Межрегиональные программы экономической интеграции: сущность, цель, опыт.
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 19.10.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Понятие и сущность межрегиональной экономической интеграции 4
2. Межрегиональная интеграция: подходы и европейский опыт 8
3. Анализ межрегиональных программ экономической интеграции 14
Заключение 28
Список литературы 29
Так выделение Северо-Сибирского пояса не определяет какие элементы транспортной инфраструктуры будут задействованы. С учетом того что железнодорожные линии на севере Сибири имеет слабую разветвленность, предполагается, что развитие взаимодействий регионов по Северо-Сибирскому поясу должно быть организовано с помощью автомобильных грузоперевозок.
Таким образом, положения Иркутского проекта должны содержать структурные и функциональные предложения по развитию автодорог системы их обслуживания.
Планы межрегионального развития есть у отдельных городов, которые являются самостоятельными субъектами федерации, особого внимания заслуживает программа развития межрегиональных связей столицы.
Планы межрегиональной интеграции г. Москвы достаточно подробно расписаны в части организации процесса взаимодействия, организационные составляющие определены вплоть до роли и значения внебюджетных фондов, однако в этой программе не нашло свое отражение развитие транспортной инфраструктуры.
Нет ситуационного, нет структурного понимания места и роли транспортной составляющей межрегионального взаимодействия. Системные проблемы автотранспорта в Москве известны многим, однако в программе не нашлось ни одного рационального посыла.
Рассматривая особенности множества программ, следует отметить, что транспортная инфраструктура в программах пространственной интеграции, утвержденных администрацией различных регионов, занимает незначительное место.
Автотранспортные предприятия и их сети и вовсе не рассматриваются административными органами как инструмент интеграции однако другие инструмента прописаны почти во всех программах табл. 1.
Таблица 1.
Основные инструменты построения межрегиональной интеграции
Финансовые инструменты Производственные отношения Транспортная инфраструктура/ автотранспортная инфрстрктура Информационная инфраструктра Окружные Северо-Западный федеральный округ + + +/+ + По субъектам федерации СЗФО Республика Коми + - -/- + Дальневосточный ФО Хабаровский край + + -/- + Сибирский ФО Иркутская область + + +/- + Центральный ФО г. Москва + + +/- +
Проведенное теоретическое исследование в совокупности со статистическим анализом, диктуют нам новые решения, которые могут способствовать межрегиональной пространственной интеграции. Использование гибкости автотранспортных сетей будет востребовано при реализации любой модели межрегиональной интеграции.
Обобщая изученные программы развития субъектов федерации можно выделить ряд типовых моделей межрегиональной интеграции отмеченных в этих программах:
Традиционная модель межрегионального сотрудничества основывается на обслуживании связей путем заключения соглашений между регионами. За счет этого увеличиваются объемы межрегиональной торговли, транзитные товаро- и пассажиропотоки, что создает предпосылки для экономического подъема регионов.
Такие программы взаимодействия характерны для смежных регионов. Исторически сложившиеся экономические связи территориально смежных субъектов федерации позволяют упростить процедуры межрегиональной интеграции, а подходя к интеграции выполняют дополнительную функцию сближения ресурсных и промышленных потенциалов регионов.
Вторая модель предполагает создание специальных экономических зон (СЭЗ), предусматривающих повышение привлекательности регионов для иностранных инвесторов с помощью льготного таможенного, налогового режимов и смягчения пограничных ограничений.
В разных регионах России создан ряд СЭЗ, который имел цель развивать российские приграничные территории с помощью привлечения в них финансовых ресурсов. В 2005 г. был принят рамочный Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
Однако зонная модель развития пока не дала России осязаемых результатов. Ее низкая эффективность объясняется фактическим превращением ОЭЗ в средство ухода от налогообложения и канал «бегства капитала».
Такого рода подход может быть использован точечно субъектами федерации. Проблемой является ресурсная обеспеченность экономических решений. Очень редко необходимый набор ресурсов для реализации интересов государства в формируемой СЭЗ концентрируется в двух смежных регионах. Данный подход регламентирует необходимость пространственной интеграции двух и более регионов чья взаимосвязь и взаимозависимость описывается технологией реализации инноваций или развития территории согласно задачам федерального центра.
Третья модель (модель «еврорегионов») характеризуется совместной деятельностью приграничных сообществ и властей различного уровня по реализации проектов в определенных сферах. Финансирование для реализации проектов в рамках такой модели поступает из бюджетов международных организаций (например, ЕС), государственных и местных бюджетов, от частных инвесторов.
Данная модель используется в странах с близкой структурой экономики и сходным уровнем цен на товары и услуги. Россия уже использует опыт создания «еврорегионов», являющихся перспективным направлением внешнеэкономической деятельности субъектов РФ.
Межрегиональная интеграция имеет сложившиеся формы взаимодействия – это участие региональных властей в деятельности межрегиональных ассоциаций, сотрудничество в рамках муниципальных ассоциаций и союзов, совместная работа при реализации крупных инвестиционных проектов, которые затрагивают интересы нескольких регионов, заключение двусторонних договоров и соглашений.
В России насчитывается восемь ассоциаций экономического взаимодействия: «Северо-Запад», «Центральная Россия», «Черноземье», «Большая Волга», «Северный Кавказ», «Уральская ассоциация», «Сибирское соглашение», «Дальний Восток и Забайкалье». Состав ассоциаций в течение года также не менялся, если не считать вхождения в «Центральную Россию» пяти белорусских регионов.
Другим важным направлением деятельности ассоциаций было сотрудничество соседних регионов в создании единой инфраструктуры (транспортной, газоснабжения и др.), а также попытки построения межрегиональных схем объединения производства. Происходил и обмен опытом в законодательной сфере, государственном строительстве на региональном уровне, в государственном регулировании региональной экономики.
Основной формой работы межрегиональных ассоциаций оставалось периодическое проведение заседаний советов с участием руководителей субъектов Федерации и практическая работа в координационных комитетах по отдельным направлениям. Именно на заседаниях советов ассоциаций формулировалась коллективная позиция регионов, которая в устной и письменной форме доводилась до сведения членов правительства.
Во всех заседаниях руководящих органов ассоциаций принимали участие федеральные министры или премьер. По сравнению с предыдущими годами заседания советов ассоциаций и проекты принимаемых на них решений готовились более досконально.
Решения советов ассоциаций можно дифференцировать на несколько групп. Многие решения касались структуры исполнительных органов ассоциаций, кадровых назначений и т. п. Решения кроме «отраслевой» направленности изменялось по масштабу поднимаемых проблем. Некоторые имели локальный характер, однако в большинстве они затрагивали интересы нескольких регионов.
К собственно межрегиональному уровню относятся, например, решения советов соответствующих ассоциаций «О совместном производстве кормоуборочного комбайна в областях Центральной России», «О регулировании производства и оборота алкогольной продукции, создании единого рынка алкогольной продукции Сибири», «О мерах по развитию лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Сибири», «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Сибири», «О централизации лекарственного снабжения лечебно-профилактических учреждений Сибири с целью экономии бюджетных средств», «О состоянии и мерах по стабилизации сельскохозяйственного производства на Северном Кавказе», «О программе "Золотое кольцо Черноземья"», «О развитии рыбохо-зяйственного комплекса Северо-Запада и задачах по обеспечению потребителей рыбой и рыбной продукцией»
Большинство народно- хозяйственных проблем, которые решаются благодаря межрегиональной пространственной интеграции требуют развития инфраструктурного обеспечения новых экономических связей и углубления достигнутых направлений взаимодействий.
Наиболее сложной и при этом весьма затратной позиций в инфраструктурном обеспечении межрегиональной интеграции является развитие транспортной инфраструктуры, как гибкого инструмента, способного качественно удовлетворять комплексные запросы региональных потребителей.
Развитию межрегиональной интеграции способствует создание и развитие сетевых транспортных структур, объединяющие в себе конкурентные преимущества грузоперевозчиков различных регионов.
Заключение
Актуальность научных разработок в области межрегиональной интеграции находит свое подтверждение ввиду востребованности аналогичныхх исследований за рубежом: большой опыт регулирования межрегиональных взаимодействий собран в странах Европейского Союза, деятельность которого направлена на институциональную поддержку межрегиональной экономической интеграции.
Малая изученность процессов межрегиональной экономической интеграции в современной России объясняется рядом причин: во-первых, сложностью проблемы, поскольку отследить межрегиональные финансовые и информационные потоки практически невозможно; во-вторых, отсутствием методик исследования межрегионального обмена, которые могут действовать в условиях рыночной экономики; в-третьих, недостаточной востребованностью подобных изысканий; в-четвертых, отсутствием статистики, закрепляющей межрегиональные потоки товаров и услуг.
Большинство народно-хозяйственных проблем, которые решаются благодаря межрегиональной пространственной интеграции требуют развития инфраструктурного обеспечения новых экономических связей и углубления достигнутых направлений взаимодействий.
Наиболее сложной и при этом весьма затратной позиций в инфраструктурном обеспечении межрегиональной интеграции является развитие транспортной инфраструктуры, как гибкого инструмента, способного качественно удовлетворять комплексные запросы региональных потребителей.
Развитию межрегиональной интеграции способствует создание и развитие сетевых транспортных структур, объединяющие в себе конкурентные преимущества грузоперевозчиков различных регионов.
Список литературы
Агафонова И.П. Региональная экономика. – 2011. – 245 с.
Анисимова Л. А. Проблемы теории и практики региональной экономики. – М.: Инфра, 2007.-312 с.
Баринов В.А. Региональная экономика: Учебное пособие. – М.: ПРЕСС, 2009.- 320 с.
Барисовский Р.Б. Экономическая теория.- М.: «Демо», 2011. – 529 с.
Беглова А. С. Экономика. – М.: АСТ, 2007.- 302 с.
Белобородова М.А. Человеческий фактор в управлении // ТИСБИ.-2003. – № 2
Борисов А.Б. Большой экономический словарь. – М.: Книжный мир, 2009. - 895 с.
Владимиров B.A., Воробьев ЮЛ., Малинецкий Г.Г. и др. Региональная экономика. М.: АСТ, 2008. 431 с.
Гаринов Ф.О. Региональная экономика: зарубежный опыт. – М.: «ПРЕСС», 2011. – 599 с.
Державин К.Г. Региональная экономика. Учебник для ВУЗов. – М.: «Москва-М», 2008. – 379 с.
Елисеев А.А. Экономическая теория. – М.: АСТ, 2011. – 399 с.
Еремин Р.Ю. Региональная экономика.Учебник для ВУЗов – М.: «ЭКСМО-ПРЕСС», 2007. – 426 с.
Зуб А.Т. Теория и практика управления региональным развитием. – М.: Генезис, 2011. – 340 с.
Аганбегян А.Г. Один в поле не воин. Советы по управлению компаниями, фирмами, предприятиями // ЭКО. –2010. – N 9. – С.102-112.
Агеева Н.Г. Региональная экономика. Учебное пособие. – М.: МАИ-Принт, 2009. – 383с.
Алехина О. Анализ государственных программ поддержки межрегиональной интеграции предпринимательства //«Экономика и Право», № 7 2012. – 2012 с.82-88.
Алешин В.И. Научно-интеллектуальный капитал в региональной экономике // Соц.-гуман. знания. – 2008. – N 6. – С.267-277.
Малинецкий Г.Г. и др. Региональная экономика и управление. М.: АСТ, 2008. 431 с.
Винокурова Ю. В. Региональная экономика. Учебное пособие- М.: «ПРЕСС», 2011.- 399 с.
Державин К.Г.Региональная экономика.- М.: «Москва-М», 2008.- 379 с.
Агафонова И.П. Региональная экономика. – 2011. – 245 с.
Баринов В.А. Региональная экономика: Учебное пособие. – М.: ПРЕСС, 2009. – 124 с.
Владимиров B.A., Воробьев ЮЛ., Малинецкий Г.Г. и др. Региональная экономика. М.: АСТ, 2008. 235 с.
Зуб А.Т. Теория и практика управления региональным развитием. – М.: Генезис, 2011. – 174 с.
Елисеев А.А. Экономическая теория. – М.: АСТ, 2011. – 239 с.
Агеева Н.Г. Региональная экономика. Учебное пособие. – М.: МАИ-Принт, 2009. – 211с.
Алехина О. Анализ государственных программ поддержки межрегиональной интеграции предпринимательства //«Экономика и Право», № 7 2012. – 2012 с.82-88.
Алешин В.И. Научно-интеллектуальный капитал в региональной экономике // Соц.-гуман. знания. – 2008. – N 6. – С.267-277.
Аганбегян А.Г. Один в поле не воин. Советы по управлению компаниями, фирмами, предприятиями // ЭКО. –2010. – N 9. – С.102-112.
6
1. Агафонова И.П. Региональная экономика. – 2011. – 245 с.
2. Анисимова Л. А. Проблемы теории и практики региональной экономики. – М.: Инфра, 2007.-312 с.
3. Баринов В.А. Региональная экономика: Учебное пособие. – М.: ПРЕСС, 2009.- 320 с.
4. Барисовский Р.Б. Экономическая теория.- М.: «Демо», 2011. – 529 с.
5. Беглова А. С. Экономика. – М.: АСТ, 2007.- 302 с.
6. Белобородова М.А. Человеческий фактор в управлении // ТИСБИ.-2003. – № 2
7. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. – М.: Книжный мир, 2009. - 895 с.
8. Владимиров B.A., Воробьев ЮЛ., Малинецкий Г.Г. и др. Региональная экономика. М.: АСТ, 2008. 431 с.
9. Гаринов Ф.О. Региональная экономика: зарубежный опыт. – М.: «ПРЕСС», 2011. – 599 с.
10. Державин К.Г. Региональная экономика. Учебник для ВУЗов. – М.: «Москва-М», 2008. – 379 с.
11. Елисеев А.А. Экономическая теория. – М.: АСТ, 2011. – 399 с.
12. Еремин Р.Ю. Региональная экономика.Учебник для ВУЗов – М.: «ЭКСМО-ПРЕСС», 2007. – 426 с.
13. Зуб А.Т. Теория и практика управления региональным развитием. – М.: Генезис, 2011. – 340 с.
14. Аганбегян А.Г. Один в поле не воин. Советы по управлению компаниями, фирмами, предприятиями // ЭКО. –2010. – N 9. – С.102-112.
15. Агеева Н.Г. Региональная экономика. Учебное пособие. – М.: МАИ-Принт, 2009. – 383с.
16. Алехина О. Анализ государственных программ поддержки межрегиональной интеграции предпринимательства //«Экономика и Право», № 7 2012. – 2012 с.82-88.
17. Алешин В.И. Научно-интеллектуальный капитал в региональной экономике // Соц.-гуман. знания. – 2008. – N 6. – С.267-277.
18. Малинецкий Г.Г. и др. Региональная экономика и управление. М.: АСТ, 2008. 431 с.
19. Винокурова Ю. В. Региональная экономика. Учебное пособие- М.: «ПРЕСС», 2011.- 399 с.
20. Державин К.Г.Региональная экономика.- М.: «Москва-М», 2008.- 379 с.
Вопрос-ответ:
Что такое межрегиональная экономическая интеграция?
Межрегиональная экономическая интеграция - это процесс объединения различных регионов для достижения совместных экономических целей. Она может включать в себя создание свободной торговой зоны, сотрудничество в сфере инвестиций, обмен технологиями и т.д.
Какие подходы используются в межрегиональной интеграции?
Существуют различные подходы к межрегиональной интеграции, включая региональную экономическую интеграцию и макрорегиональные программы. Региональная интеграция охватывает отношения между конкретными регионами или странами, в то время как макрорегиональные программы охватывают более широкую территорию и объединяют несколько регионов или стран.
Какой опыт есть в межрегиональной интеграции в Европе?
В Европе межрегиональная интеграция достигла высокого уровня с созданием Европейского союза (EU). EU является примером успешной межрегиональной интеграции, где страны Европы сотрудничают во многих областях, включая торговлю, транспорт, инвестиции и другие.
Какие программы межрегиональной экономической интеграции существуют?
Существует множество программ межрегиональной экономической интеграции, таких как НАФТА (Североамериканский соглашение о свободной торговле), Меркосур (Южноамериканский рынок), ЕАЭС (Евразийский экономический союз) и др. Они осуществляют сотрудничество между странами или регионами в различных сферах, чтобы улучшить торговлю и экономическое развитие.
Какое значение имеет инфраструктура для межрегиональной интеграции в Северо-Сибирском поясе?
Инфраструктура играет важную роль в межрегиональной интеграции в Северо-Сибирском поясе. Она обеспечивает связь между различными регионами и позволяет осуществлять торговлю и перемещение товаров и людей. Развитие транспортной инфраструктуры в этом регионе способствует укреплению экономической интеграции и развитию.
Что такое межрегиональная экономическая интеграция?
Межрегиональная экономическая интеграция - это процесс объединения различных регионов с целью создания совместных экономических пространств и установления взаимовыгодных отношений между ними.
Какие подходы используются в межрегиональной интеграции?
Существуют разные подходы к межрегиональной интеграции, включая формирование межрегиональных ассоциаций, создание общих рынков, свободных торговых зон и таможенных союзов.
Какой опыт есть в Европе в области межрегиональной интеграции?
Европейский опыт включает создание Европейского Союза, который является одним из самых успешных примеров межрегиональной экономической интеграции. Это позволяет странам Европы свободно торговать между собой и координировать свою экономическую политику.