Торговля как вид предпринимательской деятельности

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Финансы
  • 32 32 страницы
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 19.09.2011
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение- 3 -
1.Сущность и функции торговли как вида предпринимательской деятельности- 5 -
1.1. Понятие торговли- 5 -
1.2. Виды торговли- 9 -
1.3. Функции торговли- 14 -
2. Роль и место торгового предпринимательства в экономике России- 16 -
2.1.Анализ состояния и развития торговой отрасли в Российской Федерации- 16 -
2.2.Проблемы развития торговой отрасли в России- 22 -
2.3. Основные направления развития торговли в Российской Федерации в перспективе- 26 -
Заключение- 30 -
Список использованной литературы- 32 -
Приложения
Фрагмент для ознакомления

Действующую нормативную правовую базу, регулирующую отношения в сфере торговли, характеризуют:
недостаточная системность действующих нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере торговли;
избыточность правового регулирования.
Одной из наиболее острых проблем, препятствующих развитию сектора внутренней торговли в России, является недостаточный уровень развития инфраструктуры, а именно неразвитость торговой инфраструктуры по сравнению с зарубежной, неприспособленность инфраструктуры, созданной до 1990-х годов, для развития современных форм торговли, недостаточные темпы и объемы строительства новых торговых площадей. Под инфраструктурой в данном случае понимаются не только базовые инфраструктурные объекты, такие как дороги, порты, склады, торговые объекты, сети электроснабжения, но и инфраструктура услуг для сектора торговли, включающая наличие необходимого количества высокоразвитых логистических компаний, дистрибуторов и оптовых поставщиков, сертифицирующих и лицензирующих организаций, компаний, работающих на рекламном рынке, образовательных учреждений. К проблемам в области инфраструктуры услуг относятся и слабые хозяйственные связи между производителями и организациями торговли; недостаточный уровень развития кооперации; наличие большого числа посредников между небольшими производителями и небольшими торговыми организациями (8, с.44).
Основное беспокойство у торговых организаций всех товарных сегментов вызывает низкая обеспеченность дорогами многих населенных пунктов и даже отсутствие дорожной связи между отдельными территориями. Такое положение дел не позволяет в срок и в достаточном количестве осуществлять поставки товаров во многие регионы, нарушает процесс товарообмена между регионами.
Аналогично складывается ситуация и со складскими площадями. Для таких товаров, как продукты питания, требующих особых условий хранения, проблема отсутствия складов приводит к тем же последствиям, что и низкая обеспеченность дорогами.
Проблему представляет собой также сложность и недостаточная прозрачность процедуры получения земли и разрешений на строительство торговых и логистических объектов.
Зачастую подведение коммуникаций приходится самостоятельно осуществлять компаниям, строящим объект, что приводит к удорожанию стоимости строительства до трех раз. Такая ситуация снижает инвестиционную привлекательность отрасли и тормозит строительство новых торговых и логистических объектов.
В России отдаленные и труднодоступные территории зачастую характеризуются острым дефицитом и даже полным отсутствием торговых площадей. Около 5% населения России не имеют доступа к торговым объектам, вследствие того, что для розничных компаний нецелесообразно с экономической точки зрения открывать магазины в населенных пунктах с невысоким платежеспособным спросом и с недостаточно развитой инфраструктурой. Особенно характерна подобная ситуация для городов Крайнего Севера, Дальнего Востока и Северного Кавказа, удаленных от городов сельских районов.
Среди основных проблем можно выделить: отсутствие платежеспособного спроса; отсутствие развитой инфраструктуры; отсутствие предложения логистических услуг; отсутствие квалифицированных кадров среднего и высшего звена.
Торговая отрасль обеспечивает рабочими местами пятую часть экономически активного населения страны с уровнем оплаты труда, соответствующим среднему по стране. Однако в отрасли наблюдается значительный дефицит и недостаточная квалификация кадров, которые обусловлены главным образом быстрым ростом торговой отрасли в последние годы, низким социальным престижем низко квалифицированных работ, недостаточным качеством обучения торговым специальностям в российских вузах.
Наибольший дефицит трудовых ресурсов наблюдается на уровне низко квалифицированного персонала и сотрудников средней квалификации. Проблемы с набором персонала низкой квалификации связаны, в первую очередь, с низким уровнем оплаты труда, высокой текучестью кадров, низкой мотивацией к работе и низкой степенью престижности профессии.
Среди основных проблем развития малого и среднего предпринимательства в сфере торговли следует выделить: наличие административных барьеров в организации и деятельности малых предприятий; дефицит финансовых ресурсов; сложности в реализации права выкупа арендуемых помещений; проблемы подключения к инженерным коммуникациям; другое (12, с.47).
В последние годы активно реализуется административная реформа. Многое удалось сделать. В то же время, ряд нерешенных проблем остается. По прежнему к числу серьезных барьеров можно отнести необходимость получения значительного количества разрешительных документов, наличие чрезмерной налоговой и статистической отчетности. Поэтому сохраняется актуальность решения задачи по дальнейшему сокращению количества необходимых разрешительных и отчетных документов.

2.3. Основные направления развития торговли в Российской Федерации в перспективе

В 2011 году Министерством промышленности и торговли России завершена подготовка проекта Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 годы и период до 2020 года. Разработка проекта Стратегии проводилась с участием федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, отраслевых союзов и ассоциаций (9, с.2).
В настоящее время потребительский рынок Российской Федерации переживает стадию быстрого роста - идет активное развитие сетевой торговли и современных форматов торговли. Вместе с тем по ряду ключевых показателей Россия отстает от зарубежных стран: например, обеспеченность современными торговыми площадями, доля современных форматов в обороте торговли в среднем по России в несколько раз ниже, чем в развитых странах.
Торговля – комплексный и системообразующий сектор экономики, стратегия развития которого должна обеспечивать баланс целей заинтересованных групп. К таким группам относятся: государство, потребители, производители, предприниматели в торговой сфере.
Основными целями государства являются рост и повышение конкурентоспособности экономики, рост качества жизни населения. Эти цели планируется достигнуть путем реализации инновационного сценария развития экономики Российской Федерации, как он представлен в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
Основными целями (по отношению к торговой отрасли) производителей являются возможность достичь всех потенциальных потребителей (т.е. географический охват) с максимальной эффективностью (большой пропускной способностью каналов продаж) и минимальными издержками в системе дистрибуции. Основная цель потребителей – возможность получать качественные товары по приемлемым ценам и с приемлемым качеством сервиса. Основная цель предпринимателей в торговой отрасли – наиболее полное удовлетворение спроса покупателей.
Таким образом, основная цель Стратегии – максимальное полное удовлетворение потребностей населения в услугах торговли путем создания эффективной товаропроводящей системы, соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики Российской Федерации и способствующей модернизации экономики Российской Федерации в целом.
Исходя из целей стратегии, анализа проблем, возможностей и угроз, стоящих перед внутренней торговлей можно сформулировать 8 ключевых задач стратегии:
- повышение эффективности регулирования сектора торговли;
- развитие инфраструктуры торговли;
- стимулирование развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах;
- снижение кадрового дефицита в торговле, повышение уровня профессиональной подготовки;
- обеспечение условий для развития конкуренции;
- поддержка развития малого и среднего бизнеса;
- стимулирование развития дистанционной торговли;
- совершенствование традиционных форматов торговли (9, с.23).
Для достижения поставленных целей Стратегии необходимо решить следующие задачи:
1. Повысить эффективность регулирования торговой отрасли.
2. Обеспечить развитие инфраструктуры торговли.
3. Стимулировать развитие торговли в малых и отдаленных населенных пунктах.
4. Обеспечить условия для развития конкуренции.
5. Оказывать поддержку развития малого и среднего бизнеса.
6. Снизить уровень кадрового дефицита в торговле, повысить уровень профессиональной подготовки кадров.
7. Стимулировать развития дистанционной торговли.
8. Совершенствовать традиционные форматы торговли.
Таким образом, из анализа текущего состояния сектора торговли в РФ можно заключить, что он представляет значительные возможности для дальнейшего роста и развития при условии обеспечения достаточной инвестиционной привлекательности. Эти возможности связаны, в первую очередь, с увеличением общего количества торговых площадей, увеличением доли современных форматов, увеличением консолидации отрасли, увеличением конкуренции между торговыми компаниями, развитием удаленных каналов продаж.
Реализация этих возможностей приведет к большому количеству положительных эффектов для экономики и населения страны: росту эффективности сектора торговли и его поставщиков, росту географической и ценовой доступности товаров, увеличению ассортимента и качества сервиса в торговле, росту инвестиций, выручки торговых и производственных предприятий, росту налоговых поступлений, снижению доли контрафактной продукции, нарушений условий хранения, транспортировки и продажи товаров.


Заключение

Под торговлей понимается отрасль народного хозяйства, обеспечивающая обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления.
Торговля является одним из наиболее динамично развивающихся секторов российской экономики. В структуре валового внутреннего продукта торговля занимает лидирующие позиции.
Ведущей функцией торговли является обмен результатов работы (продукции, услуг) на деньги, то есть реализация произведенной потребительской стоимости. Вторая важная функция торговли - доведение товаров со сферы производства в сферу потребления.
По месту купли-продажи различают торговлю внутреннюю и внешнюю. Внутренняя торговля Российской Федерации представлена двумя крупными секторами: сектором оптовой и сектором розничной торговли.
С 2005 по 2010 годы оборот розничной торговли показывал более высокие темпы роста, чем темпы роста оборота оптовой торговли. Среднегодовые темпы роста оборота оптовой торговли с 2000 г. составляли 8,5% в год, в то время как розничной - только 9,7%. Объемы оборота в 2010 году достигли показателя в 31,5 трлн. руб. для оптовой торговли и 16,4 трлн. руб. - для розничной.
В секторе торговли работает около 42% малых предприятий Российской Федерации, на которых трудятся свыше 3 млн. человек. На торговлю приходится более 60% оборота малых предприятий Российской Федерации.
Основными проблемами торговой отрасли в России на сегодняшний день являются: недостаточный уровень развития инфраструктуры, в том числе неразвитая логистическая система, низкий уровень обеспеченности населения торговыми площадями; неравномерное развитие торговли в разрезе субъектов Российской Федерации, наличие дефицита торговых объектов в отдаленных населенных пунктах; наличие административных барьеров в отрасли, в том числе со стороны региональных органов власти, препятствующих входу на рынок и ведению предпринимательской деятельности (в том числе для малого бизнеса), развитию межрегиональной торговли; значительный дефицит и недостаточная квалификация кадров в торговой отрасли.
В 2011 году Министерством была завершена подготовка проекта Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 годы и период до 2020 года, основной целью которой стало максимальное полное удовлетворение потребностей населения в услугах торговли путем создания эффективной товаропроводящей системы, соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики Российской Федерации и способствующей модернизации экономики Российской Федерации в целом.
Данная стратегия предполагает развитие цивилизованных форматов торговли, включающая развитие ряда альтернативных каналов продаж. Кроме того, в России имеются значительные предпосылки для быстрого развития дистанционной торговли. Однако влияние таких сдерживающих факторов развития дистанционной торговли, как проблемы законодательства, системы доставки и платежных систем, не позволяет ожидать быстрого роста данного формата торговли. Тем не менее доля дистанционной торговли на протяжении следующих 10 лет должна возрасти с нынешних 2% до 6%, что соответствует уровню развитых стран. Для успешного развития потребительской кооперации необходимо развивать государственную поддержку проектов строительства производственной инфраструктуры, связанной с хранением и первичной переработкой продукции. В результате прогнозируется трехкратный рост налоговых платежей и четырехкратный рост производительности труда в отрасли.
Список использованной литературы

Конституция Российской Федерации: Федеральный закон от 12.12.1993г. – Информ. – правовая система «Эксперт – Гарант». Версия от 29.08.11 г.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч I и II. – М.: Норма, 2011. – 1012с.
Налоговый кодекс Российской Федерации. Части I и II. – М: ИНФРА-М, 2011. – 616с.
Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Региональная газета-Федеральный выпуск. – 2009. - №5077.
ГОСТ Р51305-99 «Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу». – М.: Госстандарт России, 1999.
Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-99. «Торговля. Термины и определения» (Принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 11 августа 1999 г. N 242-ст) Дата введения 1 января 2000г. – Информ. – правовая система «Эксперт – Гарант». Версия от 31.08.11г.
Отчет о деятельности Минпромторга России в 2010 году и планы на 2011 год // http://www.minpromtorg.gov.ru/special/2010
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности министерства промышленности и торговли Российской Федерации на 2011-2013 годы // http://www.minpromtorg.gov.ru/special/2010
Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2011 – 2015 годы и период до 2020 года. Утверждена приказом Минпромторга России от 31 марта 2011 г. № 422 // http://www.minpromtorg.gov.ru.
Эванс Дж. Р., Берман Б. Маркетинг. - М.Инфра-М,1990. – 568с.
Большой экономический словарь / Под ред. Азрилняна А. Н. – М.: Институт новой экономики, 2008. – 488с.
Брагин Л.А., Данько Т.П., Иванов, Г.Г., и др. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация. – М: ИНФРА-М, 2009. – 314с.
Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия: Учеб. пособие. Мн., 2010. – 245с.
Власова В.М. Основы предпринимательской деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 496с.
Домнин В. Брендинг: новые технологии в России. - СПб.: Питер, 2008. - 352 с.
Емельянова О.Н. Совершенствование комплексных показателей эффективности деятельности предприятия торговли // Сфера потребительских услуг: актуальные проблемы и перспективы развития: Материалы региональной научно-практической конференции / КГТЭИ. – Красноярск, 2009. – 46с.
Крие А., Жаллэ Ж. Внутренняя торговля: Пер.с фр. / Общ.ред. В.С. Загашвили. – М.: Прогресс-Универс, 1993. – 94с.
Шандезон, Ж.; Лансестр, А.Методы продажи. - М.: Прогресс, 2009. – 160с.
Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учеб.пособие / Под общ.ред. А.Н. Соломатина. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 365с.













- 4 -


1.Конституция Российской Федерации: Федеральный закон от 12.12.1993г. – Информ. – правовая система «Эксперт – Гарант». Версия от 29.08.11 г.
2.Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч I и II. – М.: Норма, 2011. – 1012с.
3.Налоговый кодекс Российской Федерации. Части I и II. – М: ИНФРА-М, 2011. – 616с.
4.Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Региональная газета-Федеральный выпуск. – 2009. - №5077.
5.ГОСТ Р51305-99 «Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу». – М.: Госстандарт России, 1999.
6.Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-99. «Торговля. Термины и определения» (Принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 11 августа 1999 г. N 242-ст) Дата введения 1 января 2000г. – Информ. – правовая система «Эксперт – Гарант». Версия от 31.08.11г.
7.Отчет о деятельности Минпромторга России в 2010 году и планы на 2011 год // http://www.minpromtorg.gov.ru/special/2010
8.Доклад о результатах и основных направлениях деятельности министерства промышленности и торговли Российской Федерации на 2011-2013 годы // http://www.minpromtorg.gov.ru/special/2010
9.Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2011 – 2015 годы и период до 2020 года. Утверждена приказом Минпромторга России от 31 марта 2011 г. № 422 // http://www.minpromtorg.gov.ru.
10.Эванс Дж. Р., Берман Б. Маркетинг. - М.Инфра-М,1990. – 568с.
11.Большой экономический словарь / Под ред. Азрилняна А. Н. – М.: Институт новой экономики, 2008. – 488с.
12.Брагин Л.А., Данько Т.П., Иванов, Г.Г., и др. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация. – М: ИНФРА-М, 2009. – 314с.
13.Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия: Учеб. пособие. Мн., 2010. – 245с.
14.Власова В.М. Основы предпринимательской деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 496с.
15.Домнин В. Брендинг: новые технологии в России. - СПб.: Питер, 2008. - 352 с.
16.Емельянова О.Н. Совершенствование комплексных показателей эффективности деятельности предприятия торговли // Сфера потребительских услуг: актуальные проблемы и перспективы развития: Материалы региональной научно-практической конференции / КГТЭИ. – Красноярск, 2009. – 46с.
17.Крие А., Жаллэ Ж. Внутренняя торговля: Пер.с фр. / Общ.ред. В.С. Загашвили. – М.: Прогресс-Универс, 1993. – 94с.
18.Шандезон, Ж.; Лансестр, А.Методы продажи. - М.: Прогресс, 2009. – 160с.
19.Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учеб.пособие / Под общ.ред. А.Н. Соломатина. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 365с.

Вопрос-ответ:

Что такое торговля?

Торговля - это вид предпринимательской деятельности, направленной на куплю-продажу товаров и услуг между производителями и потребителями.

Какие виды торговли существуют?

Существуют различные виды торговли, включая оптовую и розничную, внутреннюю и внешнюю, традиционную и электронную. Каждый вид имеет свои особенности и специфику.

Какие функции выполняет торговля?

Функции торговли включают посредническую функцию, информационную функцию, стимулирующую функцию, распределительную функцию и иные. Они направлены на обеспечение эффективного обмена товаров и удовлетворение потребностей потребителей.

Какова роль торгового предпринимательства в экономике России?

Торговое предпринимательство является одной из основных отраслей экономики России. Оно играет важную роль в создании рабочих мест, привлечении инвестиций, удовлетворении потребностей населения и развитии общества в целом.

Каковы основные проблемы развития торговой отрасли в России?

Основные проблемы развития торговой отрасли в России включают высокую конкуренцию, низкую рентабельность, отсутствие квалифицированных кадров, нестабильность законодательной базы и другие факторы, которые затрудняют развитие бизнеса.

Чем отличается торговля от других видов предпринимательской деятельности?

Торговля отличается от других видов предпринимательской деятельности тем, что ее основная цель заключается в купле-продаже товаров и услуг. В отличие от производства, торговля не занимается непосредственным созданием товаров, а вместо этого осуществляет их распределение. Также, в отличие от услуг, в торговле главным образом торгуют материальными товарами.

Какие виды торговли существуют?

Существует несколько видов торговли, включая оптовую и розничную торговлю. Оптовая торговля представляет собой продажу товаров и услуг в больших объемах, обычно предназначенных для последующей перепродажи. Розничная торговля, напротив, осуществляется непосредственно с конечными потребителями. Также, существуют специализированные формы торговли, такие как интернет-торговля и дистанционная торговля.

Какие функции выполняет торговля?

Торговля выполняет несколько функций, включая функцию распределения, функцию стимулирования спроса, функцию обеспечения доступности товаров для потребителей, функцию конкуренции, функцию информационной поддержки и функцию финансовой обратной связи. Функция распределения заключается в перемещении товаров от производителей к потребителям. Функция стимулирования спроса включает маркетинговые действия для увеличения продаж. Функция доступности обеспечивает наличие товаров в нужном месте и в нужное время. Функция конкуренции побуждает предпринимателей создавать более качественные и доступные товары. Функция информационной поддержки включает предоставление потребителям информации о товарах. Функция финансовой обратной связи связана с обменом денежными средствами между участниками торговли.