задолженности. Можно сделать вывод, что кредитный портфель сформирован за счет кредитов «повышенного качества» (стандартных и нестандартных).
Динамика просроченной задолженности Зеленоградского филиала банка ОАО «Сбербанк России» за 2009-2012 гг. представлена в Приложении 2. Полученные данные показывают, что вместе с увеличением основных показателей эффективности управления кредитным портфелем снижается размер просроченных ссуд в общем объеме выданных кредитов, что является положительной тенденцией. Основную долю просроченной задолженности составляют кредиты, выданные юридическим лицам.
Основные неплательщика банка представлены в таблице 3.
Основные неплательщики Зеленоградского филиала банка ОАО «Сбербанк России» на 01.10.2012 г., тыс.руб.
Согласно таблице основным неплательщиком Зеленоградского филиала банка ОАО «Сбербанк России» является ООО «Молочное дело», который просрочил срок погашения кредита на 4 месяца (по состоянию на 01.10.2012 г.). Структура просроченной задолженности Зеленоградского филиала банка ОАО «Сбербанк России» представлена в Приложении 1. Представленные данные указывают на то, что основную долю в просроченной задолженности как по корпоративным клиентам, так и по физическим лицам составляют краткосрочные ссуды. Ввиду этого можно сделать вывод о том, что используемая банком методика оценки кредитоспособности заемщика не эффективна, т.к. банк не может с высокой достоверностью спрогнозировать вероятность платежеспособности заемщика даже на ближайшую перспективу.
Таким образом, на основании анализа кредитного портфеля Зеленоградского филиала банка ОАО «Сбербанк России» необходимо отметить, что несмотря на то, что активы банка построены рационально, прибыльность активов достаточна, а кредитный риск минимален у банка не эффективно построена система оценки кредитоспособности заемщика, которая не может прогнозировать оценку его платежеспособности на текущую перспективу. Рассмотрим подробнее организацию кредитного процесса банка на примере получения кредита его основным неплательщиком ООО «Молочное дело».
Динамика кредитного портфеля Зеленоградского филиала банка Сбербанка России представлена на рис. . В 2012 году Банк обеспечил существенный рост кредитного портфеля (65%) (рис. ), который сопровождался увеличением объема денежных средств, привлеченных от корпоративных клиентов, ростом комиссионных доходов и уменьшением уровня просроченной задолженности, что обусловлено:
− ориентированием проводимой Банком кредитной политики на реальный сектор экономики;
− использованием практики формирования бизнес-пакетов заемщиков;
− применением современной и постоянно совершенствуемой методики оценки рисков;
− внедрением эффективной системы мониторинга состояния заемщиков;
− привлекательным имиджем Банка, сформированным многолетней практикой использования индивидуальных подходов к потребностям клиентов и высоким профессионализмом сотрудников.
Кредитный портфель Зеленоградского филиала банка Сбербанка России, тыс.руб.
Среднегодовая процентная маржа по портфелю увеличилась с 4,2% в 2011 году до 5,9%, составив по состоянию на конец 2012 года уже 6,6%. При этом объем вновь созданных резервов сократился с 1% в 2011 году до 0,5% в 2012 году, а объем просроченной на 90 дней и более задолженности сократился за год с 2,64 млрд рублей до 2,45 млрд рублей.
В 2012 году Банк продолжал динамичное развитие корпоративного кредитования как одного из приоритетных направлений бизнеса. Общая величина задолженности юридических лиц перед Банком за отчетный год в абсолютном выражении увеличилась на 13090987 тыс. руб.(на 30,0%) и на 1 января 2013 года составила 56941923 тыс.руб. (85,65% всего кредитного портфеля) (рис. ).
Динамика кредитного портфеля юридических лиц в Северо-Западном банке Сбербанка России, тыс.руб.
В 2012 году Северо-Западный банк Сбербанка России предоставлял следующие кредитные продукты:
– срочные кредиты;
– кредитные линии (возобновляемые и невозобновляемые);
– овердрафты;
– кредиты с привлечением иностранного фондирования;
– на факторинговых операций.
Отраслевая структура кредитных вложений приведена на рис.6.
Отраслевая структура кредитных вложений (доля) по состоянию на 01.01.2013
Согласно рис. основную долю среди клиентов Зеленоградского филиала банка Сбербанка России составляют лизинговые компании, а также торговые и промышленные предприятия.
Основная часть кредитов по состоянию на 1 января 2013 года приходилась на сроки кредитования свыше 1 года – 70,5% от объема совокупного кредитного портфеля (по сравнению с 54,7% на 1 января 2012 года) (рис. 7). Этот рост явился следствием активного развития финансирования долгосрочных лизинговых проектов, а также проектов развития инфраструктуры компаний транспортного сектора.
Структура кредитного портфеля Зеленоградского филиала банка Сбербанка России по срокам (доли)
Оценку эффективности кредитной деятельности Зеленоградского филиала банка ОАО «Сбербанк России» проведем с помощью анализа качества его активов с точки зрения присущего им риска. Поскольку кредитный риск является основным в деятельности банка, то и наиболее распространенным способом оценки качества активов является классифицирование их с позиции присущего им кредитного риска . Найдем величину кредитного риска (таблица 2.
Расчет величины кредитного риска Зеленоградского филиала банка ОАО «Сбербанк России» за 2012 год
Квартал Сумма задолженности (тыс. руб.) Резервы на возможные потери по ссуда, (тыс. руб.) Величина кредитного риска, %
I 124 893 904 258 361 0,998
II 143 955 377 225 124 0,998
III 164 465 008 382 123 0,998
IV 171 856 887 308 183 0,998
Чем ближе к единице значение коэффициента, тем выше качество кредитного портфеля с точки зрения его возвратности. Как видно из расчета, коэффициент кредитного риска стабилен и составляет 0,998%, что свидетельствует о возврате ссудной задолженности. Можно сделать вывод, что кредитный портфель сформирован за счет кредитов «повышенного качества» (стандартных и нестандартных).
Динамика просроченной задолженности Зеленоградского филиала банка ОАО «Сбербанк России» за 2009-2012 гг. представлена в Приложении 2. Полученные данные показывают, что вместе с увеличением основных показателей эффективности управления кредитным портфелем снижается размер просроченных ссуд в общем объеме выданных кредитов, что является положительной тенденцией. Основную долю просроченной задолженности составляют кредиты, выданные юридическим лицам.
Основные неплательщика банка представлены в таблице 3.
Основные неплательщики Зеленоградского филиала банка ОАО «Сбербанк России» на 01.10.2012 г., тыс.руб.
Согласно таблице основным неплательщиком Зеленоградского филиала банка ОАО «Сбербанк России» является ООО «Молочное дело», который просрочил срок погашения кредита на 4 месяца (по состоянию на 01.10.2012 г.). Структура просроченной задолженности Зеленоградского филиала банка ОАО «Сбербанк России» представлена в Приложении 1. Представленные данные указывают на то, что основную долю в просроченной задолженности как по корпоративным клиентам, так и по физическим лицам составляют краткосрочные ссуды. Ввиду этого можно сделать вывод о том, что используемая банком методика оценки кредитоспособности заемщика не эффективна, т.к. банк не может с высокой достоверностью спрогнозировать вероятность платежеспособности заемщика даже на ближайшую перспективу.
Таким образом, на основании анализа кредитного портфеля Зеленоградского филиала банка ОАО «Сбербанк России» необходимо отметить, что несмотря на то, что активы банка построены рационально, прибыльность активов достаточна, а кредитный риск минимален у банка не эффективно построена система оценки кредитоспособности заемщика, которая не может прогнозировать оценку его платежеспособности на текущую перспективу. Рассмотрим подробнее организацию кредитного процесса банка на примере получения кредита его основным неплательщиком ООО «Молочное дело».
20,45 298 000
В среднем лимит каждой кредитной карты составит 40 000 рублей. По предварительным прогнозам пользоваться картами данной рассылки будут около 20% клиентов. Рассчитаем экономический эффект.
Количество карт, которые будут предположительно активированы, таким образом, составит около 8 000 штук. Для карт почтовой рассылки используется продукт «Кредитная карта Visa» Зеленоградского отделения ЗАО "ЮниКредит Банк", процентная ставка по данному продукту составляет 28%, комиссия за обналичивание денежных средств составляет 7%, таки образом эффективная процентная ставка по продукту составит 35%, По данным аналитиков Зеленоградского отделения ОАО «Сбербанк России» обналичивают денежные средства с кредитных карт около 92%. Остальные держатели кредитных карт предпочитают расчет через терминалы, Интернет и т.д. Примерно 14% клиентов предпочитают пользоваться льготным периодом, количество таких клиентов составит около 1 100 человек, подобные клиенты за год снимают с карты денежные средства около 6 раз.
Таким образом, доходы от почтовой рассылки карт за год составят:
(1 100* 40 000* 7% + 1 100 * 40 000) * 6 + (6 900 * 40 000 * 35% + 6900 * 40 000) = 655 080 000 рублей.
Соответственно, за месяц: 54 590 000 рублей. Данная сумма во много раз превышает расходы на почтовую рассылку, которые составят 298 000 рублей. Таким образом, данная акция положительно скажется на финансовых показателях банка, внедрение ее целесообразно.
Проведем оценку доходности разработанного проекта. Рассчитаем ставку дисконтирования:
d = a + b + c
а) доходность альтернативных проектов вложения финансовых средств, очищенная от инфляции 9,5%
b) уровень премии за риск для проектов данного типа (в соответствии с классификацией инновации); 2%
c) уровень инфляции= 7,5%
d=15,5%.
Рассчитаем сальдо потоков по инвестиционной деятельности по проекту для каждого года. Расчёты приведены в таблице Таблица 8.
Таблица 8
Расчет чистого дисконтированного дохода
Показатель годы 0-ой 1-ый 2-ой 3-ий 4-ый 5-ый 1. Инвестиции на приобретение основных средств 680 2. Доходы (притоки), тыс.руб. 1252,75 1294,99 1294,99 1294,99 1294,99 2.1. Доходы от предоставления услуг 666 666 666 666 666 2.2. Доходы от экономии зарплаты 586,75 628,99 628,99 628,99 628,99 3. Производственные расходы (с учётом амортизации) 166 166 166 166 166 4. Налоги на имущество 14,96 14,96 14,96 14,96 14,96 5. Амортизация 136 136 136 136 136 6. Чистый доход 1207,79 1250,03 1250,03 1250,03 1250,03 7. Дисконтный множитель (19%) 1,0000 0,8403 0,7062 0,5934 0,4987 0,4190 8. Дисконтное сальдо потоков по проекту =(стр.6)х(стр.7) -680 1014, 9 882,77 741,76 623,39 523,76 9. Накопленное дисконтированное сальдо потоков по проекту -680 334,90 1217,67 1959,43 2582,82 3106,58
Дисконтный множитель (строка 7 таблица Таблица 8) для каждого шага определяется по формуле
1/(1+Е)m, (1)
где m – номер года (0;1;2;3;4;5),
Е – норма дисконта (в данном случае – 0,19)
Построим график Cash Flow (рис.Рисунок 1).
Рисунок 1. Диаграмма денежного потока проекта (Cash Flow)
Рассчитаем чистый дисконтированный доход:
ЧДД =∑ (Rt –Зt) / (1 +e n) t (2)
ЧДД = [(1 207,79 / 1 / (1 + 0,19)1 ) + (1 250,03 / 1 / (1 + 0,14)2 ) + (1250,03 / 1/ (1 + 0,14)3 ) + (1 250,03 / 1 / (1 + 0,14)4 ) + (1 250,03 / 1 / (1 + 0,14)5 )] = 3 106,58 ≈ 621,32 в год.
Построим график динамики чистого дисконтированного дохода (рис.Рисунок 2).
Рисунок 2. Динамики чистого дисконтированного дохода
Рассчитаем срок окупаемости.
Ток =Иневозм /ЧДДt (3)
Индекс доходности тесно связан с ЧДД. Он строится из тех же элементов и его значение связано со значением ЧДД: если ЧДД положителен, то ИД > 1 и наоборот. Если ИД > 1, проект эффективен, если ИД < 1 - неэффективен.
ИД=ЧДД/И *100, (4)
где ЧДД-чистый дисконтированный доход,
И- инвестиции.
ИД= 3 106,58/680*100=4,56 рублей.
Рентабельность проекта (среднегодовая рентабельность инвестиций) является разновидностью индекса доходности, соотнесенного со сроком реализации проекта. Она показывает, какой доход приносит каждый вложенный в проект рубль инвестиций. Данный показатель удобно использовать при сравнении альтернатив инвестиций.
(5)
Р = (4,56-1)/5*100% = 71,2%.
Рассчитаем срок окупаемости (Ток):
Ток = (6)
t- – последний период реализации проекта, при котором разность накопленного дисконтированного дохода и дисконтированных затрат принимает отрицательное значение;
ЧТС(t-) – последняя отрицательная разность накопленного дисконтированного дохода и дисконтированных затрат;
ЧТС(t+) – первая положительная разность накопленного дисконтированного дохода и дисконтированных затрат.
Ток = 1+680/(334,90+680)=1,67 лет или 1 год и 8 мес.
Рассчитаем внутреннюю норму доходности по формуле:
ВНД = ; (7)
d+ – последнее (из ряда проведенных расчетов) значение дисконта, при котором ЧДД (ЧТС) принимал положительное значение;
d- – первое (из ряда проведенных расчетов) значение дисконта, при котором ЧДД (ЧТС) принимал отрицательное значение;
ЧТС(d-); ЧТС(d+) – значения ЧТС при дисконтах, равных, соответственно, d- и d+.
Внутренняя норма доходности проекта рассчитывается путем перебора нескольких вариантов нормы дисконта Е и соответственного определения чистого дисконтированного дохода до тех пор, пока величина ЧДД приблизится к нулю, табл. 8.
Таблица 8
Расчет внутренней нормы доходности
Годы Поток реаль-ных
денег, тыс. руб. Коэффициент дисконтирования
при различных величинах Е Дисконтированный поток реальных денег при различных величинах Е 100 120 150 180 100 120 150 180 1 -680 1,0000 1,0000 1,0000 1,0000 -680,00 -680 -680 -680 2 1207,79 0,5000 0,4545 0,4000 0,3571 -680,00 -680 -680 -680 3 1250,03 0,2500 0,2066 0,1600 0,1276 603,90 549,00 483,12 431,35 4 1250,03 0,1250 0,0939 0,0640 0,0456 312,51 258,27 200,00 159,44 5 1250,03 0,0625 0,0427 0,0256 0,0163 156,25 117,40 80,00 56,94 Итого
- - - - 509,85 322,28 127,92 -4,66
Величина ВНД будет соответствовать той норме дисконта Е, при которой суммарный дисконтированный поток реальных денег (по строке «итого») окажется наиболее близок к нулю. ВНД должна быть больше принятой при расчетах нормы дохода на капитал. Согласно рис. Рисунок 3 ВНД = 178%.
Рассчитаем точку безубыточности:
Условно постоянные затраты = 241,5 тыс.руб.
Выручка = 1252,75 тыс.руб.
Маржинальный доход = 1011,22 тыс.руб.
Тб = В*ПС/МД=299,2 тыс.руб.
построим график безубыточности
Рисунок 4. Определение точки безубыточности
В итоге экономический эффект от внедрения мероприятия равен:
Э= (Д1+Д2+Д3+Д4+Д5)-(И+Рпр), (8)
где Дt – доход t периода,
И- инвестиции в проект,
Рпр- прочие расходы.
Э=(1252,75+1294,99+1294,99+1294,99+1294,99)-(680+224,8)=381742 рубля
Далее рассчитаем общий экономический эффект, полученный от реализации всех предложенных мероприятий по формуле
П = Пкп + Пб (9)
где П – общая годовая прибыль, полученная от реализации всех предложенных мероприятий;
Пкп – прибыль, полученная после внедрения карточного проекта;
Пб – прибыль, полученная после установки CASH-банкоматов.
П = 54292000 + 381742 = 54 673 742 рублей.
Таким образом, прибыль банка от создания и реализации разработанных мероприятий, составляет 54,6 млн. рублей, а сами мероприятия будут способствовать дальнейшему развитию и укреплению позиций отделения и брэнда банка в городе в целом. Также после реализации мероприятий будет несомненно присутствовать социальный эффект как со стороны персонала банка, так и со стороны его клиентов.
Для оценки уровня риска проекта предлагается использование классификации нововведений и инновационных процессов по группам риска (Приложение Б).
Среднее арифметическое значений, характеризующих признаки, характерные для рассматриваемой инновации, составляет (7+6+8+4+8+5+7+4+4+7+3+1+7+5+5+6+6) / 17 = 5,47 ( 5. Соответствующее классу 5 значение премии за риск составляет 5,0%.
Основные риски, присущие проекту представлены в Приложении В. Вероятность возникновения данных рисков мала. Ввиду этого Проект рекомендуется оценить как устойчивый только при наличии определенного финансового резерва. Реализация проекта принесет банку хороший доход, а также повысить его конкурентоспособность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования для повышения эффективности деятельности Зеленоградского отделения ОАО «Сбербанк России» нами рекомендуется внедрение следующих мероприятий:
- расширение ассортимента услуг за счет карточных продуктов. Одним из ключевых факторов успешного функционирования Зеленоградского отделения ОАО «Сбербанк России» на зеленоградском рынке банковских услуг является успешная реализация программы разработки и продвижения карточных продуктов. На основе анализа динамики деятельности Зеленоградского отделения ОАО «Сбербанк России» на рынке пластиковых карт были определены основные пути возможного повышения конкурентоспособности карточных продуктов.
- установка на территории города дополнительных офисов CASH-банкоматов с модулем приема наличных. Удобство данной функции, прежде всего для клиентов, заключается в более рациональном использовании времени, так как нет необходимости стоять в очереди.
Прибыль банка от создания и реализации разработанных мероприятий, составляет 54,6 млн. рублей, а сами мероприятия будут способствовать дальнейшему развитию и укреплению позиций отделения и брэнда банка в городе в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Положение Центрального Банка России от 12 марта 1998 г. N 20-П «О правилах обмена электронными сообщениями между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России»// [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.consultant.ru, свободный.
Распоряжение Правительства РФ от 28.01.2002 г. № 65 // [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.consultant.ru, свободный.
Асаул А.Н. Модернизация экономики на основе технологических инноваций. - СПб.: АНО ИПЭВ, 2008.
Бездудный Ф.Ф. Сущность понятия инновация и его классификация [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mag.innov.ru, свободный.
Бекетов Н.В. Факторы инновационной конкурентоспособности развития Российской экономики [Текст] // Маркетинг в России и за рубежом. – 2008. – № 1. – С.59.
Коробейников О.П., Трифилова А.А., Коршунов И.А. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятия. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: dis.ru/library/manag/archive/2000/3/1513, свободный.
Глазьев С. Перспективы российской экономики в условиях глобальной конкуренции [Текст] // Экономист. – 2009. – № 5. – С.4.
Вершинская О.Н., Бестужева О.Ю., Юдин Т.В. Потребление российским населением современных банковских услуг и электронная коммерция // Информационное общество. 2009. № 3. С. 51-60.
Глазьев С. Перспективы российской экономики в условиях глобальной конкуренции // Экономист. – 2009. – № 5. – С.4.
Захаренко Е. Н., Комарова Л. Н., Нечаева И. В. Новый словарь иностранных слов: 25 000 слов и словосочетаний. – М.: «Азбуковник», 2009.
Инновационный менеджмент / Под ред. П.Н. Завлина, Мендили Л.Э. - СПБ.: Наука, 2009. – 375 с.
Кирьянов М. Электронные деньги на пороге нового законодательства // Банковское дело. 2010. № 1. С. 81-83.
Кузык Б.Н., Кушлин В.И., Яковец Ю.В. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование». – 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Экономика, 2011.
Курнышева И., Лыков С., Идрисов А. Конкурентоспособность и проблемы структурной модернизации [Электронный ресурс]. Режим доступа: institutiones.com/industry/1135, свободный.
Комков Н.И., Иващенко Н.П. Институциональные проблемы освоения инноваций [Электронный ресурс]. Режим доступа: institutiones.com/innovations/1416, свободный.
Медведева С.А. Инновационный путь развития предприятия: необходимость реализации и основные преимущества [Электронный ресурс]. Режим доступа: fppo.ifmo.ru/kmu/kmu, свободный.
Мухин В.И. Основные факторы, влияющие на развитие наукоемких технологий в России. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.innovbusiness.ru/content/document, свободный.
Староверова Г.С. Экономическая оценка инвестиций [Текст]: учебное пособие – М.: КНОРУС, 2012. – 312 с.
Трошин В.В. Инновационная продукция [Электронный ресурс]. Режим доступа: rusnanonet.ru/articles/34595, свободный.
Шигалёва Л.М К вопросу о государственном регулировании обращения электронных денег в России // Вестник экономической интеграции. 2010. № 2. С. 158-163.
Сайт Инновации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.innovprom.ru, свободный.
Приложение А
Анализ динамики активов банка в 2012г., тыс.руб.
Показатель 01.01.2012 01.04.2012 Прирост за 1 кв. 2012 г. 01.07.2012 Прирост за 2 кв. 2012 г. 01.10.2012 Прирост за 3 кв. 2012 г. 01.01.2012 Прирост за 4 кв. 2012 г. Прирост за год Денежные средства 1 040 280 1 152 376 11 1 179 320 2 1 044 394 -11 1 330 827 27 28 Средства кредитных организаций в Центральном банке Российской Федерации 5 089 577 2 722 491 -47 2 317 200 -15 2 615 767 13 4 834 905 85 -5 Обязательные резервы 802 173 783 159 -2 760 147 -3 870 802 15 1 034 936 19 29 Средства кредитных организаций 1 490 132 1 182 256 -21 869 442 -26 429 935 -51 1 081 899 152 -27 Чистые вложения в ценные бумаги, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток 5 893 970 5 955 788 1 5 369 829 -10 5 932 505 10 6 418 350 8 9 Чистая ссудная задолженность 137291619 124893904 -9 143955377 15 164465008 14 171856887 4 25 Чистые вложения в ценные бумаги и другие финансовые активы, имеющиеся в наличие для продажи 580 030 580 030 0 580 030 0 610 307 5 610 305 0 5 Инвестиции в дочерние и зависимые организации 580 030 580 030 0 580 030 0 610 230 5 610 230 0 5 Основные средства, нематериальные активы и материальные запасы 247 705 222 195 -10 230 940 4 286 419 24 365 991 28 - Прочие активы 2 646 481 1 720 780 -35 1 797 996 4 1 815 789 1 2 283 295 26 48 Всего активов 154279794 138429820 -10 156300134 13 177200124 13 188782459 7 -14
Приложение Б
Классификации нововведений и инновационных процессов по группам риска
Признаки разделения на группы Значения признаков, позволяющих определить группу риска нововведения и инновационного процесса 1. По содержанию нововведения (8) Новая идея (4) Новое решение (7) Новый продукт (6) Новая техноло-гия (4) Новый регламент, стукура (5) Новая услуга 2. Тип новатора (сфера создания новшества) (6) Научно-технические организации и отделения (7) Производст-венные фирмы и подразделения (4) Маркетинговые подразделения и фирмы (3) Потребители и их организации 3 Тип новатора (область знаний и функции) (6)Финансы (4)Управление (7)Производство (3) Юриспруденция (8)Техни-ка (1)Консультанты (8)Естествознание (5)Социальные звенья 4. Тип инноватора (сфера нововведения фирмы и службы) (7) Научно - технические звенья (6) Промышлен-ные звенья (5) Финансовые, маркетинговые и коммерческие звенья (4) Эксплуатационные и обслуживающие звенья 5. Уровень инноватора (7) Подразде-ление фирмы (8) Фирма (6) Концерн, корпорация (5) Отрасль, группа отраслей 6. Территориальный масштаб нововведения (4) Район, город (5) Область, край (6) РФ, ближнее зарубежье (5) Интернационализация 7. Масштаб распростра-нения нововведения (5) Единичная реализация (6) Ограниченная диффузия (7) Широкая диффузия 8. По степени радикальности (8) Радикальные (4) Ординарные (2) Модернизация 9. По глубине преобра-зований инноватора (6) Системные (4) Комплексные (1) Элементные, локальные 10. Причина появления нового (7) Развитие науки и техники (5) Потребности производства (3) Потребности рынка 11. Этап ЖЦ спроса на новый продукт (8)Зарожде-ние (3)Ускорение роста (4)Замедление роста (5)Зрелость (7)Затухание 12. Характер кривой ЖЦ товара (1)Типовая, класси-ческая кривая (3) Кривая с “повторным циклом” (5) “Гребешко-вая” кривая (7) “Пиковая” кривая 13.Этапы ЖЦ товара. (7)Выведение на рынок (4)Рост (5)Зрелость (8)Упадок 14.Уровень изменчи-вости технологии (1)Стабильная (5)Плодотворная (8)Изменчивая 15.Этапы ЖЦ технологии (8)Зарождение (3)Ускорение роста (4)Замедление роста (5)Зрелость (7)Затухание 16. Этапы ЖЦ организации инноватора. (8) Создание (6) Становление (2) Зрелость (3) Перестройка (7) Упадок 17. Длительность инновационного процесса. (2) Опера-тивные (4) Краткосрочные
(до 1 года) (6) Среднесрочные (2-3 г.) (8) Долгосрочные ( > 3 лет)
Приложение В
Основные риски реализации проекта
1. Непринятие аудиторией.
a. Почему? При применении такого рода нововведения сложно предугадать реакцию рынка, поскольку прогнозирование рынка основано на опыте зарубежных стран. В настоящее время рынок электронных денег в России только начинает формироваться.
b. Как? Снижение рисков в данной ситуации не представляется возможным, т.к. наблюдается пропорциональная связь между радикальностью решения и риском не принятия этого решения целевой аудиторией.
c. Что? При возникновении непринятия покупателями нового продукта следует остановить дальнейшую реализацию нововведения.
d. Кто? В разрешении рисковой ситуации будет принимать участие технические и финансовый директоры. У них будут полномочия по отмене реализации нововведения при необходимости.
e. Когда? К сожалению, в данном проекте не возможно проведения профилактических действий, направленных на снижение рисков, по причине указанной в пункте 1.b
f. Сколько? Для разрешении ситуации будет достаточно отменить все дополнительные услуги, это не потребует каких-либо финансовых затрат.
2. Повышенные требования персонала по отношению к з/п.
a. Почему? Успешность реализации проекта почти полостью зависит от персонала – именно он привлекает клиентов к использованию электронных денег. В условиях столь высокой зависимости от уровня работников, нельзя быть до конца уверенным, что за плановую з/п удастся найти удовлетворяющий нашим потребностям персонал.
b. Как? Необходимо внимательно изучить рынок представителей требующийся профессий и иметь запасной вариант, чтобы понизить зависимость от кандидатов.
c. Что? Качество – превыше всего, но слишком сильно превышать планируемую среднюю з/п тоже нельзя, необходимо находить компромисс в зависимости от каждого отдельного кандидата.
d. Кто? Департамент персонала.
e. Когда? После одобрения бизнес-плана.
3. Увеличение коммерческих расходов.
a. Почему? Развитие использования электронных денег среди населения подразумевает под собой активную рекламную политику. Заранее точно предсказать размер затрат на рекламу невозможно, т.к. она будет корректироваться в процессе реализации проекта.
b. Как? Необходимо иметь запасные варианты, не зацикливаясь на одном возможном сценарии проведения маркетинговых мероприятий.
c. Что? Действия зависят от каждой конкретной ситуации. Если электронные деньги станут легко заменяем традиционные – следует направить рекламу на привлечение не охваченного сегмента потребителей, если электронные деньги будут трудно внедряться – усилить акцент на преимуществах электронных денег.
d. Кто? Департамент взаимодействия с клиентами.
e. Когда? В преддверии каждого нового мероприятия.
4. Риск недостатка электронных денег для проведения операций, что приведет к сокращению объема оказанных услуг
a. Почему? Глобальный финансовый кризис привел к отсутствию или ограничению доступа к рынкам капитала и значительному удорожанию заемных ресурсов, что может привести к необходимости корректировки сроков реализации ряда крупных перспективных проектов
b. Как? Постоянное отслеживание финансовых показателей, таких как кредиторская задолженность, наличия собственных свободных средств и т. д.
c. Что? Постараться по возможности отказаться от привлечения заемных средств, если это позволяет финансовое состояние
d. Кто? Финансовый директор, коммитет по управлению рисками
e. Когда? При анализе возможности начала новых крупных, затратных проектов.
5. Риск переноса сроков реализации проекта.
a. Почему? В этой ситуации реализация инвестиционных проектов, в которых может быть отложена на неопределенный срок ввиду отсутствия необходимого законодательства и лицензии у банка на выполнение данной операции.
b. Как? Внимательно отслеживать законодательные изменения
c. Что? По возможности передать часть функций на аутсортинг предприятиям, имеющим разрешение на работу с электронными деньгами
d. Кто? Блок экономической безопасности, отдел аналитики, коммитет по управлению рисками, Департамент финансов.
e. Когда? Постоянно
6. Операционные риски, которые могут привести к снижению цены на услуги
a. Почему? В случае неподтверждения количества прогнозируемых объемов продаж вероятно снижение себестоимости ввиду роста условно-постоянных затрат на условную единицу электронных денег
b. Как? Регулярное привлечение клиентов к совершению операций в электронных деньгах.
c. Что? Срочно заключить договоры со сторонними компаниями на безкомиссионное сотрудничество по обслуживанию клиентов в части оплаты за товар и услуги электронными деньгами.
d. Кто? Коммитет по управлению рисками, блок внутреннего контроля, комитет по аудиту? Департамент по взаимодействию с клиентами
e. Когда? На этапе запуска проекта.
7. Риски, связанные с реализацией инвестиционных проектов
a. Почему? Реализация инвестиционных проектов Компании подвержена рыночным, технико-производственным и операционным рискам. Рыночные риски могут оказать негативное влияние на реализацию проектов банка; технико-производственные и операционные могут привести к превышению запланированной стоимости проекта, затруднить его реализацию.
b. Как? Разработать процедуры тщательного и всестороннего изучения, отбора и анализа инвестиционных проектов, предлагаемых к реализации
c. Что? Тщательно проанализироваит степень риска проекта и возможно отказаться от его реализации
d. Кто? Инвестиционный комитет, коммитет по управлению рисками
e. Когда? В момент обсуждения принятия нового проекта
8. Инфляция и рыночные риски
a. Почему? Рост инфляции приведет к сокращению платежеспособного спроса населения, а, следовательно, и к сокращению объемов реализации.
b. Как? Учитывать инфляционные ожидания при планировании бюджета и стоимости реализации инвестиционных проектов
c. Что? страховать инфляционные риски
d. Кто? Инвестиционный комитет, планово-бюжетный комитет, комитет по управлению рисками, финансовый комитет, блок экономической безопасности
e. Когда? Постоянно
9. Риск ликвидности
a. Почему? Необходимо поддержание достаточного уровня денежных ресурсов для финансирования производственных, управленческих и инвестиционных потребностей, обеспечение стабильности выполнения финансовых обязательств банка, создание оптимальной структуры капитала
b. Как? проводить регулярный мониторинг факторов риска, (таких как: уровень производства, операционные расходы, отпускная цена продукции, необходимый объем оборотных средств и планируемые на различные горизонты времени капитальные затраты)
c. Что? Стараться сохранить (восстановить) оптимальную структуру капитала, долгосрочную финансовую устойчивость и конкурентоспособность
d. Кто? Финансовый блок, блок внутреннего контроля, блок организации развития
e. Когда? Постоянный мониторинг
10. Риск неполучения, прекращения или отказа от продления лицензий на выполнение банковских услуг
a. Почему? Вся деятельность банка зависит от срока действия некоторых лицензий, прежде всего лицензий на осуществление банковской деятельности, а также от выдачи новых лицензий и соблюдения их условий
b. Как? Проведение постоянной работы по совершенствованию системы контроля за выполнением условий лицензионных соглашений, требований банковских стандартов
c. Что? Привлечь квалифицированный персонал, обеспечить наличие необходимого оборудования и систем контроля качества услуг
d. Кто? Блок внутреннего контроля, блок организации развития
e. Когда? В момент проверки необходимости продления или получения лицензии.
3
Точка безубыточности
Точка окупа-емости
1.Положение Центрального Банка России от 12 марта 1998 г. N 20-П «О правилах обмена электронными сообщениями между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России»// [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.consultant.ru, свободный.
2.Распоряжение Правительства РФ от 28.01.2002 г. № 65 // [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.consultant.ru, свободный.
3.Асаул А.Н. Модернизация экономики на основе технологических инноваций. - СПб.: АНО ИПЭВ, 2008.
4.Бездудный Ф.Ф. Сущность понятия инновация и его классификация [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mag.innov.ru, свободный.
5.Бекетов Н.В. Факторы инновационной конкурентоспособности развития Российской экономики [Текст] // Маркетинг в России и за рубежом. – 2008. – № 1. – С.59.
6.Коробейников О.П., Трифилова А.А., Коршунов И.А. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятия. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: dis.ru/library/manag/archive/2000/3/1513, свободный.
7.Глазьев С. Перспективы российской экономики в условиях глобальной конкуренции [Текст] // Экономист. – 2009. – № 5. – С.4.
8.Вершинская О.Н., Бестужева О.Ю., Юдин Т.В. Потребление российским населением современных банковских услуг и электронная коммерция // Информационное общество. 2009. № 3. С. 51-60.
9.Глазьев С. Перспективы российской экономики в условиях глобальной конкуренции // Экономист. – 2009. – № 5. – С.4.
10.Захаренко Е. Н., Комарова Л. Н., Нечаева И. В. Новый словарь иностранных слов: 25 000 слов и словосочетаний. – М.: «Азбуковник», 2009.
11.Инновационный менеджмент / Под ред. П.Н. Завлина, Мендили Л.Э. - СПБ.: Наука, 2009. – 375 с.
12.Кирьянов М. Электронные деньги на пороге нового законодательства // Банковское дело. 2010. № 1. С. 81-83.
13.Кузык Б.Н., Кушлин В.И., Яковец Ю.В. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование». – 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Экономика, 2011.
14.Курнышева И., Лыков С., Идрисов А. Конкурентоспособность и проблемы структурной модернизации [Электронный ресурс]. Режим доступа: institutiones.com/industry/1135, свободный.
15.Комков Н.И., Иващенко Н.П. Институциональные проблемы освоения инноваций [Электронный ресурс]. Режим доступа: institutiones.com/innovations/1416, свободный.
16.Медведева С.А. Инновационный путь развития предприятия: необходимость реализации и основные преимущества [Электронный ресурс]. Режим доступа: fppo.ifmo.ru/kmu/kmu, свободный.
17.Мухин В.И. Основные факторы, влияющие на развитие наукоемких технологий в России. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.innovbusiness.ru/content/document, свободный.
18.Староверова Г.С. Экономическая оценка инвестиций [Текст]: учебное пособие – М.: КНОРУС, 2012. – 312 с.
19.Трошин В.В. Инновационная продукция [Электронный ресурс]. Режим доступа: rusnanonet.ru/articles/34595, свободный.
20.Шигалёва Л.М К вопросу о государственном регулировании обращения электронных денег в России // Вестник экономической интеграции. 2010. № 2. С. 158-163.
21.Сайт Инновации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.innovprom.ru, свободный.
Вопрос-ответ:
Какие факторы повышают эффективность деятельности предприятия?
Факторы, способствующие повышению эффективности деятельности предприятия, могут включать в себя использование инноваций, оптимизацию бизнес-процессов, повышение квалификации сотрудников, разработку и внедрение новых технологий, улучшение управления и экономии ресурсов, а также активное исследование рынка и конкурентной среды.
Как осуществляется анализ деятельности предприятия?
Анализ деятельности предприятия обычно включает в себя сбор и анализ информации о текущей работе предприятия, его финансовом состоянии и результативности, а также прогнозирование будущих тенденций и разработку стратегии развития. При анализе деятельности предприятия также может проводиться исследование конкурентов и рынка, анализ внутренней среды предприятия и выявление сильных и слабых сторон.
Какие направления развития можно выделить для Зеленоградского отделения ОАО «Сбербанк России»?
Для Зеленоградского отделения ОАО «Сбербанк России» можно выделить несколько направлений развития. Например, это может быть улучшение качества обслуживания клиентов, расширение ассортимента предоставляемых услуг, введение новых технологий и онлайн-сервисов, развитие партнерских программ и мероприятий, призванных привлечь больше клиентов, а также оптимизация бизнес-процессов и повышение эффективности работы отделения.
Каким образом можно оценить целесообразность внедрения инновационного проекта развития Зеленоградского отделения ОАО «Сбербанк России»?
Оценка целесообразности внедрения инновационного проекта развития Зеленоградского отделения ОАО «Сбербанк России» может проводиться путем анализа потенциальных выгод и рисков проекта, расчета ожидаемых экономических и финансовых показателей, опроса и маркетинговых исследований клиентов и конкурентов, а также проведения пилотных испытаний и оценки результатов. Важно учитывать как краткосрочные, так и долгосрочные перспективы развития отделения и банка в целом.
Какие факторы повышения эффективности деятельности предприятия рассматриваются в данном исследовании?
В данном исследовании рассматривается инновации как основной фактор повышения эффективности деятельности предприятия.
Какие направления развития Зеленоградского отделения ОАО «Сбербанк России» анализируются в данном исследовании?
В данном исследовании анализируется деятельность Зеленоградского отделения ОАО «Сбербанк России» и ищутся направления его развития.
Какова характеристика банка и его внутренней среды в данном исследовании?
В данном исследовании приводится комплексная характеристика банка и его внутренней среды, анализируются различные аспекты его деятельности и функционирования.
Что такое нововведение, рассматриваемое в данном исследовании?
В данном исследовании проводится комплексная характеристика нововведения, которое связано с развитием Зеленоградского отделения ОАО «Сбербанк России».
В какой форме проводится оценка целесообразности внедрения инновационного проекта развития Зеленоградского отделения ОАО «Сбербанк России» в данном исследовании?
В данном исследовании проводится оценка целесообразности внедрения инновационного проекта развития Зеленоградского отделения ОАО «Сбербанк России» через анализ различных факторов и критериев.
Как инновации могут повысить эффективность деятельности предприятия?
Инновации могут повысить эффективность деятельности предприятия, так как они вводят новые технологии, методы и процессы, которые позволяют сократить затраты, увеличить производительность и улучшить качество продукции или услуг.
Каким образом происходит анализ деятельности предприятия и поиск направлений его развития на примере Зеленоградского отделения ОАО «Сбербанк России»?
Анализ деятельности предприятия включает изучение его финансовых показателей, оценку конкурентной среды, анализ процессов и процедур, исследование клиентской базы и т.д. На основе полученных данных определяются слабые стороны и потенциал развития предприятия. Затем проводится поиск возможных направлений развития, которые могут включать в себя внедрение новых продуктов, улучшение услуг, расширение рынков и т.д.
Как можно оценить целесообразность внедрения инновационного проекта развития Зеленоградского отделения ОАО «Сбербанк России»?
Оценка целесообразности внедрения инновационного проекта включает анализ рисков и выгод, оценку ожидаемой отдачи от проекта, анализ конкурентной среды и т.д. Основная цель оценки - определить, стоит ли внедрять проект, и какие будут его возможные результаты для предприятия.