Технология поддержания социальной активности пожилых людей в условиях центра социального обслуживания

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Социальная работа
  • 96 96 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 12.12.2013
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ 6
1.1 Значение социальной работы 6
1.2 Общая характеристика системы социальной работы 14
1.3 Методы социальной работы 24
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ И ПОДДЕРЖАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ 33
2.1 Социальное обслуживание граждан пожилого возраста 33
2.2. Формы социального обслуживания граждан пожилого возраста 38
2.3. Особенности поддержания социальной активности пожилых людей 47
ГЛАВА 3 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДДЕРЖАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 56
3.1. Опыт работы по поддержанию социальной активности пожилых людей на примере ГБУСОМО «ШЦСО» (Щатуринский центр социального обслуживания) 56
3.2. Реализация программы поддержания социальной активности пожилых людей 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 85
Приложение 1 86
Приложение 2 87

Фрагмент для ознакомления

Подопечные, полностью утратившие способность к самообслуживанию,   получают ежедневную  патронажную помощь, до 2-х раз в день. По необходимости  посещаются  врачами, психологом, а  по  желанию другими  специалистами  и  даже  священником.
 Отделение срочного социального обслуживания на сегодняшний день является одним из незаменимых  видов помощи в структуре Центра.
Более  5000 услуг оказывается срочным отделением  ежегодно, в котором  находят поддержку и  социальную помощь  около 3000 человек - жителей    Озерского  района. 
Большое внимании в Центре уделяется поддержанию социальной активности пожилых, для этих целей широко используется такая технология социальной работы. как социальная адаптация.
Социальная адаптация приобретает исключительную актуальность в пожилом возрасте как переломном периоде жизнедеятельности человека.        Социальная адаптация – это привыкание, приспособление человека к социально-экономическим условиям взаимодействия с окружающим его миром в процессе жизнедеятельности.
Адаптируется человек к жизни в условиях социализации. Расширение и углубление общения становится непременным условием социализации человека в пожилом  возрасте. Социальная адаптация помогает пожилому человеку самостоятельно функционировать в обществе.
Методологической основой социальной адаптации  выступает положение о том, что человек, находящийся в трудном положении, является не только объектом деятельности, но и  субъектом. Без участия самого пожилого  человека невозможна его социальная адаптация. Технологии социальной адаптации должны быть направлены на развитие  субъективности пожилого человека: умение познать себя и свои проблемы, мобилизовать свои усилия для решения проблемы.
Социальная работав в целях адаптации личности к новой для нее деятельности прибегает к социально-психологическим технологиям, обеспечивающим повышение собственной активности личности, ее подвижности в различных видах жизнедеятельности.
Социальная работа ориентируется на активность субъектов социальной защиты, которая вызывается значимостью целей, привлекательностью отношений, складывающихся в процессе деятельности.
Активность участников социальной работы стимулируется повышением мотивации деятельности, достижением высоких результатов социализации личности.
Большое внимание уделяется развитию инновационных форм социально обслуживания, которые позволяют поддержать социальную активность пожилых людей.
Среди них такие формы как «Социальный экспресс», «Видеописьма», «Веселый экспресс», «Университет третьего возраста».
«Социальный экспресс» - это мобильная бригада (на базе автомобиля «Соболь») для обслуживания граждан, проживающих в сельской «глубинке», с которыми нет автобусного сообщения. В состав бригады входят: сотрудники центра и специалисты  управления, социальный работник, медик, психолог, юрист, парикмахер, сапожник. Заключены договора с хозяйственным магазином, аптекой по доставке их продукции на село.  Выезды осуществляются на село по графику, составленному  заведующими СКП и  по заявкам граждан.
Хорошо зарекомендовала себя форма социального обслуживания населения посредством  «Видеописьма».
Технология «живого письма помогает пожилым людям не терять связь со своими близкими и родственниками, осуществлять поздравления со знаменательными датами, рассказать о своих заботах, проблемах, изложить, вместе вспомнить былые времена.   Живое письмо снимается на видеоноситель и посылается адресату вместе в видеотехникой, что при елании получателя можно было записать его ответ.
Очень трогательно наблюдать, как годами не видевшие друг друга люди всматриваются в родные лица, не замечая присутствия съемочной группы, не пряча слез радости, ведут диалог с экраном, откуда к ним обращаются их родные и близкие, звучат до боли знакомые голоса. И конечно же, слова благодарности социальной службе за предоставленную возможность общения.
Создан и активно работает еще один социальный проект «Веселый экспресс». Развлекательные программы самодеятельных артистов-пенсионеров пользуются огромной популярностью среди граждан пожилого возраста и помогают им преодолеть чувство одиночества и оторванности от активной жизни.  С нетерпением их ждут на всех мероприятиях, проводимых Центром социального обслуживания.
При Центре создан клуб знаний «Университет 3-говозраста»  для  пенсионеров с активной жизненной  позицией, имеющих богатый накопленный опыт и неистраченный интеллектуальный потенциал. В нем  граждане пожилого возраста могут принять участие и как  слушатели, и как преподаватели  по интересующим вопросам  на разных факультетах: «Искусствоведческий»,«Садовод-любитель»,«Медицинский», Краеведческий»,  «Правовой», «Православный».
В отделении дневного пребывания большое внимание уделяется организации досуга и свободного времени пожилых людей, поскольку их участие в трудовой деятельности затруднено, со временем теряются социальные связи. Для  пожилых людей  с  активной  жизненной  позицией и  не   утративших  свой  творческий  потенциал  организованы  Клубы  по  интересам для  ветеранов. Активная культурно-досуговая деятельность Клуба включает проведение тематических вечеров и культурно-развлекательных  мероприятий.
Таким образом, нужно отметить, что в отделении дневного пребывания реализуются классические формы поддержания социальной активности пожилых, но организация инновационных форм оказания социального обслуживания и различных социальных проектов несомненно способствуют эффективной активизации пожилых людей.

3.2. Реализация программы поддержания социальной активности пожилых людей
Реализация программы поддержания социальной активности пожилых людей проводилась на базе дневного отделения Государственного бюджетного учреждение социального обслуживания (ГБУСОМО «ШЦСО»).
Реализация программы стояла из трех этапов:
Проведения диагностики уровня социальной активности пожилых людей, посещающих дневное отделение Центра.
Внедрение и реализация специальной программы поддержания социальной активности. основанной на активизации творческого потенциала пожилых людей.
Повторная диагностика уровня социальной активности пожилых людей, позволяющая отследить эффективность проделанной работы.
В исследовании приняло участи 20 пtнсионеров- пожилых людей, посещающих отделение дневного пребывания. Каждому испытуемому предлагалась анкета, включающая вопросы по возрасту, уровню образования, стажу работы, семейному положения, уровню социальной активности- предпочитаемые виды деятельности в свободное врем я и в отделении дневного пребывания (Приложение 1).
Характеристика выборки.
Половой состав выборки:
Большую частm выборки составили женщины- 16 человек (80%) и 4 мужчин (20%) (диаграмма 1)
Диаграмма 1. Половой состав выборки

Возрастной состав выборки. Ученые, исследуя зрелый и поздний возраст, выделяют следующие возрастные этапы: до 60 лет- это период зрелости. От 60-75 лет- первый этап позднего периода жизни, от 75 и старше- это второй этап позднего периода жизни. Целесообразность выделения этих возрастных категорий заключается в том, что люди в эти периоды различаются по своему психологическому и медицинскому состоянию.
В нашу выборку вошло 45 % испытуемых в возрасте до 60 лет, 55% в возрасте от 60-75. (диаграмма 2)
Диаграмма 2. Возрастной состав выборки


Образовательная характеристика выборки.
- 3 человека (15%)- со средним образованием, 5 человек (25%) испытуемых со средне-специальным образованием и 12 человек (60%) с высшим образованием (диаграмма 3).
Диаграмма 3. Образовательный состав выборки


Стаж работы:
- 10 % испытуемых имеет стаж до 5 лет, 25% - от 5 до 10 лет, 65% респондентов имеет стаж свыше 10 лет (диаграмма 4).
Диаграмма 4. Стаж работы испытуемых выборки

Семейная характеристика выборки.
- 5% испытуемых одиноки, 60% имеют супругов и детей, 35% респондентов имеют только детей (диаграмма 5).
Диаграмма 5. Семенное положение пожилых людей

Анализ уровня социальной активности.
Анализ особенностей социальной активности проводился на основе анализа данных разработанной авторской анкеты, отвечая на вопросы которой испытуемые выделяли те виды деятельности, которыми занимаются в свободное время, к ним относятся общественная деятельность, общение, чтение книг, активность в отношении своего здоровья (Приложение 1)
Были выделены четыре группы испытуемых по уровню их социальной активности. К первой группе испытуемых мы отнесли тех, чьи ответы содержали высокую общественную активность, посещение многих кружков. В данную группу вошли пожилые люди, которые сохранили, сохранившие профессиональные навыки и нуждаются в осуществлении трудовой деятельности. Кроме стремления к трудовой профессиональной деятельности эта группа пожилых людей характеризуется выраженностью и других форм социальной активности: они стремятся выполнять общественную деятельность (организовывать ее), общаться, активно проводить свое свободное время. Основными чертами пожилых людей в этой группе является стремление к самостоятельности и инициатива в принятии решении относительно своего времени и своей жизнедеятельности.
Вторую группу составили пожилые люди, которые выделили общение основной формой социальной активности, учитывались такие ответа, как «люблю общаться», «люблю играть в игры», «вяжу», «вышиваю», «пою». Для данной группы пожилых людей трудовая деятельность не несет такого значения, как для первой группы, кроме того, они имеют ограниченные возможности заниматься ею. Характер межличностных отношений эпизодический, случайный, общаться с другими пенсионерами начинают поскольку вместе пришли в дневное отделение, вместе едят за одним столом, или же требуется им оказать помощь или они могут оказать помощь другому- с ним и возникает общение. Основной формой социальной активности выступает общение и досуговая деятельность.
Третью группу нами были отнесены те пенсионеры, в чьих ответах общение протекало в зависимости от общего самочувствия, состояния здоровья. Для этой группы пожилых были характерны такие ответы, как Сюда были отнесены ответы следующих типов: «лечусь», «общаюсь как возникает желание», «смотрю телевизор», «читаю», «гуляю». Социальная активность пожилых людей из третей группы проявляется в процессах самообслуживания. Они сознательно отказываются от общественно полезной деятельности, при это отказ объясняют неважным самочувствием, страхом ухудшения состояния. Общение крайне ситуативно, ограничивается узким кругом случайных людей, в досуге отсутствует опосредующее общение.
В четвертую группу мы отнесли тех испытуемых, у кого вопрос по проведению досуга и удовлетворенностью общения был или пропущен, или же отметил, что никак не проводит свой досуг, просто отдыхает. Данная группа пожилых людей характеризуется отсутствием любой целенаправленной деятельности. Социальная активность таких пожилых людей ограничивается реакциями узнавания знакомых, активизации сохраненных навыков самообслуживания. Основной мотив данного типа социальной активности заключается в удовлетворении витальных потребностей. Для общения данной группы пожилых характерно ограничение, низкий интерес к социальному окружению, реагируют только на физиологические стороны пребывания в дневном отделении, т.к. именно они удовлетворяют их потребности в поскольку в в тепле, уюте, покое, еде и т.д. Полученные данные представлены в таблице 1 и на диаграмме 6.
Таблица 1. Распределение пожилых по группам (уровням) социальной активности, в %
1 2 3 4 0 20 75 5









Диаграмма 6. Уровня социальной активности пожилых людей в отделении дневного пребывания


Полученные в исследовании данные позволили нам сделать вывод о том. что большую часть пожилых людей, принявших участие в исследовании можно отнести с третьей группе по уровню социальной активности. Для третьей группы социальной активности характерна ситуативность в общении, стремлением проводить свободное время в одиночестве, отсутствием опосредованного общения, фиксацией на вопросах сохранения здоровья. Нужно отметить, что здесь присутствует и второй уровень социальной активности, когда пенсионер активно интересуется окружающим, общением, досугом, опосредованным общением. Первого уровня не зафиксировано ни у одного пожилого человека.
Программа подержания социальной активности пожилых, проводимая на базе дневного отделения с выбранными пожилыми людьми основана на оздоровительном и активирующем действии изобразительного искусства (арт-терапии).
Программа основа на следующих эффектах:
Групповом эффекте принятия.
Получение непосредственного результат в виде изобразительного продукта, что очень важно для пожилых людей.
Терапевтический эффект ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит углубленное самопознание, самопринятие, гармонизация развития, личностный рост. Это потенциальный путь к самоопределению, самореализации, самоактуализации личности.
Цель - актуализация проявлений самости, формирование субъектной позиции социального действия:
Задачи:
Снижение уровня тревожности и агрессии.
Снижение уровня фрустрации.
Формирование позиции самоактуализирующейся личности.
Снижение негативных эмоциональных состояний в виде ощущения ненужности, заброшенности, отвержения.
Формирование адекватной самооценки.
Развитие уверенности в себе и своих возможностях.
Социальная активизация пожилых
Структура занятий включала в себя следующие этапы:
. Настрой («разогрев»).
2. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений.
3. Индивидуальная изобразительная работа (разработка темы).
4. Этап вербализации (активизация вербальной и невербальной коммуникации).
5. Коллективная работа (театрализация, ритуальная драматизация).
6. Заключительный этап. Рефлексивный анализ.
Содержание занятий программы представлено в Приложении 2.
Контрольные результаты исследования уровня социальной активности.
Повторное исследования уровня социальной активности пожилых позволило получить следующие результаты:
Наглядно данные показаны в таблице 2 и на диаграмме 7.
Таблица 1. Распределение удельного веса испытуемых по группам социальной активности при повторном обследовании, в %
1 2 3 4 0 70 30 0

Диаграмма 7. Распределение удельного веса испытуемых по уровням социальной активности при повторной диагностике



Анализ данных, представленных в таблице и на диаграмме показывает, что по сравнению с первичной диагностикой после проведения программы у пожилых людей значительно увеличился процент людей со вторым уровнем активности- этот уровень, который характеризуется тем, что пенсионер активно интересуется окружающим, общением, досугом, опосредованным общением. Увеличение второго уровня социальной активности произошло за счет пенсионеров третьего уровня активности, это те пенсионеры, которые раньше предпочитали ситуативное общение, проведение досуга в одиночестве, не опосредованное общение, и у них наблюдался только лишь интересом к проблемам сохранения здоровья. Снизилось количество пожилых с четвертым уровнем, это те пожилые, у которых отсутствовала какая-либо продуктивная целенаправленная деятельность, они в основном отдыхали. Конечно же не изменился процент пожилых с первым уровнем социальной активности- это те люди, которые занимаются профессиональной деятельностью, проводят активно досуг, или имеют не одно занятие, которым занимаются в свободное время.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что наша программа позволяет активизировать второй уровень социальной активности пожилых людей в условиях отделения дневного пребывания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальная активность пожилых людей претерпевает изменения с выходом на пенсию и динамически изменяется с возрастом, поскольку пожилые теряет привычные социальные роли, у них сужается круг общения. Все это приводит к ощущению «выкинутости» из общества, ненужности, что в свою очередь формирует тревожность, депрессивные реакции, снижают самооценку пожилых людей и в конечном итоге не способствуют решению основной задачи данной возрастной категории- социально-психологическая адаптация. Все вышесказанное свидетельствует о том, что для пожилых людей важным при организации социального обслуживания является не только материальная и медицинская помощь, но и организация специализированных мероприятий и программ, направленных на поддержание социальной активности пожилых.
Поддержание социальной активности позволяет пожилым людям продлить свою психическую, физическую активность, сохранить навыки самообслуживания, значительно улучшая качество жизни пожилого человека.
В ходе теоретического анализа технологий поддержания социальной активности пожилых людей в условиях центра социального обслуживания, были сделаны следующие выводы:
1. Основные цели социальной работы- это социальные цели, в конечном итоге способствующие адаптации и активизации человека, гармонизации социальных отношений, среди которых можно выделить таким, как:
- формирование у человека навыков решения стоящих перед ним проблем;
- помощь таким действиям социальной системы, которые направлены на обеспечение людей услугами, ресурсами, обслуживанием;
- связывание индивидов с теми системами, которые могут обеспечить человека ресурсами любого плана от материальных до информационных.
2. Социальная работа – представляет собой универсальный социальный институт, представители которого призваны оказывать помощь индивидам независимо от социального статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств. Единственным критерием оказания помощи является потребность человека в ней и неумение справится с проблемами собственными силами.
3. Социальная работа, представляет собой сложную, динамическую открытую систему, включающую в себя как собственные элементы, так и подсистемы, которые в свою очередь можно рассматривать как системы. Каждая подсистемы имеет свои характерные особенности, цели и задачи.
4. Методы социальной работы много разны и зависят от объекта, субъекта социальной работы.
5. Одновременно специалист по социальной работы при реализации определенной технологии может использовать несколько методов.
6. На поведение личности влияет целый комплекс факторов, что требует использование не одного, а ряда методов социальной работы, учитывая что в практической деятельности наблюдается пересечение методов, т.е. использование одних методов закономерно ведет к использованию и других методов.
7. Социальное обслуживание пожилых людей должно базироваться на теоретических концепция старения. Социальное обслуживание представляет собой систему социальных услуг, предоставляемых людям пожилого и старческого возраста в условиях проживания в семье (домашних условиях) или специализированных государственных и муниципальных учреждениях. Социальное обслуживание состоит из социально-бытовой помощи, включающей в том числе бесплатное протезирование, льготы инвалидам, оказание помощи бездомным, морально-психологической поддержки, социально-медицинского обслуживание, которое состоит ряда социальных услуг, предоставляемых в специализированных учреждениях.
8. Можно выделить множество форм и видов социального обслужиания пожилых: выделяют стационарные, полустационарные и нестационарные формы социального обслуживания.
9. Планомерное и систематическое поддержание социальной активности пожилых людей возможно в стационарных и полустационарнх формах социального обслуживания.
10. При организации социального обслуживания в стационарных формах требуется учитывать контингент пожилых, их потенциальную возможность к социальной активности, и следует соблюдать дифференциацию режимов активности.
11. Полустационарные форма социального обслуживания в качестве поддержания социальной активности предполагают организацию клубов по интересам, частичная профессиональная деятельность, занятия ремесленными и художественными видами творчества, организация театральной деятельности, посещение выставок, постановок и др.
Анализ практических аспектов поддержания социальной активности пожилых людей в условиях центра социального обслуживания предполагал анализ опыта одного из центов социального обслуживания и выполнение собственной исследовательской программы.
В ходе реализации программы поддержания социальной активности пожилых людей, нами был зафиксирован низкий уровень социальной активности пожилых в отделении дневного пребывания Центра. Большая часть пожилых характеризовалась общением по ситуации, стремлением проводить свободное время в одиночестве, отсутствием опосредованного общения, фиксацией внимания на вопросах сохранения здоровья.
Реализуемая программа основывалась на оздоровительном и активирующем действии изобразительного искусства (арт-терапии). Целью ее было актуализация проявлений самости, формирование субъектной позиции социального действия.
По окончания проведения программы нами были сделаны выводы о том. что она эффективная при поддержании социальной активности пожилых в условиях отделения дневного пребывания центра социального обслуживания и позволяет пожилым людям активно интересоваться окружающим, общением, досугом, опосредованным общением.
По окончанию выполнения выпускной квалификационной работы нами были сформулированы следующие рекомендации:
На государственном уровне ввести пропаганду, способную сломать стереотипы о пожилом возрасте, как «ненужном» для общества,. возрасте «доживания». На региональном уровне стимулировать инновационные виды поддержания социальной активности пенсионеров.
На муниципальном уровне в центрах социального обслуживания уделять внимание таким мероприятиям, в которых пожилой человек будет не пассивным, а активным участником, сам организовывающим мероприятия для других пожилых.
Таким образом, гипотеза полностью подтвердилась, цели и задачи выпускной квалификационной работы выполнены.
ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ

Адаптационное поведение процесс взаимодействия субъекта и социальной среды, в ходе которого согласовываются взаимные требования и ожидания и реализуются определённые механизмы социальной адаптации [15]..
Адаптация социальная процесс взаимодействия субъекта социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников.
Диагноз социальный чётко обозначенный и названный перечень проблем конкретного субъекта в их взаимосвязи, взаимозависимости и иерархии.
Инвалид любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично свои потребности нормальной социальной и личной жизни в силу недостатка физических или умственных возможностей
Консультирование социальное метод, обеспечивающий клиента практическими советами и помощью, как любая форма оказания клиенту помощи в отношении содержания, процесса или структуры решаемой задачи; особая профессиональная служба, оказывающая услуги гражданам и организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают выявить социальные проблемы клиента, проанализировать их, дают рекомендации по их решению и, при необходимости, содействуют выполнению принятых решений и полученных рекомендаций.
Обеспечение социальное участие государства в содержании своих граждан (в том числе и инвалидов), когда они по социально значимым причинам не имеют самостоятельных средств к существованию, либо получают их в недостаточном для удовлетворения необходимых потребностей количестве.
Обслуживание социальное деятельность по организации и осуществлению работы, направленной на удовлетворение потребностей инвалида в различных социальных услугах.
Обслуживание социальное пожилых обеспечение пожилого человека всем необходимым в виде конкретных услуг, в денежной или натуральной форме.
Ограничение системы жизнедеятельности полная или частичная утрата человеком способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением и занятиям трудовой деятельностью.
Пожилые люди – женщины и мужчины, как правило, отошедшие от активного участия в трудовой деятельности или достигшие пенсионного возраста, чаще и то и другое [11].
Помощь социальная единовременные или краткосрочные действия, направленные на ликвидацию или нейтрализацию критических и негативных жизненных ситуаций.
Помощь социальная – деятельность, направленная на то, чтобы полностью или частично решить материальные проблемы субъекта через деятельность соответствующих учреждений и организаций.
Проблема социальная несовпадение ожиданий, потребностей, интересов и т.п. конкретного социального субъекта с аналогичными характеристиками других социальных субъектов.
Реабилитация социальная – комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу какихлибо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта.
Социальные проблемы пожилых людей [22]. - специфические проблемы определённого социально-демографического слоя людей, возникающие в связи с выходом на пенсию и процессом старения. Для пожилых людей серьезными проблемами являются:
поддержание приемлемого материального уровня жизни, особенно в условиях инфляции;
получение качественной медицинской помощи и социальной поддержки;
изменение образа жизни и адаптация к новым условиям;
осознание естественности процесса старения, снижения физической активности, возможности активного передвижения и др.
Технологии социальной работы система оптимальных способов преобразования, регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Конституция РФ от 12.12.1993// Российская газета.-№ 237.-25.12.1993.
Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 (последняя редакция от 15.05.2001).-М.: Юрайт.-2008.-637 с.
Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» № 195 от 10.12.1995 (в ред. от 22.08.2004 № 122-ФЗ) [Первоначальный текст документа]// Российская газета.- № 150.- 04.08.1995.-С.3-19.
Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» № 122 от 02.08.1995г. (в ред. от 22.08.2004 № 122-ФЗ) [Первоначальный текст документа]// Российская газета.- № 150.- 04.07.1995.-С.3-19.
Албегова И. Ф. Методологические проблемы институционализации социальной работы в условиях Российской Федерации [Текст] // Отечественный журнал социальной работы. М.: — 2010. — № 4. — С. 4—16.
Антология социальной работы. В 5 т. Т. 3. Социальная политика и законодательство в социальной работе. [Текст ] / Сост. М.В. Фирсов. – М.: Сварогъ – НФВ СПТ, 1995. – 544 с.
Бахметова Г.Ш., Иванкова Л.В. Современные проблемы старения населения в России и европейских странах [Текст]. – Р. н/Д.: РГЭУ (РИНХ), 2000.- 54 с.
Бердзенишвили Н.А. Роль социальной работы и социального работника в трансформационном постсоветском обществе [Текст] //Человек постсоветсткого пространства: Сборник материалов конференции. Выпуск 3 / Под ред. В.В. Парцвания. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2005. — С.122-127.
Бондаренко И.Н. Социальная политика и программы в интересах пожилых людей: новый этап [Текст ] //Работник социальной службы. – 2001. – № 1.- С.7-39.
Вдовина М.В. Проблемы межпоколенных отношений и социальная работа [Текст ]. – М.: МГУ, 2002.- 86 с.
Гулина М.А. Словарь справочник по социальной работе [Текст].-СПб., Питер, 2010.- 395 с.
Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю. Социально-психологическая адаптация лиц старших возрастов в начальный период пребывания в домах-интернатах. [Текст ] /Методич. рекоменд. - М.: ЦИЭТИН, 1992, 18 с. альная работа с пожилыми в семье [Текст ]. – Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого , 2002.- 308 с.
Доброштан В.М. Теория социальной работы [Текст].- СПб.: СПГУТД, 2008. –373 С.
Козлова Т. З. Здоровье пенсионеров: самооценка [Текст] //Социологические исследования, 2000, № 12, с. 89 - 93.
Краткий словарь основных понятий и терминов [Текст]. // Толковый словарь - М., 1994, 286 с.
Курбатов В.И. Социальная работа [Текст ] // Учебник. Ростов-на-Дону:Феникс, 2000. .- 576 с.
Обучение социальной работе: преемственность и инновации [Текст] / под ред. Ш. Рамон и Р. Сарри. – М.: Аспект-Пресс, 1997. – 223 с.
Основы социальной работы [Текст] / под ред. П.Д. Павленка. –М., ИНФРА-М., 2003.- 174 с.
Павленок П.Д., Куканова Е.В. Основы социологии и политологии [Текст].- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. – 272 с.
Решетникова Е. В. Специфика становления социальной работы как профессиональной деятельности [Текст] // Российская цивилизация в альтернативе развития: Материалы ежегодной научно—практической конференции, Иркутск, 25 марта 2010 г. / под ред. Е. В. Решетниковой. Иркутск: — 2010. — С. 213—218.
Ромм М.В., Ромм Т.А. Теория социальной работы [Текст].- Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1999. – 252 с.
Словарь медико-социальных понятий и терминов. [Текст]. - М.: Свято-Димитриевское училище сестер милосердия, 2003. — 96 с.
Социальная работа за рубежом [Текст] /под общей редакц. Новак Е.С.- Волгоград: ВолГУ, 2001- 172 с.
Теория социальной работы [Текст] / под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1998.- 284 с.
Топчий Л.В. Социальное обслуживание пожилых людей: конкретные шаги к становлению учреждений нового типа [Текст ] //Работник социальной службы. – 2002. – № 2.
Холостова Е.И. Социальная работа [Текст ].– М.: Дашков и К., 2005.- 295 с.












ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Анкета исследования уровня социальной активности
ФИО
Ваш возраст
Какое у Вас образование (отметьте галочкрй)
не учился
окончил начальную школу
неоконченное среднее
оконченное среднее
средне-специальное
неоконченное высшее образование
высшее образование.
Глее и кем Выработали до выхода на пенсию.
Есть ли у Вас супруг (а), дети
Чем занимаетесь в свободное время.
Чем предпочитаете заниматься в отделении дневного пербывания.
Устраивает ли Вас общение с окружающими людьми.

Приложение 2
Содержание занятий программы по поддержанию социальной активности пожилых
Занятие1. « Рисуем круги...»
Общие замечания. Приоритетные цели
Данное занятие подходит для начала и завершения арт-терапевтической работы. Оно способствует развитию спонтанности, рефлексии; позволяет прояснить личностные особенности, ценности, притязания, характер проблем каждого участника, его положение в группе; выявляет межличностные и групповые взаимоотношения, их динамику, имеет потенциал для формирования групповой сплоченности.
Материалы:
Два рулона (по одному на каждый стол) плотной бумаги длиной около двух м каждый, без соединительных швов. Можно использовать обратную сторону обоев, плотную оберточную бумагу. Разнообразные изобразительные материалы и средства в достаточном количестве: карандаши, фломастеры, краски, восковые мелки, масляная пастель, гуашь, кисти, баночки с водой, ластик, скотч. (Выбор изобразительных средств определяется самостоятельно каждым участником).
Основные процедуры. Этапы
1. Настрой («разогрев»).Варианты упражнений:
Каракули.
Передача листа по кругу.
Рисунок по кругу.
2. Индивидуальная работа.
Займите место за одним из столов. При желании свое местоположение можно изменить. Вы вправе свободно передвигаться вокруг стола и работать на любой территории.
Нарисуйте кружок желаемого размера понравившимся цветом.
Нарисуйте па листе еще один-два круга любого размера и цвета. Пожалуйста, отойдите от стола и посмотрите на полученные изображения со стороны.
Следующая инструкция только для тех, кто неудовлетворен результатами работы и хотел бы изменить (уточнить, подправить) вид, цвет, местоположение своих кругов в пространстве бумажного полотна. Вы можете сделать еще один или несколько рисунков.
Обведите контуры рисунков.
Соедините линиями свои круги с теми кругами, которые вам особенно понравились. Представьте, что прокладываете дороги.
Заполните пространство каждого из своих кругов сюжетными рисунками, значками, символами, т. е. придайте им индивидуальность.
3. Коллективная работа.
Походите вокруг листа-картины, внимательно рассмотрите рисунки. Если вам очень хочется дорисовать что-либо в кругах других участников, попробуйте с ними об этом договориться.
С согласия авторов напишите добрые слова и пожелания около рисунков, которые вам понравились. Будьте бережны к пространству и чувствам других!
Зарисуйте оставшееся свободное пространство листа узорами, символами, значками и др.Прежде всего, договоритесь с другими участниками о содержании и способах создания фона для коллективного рисунка.
4. Этап вербализации и рефлексивного анализа.
Группы прикрепляют получившиеся картины-полотна к стене. Затем каждый участник делится впечатлениями о совместной работе, показывает собственные рисунки, рассказывает о замысле, сюжете, чувствах, зачитывает, при желании, вслух добрые пожелания, которые ему написали другие участники.
Занятие 2. «Рисуем деревья...»
Общие замечания. Приоритетные цели
Занятие позволяет развивать чувство причастности к коллективу, групповую сплоченность, доброжелательные взаимоотношения, сочувствие, сопереживание. Сочетание изобразительного творчества и музыки побуждает к самораскрытию, исследованию эмоционального состояния, переживаний, личных проблем.
Пространство арт-терапевтического взаимодействия необходимо организовать таким образом, чтобы в помещении получились три условных круга: свободная от мебели территория, на которой можно легко перемещаться, танцевать; круг из стульев (в количестве, равном числу присутствующих на занятии); столы для работы, расположенные по кругу.
Материалы:
Масляная пастель, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры, краски, гуашь — по желанию, бумага формата А4, большой лист ватмана. Техническое средство для воспроизведения музыки. Записи музыкальных композиций.
Основные процедуры. Этапы
1. Настрой («разогрев»') Активизация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений
Участникам предлагается занять удобное для себя положение (встать, присесть, сесть на пол, если есть соответствующие условия, - по желанию).
Закройте глаза. Представьте цвет, звук, мелодию, движения, с помощью которых можно было бы выразить собственное состояние «здесь и теперь».
Встаньте в общий круг. Попробуйте описать словами и показать ваши ощущения.
2. Поиск образа посредством движений под музыку
Звучит медленная, мелодичная музыкальная композиция (без слов).
Закройте глаза и постарайтесь увидеть лес.
Представьте себя в образе дерева. Найдите ему место среди других деревьев.
Далее предлагается выбрать в пространстве аудитории подходящее место, где «дереву» удобно качать ветвями, расти вверх и даже танцевать.
Покажите движениями, танцем, как оно себя чувствует.
Одинокое дерево открыто всем ветрам. Летом его нещадно жарит солнце, зимой остужает мороз. Даже зверю трудно спрятаться под одиноким деревом. То ли дело, когда рядом есть добрые и надежные друзья. Подойдите друг к другу так близко, как вам этого хочется. Пусть ваши деревья образуют несколько рощиц. Бережно соприкоснитесь пальчиками -листочками.
У ведущего есть возможность обратить внимание на эффект социометрического выбора.
• Попробуем все вместе создать образ очень сильного, могучего дерева. Встаньте рядом друг с другом в круг. Какой огромный, надежный ствол получился у дерева! И ветви тянутся вверх, переплетаясь между собой. В такой кроне тепло и уютно белкам, птицам. А само дерево ничего не страшится: ни бури, ни грозы, ни одиночества.
Ведущему важно понаблюдать, в каком из предложенных образов участник арт-терапевтического занятия чувствует себя более комфортно и уверенно.
3. Индивидуальная работа
Инструкции к этому этапу надо сообщить заранее, чтобы не нарушить возникшее у человека эмоциональное состояние.
Каждому участнику предлагается занять выбранное им место за рабочим столом.
На листе бумаги с помощью любых изобразительных средств нарисуйте представленные вами образы одного или нескольких деревьев и возникшие ассоциации.
Придумайте рисунку название и историю, которую «дерево» хотело бы рассказать от первого лица.
4. Этап вербализации
Участники занимают стулья, кладут на пол внутри круга свои работы так, чтобы всем было удобно рассмотреть детали. Затем каждый рассказывает о своем рисунке. Степень открытости зависит от самого «художника». Если он по какой-то причине молчит, можно попытаться деликатно расспросить, например, о чувствах, надеждах, мечтах, желаниях дерева-образа.
Чтобы прояснить детали рисунка или рассказа, психолог и другие участники групповой работы могут дополнительно задавать корректные косвенные вопросы:
Где Вашему дереву хотелось бы расти: на опушке или среди других деревьев?
Есть ли у него друзья и враги?
Боится ли чего-нибудь это дерево?
Грозят ли ему какие-либо опасности?
О чем мечтает это дерево?
Какое настроение у Вашего дерева?
Это дерево скорее счастливо или несчастно?
Если бы вместо дерева был нарисован человек, то кто бы это был?
За что его любят люди?
Что снится дереву?
Какой бы подарок его обрадовал?
Как можно спасти, чем помочь, если дерево болеет?
Далее участникам предлагается следующая инструкция.
Необходимо отделить образ дерева от фона. Оторвите по контуру изображения дерева внешнюю (лишнюю) часть рисунка. (Работа выполняется пальцами, ножницами пользоваться нельзя.)
5. Коллективная работа
Представьте, что большой лист ватмана на полу - это поляна, на которой «вырастут» ваши деревья. Каждый вправе решать, где удобнее разместить рисунки: в лесу среди других деревьев, в маленькой рощице или оставить в одиночестве (говоря образно).
Выберите подходящее место и расположите деревья на плоскости листа.
• При желании, измените первоначальное местоположение вашего рисунка.
На этом этапе особенно значимо состояние уверенности, ощущение принятия и защищенности. Поэтому рисунки можно перемещать многократно. Больший терапевтический эффект достигается в случае, если лист имеет форму круга или эллипса.
6. Заключительный
Занятие завершается взаимными подарками и добрыми пожеланиями.
• Вы можете обратиться друг к другу с такими словами: «Пожалуйста, подари на память твое дерево» или «Позволь мне подарить свой рисунок на память тебе». Пусть подарки станут вашими счастливыми талисманами.
Участники обмениваются творческими работами, «В лесу» (на листе бумаги) не должно остаться одиноких деревьев, которые никто не выбрал. В этом случае ведущий тренинга может попросить разрешения автора взять рисунок себе, непременно с автографом. Необходимо корректно помочь человеку выйти из затруднительного положения, если тот по какой-либо причине стесняется сам сделать подарок. Важно, чтобы у каждого остался рисунок на память.
Занятие 3. «Рисуем имя». Цель занятия - формирование самопринятия, положительного самоотношения, адекватной самооценки, снижение фрустрации, тревожности, формирование сопричастности к миру.
Настрой («разогрев»)
Упражнение «Рисуем имя в воздухе»
Размашистые движения воображаемой кисти по «пространству картины» (в воздухе) должны постепенно переходить в мелкие мазки, штрихи, развивающие тонкую моторику пальцев. Рисовать нужно свое имя. Упражнение может выполняться в парах и общем круге. В последнем случае характер движений и темп задает арт-терапевт, а затем, по желанию, и другие участники группы.
2. Индивидуальная работа.
Инструкция: Возьмите бумагу большого формата (рулоны) и напишите своё имя, украсьте надпись так, как хотелось. После раскрасьте и украсьте все вокруг своего имени.
3. Этап вербализации.
Знаете ли Вы , что означает твое имя?
Что Вы чувствовали, когда рисовал свое имя.
Какие мысли приходили в голову.
Нравится ли Вам ваше имя.
4. Коллективная работа.
Походите по комнате и найдите тот рисунок, который Вам нравится больше всего или то имя, которое Вам нравится. Разбившись на пары, объедините свои рисунки и создайте общую работу, раскрасив ее.
5. Заключительный
Занятие завершается добрыми пожеланиями.
Занятие 4. «Кто Я». Цель занятия - формирование самопринятия, положительного самоотношения, адекватной самооценки, снижение фрустрации, тревожности, сопричастности к миру, формирование стремления к саморазвитию, самоопределению, самоактуализации.
Материалы: краски, бумага формата А4, карандаши, рулоны обоев, клей, скотч.
Настрой («разогрев»):
Упражнение «Спонтанные линии». Закройте глаза, почувствуйте свое тело. Что чувствуют Ваши руки, голова, какое у Вас настроение? Возьмите теперь кисть и нарисуйте линию на бумаге так, как она отражает твое настроение. Откройте глаза, посмотрите, что получилось, на что похожи линии. Дорисуйте рисунок, чтобы получился какое-то оформленное изображение.
2. Индивидуальная работа.
Упражнение «Ромашка»
Участникам предлагается сказать, как их ласково называют близкие люди и какое уменьшительное имя им наиболее приятно. Затем надо вспомнить, какое имя кому из участников нравится, написать на лепестке то имя, которое приятно соседу слева/справа, и приклеить к его ромашке.
Упражнение «Автобиография»: «Вы можете изобразить свою жизнь? Нарисуйте картину своей жизни, изобразив важные события, большие изменения и то, что для Вас важно. Существует множество способов изобразить свою жизнь. Например, в виде кривой линии с отметками или в виде карты, или в виде соединенных между собой рисунков. Можешь рисовать так, как тебе захочется».
3. Этап вербализации.
Расскажите про свою жизнь
Какие этапы жизни Вам больше запомнились
Расскажите о грустных и радостных моментах Вашей жизни.
4. Коллективная работа.
Соедините свои рисунки с линиями жизни в один общий рисунок, найдите те места, где ваши линии пересекаются между собой, дорисуйте общий рисунок, нарисовав будущие события.
5. Заключительный этап.
Занятие завершается добрыми пожеланиями.
Занятие 5. «Какой Я». Цель занятия - формирование самопринятия, положительного самоотношения, адекватной самооценки, снижение фрустрации, тревожности, сопричастности к миру, формирование стремления к саморазвитию, самоопределению, самоактуализации.
Материалы: краски, карандаши, гуашь, бумага, цветная бумага, восковые мелки.
1. Настрой.
Упражнение «Цветные капли» Участникам предлагается взять кисти и сильно их намочить, затем окунуть в краску и позволить каплям стечь на бумагу. Используются различные цвета. В конце упражнения задаются следующие вопросы: «что вы чувствовали, на что похожи ваши капли, на что похож получившийся рисунок?» Упражнение направлено на знакомство с красками, цветом и пр.
2. Индивидуальная работа. «Моя карта»
«Нарисуй картинку, изображающую различные аспекты себя У нас множество сторон личности. Вы можете изобразить различные стороны своей личности как угодно».
3. Этап вербализации.
Как выглядит Вашаприятная сторона?
Как — злая?
А как — испуганная или смелая?».
4. Коллективная работа.
На ватмане разложите свои рисунки, дорисуйте общий рисунок так, чтобы это был общий портрет группы, соедините свой рисунок с тем, с которым вы дружите или хотите дружить, смотрите, чтобы никто не остался без внимания.
5. Заключительный этап.
Занятие завершается добрыми пожеланиями.
Занятие 6. «Мои чувства». Цель: коррекция негативных эмоциональных состояний, формирование положительного фона настроения, формирование рефлексии своих состояний.
Материалы:
1. Настрой (разогрев).
Упражнение «Угадай настроение». Участникам раздаются рисунки — лица с разными настроениями, эмоциями. Необходимо ответить на вопросы: «Что это за эмоция/настроение, отчего и когда она бывает у людей? Была ли она у тебя?» Изобразить ее пантомимой — один показывает, все повторяют. Желательно изобразить как можно ярче, любым привычным способом, используя мимику, жесты, позы, определенные слова. Задача остальной группы — распознать эти эмоции, попытаться проникнуть в переживание другого человека. Постараться «увидеть», почувствовать то же самое и угадать эту эмоцию.
Вспомни, какие чувства Вы испытываете чаще всего в жизни (горе, радость, удивление, печаль). Какие чувства есть у Вас еще? Покажи их всех на листе с изображением человека, расположив там, где они находятся, и отметьте их тем цветом, который подходит для каждого чувства и настроения.
Индивидуальная работа.
Упражнение «Оригами «Птица радости»
Ведущий. Что происходит с нами, когда нам хорошо, здорово, когда мы счастливы и нам говорят хорошие слова? У нас словно вырастают крылья! Так давайте сделаем свою птицу радости, счастья и удачи!
Этап вербализации.
Расскажите о своей птице:
Где она живет?
С кем живет?
Есть ли у нее друзья?
Чего она боится?
Что больше всего хочет?
4. Коллективная работа. Упражнение «Небо»
Участникам предлагается подумать и создать на ватмане общий мир под названием «Небо» для своих птиц и придумать небольшой рассказ про свою птицу. Можно использовать фломастеры, краски, природные материалы. Затем все обсуждают, что получилось и как это делалось.
5. Заключительный этап.
Занятие завершается добрыми пожеланиями.


















2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция РФ от 12.12.1993// Российская газета.-№ 237.-25.12.1993.
2. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 (последняя редакция от 15.05.2001).-М.: Юрайт.-2008.-637 с.
3. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» № 195 от 10.12.1995 (в ред. от 22.08.2004 № 122-ФЗ) [Первоначальный текст документа]// Российская газета.- № 150.- 04.08.1995.-С.3-19.
4. Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» № 122 от 02.08.1995г. (в ред. от 22.08.2004 № 122-ФЗ) [Первоначальный текст документа]// Российская газета.- № 150.- 04.07.1995.-С.3-19.
5. Албегова И. Ф. Методологические проблемы институционализации социальной работы в условиях Российской Федерации [Текст] // Отечественный журнал социальной работы. М.: — 2010. — № 4. — С. 4—16.
6. Антология социальной работы. В 5 т. Т. 3. Социальная политика и законодательство в социальной работе. [Текст ] / Сост. М.В. Фирсов. – М.: Сварогъ – НФВ СПТ, 1995. – 544 с.
7. Бахметова Г.Ш., Иванкова Л.В. Современные проблемы старения населения в России и европейских странах [Текст]. – Р. н/Д.: РГЭУ (РИНХ), 2000.- 54 с.
8. Бердзенишвили Н.А. Роль социальной работы и социального работника в трансформационном постсоветском обществе [Текст] //Человек постсоветсткого пространства: Сборник материалов конференции. Выпуск 3 / Под ред. В.В. Парцвания. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2005. — С.122-127.
9. Бондаренко И.Н. Социальная политика и программы в интересах пожилых людей: новый этап [Текст ] //Работник социальной службы. – 2001. – № 1.- С.7-39.
10. Вдовина М.В. Проблемы межпоколенных отношений и социальная работа [Текст ]. – М.: МГУ, 2002.- 86 с.
11. Гулина М.А. Словарь справочник по социальной работе [Текст].-СПб., Питер, 2010.- 395 с.
12. Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю. Социально-психологическая адаптация лиц старших возрастов в начальный период пребывания в домах-интернатах. [Текст ] /Методич. рекоменд. - М.: ЦИЭТИН, 1992, 18 с. альная работа с пожилыми в семье [Текст ]. – Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого , 2002.- 308 с.
13. Доброштан В.М. Теория социальной работы [Текст].- СПб.: СПГУТД, 2008. –373 С.
14. Козлова Т. З. Здоровье пенсионеров: самооценка [Текст] //Социологические исследования, 2000, № 12, с. 89 - 93.
15. Краткий словарь основных понятий и терминов [Текст]. // Толковый словарь - М., 1994, 286 с.
16. Курбатов В.И. Социальная работа [Текст ] // Учебник. Ростов-на-Дону:Феникс, 2000. .- 576 с.
17. Обучение социальной работе: преемственность и инновации [Текст] / под ред. Ш. Рамон и Р. Сарри. – М.: Аспект-Пресс, 1997. – 223 с.
18. Основы социальной работы [Текст] / под ред. П.Д. Павленка. –М., ИНФРА-М., 2003.- 174 с.
19. Павленок П.Д., Куканова Е.В. Основы социологии и политологии [Текст].- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. – 272 с.
20. Решетникова Е. В. Специфика становления социальной работы как профессиональной деятельности [Текст] // Российская цивилизация в альтернативе развития: Материалы ежегодной научно—практической конференции, Иркутск, 25 марта 2010 г. / под ред. Е. В. Решетниковой. Иркутск: — 2010. — С. 213—218.
21. Ромм М.В., Ромм Т.А. Теория социальной работы [Текст].- Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1999. – 252 с.
22. Словарь медико-социальных понятий и терминов. [Текст]. - М.: Свято-Димитриевское училище сестер милосердия, 2003. — 96 с.
23. Социальная работа за рубежом [Текст] /под общей редакц. Новак Е.С.- Волгоград: ВолГУ, 2001- 172 с.
24. Теория социальной работы [Текст] / под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1998.- 284 с.
25. Топчий Л.В. Социальное обслуживание пожилых людей: конкретные шаги к становлению учреждений нового типа [Текст ] //Работник социальной службы. – 2002. – № 2.
26. Холостова Е.И. Социальная работа [Текст ].– М.: Дашков и К., 2005.- 295 с.

Вопрос-ответ:

Что такое социальная работа и какое значение она имеет?

Социальная работа - это специализированная деятельность, направленная на помощь людям в решении их социальных проблем и улучшении их качества жизни. Она имеет большое значение, так как помогает обеспечить социальную поддержку различным группам населения, в том числе и пожилым людям, которые нуждаются в особой помощи и внимании.

Каковы особенности социальной помощи и поддержания социальной активности пожилых людей?

Социальная помощь и поддержание социальной активности пожилых людей имеют свои особенности. В первую очередь, это включает оказание различных социальных услуг, таких как транспортная помощь, помощь в выполнении бытовых дел, психологическая поддержка и т.д. Кроме того, важно создавать условия для участия пожилых людей в различных социальных мероприятиях, культурной жизни, спортивных занятиях и т.д. Это позволяет им чувствовать себя активными и включенными в общество.

Какие формы социального обслуживания доступны пожилым людям?

Пожилые люди могут воспользоваться различными формами социального обслуживания, такими как дневные центры социального обслуживания, стационарные учреждения, дома престарелых, помощь на дому и т.д. Каждая из этих форм предоставляет определенные услуги и позволяет пожилым людям получить поддержку и помощь в зависимости от их нужд и возможностей.

Какие методы социальной работы используются для поддержания социальной активности пожилых людей?

Для поддержания социальной активности пожилых людей используются различные методы социальной работы. Это могут быть индивидуальные консультации, групповые занятия, организация социальных мероприятий и многое другое. Каждый метод выбирается на основе нужд и интересов пожилых людей, с целью помочь им сохранить социальные связи, активность и участие в общественной жизни.

Какое значение имеет социальное обслуживание граждан пожилого возраста?

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста имеет большое значение, так как оно позволяет пожилым людям получить необходимую помощь и поддержку для сохранения их здоровья, качества жизни и социальной активности. Оно также способствует предотвращению социальной изоляции и улучшению общего благополучия пожилых людей.

Каково значение социальной работы?

Значение социальной работы заключается в помощи людям в решении их жизненных проблем и поддержке социальной активности пожилых людей. Она направлена на улучшение качества жизни, развитие самоопределения и социальной интеграции

Что такое социальное обслуживание граждан пожилого возраста?

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста - это комплекс мероприятий, направленных на поддержку и помощь пожилым людям в сфере социальной активности. Оно включает в себя организацию социальных услуг, медицинской помощи и психолого-педагогической поддержки.

Какие формы социального обслуживания граждан пожилого возраста существуют?

Существуют различные формы социального обслуживания граждан пожилого возраста, такие как дневные и ночные стационары, дома престарелых, благотворительные фонды, платные услуги социального обслуживания и другие. Каждая форма предоставляет определенные виды помощи и поддержки.

Какие методы социальной работы применяются в поддержании социальной активности пожилых людей?

В поддержании социальной активности пожилых людей применяются различные методы социальной работы, такие как психологическое консультирование, социальная адаптация, организация групповых и индивидуальных занятий, продвижение здорового образа жизни и активного старения, развитие навыков самообслуживания и многое другое.

Какие особенности социальной помощи и поддержания социальной активности пожилых людей существуют?

Особенности социальной помощи и поддержания социальной активности пожилых людей включают в себя учет индивидуальных потребностей и возможностей каждого человека, а также создание доступной и комфортной среды для общения и участия в социальных мероприятиях. Также важным аспектом является сотрудничество с другими специалистами и организациями для обеспечения полноценной помощи пожилым людям.