формирование вокально-певческих навыков как основа вокально-хоровой работы у детей
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 04.10.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава I. Значение развития вокально-певческих навыков в истории вокально-хоровой работы 5
1.1. История обращения к хоровому искусству как средству развития детей 5
1.2. Значение хорового пения в формировании творческих способностей младших школьников 12
Глава II. Организация и методика исследования работы хормейстера по развитию… вокально-хорового воспитания детей младшего школьного возраста 15
2.1. Цели, задачи, этапы исследовательской работы 15
2.2. Анализ и итоги исследовательской работы по формированию вокально-певческих навыков младших школьников 17
2.3. Методические рекомендации по формированию вокально-певческих навыков младших школьников 20
Заключение 22
Библиографический список 24
Приложение 26
Главное место уделялось формированию певческих навыков и верному их применению в работе с песней.
Дети с первых занятий учатся оценивать пение не только на слух (звук лёгкий, чистый, серебристый или крикливый, носовой, зажатый), но и зрительно (напряжение мышц лица. шеи, плохое открывание рта), следят за мышечными (контроль дыханием, свободным положением корпуса) и вибрационными ощущениями, что особенно трудно даётся дошкольникам в силу слаборазвитого певческого вибрато.
Ведущим методом на начальном этапе обучения является наглядно-слуховой метод, своеобразие которого проявилось при подборе эффективных приёмов:
2.3. Методические рекомендации по формированию вокально-певческих навыков младших школьников
Личная практика показывает, что в большинстве случаев дву-трех нотная песня усваивается гораздо труднее, чем более или менее развернутая мелодия, поскольку она более интересна и выразительна, чем ограниченная.
Музыкальным руководителям следует обратить внимание на особенности внедрения нетрадиционных методов и способов развития певческого голоса детей.
Все занятия необходимо организовывать только в игровой форме.
Вся работа построена на принципе индивидуального подхода, то есть «глаза в глаза»
Задания могут быть полезны в том случае, если работу осуществляет грамотный музыкант-педагог, опробовавший на себе упражнения ФМРГ и свободно владеющий ими для показа детям.
Эффективный результат возникает только в случае системного подхода взаимосвязи всех компонентов урока на основе принципа развивающего обучения «от простого – к сложному» (См. Приложение 1).
Необходимо диагностировать уровень развития певческого голоса каждого ребёнка для определения положительной динамики и эффективности проведённой работы.
Важно внимательно подбирать песенный репертуар и уметь транспонировать его в фальцетный или грудной режим в зависимости от естественного диапазона каждого ребёнка.
Следует тщательно отслеживать состояние здоровья верхних дыхательных путей ребёнка, не допускать к занятиям пением во время инфекций голосового аппарата.
Важно вести разъяснительную работу среди родителей, воспитателей и руководителей дошкольного учреждения, доказывая, что развитие певческого голоса – это монотонный длительный процесс, а не скоропостижное выучивание песенок для пения их на концерте.
Следует донести до родителей и воспитателей важность бережного отношения к голосу ребёнка как к растущему, формирующемуся организму, развитие которого требует грамотного тактичного руководства со стороны взрослых.
Заключение
Сейчас огромное значение уделяется эстетическому воспитанию детей. В школах вводятся такие предметы как: искусствоведение, краеведение, культурология, история города, актерское мастерство, хореография.
Среди разнообразных видов детского художественного творчества трудно переоценить привлекательность и эффективность хорового пения, эстетическая природа которого создает благоприятные предпосылки для комплексного воспитания подрастающей личности.
В ходе исследования была рассмотрена проблема становления навыков хорового пения на уроках музыки у детей младшего школьного возраста.
Тема охватила круг вопросов, которые основываются на системах музыкально-хорового воспитания следующих авторов: Тевлиной В. К., Гладкой С., Черноиваненко Н., Дмитриевой Л. Г., Виноградова К. П..
Эти системы получили дальнейшее развитие и на современном этапе, поскольку музыкально-хоровое воспитание является частью интегрированной системы подготовки личности.
Через хоровую деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре, а коллективное пение – это прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования лучших человеческих качеств.
В школьных хорах дети приобретают навыки музыкального исполнительства, позволяющие им творчески проявлять себя в искусстве.
В результате проделанной работы можно сделать следующий вывод: важнейшей задачей современной педагогики является создание новой стройной системы, позволяющей сделать процесс музыкально-хорового образования на базе общеобразовательной школ целенаправленным и последовательным.
С целью выявления уровня развития певческих навыков и определения эффективности работы по развитию певческого голоса провожу диагностику в конце дошкольного возраста.
В результате проведения всех заданий были получены следующие данные о развитии показателей певческого голоса: высокий уровень, средний, низкий.
На основании результатов проведённого исследования в соответствии с поставленной целью была выявлена положительная динамика развития певческого голоса у каждого ребёнка в дошкольном возрасте.
Трудность формирования широты диапазона снята, так как голосовые игры на преодоление регистрового порога снимают комплекс и «боязнь» перехода из одного регистра в другой. Для чистого интонирования следует накопить достаточный слуховой опыт различения звуковысотных отношений, связанных как с внешним наглядным моделированием, так и ощущением внутреннего слуха. Длительность вокального занятия и насыщенность вокальными упражнениями позволили развить навык чистого интонирования.
То же самое можно сказать и о результатах развития навыка певческого дыхания, дети усвоили и применили при исполнении различные способы дыхательных действий.
Трудная задача по формированию певческой дикции положительно была решена в силу многократного применения артикуляционных игр и дикционных упражнений на занятиях.
Библиографический список
1. Алмазов Е.С. «Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей», Москва. «Просвещение», 1973
2. Анисимова Г. «100 музыкальных игр», Ярославль, «Академия развития», 2002
3. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала ХХв. / Сост. П.А. Лебедев. - М.: Педагогика, - 1990. - 608 с.
4. Беленчук Л.Н. Концепция национального воспитания на рубеже XIX-XX веков // Педагогика. 1999. №5 С. 89-94.
5. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991
6. Емельянов В.В. «Развитие голоса» // координация и тренинг// издание четвёртое, Санкт-Петербург/Москва/Краснодар, 2004.
7. Карасёв А. Н. «Методика пения». М. 1989 г.
8. Метлов, Н. А. Музыка — детям : Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада: составители / С. И. Чешева, А. П. Николаичева. — М.: Просвещение, 1985.
9. Миропольский С.И.О музыкальном образовании народа в России и в Западной Европе. М., 2001. - Вып.1. - С. 124-132.
10. Костина Э.П. «Камертон» (Программа музыкального образования детей дошкольного и школьного возраста) М., 2004 г.
11. Металлиди Ж.Дерцовская А. «Сольфеджио для 1,2 классов ДМШ» учебное пособие. М., 2004 г.
12. Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI в.: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2003 г.
13. Струве Г. «Хоровое сольфеджио» М.: Советский композитор, 1988.
14. Стулова Г.П. «Что необходимо знать учителю - хормейстеру для правильной организации вокальной работы с детьми: Сб. научн. трудов Mill У» М., 2002 г.
15. Тарасова К. «К постановке детского певческого голоса»// ж-л «Музыкальный руководитель» № 3/2005
16. Тумакова Н. «Артикуляционная гимнастика»//ж-л «дошкольное воспитание» №6. 2005
17. Шереметьев В. «Хоровое пение в детском саду»//ж-л «Музыкальный руководитель» №5. 2005.
18. Школяр Л.В. «Музыкальное образование в школе» М., 2001.
19. Юдина Е. «Мой первый учебник по музыке и творчеству».М.: 1997.
Приложение
Тематическое содержание занятий
№ урока Тема урока Содержание Певческий репертуар 1 - 8 Певческая установка.
Постановка дыхания. Обучение правильной певческой установке. Работа над дыханием. Организуется сам процесс пения.
Слушание хоровых коллективов Распевки: «ми-мэ-ма-мо-му», «Вот иду я вверх, вот иду я вниз»
«Со вьюном я хожу» Русская народная песня.
«Среди долины ровныя» народная песня. 9 - 16 Певческое дыхание. Смешанное дыхание, вдох и организация выдоха. Дыхание должно быть свободным, равномерным, естественным. Распевки: «Ко-ко-ко»; «А-а,А-а,А-а,А-а,А»
«Вдоль по улице молодчик идёт» Русская народная песня; «Солнышко вставало» Литовская народная песня. 17 - 25 Звукообразование. Атака звука. Атака звука-момент возникновения звука той или иной высоты. Три вида атаки: твёрдая, мягкая, придыхательная. Пристальное внимание следует уделять звукообразованию. Распевки: «Ли-ле-ля-лё-лю» «Ко-ко-ко»
«Лошадка Пони»
Шотландская народная песня; «Во кузнице» Русская народная песня. 26 - 34 Звуковедение Основные приёмы вокального звуковедения: legato, Non legato, Staccato. Распевки: «Вот иду я вверх, вот иду я вниз.»
«Неаполитанская песенка» П.И. Чайковский
«Островок» С.С.
Рахманинов 35 - 43 Дикция и артекуляция. Хорошая дикция даёт естественный, звонкий, ненапряжённый, полётный звук. Ясность и чёткость произношения слов зависит от подвижности артикуляционного аппарата. (рот, губы, язык, мягкое и твёрдое нёбо.) Распевки: «Ли-ле-ля-лё-лю» «Ко-ко-ко»
«Детские игры» В.Моцарт
«В мире красок и мелодий» Ю. Чичков; «Весенняя» В.А. Моцарт 44 - 52 Ансамбль и хоровой строй. Мелодический и гармонический строи.Совместное, согласованное во всех отношениях исполнение произведения.
-интонационная слаженность
-единообразие манеры звукообразования
-ритмическая и темповая слитность
-динамическая одноплановость партии. Распевки: «Вот иду я вверх, вот иду я вниз.»
«Песня о маленьком трубаче» С.Никитин;
«Сверчёк» М.Славкин 53 - 61 Многоголосие Канона, песни с элементами 2-х и 3-х голосия. Пение без сопровождения a capella. Распевки: «Ко-ко-ко»; «А-а,А-а,А-а,А-а,А»
«Спасибо вам,Учителя» Г.Струве; «Новый год» М.Славкин 62 - 70 Фразировка Основные навыки чтения с листа. Умение видеть и слышать начало и конец фразы, расставлять динамические оттенки во фразе. Распевки.
«Кто там спрятался за дверью?» А.Рыбников; «Всё наоборот» М. Славкин; «Колыбельная» Р.Паулс.
Метлов, Н. А. Музыка — детям: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада: составители / С. И. Чешева, А. П. Николаичева. — М.: Просвещение, 1985.
Соловков И.А. Теория и практика начального образования в России второй половины XIX начала XX веков. М.: Прометей, 1992., с. 35
Соловков И.А. Теория и практика начального образования в России второй половины XIX начала XX веков. М.: Прометей, 1992., с. 37
Соловков И.А. Теория и практика начального образования в России второй половины XIX начала XX веков. М.: Прометей, 1992., с. 43
Миропольский С.И.О музыкальном образовании народа в России и в Западной Европе. … М., 2001. - Вып.1. - С. 124-132.
Миропольский С.И.О музыкальном образовании народа в России и в Западной Европе. … М., 2001. - Вып.1. - С. 124-132.
Миропольский С.И.О музыкальном образовании народа в России и в Западной Европе. … М., 2001. - Вып.1. - С. 124-132.
Карасёв А. Н. «Методика пения». М. 1989., с. 12
Карасёв А. Н. «Методика пения». М. 1989., с. 21
Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI в.: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2003 г.
2
1. Алмазов Е.С. «Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей», Москва. «Просвещение», 1973
2. Анисимова Г. «100 музыкальных игр», Ярославль, «Академия развития», 2002
3. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала ХХв. / Сост. П.А. Лебедев. - М.: Педагогика, - 1990. - 608 с.
4. Беленчук Л.Н. Концепция национального воспитания на рубеже XIX-XX веков // Педагогика. 1999. №5 С. 89-94.
5. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991
6. Емельянов В.В. «Развитие голоса» // координация и тренинг// издание четвёртое, Санкт-Петербург/Москва/Краснодар, 2004.
7. Карасёв А. Н. «Методика пения». М. 1989 г.
8. Метлов, Н. А. Музыка — детям : Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада: составители / С. И. Чешева, А. П. Николаичева. — М.: Просвещение, 1985.
9. Миропольский С.И.О музыкальном образовании народа в России и в Западной Европе. М., 2001. - Вып.1. - С. 124-132.
10. Костина Э.П. «Камертон» (Программа музыкального образования детей дошкольного и школьного возраста) М., 2004 г.
11. Металлиди Ж.Дерцовская А. «Сольфеджио для 1,2 классов ДМШ» учебное пособие. М., 2004 г.
12. Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI в.: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2003 г.
13. Струве Г. «Хоровое сольфеджио» М.: Советский композитор, 1988.
14. Стулова Г.П. «Что необходимо знать учителю - хормейстеру для правильной организации вокальной работы с детьми: Сб. научн. трудов Mill У» М., 2002 г.
15. Тарасова К. «К постановке детского певческого голоса»// ж-л «Музыкальный руководитель» № 3/2005
16. Тумакова Н. «Артикуляционная гимнастика»//ж-л «дошкольное воспитание» №6. 2005
17. Шереметьев В. «Хоровое пение в детском саду»//ж-л «Музыкальный руководитель» №5. 2005.
18. Школяр Л.В. «Музыкальное образование в школе» М., 2001.
19. Юдина Е. «Мой первый учебник по музыке и творчеству».М.: 1997.
Содержание
Введение
Глава 1. Научно-теоретические основы формирования вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста в процессе освоения предмета "Хор"
1.1 Формирование вокально-хоровых навыков детей как актуальная психолого-педагогическая проблема
1.2 Психологические особенности формирования вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста
1.3 Понятие и методы формирования вокально-хоровые навыки
Глава 2. Экспериментальное исследование возможностей музыкальных занятий в условиях дополнительного образования для развития вокально-хоровых навыков у учащихся начальных классов
2.1 Характеристика участников эксперимента
2.2 Экспериментальное исследование на констатирующем этапе
2.3 Экспериментальное исследование на формирующем этапе
Вывод
Список литературы
Введение
Актуальность темы исследования. В настоящее время в теории и практике музыкальной педагогики все острее поднимаются вопросы, формы и методы обучения детей младшего школьного возраста на уроке музыки в общеобразовательной школе. Музыкальные занятия можно признать своеобразным индикатором эффективности применяемых методов обучения, поскольку через эти занятия в школе проходят без исключения все учащиеся. В процессе преподавания музыки в настоящее время условно можно выделить несколько видов деятельности: слушание музыки, хоровое пение, импровизация, сочинение, игра на музыкальных инструментах и многое другое Из них методично широко открыты, прослушивание музыки и пение. Знакомство с нотными знаками в графическом изображении в общеобразовательной школе, как правило, ограничивается несколькими классами. Почти забыл, пение a'cappella, за исключением некоторых случаев отношение к хоровому сольфеджио.
В последние несколько лет обосновано возрос интерес к хоровой педагогике. Это оправдано тем, что хор стал играть большую роль даже в современная музыка, где хоровые партии часто используются в качестве бэк-вокала, не говоря уже о самоценности хоровой музыки, о красоте, лестница гармонии хорового пения. Но чтобы добиться необходимого высокого уровня вокального исполнения в хоре, необходима большая музыка педагогическая работа с певцами, вокалистов необходимо воспитывать с самого раннего возраста, развивая у них необходимые вокально-хоровые навыки.