Социальное сопровождение как направление социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Заказать уникальную дипломную работу- 85 85 страниц
- 50 + 50 источников
- Добавлена 28.07.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Социальная работа с семьей, воспитывающей ребенка с ребенка с ограниченными возможностями здоровья 10
1.1. Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья как объект социальной работы 10
1.2. Направления социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья 19
1.3 Субъекты социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья 30
2. Изучение процесса содействия семье воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в организации социальной работы 36
2.1. Технология сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями: сущность и содержание 36
2.2. Содержание социального сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в контексте реабилитационных мероприятий 43
2.3. Исследования содержания социального сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья как направление социальной работы 58
Заключение 72
Список использованной литературы 76
Приложение 1 81
Приложение 2 85
По результатам комплексного экспериментального педагогического изучения в зависимости от уровня развития познавательной и речевой деятельности все дети (120 человек – 100 %) условно были разделены на три группы.
I группа - дети с уровнем развития познавательной и речевой деятельности, близким к возрастной норме. У них отмечались только дизартрические (речедвигательные) расстройства. К этой группе были отнесены 10 детей (8%).
II группа – дети с задержкой речевого развитая в сочетании с дизартрическими расстройствами. Уровень познавательного развития был в пределах возрастной нормы. В эту группу вошли 15 детей (13%).
III группа - дети с задержкой познавательного и речевою развития в сочетании с дизартрическими расстройствами. К этой группе отнесены 95 детей (79%).
Было проведено анкетирование 6 семей только что обратившихся в центр реабилитации и 6 семей, наблюдавшихся в центре в течении года.
По итогам анализа было выявлено, что у родителей, которые посещали центр длительное время, преобладает конструктивный тип родительской позиции по отношению к ребёнку (то есть родитель принимает дефект своего ребенка, объективно его воспринимает и адекватно оценивает), тогда как у родителей, недавно обратившихся в центр нет такого отношения (плюс результаты опросника). Таким образом, гипотезу о том, что процесс содействия семье влияет на результат реабилитации можно считать доказанной.
Проведя анализ результатов тестирования, которые были проведены с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, мы сделали вывод, что те семьи, которые посещали долгое время центр, имеют положительное отношение к своему ребенку, чем те, кто начал посещать или не посещал вообще. Чтобы показать это как можно ярче, мы предоставляем диаграммы.
Рис. 5. Диаграмма семей, которые не посещали центр.
Как мы видим, практически все семьи недооценивают своего ребенка, они не видят в нем личности-родители либо не принимают, либо чересчур много уделяют своему ребенку внимания, этим самым деформируя его связь с социумом. И только одна из шести семей принимает своего ребенка таким, каким он есть.
Рис.6. Диаграмма семей, которая посещала центр больше года.
Тут мы видим явное улучшения отношения семей к своему ребенку. Родители понимают, сочувствуют и вместе с тем поддерживают его, оптимистически настраивая ребенка и себя на благополучное будущее. Но и даже среди тех семей, которые посещали центр больше года, не обошлись без гиперсоциализации. И все же, не взирая на чрезмерное опекунство, родители замечают в ребенке какие-то таланты, возможности, а также положительные изменения.
Технология раннего вмешательства создаёт реальные предпосылки решения важной социальной проблемы - профилактики нарушений развития детей в раннем возрасте. А раннее социальное психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями, позволит если не полностью исключить, то значительно ослабить степень ограничений жизнедеятельности, получить в лице семьи надёжного союзника в процессе дальнейшей реабилитации ребёнка. Заболеваемость ребёнка в перинатальном периоде оказывает существенное влияние не только на общее состояние здоровья, но и влечёт за собой риски нарушений и задержки развития жизненно важных функций. Современные научные исследования выявили критическое значение в развитии ребёнка периода первых 2-3 лет жизни, роли семьи, отношений с матерью, раннего опыта и социального окружения в формировании личности ребёнка и развитии его мозга. Между тем, в первые годы жизни внимание родителей ребёнка, имеющего нарушения жизнедеятельности, обращено на решение задач, в основном, медицинского характера, в результате мы имеем ряд проблем:
психологическую неподготовленность семьи к воспитанию ребёнка с ограниченными возможностями;
нарушение развития ряда функций головного мозга вследствие вынужденного ограничения общения и однообразия окружающей среды.
Совокупность данных факторов приводит к развитию порочного круга - всё более углубляющегося отставания в развитии с постепенной трансформацией в умственную отсталость и неспособности умственно отсталого ребёнка бороться с физическим недугом.
Раннее социальное психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, позволит если не полностью исключить, то значительно ослабить степень ограничений жизнедеятельности ребенка, получить в лице семьи надежного союзника в процессе дальнейшей реабилитации ребенка. В процессе реализации проекта специалисты руководствуются следующими принципами работы с семьей:
формировать активную жизненную позицию родителей;
не воздействовать на ребенка, а взаимодействовать с ним; помочь ребенку
занять активную позицию;
встраивать обучение малыша в повседневную жизнь семьи;
учитывать в работе закономерности и последовательность развития детей
раннего возраста;
учитывать особенности развития детей с той конкретной патологией, к
которой относится ребенок;
учитывать индивидуальные особенности ребенка и опираться в работе на
его сильные стороны; видеть ребенка и работать с ним, а не с проблемами;
принцип системного подхода к формированию навыков во всех сферах развития ребенка.
Было проведено анкетирование 6 семей только что обратившихся в центр реабилитации и 6 семей, наблюдавшихся в центре в течении года.
По итогам анализа было выявлено, что у родителей, которые посещали центр длительное время, преобладает конструктивный тип родительской позиции по отношению к ребёнку (то есть родитель принимает дефект своего ребенка, объективно его воспринимает и адекватно оценивает), тогда как у родителей, недавно обратившихся в центр нет такого отношения (плюс результаты опросника). Таким образом, гипотезу о том, что процесс содействия семье влияет на результат реабилитации можно считать доказанной.
Исследование влияния социокультурной деятельности (лепка, плетение, рисование и т.п.) на развитие моторики рук и развитие речи показало положительные результаты. Так, у 75 % детей с ДЦП речь становится более членораздельной, у 15 % имеются изменения в активизации речи, и у 10 % детей появляются слова в речи.
Заключение
Ребенок, имеющий инвалидность – полноправный член общества, он может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей.
Государство призвано не просто предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процессам его социальной реабилитации и индивидуального развития.
Исходя из этой парадигмы, цель реабилитации детей инвалидов – содействие в улучшении качества жизни ребенка, имеющего инвалидность, защита и представление его интересов в различных кругах, создание условий для выравнивания возможностей детей и подростков, имеющих инвалидность, и их здоровых сверстников, что способствует интеграции инвалидов в общество и создает предпосылки для независимой жизни.
Комплексное социальное сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ должно рассматриваться как система психолого-педагогических, образовательных, социальных, медицинских, юридических услуг. Комплекс услуг должен быть направлен на создание таких жизненных условий для детей с ОВЗ и их родителей, при которых они имели бы возможность реализации своих гражданских прав и свобод.
Процесс социальной реабилитации, прежде всего, определяется компетентностью специалиста по социальной работе, то есть данным теоретическим материалом мы подтверждаем нашу гипотезу о том, что помощь и содействие семье, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, способствует повышению результат социальной реабилитации.
По мере взросления ребёнка проблем не становится меньше, они приобретают социальную окраску. Опросы родителей показывают, что если заботы и проблемы родителей ребёнка дошкольного возраста связаны с его поведением, сном, ходьбой и обеспечением общего ухода за ним, то дальше во весь рост встают проблемы будущего ребёнка, его профессионального определения и его отношений с окружающими.
Семье принадлежит главенствующая роль в социальной адаптации ребенка – инвалида. Главная идея психосоциальной и социокультурной реабилитации - формирование ответственности у самих детей и их родителей за выход из изолированного пространства, за изменение социальной позиции, за личностный рост каждого члена семьи. В гармоничной, зрелой семье процесс восстановления здоровья детей будет полноценным и эффективным.
Включение ребенка в специализирвоанное образовательное учреждение делает невозможным полноценную социальную интеграцию и адаптацию детей – инвалидов. Образовательное учреждение должно рассматриваться как фрагмент интегративного пространства. Организация интеграционной среды предусматривает совместную деятельность ее участников, активную позицию каждого, а не «параллельное» пребывание на одной территории. Современная школа, чтобы соответствовать требованиям общества, удовлетворять его потребностям, должна стать школой-центром, многоцелевым, многопрофильным учреждением, которое могло бы решать целый комплекс социально-правовых, психолого-педагогических и медицинских проблем учащихся и их семей.
Основные функции социальной реабилитации, можно охарактеризовать следующим образом:
1) восстановление социального статуса, социальной позиции субъекта;
2)достижение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости;
3)повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности.
Существуют такие формы реабилитации как: медицинская, педагогическая, социально-экономическая, профессиональная, бытовая, спортивная, творческая. Социальная реабилитация включает в себя и меры по социальной поддержке, т. е. выплаты родителям пособий и пенсий, надбавок по уходу за ребенком, оказание натуральной помощи, предоставление льгот, обеспечение специальными техническими средствами, протезирование, налоговые льготы
Родители – основные участники реабилитации, особенно, если ребенок по тем или иным причинам не посещает никакого учебно-воспитательного учреждения.
Всем детям с ограниченными возможностями необходима специальная психолого-педагогическая поддержка для образования и нормальной социальной жизни, в том числе и значительному числу детей с ДЦП, имеющих нормальный интеллект.
Реабилитация средствами искусства предусматривает последовательное прохождение семьёй несколько ступеней, этапов духовного, культурного развития, открывая возможность детям-инвалидам через искусство успешно адаптироваться в малом и большом социумах, занять достойное место в общественной жизни.
Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями — главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации. Когда в семье есть ребёнок-инвалид, может повлиять на создание более жёсткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций.
По итогам анализа было выявлено, что у родителей, которые посещали центр длительное время, преобладает конструктивный тип родительской позиции по отношению к ребёнку (то есть родитель принимает дефект своего ребенка, объективно его воспринимает и адекватно оценивает), тогда как у родителей, недавно обратившихся в центр нет такого отношения (плюс результаты опросника). Таким образом, гипотезу о том, что процесс содействия семье влияет на результат реабилитации можно считать доказанной.
Исследование влияния социокультурной деятельности (лепка, плетение, рисование и т.п.) на развитие моторики рук и развитие речи показало положительные результаты. Так, у 75 % детей с ДЦП речь становится более членораздельной, у 15 % имеются изменения в активизации речи, и у 10 % детей появляются слова в речи.
Исследование показало, что социокультурная деятельность, в рамках социального сопровождения является одним из действующих методов социальной интеграции и адаптации детей – инвалидов Областном центре Новосибирска.
Для повышения эффективности интеграции и социальной адаптации детей – инвалидов следует:
1. Внедрять в реабилитационную практику методов и средств позитивной библиотерапии, арттерапии.
3. Включать детей – инвалидов и родителей в активную творческую деятельность с помощью средств изобразительного и других видов искусства.
4. Оказывать психолого-педагогической и психотерапевтической помощи семьям детей с ограниченными возможностями через службу экстренной помощи.
5. Формировать жизненные планы и корректировать ценностные ориентации у детей и их родителей.
Список использованной литературы
Законы и иные нормативные акты
Федеральный закон от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995г. N 48, ст. 4563.
Федеральный закон от 24 ноября 1995г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральный закон (в ред. №351-ФЗ от 09.12.2010).
Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации (в ред. от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
Федеральный закон от 17.07.1999г. № 178 – ФЗ «О государственной социальной помощи» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122 – ФЗ).
Научная и учебная литература
Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.
Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). — М.: 2007. — 112 с.
Безлепкина Л.Ф. Семья нуждается в поддержке. – М.: Просвещение, 1986. – 285 с.
Божович Л. И. Психологический анализ условия формирования и строение гармонично развитой личности. // Психология формирования и развития личности. М., 1981 -С.257-289
Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии./ Т.А.Власова, М.С. Певзнер. М.: Просвещение, 1973. - 175с.
Вихорев Д.И. Проблемы обучения и адаптации детей инвалидов в России
// Высшее образование инвалидов. Материалы Международной научно – практической конференции. – СПб.: Питер, 2000. – 360 с.
Гришина Л.П. Актуальные проблемы инвалидности в Российской Федерации. - М.: Академический проект, 1995. – 203 с.
Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка — М.: "Белый город", 2006
Еськов Г.С. Твои права, человек. - М.: ИНИОН РАМ, 1993. – 56 с.
Забратная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе: Рабочая книга родителей. – М.: Педагогика – Пресс, 1993. – 208 с.
Климова Ю.А. Социальная работа с семьями детей с ограниченными возможностями.// Мир психологии. - 2001. - № 2 (26). - С. 243–253
Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002.- 92 с.
Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1988.– 208 с.
Л.Е.Никитина. Социальный педагог в школе. - М.: Академический Проект. 2003. – 112с.
М. Юровицкая. Социальная адаптация больных детей. – М.: Просвещение. 1998. – 56с.
Мошняга В. Т. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями / В. Т. Мошняга. - М.: Инфра-М., 2008. - 395 с.
Н.Володина. Реабилитация тех, кто не «вписался в стандарт». – М.: Просвещение. 1997. - 115с.
Основы социальной работы: учеб. пособие / отв. ред. П.Д. Павленок. М.: 2001г. – 360 с.
Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. Том 1, М., 1989, С. 208-209,215-216, 226, 233
Рубинштпейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999
Панкратова М.А., Андреева С.А. Социально-психологический патронаж семей, воспитывающих детей с нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. №2.
Пожар, Л. Психология аномальных детей и подростков. Патопсихология/Л. Пожар.- М.: Изд-во Институт практической психологии, 1996.- 430с.
Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными
возможностями / под ред. С.А.Беличевой. - М.: Педагогика, 1998. - 210 с.
Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. — М.: АРКТИ, 2007. — 80 с.
Романовская С. Использование игры в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. - СПб.: Питер, 2002. - 230 с.
Служба сопровождения семьи и ребенка: инновационный опыт: методический сборник / [ред. В.М. Соколова] – Владимир : Издательство «Транзит-ИКС», 2010. – 132 с.
Социальная работа / Под общ. Редакцией В.И. Курбатова. – Ростов- на – Дону: Феникс, 1999. – 576 с.
Социальная работа. Российский Энциклопедический словарь // Под общ. ред. проф. В.И.Жукова. М., 2007, С.218.
Словарь прикладной социологии. Минск, 1984. С.160-162.
Словарь - справочник по социальной работе / под ред. Е. И. Холостовой.
Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1998. - №1.- с. 25-30.
Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика. Учеб.пособие / Е.И. Холостова, А.С. Сорвина . – М.: ИНФРА-М, 2002. – 570 с.
Холостова Е.И. Социальная реабилитация / Е. И. Холостова. - М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2003. - 295 с.
Холостова Е.И. Социальная реабилитация: учеб. пособие / Е.И.Холостова, Н.Ф.Дементьева. – 2-е изд., – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2003. – 340с.
Шпилевая С.Г. Руководство для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья: помощь и поддержка. – Калининград.: СМСС, 2011- 55 с
Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. Учеб. пособие. Издание 2-е, переработанное и дополненное. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер», 2004. 316 с.
Ярская – Смирнова Е.Р. Социальное конструирование инвалидности // Социологические исследования. – М.: ИНИОН РАН, 1997. № 1. С. 83-90.
Ярская – Смирнова Е.Р. Когда в семье ребенок инвалид // Социологические исследования. – М.: ИНИОН РАН, 1997. № 4. С. 3-9.
Ярская – Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности // социологические исследования. – М.: ИНИОН РАН, 1998. № 2. С. 8-10.
Ярская-Смирнова Е.Р. Социальная реабилитация с инвалидов / Е. Р. Ярская-Смирнова. - СПб: Питер, 2004.
Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - М.: Наука, 1987, с. 110-236.
Интернет-ресурсы
В России насчитывается более 13 миллионов инвалидов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL http://www.med2.ru/story.php?id=38138( дата обращения 11.05.2013)
Зименская М.С. Педагог и семья, воспитывающая ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (вопросы педагогической этики). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL http://earlyhelp.ucoz.ru/forum/14-72-1 ( дата обращения 01.04.2013)
Михайлина М.Ю. Социально-психологическое сопровождение образования детей с ограниченными возможностями. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL http://www.socpolitika.ru/( дата обращения 11.05.2013)
Поташова И.И. Современные аспекты психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья // [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL http://www.psyedu.ru/files/articles/2489/pdf_version.pdf (дата обращения 27.04.2013)
Приложение 1
Тест и опросник:
Источник: Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. — М.: АРКТИ, 2007. — 80 с.
Тест «Мой ребёнок»
Прочтите, пожалуйста, вопрос и все предлагаемые варианты ответа на него. Номер того ответа, который совпадает с Вашим мнением, обведите кружком на бланке ответов. Если Вы согласны сразу с несколькими вариантами ответов, постарайтесь выбрать только одно, более других понравившееся Вам суждение. Если ни один из ответов Вас не устраивает, напишите, пожалуйста, свой вариант на специально отведенных строках в бланке ответов.
1. Определите свое отношение к детям:
1 а) дети — самый загадочный и интересный народ;
б) дети — это наш долг, наша главная забота;
в) дети — это смысл моей жизни, мои надежды, ожидания;
г) дети осложняют жизнь, отнимают много сил, времени и средств.
2. Какой возраст детей Вам больше всего нравится:
а) любой, в каждом есть свои преимущества;
б) хорошо, когда ребенок уже думает, но еще ничего «не выдумывает» (от 3 до 13);
в) конечно, пока они маленькие;
г) лучше, когда они наконец-то вырастут.
3. Какие дети Вам больше всего нравятся:
а) активные, жизнерадостные, любящие играть;
б) спокойные, послушные, занятые делом;
в) здоровые, красивые, радующие взрослых;
г) умные, самостоятельные, рассуждающие не по годам.
4. Каким Вам кажется собственный ребенок: ,. а) самый лучший, красивый, талантливый;
б) ничего особенного, но в целом не хуже других;
в) не такой, как все, требует особого отношения, постоянного внимания;
г) беспокойный, проблемный, трудный.
5. Как Вы думаете, насколько хорошо Вы знаете и понимаете его:
а) постоянно нахожу в нем что-то новое;
б) хорошо знаю, на что он способен;
в) стараюсь узнать его получше, уловить каждое его настроение;
г) часто не понимаю его.
6. Сколько внимания Вы уделяете ребенку?
а) большую часть времени, но стараюсь выкраивать минутки для себя и других членов семьи;
б) достаточно, хотя у меня есть и другие заботы, требующие внимания;
в) отдаю всю себя — это смысл моей жизни;
г) наверное, меньше, чем надо.
7. Как Вы реагируете на желания своего ребенка:
а) ищу компромиссы для их выполнения;
б) со многими приходится бороться;
в) желания ребенка для меня закон;
г) надо признать, что мой ребенок умеет добиться от меня того, чего хочет.
8. Как Вы думаете, чем вызвано детское упрямство:
а) тем, что от ребенка ничего не требуют или, наоборот, требования очень высоки;
б) ребенка избаловали, сделали из него «пуп земли»;
в) когда ребенок подолгу упрямится или злится, мне кажется, что я где-то не поняла его, поступила неправильно, несправедливо;
г) это природная черта характера, практически неисправимая.
9. Как Вы относитесь к наказанию:
а) наказываю редко, т.к. любое наказание малоэффективно;
б) ни одного плохого поступка нельзя оставлять безнаказанным;
в) наказать или не наказать — это зависит от моего настроения;
г) наверное, я наказываю чаще, чем надо, но это единственное, что на него действует.
10. Как Вы считаете, чему родители должны научить детей в первую очередь:
а) чувству собственного достоинства и уважению личности другого человека;
б) трудолюбию, дисциплине, почитанию старших;
в) быть добрым, заботливым, уметь прощать;
г) чтобы ничего не боялся и в любой ситуации добивался успеха.
11. Как Вы относитесь к действиям, играм своего ребенка:
а) люблю наблюдать; бывает, присоединяюсь;
б) кажутся мне бесполезными: часто ребенок занимается не тем, чем надо;
в) я беспокоюсь, что они могут быть опасны для ребенка;
г) часто раздражают меня, мешают; я быстро устаю от них.
12. Как Вы реагируете на то, что люди обращают внимание на Вашего ребенка:
а) почти не замечаю;
б) привык(ла), научился(лась) защищаться;
в) терплю, ведь людей не переделаешь;
г) мне очень неприятно, стараюсь избегать таких ситуаций.
13. Оцените перспективы Вашего ребенка:
а) я думаю, ему повезет на хороших людей, он будет счастлив;
б) не пропадет, если будет слушаться меня; милости нам ждать не от кого;
в) его будущее меня очень тревожит;
г) не знаю, что его ждет.
14. Если бы у Вас была возможность что-то изменить в жизни, то:
а) поменял(а) бы некоторые качества в себе;
б) конечно, совершенствовал(а) бы ребенка;
в) ничего бы не менял(а);
г) изменил(а) бы все.
15. Оцените способности Вашего ребенка:
1) к обучению:
а) тянется ко всему новому, любит рассуждать;
б) обычные, могли бы быть лучше, если бы он проявлял усердие;
в) для успеха ему нужны определенные условия;
г) его трудно заинтересовать, все дается с большим трудом;
2) к общению:
а) с ребятами ладит хорошо, изобретателен в играх;
б) пропадает на улице — домой не загонишь; в выборе друзей не разборчив (дружит с кем попало);
в) немного друзей, т.к. нет подходящей компании;
г) замкнут, предпочитает сидеть дома — наверное, дети не хотят с ним играть;
3) по силе характера:
а) если чем-то увлечен, проявляет терпение и целеустремленность;
б) всегда ищет самый легкий путь;
в) ему трудно доводить дело до конца;
г) кажется слабохарактерным, но в то же время бывает очень упрямым;
4) к творчеству:
а) талантлив во многом;
б) есть задатки, но нет желания;
в) способный, но слабое желание мешает реализовать себя;
г) не замечал(а) ничего особенного.
Благодарим за сотрудничество!
Примечание для специалистов. По каждому вопросу предложено четыре варианта ответов, выражающие соответственно следующие типы родительской позиции по отношению к ребенку:
• конструктивная;
• акцентуация с авторитарным стилем воспитания;
• акцентуация с тенденциями потворствующей гиперопеки;
• негативизм (эмоциональное отчуждение).
Заполненный бланк ответов демонстрирует преобладающий тип позиции по отношению, родителей к ребенку. В случае, если трудно выделить преобладание какой-либо позиции, отношение к ребенку характеризуется как противоречивое.
Надо отметить, что, с одной стороны, проведение данного теста дает наглядные результаты, но с другой — эти результаты надо оценивать как предварительные и нуждающиеся в подкреплении, например другими тестовыми методиками.
Бланк ответов
Согласно выбранному ответу обведите нужную букву:
1. а) б) в) г)......................................................................
2. а) б) в) г)......................................................................
3. а) б) в) г)......................................................................
4. а) б) в) г)......................................................................
5. а) б) в) г)......................................................................
6. а) б) в) г)...............................:......................................
7. а) б) в) г)......................................................................
8. а) б) в) г)......................................................................
9. а) б) в) г)......................................................................
10. а) б) в) г)......................................................................
11. а) б) в) г)......................................................................
12. а) б) в) г)......................................................................
13. а) б) в) г)......................................................................
14. а) б) в) г)..........................:...........................................
15.
1) а) б) в) г)..........................................................................
2) а) б) в) г)..........................................................................
3) а) б) в) г)..........................................................................
4) а) б) в) г)..........................................................................
Приложение 2
ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К РЕБЕНКУ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
(А.Я. Варги, В.В. Столина)
Опросник дает возможность проанализировать количественно-качественное отношение родителей к ребенку, определить базовый тип воспитания и характер восприятия матерью своей роли в жизни ребенка.
Опросник позволяет:
1) на уровне общего обзора выявить:
• динамику и состав отклонений в социальном развитии детей;
• содержание индивидуальных рекомендаций;
• прогнозирование «риска» социализации детей в коллективе и отдельного ребенка;
• мероприятия по уточнению и корректированию образовательного процесса с учетом полученных результатов;
2) выделить следующие социально-педагогические процессы:
• включение родителей в организацию образовательного процесса как процесса социализации в образовательном учреждении;
• информирование родителей о содержании отклонений в поведении ребенка и трудностях его общения с другими детьми; о факторах, препятствующих социальной адаптации и социальному развитию ребенка;
• психолого-организационное структурирование занятий с учетом уровней социального развития детей;
• информирование воспитателей о состоянии социальных отклонений ребенка с целью проведения необходимой корреционной работы с ним;
• системный контроль (мониторинг) за проведенной работой.
Бланк опросника
Уважаемый родитель!
Перед Вами текст опросника, который содержит утверждения о родительском отношении к вопросам воспитания детей и общения с ними. Все утверждения пронумерованы.
Такие же номера есть в Бланке для ответов. Прочтите по очереди утверждения опросника. Если Вы в принципе согласны с утверждением, то на Бланке для ответа обведите кружком номер утверждения. Если не согласны — зачеркните этот номер. Если утверждение выбрать очень трудно, поставьте рядом с номером вопросительный знак.
В опроснике нет «правильных» или «неправильных» утверждений. Отвечайте так, как Вы сами думаете.
1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
3. Я уважаю своего ребенка.
4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.
7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8. Мой ребенок часто неприятен мне.
9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не вызывают.
15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное, как «губка».
18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
19. Ребенка следует держать в жестких рамках — тогда из него получится порядочный человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я принимаю участие в своем ребенке.
22. К моему ребенку «липнет» все дурное.
23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне хотелось бы.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
27. Я с удовольствием провожу со своим ребенком все свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
34. Я очень интересуюсь жизнью моего ребенка.
35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
39. Основная причина капризов моего ребенка — эгоизм, упрямство и лень.
40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения своего ребенка.
44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
45. Я понимаю огорчения своего ребенка.
46. Мой ребенок часто раздражает меня.
47. Воспитание ребенка — сплошная нервотрепка.
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49. Я не доверяю своему ребенку. 52
50. За строгое воспитание дети потом благодарят.
51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53. Я разделяю интересы своего ребенка.
54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно.
55. Мой ребенок вырастет неприспособленным к жизни.
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Благодарим за сотрудничество!
Бланк ответов
Обведите номер утверждения, с которым Вы согласны. Если Вы не согласны с утверждением, то зачеркните соответствующий номер.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 Заполнил (Ф. И. О.):______
Ребенок (Ф. И. О., возраст):
Ключ к опроснику
Шкала «Принятие — отвержение»
№ утверждений, относящихся к этой шкале: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53, 55, 56.
Как принятие оцениваются положительные ответы на вопросы:
3, 20, 27, 37, 38, 43, 45, 53, 56; как отвержение: 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 24, 26, 29, 39, 40, 42, 44, 46, 47, 49, 52, 55.
Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. На полюсе принятия родителю нравится ребенок таким, какой он есть; родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы.
Другой полюс (отвержение): родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, дурных наклонностей, небольшого ума. Часто родитель испытывает по отношению к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
Шкала «Кооперация»
№ утверждений, относящихся к этой шкале: 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
«Кооперация» — социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помогать ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним «на равных». Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
Шкала «Симбиоз»
№ утверждений, относящихся к этой шкале: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
Шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале (5—7) можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Это означает, что родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, который кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, поскольку по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
Шкала «Авторитарная гиперсоциализация» № утверждений, относящихся к этой шкале: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59, 61.
Шкала отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле (5-8) по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка и требует социального успеха. При этом родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные способности, привычки, мысли, чувства.
Шкала «Инфантилизация» («Маленький неудачник») № утверждений, относящихся к этой шкале: 11, 13, 17, 22, 28, 54, 60.
Шкала отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале (5-7 баллов) в родительском отношении преобладает стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младше по сравнению с его реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли, чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ему кажется, что ребенок не приспособлен, не успешен, открыт для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим он старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия, что приводит к социальной инвалидизации ребенка.
В России насчитывается более 13 миллионов инвалидов. [Электронный ресурс]: режим доступа: URL http://www.med2.ru/story.php?id=38138 (дата обращения 11.05.2013)
Панкратова М.А., Андреева С.А. Социально-психологический патронаж семей, воспитывающих детей с нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. №2.
Зименская М.С. Педагог и семья, воспитывающая ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (вопросы педагогической этики). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL http://earlyhelp.ucoz.ru/forum/14-72-1 (дата обращения 01.04.2013)
Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Шпилевая С.Г. Руководство для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья: помощь и поддержка. – Калининград.: СМСС, 2011. С. 35
Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). — М.: 2007. С. 38
Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. С. 121
Панкратова М.А., Андреева С.А. Социально-психологический патронаж семей, воспитывающих детей с нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. № 2.С. 52
Панкратова М.А., Андреева С.А. Социально-психологический патронаж семей, воспитывающих детей с нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. - № 2. С. 44
Шипицына Л. М. Коррекция и развитие. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. . -- СПб.: Образование, 1996г
Там же.
ШпилеваяС.Г. Руководство для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья: помощь и поддержка. – Калининград.: СМСС, 2011. С. 35.
Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков. Патопсихология/Л. Пожар.- М.: Изд-во Институт практической психологии, 1996. С. 121
Цит по. Поташова И.И. Современные аспекты психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья // [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL http://www.psyedu.ru/files/articles/2489/pdf_version.pdf (дата обращения 27.04.2013)
Михайлина М.Ю. Социально-психологическое сопровождение образования детей с ограниченными возможностями.[Электронный ресурс]. – Режим доступа URL : http://www.socpolitika.ru/ (дата обращения 11.05.2013)
См.: Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003..
Панкратова М.А., Андреева С.А. Социально-психологический патронаж семей, воспитывающих детей с нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. №2.
Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К.Социальная работа с инвалидами. Учеб.пособие. Издание 2-е, переработанное и дополненное. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер», 2004. С. 64
Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. С. 89
Климова Ю.А. Социальная работа с семьями детей с ограниченными возможностями.// Мир психологии. - 2001. - № 2 (26). - С. 243–253
Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. С. 54
Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. С. 97.
Там же.
Климова Ю.А. Социальная работа с семьями детей с ограниченными возможностями.// Мир психологии. - 2001. - № 2 (26). - С. 243–253
Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. С. 98
Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
См.: Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка — М.: Белый город, 2006
См.: Бардиер, Г., Ромазан, И., Чередникова, Т. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. – Кишинев - Санкт-Петербург, 2000, Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997, Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития. Учебник., 11-е изд., испр. и доп., М., 2007., Осухова Н.Г. Психологическое сопровождение личности в период адаптации к жизненным изменениям. Профориентация и психологическая поддержка - новые возможности занятости: Тез. докл. межрегиональной научно-практической конференции. М., 1996
Служба сопровождения семьи и ребенка: инновационный опыт: методический сборник / [ред. В.М. Соколова] – Владимир :Издательство «Транзит-ИКС», 2010. С. 112
Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.
Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями / под ред. С.А.Беличевой. - М.: Педагогика, 1998. С. 98
Ярская-Смирнова Е.Р. Социальная реабилитация с инвалидов / Е. Р. Ярская-Смирнова. - СПб: Питер, 2004.
Ярская-Смирнова Е.Р. Социальная реабилитация с инвалидов / Е. Р. Ярская-Смирнова. - СПб: Питер, 2004.С. 29
Зименская М.С. Педагог и семья, воспитывающая ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (вопросы педагогической этики). [Электронный ресурс]. – Режим доступаURL : http://earlyhelp.ucoz.ru/forum/14-72-1 (дата обращения 11.05.2013)
Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1998. - №1.- с. 25-30.
Служба сопровождения семьи и ребенка: инновационный опыт: методический сборник / [ред. В.М. Соколова] – Владимир : Издательство «Транзит-ИКС», 2010. С. 69.
Шпилевая С.Г. Руководство для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья: помощь и поддержка. – Калининград.: СМСС, 2011. С. 38
Материалы Областного Центра г.Новоисбирск
Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1998. - №1.- C. 25-30.
Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002.- 92 с.
11
4
Законы и иные нормативные акты
1. Федеральный закон от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995г. N 48, ст. 4563.
2. Федеральный закон от 24 ноября 1995г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральный закон (в ред. №351-ФЗ от 09.12.2010).
3. Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации (в ред. от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
4. Федеральный закон от 17.07.1999г. № 178 – ФЗ «О государственной социальной помощи» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122 – ФЗ).
Научная и учебная литература
5. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.
6. Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). — М.: 2007. — 112 с.
7. Безлепкина Л.Ф. Семья нуждается в поддержке. – М.: Просвещение, 1986. – 285 с.
8. Божович Л. И. Психологический анализ условия формирования и строение гармонично развитой личности. // Психология формирования и развития личности. М., 1981 -С.257-289
9. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии./ Т.А.Власова, М.С. Певзнер. М.: Просвещение, 1973. - 175с.
10. Вихорев Д.И. Проблемы обучения и адаптации детей инвалидов в России
11. // Высшее образование инвалидов. Материалы Международной научно – практической конференции. – СПб.: Питер, 2000. – 360 с.
12. Гришина Л.П. Актуальные проблемы инвалидности в Российской Федерации. - М.: Академический проект, 1995. – 203 с.
13. Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка — М.: "Белый город", 2006
14. Еськов Г.С. Твои права, человек. - М.: ИНИОН РАМ, 1993. – 56 с.
15. Забратная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе: Рабочая книга родителей. – М.: Педагогика – Пресс, 1993. – 208 с.
16. Климова Ю.А. Социальная работа с семьями детей с ограниченными возможностями.// Мир психологии. - 2001. - № 2 (26). - С. 243–253
17. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002.- 92 с.
18. Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1988.– 208 с.
19. Л.Е.Никитина. Социальный педагог в школе. - М.: Академический Проект. 2003. – 112с.
20. М. Юровицкая. Социальная адаптация больных детей. – М.: Просвещение. 1998. – 56с.
21. Мошняга В. Т. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями / В. Т. Мошняга. - М.: Инфра-М., 2008. - 395 с.
22. Н.Володина. Реабилитация тех, кто не «вписался в стандарт». – М.: Просвещение. 1997. - 115с.
23. Основы социальной работы: учеб. пособие / отв. ред. П.Д. Павленок. М.: 2001г. – 360 с.
24. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. Том 1, М., 1989, С. 208-209,215-216, 226, 233
25. Рубинштпейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999
26. Панкратова М.А., Андреева С.А. Социально-психологический патронаж семей, воспитывающих детей с нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. №2.
27. Пожар, Л. Психология аномальных детей и подростков. Патопсихология/Л. Пожар.- М.: Изд-во Институт практической психологии, 1996.- 430с.
28. Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными
возможностями / под ред. С.А.Беличевой. - М.: Педагогика, 1998. - 210 с.
29. Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. — М.: АРКТИ, 2007. — 80 с.
30. Романовская С. Использование игры в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. - СПб.: Питер, 2002. - 230 с.
31. Служба сопровождения семьи и ребенка: инновационный опыт: методический сборник / [ред. В.М. Соколова] – Владимир : Издательство «Транзит-ИКС», 2010. – 132 с.
32. Социальная работа / Под общ. Редакцией В.И. Курбатова. – Ростов- на – Дону: Феникс, 1999. – 576 с.
33. Социальная работа. Российский Энциклопедический словарь // Под общ. ред. проф. В.И.Жукова. М., 2007, С.218.
34. Словарь прикладной социологии. Минск, 1984. С.160-162.
35. Словарь - справочник по социальной работе / под ред. Е. И. Холостовой.
36. Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1998. - №1.- с. 25-30.
37. Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика. Учеб.пособие / Е.И. Холостова, А.С. Сорвина . – М.: ИНФРА-М, 2002. – 570 с.
38. Холостова Е.И. Социальная реабилитация / Е. И. Холостова. - М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2003. - 295 с.
39. Холостова Е.И. Социальная реабилитация: учеб. пособие / Е.И.Холостова, Н.Ф.Дементьева. – 2-е изд., – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2003. – 340с.
40. Шпилевая С.Г. Руководство для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья: помощь и поддержка. – Калининград.: СМСС, 2011- 55 с
41. Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. Учеб. пособие. Издание 2-е, переработанное и дополненное. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер», 2004. 316 с.
42. Ярская – Смирнова Е.Р. Социальное конструирование инвалидности // Социологические исследования. – М.: ИНИОН РАН, 1997. № 1. С. 83-90.
43. Ярская – Смирнова Е.Р. Когда в семье ребенок инвалид // Социологические исследования. – М.: ИНИОН РАН, 1997. № 4. С. 3-9.
44. Ярская – Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности // социологические исследования. – М.: ИНИОН РАН, 1998. № 2. С. 8-10.
45. Ярская-Смирнова Е.Р. Социальная реабилитация с инвалидов / Е. Р. Ярская-Смирнова. - СПб: Питер, 2004.
46. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - М.: Наука, 1987, с. 110-236.
Интернет-ресурсы
47. В России насчитывается более 13 миллионов инвалидов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL http://www.med2.ru/story.php?id=38138( дата обращения 11.05.2013)
48. Зименская М.С. Педагог и семья, воспитывающая ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (вопросы педагогической этики). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL http://earlyhelp.ucoz.ru/forum/14-72-1 ( дата обращения 01.04.2013)
49. Михайлина М.Ю. Социально-психологическое сопровождение образования детей с ограниченными возможностями. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL http://www.socpolitika.ru/( дата обращения 11.05.2013)
50. Поташова И.И. Современные аспекты психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья // [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL http://www.psyedu.ru/files/articles/2489/pdf_version.pdf (дата обращения 27.04.2013)
Вопрос-ответ:
Какие задачи ставит перед собой социальная работа с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья?
Одной из основных задач социальной работы с такими семьями является оказание им психологической и практической помощи, поддержка и сопровождение в решении различных проблем, связанных с воспитанием ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Важно помочь семье преодолеть негативные эмоции и стресс, а также установить социальный контакт с другими родителями, чтобы обмениваться опытом и поддерживать взаимопонимание. Еще одной задачей социальной работы с такими семьями является их социализация, то есть включение в общество и помощь в адаптации к обычной жизни. Может быть необходима организация детского сада или школы для детей с ограниченными возможностями, а также поиск дополнительных образовательных и реабилитационных программ.
Какие подходы используются в социальной работе с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья?
В социальной работе с такими семьями используется комплексный подход, который включает в себя психологическую, социальную, практическую и юридическую помощь. Первоначально проводится анализ семейной ситуации и определение потребностей семьи. Затем разрабатывается план работы, который может включать психологическую поддержку, консультации специалистов, помощь в получении социальных выплат и льгот, поиск реабилитационных и образовательных программ для ребенка, организация досуговых занятий и т.д. Очень важно индивидуальное и чувствительное отношение к семье, учет особенностей каждого ребенка и его семьи.
Какими являются объекты и направления социальной работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья?
Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья являются объектами социальной работы. Направления этой работы включают поддержку семей в организации ухода за ребенком, обеспечении доступности услуг и ресурсов для его развития, а также социальной интеграции.
Какие задачи стоят перед социальными работниками в работе с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья?
Задачи социальных работников включают оказание информационной и консультативной поддержки семьям, помощь в получении социальных услуг и пособий, организацию психологической поддержки и реабилитации ребенка, а также поиск и вовлечение в семейные ресурсы и поддерживающие сети для решения проблем.
Какие меры социальной поддержки могут предоставляться семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья?
Семьям может быть предоставлена финансовая поддержка в виде пособий и компенсаций, оказание информационно-консультативных услуг, обеспечение реабилитационных и медицинских услуг, организация досуговых и развлекательных мероприятий для ребенка, а также обеспечение доступности образования и социальной инфраструктуры.
Кто является субъектами социальной работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья?
Субъектами социальной работы с такими семьями могут быть социальные работники, медицинские работники, педагоги, психологи, работники реабилитационных центров и других организаций, а также представители общественных организаций и волонтеры, которые оказывают помощь и поддержку в различных сферах жизни таких семей.
Какие задачи решает социальная работа с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья?
Социальная работа с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья выполняет ряд задач: поддержка и помощь семье в преодолении трудностей, связанных с воспитанием ребенка с ОВЗ, создание условий для его социальной адаптации, улучшение качества жизни всей семьи, предоставление информации о доступных ресурсах и услугах и т.д.
Какие направления социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья существуют?
Направления социальной работы с такими семьями могут включать: поддержку семьи в период диагностики и медицинского обследования ребенка, сотрудничество с медицинскими и педагогическими учреждениями, оказание психологической помощи и консультирование семьи, организацию доступа к ресурсам и услугам, обучение и развитие родителей, адвокацию и защиту интересов семьи.
Кто является субъектами социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья?
Субъектами социальной работы в данной ситуации могут быть: специалисты по социальной работе, медицинский персонал, педагоги, психологи, родители, сами дети и другие члены семьи, представители общественных организаций и государственных служб, предоставляющих социальные услуги.
Какие вызовы и трудности могут возникнуть при социальной работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья?
При социальной работе с такими семьями могут возникать различные трудности и вызовы, такие как: отсутствие информации о доступных ресурсах, страх родителей перед будущим, недостаток финансовых и временных ресурсов, социальная изоляция семьи, отсутствие поддержки окружающих и другие.
Чем занимается социальная работа с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья?
Социальная работа с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья предоставляет поддержку и помощь данной семье в различных аспектах их жизни. Она может осуществляться в виде консультаций, психологической поддержки, информационной помощи, помощи в получении льгот и прав, а также в организации реабилитационных мероприятий. Главная цель социального сопровождения - обеспечение социальной интеграции и улучшение качества жизни ребенка и его семьи.
Какие направления социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья существуют?
Социальная работа в данном случае может осуществляться во многих направлениях. Это может быть помощь в организации реабилитации ребенка, содействие в получении медицинской и социальной помощи, консультирование и поддержка родителей, помощь в адаптации ребенка в образовательном учреждении, помощь в профессиональной ориентации и трудоустройстве ребенка, а также многое другое. Каждая семья имеет свои особые потребности и проблемы, поэтому направления социальной работы будут уникальны для каждой отдельной семьи.