Крестьянская реформа 1861 г. и изменение правового статуса крестьян.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История государства и права
  • 40 40 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 27.09.2013
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
стр
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОДГОТОВКА КРЕСТЬЯНСКОЙ РЕФОРМЫ 1861 ГОДА В РОССИИ 5
1.1. Учреждение Главного комитета по крестьянскому делу, его деятельность в 1858 году 5
1.2. Учреждение Редакционных комиссий. Программа их деятельности 12
2. ХОД РЕФОРМЫ 17
2.1. Программа реформы 17
2.2. Необходимость проведения реформы 23
3. ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ РЕФОРМЫ 32
3.1. Длительность проведения реформы 32
3.2. Основные положения законодательных актов о крестьянской реформе 1861 года 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
Фрагмент для ознакомления

Он дрожал и не мог идти сам - его вел заплаканный дьячок Панфил. Сзади шел становой, держа в руках Манифест и плача, как ребенок. Отец Паисий кропил лежащий ниц народ. Народ поднялся, но вдруг снова грохнулся на колена» [8].
А вот описание, опубликованное всего через несколько месяцев после 19 февраля, и записанное, по словам автора, непосредственно под впечатлением пережитого. Оно было напечатано в аксаковской газете «День» в конце 1862го года: «В 8 ч. утра 8-го марта 1861 г. уездный город Н. получил вести о воле. Г ород сразу населился. Из пригородных деревень потянулся народ. «На площадь! На площадь! - Волю привезли». К чиновнику, который привез волю, устремились с вопросами «Правда ли?» - «Эх, словно три пуда с плеч, - говорит один старик. - Здесь, кажись, и небеса разверзятся. Да, сударь, праздник, великий праздник; вся земля вздохнет». ...Вскоре приходит транспорт Положений. Их надо развезти по деревням. Чиновник с заседателями отправляются в дорогу. Первая деревня всего верстах в десяти от города. Мужики выносят корзину с экземплярами Положения. «Вот она, наша матушка; не в подъем, о Господи! Ишь какая, один и не дотащишь». В избе народ, сельское начальство. - «Баба, размести проворнее, куда ее поставить». - «Да, поставь сюда, на пол!» - «Подай лавку, - кричит старик, - как можно на пол, Христос с вами!». «Ну, берите любую» - предлагает чиновник крестьянам. Мужики мнутся. - «Ну, пусть бабы берут, коли мужики не хотят». Это вызывает протест мужиков. - «Нет, уж, ваше благородие, вы сами. Как выберете, так мы и останемся довольны». Чиновник объясняет, что Положения все одинаковы. Наконец, под понукания и одобрения окружающих экземпляр Положений берет крестьянский мальчик, лет пяти.
Чиновник разъясняет. Крестьяне подробно расспрашивают. «В первое воскресенье молебен, - заявляет старик. - За Царя помолимся». Провожать выходят всем селом - чтобы не дать «ей» намокнуть: распутица!
«На всех лицах была видна радость и недоверие, - рассказывает сельский священник, сопровождавший развозку Манифеста по селениям. - Низкими поклонами встречали нас, и видно было, что не знали - радоваться ли нашему приезду или плакать... Все стояли без шапок, в каком-то забвении... Один старик не вытерпел; кланяясь нам и со слезами на глазах, закричал: «Что вы нам, отцы родные, везете, кормильцы наши?» - Исправник закричал: «Волю, братцы, волю!..» - Старик расплакался, за ним начали креститься все, а ребятишки запрыгали: «Волю, волю!»
Когда в одном месте в лощине повозка завязла - мужики вынесли на себе: «На себе донесем волю, - закричали все, смеясь, - лишь волю нам дайте» [8].

3. ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ РЕФОРМЫ


3.1. Длительность проведения реформы

Длительность проведения реформы также вызывалась рядом объективных обстоятельств. Прежде всего необходимо было создать управленческую инфраструктуру, призванную обеспечить проведение реформы (системы губернских по крестьянским делам присутствий, мировых посредников, волостных управлений, волостных судов и т.п.). Определенный срок был необходим также для составления уставных грамот и принятия решений о способе наделения землей, как крестьянскими обществами, так и помещиками. Манифест от 19 февраля 1861 г. гласил: «новое устройство, по неизбежной многосложности требуемых оным перемен, не может быть произведено вдруг, а потребуется для сего время». Помимо этого, финансовые средства государства были недостаточны для единовременного выкупа. Примечательно, что помещики за передаваемую крестьянам землю получали от государства не деньги, а лишь 5-типроцентные бумаги.
Главные условия освобождения крепостных были следующими [8]:
- крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом;
- помещики, сохраняя собственность на принадлежавшие им земли, были обязаны в течение двух лет предоставить в пользование крестьянам «усадебную оседлость» (придомовый участок) и полевой надел; земли полевого надела предоставлялись не лично крестьянам, а в коллективное пользование сельским обществам, которые могли распределять их между крестьянскими хозяйствами по своему усмотрению. Средний размер крестьянского надела пореформенного периода составлял 3,3 десятины на человека. Минимальный размер крестьянского надела для каждой местности устанавливался законом. Устанавливались и максимальные размеры крестьянских наделов. При наличии в пользовании крестьян наделов меньше высшего размера помещик обязан был или прирезать недостающую землю от размера минимума (т. н. «прирезки»), или снизить повинности;
- в течение 9 лет крестьяне не имели права отказа от надельной земли и за пользование ею должны были отбывать определенные законодательством повинности. За высший душевой надел устанавливался оброк от 8 до 12 руб. в год или барщина — 40 мужских и 30 женских рабочих дней в год, но не барщина и оброк вместе. Барщину обязаны были отбывать мужчины в возрасте от 18 до 55 лет и женщины в возрасте от 17 до 50 лет. Крестьяне находились во временнообязанном состоянии вплоть до заключения выкупной сделки. Но оброк был дифференцированным - оброк с первой десятины земли был дороже. Например, в нечернозёмных землях при полном наделе в 4 десятины и оброке в размере 10 рублей, за первую десятину крестьянин платил 5 рублей, что составляло 50 % от суммы оброка (за последние две десятины крестьянин уплачивал по 12,5 % от общей суммы оброка). Это стимулировало крестьянские общества не только пользоваться землями на условиях, сходных с арендой, но и покупать земли, становиться земельными собственниками. Уже к началу 1864 г. около миллиона ревизских душ (959 892)3 перешло на выкуп. В течение первых девяти лет, т. е. по 19 февраля 1870 г., перешло на выкуп 6 679 344 ревизских души, или 66,59 % общего количества помещичьих крестьян. К 1881 г. во временнообязанных отношениях оставалось лишь 15 %, а в 1906 г. выкупные платежи были отменены вовсе, прощены Верховной властью;
- установление полевого надела и повинностей, которые должны были фиксироваться в уставных грамотах (договорах) на основе указаний закона, проверялись мировыми посредниками;
- государство на льготных условиях предоставило финансовые гарантии получения выкупных платежей (выкупная операция), приняв их выплату на себя. Положение «О выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий» определяло порядок выкупа крестьянами земли у помещиков, организацию выкупной операции, права и обязанности крестьян-собственников. Цена земли была твердой и определялась оброком, капитализированным из 6 % годовых. Крестьянин обязан был уплатить непосредственно помещику 20 % выкупной суммы, а остальные 80% вносило государство. Крестьяне должны были погашать долг государству в течение 49 лет ежегодно равными выкупными платежами (ежегодный платёж составлял 6% выкупной суммы) под 5,6 % годовых. Примечательно, что кредитная ставка была сообразной со сложившимися ставками кредитования всех других видов заемщиков в то время, а сам кредит носил неипотечный характер кредита - за неуплату выкупных взносов можно было изъять личное, не имеющее производственного значения, имущество крестьян, но не саму землю;
- сельским обществам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком - полевого надела, после чего все обязательства крестьян перед помещиком прекращались.
Отмена крепостного права коснулась и удельных крестьян, которые Положением 26 июня 1863 г. переводились в разряд крестьян-собственников путём обязательного выкупа на условиях Положений 19 февраля 1861 г. Средний размер надела бывшего удельного крестьянина составлял 4,8 десятины на душу. Выкуп земель удельными крестьянами осуществлялся на тех же условиях, что и крепостными крестьянами (то есть капитализацией 6 % оброка).
Законом 24 ноября 1866 г. началась реформа государственных крестьян. За ними сохранялись все земли, находящиеся в их пользовании. По закону от 12 июня 1886 г. государственные крестьяне были переведены на выкуп. По собственному желанию крестьянин мог либо продолжать платить оброк государству, либо заключить с ним выкупную сделку. Средний размер надела государственного крестьянина составлял 5,9 десятин.
Большое значение имел также психологический фактор. До реформы помещик был обязан в неурожайные годы обеспечивать крестьян продуктами и семенами. Количество и качество крестьянского труда на барщине было меньше, чем при обработке своих наделов. Всё это порождало у части крестьян комплекс иждивенчества и нерадивости. Необходимо было не только, в конце концов, обеспечить освобожденных крестьян потребным количеством земли, но воспитать в них чувство свободного труженика и собственника. Как распорядились дармовыми «ваучерами» многие наши современники - слишком хорошо известно.
Крестьяне должны были научиться думать не только о свободе, но и об обязанностях - «по естественному рассуждению свободно пользующийся благами общества взаимно должен служить благу общества исполнением некоторых обязанностей»; «получая для себя более твердое основание собственности и большую свободу располагать своим хозяйством, они становятся обязанными пред обществом и пред самими собою благотворность нового закона дополнить верным, благонамеренным и прилежным употреблением в дело дарованных им прав. Самый благотворный закон не может людей сделать благополучными, если они не потрудятся сами устроить свое благополучие под покровительством закона. Довольство приобретается и увеличивается не иначе как неослабным трудом, благоразумным употреблением сил и средств, строгою бережливостию и вообще честною в страхе Божием жизнию» [11].
Всё это, особенно необходимость изменения сознания, чему примером было сорокалетнее Моисеево странствие по пустыне (пока не умрет последний, помнивший египетское рабство) требовало известного времени. И, в отличие от современных радикальных «реформаторов», намеревавшихся перестроить Россию в 500 дней, преобразования Императора Александра II не разорили страну, а, наоборот, создали экономическую систему, обеспечившую начавшийся вскоре небывалый экономический подъем царствований Императоров Александра III и Николая II.
Что же касается общины, то она представляла собой не только единицу крестьянского самоуправления, но и была, если можно так выразиться, «крестьянским профсоюзом», обеспечивавшим своим членам необходимую взаимопомощь и позволявшим крестьянам выступать «единым фронтом», ограничивая возможности произвола со стороны помещиков или чиновников. Ущемлять интересы крестьянского «мира», а не отдельно взятого крестьянина, было гораздо труднее.
Общинное землевладение затрудняло применение новых, прогрессивных форм сельскохозяйственного производства. Так, в связи с переделами тормозилось введение плодосменного многопольного (шести- и даже восьмипольного) севооборота и стойлового содержания скота, значительно повышавших продуктивность крестьянского хозяйства и нейтрализовавших возникающее с удвоением сельского населения относительное малоземелье. Эти, лишь со временем, через четыре десятилетия возникшие недостатки сохранения крестьянской общины были законодательно ликвидированы в ходе крестьянской реформы, начатой внуком, Императором Николаем II (Столыпинская реформа), к концу царствования которого уже 90 % земли принадлежало крестьянам, лишенным права собственности на неё пресловутым большевистским Декретом о земле. За Царем же останется, с именем Освободителя, бессмертие в истории и вечная, благоговейная память в потомстве как об одном из величайших монархов-благодетелей человечества.

3.2. Основные положения законодательных актов о крестьянской реформе 1861 года

В первой половине ХК в. помещичьи хозяйства в России начали включаться в рыночный оборот, помещики стали заводить полотняные, винокуренные и др. предприятия. В нечерноземных районах широкое распространение начали получать денежные оброки. Указом от 12 декабря 1801 г. было предоставлено купцам, мещанам и всем крестьянам (кроме помещичьих) право покупать землю (позже указом от 3 марта 1848 г. такое право было предоставлено и помещичьим крестьянам). 20 февраля 1803 г. принимается Указ о вольных хлебопашцах, по которому помещики получали право (но не обязанность) отпускать крестьян на волю за установленный ими выкуп. В 1827 г. помещикам было запрещено уступать своих крепостных для работы в шахтах, тогда же запрещено ссылать крестьян в Сибирь. При этом правительство часто было непоследовательно в своих решениях. В 1833 г. было запрещено сдавать в аренду поместья, на которых проживали крепостные, в 1854 г. последовал запрет помещикам передавать некоторые свои права приказчикам и др.
Крестьянские волнения и национальные движения (в том числе и в Беларуси) вынудили правительство провести в 1837 г. реформу управления государственными крестьянами, для чего было учреждено Министерство государственных имуществ. В результате несколько увеличивались земельные наделы крестьян, было упорядочено оброчное обложение и регламентировано образование органов крестьянского самоуправления - волостных сходов и волостных управлений, сельских сходов и сельских старост. Несколько ограничивается власть помещиков над крепостными. Так, в 1841 г. запрещается продавать крестьян в розницу, в 1843 г. безземельным дворянам было запрещено покупать крестьян. В 1842 г. был издан Указ об обязанных крестьянах, по которому помещики на основании договора могли (но не обязаны) представить землю крестьянам в пользование.
Первый Секретный комитет для решения крестьянского вопроса был образован в России в 1826 г., после чего последовала череда специальных комитетов, обсуждавших проблемы отмены крепостного права. В 1857 г. создается новый Секретный комитет по крестьянскому делу, который, просуществовав около года, был преобразован в Главный комитет по крестьянским делам, опиравшийся в своей работе на губернские дворянские комитеты, от которых исходили предложения по проведению реформ (на протяжении 1858—1859 годов было образовано около 50 губернских комитетов). При Главном комитете действовали две комиссии, призванные обобщить материалы губернских комитетов и выработать общие и местные положения о реформе. В конце 1858 г. императором была утверждена Программа крестьянской реформы, которая предусматривала выкуп крестьянских наделов и образование класса крестьян- собственников.
19 февраля 1861 г. царь подписал Манифест об отмене крепостного права, и утвердил Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. В общем и местном положениях и других актах о крестьянской реформе закреплялись порядок и условия освобождения крестьян и передачи им земельных наделов. Положениями Манифеста крестьяне объявлялись свободными сельскими обывателями, наделялись гражданскими правами и свободами, т.е. прекращалось право помещика распоряжаться личностью крестьянина - продавать его, дарить как вещь, наказывать по своему усмотрению, женить или выдавать замуж, переселять, отдавать в услужение и др. [1, с.31-36]. Законы регламентировали вопросы личного освобождения крестьян; повинностей освобожденных крестьян; выкупа крестьянами своих земельных наделов и организации крестьянского управления. Закон установил двухлетний срок для составления уставных грамот, в течение которых крестьяне были обязаны отбывать прежние повинности (барщину, оброк) в пользу помещиков.
Уставные грамоты, в которых определялись взаимоотношения помещиков и крестьян, составлялись помещиками. За помещиками сохранялось право суда, вотчинной полиции и попечительства. Из числа помещиков, как правило, назначались мировые посредники, которые призваны были улаживать конфликты между помещиками и крестьянами, удостоверять соответствие закону уставных грамот. Мировым посредником утверждался выкупной договор между помещиком и крестьянской общиной [2,с.133-135]. Только после заключения выкупной сделки и выплаты первого взноса за землю крестьяне приобретали статус собственников и получали все права свободных сельских обывателей.
Реформа касалась и организации крестьянского управления. Так, органами крестьянского самоуправления в сельских обществах, объединявших крестьян- домохозяев в селах являлись сельские сходы. Они решали вопросы порядка пользования землей, увольнения из общины и приема в нее, взыскания недоимок, а также избирали сельских старост, волостных старшин, волостных судей, главной обязанностью которых было обеспечение исправной выплаты налогов и выполнение мелких полицейских функций. Однако их деятельность контролировали мировые посредники.
В целом относительно крестьянской реформы царем было подписано 17 законодательных актов, которые способствовали более быстрому экономическому развитию России. Однако реформа не решила должным образом крестьянский вопрос и имела ряд недостатков: уменьшение в большинстве крестьянских наделов земли, увеличение платежей сравнительно со старым оброком, потеря общиной своих прав на пользование лесами, лугами, водоемами и многое другое [11].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Крестьянская реформа 1861 г. повлекла за собой отмену крепостного права и на национальных окраинах Российской Империи. 13 октября 1864 г. был издан указ об отмене крепостного права в Тифлисской губернии, через год он был распространён с некоторыми изменениями на Кутаисскую губернию, а в 1866 г. - на Менгрелию. В Абхазии крепостное право было уничтожено в 1870-м, в Сванетии - в 1871-м г. В Армении и Азербайджане крестьянская реформа была произведена в 1870-83 гг. В Бессарабии основную массу крестьянского населения составляли юридически свободные крестьяне - царане, которые по Положению 14 июля 1868 г. наделялись землёй в постоянное пользование за повинности.
Ряд исследователей относит к недостаткам реформы необходимость выкупа земли крестьянами, длительность её проведения и сохранение общины. Однако с этим нельзя согласиться. Во-первых, крестьяне выкупали землю, а не себя. Личную свободу крепостные получили 19 февраля 1861 года без всякого выкупа. В отношении же выкупа земли правительство руководствовалось вполне справедливыми соображениями. Царь был реформатором, а не «революционером на троне». Дворянство являлось законным собственником поместий, получив их за службу многих поколений, и изымать такие земли без вознаграждения было бы неправомерно. В то же время, как уже говорилось, крестьяне платили, вернее отрабатывали, непосредственно помещику только 1/5 цены надела, остальные 4/5 платило государство, с которым и рассчитывались потом крестьяне. Фактически крестьяне выкупали землю у государства, которое и было собственником земли до её передачи помещикам. Государство же обеспечило возможность такого выкупа за счет собственного, из казны кредита. Вместе с тем, была предусмотрена и бесплатная передача земли крестьянам, получение ими так называемых «дарственных» наделов. По закону от 27 июня 1862 г. крестьяне в некоторых черноземных и степных губерниях, в случае предъявления помещиком требования о выкупе, имели право требовать дарственный надел. Несмотря на то, что в таком случае государственный кредит не предоставлялся, желание это приобрело в некоторых губерниях массовый характер.
Негативные последствия общинного крестьянского землевладения появились только, когда население России удвоилось (147 млн. человек в 1905 г.). К этому времени основным недостатком общинного землевладения были чересполосица и периодические переделы земельных наделов между членами общины. Поскольку разные участки общинной земли обладали различным качеством, постольку ранее этими способами обеспечивалось справедливое (с точки зрения крестьянства) её распределение - земля распределялась более или менее равномерно, а владевшие более плодородными участками через какое-то время передавали их тем, чьи наделы были менее плодородными, получая последние в пользование, опять же на какое-то время.
Однако в таких условиях каждый конкретный крестьянин не был заинтересован в повышении плодородия почвы, внесения «ради другого, завтрашнего пользователя надела» необходимого количества удобрений и обеспечению поддерживающего требуемую влажность снегозадержания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Источники

1. Астырев Н. М. о деятельности сельских должностных лиц // Фёдоров В. А. Падение крепостного права в России. Документы и материалы. Вып. III. Реализация «Положений 19 февраля 1961 года». М., 2002.
2. Витте С. Ю. Воспоминания. Т. 2. М., 2001.
3. Документы по истории крестьянской общины. 1861-1880. М., 2008.
4. «Положение 19 февраля 1961 года» // Фёдоров В. А. Падение крепостного права в России. Документы и материалы. Вып. II. «Положение 19 февраля 1961 года» и русское общество. М., 2007.
5. Семёнов-Тянь-Шанский П. П. Эпоха освобождения крестьян в России (1857-1861) в воспоминаниях бывшего члена-эксперта и заведующего делами Редакционных комиссий, т. III. М., 2010.

Литература

1. Васильчиков А. О самоуправлении: сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений. СПб., 2010.
2. Дружинин Н. М. Русская деревня на переломе. 1861-1880 гг. М. 2011.
3. Зайончковский П. А. Отмена крепостного права в России. М., 2011.
4. Зайончковский П. А. Проведение в жизнь крестьянской реформы 1861 г. М., 2009.
5. Захарова Л. Т. Самодержавие и отмена крепостного права в России. 1856-1861. М., 2006.
6. Корнилов А. А. Курс истории России XIX века. М., 2009.
7. Литвак Б. Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 2003.

8. Литвак Б. Г. Русская деревня в реформе 1861 года. М., 2012.
9. Тарасюк Д. А. Поземельная собственность пореформенной России. Источниковедческое исследование по переписи 1877-1878. М., 2009.
10. Шахназаров И. Д. Крестьянская реформа 1861 года и крестьянство после освобождения. М., 2009.
11. Чернуха В. Г. Крестьянский вопрос в правительственной политике России (60-70 годы XIX в.). М., 2010.













44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Источники

1. Астырев Н. М. о деятельности сельских должностных лиц // Фёдоров В. А. Падение крепостного права в России. Документы и материалы. Вып. III. Реализация «Положений 19 февраля 1961 года». М., 2002.
2. Витте С. Ю. Воспоминания. Т. 2. М., 2001.
3. Документы по истории крестьянской общины. 1861-1880. М., 2008.
4. «Положение 19 февраля 1961 года» // Фёдоров В. А. Падение крепостного права в России. Документы и материалы. Вып. II. «Положение 19 февраля 1961 года» и русское общество. М., 2007.
5. Семёнов-Тянь-Шанский П. П. Эпоха освобождения крестьян в России (1857-1861) в воспоминаниях бывшего члена-эксперта и заведующего делами Редакционных комиссий, т. III. М., 2010.

Литература

1. Васильчиков А. О самоуправлении: сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений. СПб., 2010.
2. Дружинин Н. М. Русская деревня на переломе. 1861-1880 гг. М. 2011.
3. Зайончковский П. А. Отмена крепостного права в России. М., 2011.
4. Зайончковский П. А. Проведение в жизнь крестьянской реформы 1861 г. М., 2009.
5. Захарова Л. Т. Самодержавие и отмена крепостного права в России. 1856-1861. М., 2006.
6. Корнилов А. А. Курс истории России XIX века. М., 2009.
7. Литвак Б. Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 2003.

8. Литвак Б. Г. Русская деревня в реформе 1861 года. М., 2012.
9. Тарасюк Д. А. Поземельная собственность пореформенной России. Источниковедческое исследование по переписи 1877-1878. М., 2009.
10. Шахназаров И. Д. Крестьянская реформа 1861 года и крестьянство после освобождения. М., 2009.
11. Чернуха В. Г. Крестьянский вопрос в правительственной политике России (60-70 годы XIX в.). М., 2010.

Вопрос-ответ:

Что такое Крестьянская реформа 1861 года?

Крестьянская реформа 1861 года – это главное событие в истории освобождения крестьян и изменения их правового статуса в России. Эта реформа подразумевала выкуп крестьянской земли у помещиков, освобождение крестьян от крепостной зависимости и превращение их в свободных обывателей. Реформа была проведена под руководством Главного комитета по крестьянскому делу и с поддержкой Редакционных комиссий.

Какую роль играл Главный комитет по крестьянскому делу в подготовке Крестьянской реформы 1861 года?

Главный комитет по крестьянскому делу был учрежден для координации и проведения Крестьянской реформы 1861 года. В 1858 году комитет провел широкую подготовительную работу, прежде всего по сбору статистических данных о состоянии крестьянства и помещичьих угодий, чтобы определить размеры и условия выкупа земли у помещиков.

В чем состояла деятельность Редакционных комиссий в подготовке Крестьянской реформы 1861 года?

Редакционные комиссии были учреждены для разработки программы реформы и подготовки соответствующих законодательных актов. Они занимались анализом статистических данных, изучением местных особенностей и мнений, а также проработкой вопросов выкупа земли, освобождения крестьян и установления нового правового статуса.

Какова была программа Крестьянской реформы 1861 года?

Программа Крестьянской реформы 1861 года включала в себя несколько основных положений. Крестьяне получали право стать свободными обывателями и владеть землей, при условии выкупа земли у помещиков. Формула выкупа определялась на основе статистических данных и могла быть изменена в зависимости от региона. Кроме того, крестьянам были предоставлены права на свободное передвижение, образование и торговлю.

Какие органы были созданы для подготовки крестьянской реформы 1861 года?

Для подготовки крестьянской реформы 1861 года был создан Главный комитет по крестьянскому делу, а также Редакционные комиссии.

Какое значение имел Главный комитет по крестьянскому делу при подготовке реформы?

Главный комитет по крестьянскому делу был ответственным за подготовку законопроектов для крестьянской реформы и разработку ее программы. Он также занимался сбором статистических данных о сельском хозяйстве, социально-экономическом положении крестьян и других аспектах, необходимых для проведения реформы.

Какую программу деятельности имели Редакционные комиссии, созданные для проведения реформы?

Редакционные комиссии были созданы для разработки проекта Указа о раскрепощении крестьян. Они должны были проанализировать существующие законодательные акты, провести исследования и предложить свои рекомендации по проведению реформы.

Каковы были основные положения программы реформы 1861 года?

Основные положения программы реформы 1861 года включали отмену крепостной зависимости крестьян, предоставление им права на личное владение землей, возможность приобретения земли у помещиков и т.д. Также были установлены правила общественного сыска и урегулирована проблема аренды земли.

Какие последствия имело проведение крестьянской реформы?

Проведение крестьянской реформы имело ряд последствий, включая освобождение крестьян от крепостной зависимости, изменение их правового статуса, возможность приобретения личной собственности на землю, увеличение экономической независимости крестьян и т.д. Однако реформа также привела к некоторым проблемам, например, неравномерному распределению земли или сохранению долговых обязательств перед помещиками.

Какие организации были созданы для подготовки крестьянской реформы 1861 года? Какая была их роль?

Для подготовки крестьянской реформы 1861 года было создано две организации - Главный комитет по крестьянскому делу и Редакционные комиссии. Главный комитет был ответственен за разработку основных принципов реформы и координацию ее проведения, а Редакционные комиссии занимались подготовкой конкретных законодательных актов и программ деятельности. Их роль заключалась в систематизации и анализе данных о состоянии крестьянского общества, разработке мер для улучшения положения крестьян и формировании программы реформы.

Сколько времени заняла крестьянская реформа 1861 года?

Крестьянская реформа 1861 года заняла длительное время. Она была введена в действие 19 февраля 1861 года, но ее осуществление затянулось на несколько лет. Некоторые этапы реформы продолжались и после ее официального завершения. Всего процесс проведения реформы занял около 10 лет.

Какие были основные положения законодательных актов о крестьянской реформе 1861 года?

Основные положения законодательных актов о крестьянской реформе 1861 года включали в себя следующие меры. Во-первых, крестьяне получили личную свободу и стали формально свободными от помещиков. Во-вторых, они получили право на закрепление за собой земли, но только в рамках "выкупного оброка". В-третьих, была установлена обязанность крестьян выплачивать выкупные платежи помещикам в течение 49 лет. Таким образом, крестьянский статус изменился, но крестьяне все еще оставались в зависимости от помещиков и подвержены экономическим ограничениям.