Пенсионный фонд

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Финансы
  • 34 34 страницы
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 10.10.2011
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
1.Пенсионный фонд Российской Федерации: его становление и задачи деятельности
2.Пенсионный фонд РФ. Современное состояние
3.Проблемы и совершенствование пенсионной системы Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Последнее необходимо, в частности, при решении вопросов об укрупнении негосударственных пенсионных фондов путем присоединения и слияния, когда некрупный фонд со сложившимся числом участников может получить право участвовать в обязательном пенсионном страховании лишь став структурным подразделением другого фонда, имеющего соответствующую лицензию. Законодатель, введя повышенные требования к фондам, не предусмотрел изменений статуса фонда, прав его учредителей, которые бы позволили выполнить эти требования, не затрагивая прав участников фонда.Для решения данной проблемы потребуется осуществить институциональное преобразование негосударственных пенсионных фондов в накопительные пенсионные фонды.[7]Государственное регулирование формирования пенсионных прав застрахованных лиц на основе страховых принципов невозможно до тех пор, пока в рамках распределительной части пенсионной системы сохраняется нестраховой механизм льготного и досрочного пенсионного обеспечения. Сегодня этот нестраховой механизм распространяется более чем на треть всех новых назначений трудовых пенсий. Весь объем финансовой нагрузки по досрочным пенсионным выплатам ложится на распределительную часть бюджета ПФР, что резко снижает размеры пенсий застрахованным лицам, выработавшим свои пенсионные права на общих основаниях.Данная проблема обсуждается не первое десятилетие, однако адекватный страховой механизм финансового обеспечения досрочных и льготных пенсий до сих пор не разработан. Основная причина затруднений заключается в высокой стоимости страховых обязательств, обусловленных вредными и опасными условиями труда и жизни, а также в занижении требований по трудовому стажу (как общему, так и льготному).Например, одно из предложений – четко разграничить источники финансирования досрочных и льготных пенсий от трудовых пенсий на общих основаниях и в последующем сформировать систему профессиональных пенсий, которые бы финансировались за счет собственных страховых источников – дополнительных страховых тарифов. Однако предложенные тарифы взносов в размере 3 и 7% в зависимости от категории плательщика застрахованного лица даже при высоком уровне доходности от инвестирования этих средств недостаточны для формирования трудовой пенсии на уровне среднего размера трудовой пенсии на общих основаниях и не обеспечат даже уровень ПМП.Из-за нестабильной ситуации в экономике и ограниченности средств, выделяемых Минфином России на цели увеличения уровня пенсионного обеспечения (500 млрд. руб.) не все предложения по реформированию пенсионной системы нашли отражение в законодательных нормах. В частности, не удалось разработать эффективный экономический механизм увеличения пенсионного возраста до 65 лет, как это принято в экономически развитых странах. Он должен был бы реализоваться не позднее 2015 г.По демографическим характеристикам, в первую очередь по состоянию здоровья населения нашей страны, физиологических резервов для увеличения пенсионного возраста нет. По продолжительности жизни и смертности мужчин увеличение возраста не оправдано также и с экономических позиций, поскольку не может повлиять на финансовое положение ПФР.Актуарные расчеты показывают, что увеличение пенсионного возраста даже на предельно возможный период позволит «сэкономить» не более 20–30 млрд руб. в год, т.е. не более 2–2,5% от общих расходов. И это при одновременном увеличении объема расходов в последующие после переходного периода годы.И еще один аргумент макроэкономического масштаба – перспективы снижения рынка труда до 2030 г.: количество рабочих мест неуклонно сокращается, и если остановить или хотя бы притормозить процесс освобождения рабочих мест пенсионерами, то основная часть молодежи автоматически пополнит отряд безработных, что обойдется экономике еще дороже. В то же время решение проблемы пенсионного возраста возможно путем увеличения продолжительности страхового стажа через стимулирование более позднего выхода на пенсию.Кроме того, комплекс мероприятий, предусмотренных пенсионной реформой 2010 г., не смог решить главную проблему – отсутствие долгосрочной финансовой устойчивости и актуарный дефицит пенсионного бюджета.В 2010 г. размер дефицита бюджета ПФР прогнозируется на уровне 1,2 трлн. руб., в 2020 г. – свыше 1,8, в 2030 г. – почти 3,3, в 2040 г. – без малого 6,1, в 2050 г. – 11,3 трлн. руб. в номинальном выражении. Однако, несмотря на абсолютное увеличение данного дефицита более чем в 20 раз за весь прогнозный период, его доля в ВВП сохраняется практически на одном уровне 1,5–1,8%. Только в 2010 г. (по причине пониженного тарифа страховых взносов) эта доля составит 2,7%. Такая «неизменность» обусловлена тем, что при стабильном тарифе взносов – 26% ежегодно индексируется предельный «потолок» базы его начисления.Не менее наглядным показателем устойчивости актуарного дефицита в рамках действующих условий является доля дефицита в общих расходах бюджета ПФР, включая отчисления на пенсионные накопления застрахованных лиц, которая в течение всего прогнозного периода начиная с 2011 г. не должна превысить 15–18%. В соответствии с действующим законодательным положением о субсидиарной ответственности федерального бюджета за выполнение государственных пенсионных обязательств этот дефицит будет полностью возмещаться из общеналоговых поступлений.Вторым крупным блоком проблем, с которыми не удается справиться руководству страны на протяжении последней четверти века, является проблема досрочных пенсий за работу с особыми условиями труда: на вредных производствах, в районах Крайнего Севера и др. Пенсионная система России отличается масштабами предоставления досрочных пенсий за работу, которые превышают зарубежные аналоги в десятки раз. Численность получателей досрочных пенсий в настоящее время достигла трети от числа пенсионеров по старости и продолжает расти, увеличивая нестраховое финансовое бремя расходов ПФ России. Сегодня они оплачиваются за счет уменьшения размеров выплачиваемых пенсий, что не может продолжаться вечно. Их финансирование должны обеспечивать работодатели, которые никакой финансовой нагрузки не несут. С помощью бесплатных досрочных пенсий они закрепляют на своих предприятиях персонал, практически не принимая мер по улучшению условий труда на рабочих местах. В то же время эта статья расходов крайне финансово обременительна и составляет около 400 млрд. руб. в год. В результате всех непросчитанных решений вкупе среднестатистическая пенсия все еще в два раза ниже, чем в СССР в конце 1980-х годов, а надежд на существенное их повышение в средне- и долгосрочной перспективе мало. Если бы субъекты Российской Федерации и крупные компании не осуществляли доплат пенсионерам за счет своих бюджетов, то картина выглядела бы еще более неприглядно.[5]В период 2013–2037 гг. необходимо полностью освободить распределительную пенсионную систему от всех видов досрочных и льготных трудовых пенсий и создать финансово-автономный экономический механизм пенсионного обеспечения на весь период реализации законодательно установленных льгот и привилегий вплоть до наступления общеустановленных требований по возрасту и стажу.Финансирование уже назначенных досрочных пенсий по старости лицам, не достигшим общеустановленного пенсионного возраста, продолжится из распределительной системы за счет солидарной части тарифа в рамках установленного обоснованного тарифа страховых взносов в ПФР.Для выплаты пенсий лицам, имеющим на 01.01.2013 специальный стаж (независимо от его продолжительности), необходимо ежегодно устанавливать дополнительный тариф (сверх общего тарифа страховых взносов) в распределительную систему, обязательный для всех работодателей. По оценкам, в 2013 г. дополнительный тариф составит 0,5%, в 2017 г. – достигнет своего максимума (1,5%) и будет сохраняться на этом уровне до 2023 г., после чего постепенно снизится, поскольку к 2037 г. последний досрочно вышедший на пенсию представитель этой группы достигнет общеустановленного пенсионного возраста.Для лиц, не имеющих на 01.01.2013 специального стажа, финансирование досрочных пенсий до достижения общеустановленного пенсионного возраста будет осуществляться работодателями путем уплаты страховых взносов в профессиональные пенсионные системы (ППС). По предварительным оценкам, тарифы в ППС при условии обеспечения их участникам пенсии, адекватной размеру трудовой пенсии по старости, составят:– для лиц, занятых на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, – 15%;– для лиц, занятых на работах с тяжелыми условиями труда, – 10%.Реализация страховых принципов осложнена не только последствиями финансового кризиса, но и обязательствами и проблемами, накапливавшимися в пенсионной системе на протяжении десятилетий. Поэтому для внедрения страховых принципов в практику требуется длительный переходный период.В целях усиления страховых принципов необходимо на следующем этапе пенсионной реформы (не позднее 2013–2015 гг.) осуществить корректировку современной формулы исчисления пенсии для застрахованных лиц, пенсия которым будет назначаться в период 2010–2040 гг., с тем, чтобы начиная с 2040 г. все трудовые пенсии назначались исходя из страховых принципов.В этих целях при исчислении трудовой пенсии по старости необходимо:– начиная с 2010 г. – применять статистический показатель периода дожития для лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста (а при назначении трудовой пенсии по старости ранее 55/60 лет (соответственно для женщин и мужчин) – увеличивать статистический период дожития на разницу между общеустановленным пенсионным возрастом и фактическим возрастом пенсионера);– начиная с 2012 г. – ввести в пенсионную формулу параметры, отражающие влияние демографических и макроэкономических факторов на пенсионные права застрахованных лиц;– начиная с 2040 г. – использовать пенсионную формулу, полностью соответствующую страховым принципам:Трудовая пенсия по старости = (Расчетный пенсионный капитал xСтажевый коэффициент x Коэффициент демографии) / Гендерно-статистический период выплаты пенсии.Предложенный порядок не обернется шоковой терапией и резко повысит заинтересованность застрахованных лиц в активном формировании своих пенсионных прав.Главное преимущество актуарной оптимизации, обоснованной специалистами ПФР, в отличие от лоскутных методов, предлагаемых независимыми экспертами, – комплексное решение всех перечисленных проблем. Взаимоувязанный комплекс мер призван резко сократить мучительный переходный период и обеспечить долгосрочную устойчивость пенсионной системы начиная с 2015 г. без шоковых последствий для всех участников пенсионной системы.Как показывают актуарные расчеты, основными результатами актуарной оптимизации, которую предлагается провести в период 2013–2020 гг., станут окончательный перевод российской пенсионной системы на страховые принципы и достижение заданных целевых ориентиров.Наиболее существенным экономическим результатом актуарной оптимизации следует признать достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионных государственных обязательств на весь период их реализации.А для застрахованных лиц реализация предлагаемого комплекса мер должна обернуться существенным повышением размера трудовой пенсии по сравнению с неоптимизационным вариантом и коэффициента замещения трудовой пенсии.Это лишь основные проблемы, которые необходимо решить на законодательном уровне для укрепления накопительного компонента пенсионной системы. Безусловно, существуют и другие актуальные вопросы совершенствования пенсионного законодательства на современном этапе, которые заслуживают того, чтобы стать предметом специального исследования.ЗаключениеВ настоящее время пенсионная система России испытывает существенные трудности в части рационального использования средств пенсионных накоплений в системе обязательного пенсионного страхования. Причина трудностей кроется в отсутствии достаточного количества инвестиционных инструментов, способных одновременно удовлетворить требование законодательства по инвестированию пенсионных накоплений и требование страховщиков по необходимой минимальной доходности для сохранения покупательной способности пенсии.На сегодняшний день назрела необходимость пенсионной реформы, в рамках которой минимальный размер пенсии был бы доведен до уровня прожиточного минимума, размеры пенсий дифференцировались в зависимости от прошлого трудового вклада пенсионера, а взносы, уплачиваемые работодателями в Пенсионный фонд РФ, в составе единого социального налога были бы ограничены. Текущие реформы ПФР опираются на мировой опыт пенсионного страхования, за время которого в мировой практике были разработаны различные модели пенсионных систем. Так, социальная модель предоставляет пенсионерам определенный минимум средств независимо от трудового вклада: стажа работы, уровня оплаты, суммы страховых взносов и т.д. Другие модели пенсионной системы считаются трудовыми пенсиями. Первая устанавливает зависимость величины пенсии от трудового стажа, оплаты труда, суммы страховых платежей. Вторая предполагает формирование пенсии по накопительному принципу: страховые взносы зачисляются на пенсионный счет в лицензированную финансовую компанию, которая для увеличения этих средств размещает их на финансовом рынке.Для развития отечественной пенсионной системы требуется создать новую институциональную базу, что предлагает определение макроэкономических пропорций и механизмов перераспределения для каждого института пенсионной системы.Одно из дальнейших направлений работы ПФР - повышение качества обслуживания клиентов. Фонд будет стремиться к тому, чтобы любое взаимодействие с гражданами было результативным и комфортным. С этой целью уже сейчас вводятся в строй новые клиентские службы, постоянно проводится обучение персонала и повышение его квалификации, активно используется сеть Интернет для предоставления услуг или справочной информации.Список использованной литературыФедеральный закон от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ «О страховых взносах Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (с изм.).Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р // Собр. законодательства Российской Федерации. 2008. №47. ст. 5489.Федоров Л.В. Пенсионный фонд Российской Федерации: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009 г. – 396 с.Пенсионное обеспечение в России: Учебное пособие/ Под общ.ред. проф. Р.И. Еруслановой. – М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009 г. – 608 с.Роик, В. Заложники непродуманных решений[Электронный ресурс]/В.Роик//Независимая газета.-17.11.2010.Биянова, Н. Как решить пенсионную проблему в России[Электронный ресурс]/Н. Биянова// Ведомости.-2011.-Режим доступа://http://npf.investfunds.ru/news/21603.Воронин, Ю.В. Актуальные проблемы развития пенсионного законодательства Российской Федерации [Электронный ресурс]/Ю.В.Воронин//Режим доступа:ww.minzdravsoc.ru/pensions/.../Voronin_Dlya_sbornika_ur_ak_2705201.Кошкин, М. Узнать о состоянии пенсионногосчета можно через интеренет[Электронный ресурс]/М.Кошкин//Комсомольская правда.-2011.Режим доступа://http://kp.ru/daily/25747.5/2735088.Кошкаров, А. У пенсионного фонда появится вторая пенсионная копилка [Электронный ресурс] А.Кошкаров//2011.-Режим доступа://http://rbcdaily.ru/2011/07/07/focus/562949980593543.Мазунин, А. Руденко, П. Пенсионные фонды обновили рост. Активы НПФ растут за счет новых средств [Электронный ресурс]/А.Мазунин, П.Руденко//КоммерсантЪ.-2011.-Режим доступа://http://npf.investfunds.ru/news/21803.Управляющие компании понизили пенсии. Накопления граждан поддались отрицательной доходности[Электронный ресурс]/ Коммерсантъ.-2011.-Режим доступа://http://npf.investfunds.ru/news/21673.Пенсия на миллион. По итогам полугодия из государственной системы ушло рекордное число граждан [Электронный ресурс]/КоммерсантЪ.-2011.-Режим доступа://http://npf.investfunds.ru/news/21721.Пенсионный Фонд РФ [Электронный ресурс]//Режим доступа://http://www.pfrf.ru/Риановости [Электронный ресурс]//Режим доступа://http://ria.ru/pension_spravki/20090427/169336450.html

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Федеральный закон от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ «О страховых взносах Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (с изм.).
2.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р // Собр. законодательства Российской Федерации. 2008. №47. ст. 5489.
3.Федоров Л.В. Пенсионный фонд Российской Федерации: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009 г. – 396 с.
4.Пенсионное обеспечение в России: Учебное пособие/ Под общ. ред. проф. Р.И. Еруслановой. – М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009 г. – 608 с.
5.Роик, В. Заложники непродуманных решений[Электронный ресурс]/ В.Роик//Независимая газета.-17.11.2010.
6.Биянова, Н. Как решить пенсионную проблему в России [Электронный ресурс]/Н. Биянова// Ведомости.-2011.-Режим доступа://http://npf.investfunds.ru/news/21603.
7.Воронин, Ю.В. Актуальные проблемы развития пенсионного законодательства Российской Федерации [Электронный ресурс]/Ю.В.Воронин//Режим доступа:ww.minzdravsoc.ru/pensions/.../Voronin_Dlya_sbornika_ur_ak_2705201.
8.Кошкин, М. Узнать о состоянии пенсионногосчета можно через интеренет[Электронный ресурс]/М.Кошкин//Комсомольская правда.-2011.Режим доступа://http://kp.ru/daily/25747.5/2735088.
9.Кошкаров, А. У пенсионного фонда появится вторая пенсионная копилка [Электронный ресурс] А.Кошкаров//2011.-Режим доступа://http://rbcdaily.ru/2011/07/07/focus/562949980593543.
10.Мазунин, А. Руденко, П. Пенсионные фонды обновили рост. Активы НПФ растут за счет новых средств [Электронный ресурс]/А.Мазунин, П.Руденко// КоммерсантЪ.-2011.-Режим доступа://http://npf.investfunds.ru/news/21803.
11.Управляющие компании понизили пенсии. Накопления граждан поддались отрицательной доходности [Электронный ресурс]/ Коммерсантъ.-2011.-Режим доступа://http://npf.investfunds.ru/news/21673.
12.Пенсия на миллион. По итогам полугодия из государственной системы ушло рекордное число граждан [Электронный ресурс]/КоммерсантЪ.-2011.-Режим доступа://http://npf.investfunds.ru/news/21721.
13.Пенсионный Фонд РФ [Электронный ресурс]//Режим доступа://http://www.pfrf.ru/
14.Риановости [Электронный ресурс]//Режим доступа://http://ria.ru/pension_spravki/20090427/169336450.html

Вопрос-ответ:

Что такое Пенсионный фонд Российской Федерации?

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) – это государственная учреждение, созданная для осуществления функций по пенсионному обеспечению граждан России. Он формирует и выплачивает пенсии, обеспечивает социальное страхование и медицинское обслуживание пенсионеров.

Какие задачи выполняет Пенсионный фонд РФ?

Основные задачи Пенсионного фонда Российской Федерации включают сбор страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, формирование и инвестирование пенсионных накоплений, выплату пенсий и других социальных выплат, организацию медицинского обслуживания пенсионеров и страхователей.

Какие проблемы существуют в пенсионной системе Российской Федерации?

В пенсионной системе Российской Федерации существуют ряд проблем, включая недостаточность накопительной системы, неравномерность выплат пенсий, низкую уровень пенсионного обеспечения, проблему демографического кризиса и долгий период накопления пенсии. В последнее время ведется работа по совершенствованию пенсионной системы для решения указанных проблем.

Какое современное состояние Пенсионного фонда РФ?

В настоящее время Пенсионный фонд Российской Федерации функционирует как ведомство, ответственное за пенсионное обеспечение граждан. Он осуществляет сбор страховых взносов и формирует пенсионные накопления, а также выплачивает пенсии и оказывает социальную поддержку пенсионерам. Пенсионный фонд также занимается организацией медицинского обслуживания для пенсионеров и страхователей.

Как Пенсионный фонд РФ совершенствует пенсионную систему?

Пенсионный фонд Российской Федерации работает над совершенствованием пенсионной системы, включая процесс укрупнения негосударственных пенсионных фондов путем присоединения и слияния. Такие меры позволяют некрупным фондам с большим числом участников получить возможность участвовать в обязательном пенсионном страховании. Это одна из стратегий, которые помогают решить проблемы пенсионной системы в России.

Каким образом сформировался Пенсионный фонд Российской Федерации и какие задачи он выполняет?

Пенсионный фонд РФ был создан в 1990-х годах в рамках реформирования пенсионной системы. Его основной задачей является обеспечение гарантированных пенсий и социальной поддержки граждан. Фонд собирает и распределяет пенсионные взносы, а также формирует пенсионные резервы и инвестирует их в целях обеспечения стабильности пенсионной системы.

Каково современное состояние Пенсионного фонда РФ?

Современное состояние Пенсионного фонда РФ можно охарактеризовать как сложное и непростое. Фонд сталкивается с рядом финансовых и демографических проблем. Дефицит пенсионных средств, а также рост числа пенсионеров в стране создают сложности в обеспечении достойных пенсий гражданам. Кроме того, Пенсионный фонд также подвержен воздействию экономической ситуации в стране.

Какие проблемы существуют в пенсионной системе Российской Федерации и как она может быть совершенствована?

В пенсионной системе РФ существует ряд проблем. Одной из основных является недостаточное финансирование пенсий. Возникает нехватка средств для обеспечения достойной пенсии населению. Также присутствует проблема раннего выхода на пенсию и низкого уровня накопительной части пенсии. Чтобы совершенствовать пенсионную систему, необходимо увеличить финансирование, повысить пенсионный возраст и улучшить условия работы и накопления пенсионных средств.

Каким образом происходит укрупнение негосударственных пенсионных фондов в России и какой смысл в этом?

Укрупнение негосударственных пенсионных фондов в России происходит путем присоединения и слияния некрупных фондов. Это позволяет сформировать более крупные и устойчивые фонды, способные более эффективно управлять пенсионными средствами и обеспечивать более высокие доходы для участников пенсионной системы. Также это позволяет упростить систему управления и снизить административные затраты.

Какой исторический путь прошел Пенсионный фонд Российской Федерации?

Пенсионный фонд Российской Федерации был создан в 1991 году. Его становление связано с переходом России к рыночной экономике и необходимостью обеспечить достойную пенсию гражданам. Начальный этап развития фонда был направлен на формирование базы данных о населении и организацию пенсионного обеспечения. В последующие годы произошли существенные изменения в законодательстве и системе пенсионного обеспечения, что внесло коррективы в деятельность фонда.

Каково современное состояние Пенсионного фонда РФ?

В современном состоянии Пенсионный фонд Российской Федерации является основным исполнительным органом в системе обязательного пенсионного страхования. Фонд занимается сбором, накоплением и распределением средств на пенсии гражданам. Он также осуществляет контроль за соблюдением законодательства в сфере пенсионного обеспечения и предоставляет информацию гражданам о состоянии и правилах пенсионного обеспечения.

Какие проблемы существуют в пенсионной системе России?

В системе пенсионного обеспечения Российской Федерации существуют ряд проблем. Одной из них является недостаточный объем финансирования пенсионной системы, что приводит к недостаточным пенсионным выплатам. Еще одной проблемой является демографический фактор: из-за сокращения численности трудоспособного населения увеличивается нагрузка на пенсионную систему. Также существуют проблемы связанные с неэффективностью управления пенсионными накоплениями и недостатком прозрачности в системе.