Игра как средство формирования экологической культуры младшего школьника.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания
  • 61 61 страница
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 20.04.2013
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования игр экологического содержания для формирования культуры и ценностей в начальной школе 7
1.1 Компоненты экологической культуры младшего школьника 7
1.2 Психолого-педагогические основы использования экологических игр в учебном процессе 11
1.3 Методическое обеспечение уроков «окружающего мира» в начальной школе 19
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Экспериментальное исследование психолого-педагогической деятельности по формированию экологической культуры у младших школьников 24
2.1. Диагностика сформированности экологической культуры младших школьников 24
2.2. Использование экологических игр и игрового моделирования по совершенствованию экологической культуры у младших школьников 32
2.3. Технология проведения экологических игр на уроках окружающего мира и природоведения 35
Вывод по второй главе 36
Заключение 38
Список литературы 40
Приложения 43
Фрагмент для ознакомления

– М., 2006. – 109с.9. Зверев И.Д. Организация экологического образования в школе / И.Д. Зверев. – М., 2005. – 120с.10. Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. Окружающий мир // Начальная школа. – 2007. - № 11. – С.29-30. 11. Костенко Е.Г. Использование игр на уроках окружающего мира: Серия дидактических игр / Е.Г. Костенко. – М., 2011. – 130с.12. Мартыненко С.В. Формируем экологическое сознание учащихся // Начальная школа. – 2008. - № 11. – С.91-96. 13. Моисеева Л.В., Кастунов И.Р. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников // Министерство образования Российской Федерации; ГПИ Науч.пед.центр «Уникум»/. – Екатеринбург, 2003. – С.29.14. Пакулова В.М. Методика преподавания природоведения / В.М. Пакулова, В.И. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2005. – 338с.15. Плешаков А.А. Воспитание учащихся средствами учебного предмета «окружающий мир» // Начальная школа. – 2007. - № 9. – С.25-28. 16. Плешаков А.А. Экология для младших школьников. - М.: Просвещение, 2005. – 289 с.17. Стрельцова Г.П. Мир леса: урок-конференция // Начальная школа. – 2007. - № 9. – С. 66-68. 18. Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе. //Начальная школа, 2005. - №10.19. Уварова Т.В. Птицы – наши друзья: Окружающий мир // Начальная школа. – 2008. - № 12. – С.49-54. 20. Усманова Л.С. Подготовка студентов педагогического колледжа к обучению одаренных детей: Окружающий мир // Начальная школа. – 2008. - № 7. – С.88-91. 21. Халалутдинова А.М. Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии младших школьников // Начальная школа. – 2008. - № 7. – С.33-40. 22. Цветкова И.В. Экология для начальной школы: игры и проекты / И.В. Цветкова. - М.: Академия развития, 2006. – 321с.23. Шипунова Т.Я. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие, часть 2 / Т.Я. Шипунова. – Новосибирск, 2007. – 170с..24. Шликене Т.Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся: «Окружающий мир» // Начальная школа. – 2008. - № 9. – С.34-38. 25. Энциклопедия «Почемучка». – М.: Просвещение, 2003. – С.31-322.ПриложенияПриложение 1Анкета 1 «Природа родного края» (методика И.В. Цветковой)Прочитайте высказывания и подчеркните вариант ответа (согласен; не согласен).1. Птиц зимой следует подкармливать.Согласен не согласен2. Береза, клен, рябина относятся к лиственным деревьям.Согласен не согласен3. Если уничтожить всех мышей, то в природе не произойдет никаких изменений.Согласен не согласен4. Наша котельная загрязняет окружающую среду.Согласен не согласен5. Похолодание и снег повлияли на жизнь растений и животных.Согласен не согласен6. Мы можем спасти природу, если каждый человек будет ее охранять.Согласен не согласен7. Зимой в лесу можно часто увидеть насекомых.Согласен не согласен8. На закрытых местах покров снега больше.Согласен не согласенАнкета 2. «Природа родного края»Прочитайте высказывания и подчеркните вариант ответа (согласен; не согласен).1. Нужно заботиться о животных, потому что они приносят пользу человеку.Согласен не согласен2. Если во время прогулки в лесу я увижу свалку мусора, меня это огорчит.Согласен не согласен3. Находясь в лесу, нарви букет цветов и подари их маме.Согласен не согласен4. Если увидишь пчелу, убей ее, она может укусить.Согласен не согласен5. Придя в лес, не шуми, шумом ты побеспокоишь птиц на гнездах, вспугнешь животных.Согласен не согласен6. Наша страна богата природными ресурсами, эти запасы никогда не закончатся.Согласен не согласен7. Человек должен заботиться о растениях, так как без них невозможна жизнь на Земле.Согласен не согласен8. Заводы и фабрики могут наносить вред окружающей среде.Согласен не согласенПриложение 2 Данные изучения сформированности экологической культуры испытуемых№Имя Количество правильных ответовАнкета 1Анкета 21Артем А.332Вероника А.333Анна А.334Анастасия Б.455Дарья Б.536Юлия В.347Никита Г.548Владимир Д.669Ксения И.7710Полина К.4311Виктория К.5412Наталья Л.7713Алексей П.4414Сергей П.7615Виктория Р.4416Вадим С.3317Софья С.3318Екатерина С.3319Виктор Т.5520Александр Ф.64Приложение 3Игровое моделирование «Животный и растительный мир»Задание 1. Характерные особенности представителей мира животных. Цель исследования: определение уровня знаний школьников о представителях мира животных. Дидактический материал для исследования: 1). Три большие карты: на первой карте изображены хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран; на второй карте - голубое небо, деревья и земля; на третьей карте - небо и луг. 2). Фигурки животных: лошадь, корова, свинья, коза, баран, собака; волк, лиса, медведь, заяц, олень, тигр, слон, жираф, зебра. 3). Фигурки птиц: голубь, воробей, синица, снегирь, сова, дятел, сорока, ворона. 4). Фигурки насекомых: бабочка, пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, паук. Инструкция к проведению: на первой карте каждый школьник должен разместить животных, учитывая их место проживания. На второй карте школьник должен разместить птиц по своему желанию. На третьей карте разместить насекомых.После выполнения практической части каждый второклассник выбирает по одному изображению животного, птицы, насекомого и отвечают на вопросы:- назови животное, птицу, насекомое и расскажи о выбранном объекте; - как ты относишься к выбранным объектам живой природы? Результаты деятельности: 13-15 баллов – высокий уровень сформированности экологических знаний школьников о представителях мира животных. Для детей такого уровня характерно точное, аргументированное распределение по картам представителей мира животных, знание среды обитания фауны и их характерные признаки. Учащиеся последовательно, связными предложениями рассказывают о каждом представителе: о животном, птице, насекомом. В ходе практической деятельности и в беседе проявляется интерес к миру животных, который эмоционально выражается через речь, мимику и жесты.8-12 баллов средний уровень сформированности экологической воспитанности школьников. Для детей этого уровня характерны 2-3 ошибки при распределении животного мира по видам и среде обитания. Знают основные характерные признаки животных, птиц, насекомых, но допускают небольшие неточности. При беседе мыслят логически, последовательно, но ответы слишком короткие, часто без пояснения. Наблюдается интерес ко всему живому на Земле, эмоционально выражают свои чувства к животным, птицам, насекомым.5-7 баллов – низкий уровень знаний о представителях животного мира. Школьники этого уровня допускают более трех ошибок по каждой видовой принадлежности, не могут объяснить свой выбор распределения по картам, не могут назвать среду обитания представителей фауны. При объяснении характерных признаков испытывают затруднения. Ответы на поставленные вопросы не совсем точны, даже не верны, не показывают интереса и не могут выразить свое отношение к выбранным объектам.Задание 2. Характерные особенности растительного мира.Цель исследования: определение уровня знаний школьников о растительном мире.Дидактический материал для исследования: комнатные растения, лейка для полива растений, распылитель воды, рыхлитель, тряпочки, чашка.Порядок действий: вначале педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их. После этого детям задаются вопросы: - Какие условия необходимы для выращивания комнатных растений? - Выбери один цветок и покажи на практике, как за ним надо ухаживать.- Какую роль играют комнатные растения в жизни людей?- Какие комнатные растения нравятся тебе и почему? (не нравятся тебе и почему).Затем детям называются представители растительного мира, которые они должны распределить по видам:а) береза, смородина, малина, дуб – деревья и кустарники; б) ель, сосна, тополь, клен - лиственные и хвойные деревья; в) земляника, подосиновик, малина, лисички - ягоды и грибы; г) настурция, астра, тюльпан, подснежник - цветы сада и цветы леса. Результаты деятельности:13-15 баллов – высокий уровень сформированности экологических знаний школьников о растительном мире. Для детей этого уровня характерно умение точно и самостоятельно определять виды растений: деревья, кустарники, цветы, отличать комнатные растения от садовых и лесных. При беседе называть все условия для успешного роста растений, рассказывать и показывать уход за цветами – рыхление, полив. При практической деятельности и беседе проявлять интересе к растительному миру, эмоционально выражать отношение к комнатным цветам.8-12 баллов – средний уровень сформированности экологических знаний школьников о растительном мире. Учащиеся допускают две-три ошибки во всей практической работе, правильно распределяют группы растений, но затрудняются в объяснении видов. Точно, но коротко рассказывают о правильном уходе за комнатными растениями, но практические навыки развиты слабо. Наблюдается интерес к комнатным растениям, дети эмоционально рассказывают о разных представителях растительного мира.5-7 баллов – низкий уровень сформированности экологических знаний школьников о растительном мире. Дети этого уровня не могут отличить деревья и кустарники, а также разновидности цветов. При помощи дополнительных вопросов рассказывают, как надо заботиться о комнатных растениях, показать это на практике затрудняются это показать – требуется помощь взрослых. Не проявляют интереса и желания работать с цветами, заботиться о них.Задание 3. Экспериментальная работа. Цель исследования: определение уровня знаний школьников о неживой природе.Дидактический материал для исследования: песок, камни, вода (три коробочки для каждого школьника).Учащиеся должны определить, что находится в каждой коробочке и охарактеризовать каждый предмет, называя его свойства и использование человеком в бытуРезультаты деятельности:13-15 баллов – высокий уровень сформированности экологических знаний школьников о неживой природе. Дети этого уровня точно определяют содержимое коробочек, называют свойства песка, камней, воды, ясно и подробно рассказывают о применении этих веществ в жизни. В рассказах учащихся много информационного материала, к использованию этих веществ подходят творчески: размышляя, как их можно использовать на в школе или в домашних условиях.8-12 баллов – средний уровень сформированности экологических знаний школьников о неживой природе. Для детей этого уровня характерны такие же характеристики, как для предыдущего уровня. Отличие состоит в том, что мало знают примеров использования воды, камней и песка в жизненных ситуациях, делают ошибки при характеристике их свойств.5-7 баллов – низкий уровень сформированности экологических знаний школьников о неживой природе. Дети этого уровня допускают большое количество ошибок в практическом определении содержимого коробочек, особенно при характеристике свойств каждого предмета. Они не могут назвать, где и как используются вода, камни и песок.Задание 4. Времена года. Цель исследования: определить уровень знаний времен года и отношение школьника к каждому времени года.Дидактический материал для исследования: листы бумаги, краски, карандаши, фломастеры.Учащимся в свободной форме предлагается нарисовать любимое время года и рассказать, почему оно им нравится. Затем педагог индивидуально беседует с каждым ребенком:- Перечисли времена года в последовательности, начиная с любимого времени года.- Какие характерные признаки можете назвать для весны, лета, осени, зимы.- Какие осадки бывают в каждом времени года?Результаты деятельности:13-15 баллов – высокий уровень сформированности экологических знаний о временах года. Школьники правильно называют все времена года в своей последовательности, знают все характерные (основные) признаки каждого времени года. Составляя рассказ по рисунку, проявляют творчество, фантазию, самостоятельность и точность в оценивании реальных явлений времени года. Эстетически грамотно и интересно изображает время года.8-12 баллов – средний уровень сформированности экологических знаний о временах года. Школьники правильно называют каждое время года, но могут нарушить последовательность. При характеристике времен года могут допустить одну-две ошибки. В рисунке отражены все признаки времени года, но связного рассказа по рисунку нет – отдельные предложения. Выражают свое мнение к любимому времени года, рисунок оформлен эстетически.5-7 баллов – низкий уровень сформированности экологических знаний о временах года. Школьники путают последовательность и названия времен года, не знают основных характерных признаков каждого времени года. По рисунку «Любимое время года» называют только время года, личного отношения выразить не могут. На рисунке трудно распознать время года, он выполнен неаккуратно, много лишних линий и штрихов.Приложение 4Результаты исследования уровня сформированности экологической культуры по методике «Игровое моделирование «Животный и растительный мир»Уровень сформированности экологических знаний и ценностейИмя Мир животныхРастительный мирНеживая природаВремена годабаллыуров.баллыуров..баллыуров.баллыуров.Артем А.8С.7Н.14В13ВВероника А.9С.10С.11С13ВАнна А.8С.9С.10С.11С.Анастасия Б.10С.10С.12С.11С.Дарья Б.11С.10С.13В9С.Юлия В.9С.11С.13В11С.Никита Г.13В.13В.14В.13В.Владимир Д.5Н.6Н.10С10СКсения И.5Н.5Н.10С6Н.Полина К.9С.11С.11С13ВВиктория К.6Н.6Н.6Н.7Н.Наталья Л.5Н.6Н.6Н.10САлексей П.13В.13В.12С.13В.Сергей П.7Н.7Н.14В13ВВиктория Р.8С.9С.5Н.11СВадим С.7Н.13В.13В.13В.Софья С.8С.10С.10С13ВЕкатерина С.7Н.7Н.5Н.11СВиктор Т.7Н.7Н.11С7Н.Александр Ф.6Н.11С.11С 13В.Приложение 5Тесты для родителей «Природа и дети».1.Как часто Вы бываете с детьми на природе?А) один раз в год В) не берем с собой детей С) иногда2. Какие используете методы для воспитания любви к миру природы?А) рассказы о животных, птицах В) беседыС) подрастет – сам познает мир природы3. Какие примеры Вы подаете своим детям по охране окружающей среды? А) не задумывались об этом В) выращиваем деревья и цветыС) в присутствии детей бережно относимся ко всему живому4.Какие домашние животные есть у ваших детей?(варианты родителей)5. Кто и как заботится о ваших питомцах?А) сам ребенок В) чаще всего мама С) бабушкаПриложение 6Виды экологических игр и занятий для учащихся младших классов1. Соревновательная экологическая игра. Викторина «Знатоки природы» (2 класс, тема «Растительный мир»).- Листья какого растения можно приложить к ране?- У этого лекарственного растения верхняя сторона гладкая и холодная, а нижняя - мягкая и теплая.- Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает?- У этого лекарственного растения стройный стебелек, два листа и фарфоровые кувшинчики-цветки.- Почему тысячелистник называют «солдатской травой»?Ответы: подорожник, мать-и-мачеха, валериана – применяют как успокаивающее средство, ландыш; листья тысячелистника, приложенные к ранам, останавливают кровь и помогают заживить раны.2. Викторина «Знатоки природы» (2 класс, тема «Животный мир»).- Какой зверь строит дом с бассейном?- Маленький олень изящного телосложения, обитающий в лесах Дагестана.- Этот крупный грызун наносит серьезный вред сельскому хозяйству нашей страны. В своих подземных кладовых он запасает до 16 килограммов зерна.- Название этого лесного зверя дано созвездию.- Много легенд и небылиц сложено об этих животных. Они летают, но на птиц он не похожи.Ответы: бобр, косуля, хомяк, Большая Медведица, летучие мыши.3. Загадки с экологическим заданием.1. Задание: послушайте внимательно загадку – её ответ станет темой нашего урока, нашего путешествия в мир природных зон. «Какая ширь здесь и приволье! Южнее полосы лесов лежит ковер из трав, цветов. Здесь простор ветрам и птицам, грызунам, волкам, лисицам. Здесь суховеи любят петь, а зовется это»…(степь).2. Задание: прочитайте загадку в группе, подумайте об отгадке. Используя свои знания о повадках этого животного, смоделируйте его поведение в лесу в разное время года. «Недотрога, весь в иголках, я живу в норе под ёлкой. Хоть открыты настежь двери, но ко мне не входят звери». (Ёж).3. На основании опорных схем придумайте загадку о животных или растениях леса.- Растение → круглое, желтое → размер → для кого?- Животное →обитает в диком лесу → питается живыми существами.4. Игра «Почему мы здесь живем»Дидактическая задача: дать детям знания о том, что распространение живых организмов на тех или иных территориях не случайно, а обусловлено наличием необходимых и отсутствием неприемлемых для них факторов. Эти знания нужны для формирования одного из сложнейших экологических понятий – “окружающая среда”, для понимания учащимися роли природных условий в жизни организмов, причин формирования флоры и фауны, существования ареалов, возможных причин исчезновения организмов из мест их прежнего обитания.Подготовка к игре. Для игры потребуется игровое поле и игровые карточки. На игровом поле должны быть представлены разные территории (сказочные страны) с характерными для каждой условиями. В простейшем случае полем становится поверхность стола, а для обозначения территорий можно использовать листы бумаги, на которых написано название страны и условия, которые там имеются. Разложите эти листы на столе – и игровое поле готово.Второй необходимый атрибут – карточки с соответствующим названием вида живого организма и его требований к среде. Для каждого персонажа необходимо сделать несколько одинаковых карточек.Игровая задача: расселить виды организмов на подходящие для них территории.Ход игры: Каждому ребенку дают несколько карточек его персонажа, и он должен, учитывая требования своего героя к среде и наличные условия, расселить его по подходящим для него странам, (т.е. разложить карточки по игровому полю), дети объясняют, почему они приняли именно такое решение.Игровое условие: за каждое правильное выполнение задачи ребенок получает 10 очков, за неправильное – 10 очков отнимается. Победитель определяется по сумме очков.В качестве требований к среде учитываются только пищевые предпочтения героя. В каких-то странах может быть представлен только один вид пищи, в других – несколько, в третьих – такой, который никто из игровых персонажей не ест. Игру можно усложнить, введя дополнительные условия, например персонаж любит яблоки, но терпеть не может груши, и там где растут груши, не живет даже при наличии яблок.Игру можно проводить в разных вариантах, отличающихся количеством факторов, которые необходимо учитывать игроку, а значит – степенью сложности для играющего.5. Игра-конкурс «Природа и мы»Задачи:- расширение знаний ребенка о природе и природных явлениях;- формирование навыков коллективной работы.1 тур (отборочный).Проводится для всей группы. Кто первым ответит правильно на вопросы социального педагога, получает жетон. Три игрока становятся участниками 2, 3, 4 туров. Вопросы для участников одинаковые. Кто дал ответ точнее и правильнее, тот становится победителем.1. Какого из этих видов дождя не бывает?(грибной, слепой, скорый)2. Кто из этих животных не живет в лесу?(волк, лиса, жираф)3. Какие из этих птиц занесены в Красную книгу?(утка-мандаринка, сокол, воробей)2 тур.1. Какой из этих грибов ядовитый?(белый гриб, масленок, бледная поганка)2. Какое из этих растений является лекарственным?( крапива, колокольчик, василек)3. Кого называют королем грызунов?(суслик, бобер, хомяк)3 тур.1. Какая из бабочек появляется ранней весной первой?(крапивница, адмирал, капустница)2. Кого на свете больше всех?(насекомые, растения, животные)3. Какого жука называют опасным преступником?(майский жук, колорадский жук, жук-олень)4 тур.1. Какие из этих насекомых полезные?(божья коровка, пчела, муха)2. Какие из этих животных вымерли?(динозавры, зебра, олени)3. Назовите перелетных птиц?(кукушка, ласточка, стриж)Вопросы для зрителей:1. Кит и дельфин – это рыбы? (млекопитающие)2. Какая рыба называется именем человека? (Карп)Финал.Из слов ПРИРОДОВЕДЕНИЕ составьте за одну минуту как можно больше слов.Подведение итогов 6. Игра «Экологический светофор»Цель занятия: развитие представлений детей о рациональном взаимодействии человека и природы;- формирование опыта природоохранительной деятельности.Оборудование: набор цветных кружков (красного, желтого, зеленого) для каждого ученика, набор карточек с изображением и описанием деятельности и поступков человека в природе.Ход занятия:1 Вступительное слово учителя о правилах игры-- все участники получают по три кружка: красный, желтый, зеленый;- каждый цвет имеет свое значение;- педагог вывешивает плакат- таблицу, напоминающую о значении цветов – «сигналов экологического светофора».«Сигналы экологического светофора»КрасныйЗапрещает действия, приносящие вред окружающей среде и жизни людейЖелтыйПредупреждает об осторожности, чтобы как можно меньше нанести вред природеЗеленый Разрешает и поощряет действия, помогающие природе (растениям и животным)2. Педагог зачитывает описание поступков человека или предлагает детям соответствующий рисунок – посадка деревьев в парке, дети садят около школы цветы, топчут траву на лугу или цветы, разорение птичьих гнезд, вырубка леса, полив цветов, разжигание костра и тому подобное.3. Дети оценивают поступки, подняв по сигналу один из кружков – сигнал: «Включить светофор».4. Подведение итогов – мнение детей.7. Игровое моделирование по теме: «Гармония человека с окружающим миром»Цель: развитие творческих способностей детей – связь природы и сказки.1. Разминка лидеров групп – «Бином-фантазия»Каждому лидеру группы предлагаются различные пары слов. Используя эти слова, составляется рассказ.• человек – лиса, волк, медведь, ромашка, роза, фиалка, бабочка, гусеница.2 «Фантастический бином» в группах – «Салат из сказок»Задача: составить сказку с новыми героями.1группа «Мечтатели» - «Красная Шапочка повстречала в лесу Мальчика – с – Пальчика».2 группа «Искатели» - «Буратино очутился в домике Семи Гномов, он будет восьмым питомцем Белоснежки»3 группа «Сказочники» - «Кот в сапогах поступил в услужение к Бабе – Яге»4 группа «Гармония» - «Василиса Прекрасная стала выступать в театре Карабаса – Барабаса»5 группа «Легенда» - «Три поросенка оказались в Замке Кощея Бессмертного»6 группа «Мифы» - «Незнайка попадает в домик, где живет коза и семеро козлят»3Подумай – отгадай: «Секрет гласных»Поставьте вместо вопросительных знаков гласные буквы , и вы прочтете слова Эсхила о нравственности человека. Постарайтесь найти серьезные аргументы для подтверждения этой мысли в наше время.• Б?З В?Н? Ч?Л?В?К? ПР?Ж?ТЬ Н? Д?Н? , Н? Д?Н? ПР?Ш?Г?ТЬ П? З?МЛ? Б?З ГР?Х?.• Н? СПР?Ш?В?Й, ЧТ? СТР?Н? М?Ж?Т СД?Л?ТЬ ДЛ? Т?Б?, СПР?С?, ЧТ? М?Ж?ШЬ Т? сД?Л?ТЬ ДЛ? СВ??Й СТР?Н?.5 «Соедини слоги»Эти высказывания об особенностях людей рассыпаны по слогам. Соберите их, объясните смысл.• ко ныдипу та ми за лю с пра ют ва.• ед за ли ль доз зя ни ть, ва не шь по вирив6 Подведение итогов всей деятельности.8.Внеклассное мероприятие: «Правила поведения в природе»Сказка о лесном царе.Цель занятия: заинтересовать детей жизнью «лесного царства» и через познавательный интерес воспитать чувство бережного отношения к лесным жителям.1. Вступительная беседа с учащимися:- Какие сказки о животных и растениях вы знаете?- Что делают животные в сказках?- Кто такой Лесной царь? Зачем он нужен в лесу?- Каким вы представляете себе Лесного царя? Опишите его или нарисуйте.Сегодня мы побываем с вами в гостях у Сказки и познакомимся Лесным царем. У нас с вами есть правила поведения в школе, а в Лесном царстве – правила поведения в природе. 2. Сказка.В Природном царстве, Лесном-лесном государстве жил-был Лесной царь – защитник всякой зверушки и всякого растеньица – от мала до велика. Жилось всем вольготно и весело, да вот напала Чернь на Природное царство, стала топтать шелковую травушку-муравушку, рубить зеленую дубравушку, разорять гнездышки малых пташек. Вылавливать зверушек да красавиц бабочек. Стали собираться со всего Природного царства к Лесному царю все обиженные и беззащитные.Первым приплыл Осетр (показывается иллюстрация, желательно цветная) и стал жаловаться: «Горе-горе нам, рыбам. Нас истребляют из-за вкусного мяса и черной икры. Нам заграждают путь к нересту дамбами и плотинами. Загрязняют реки лесосплавом и отходами. Гибнем мы, Царь, и просим твоей защиты».С жалобой к Лесному царю прискакала Жаба (иллюстрация или рисунок) и, едва отдышавшись, проквакала: «Всемогущий Лесной царь, великий наш защитник! Выслушай меня старую жабу. Жили мы тихо и мирно в своем болоте, но пришла Чернь беззаконная и заставила нас жить по беззаконию. Нас отравляют и уничтожают, засыпают пути наши к водоемам, и мы вынуждены уходить с наших мест. А сколько мы пользы принесли! Мы поедаем вредных насекомых, вредителей садов и огородов, личинок москитов – обитателей тропиков, которые при укусе могут заражать людей тяжелыми инфекционными заболеваниями. Не могу понять я, за что к нам такое несправедливое отношение».Ж-Ж-Ж-Ж – прожужжало над самым ухом царя. Это Шмель спешит рассказать о своей беде. А тут и Жужелица подоспела и, едва Шмель замолчал, заговорила: «Ох, Царь, спасения нет от мальчишек и девчонок, которые собирают нас в баночки и коробочки. Коллекционируют, а порой просто выбрасывают, а ведь мы пользу приносим – вредителей, которые поедают ягоды клубники и земляники, уничтожаем. Никакой благодарности от человека!» Долго выслушивал Лесной царь жалобы лесных жителей, думал, размышлял над бедами своего народа и решил издать Указ. Если человек не выполнял этот Указ, то сам становился животным, птицей, бабочкой, насекомым, растением и вынужден был сам испытать все ужасы своей деятельности. Долго висел Указ на самом высоком дереве в Лесном царстве, но однажды налетел сильный ураган и унес его в неизвестное государство. Опечалились лесные жители. Давайте, ребята, поможем им и составим Правила поведения человека в природе.3. Работа в группах – дети по желанию объединяются в группы и начинают составлять правила поведения в природе: - каждая группа выбирает животное или растение и составляет правило в стихотворной форме;- каждое правило записывается на альбомном листе фломастером;- все плакаты вывешиваются на доске или стене и громко зачитываются.4. Учитель подводит итоги вместе с детьми.

1. Аквилева Г.Н. Практическая направленность преподавания методики предмета «окружающий мир» в педагогическом вузе // Начальная школа. – 2008. - № 10. – С.100-105.
2. Баллеева Г.Н. Праздник первого научного открытия // Начальная школа. – 2008. - № 10. – С.55-59.
3. Богданец Т.П. Экологический подход при обучении начальному естествознанию // Начальная школа. – 2007. - № 12. – С.63-70.
4. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология: Учебное пособие для вузов / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов на/Д.: Феникс, 2006. – 478с.
5. Гайсина Р.С. Загадаю загадку: Окружающий мир // Начальная школа. – 2007. - № 11. – С.54-57.
6. Егорова Т.Г. Логическое и образное в познавательной деятельности младших школьников: Стихотворный материал на экскурсиях в природу // Начальная школа. – 2000. - № 4. – С.66-68.
7. Занимательные материалы к урокам природоведения // Начальная школа. – 2007. - № 9. – С.103-127.
8. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: новый аспект образования / И.Д. Зверев. – М., 2006. – 109с.
9. Зверев И.Д. Организация экологического образования в школе / И.Д. Зверев. – М., 2005. – 120с.
10. Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. Окружающий мир // Начальная школа. – 2007. - № 11. – С.29-30.
11. Костенко Е.Г. Использование игр на уроках окружающего мира: Серия дидактических игр / Е.Г. Костенко. – М., 2011. – 130с.
12. Мартыненко С.В. Формируем экологическое сознание учащихся // Начальная школа. – 2008. - № 11. – С.91-96.
13. Моисеева Л.В., Кастунов И.Р. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников // Министерство образования Российской Федерации; ГПИ Науч.пед.центр «Уникум»/. – Екатеринбург, 2003. – С.29.
14. Пакулова В.М. Методика преподавания природоведения / В.М. Пакулова, В.И. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2005. – 338с.
15. Плешаков А.А. Воспитание учащихся средствами учебного предмета «окружающий мир» // Начальная школа. – 2007. - № 9. – С.25-28.
16. Плешаков А.А. Экология для младших школьников. - М.: Просвещение, 2005. – 289 с.
17. Стрельцова Г.П. Мир леса: урок-конференция // Начальная школа. – 2007. - № 9. – С. 66-68.
18. Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе. //Начальная школа, 2005. - №10.
19. Уварова Т.В. Птицы – наши друзья: Окружающий мир // Начальная школа. – 2008. - № 12. – С.49-54.
20. Усманова Л.С. Подготовка студентов педагогического колледжа к обучению одаренных детей: Окружающий мир // Начальная школа. – 2008. - № 7. – С.88-91.
21. Халалутдинова А.М. Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии младших школьников // Начальная школа. – 2008. - № 7. – С.33-40.
22. Цветкова И.В. Экология для начальной школы: игры и проекты / И.В. Цветкова. - М.: Академия развития, 2006. – 321с.
23. Шипунова Т.Я. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие, часть 2 / Т.Я. Шипунова. – Новосибирск, 2007. – 170с..
24. Шликене Т.Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся: «Окружающий мир» // Начальная школа. – 2008. - № 9. – С.34-38.
25. Энциклопедия «Почемучка». – М.: Просвещение, 2003. – С.31-322.

Вопрос-ответ:

Какие компоненты входят в экологическую культуру младшего школьника?

Компоненты экологической культуры младшего школьника включают знания о природе и окружающей среде, умения эффективно взаимодействовать с природой, ценностные ориентации в отношении окружающей среды и позитивное отношение к природе.

Какие психолого-педагогические основы использования игр экологического содержания в учебном процессе?

Психолого-педагогические основы использования игр экологического содержания в учебном процессе включают учет возрастных особенностей младших школьников, создание ситуаций активного и познавательного взаимодействия с окружающей средой, использование методов и технологий, способствующих развитию познавательных и творческих способностей учащихся.

Какое методическое обеспечение используется на уроках «окружающего мира» в начальной школе?

На уроках «окружающего мира» в начальной школе используется методическое обеспечение, включающее разнообразные учебные пособия, игры и экспериментальные работы, а также интерактивные технологии и визуальные материалы для наглядного представления информации.

Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?

По первой главе статьи можно сделать выводы о том, что игры экологического содержания являются эффективным средством формирования экологической культуры и ценностей у младших школьников. Компоненты экологической культуры младшего школьника, психолого-педагогические основы использования игр в учебном процессе и методическое обеспечение уроков «окружающего мира» в начальной школе играют важную роль в формировании экологической культуры учащихся.

Что включает в себя вторая глава статьи?

Вторая глава статьи включает в себя описание экспериментального исследования, которое было проведено с целью выявить эффективность использования игр экологического содержания для формирования экологической культуры младших школьников. В рамках исследования были определены методы и приемы использования игр, а также оценены результаты их влияния на формирование экологической культуры.

Какие компоненты экологической культуры младшего школьника рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются компоненты экологической культуры младшего школьника, такие как знания об окружающей среде, умения и навыки взаимодействия с природой, осознанное отношение к природным ресурсам и экологически ответственное поведение.

Какие психолого-педагогические основы использования экологических игр рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются психолого-педагогические основы использования экологических игр, такие как развитие познавательных интересов, формирование экологических ценностей, развитие коммуникативных навыков и социализация младших школьников.

Какое методическое обеспечение уроков "окружающего мира" рассматривается в статье?

В статье рассматривается методическое обеспечение уроков "окружающего мира" в начальной школе, включающее разработку и использование экологических игр, различных учебных материалов и интерактивных форм работы.

Какие выводы сделаны по первой главе статьи?

По первой главе статьи сделаны следующие выводы: игра является эффективным средством формирования экологической культуры младшего школьника; использование экологических игр способствует развитию познавательных интересов, формированию экологических ценностей и усвоению знаний о природе.

Какие аспекты исследования рассматриваются во второй главе статьи?

Во второй главе статьи рассматривается экспериментальное исследование, включающее описание методики проведения эксперимента, анализ полученных результатов и обсуждение полученных данных.