Этапы развития эволюции суфизма.Крайний суфизм, ортодоксальный суфизм.Проблема умеренного и крайнего суфизма.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Религиоведение
  • 33 33 страницы
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 02.05.2014
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Оглавление
Введение 3
Глав 1. История суфизма в некоторых аспектах 7
1.1 Культурные и духовные предпосылки суфизма 7
1.2 Место суфизма в духовной жизни 14
Глава 2. Этапы и направления суфизма 19
2.1 Становление суфизма 19
2.2 Крайнее и умеренное направление суфизма 24
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Фрагмент для ознакомления

Что приводило его к неверию (куфр); 2) суфии школы «трезвости», особенно Джунейд аль-Багдади, считали, что высказывания аль-Бистами не противоречат исламу и не являются ересью, а просто неправильно понимаются непосвященными мусульманами. аль-Багдади даже написал толкования к высказываниям аль-Бистами, доказывая, что он был мусульманином, а не еретиком; 3) некоторые утверждали, что аль-Бистами вообще не говорил никаких еретических высказываний – их ему приписали другие люди.
Другой важной концепцией считается учение «трезвости», ярким представителем которого являлся Джунейд ал-Багдади (ум. в 910 г.). Данное учение часто противопоставляется учению «опьянения» аль-Бистами. Отличие заключалось не в самой идеологии учения (хотя под слиянием с Богом аль-Багдади все-таки подразумевал духовное слияние, а не физическое), а скорее в методе достижения цели. «Опьяненность» разума (с помощью радений, шатх и т. п.), он считал помехой для правильного понимания процессов, которые происходят в душе мистика, и тем более для достижения и постижения Высшей Истины. Он старался не афишировать своих взглядов, в отличие от аль-Бистами, аль-Халладжа и других крайних суфиев. Главная идея Джунейда аль-Багдади, заключалась в том, что все вещи имеют свое начало в Боге, но сейчас они временно рассеяны, а в конечном итоге они будут собраны воедино (джам), чтобы продолжить свое существование в Нем. Таким образом, сущность мистика «растворяется» (фана) в процессе лицезрения Божества и Его познании им, а затем мистик как бы «пребывает в Боге» (бака). В этом состоянии суфий старается передать другим людям Божественное знание, которое он получил, проходя Путь (ат-тарика). Надо отметить, что Джунейд ал-Багдади уделял большое внимание и шариату, без которого путь суфия не был бы возможным. «Трезвость» и «самоконтроль» учения Джунейда аль-Багдади стали основой, на которой строилось большинство последующих суфийских духовных учений.
Учение суфизма трудно согласовывалось с ортодоксальной исламской идеологией. Понадобились века и старания многих суфиев, чтобы нивелировать различия между ними. Одним из тех, кто внес значительный вклад в эту работу, был выдающийся исламский ученый и богослов Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад аль-Газали. Аль-Газали родился в 1058/1059 г. в Хорасане (Иран), умер там же в 1111 г. Энциклопедические знания и творческая активность аль-Газали, поражавшие современников еще при его жизни, снискали ему славу и прозвище Довод ислама (худжжат ал-ислам).
В самом начале своего пути аль-Газали был схоластическим богословом, но постепенно, видя закостенелость догматического богословия, он испытал определенное разочарование в нем. Все это толкнуло его на путь поиска более верного метода достижения истины. Им были проанализированы греческая философия, калам, исмаилитское учение и суфизм. В итоге он пришел к выводу о преимуществе суфийского мистического учения над другими способами познания мира и Бога. Аль-Газали считал, что тщательное соблюдение шариата и суфийской этики с духовной дисциплиной, необходимо для достижения религиозной истины и спасения в будущей жизни. Его книга «Воскрешение наук о вере» является результатом этих поисков. Она представляет собой синтез богословских и мистических знаний, собранных мусульманскими учеными на протяжении долгих столетий с момента возникновения ислама. В своих книгах аль-Газали использовал определенные философские методы, главным образом логику, которые он считал приемлемыми в мусульманском богословии.
Он говорил о том, что каждый, ищущий истинное знание о божественных тайнах, может получить его с помощью суфийского метода познания, в то время как традиционные, схоластические знания – лишь начальная ступень. И в то же время он придавал шариату огромное значение, без которого вера не будет полной. Главная заслуга аль-Газали заключается в том, что он очистил суфизм от наиболее несовместимых с исламом вещей, проанализировал его и создал свою определенную систему познания истины. Все это и его высокий авторитет в богословии позволили легализовать суфизм и сделать его привлекательным в глазах ортодоксальных факихов, а также простых людей. Идеи аль-Газали оказали большое влияние на воззрения многих представителей средневековой философии, причем не только мусульманских, но и еврейских Майм.
Еще одним теоретиком суфизма является Ибн Араби. Он родился в г. Мурсия (Испания) в 1165 г. Заслуживают внимания его философские взгляды, изложенные во многих книгах, которые оказали огромное влияние на различные течения в суфизме. Но наиболее важными являются «Геммы мудрости» и «Мекканские откровения». Стиль, которым пишет Ибн Араби, крайне труден для понимания, ввиду того, что он сам нарочно этого добивался. Отчасти из-за опасений преследования со стороны других ученых, отчасти из-за того, что это был его стиль рассуждения и размышления. Он считал Вселенную продуктом Божественного самопознания, которое подтолкнуло Его (Аллаха) уникальную и непознаваемую Сущность проявить Себя в вещах и явлениях тварного мира, который, в свою очередь, стал своего рода зеркалом еë совершенных качеств.
Эта идея вызвала возмущение многих средневековых улемов (ученых), которые обвинили Ибн Араби в полном отождествлении Бога и Вселенной, что шло вразрез с традиционным мусульманским представлением о полной непостижимости и трансцендентности Бога. В учении Ибн Араби Бог не является совершенно потусторонней, недосягаемой Сущностью, каковой Он представлялся большинству суннитских богословов.
Поэтому многие из них считали и считают Ибн Араби основателем «еретического» учения о «единстве бытия» (вахдат ал-вуджуд), понимаемого ими как самый примитивный пантеизм. На самом деле его онтологические воззрения намного сложнее и богаче.
Суфии крайнего толка зачастую не придавали значения внешним формам религии, отдавая предпочтение внутренней религиозности. В IX веке в Хорасане оформилось движение «мала-матийя» (люди порицания), сторонники которого расценивали самодовольство и гордость достижениями в аскетизме как величайшую опасность для «спасения души» суфия. Обращая все помыслы к Богу, они скрывали свой образ мыслей и успехи в мистико-аскетических упражнениях от окружающих. Преемники маламатийи довели принципы этой школы до абсурда. Они афишировали свое пренебрежение к внешнему благочестию, безразлично относились к ритуально-обрядовой практике ислама и своим вызывающим поведением, нарушающим общепринятые правила общежития, вызывали раздражения и навлекали на себя порицания со стороны других людей.
Наряду с крайними мистико-аскетическими интерпретациями развивался умеренный суфизм, предписывавший строго соблюдать религиозные обязанности, избегать экстатических трансов и почитать ранние исламские авторитеты. Сторонники умеренного суфизма считали совершенным видом знания об Аллахе «тайное» мистическое (эзотерическое) знание и в то же время признавали ценность формального знания, которое рассматривалось как отправная точка для знания высшего порядка - знания суфиев. Родоначальником умеренно-рационалистического течения в суфизме стал перс аль-Джунейд (ум. 910), имевший многочисленных последователей. Один из его прославленных учеников Абу Талиб аль-Макки (ум. 996) стремился пред- ставить суфизм в качестве сердцевины исламского вероучения, а суфиев - главными хранителями и защитниками традиции пророка Мухаммеда.
Деятельность ряда мусульманских теологов X - XI вв. вызвала к жизни качественно новое явление в мусульманской теологии, связанное с привнесением в суннитский традиционализм присущего суфизму эмоционально-чувственного компонента. В результате осуществленных ими теолого-философских разработок умеренный суфизм был введен в систему ценностей суннитского ислама. Соединение исламского традиционализма с суфийскими идеалами связано с именем одного из наиболее влиятельных мыслителей мусульманского средневековья, крупнейшего теолога, философа и правоведа Абу Хамида аль-Газали (1058 - 1111). Он утверждал, что суфийская теория и практика полностью соответствуют духу и основам мусульманской религии, доказывая «праведность» суфизма с помощью соответствующего толкования Корана и суннитских преданий о пророке Мухаммеде. Практическую пользу суфизма аль-Газали видел в направлености этого учения к нравственному совершенствованию, но отвергал суфийские идейные построения о полном слиянии человеческой души с Богом и растворении в нем.



















Заключение
В данной курсовой работе были рассмотрены различные аспекты суфизма, этапы его становления и развития и особенности формирования взглядов суфиев, создавшие культурные и духовные предпосылки для появления отличных направлений в рамках суфизма. Также раскрыты особенности суфийского учения и его отличия от традиционного ислама.
Несмотря на то, что суфизм является довольно противоречивым учением (возможно, потому что у всех различные взгляды на него), с помощью него человек может решить не только внутриличносные конфликты, если такие имеются (поскольку при достижении Абсолюта человек находится в полной гармонии с собой и с миром), но и может решать конфликты, и устанавливать мир в группах или даже государстве. Примерами участия суфиев в миротворчестве могут выступать Дагестан, Иран и другие страны Ближнего Востока.
Но при этом, методы и тактики, выбираемые суфиями в конфликтных ситуациях, направлены больше на урегулирование конфликта, чем на отстаивание собственных позиций. Ведь для суфиев гораздо важнее найти гармонию с окружающим миром, потому что без нее невозможно установить внутреннее равновесие и продолжить духовное саморазвитие, что является для них самым главным в жизни.
Чтобы сохранить гармонию, суфий, взглянув на проблему с позиции другого человека, воспринимает его точку зрения вместо того, чтобы настаивать на своей.
Люди спорят и ссорятся друг с другом, потому что у них есть несовпадающие желания и эгоистические интересы. Истинные суфии же не беспокоятся о достижениях или приобретениях, таких как богатство, власть и социальный статус. Следовательно, они не могут иметь разногласий с людьми или ссориться с кем бы то ни было.
Ненависти и злобе нет места в том сердце, где поселилась любовь к Богу. Сердце, наполненное злыми умыслами и отрицательными эмоциями, не в состоянии содержать в себе Божественную Любовь. Таким образом, свободное от ненависти сердце суфия содержит и излучает только любовь.
В мире суфиев нет ни агрессии, ни ненависти. Повсюду царит покой, и конфликтам нет места; не существует ни лицемерия, ни обмана. Каждый суфий искренне стремится служить своим собратьям-суфиям. Здесь можно найти лишь чистоту, безмятежность и любовь. Поистине, это та утопия, которой желают все сердца; это рай, обретенный в этом мире.
В мире суфиев все любят друг друга - независимо от поверхностных различий, таких как раса, богатство или общественное положение. Движимые человеколюбием, все стремятся помочь друг другу. Конфликты, так часто возникающие среди тех, кто попал в сети «я» и «ты», не существуют для суфия. Каждый суфий - это зеркало для других суфиев, и все отражают Истину.
Таким образом, мир суфия - это мир, к которому в глубине сердца стремятся все.














Список использованной литературы
Акимушкин О. Ф. Два редких памятника мусульманской агиографической литературы // Краткие сообщения Института востоковедения. Т. 38. М., 1960.
Бартольд В.В. Сочинения. Т.6. – М.: Наука,1966.
Бертельс Е.Э. Суфизм и суфийская литература. – М.: Наука, 1965.
Болдырев А.Н. Отражение древних культурных традиций в классической литературе Ирана. // История иранского государства и культуры. – М.,1971.
Газали А.-М. Эликсир счастья. – СПб., 2002.
Гриненко Г.В. История философии. – М., 2009.
Гольдциер И. Культ святых в исламе. – М., 1938.
Демидов С.М. Суфизм в Туркмении. – Ашхабад: Ылым,1978.
История религии / Под общ. ред. И.Н. Яблокова. – М., 2007.
Карл Эрнст. Суфизм. – М., 2002.
Комилов Н. Тасаввуф. – Ташкент: Мовароуннахр–Узбекистон, 2009.
Конрад Н.Н. Запад и Восток. – М., 1972.
Кныш А. Д. Мусульманский мистицизм. – М., СПб.: Диля, 2004.
Крымский А. История Персии, ее литературы и дервишской теософии. Ч.2. – М.: Изд-во Лазер. ин-т. вост.яз.,1912.
Мухаммад Ю.Х. Энциклопедия суфизма. – М., 2005.
Сепанянц М. Т. Исламский мистицизм. – М.,1987.
Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. – М., 1987.
Тауфик Ибрагим.  Философские концепции суфизма // Классический ислам: традиционные науки и философия. — М., 1988. — С. 85-131.
Хусайн Хорезми: среднеазиатский суфий начала XV в. // Из истории суфизма: источники и социальная практика. Ташкент, 1991.
Хисматулин А.А.. Суфизм. – СПб., 1999.
Абдуль-Кадир Иса. Истина суфизма. URL: http://sunnainfo.files.wordpress.com/2010/05/ istinasufizm1.pdf.
Николсон Р.А.. Идея личности в суфизме. URL: http://oldsufiwebzine.wordpress.com/tag/
Янгузин А.Р. Духовные истоки суфизма. URL: http://elibrary.ru/download/57931649.pdf.

Гольдциер И. Культ святых в исламе. М., 1938.
Николсон Р.А.. Идея личности в суфизме. URL: http://oldsufiwebzine.wordpress.com/tag/
Сепанянц М. Т. Исламский мистицизм. М.,1987.
Абдуль-Кадир Иса. Истина суфизма. URL: http://sunnainfo.files.wordpress.com/2010/05/ istinasufizm1.pdf.
Карл Эрнст. Суфизм. М., 2002.
Мухаммад Ю.Х. Энциклопедия суфизма. – М., 2005.
Абу Хамид аль-Газали. Книга, избавляющая от заблуждений / Пер. с араб. А. Сагадеева.- Махачкала, 2003. - 64 с.
Абдо Мухаммад. Рисялят ат-Таухит (Трактат о единобожье) - Каир, 1956. - 284 с.

Крымский А. История Персии, ее литературы и дервишской теософии. Ч.2. – М.: Изд-во Лазер. ин-т. вост.яз.,1912, с.47.
Болдырев А.Н. Отражение древних культурных традиций в классической литературе Ирана. // История иранского государства и культуры. – М.,1971, с.153.
Демидов С.М. Суфизм в Туркмении. – Ашхабад,1978,с.54.
Бертельс Е.Э. Суфизм и суфийская литература. – М.: Наука, 1965, с.22.

Насыров И.Р. Основания исламского суфизма. М., 2009.
Суфийская мудрость / сост. В. В. Лавский. Мн.: Изд-во «Латець», 1998, с.49.
Конрад Н.Н. Запад и Восток. М., 1972.
Карл В. Эрнст. Суфизм. – М.: ГРАНД, 2007.
Кныш А. Д. Мусульманский мистицизм. – М., СПб.: Диля, 2004.
Комилов Н. Тасаввуф. – Ташкент: Мовароуннахр–Узбекистон, 2009.
Файзуллин Ф., Якупов М. Динамика отношения к исламу в Урало-Поволжском регионе на современном этапе // Ватандаш (Соотечественник). – 2008. – № 11.
Хайруллаев М. М. Мировоззрение Фараби и его значение в истории философии. – Ташкент: Фан, 1967.
Хомидий Хамиджон. Тасаввуф алломалари (Вожди суфизма) на узб. яз. – Ташкент: Шарк, 2004.
Шейх Мухаммад Содик Мухаммад Юсуф. Тасаввуф хакида тасаввур (на узб. яз.) «Маворауннахр». – Т.: 2004.
Газали А.-М. Эликсир счастья. – СПб., 2002.
Кныш А.Д. Мусульманский мистицизм. – М.–СПб., 2004, с.164.









7


Список использованной литературы
1. Акимушкин О. Ф. Два редких памятника мусульманской агиографической литературы // Краткие сообщения Института востоковедения. Т. 38. М., 1960.
2. Бартольд В.В. Сочинения. Т.6. – М.: Наука,1966.
3. Бертельс Е.Э. Суфизм и суфийская литература. – М.: Наука, 1965.
4. Болдырев А.Н. Отражение древних культурных традиций в классической литературе Ирана. // История иранского государства и культуры. – М.,1971.
5. Газали А.-М. Эликсир счастья. – СПб., 2002.
6. Гриненко Г.В. История философии. – М., 2009.
7. Гольдциер И. Культ святых в исламе. – М., 1938.
8. Демидов С.М. Суфизм в Туркмении. – Ашхабад: Ылым,1978.
9. История религии / Под общ. ред. И.Н. Яблокова. – М., 2007.
10. Карл Эрнст. Суфизм. – М., 2002.
11. Комилов Н. Тасаввуф. – Ташкент: Мовароуннахр–Узбекистон, 2009.
12. Конрад Н.Н. Запад и Восток. – М., 1972.
13. Кныш А. Д. Мусульманский мистицизм. – М., СПб.: Диля, 2004.
14. Крымский А. История Персии, ее литературы и дервишской теософии. Ч.2. – М.: Изд-во Лазер. ин-т. вост.яз.,1912.
15. Мухаммад Ю.Х. Энциклопедия суфизма. – М., 2005.
16. Сепанянц М. Т. Исламский мистицизм. – М.,1987.
17. Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. – М., 1987.
18. Тауфик Ибрагим. Философские концепции суфизма // Классический ислам: традиционные науки и философия. — М., 1988. — С. 85-131.
19. Хусайн Хорезми: среднеазиатский суфий начала XV в. // Из истории суфизма: источники и социальная практика. Ташкент, 1991.
20. Хисматулин А.А.. Суфизм. – СПб., 1999.
21. Абдуль-Кадир Иса. Истина суфизма. URL: http://sunnainfo.files.wordpress.com/2010/05/ istinasufizm1.pdf.
22. Николсон Р.А.. Идея личности в суфизме. URL: http://oldsufiwebzine.wordpress.com/tag/
23. Янгузин А.Р. Духовные истоки суфизма. URL: http://elibrary.ru/download/57931649.pdf.

Вопрос-ответ:

Какие этапы развития суфизма можно выделить?

Этапы развития суфизма можно выделить следующие: становление суфизма, расцвет и распространение, ортодоксальный период и крайний суфизм.

Чем отличается ортодоксальный суфизм от крайнего суфизма?

Ортодоксальный суфизм представляет собой традиционное, умеренное направление суфизма, которое придерживается норм и правил данной духовной практики. Крайний суфизм же отличается экстремистскими и радикальными взглядами, часто пропагандирует насилие и отвергает принципы традиционного суфизма.

Какие проблемы связаны с умеренным и крайним суфизмом?

Проблема связана с тем, что крайний суфизм, с его экстремистскими и радикальными взглядами, искажает представление о суфизме в целом и создает отрицательный образ данной духовной практики. Кроме того, крайний суфизм может быть связан с насилием и террористическими актами, что вредит идеям суфизма и миру в целом.

Какие этапы и направления суфизма можно выделить?

Этапы и направления суфизма можно выделить следующие: становление суфизма, ранний суфизм, классический суфизм, современный суфизм. В каждом из этих этапов и направлений суфизма присутствуют свои особенности и традиции.

Какие мнения были у суфийских школ относительно высказываний Али и Мухаммеда?

Одни суфии считали, что высказывания Али и Мухаммеда являются истинными представлениями о духовности и религии. Другие суфии, особенно из школы "трезвости" и Джунейд аль-Багдади, полагали, что подобные высказывания могут привести к неверию (куфр).

Какие этапы развития эволюции суфизма можно выделить?

Эволюция суфизма можно разделить на несколько этапов. Сначала возникают культурные и духовные предпосылки, затем происходит становление суфизма. После этого появляются различные направления и школы суфизма, включая крайний и ортодоксальный суфизм.

Чем отличается крайний суфизм от ортодоксального суфизма?

Крайний суфизм представляет собой более экстремальную и радикальную форму суфизма. Он иногда ассоциируется с практиками, которые могут считаться геретичными или противоречащими исламским учением. Ортодоксальный суфизм, напротив, придерживается более традиционных и умеренных взглядов и следует исламским предписаниям.

Какие проблемы возникают при разделении суфизма на умеренное и крайнее направление?

Проблема состоит в определении границ между умеренным и крайним суфизмом, так как эти понятия относительны и могут различаться в зависимости от контекста и точки зрения. Определение этих границ становится особенно сложным, когда речь идет о практиках или учениях, которые могут интерпретироваться по-разному различными суфийскими школами и сообществами.

Какие факторы могли привести суфиев к неверию?

Существует несколько факторов, которые могли привести суфиев к неверию. Во-первых, некоторые суфии подвергались критике со стороны других мусульман, которые рассматривали их практики как идолопоклонство или ересь. Во-вторых, некоторые суфийские учителя могли исчерпать свои духовные возможности и потерять веру. И, в-третьих, разочарование и разочарование в мире могли привести некоторых суфиев к сомнению в своей вере.

Какие этапы развития суфизма можно выделить?

В развитии суфизма можно выделить несколько этапов. Первый этап – становление суфизма, который происходил в VII-VIII веках. Второй этап – период расцвета суфизма, который пришелся на IX-XI века. Третий этап – период формирования ортодоксального суфизма, который происходил в XII-XIII веках. Четвертый этап – проблема умеренного и крайнего суфизма, которая возникла в XIV-XV веках.

Что такое крайний суфизм?

Крайний суфизм – это одно из направлений в суфизме, которое характеризуется экстремальными практиками и мистическими учениями. Представители крайнего суфизма стремятся к полному отрешению от материального мира и достижению прямого общения с Богом. Они часто применяют самоистязание и аскетические практики в поисках духовного просветления.

Что такое ортодоксальный суфизм?

Ортодоксальный суфизм – это традиционное и сбалансированное направление в суфизме. Он отличается от крайнего суфизма более умеренными практиками и учениями. Ортодоксальные суфии стремятся к гармонии между духовным и материальным мирами и верят, что Бог может быть познан через различные формы поклонения и служения.