Разработка методических указаний к выполнению лабораторных работ по теме
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 29 + 29 источников
- Добавлена 18.07.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Роль и место лабораторных работ в обучении и особенности их разработки 5
1.1 Назначение и сущность лабораторных работ 5
1.2 Виды и структура лабораторных работ 6
1.3 Порядок разработки методических рекомендаций по выполнению лабораторных работ 8
Глава 2. Анализ нормативной и учебно-программной документации 12
2.1 Анализ федерального государственного образовательного стандарта 12
2.2 Анализ учебного плана 15
2.3 Анализ учебной программы 16
2.4 Выбор учебной литературы 19
Глава 3. Разработка методических указаний к проведению лабораторных работ 23
3.1 Порядок разработки методических указаний к проведению лабораторных работ по теме "Ремонт тормозной системы" 23
3.2 Методическая разработка для проведения лабораторного занятия по теме "Ремонт тормозной системы" 25
Заключение 30
Список литературы 32
Приложения 36
Приложение А План учебного процесса 37
Приложение Б Методическая разработка к выполнению лабораторных работ по теме "Ремонт тормозной системы" 41
Контрольные вопросы
1. В какой последовательности разбирают тормозной механизм автомобиля ГАЗ-53А?
2. Как извлечь из главного тормозного цилиндра клапан?
3. Как проверить, что произошло открывание компенсационного отверстия в цилиндре при растормаживании?
4. Каков порядок регулировки стояночного тормоза автомобилей?
Инструкционно-технологическая карта № 1
Разборка-сборка колесного тормозного механизма автомобиля
Последовательность операций Инструмент, приспособление Технические условия и указания 1. Снятие колесного тормозного механизма 1. Вывернуть винты крепления тормозного барабана к ступице колеса Отвертка 2. Снять барабан 3. Закрепить поршни колесного тормозного цилиндра от выпадения Проволока, пассатижи 4. Снять пружину, стягивающую колодки Отвертка 5. Отвернуть контргайки опорных пальцев колодок Ключ гаечный 24 мм 6. Вынуть опорные пальцы, эксцентриковые шайбы, пластину опорных пальцев 7. Снять тормозные колодки 2. Разборка и снятие колесного тормозного цилиндра 1. Снять с колесного тормозного цилиндра сухари и защитные резиновые колпаки Пассатижи, отвертка 2. Извлечь из корпуса колесного тормозного цилиндра поршни, манжеты, разжимную пружину 3. Вывернуть из корпуса перепускной клапан Ключ гаечный 11 мм 4. Вы вернуть болты крепления защитного экрана и корпуса колесного тормозного цилиндра (КТЦ) Ключ гаечный 12 мм 5. Снять защитный экран и КТЦ 3. Сборка и установка колесного тормозного цилиндра 1. Установить защитный экран и корпус КТЦ на тормозной щит 2. Завернуть болты крепления защитного экрана и корпуса цилиндра Ключ гаечный 12 мм 3. Завернуть в корпус цилиндра перепускной клапан Ключ гаечный 11 мм 4. Установить в корпус цилиндра поочередно разжимную пружину, манжеты, поршни 5. Установить на колесный цилиндр резиновые защитные колпаки и сухари 4. Установка колесного тормозного механизма 1. Установить опорные пальцы колодок Опорные пальцы повернуть так, чтобы метки были рядом
Винты крепления расположены по окружности неравномерно 2. Установить на опорные пальцы эксцентриковые шайбы 3. Надеть колодки на опорные пальцы и установить их в отверстия тормозного щита 4. Навернуть контргайки на опорные пальцы Ключ 24 мм 5. Установить стягивающую пружину Пассатижи, отвертка 6. Надеть барабан на ступицу 7. Завернуть винты крепления барабана Отвертка
Инструкционно-технологическая карта № 2
Разборка-сборка главного тормозного цилиндра
Последовательность операций Инструмент, приспособление Технические условия и указания 1. Разборка главного тормозного цилиндра 1. Зажав в тисках главный тормозной цилиндр, снять кольца крепления защитного чехла толкателя и снять чехол Тиски, отвертка Прокладку снимать осторожно 2. Извлечь толкатель Круглогубцы 3. Извлечь из картера стопорное кольцо, упорную шайбу, поршень с пластинчатым клапаном, манжету, пружину, перепускной и обратный клапаны в сборе 4. Вывернуть болты крепления крышки к картеру Ключ гаечный 10 мм 5. Снять крышку и прокладку 2. Сборка главного тормозного цилиндра 1. Установить прокладку под крышку 2. Установить крышку 3. Завернуть болты крепления крышки Ключ гаечный 10 мм 4. Установить в картер поочередно перепускной и обратный клапаны, пружину, манжету, пластинчатый клапан, поршень, упорную шайбу, стопорное кольцо Круглогубцы Пружина должна упираться в обратный клапан 5. Установить толкатель цилиндра усилителя 6. Установить защитный чехол толкателя 7. Надеть кольца крепления защитного чехла Отвертка
2. Зеркало главного цилиндра не должно иметь рисок, раковин и очагов коррозии. При наличии данных дефектов цилиндр необходимо заменить. На резьбовых частях цилиндра не должно быть механических повреждений. Манжеты главного цилиндра должны быть упругими и эластичными. Рваные, разбухшие и затвердевшие манжеты, а также имеющие на рабочих поверхностях риски необходимо заменить.
3. Конец толкателя вакуумного усилителя и сопрягаемая поверхность первичного поршня не должны иметь явно выраженных следов одностороннего износа. Поверхности поршней, контактирующие с зеркалом цилиндра, также не должны иметь следов одностороннего износа. В противном случае поршни рекомендуется заменить.
4. Пружины должны обладать упругими свойствами. Поломанные пружины заменяют.
5. Резьба наконечников трубок не должна иметь механических повреждений. Штуцера наконечников не должен иметь трещин и следов видимой деформации.
Инструкционно-технологическая карта № 3
Разборка-сборка стояночного тормоза автомобиля ГАЗ-53А
Последовательность операций Инструмент, приспособление Технические условия и указания 1. Разборка стояночного тормоза 1. Расконтрить палец, соединяющий рычаг разжимного механизма и регулировочную вилку тяги привода Пассатижи 2. Вынуть палец и рассоединить вилку тяги и рычаг разжимного механизма 3. Вывернуть болты крепления тормозного барабана Ключ гаечный 19 мм 4. Снять тормозной барабан 5. Отсоединить от тормозных колодок стяжные пружины Отвертка, пассатижи 6. Снять колодки 7. Вывернуть болты крепления корпуса регулировочного механизма к тормозному щиту Ключ торцовый 14 мм 8. Снять тормозной механизм 9. Вывернуть из корпуса регулировочный винт Ключ гаечный 12 мм 10. Извлечь плавающие опоры тормозных колодок 11. Вывернуть болты крепления корпуса разжимного механизма Ключ гаечный 14 мм 12. Снять разжимной механизм с тормозного щита 13. Вынуть из корпуса разжимного механизма разжимной стержень с шариками и толкателем 2. Сборка стояночного тормоза 1. Установить в корпус разжимного механизма разжимной стержень, шарики, толкатель 2. Установить разжимной механизм на тормозной щит 3. Завернуть болты крепления разжимного механизма к тормозному щиту Ключ гаечный 14 мм 4. Вставить плавающие опоры тормозных колодок в тормозной механизм 5. Завернуть регулировочный винт Ключ гаечный 12 мм 6. Установить тормозной механизм на тормозной щит 7. Завернуть болты крепления корпуса тормозного механизма Ключ гаечный 14 мм 8. Установить колодки 9. Установить стяжные пружины колодок Пассатижи, отвертка Слабая пружина устанавливается сверху тормозного механизма 10. Установить тормозной барабан 11. Завернуть болты крепления тормозного барабана Ключ гаечный 19 мм 12. Соединить вилку тяги и рычаг разжимного механизма посредством пальца 13. Законтрить палец Пассатижи, шплинт
57
I. Нормативно-правовые акты
1. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ) (с изменениями на 12 ноября 2012 года)"
2. Постановление Правительства РФ от 18.07.2008 N 543 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)"
3. Постановление Правительства РФ от 14.02.2008 N 71 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)"
4. Приказ Министерства образования РФ от 7 августа 2000 г. № 2414 «О принятии дополнительных мер по предотвращению несчастных случаев с обучающимися и работниками образовательных учреждений».
5. Письмо Минобразования России от 5 апреля 1999 года№16-52-58ин/16-16 "О рекомендациях по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий в образовательных учреждениях среднего профессионального образования"
2. Научные и учебные издания
6. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.
7. Богатырев А.В. и др. Автомобили / А.В. Богатырев, Ю.К. Есеновский-Лашков, М.Л. Насоновский, В.А. Чернышев. Под. ред. А.В. Богатырева. – М.:, КолосС, 2004. – 496 с.
8. Булатова О.С. Искусство современного урока: учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведений / О.С. Булатова. – М.: Издательский центр "Академия", 2006. – 256с.
9. Введение в технологии профессионального обучения : монография / Н. Е. Эрганова ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. – Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2009. – 151 с.
10. Волгин С.Н., Игнатов А.П., Косарев С.Н. и др. Руководство по ремонту, эксплуатации и техническому обслуживанию автомобилей ВАЗ-2110, ВАЗ-2111, ВАЗ-2112 – М.: За рулём, 1999 – 159 с.
11. ГОСТ Р 52431-2005 Автомобильные транспортные средства. Аппараты тормозных систем с гидравлическим приводом тормозов. Технические требования и методы испытаний – М.: СТАНДАРТИНФОРМ, 2006 – 12 с
12. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2001. – 192 с.
13. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: Учебное пособие / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. – М.: МПСИ, 2005. – 216 с.
14. Ильясов ИИ., Галатенко НА. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине: Пособие для преп. – М.: Лотос, 1994. – 138 с
15. Кадцын, Л. М. Педагогическая деятельность и педагогический процесс [Текст] : учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / Л. М. Кадцын ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - 2-е изд., испр. и доп. – Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2009. – 185 с.
16. Краевский В.В.. Основы обучения: дидактика и методика [Текст]: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. – М.: Академия, 2007. – 352 с.
17. Куликов А.В.и др. Автомобили ВАЗ-2110, 2111, 2112. Трудоемкости работ (услуг) по техническому обслуживанию и ремонту / Куликов А.В., Христов П.Н., Климов В.Е., Рева В.В., Боюр В.С., Зимин В.А. – ОАО НВП "ИТЦ АВТО" 2001 – 219 с.
18. Ламака Ф.И. Лабораторно-практические работы по устройству грузовых автомобилей. Учебное пособие – М.: Издательский центр "Академия", 2012. – 224 с.
19. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – М.: Третий Рим, 2008. – 288 с.
20. Осипова И.В. Методика профессионального обучения. Схемы, таблицы, комментарии / И.В. Осипова, О.В. Тарасюк, Ю.В. Осколкова, В.С. Локтина. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010. – 148с.
21. ПО-200-РСФСР-12-0115-87. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. Часть вторая (нормативная). Автомобили семейства КамАЗ / М-во автомоб. трансп. РСФСР. – М.: Транспорт, 1987. – 92 с.
22. РД 46448970-1041-99. Перечень основного технологического оборудования, рекомендуемого для оснащения предприятий, выполняющих услуги (работы) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств. – М.: ФТОЛА-НАМИ, 1999, 32 с
23. Смирнов В.Л., Прохоров Ю.С. и др. Автомобили ВАЗ. Технология ремонта узлов и агрегатов – Н. Новгород: АТИС, 2003. - 204 с.
24. Тормозные системы легковых автомобилей /Сост. В.А. Деревянко; Пер. с пол. В. Мицкевич. – М.: Петит, 2001. – 248 с
25. Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Специальность 050501.65 «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)». – М.: Министерство образования РФ, 2009. – 40 с.
26. Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Специальность 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». – М.: Министерство образования РФ, 2011. – 43 с.
27. Шалунова М.Г., Эрганова Н.Е. Практикум по методике профессионального обучения: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Рос.гос. проф.-пед. ун-та, 2005. – 67 с.
28. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: Учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2006. – 241 с.
29. Белова Е.К. Лабораторные работы, их роль в учебном процессе и особенности проектирования. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://rudocs.exdat.com/docs/index-52061.html (дата обращения 28.10.2013)
Вопрос-ответ:
Зачем нужны лабораторные работы?
Лабораторные работы выполняются с целью закрепления теоретических знаний, развития практических навыков и приобретения опыта работы с оборудованием и инструментами. Они позволяют студентам практически применить и проверить свои знания, а также освоить методы и приемы исследования в определенной области.
Какие виды лабораторных работ бывают?
Лабораторные работы могут быть различных видов, в зависимости от предмета и специализации. Например, это может быть экспериментальная работа, аналитическое исследование, моделирование процессов и т.д. Также лабораторные работы могут быть индивидуальными или групповыми, их объем и сложность также могут различаться.
Как разрабатываются методические указания к выполнению лабораторных работ?
Разработка методических указаний к выполнению лабораторных работ включает несколько этапов. Сначала определяется цель работы и ее содержание, затем составляется план работы, указываются этапы и методы исследования. Также в указаниях должны присутствовать необходимые теоретические сведения, перечень необходимых материалов и оборудования, а также указания по оформлению отчета.
Какие нормативные документы учитываются при разработке лабораторных работ?
При разработке лабораторных работ учитываются основные нормативные документы, такие как федеральный государственный образовательный стандарт и учебный план. ФГОС определяет компетенции, которые необходимо сформировать у студентов, и основные принципы организации учебного процесса. Учебный план уточняет содержание и структуру учебного курса.
Какие документы анализируются в главе 2 статьи?
В главе 2 статьи проводится анализ федерального государственного образовательного стандарта и учебного плана. Анализ ФГОС позволяет определить соответствие разрабатываемых лабораторных работ требованиям стандарта, а анализ учебного плана позволяет учесть предусмотренные им нормы и требования.
Для чего нужны лабораторные работы в обучении?
Лабораторные работы имеют ряд целей в обучении. Они позволяют студентам применять теоретические знания на практике, отрабатывать навыки работы с оборудованием и инструментами, анализировать полученные результаты и делать выводы. Также, лабораторные работы способствуют развитию критического мышления, самостоятельности и творческого подхода к решению задач.
Какие виды лабораторных работ существуют?
Виды лабораторных работ могут различаться в зависимости от области обучения. Например, в физике это могут быть опыты, измерения, моделирование. В химии - синтез веществ, качественные и количественные анализы и т.д. Также, лабораторные работы могут быть индивидуальными или групповыми, теоретическими или практическими.
Какова структура лабораторной работы?
Структура лабораторной работы может варьироваться, но обычно включает в себя введение, цель и задачи работы, описание использованного оборудования и методик, процесс выполнения работы, полученные результаты, их анализ и заключение. Также, может быть приложены таблицы, графики, схемы и фотографии, позволяющие наглядно представить проведенные эксперименты и полученные данные.
Как разрабатываются методические указания к выполнению лабораторных работ?
Разработка методических указаний к выполнению лабораторных работ включает несколько этапов. Сначала определяются цели и задачи работы, выбирается необходимое оборудование и методы, учитывая доступные ресурсы. Затем составляется детальное описание процесса выполнения работы, шаг за шагом, указываются необходимые меры предосторожности и способы измерений. Кроме того, описывается методика анализа полученных данных и сравнение их с теоретическими значениями. В конце, составляется заключение, подводятся итоги и делаются рекомендации для дальнейшей работы.
Какие документы нужно проанализировать при разработке лабораторных работ?
При разработке лабораторных работ необходимо проанализировать федеральный государственный образовательный стандарт и учебный план. ФГОС определяет общие требования к организации образовательного процесса, включая лабораторные работы. Учебный план предоставляет информацию о структуре и содержании обучения, в том числе о предметах и количестве часов, отводимых на лабораторные работы. Это позволяет учесть требования нормативных документов при разработке методических указаний.