Психолого-педагогические основы развития этикетной речи у детей дошкольного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык
  • 26 26 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 31.10.2012
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1 Психолого-педагогические особенности развития культуры речи и общения у детей старшего дошкольного возраста 5
2 Овладение социально-этическими правилами поведения как результат управления качеством образовательного процесса в ДОУ компенсирующего вида 14
3 Условия формирования речевых этикетных умений у
дошкольников 20
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Фрагмент для ознакомления

Это позволяет охарактеризовать овладение социально – этическими правилами поведения как результат реализации организационных условий управления качеством образовательного процесса в ДОУ.











Условия формирования  речевых этикетных умений у
дошкольников

Развитые  коммуникативные умения предполагают способность человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, то есть уметь говорить и слушать других. Основа культуры общения — соблюдение этических  норм речевого поведения  (речевого этикета). Речевые   стереотипы   комбинируются   в  тематические ряды.  Каждый из таких рядов имеет формулу базовую и формулы периферийные, обычно стилистически и эмоционально окрашенные. Например, базовой формуле приветствия  «здравствуй(-те)»  противостоят разговорная формула  «привет»   и   книжная,  эмоциональная   «очень  рад вас приветствовать» (Зимняя 2001: 128).
Требования, предъявляемые современным обществом  к педагогу, разнообразны. Одно из них — хорошее воспитание, высокая внутренняя и внешняя культура. Культурный человек, каким мы хотим видеть специалиста дошкольного профиля, должен умело использовать достижения поведенческой культуры в профессиональной деятельности и личной жизни.
Работа  с людьми требует особого терпения и такта, и правила этикета могут оказать здесь огромную помощь. Перед дошкольным работником нередко возникают различные вопросы делового характера: как создать имидж делового человека, выбрать деловой костюм, отстоять свою позицию в споре, убедить в правильности своих взглядов, сделать комплимент или подарок коллеге; как убедить родителей воспитанников в своей профессиональной позиции, какую манеру поведения и общения выработать во взаимоотношениях с воспитанниками, их родителями, а также с коллегами.
Воспитатель для дошкольника — первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его умение вписаться в человеческий социум и активно, с успехом взаимодействовать в нем. На воспитателе лежит огромная ответственность не только за сегодняшнюю жизнь своего воспитанника, но и за будущую, за его умение в дальнейшем активно и успешно войти в мир человеческих отношений. Такая ответственность требует от педагога высокого профессионализма и огромных душевных сил. Он формирует культуру поведения у дошкольников и через них способствует развитию внутренней и внешней культуры их родителей, таким образом влияя на современное состояние общества.
Особенностям  и возможностям использования поведенческой  культуры специалистом дошкольного учреждения посвящена данная работа. Основная задача — определить, насколько нужен и нужен ли этикет в детском саду.
Для педагогов, занимающихся обучением  детей правилам поведения, хорошо понятна воспитательная роль этикета. Они воспитывают человека, формируя у него понимание необходимости соблюдения этикетных правил как для самого воспитанника, так и для тех, кто его окружает.
Итак, этикет выполняет в обществе регулятивную, опознавательную, идентификационную, коммуникативную, этическую, эстетическую, воспитательную функции.
Перед педагогами, активными созидателями общества, встают проблемы дальнейшего развития поведенческой культуры, осознания ее роли в развитии человеческого социума, преодоления конфликта между этикетом и реальным поведением, в котором нередко проявляется несоответствие того, что мы желаем видеть и что есть на самом деле. Педагог решает эту задачу путем воспитания, обучая детей правилам этикета на базе эмоционально-нравственной и эстетической основы и «перенося» через детей на родителей поведенческие принципы общества. Когда действие, определенное этикетом как техника поведения, подкреплено нравственной позицией и воспринято как необходимость, оно, закрепившись в сознании человека, проявляется в его поведении в виде нравственно-поведенческих убеждений и поступков.
Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем в хозяйственно-бытовой и трудовой деятельности, он организует их игры, он говорит с ними на всех занятиях, предусмотренных программой, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды в детском воспитательном учреждении целиком зависит от качества речи воспитателя. Для воспитателя детского сада владение образцовой речью — это показатель его профессиональной подготовленности. Поэтому забота о совершенствовании своей речи — нравственный и общественный долг каждого будущего педагога. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям.
Культурой речи называют ее правильность, т. е. соответствие нормам орфоэпии, грамматики, лексики, стилистики, правописания, установленным традицией для литературного языка.
Культура речи каждого отдельного человека зависит от того, насколько развито у него чувство языка, или языковое чутье. Высшей культурой речи называют обладание чувством стиля. Поэтому будущие педагоги должны иметь хотя бы общее представление о стилях литературного языка, т. е. о том, что люди дифференцируют свою речь в зависимости от того, где, с кем и о чем они говорят.
Человек общается с близкими, знакомыми людьми в быту, в частной жизни, и тогда его речь — разговорного стиля; в общественной жизни он говорит иначе, пользуясь уже речью книжного стиля, его разновидностями — научной, публицистической, поэтической, деловой речью (Научно-практический журнал 2005: 112).
Следовательно, обучение стилю речи включает в себя определенные воспитательные задачи.
Воспитатель обязан не только интуитивно владеть чувством стиля, но и уметь осознанно анализировать языковые средства, с помощью которых создается определенный стиль, т. е. он должен иметь соответствующие знания в области лингвистики. Это поможет ему и при отборе необходимого дидактического материала, на котором он будет воспитывать чувство стиля у детей. 
Воспитатель обязан быть достаточно натренирован в правильной артикуляции звуков речи и их сочетаний, что сделает более четкой его дикцию, а также натренирован в модулировании своим голосом его силы, высоты тона, темпа речи, тембра голоса — для выражения различных человеческих чувств: радости, горя, страха, торжества, досады, одобрения, гнева, ласки и т. д.
Важность совершенствования произносительной культуры речи будущего воспитателя обусловлена тем, что детям звуковая культура речи может быть привита только прямым путем, в процессе непосредственного с ними общения, поскольку дети обучаются произношению, только имитируя речь взрослых, в первую очередь речь воспитателя.
В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции (старший младший, знакомый - незнакомый и др.) и соответственно строить свое речевое поведение, используя необходимые в конкретной ситуации этикетные формулы. Ролевые позиции общающихся в этих ситуациях определены достаточно четко: мальчик — мальчик, мальчик — девочка, девочка — девочка, брат — сестра, бабушка — внук, учитель - ученик, ребенок - взрослый (знакомый или не знакомый).
Речевое поведение в каждом случае определено ролевой позицией участника общения, на осознание которой направлены различные ролевые задания и упражнения, в том числе ролевые игры, которым в книге уделяется значительное место: ведь именно в игре коммуникативные способности реализуются естественно и максимально разнообразно (Струнина 2003: 78).
 



Заключение

Общество нуждается в образованной, воспитанной личности. Только она способна «выжить» в условиях сегодняшнего трудного процесса становления демократизации. Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, умение пользоваться языковыми выразительными средствами, стилистическим многообразием языковых средств - надежная гарантия личностного успеха, поскольку демократия - это интеллигентность, взаимоуважение, где умение общаться, гораздо важнее обладания талантом. Обращение к речевой культуре личности - один из путей возрождения духовности, в котором образование - это пространство, «возделывающее» ум и душу ребенка через приобщение его к ценностям культуры.
Историография проблемы развития речевого этикета младших школьников включает в себя три этапа: патриархальный (IX – XV вв.), дворянский (XVIII – начало XX в), современный (XX в – начало XXI в). При этом современный этап подразделяется ещё на три периода: первый период (1920 – 1960 гг.), второй период (1960 – 1990 гг.), третий период (1990 – настоящее время). Эта периодизация позволяет установить социально-исторические предпосылки возникновения и развития искомой проблемы и определить степень разработанности данной проблемы в теории и методике развития речи в образовательном учреждении.
Речь следует рассматривать как компонент активного, целенаправленного коммуникативного поведения, продукт и элемент коммуникации, поскольку посредством речи человек способен вступать в многочисленные контакты, в процессе которых он пополняет и расширяет свой кругозор и устанавливает взаимосвязь с окружающим его природным, предметным и социальным миром. Успешность этих взаимосвязей в социуме зависит от уровня культуры общения участников коммуникации, в частности, использования ими культурно-речевых эталонов. Такое видение предполагает изменение подходов к организации речевого взаимодействия младших школьников, направленного на развитие навыков этикетного речевого поведения.
На современном этапе развития науки происходит дальнейшее углубление и расширение категории «речевой этикет», под которой понимается органическая часть культуры речевого общения, которая представляет собой совокупность норм и правил речевого поведения младших школьников систему речевых формул общения, установленную обществом или социальной группой внутри себя.




















Список использованной литературы

Алексеева М.М. Методика развития и обучения родному языку дошкольников / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. – М., 2000.
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.: Под ред. Т.И. Бабаевой. – СПб., 2002.
Зимняя, И. А. Педагогическая психология—2-е изд., доп., испр. и перераб. / И. А Зимняя - М.: Логос, 2001. - 346 с.
Кривченко, Т. А. Коммуникативная культура человека, как объект специального формирования в воспитании / Т. А.  Кривченко// Классный руководитель. 2002, № 5. – С.132-142.
Образовательная система «Школа  - 2100» - качественное образование для всех. Сборник материалов /Под научн. ред. Д.И. Фельдитейна. – М., 2006.
Педагогика. Учебное пособие для студентов  пед. ин-тов /  В.А. Сластенин,  И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов.- М.: 2000. - 512 с.
Педагогика. Учебное пособие для студентов  педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред.  П.И. Пидкасистого / П.И. Пидкасистый . - М.: 2004. - 608 с.
Струнина, Е.М. Основные направления работы по развитию речи дошкольников / Е.М. Струнина, О.С. Ушакова // Опубликовано в сб.: Развивающее образование - многоступенчатая система. Замысел. Реализация. Перспективы Ч. I./ Отв. ред. Л.Е.Курнешова; научн. ред. - проф. В.Т.Кудрявцев. - М., 2003.
Управление дошкольным образовательным учреждением // Научно-практический журнал. -  2005. - № 4.
Урунтаева Г.Л. Дошкольная психология. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 5-е изд., Стереотип / Г.Л.   Урунтаева. - М.: Академия, 2001. - 336 с.













26

Список использованной литературы

1. Алексеева М.М. Методика развития и обучения родному языку до-школьников / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. – М., 2000.
2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.: Под ред. Т.И. Бабаевой. – СПб., 2002.
3. Зимняя, И. А. Педагогическая психология—2-е изд., доп., испр. и перераб. / И. А Зимняя - М.: Логос, 2001. - 346 с.
4. Кривченко, Т. А. Коммуникативная культура человека, как объект специального формирования в воспитании / Т. А. Кривченко// Классный руководитель. 2002, № 5. – С.132-142.
5. Образовательная система «Школа - 2100» - качественное образование для всех. Сборник материалов /Под научн. ред. Д.И. Фельдитейна. – М., 2006.
6. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов.- М.: 2000. - 512 с.
7. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П.И. Пидкасистого / П.И. Пидкаси-стый . - М.: 2004. - 608 с.
8. Струнина, Е.М. Основные направления работы по развитию речи дошкольников / Е.М. Струнина, О.С. Ушакова // Опубликовано в сб.: Развивающее образование - многоступенчатая система. Замысел. Реализация. Перспективы Ч. I./ Отв. ред. Л.Е.Курнешова; научн. ред. - проф. В.Т.Кудрявцев. - М., 2003.
9. Управление дошкольным образовательным учреждением // Науч-но-практический журнал. - 2005. - № 4.
10. Урунтаева Г.Л. Дошкольная психология. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 5-е изд., Стереотип / Г.Л. Урунтаева. - М.: Академия, 2001. - 336 с.

Вопрос-ответ:

Какие психолого-педагогические основы необходимы для развития этикетной речи у детей дошкольного возраста?

Для развития этикетной речи у детей дошкольного возраста необходимы такие психолого-педагогические основы, как формирование социальных норм и правил общения, развитие речи и артикуляционного аппарата, обучение правилам поведения и этикету.

Какие психолого-педагогические особенности отличают развитие культуры речи и общения у детей старшего дошкольного возраста?

У детей старшего дошкольного возраста наблюдается формирование навыков общения и адекватного использования речи. Они начинают понимать различные ситуации общения и умеют адаптироваться к ним. Также в этом возрасте дети осваивают основные правила этикета и учатся уважительно общаться с другими людьми.

Какое место занимает овладение социально-этическими правилами поведения в образовательном процессе в ДОУ компенсирующего вида?

Овладение социально-этическими правилами поведения является одним из важных результатов управления качеством образовательного процесса в ДОУ компенсирующего вида. Это помогает детям развить навыки социализации, сформировать понимание правил общения и взаимодействия с другими людьми.

Какие условия способствуют формированию речевых этикетных умений у дошкольников?

Для формирования речевых этикетных умений у дошкольников необходимо создание эмоционально-позитивной атмосферы в группе, развитие речи и слухового восприятия, обучение правилам общения и этикету, использование познавательных игр и упражнений, постоянное внимание педагогов к речевому развитию детей.

Каковы результаты овладения социально-этическими правилами поведения у дошкольников?

Овладение социально-этическими правилами поведения у дошкольников позволяет им освоить навыки общения, уважения к другим людям, правилам речевого этикета. Это создает основу для дальнейшего развития и успешной социализации детей.

Какие психолого-педагогические основы развития этикетной речи у детей дошкольного возраста можно выделить?

Психолого-педагогическими основами развития этикетной речи у детей дошкольного возраста являются формирование навыков социального общения, развитие самооценки и эмоционального интеллекта, обучение детей правилам поведения и этикету, развитие коммуникативных навыков.

Чему соответствует развитие культуры речи и общения у детей старшего дошкольного возраста?

Развитие культуры речи и общения у детей старшего дошкольного возраста соответствует формированию навыков свободного и грамотного общения, умению адаптироваться к различным коммуникативным ситуациям, развитию речевого этикета и умениям использовать правила вежливого общения.

Какой результат может быть достигнут в результате управления качеством образовательного процесса в ДОУ компенсирующего вида?

Результатом управления качеством образовательного процесса в ДОУ компенсирующего вида может быть овладение социально-этическими правилами поведения, что будет способствовать формированию чувства взаимопонимания, уважения и сотрудничества у детей, а также поможет им адаптироваться в обществе и этикетно взаимодействовать с другими людьми.