Методика изучения темы по спец. технологии. Разработка отрезного станка на базе угло-шлифовальной машины.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания
  • 34 34 страницы
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 15.09.2013
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение 3
1. Методика изучения элементов машиноведения на уроках технологии в старших классах 5
1.1 Методы и приемы, используемые на уроках технологии 5
1.2 Изучение темы «Виды и функциональные особенности угло-шлифовальной машины» на уроках технологии в старших классах 7
1.3 Обоснование использования и создания творческого проекта на уроках технологии в старших классах образовательного учреждения 9
Выводы по первой главе 11
2 Проектирование отрезного станка на базе угло-шлифовальной машины на уроках технологии в старших классах 13
2.1 История возникновения проекта по созданию отрезного станка на базе УШМ 13
2.2 Разработка эскиза отрезного станка 14
2.3 Описание конструкции проектируемого станка 20
Выводы 25
Заключение 26
Библиографический список 28
Приложение 30
Фрагмент для ознакомления

Это действие показывает, что настольное приспособление для превращения болгарки в отрезной станок готово. Необходимо ещё раз прикрутить болгарку болтами таким образом, чтобы диск при вращении прижимал отрезаемый материал к упорному уголку.На практике часто используется мокрое резание, для этого необходимо использовать другой вариант приспособления: болгарка крепится редуктором вниз. Для такого крепления необходимо иметь сплошной диск и вертикальную основу над станиной или столешницей. Лучше всего приготовить две металлические стойки из прямоугольного металлического профиля, на которые привариваются внизу пластины с тремя отверстиями под болты.Проводим монтаж стоек на верстак: к имеющимся опорам прикрепляем направляющие салазки под ролики, которые приспосабливаем к УШМ. Колесики должны быть направлены навстречу друг другу: нижние колесики стоят на салазках, а верхние упираются снизу. Данная конструкция должна находиться на конкретной высоте от станины, чтобы в подготовленную щель погрузить отрезной диск. Для резки металлических изделий необходимо очень жестко их зафиксировать в упоре и сдвинуть с места работающую болгарку.Таким образом, для создания отрезного станка на базе УШМ в условиях работы в школьной мастерской учащиеся старших классов используют следующую последовательность операций: - резание металла с помощью ножовки по металлу; - сварка рамы и ножек для укрепления станины для УШМ;- резка металлической или деревянной пластины для станины;- прорезание щели для диска;- прикручивание болтов для маятниковой подставки или деревянной столешницы; - сверление и растачивание деталей на токарном станке; - крепление оси каретки;- отделка изделий полированием; - пиление столярной ножовкой; - сборка шурупами и резьбовыми соединениями. Были продуманы различные варианты самодельной станины и приспособлений для резания. Все детали и механизмы станка были подвергнуты шлифованию и полированию, так как основной металл, используемый при изготовлении приспособлений станка, это сталь и чугун, которые быстро подвергаются коррозии. Станина-платформа станка окрашивается для придания станку красивого внешнего вида. ВыводыТаким образом, проектирование отрезного станка на базе угловой шлифовальной машины – процесс для старшеклассников достаточно сложный, но реально возможный. Разработка и обоснование данного проекта даст возможность учащимся сформировать технические и технологические качества личности. Разрабатывая подробные схемы моделирования, или используя образцы практиков-умельцев, школьники получают первичные навыки работы со сложными станками. Вся система работы над созданием станка показывает соединение и взаимодействие теории и практики, учит находить экономичные способы создания предмета, необходимого для работы в школьной мастерской. При этом важно научить старшеклассников использовать нестандартные методы решения проблемных задач, например, сравнительный метод решения творческих задач, в основе которого лежат два компонента: неалгоритмические и алгоритмический (АРИЗ). Суть данной работы состоит в сравнении достоинств и недостатков проектируемого изделия, конкретного предмета. Технологичность этого метода позволит учащимся овладеть конструкторскими способностями и разовьет техническое мышление [9, с 75].ЗаключениеВ основе курсовой работы лежит практическая деятельность учащихся по проектированию. Автором курсовой работы совместно с учащимися старших классов был разработан примерный проект по теме «Проектирование отрезного станка на базе УШМ». В ходе проектирования был реализован основной принцип программы по «Технологии» – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников. В полной мере овладеть конкретными знаниями и умениями современные школьники могут только в ходе учебного проектирования, которое все более становится основным методом обучения учащихся в технологии. В проекте «Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе)» («Школа и производство», 2000, №3) прямо сказано, что основу курса технологии составляет самостоятельная проектная деятельность учащихся. И это не удивительно, ведь такая деятельность способствует активному овладению знаниями и умениями, развитию творческих способностей, воспитанию нравственно-трудовых и других положительных качеств личности. Метод проектирования и конструирования позволяет активно развивать у учащихся основные виды мышления, творческие способности, стремление самому создавать технические проекты, модели, детали, изделия. «У старшеклассников вырабатывается и закрепляется привычка к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций, способность оценивать идеи, исходя из реальных потребностей, материальных возможностей и умений выбирать наиболее технологичный, экономичный, отвечающий требованиям дизайна способ изготовления объекта проектной деятельности». [1, с.214].При разработке проекта отрезного станка на базе угловой шлифовальной машины наглядно видно, как меняются отношения учитель-ученик» в традиционном понимании: выстраиваются отношения сотрудничества и партнерства, что отвечает требованиям времени. Учащиеся добывают новые знания, экспериментируют, несут ответственность за конечные результаты своей деятельности – учитель помогает в поиске теоретического материала, советует и предлагает варианты моделирования отрезного станка, направляет творческую деятельность и оценивает полученные результаты проекта.Данная курсовая работа имеет направленность действий на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений обучающихся, на понимание значимости результата. Атмосфера делового сотрудничества учителя и учащихся при проектировании отрезного станка способствовала самостоятельности добывания информационного материала и его реализации в практической деятельности. Поставленные цели, задачи были достигнуты; гипотеза о том, что профессиональная подготовка по электротехнике в учебном заведении будет осуществляться эффективно при системном использовании проектной технологии, которая помогает совершенствовать самостоятельные практические навыки научной и исследовательской работы подтвердилась.Материал курсовой работы можно использовать при подготовке к экзаменам, при планировании и проведении уроков проектирования в старших классах. Библиографический список1. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом / Учебное пособие для студентов вузов / Г.И.Кругликов. – М.: Изд.центр «Академия», 2002. – 280с.2.Литова, З.А. Как мы внедряем технологию / З.А.Литова, В.И.Мигунов // Школа и производство. – 1998. - № 4. – С.59-63.3. Методическое пособие по оформлению пояснительной записки к творческому проекту по технологии (для учителей технологии и учащихся 5-11 классов). - М., 2006. – 48с.4. Мусина, Р.Г. Методические рекомендации по проектированию и реализации педагогических технологий / Р.Г.Мусина. – М.: Знание, 2012. – 240с.5. Новикова, Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности / Т.А.Новикова // Школьные технологии. – 2000. - № 2. – С.43-46.6. Примерная Программа среднего (полного) общего образования по «Технологии» (базовый уровень). – М., 2008.7. Режем вдоль и поперек // Сделай сам, 2001. - № 4. – С.56-59.8.Самородский, П.С. Методика преподавания технологии / Под.ред. В.Д. Симоненко. – Брянск: БИПКРО, 2006. – 290с.9. Симоненко В.Д. Технология: Учебник для 11 классов/ В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф,2001. – 240с.10. Симоненко В.Д. Технологическое образование школьников: Теоретико-методологические аспекты/ В.Д.Симоненко, М.В.Ретивых, Н.В.Матяш. – Брянск: Издательство БГПУ, 1999. – 180с.11. Симоненко В.Д. Технологическая культура и образование / В.Д.Симоненко. – Брянск, 2001. – 198с.12. Скоробогатова, Г.Г. Проблемная, проектная, модульная технологии в работе учителя / Г.Г.Скоробогатова.- М.: МИОО, 2002. – С.30-31.13. Тищенко. Элементы машиноведения / Тищенко, П.С.Самородский, В.Д.Симоненко. – М.: Издательский центр Вентана-Граф, 1998. – 340с.14. Угловая шлифовальная машина / Производственные станки. - www.choptool.ru/stanki15. Человек и техника / Сборник научных статей. – М., 2006. – С.14.16. Абразивно-отрезные станки СОМ-400: назначение и возможности. - www.choptool.ru/stankiПриложениеПриложение АТаблица А.1Требования к оформлению творческого проекта по технологии в старших классах [11]5 класс- обоснование выбора темы, эскиз изделия, технологическая карта, использованные инструменты и материалы;- правила техники безопасности;- выполнение соответствующих записей в рабочей тетради.6 класс- обоснование выбора темы, эскиз изделия, технологическая карта, перечень необходимого оборудования, инструментов, расход материалов;- правила техники безопасности;- выполнение соответствующих записей в рабочей тетради.7 класс- обоснование выбора темы, эскиз и чертеж изделия, технологическая карта с графическим изображением последовательных операций;- краткая историческая справка, расчет цены изделия;-правила техники безопасности;- записи в рабочих тетрадях.8 класс- обоснование выбора темы, оценка вариантов, эскиз и чертеж изделия, технологическая карта с графическим изображением последовательных операций;- краткая историческая справка, расчет финансовых затрат;- резюме на иностранном языке и список использованной литературы;- документация в печатном виде – компьютерный вариант;- при групповом проекте – вклад каждого ученика;-правила техники безопасности;- компьютерное оформление проекта.9 класс- обоснование выбора темы, оценка вариантов, эскиз и чертеж изделия, технологическая карта с графическим изображением последовательных операций;- краткая историческая справка, расчет финансовых затрат;- полное экономическое обоснование, экологическая безопасность;- резюме на иностранном языке и список использованной литературы;- документация в печатном виде – компьютерный вариант;- при групповом проекте – вклад каждого ученика;-правила техники безопасности;- компьютерное оформление проекта.10 класс11 класс- обоснование выбора темы, оценка вариантов, эскиз и чертеж изделия, технологическая карта с графическим изображением последовательных операций;- краткая историческая справка, расчет финансовых затрат;- полное экономическое обоснование, экологическая безопасность;- резюме на иностранном языке и список использованной литературы;- применение разных методов решения творческих задач;- техническое и рабочее проектирование4- документация в печатном виде – компьютерный вариант;- при групповом проекте – вклад каждого ученика;-правила техники безопасности;- компьютерное оформление проекта.Этапы разработки проекта▪ Первый этап – организационно-подготовительный. На этом этапе старшеклассникипроводят мини-маркетинговые исследования;- выбирают и обосновывают тип проекта;- подбирают и изучают научный материал;- анализируют конструкции существующих аналогичных изделий (объектов), отмечают их достоинства и недостатки;- обсуждают и планируют предстоящую деятельность;- предлагают варианты конструкции, выбирают оптимальный вариант (это может быть индивидуальный выбор или групповой);- разрабатывают конструкторско-технологическую документацию.▪ Второй этап – технологический. Учащиеся в группах или индивидуально выполняют технологические операции, предусмотренные технологическим процессом;- осуществляют самоконтроль своей деятельности;- соблюдают технологическую и трудовую дисциплину, культуру общения и труда.▪ Третий этап – заключительный. На последнем этапе происходит презентация теоретического и практического материала:- проводится контроль и испытание изделия;- корректируется конструкторско-технологическая документация;- оформляется пояснительная записка с экономическим обоснованием и экологической оценкой проекта [12, с.30-31].Приложение Б1. Аккумуляторные углошлифовальные машиныРисунок Б. 1 – Аккумуляторная углошлифовальнаямашинаДанный вид УШМ носит название «аккумуляторная болгарка»: её отличительное качество – бескабельная УШМ. Ассортимент таких болгарок невелик, они пользуются спросом реже, так как они не только дорогостоящие, но и очень быстро расходуют емкость источника питания и работоспособны, как правило, в течение 5–10 минут. Для длительной резки или шлифовки эти болгарки не подходят. Кроме этого у подобного вида УШМ есть и другие недостатки, например, на заводе – изготовителе чаще всего устанавливается 115-миллиметровый круг (а иногда и еще меньше).Приложение В1. Основание.2. Маятниковый узел.3. Прижим.4. Ось маятника.5. Электродвигатель.6. Пускатель.7. Кожух. 8. Кожух ремня.9. Ручка.10. Болт заземления.11. Отрезной круг.12. Строповочные скобы.13. Станина.14. Трещоточный ключ.15. Опорные подшипники.

Библиографический список


1. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом / Учебное пособие для студентов вузов / Г.И. Кругликов. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 280с.
2. Литова, З.А. Как мы внедряем технологию / З.А. Литова, В.И. Мигунов // Школа и производство. – 1998. - № 4. – С.59-63.
3. Методическое пособие по оформлению пояснительной записки к творческому проекту по технологии (для учителей технологии и учащихся 5-11 классов). - М., 2006. – 48с.
4. Мусина, Р.Г. Методические рекомендации по проектированию и реализации педагогических технологий / Р.Г. Мусина. – М.: Знание, 2012. – 240с.
5. Новикова, Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности / Т.А. Новикова // Школьные технологии. – 2000. - № 2. – С.43-46.
6. Примерная Программа среднего (полного) общего образования по «Технологии» (базовый уровень). – М., 2008.
7. Режем вдоль и поперек // Сделай сам, 2001. - № 4. – С.56-59.
8. Самородский, П.С. Методика преподавания технологии / Под. ред. В.Д. Симоненко. – Брянск: БИПКРО, 2006. – 290с.
9. Симоненко В.Д. Технология: Учебник для 11 классов / В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф,2001. – 240с.
10. Симоненко В.Д. Технологическое образование школьников: Теоретико-методологические аспекты / В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых, Н.В. Матяш. – Брянск: Издательство БГПУ, 1999. – 180с.
11. Симоненко В.Д. Технологическая культура и образование / В.Д. Симоненко. – Брянск, 2001. – 198с.
12. Скоробогатова, Г.Г. Проблемная, проектная, модульная технологии в работе учителя / Г.Г. Скоробогатова.- М.: МИОО, 2002. – С.30-31.
13. Тищенко. Элементы машиноведения / Тищенко, П.С. Самородский, В.Д. Симоненко. – М.: Издательский центр Вентана-Граф, 1998. – 340с.
14. Угловая шлифовальная машина / Производственные станки. - www.choptool.ru/stanki
15. Человек и техника / Сборник научных статей. – М., 2006. – С.14.
16. Абразивно-отрезные станки СОМ-400: назначение и возможности. - www.choptool.ru/stanki

Вопрос-ответ:

Какие методы и приемы используются на уроках технологии для изучения элементов машиноведения?

На уроках технологии используются различные методы и приемы, которые помогают учащимся изучать элементы машиноведения. Например, применяются демонстрация и объяснение учителем, самостоятельная работа учащихся, выполнение практических заданий, работа с учебной литературой и интерактивными учебными пособиями.

Как можно изучать тему "Виды и функциональные особенности угло-шлифовальной машины" на уроках технологии в старших классах?

На уроках технологии в старших классах можно изучать тему "Виды и функциональные особенности угло-шлифовальной машины" с помощью практических заданий, демонстрации работы данной машины, изучения учебной литературы и обсуждения с учителем и одноклассниками. Также можно проводить экскурсии на производство, где угло-шлифовальные машины используются.

Почему важно использование и создание творческого проекта на уроках технологии в старших классах образовательного учреждения?

Использование и создание творческого проекта на уроках технологии в старших классах образовательного учреждения имеет несколько важных преимуществ. Во-первых, такой проект помогает развить у учащихся творческое мышление и инженерные навыки. Во-вторых, создание проекта позволяет применить полученные знания на практике и углубить их понимание. Наконец, творческий проект способствует развитию коммуникативных навыков, так как процесс разработки проекта часто включает взаимодействие с одноклассниками и учителем.

Какие методы и приемы используются на уроках технологии для изучения элементов машиноведения?

На уроках технологии используются различные методы и приемы, такие как объяснение учителем, демонстрация образцов механизмов, проведение практических работ, решение задач, применение компьютерных программ и моделей.

Как изучается тема "Виды и функциональные особенности угло-шлифовальной машины" на уроках технологии?

Тема "Виды и функциональные особенности угло-шлифовальной машины" изучается на уроках технологии с использованием различных методов. Ученики могут ознакомиться с образцами угло-шлифовальных машин, изучить их устройство, принцип работы и область применения. Также проводятся практические работы, в ходе которых учащиеся могут самостоятельно работать с угло-шлифовальной машиной и изучать ее функциональные особенности.

Почему использование и создание творческого проекта обосновано на уроках технологии в старших классах?

Использование и создание творческого проекта на уроках технологии в старших классах обосновано, так как это позволяет учащимся развивать свои творческие навыки, применять полученные знания на практике, учиться работать в группе и решать сложные задачи. Творческий проект также способствует развитию у учащихся критического мышления, самостоятельности и ответственности за результат своей работы.

Какие методы и приемы используются на уроках технологии для изучения элементов машиноведения в старших классах?

На уроках технологии в старших классах используются различные методы и приемы, такие как лекция учителя, показ и демонстрация образцов машин и механизмов, проведение практических работ, выполнение проектных заданий, применение моделей и компьютерных программ.

Какие методы и приемы используются на уроках технологии?

На уроках технологии используются различные методы и приемы, такие как демонстрация, объяснение, практическое выполнение заданий, обсуждение, самостоятельное изучение литературы и другие. Это позволяет учащимся получить полное представление о изучаемой теме и развить практические навыки.