Международное право через призму социального конструктивизма

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Политология
  • 16 16 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 20.04.2013
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
нет
Фрагмент для ознакомления

«Технология мирного урегулирования конфликтов приобретает особое значение в современных условиях, становясь главным фактором сохранения и развития человеческой цивилизации». Поиск и разработка технологий социокультурного разрешения конфликтов строится на выявлении совпадающих интересов и признании ценностей всеми конфликтующими сторонами, что позволяет разрешать конфликты мирными средствами. Сравнительный анализ таких интересов и ценностей позволяет дать прогноз возникновения и развития конфликта, определить эффективные методы его урегулирования, предотвратить насильственные формы дальнейшего развития. Поиск совпадающих интересов и применение оптимальных технологий урегулирования современных конфликтов – это качественно новый уровень владения инструментами современной внешней политики.
В течение длительного времени, например, Ближний Восток сохраняется в виде очага напряженности. Постоянные конфликты содержат тесное переплетение социокультурных, экономических, геополитических, политических противостояний Афганистана, Ирака и США, Израиля и Палестины и многих других. Целью политической игры великих держав всегда было достижение ими доминирования в стратегически важном регионе Ближнего Востока. Наиболее значительная роль в этой игре принадлежала Советскому Союзу и Соединенным Штатам Америки – двум крупнейшим державам-победительницам, противоречия между которыми стали определять политический климат на международной арене практически сразу после Второй мировой войны.
За конфликтами на Ближнем Востоке просматривается сущностно новое глобальное цивилизационное противостояние, а именно столкновение Запада и США с большей частью арабо-исламского мира.
Таким образом, исторические предпосылки конфликтов уходят в ценностный конфликт между религиями, культурами и традициями. Речь чаще всего идёт не о столкновении не тактик, а ценностей. Именно ценностный аспект в первую очередь должна учитывать система международного права и публичная дипломатия.
Итак, с точки зрения теории социального конструктивизма процесс урегулирования конфликта должен содержать следующие социокультурные составляющие:
выявление типов и специфики политических культур и субкультур в регионе;
определение основных мифов, ценностей и символов, лежащих в основе противостояния культур и субкультур, участвующих в конфликте;
политизация культурного наследия;
конструирование толерантных традиций культур и их «мобилизация» для урегулирования конфликта;
выявление ресурсов у каждой культуры и субкультуры, находящихся в них до начала конфликта;
анализ процесса использования этих ресурсов для урегулирования конфликта;
возможности увеличения ресурсов культур и субкультур за счёт внешних и внутренних источников;
социокультурное «очищение» от враждебных установок к «другой» культуре.
Заключение
Итак, интерес многих современных авторов к указанным проблемам через призму теории социального конструктивизма обусловлен широкомасштабными и динамичными изменениями, происходящими в мире, социальной и политической нестабильностью, появлением новых субъектов политики, претендующих на власть и ресурсы, возникновением новых форм международных отношений и международных конфликтов. В этой связи для изучения происходящих во многих странах весьма неоднозначных трансформаций требуются новые методологические подходы, и теория социального конструктивизма может оказаться весьма востребованной.
Действительно, в решении многих конфликтов на выработку решений и формулирование позиций сторон влияет исторический, культурный и социальный груз, а также идеологическая ориентация политических элит втянутых в него стран. В связи с этим среди актуальных проблем международных отношений на первый план выходят и социокультурные аспекты. Сегодня сложные по своему составу людские сообщества характеризует собственная политическая культура и конфликты нередко возникают на основе культурных различий. Однако чаще всего не сами эти различия служат причиной напряженности и насилия, а более разнообразные факторы социального, политического и эмоционально-идеологического характера.
Наряду с обострением традиционных форм и методов политического соперничества, в международных отношениях конфликтующих сторон всё большее значение играет культурный и этнический фактор: в современных конфликтах центральной проблемой становится утверждение национальной идентичности. Этнополитические конфликты в условиях национального самоопределения во многом утрачивают черты «конфликта интересов» и становятся «конфликтами ценностей», природа которых и способы разрешения сегодня практически не познаны.
Список использованной литературы
The globalization of world politics: an introduction to international relations, Oxford, Oxford University Press, 2008, pp. 174-191.
Steve Smith & Patricia Owens.Alternative approaches to international theory' in John Baylis, Steve Smith & Patricia Owens (eds.), The globalization of world politics: an introduction to international relations, Oxford, Oxford University Press, 2008, pp. 174-191.
Wendt А. Anarchy is What States Make of It: The Social Construction of Power Politics', International Organization 46, no. 2, 1992, pp. 391-425.
Ачкасов В.А., Ланцов С.А., Мировая политика и международные отношения: учебник. - М.: Аспект пресс, 2011.
Задохин А.Г., Низовский А.Ю. Пороховой погреб Европы: Балканские войны ХХ в. - М.2000.
Иванов О. Американская стратегическая культура // Обозреватель. – 2007. - № 1. – С.87 -93.
Кларк У.К. Как победить в современной войне / Пер. с анг. Н. Ломагина. – М., 2004. – 240 с.
Козырев Г.И. «Жертва» как феномен социально-политического конфликта (теоретико-методологический анализ). – Автореф. дис… докт.соц.наук. – М., 2008. – 56 с.
Козырев Г. И. Политический конфликт: общее и особенное. – М., 2007. – 235 с.
Крашенниникова В. Америка - Россия: Холодная война культур. Как американские ценности преломляют видение России. - М., 2007.
Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: подходы, решения, технологии. М.: Аспект Пресс, 1999. – 223 с.
Малашенко А. Почему боятся ислама? // Свободная мысль. 2006. - № 2. – С.110-123.
Манойло А.В. Технологии психологического управления международными конфликтами: пределы регулирующего воздействия. - М.: Паритет, 2008. – 322 с.
Панарин А.С. Философия политики. – М., 2007. – 335 с.
Соломон Д., Шпигель П. Нации отказываются плясать под дудку США // The Wall Street Journal. 2010. № 1 // http://www.inopressa.ru/article /23Mar2010/wsj/usa.html.
Степанова Е. Терроризм как угроза критической инфраструктуре // Свободная мысль. – 2010. - № 4. – С.34 – 45.
Тоффлер Э., Тоффлер Х. Война и антивойна. - М., 2005. – 464 с.
Цыганков П.А. Теория международных отношений, М.: Гардарика, 2004. – 479 с.
Цыганков П. Политическая социология международных отношений // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/cugan/07.php.
Федотова В. Терроризм и глобализация // Космополис. - 2003. - № 3. URL: http://www.i-u.ru/biblio/archive/ fedotova_terrorism (дата обращения 17.10.2009).
Ханна П. Второй мир: империи и влияние в новом глобальном миропорядке. - М., 2010 (приложение к журналу «Свободная мысль»). – 178 с.
Шаранский Н. Другие // Звезда. – 2004. - № 6. - .5 // http://magazines.russ.ru/zvezda/2004/6/sh8.html.
Шумилин А.И. США против «стран-изгоев» на Ближнем Востоке: кто под прицелом? // Международная жизнь. – 2003. – № 7. – С. 58–74.

Wendt А. Anarchy is What States Make of It: The Social Construction of Power Politics', International Organization 46, no. 2, 1992, pp. 391-425.
Там же.
См.: Цыганков П.А. Теория международных отношений, М.: Гардарика, 2004. - С. 379.
Цыганков П. Политическая социология международных отношений// http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/cugan/07.php
Там же.
Там же.
См.: Цыганков П. Политическая социология международных отношений // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/cugan/07.php
Там же.
Тоффлер Э., Тоффлер Х. Война и антивойна. - М., 2005. - С.364.
См.: Задохин А.Г., Низовский А.Ю. Пороховой погреб Европы: Балканские войны ХХ в. - М.2000. С.19.
Ачкасов В.А., Ланцов С.А., Мировая политика и международные отношения: учебник. - М.: Аспект пресс, 2011. – С.167.
См.: Иванов О. Американская стратегическая культура // Обозреватель. – 2007. - № 1. – С.87 -93.
Козырев Г. И. Политический конфликт: общее и особенное. – М., 2007. – С.35.
См.: Малашенко А. Почему боятся ислама? // Свободная мысль. – 2006. - № 2. – С.110-123.
Шумилин А.И. США против «стран-изгоев» на Ближнем Востоке: кто под прицелом? // Международная жизнь. – 2003. – № 7. – С. 58–74.
The globalization of world politics: an introduction to international relations, Oxford, Oxford University Press, 2008, pp. 174-191.
Степанова Е. Терроризм как угроза критической инфраструктуре // Свободная мысль. – 2010. № 4. – С.34.
См.: Козырев Г.И. «Жертва» как феномен социально-политического конфликта (теоретико-методологический анализ). – Автореф. дис… докт. соц. наук. – М., 2008. – С.23.

Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: подходы, решения, технологии. М.: Аспект Пресс, 1999. - С. 8.
Шаранский Н. Другие // Звезда. – 2004. - № 6. - .5 // http://magazines.russ.ru/zvezda/2004/6/sh8.html.









1

Список использованной литературы
1. The globalization of world politics: an introduction to international relations, Oxford, Ox-ford University Press, 2008, pp. 174-191.
2. Steve Smith & Patricia Owens.Alternative approaches to international theory' in John Bay-lis, Steve Smith & Patricia Owens (eds.), The globalization of world politics: an introduction to international relations, Oxford, Oxford University Press, 2008, pp. 174-191.
3. Wendt А. Anarchy is What States Make of It: The Social Construction of Power Politics', International Organization 46, no. 2, 1992, pp. 391-425.
4. Ачкасов В.А., Ланцов С.А., Мировая политика и международные отношения: учеб-ник. - М.: Аспект пресс, 2011.
5. Задохин А.Г., Низовский А.Ю. Пороховой погреб Европы: Балканские войны ХХ в. - М.2000.
6. Иванов О. Американская стратегическая культура // Обозреватель. – 2007. - № 1. – С.87 -93.
7. Кларк У.К. Как победить в современной войне / Пер. с анг. Н. Ломагина. – М., 2004. – 240 с.
8. Козырев Г.И. «Жертва» как феномен социально-политического конфликта (теорети-ко-методологический анализ). – Автореф. дис… докт.соц.наук. – М., 2008. – 56 с.
9. Козырев Г. И. Политический конфликт: общее и особенное. – М., 2007. – 235 с.
10. Крашенниникова В. Америка - Россия: Холодная война культур. Как американские ценности преломляют видение России. - М., 2007.
11. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: подходы, решения, тех-нологии. М.: Аспект Пресс, 1999. – 223 с.
12. Малашенко А. Почему боятся ислама? // Свободная мысль. 2006. - № 2. – С.110-123.
13. Манойло А.В. Технологии психологического управления международными конфликтами: пределы регулирующего воздействия. - М.: Паритет, 2008. – 322 с.
14. Панарин А.С. Философия политики. – М., 2007. – 335 с.
15. Соломон Д., Шпигель П. Нации отказываются плясать под дудку США // The Wall Street Journal. 2010. № 1 // http://www.inopressa.ru/article /23Mar2010/wsj/usa.html.
16. Степанова Е. Терроризм как угроза критической инфраструктуре // Свободная мысль. – 2010. - № 4. – С.34 – 45.
17. Тоффлер Э., Тоффлер Х. Война и антивойна. - М., 2005. – 464 с.
18. Цыганков П.А. Теория международных отношений, М.: Гардарика, 2004. – 479 с.
19. Цыганков П. Политическая социология международных отношений // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/cugan/07.php.
20. Федотова В. Терроризм и глобализация // Космополис. - 2003. - № 3. URL: http://www.i-u.ru/biblio/archive/ fedotova_terrorism (дата обращения 17.10.2009).
21. Ханна П. Второй мир: империи и влияние в новом глобальном миропорядке. - М., 2010 (приложение к журналу «Свободная мысль»). – 178 с.
22. Шаранский Н. Другие // Звезда. – 2004. - № 6. - .5 // http://magazines.russ.ru/zvezda/2004/6/sh8.html.
23. Шумилин А.И. США против «стран-изгоев» на Ближнем Востоке: кто под прицелом? // Международная жизнь. – 2003. – № 7. – С. 58–74.

Вопрос-ответ:

Что такое социальный конструктивизм в международном праве?

Социальный конструктивизм в международном праве — это подход, основанный на идее о том, что международные нормы и отношения формируются через социальные конструкции и взаимодействия между государствами и другими участниками международных отношений.

Почему технология мирного урегулирования конфликтов важна в современном мире?

Технология мирного урегулирования конфликтов становится особенно важной в современных условиях, так как позволяет сохранять и развивать человеческую цивилизацию. Она предоставляет возможность разрешать конфликты без насилия и военных действий, что способствует улучшению отношений и сотрудничеству между государствами и народами.

Какие принципы лежат в основе мирного урегулирования конфликтов?

Основные принципы мирного урегулирования конфликтов включают выявление совпадающих интересов и признание ценностей всеми сторонами противоборствующих сторон. Благодаря этим принципам стороны могут найти компромиссные решения и достичь мирного соглашения.

Каким образом можно разрешать конфликты мирными средствами?

Разрешение конфликтов мирными средствами осуществляется через поиск и разработку технологий социокультурного разрешения. Это включает в себя выявление совпадающих интересов и признание ценностей всех противоборствующих сторон, а также построение диалога и взаимопонимания между ними.

Почему сравнительный анализ интересов и ценностей важен при мирном урегулировании конфликтов?

Сравнительный анализ интересов и ценностей позволяет выявить общие точки соприкосновения и понять, что объединяет конфликтующие стороны. Это создает основу для построения конструктивного диалога и поиска возможных компромиссных решений, что является ключевым аспектом мирного урегулирования конфликтов.

Какие преимущества имеет использование социокультурного разрешения конфликтов?

Использование социокультурного разрешения конфликтов имеет ряд преимуществ. Во-первых, это позволяет выявить совпадающие интересы и признать ценности всех конфликтующих сторон. Это создает основу для мирного урегулирования и предотвращает дальнейшую эскалацию конфликта. Во-вторых, такой подход способствует сохранению и развитию человеческой цивилизации, так как предполагает обмен информацией, диалог и поиск взаимоприемлемых решений. Наконец, социокультурное разрешение конфликтов помогает создать долгосрочные отношения между сторонами, основанные на взаимном уважении и доверии.

Каким образом осуществляется поиск и разработка технологий социокультурного разрешения конфликтов?

Поиск и разработка технологий социокультурного разрешения конфликтов основаны на выявлении совпадающих интересов и признании ценностей всех конфликтующих сторон. Это происходит через проведение диалога, обмен информацией и поиск взаимоприемлемых решений. Для этого могут использоваться различные инструменты и методы, такие как медиация, фасилитация, тренинги по конфликтологии и другие. Важным аспектом в данном процессе является участие представителей всех сторон конфликта, чтобы учесть их мнение и интересы при разработке решений.

Почему технологии социокультурного разрешения конфликтов являются главным фактором сохранения и развития человеческой цивилизации?

Технологии социокультурного разрешения конфликтов становятся главным фактором сохранения и развития человеческой цивилизации, потому что они основаны на принципах взаимного уважения, равенства и справедливости. Эти принципы способствуют созданию долгосрочных отношений между сторонами, обеспечивая мир и стабильность. Благодаря использованию таких технологий достигается снижение конфликтов и препятствуется насилию, что способствует развитию и благополучию общества в целом.