Взаимосвязь стратегий конфликтного поведения с индивидуально-типологическими особенностями медицинских работников.
Заказать уникальную дипломную работу- 75 75 страниц
- 48 + 48 источников
- Добавлена 27.11.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение……………………………………………………………………..... 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы поведения в конфликте и ее взаимосвязи с индивидуально-типологическими особенностями личности..............................................................................................................
6
1.1. Основные теоретические подходы к рассмотрению конфликта в психологии…...........................................................................................
6
1.2. Характеристика стилей поведения личности в конфликте………….. 14
1.3. Индивидуально-типологические особенности субъектов конфликтного поведения………………………………………………
18
1.4. Особенности конфликтов в сфере медицинского обслуживания….. 27
Выводы по 1 главе……………………………………………………. 33
Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи стратегий конфликтного поведения медицинских работников с их индивидуально-типологическими особенностями…………………………………………...
35
2.1. Программа эмпирического исследования…………………............... 35
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования…………………. 41
Выводы по 2 главе……………………………………………………. 51
Заключение…………………………………………………………………... 53
Литература…………………………………………………………………… 56
Приложение………………………………………………………………….. 60
Для этого для каждого стиля конфликтного поведения были построены корреляционные плеяды.
В таблице 1 представлены результаты корреляционного анализа.
Таблица 1
Общие результаты корреляционного анализа
Избегание Соперничество Приспособление Компромисс Сотрудничество Шкала предметной эргичности -0,21 0,54 -0,03 0,16 -0,27 Шкала социальной эргичности 0,24 0,16 -0,27 -0,23 0,59 Шкала социальной пластичности 0,07 0,00 0,62 -0,08 0,06 Шкала пластичности -0,33 0,21 -0,02 0,02 0,18 Шкала темпа и скорости 0,1 0,14 -0,24 -0,45 -0,44 Шкала социального темпа -0,18 0,31 0,16 0,08 -0,32 Шкала эмоциональности -0,31 0,01 0,12 -0,57 -0,42 Шкала социальной эмоциональности 0,25 0,11 0,35 0,15 0,01 Тип нервной системы 0,22 0,28 -0,01 -0,17 0,08
По результатам корреляционного анализа было построено 5 корреляционных плеяд.
Исследуемый параметр – «сотрудничество»
Примечание:
прямая зависимость
обратная зависимость * - 5% уровень значимости
** - 1% уровень значимости Рисунок 4. Корреляционная плеяда 1 параметр сотрудничество
Обнаруженные связи позволяют сделать вывод о том, что сотрудничество как стиль поведения в конфликтной ситуации взаимосвязан с такими характеристиками темперамента как социальная эргичность, темп, социальный темп, эмоциональность.
Анализ корреляционной плеяды позволяет предположить следующее: сотрудничество как стиль поведения в конфликте свойственен испытуемым с преобладанием социальной эргичности (r=0,59 при p<0,01), низким уровнем темпа (r=-0,44 при p<0,01), эмоциональности (r=-0,42 при p<0,01) и социального темпа (r=-0,32 при p<0,05).
Исследуемый параметр – «компромисс»
Примечание:
прямая зависимость
обратная зависимость
** - 1% уровень значимости Рисунок 5. Корреляционная плеяда 2 параметр компромисс
Обнаруженные связи позволяют говорить о том, что компромисс как стиль поведения в конфликте взаимосвязан с такими характеристиками темперамента как темп и эмоциональность. Анализ корреляционной плеяды 2 позволяет предположить следующее: компромисс как стиль поведения в конфликте свойственен личности с низким уровнем темпа (r= -0,45 при p<0,01), которую можно считать эмоционально устойчивой (r=-0,57 при p<0,01).
Исследуемый параметр – «соперничество»
Примечание:
прямая зависимость
обратная зависимость * - 5% уровень значимости
** - 1% уровень значимости Рисунок 6. Корреляционная плеяда 3 параметр соперничество
Обнаруженные связи позволяют говорить о том, что соперничество как стиль поведения в конфликте взаимосвязано с такими характеристикам темперамента как предметная эргичность и социальный темп. Анализ корреляционной плеяды 3 позволяет предположить следующее: соперничество как стиль поведения в конфликте свойственен личности, обладающей высоким уровнем предметной эргичности (r =0,54 при p<0,01), а также социального темпа (r=0,31 при p<0,01).
4. Исследуемый параметр – «избегание»
Примечание:
прямая зависимость
обратная зависимость * - 5% уровень значимости
Рисунок 7. Корреляционная плеяда 4 параметр избегание
Обнаруженные связи позволяют говорить о том, что избегание как стиль поведения в конфликте взаимосвязан с такими характеристиками как пластичность и эмоциональность. Анализ корреляционной плеяды 4 позволяет предположить следующее: избегание как стиль поведения в конфликтной ситуации свойственен личностям с тенденцией к ригидности (r = -0,33 при p < 0,05), с низкой эмоциональностью (r=- 0,31 при p<0,05).
5. Исследуемый параметр – «приспособление»
Примечание:
прямая зависимость
обратная зависимость * - 5% уровень значимости
** - 1% уровень значимости Рисунок 8. Корреляционная плеяда 5 параметр приспособление
Обнаруженные связи позволяют говорить о том, что приспособление как стиль поведения в конфликте взаимосвязан с такими характеристиками как социальная пластичность и социальная эмоциональность. Анализ корреляционной плеяды 5 позволяет предположить следующее: приспособление как стиль поведения в конфликтной ситуации свойственен личностям с высоким уровнем социальной пластичности (r=0,62 при p < 0,01) и социальной эмоциональности (r = 0,35 при p < 0,05).
Выводы по 2 главе
В эмпирической части исследования нами предпринята попытка экспериментального изучения выбора стиля поведения в конфликтных ситуациях на примере коллектива медицинских работников. Были получены следующие показатели:
опросник структуры темперамента Русалова показал, что у 95% респондентов по шкалам «эргичность» обнаруживается избирательность в проявлении активности, они могут относительно долго сохранять работоспособность, особенно, если затронуты их интересы, 5% выявили высокий уровень активности, очень работоспособны. «Социальная эргичность» у 18% респондентов выражена ярко, они уверены в себе, энергичны, общительны; 15% испытывают трудности в общении, они ранимы, чувствительны к неудачам, у них достаточно ограниченный круг общения; остальные 68% показали промежуточный показатель, лидерские качества могут показать только в хорошо знакомых ситуациях. Большинство респондентов показали средний уровень пластичности. Показатели «эмоциональности» и «социальной эмоциональности» таковы: 88% среднеэмоциональны и чувствительны к неудачам, 5% высоко чувствительны, 8% незначительно реагируют на неудачи.
по опроснику Томаса видно, что в исследуемой группе у 50% преобладает тип «соперничество», склонность к приспособлению выявлена у 20%, компромисс и избегание у 23% и сотрудничество у 7% респондентов.
По «Теппинг-тесту» получены показатели, свидетельствующие о том, что большая часть испытуемых относится к среднему типу нервной системы, испытуемых со слабым типом нервной системы выявлено не было.
Корреляционный анализа показал взаимосвязи между выбором стиля поведения в конфликте и характеристиками темперамента.
Таким образом, гипотеза исследования, основанная на предположении о том, что предпочтение того или иного стиля конфликтного поведения медицинскими работниками зависит от их индивидуально-типологических особенностей, полностью подтвердилась.
Заключение
Теоретический анализ литературных источников по заявленной проблеме и результаты экспериментального исследования позволяют сделать следующее обобщение.
1. Проведенный в данной работе теоретический анализ литературы показал, что конфликт – явление достаточно сложное, но вызывающее интерес исследователей различных областей знания. На сегодняшний день существует уже довольно много различных классификаций видов конфликта, причин его возникновения и методов разрешения. Также наблюдаются разногласия при определении основной функции конфликта. Одни исследователи считают, что конфликт выполняет исключительно негативную и разрушительную функцию. Другие же, напротив, считают, что конфликты имеют и положительное значение, так как они помогают развитию не только отдельной личности, но и различных групп и коллективов. В данной работе предполагается, что конфликт – это явление неизбежное, полностью исключить которое из жизни людей невозможно. Поэтому очень важно выработать такие стратегии поведения в конфликте, которые в наибольшей степени будут способствовать конструктивному разрешению конфликтов. В настоящее время большинство исследователей выделяют пять основных стратегий поведения в конфликте: соперничество, приспособление, избегание, компромисс, сотрудничество.
2. На поведение людей в различных конфликтных ситуациях могут влиять различные факторы. Конечно, в зависимости от совокупности внешних факторов человек может выбирать различные поведенческие стратегии при возникновении конфликтов, но все же в большей мере на этот выбор влияют индивидуально-типичные особенности его личности. Именно исходя из этих особенностей, можно говорить о том, насколько важны для человека его собственные интересы, хорошие отношения с окружающими людьми или результат той или иной деятельности. Большую роль в выборе стратегий поведения в конфликте играют такие индивидуально-типологические особенности личности, как тип характера и темперамента, способности и направленность личности, ценностные ориентации и преобладающее эмоциональное состояние и т.д.
3. Экспериментально была исследована взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей личности и стилей поведения в конфликте. Изучение основывалось на использовании методик диагностики поведения в конфликтной ситуации К. Томаса, методика оценки свойств темперамента В.М. Русалова; теппинг-тест Е.П. Ильина.
4. Для оценки центральной тенденции распределения исследуемого признака производилась группировка данных по их значениям. Удалось установить, что преобладающим стилем поведения в конфликте у испытуемых является соперничество. Большинство респондентов относится к сангвиническому типу темперамента (свойства темперамента представлены средними значениями).
5. Методом корреляционного анализа установлена взаимосвязь между ценностными ориентациями и стилями поведения в конфликте. Графическая интерпретация полученных данных с применением метода корреляционных плеяд позволила сделать вывод о том, что каждый стиль поведения в конфликте взаимосвязан с определенными свойствами темперамента.
Стратегию сотрудничества в конфликте преимущественно используют люди с преобладанием социальной эргичности, низким уровнем темпа, эмоциональности и социального темпа.
Стратегию соперничества в конфликте преимущественно используют люди с высоким уровнем предметной эргичности и социального темпа.
Люди, предпочитающие в конфликте использовать стратегию компромисса, отличаются низким уровнем темпа и эмоциональности.
Избегание как стиль поведения в конфликте свойственно людям с тенденцией к ригидности и с низкой эмоциональностью.
Приспособление как стиль поведения в конфликтной ситуации свойственен личностям с высоким уровнем социальной пластичности и социальной эмоциональности.
В результате проделанной работы нам удалось установить, что существует взаимосвязь между индивидуально-типологическими особенностями личности и стилями поведения в конфликте.
Таким образом, можно утверждать, что цель дипломной работы достигнута, все поставленные задачи решены, гипотеза подтверждена.
Литература
Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания [Текст] / Б.Г. Ананьев. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2008. – 431 с.
Анцупов, А.Я. Конфликтология: учебник, 3-е изд [Текст] / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб.: Питер, 2007. – 380 с.
Белоус, В.В. Темперамент и деятельность: учебное пособие [Текст] / В.В. Белоус. – Пятигорск, ПГЛУ, 1990. – 232 с.
Бородкин, Ф.М. Внимание: конфликт! [Текст] / Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк. – Новосибирск: Наука, 1989. – 189 с.
Буртовая, Е.В. Конфликтология: учебное пособие [Текст] / Е.В. Буртовая. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 504 с.
Волчанский, М.Е. Конфликт в медицине: монография [Текст] / М.Е. Волчанский. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2008. – 227 с.
Волков, Б.С. Конфликтология: учебное пособие [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Академический проект, 2010. – 411 с.
Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, 2001. – 336 с.
Голубева, Э.А. Способности и индивидуальность [Текст] / Э.А. Голубева. – М.: Прометей, 2009. – 306 с.
Гришина, Н.В. Психология конфликта: учебник для вузов, 2-е изд. [Текст] / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2008. – 544 с.
Дарендорф, Р. Элементы теории социального конфликта [Текст] / Р. Дарендорф // Социологические исследования. – 1994. – №5. – С.142-147.
Дружинин, В.В. Введение в общую теорию конфликтов [Текст] / В.В. Дружинин, Д.С. Конторов, М.Д. Конторов. – М.: Радио и связь, 1989. – 288 с.
Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии [Текст] / С.М. Емельянов. – СПб.: Питер, 2004. – 400 с.
Запрудский, Ю.Г. Внутри конфликта [Текст] / Ю.Г. Запрудский // Социологические исследования. – 1993. – №7. – С. 51-57.
Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта [Текст] / А.Г. Здравомыслов. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 317 с.
Зиммель, Г. Конфликт современной культуры [Текст] / Г. Зиммель // Философия культуры. – М.: Юрист, 1996. – С. 494-516.
Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов [Текст] / А. Карелин. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
Карпов, А.В. Психология менеджмента: учебное пособие [Текст] /А.В. Карпов. – М.: Гардарики, 1999. – 584 с.
Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности [Текст] / Е.А. Климов // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М.: МГУ, 1982. – С. 74.-77.
Козер, Л. Функции социального конфликта [Текст] / Л. Козер. – М.: Идея-пресс, 2000. – 205 с.
Козырев, Г.И. Введение в конфликтологию [Текст] / Г.И. Козырев. – М., 1999. – 176 с.
Конфликтология [Текст] / Под ред. А.С. Кармина. – СПб.: Лань, 2000. – 448 с.
Леонов, Н.И. Основы конфликтологии: учебное пособие [Текст] / Н.И. Леонов. – Ижевск: Издат. дом «Удмуртский ун-т», 2000. – 122 с.
Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.
Мастенбрук, У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации: пер. с. англ. [Текст] / У. Мастенбрук. – М.: Сфера, 2004. – 480 с.
Мерлин, В.С. Отличительные признаки темперамента [Текст] / В.С. Мерлин // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М.: МГУ, 1982. – С.160-168.
Основы конфликтологии: учебное пособие [Текст] / под ред. В.Н. Кудрявцева. – М.: Юристъ, 2001. – 367 с.
Обозов, Н.Н. Психология конфликта и способы его разрешения [Текст] / Н.Н. Обозов. – Л.: Центр прикладной психологии, 1991. – 45 с.
Орлов, Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера [Текст] / Ю.М. Орлов. – М.: АРМАДА Альфа-книга, 2005. – 437 с.
Парыгин, Б.Д. Социальная психология [Текст] / Б.Д. Парыгин. – СПб.: ИГУП, 1999. – 592 с.
Платонов, К.К. Развитие системы понятий теории психологического климата в советской психологии [Текст] / К.К. Платонов, В.Г. Казаков // Социально-психологический климат коллектива. – М.: Наука, 1979. – 132 с.
Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика [Текст] / Д.Я. Райгородский. – Самара, 2006. – 672 с.
Резвицкий, И.И. Личность. Индивидуальность. Общество: проблема индивидуализации и ее социально-философский смысл [Текст] / И.И. Резвицкий. – М.: Политиздат, 1984. – 141 с.
Решетников, А.В. Социология медицины [Текст] / А.В. Решетников. – М.: Медицина, 1998. – 336 с.
Рубин, Д. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение [Текст] / Д. Рубин, Д. Пруйт, С.Х. Ким. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2001. – 352 с.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие для вузов [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2006. – 713 с.
Русалов, В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека [Текст] / В.М. Русалов // Психол. журн. – 1989. – №1. – С. 22–25.
Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2000. – 220 с.
Скотт, Дж. Г. Способы разрешения конфликтов [Текст] / Дж. Г. Скотт. – Киев: Верзилин и К°, ЛТД, 1991. – 208 с.
Слободчиков, В.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе [Текст] / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школьная пресса, 2000. – 416 с.
Столяренко, Л.Д. Основы психологии. Практикум [Текст] / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – 576 с.
Трофимова, И.Н. Взаимосвязь характеристик темперамента с некоторыми особенностями познавательной деятельности человека [Текст] / И.Н. Трофимова // Вопросы психологии. – 1996. – №2. – С. 74-82.
Уткин, Э.А. Конфликтология. Теория и практика [Текст] / Э.А. Уткин. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2000. – 272 с.
Шаленко, В.Н. Конфликты в трудовых коллективах [Текст] / В.Н. Шаленко. – М: Изд-во МГУ, 1992. – 80 с.
Фрейд, З. Психология бессознательного [Текст] / З. Фрейд. – М.: Канон, 1994. – 320 с.
Хасан, Б.И. Конструктивная психология конфликта: учебное пособие [Текст] / Б.И. Хасан. – СПб.: Питер, 2003. – 250 с.
Хорни, К. Наши внутренние конфликты [Текст]: пер. с англ. / К. Хорни. – М.: АПРЕЛЬ-ПРЕСС: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. – 560 с.
Шостром, Э. Человек – манипулятор, внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации [Электронный ресурс] / Э. Шостром. − Режим доступа: http://psylib.org.ua/books.
Приложение 1
Авторская анкета
Инструкция: вам предлагается ответить на ряд вопросов, выбирая один из предложенных вариантов ответов. Если ни один ответ вам не подходит, напишите свой вариант. Если вопрос не предполагает вариантов ответов, то в специально отведенном месте напишите свой ответ. Спасибо!
Как долго Вы работаете в данном коллективе?
Удовлетворены ли Вы своей профессиональной деятельностью?
а) да;
б) скорее да, чем нет;
в) затрудняюсь ответить;
г) скорее нет, чем да;
д) нет
Устраивают ли Вас взаимоотношения с сотрудниками?
а) да;
б) скорее да, чем нет;
в) затрудняюсь ответить;
г) скорее нет, чем да;
д) нет.
Возникало ли у Вас желание сменить место работы (в течение последнего года)?
а) да;
б) скорее да, чем нет;
в) затрудняюсь ответить;
г) скорее нет, чем да;
д) нет.
Способствует ли уровень зарплаты Вашей готовности продолжать работу в больнице?
а) да;
б) скорее да, чем нет;
в) затрудняюсь ответить;
г) скорее нет, чем да;
д) нет.
На рабочем месте Вы чувствуете себя комфортно, т.к. созданы все условия для выполнения Вашей деятельности (приятная температура, необходимое техническое оснащение, чистота, соблюдены правил безопасности)
а) да;
б) скорее да, чем нет;
в) затрудняюсь ответить;
г) скорее нет, чем да;
д) нет.
Удовлетворены ли Вы стилем руководства Вашим коллективом?
а) да;
б) скорее да, чем нет;
в) затрудняюсь ответить;
г) скорее нет, чем да;
д) нет.
ваш возраст
пол
образование
семейное положение
должность
Приложение 2
Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова
Инструкция. Вам предлагается ответить на 105 вопросов. Вопросы направлены на выяснение Вашего обычного поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дать первый естественный ответ, который приходит Вам в голову. Отвечайте быстро, не задумываясь, не пропуская ни одного вопроса. Помните, нет «хороших» или «плохих» ответов. Если Вы выбрали ответ «да», поставьте крестик (галочку). Ваши ответы не будут никому демонстрироваться.
Текст опросника
1. Подвижный ли Вы человек?
2. Всегда ли Вы готовы с ходу, не раздумывая, включиться в разговор?
3. Предпочитаете ли Вы уединение большой компании?
4. Испытываете ли Вы постоянную жажду деятельности?
5. Ваша речь обычно медленна и нетороплива?
6. Ранимый ли Вы человек?
7. Часто ли Вам не спится из-за того, что Вы поссорились с друзьями?
8. В свободное время Вам всегда хочется заняться чем-либо?
9. В разговоре с другими людьми Ваша речь часто опережает Вашу мысль?
10. Раздражает ли Вас быстрая речь собеседника?
11. Чувствовали бы Вы себя несчастным человеком, если бы на длительное время были лишены возможности общения с людьми?
12. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?
13. Нравится ли Вам быстро бегать?
14. Сильно ли Вы переживаете неполадки в своей работе?
15. Легко ли Вам выполнять работу, требующую длительного внимания и большой сосредоточенности?
16. Трудно ли Вам говорить очень быстро?
17. Часто ли вы испытываете тревогу, что выполнили работу не так, как нужно?
18. Часто ли Ваши мысли перескакивают с одной на другую во время разговора?
19. Нравятся ли Вам игры, требующие быстроты и ловкости?
20. Легко ли Вы можете найти другие варианты решения известной задачи?
21. Испытываете ли Вы чувство беспокойства, что Вас неправильно поняли в разговоре?
22. Охотно ли Вы выполняете сложную ответственную работу?
23. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?
24. Легко ли Вы воспринимаете быструю речь?
25. Легко ли Вам делать одновременно очень много дел?
26. Возникают ли у Вас конфликты с вашими друзьями из-за того, что Вы сказали им что-то, не подумав заранее?
27. Вы обычно предпочитаете делать несложные дела, не требующие от Вас большой энергии?
28. Легко ли Вы расстраиваетесь, когда обнаруживаете незначительные недостатки в своей работе?
29. Любите ли Вы сидячую работу?
30. Легко ли Вам общаться с разными людьми?
31. Вы обычно предпочитаете подумать, взвесить и лишь потом высказаться?
32. Все ли Ваши привычки хороши, желательны?
33. Быстры ли у Вас движения рук?
34. Вы обычно молчите и не вступаете в контакты, когда находитесь в обществе малознакомых людей?
35. Легко ли Вам переключаться от одного варианта решения задачи на другой?
36. Склонны ли Вы преувеличивать в своём воображении негативное отношение близких людей?
37. Разговорчивый ли Вы человек?
38. Вам обычно легко выполнять дело, требующее мгновенных реакций?
39. Вы обычно говорите свободно, без запинок?
40. Беспокоят ли Вас страхи, что Вы не справитесь с работой?
41. Легко ли Вы обижаетесь, когда близкие Вам люди указывают на Ваши недостатки?
42. Испытываете ли Вы тягу к напряжённой ответственной деятельности?
43. Считаете ли Вы свои движения медленными и неторопливыми?
44. Бывают ли у Вас мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других?
45. Можете ли Вы без долгих раздумий задать щекотливый вопрос другому человеку?
46. Доставляют ли Вам удовольствие быстрые движения?
47. Легко ли Вы «генерируете» новые идеи, связанные с работой?
48. Сосёт ли у Вас «под ложечкой» перед ответственным разговором?
49. Можно ли сказать, что Вы быстро выполняете порученное Вам дело?
50. Любите ли Вы браться за большие дела самостоятельно?
51. Богатая ли у Вас мимика в разговоре?
52. Если Вы обещали что-то сделать, всегда ли Вы выполняете своё обещание независимо от того, удобно вам это или нет?
53. Испытываете ли Вы чувство обиды от того, что окружающие Вас люди обходятся с Вами хуже, чем следовало бы?
54. Вы обычно предпочитаете выполнять одновременно только одну операцию?
55. Любите ли Вы игры в быстром темпе?
56. Много ли в Вашей речи длительных пауз?
57. Легко ли Вам внести оживление в компанию?
58. Вы обычно чувствуете в себе избыток сил и Вам хочется заняться каким-нибудь делом?
59. Обычно Вам трудно переключить внимание с одного дела на другое?
60. Бывает ли, что у Вас надолго портится настроение от того, что сорвалось запланированное дело?
61. Часто ли Вам не спится из-за того, что не ладятся дела, связанные непосредственно с работой?
62. Любите ли Вы бывать в большой компании?
63. Волнуетесь ли Вы выясняя отношения с друзьями?
64. Испытываете ли Вы потребность в работе, требующей полной отдачи сил?
65. Выходите ли Вы иногда из себя, злитесь?
66. Склонны ли Вы решать много задач одновременно?
67. Держитесь ли Вы свободно в большой компании?
68. Часто ли Вы высказываете своё первое впечатление, не подумав?
69. Беспокоит ли Вас чувство неуверенности в процессе выполнения работы?
70. Медленны ли Ваши движения, когда Вы что-то мастерите?
71. Легко ли Вы переключаетесь с одной работы на другую?
72. Быстро ли Вы читаете вслух?
73. Вы иногда сплетничаете?
74. Молчаливы ли Вы, находясь в кругу друзей?
75. Нуждаетесь ли Вы в людях, которые бы Вас ободрили и утешили?
76. Охотно ли Вы выполняете множество различных поручений одновременно?
77. Охотно ли Вы выполняете работу в быстром темпе?
78. В свободное время Вас обычно тянет пообщаться с людьми?
79. Часто ли у Вас бывает бессонница при неудачах на работе?
80. Дрожат ли у Вас иногда руки во время ссоры?
81. Долго ли Вы мысленно готовитесь перед тем, как высказать своё мнение?
82. Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые Вам явно не нравятся?
83. Обычно вы предпочитаете лёгкую работу?
84. Легко ли Вас обидеть в разговоре по пустякам?
85. Обычно Вы первым в компании решаетесь начать разговор?
86. Испытываете ли Вы тягу к людям?
87. Склонны ли Вы вначале поразмыслить, а потом говорить?
88. Часто ли Вы волнуетесь по поводу своей работы?
89. Всегда ли Вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?
90. Держитесь ли Вы обычно обособленно на вечеринках или в компаниях?
91. Склонны ли вы преувеличивать в своём воображении неудачи, связанные с работой?
92. Нравится ли Вам быстро говорить?
93. Легко ли Вам удержаться от высказывания неожиданно возникшей идеи?
94. Предпочитаете ли Вы работать медленно?
95. Переживаете ли Вы из-за малейших неполадок на работе?
96. Вы предпочитаете медленный, спокойный разговор?
97. Часто ли Вы волнуетесь из-за ошибок в работе, которые были Вами допущены?
98. Способны ли Вы успешно выполнять длительную, трудоёмкую работу?
99. Можете ли Вы, не долго думая, обратиться с просьбой к другому человеку?
100. Часто ли Вас беспокоит чувство неуверенности в себе при общении с людьми?
101. Легко ли Вы берётесь за выполнение новых заданий?
102. Устаёте ли Вы, когда Вам приходится говорить долго?
103. Вы предпочитаете работать с прохладцей, без особого напряжения?
104. Нравится ли Вам разнообразная работа, требующая переключения внимания?
105. Любите ли Вы подолгу бывать наедине с собой?
Обработка результатов
Обработка данных по тесту проводится путем сравнения ответов испытуемого с «ключевыми». Каждое совпадение ответа испытуемого с ключевым оценивается в 1 балл (количество баллов суммируется по каждой шкале). Результаты испытуемых, получивших высокий балл (7 и более) по шкале «К» (контрольные вопросы на социальную желательность), не подлежат рассмотрению.
При интерпретации результат оценивается следующим образом:
Высокие значения (ВЗ) от 9 до 12 баллов Средние значения (СЗ) от 4 до 8 баллов Низкие значения (НЗ) от 0 до 3 баллов
Ключ к опроснику
Шкала «да» «нет» Эргичность 4, 8, 15, 22, 42, 50, 58, 64, 96 27, 83, 103 Социальная эргичность 11, 30, 57, 62, 67, 78, 86 3, 34, 74, 90, 105 Пластичность 20, 25, 35, 38, 47, 66, 71, 76, 101, 104 54, 59 Социальная пластичность 2, 9, 18, 26, 45, 68, 85, 99 31, 81, 87, 93 Темп 1, 13, 19, 33, 46, 49, 55, 77 29, 43, 70, 94 Социальный темп 24, 37, 39, 51, 72, 92 5, 10, 16, 56, 96, 102 Эмоциональность 14, 17, 28, 40, 60, 61, 69, 79, 88, 91, 95, 97 - Социальная эмоциональность 6, 7, 21, 36, 41, 48, 53, 63, 75, 80, 84, 100 - Контрольная 32, 52, 89 12, 23, 44, 65, 73, 82
Приложение 3
Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (Адаптация Н.В. Гришиной)
1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.
3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
Б. Я стараюсь добиться своего.
7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
13. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
Б. Я отстаиваю свои желания.
23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
29. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.
Ключ:
№ Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление 1 А Б 2 Б А 3 А Б 4 А Б 5 Б Б 6 Б А 7 Б А 8 А Б 9 Б А 10 А Б 11 А Б 12 Б А 13 Б А 14 Б А 15 Б А 16 Б А 17 А Б 18 Б А 19 А Б 20 А Б 21 Б А 22 Б А 23 А Б 24 Б А 25 А Б 26 Б А 27 А Б 28 А Б 29 А Б 30 Б А
Приложение 4
Сводная таблица первичных результатов испытуемых
№ ФИО Индивидуальные значения по методикам: Методика В. М. Русалова опросник К. Томаса (Гришина) теппинг –тест Е.П. Ильина, баллы Эргичность Социальная эргичность Пластичность Социальная пластичность Темп Социальный темп Эмоциональность Социальная эмоциональность Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление 1 С. Б. 8 3 8 4 6 5 11 5 8 5 6 4 6 21 2 К. Л. 6 5 3 2 7 7 6 5 9 5 7 5 3 20 3 О. Л. 7 8 8 9 4 7 4 7 5 10 4 5 5 18 4 Е. Н. 7 8 6 7 6 6 8 8 6 5 4 9 5 11 5 Е. С. 10 9 4 8 5 2 6 12 4 4 4 6 11 22 6 А. И. 7 4 7 6 6 7 6 8 4 3 6 7 9 14 7 С. Д. 7 7 6 3 8 5 7 5 9 6 5 4 5 11 8 Е. Д. 8 7 6 2 5 7 7 6 7 2 10 5 5 22 9 Ф. К. 6 7 3 7 5 6 6 9 6 6 2 6 9 18 10 К. В. 5 5 8 6 5 7 4 8 3 4 6 11 5 12 11 О. Л. 8 3 5 5 3 5 4 4 9 6 6 5 3 13 12 Е. А. 6 4 9 6 4 6 6 2 10 3 6 6 4 21 13 Р. Л. 4 9 6 8 6 6 5 7 5 6 5 8 5 9 14 А. П. 8 9 8 9 4 7 9 6 5 5 9 5 5 23 15 Н. Р. 4 4 7 2 6 8 8 5 10 4 4 6 5 16 16 А. Г. 7 3 6 3 6 5 5 8 8 3 6 7 5 16 17 В. Д. 8 5 5 5 4 7 5 6 5 6 4 4 10 9 18 Д. Б. 7 5 3 5 7 6 7 7 12 5 6 0 6 20 19 С. В. 5 2 8 4 3 8 4 5 8 5 6 6 4 12 20 Р. Т. 5 8 6 4 6 7 6 3 5 6 6 3 9 22 21 П. И. 9 5 4 5 6 7 6 7 10 3 6 5 5 17 22 Н. В. 5 10 7 9 6 5 4 7 1 4 10 7 7 14 23 У. С. 8 8 7 7 5 11 8 6 3 4 11 5 6 16 24 К. Л. 5 7 6 9 5 6 6 5 9 4 6 4 6 17 25 Ч. Л. 5 9 8 8 9 8 5 5 5 5 5 9 5 19 26 Н.Ю. 6 4 7 2 4 4 5 4 9 5 6 4 5 11 27 Я. В. 5 7 5 9 5 7 5 8 11 1 6 6 5 10 28 С. Г. 8 5 9 4 5 5 6 4 9 4 4 6 6 16 29 Т. Д. 5 5 6 5 6 6 2 7 5 9 5 3 7 12 30 Т. Л. 5 7 8 6 6 8 6 5 11 2 5 4 7 19 31 Х. Н. 6 9 6 8 3 6 3 4 4 5 3 10 7 13 32 Х. А. 7 8 9 10 7 8 3 6 4 9 5 5 6 17 33 Ш.Д. 5 8 3 8 4 5 6 7 2 5 6 7 9 13 34 Ш.Р. 4 8 2 7 7 9 6 6 11 4 5 4 5 18 35 Г. П. 7 9 6 9 3 6 5 7 6 4 5 6 8 11 36 Ж.С. 5 6 7 5 5 4 5 5 9 4 5 5 6 16 37 А.А. 7 4 7 5 7 7 4 5 9 3 7 6 4 16 38 Г.В. 4 5 7 5 7 6 5 6 10 3 6 7 3 8 39 З. Э. 7 3 4 6 6 6 6 4 11 7 7 2 2 6 40 П.М. 6 3 5 9 7 6 6 9 5 4 5 6 9 6
71
сотрудничество
Эмоциональность
Темп и скорость
Социальная эргичность
Социальный темп
0,59**
-0,42**
-0,32*
-0,44**
компромисс
Темп и скорость
Эмоциональность
-0,45**
-0,57**
соперничество
Предметная эргичность
Социальный темп
0,54**
0,31*
избегание
Пластичность
Эмоциональность
-0,33*
-0,31*
приспособление
Социальная эмоциональность
Социальная пластичность
0,62**
0,35*
1. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания [Текст] / Б.Г. Ананьев. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2008. – 431 с.
2. Анцупов, А.Я. Конфликтология: учебник, 3-е изд [Текст] / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб.: Питер, 2007. – 380 с.
3. Белоус, В.В. Темперамент и деятельность: учебное пособие [Текст] / В.В. Белоус. – Пятигорск, ПГЛУ, 1990. – 232 с.
4. Бородкин, Ф.М. Внимание: конфликт! [Текст] / Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк. – Новосибирск: Наука, 1989. – 189 с.
5. Буртовая, Е.В. Конфликтология: учебное пособие [Текст] / Е.В. Буртовая. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 504 с.
6. Волчанский, М.Е. Конфликт в медицине: монография [Текст] / М.Е. Волчанский. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2008. – 227 с.
7. Волков, Б.С. Конфликтология: учебное пособие [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Академический проект, 2010. – 411 с.
8. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, 2001. – 336 с.
9. Голубева, Э.А. Способности и индивидуальность [Текст] / Э.А. Голубева. – М.: Прометей, 2009. – 306 с.
10. Гришина, Н.В. Психология конфликта: учебник для вузов, 2-е изд. [Текст] / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2008. – 544 с.
11. Дарендорф, Р. Элементы теории социального конфликта [Текст] / Р. Дарендорф // Социологические исследования. – 1994. – №5. – С.142-147.
12. Дружинин, В.В. Введение в общую теорию конфликтов [Текст] / В.В. Дружинин, Д.С. Конторов, М.Д. Конторов. – М.: Радио и связь, 1989. – 288 с.
13. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии [Текст] / С.М. Емельянов. – СПб.: Питер, 2004. – 400 с.
14. Запрудский, Ю.Г. Внутри конфликта [Текст] / Ю.Г. Запрудский // Социологические исследования. – 1993. – №7. – С. 51-57.
15. Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта [Текст] / А.Г. Здравомыслов. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 317 с.
16. Зиммель, Г. Конфликт современной культуры [Текст] / Г. Зиммель // Философия культуры. – М.: Юрист, 1996. – С. 494-516.
17. Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов [Текст] / А. Карелин. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
18. Карпов, А.В. Психология менеджмента: учебное пособие [Текст] /А.В. Карпов. – М.: Гардарики, 1999. – 584 с.
19. Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности [Текст] / Е.А. Климов // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М.: МГУ, 1982. – С. 74.-77.
20. Козер, Л. Функции социального конфликта [Текст] / Л. Козер. – М.: Идея-пресс, 2000. – 205 с.
21. Козырев, Г.И. Введение в конфликтологию [Текст] / Г.И. Козырев. – М., 1999. – 176 с.
22. Конфликтология [Текст] / Под ред. А.С. Кармина. – СПб.: Лань, 2000. – 448 с.
23. Леонов, Н.И. Основы конфликтологии: учебное пособие [Текст] / Н.И. Леонов. – Ижевск: Издат. дом «Удмуртский ун-т», 2000. – 122 с.
24. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.
25. Мастенбрук, У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации: пер. с. англ. [Текст] / У. Мастенбрук. – М.: Сфера, 2004. – 480 с.
26. Мерлин, В.С. Отличительные признаки темперамента [Текст] / В.С. Мерлин // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М.: МГУ, 1982. – С.160-168.
27. Основы конфликтологии: учебное пособие [Текст] / под ред. В.Н. Кудрявцева. – М.: Юристъ, 2001. – 367 с.
28. Обозов, Н.Н. Психология конфликта и способы его разрешения [Текст] / Н.Н. Обозов. – Л.: Центр прикладной психологии, 1991. – 45 с.
29. Орлов, Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера [Текст] / Ю.М. Орлов. – М.: АРМАДА Альфа-книга, 2005. – 437 с.
30. Парыгин, Б.Д. Социальная психология [Текст] / Б.Д. Парыгин. – СПб.: ИГУП, 1999. – 592 с.
31. Платонов, К.К. Развитие системы понятий теории психологического климата в советской психологии [Текст] / К.К. Платонов, В.Г. Казаков // Социально-психологический климат коллектива. – М.: Наука, 1979. – 132 с.
32. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика [Текст] / Д.Я. Райгородский. – Самара, 2006. – 672 с.
33. Резвицкий, И.И. Личность. Индивидуальность. Общество: проблема индивидуализации и ее социально-философский смысл [Текст] / И.И. Резвицкий. – М.: Политиздат, 1984. – 141 с.
34. Решетников, А.В. Социология медицины [Текст] / А.В. Решетников. – М.: Медицина, 1998. – 336 с.
35. Рубин, Д. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение [Текст] / Д. Рубин, Д. Пруйт, С.Х. Ким. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2001. – 352 с.
36. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие для вузов [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2006. – 713 с.
37. Русалов, В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека [Текст] / В.М. Русалов // Психол. журн. – 1989. – №1. – С. 22–25.
38. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2000. – 220 с.
39. Скотт, Дж. Г. Способы разрешения конфликтов [Текст] / Дж. Г. Скотт. – Киев: Верзилин и К°, ЛТД, 1991. – 208 с.
40. Слободчиков, В.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе [Текст] / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школьная пресса, 2000. – 416 с.
41. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. Практикум [Текст] / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – 576 с.
42. Трофимова, И.Н. Взаимосвязь характеристик темперамента с некоторыми особенностями познавательной деятельности человека [Текст] / И.Н. Трофимова // Вопросы психологии. – 1996. – №2. – С. 74-82.
43. Уткин, Э.А. Конфликтология. Теория и практика [Текст] / Э.А. Уткин. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2000. – 272 с.
44. Шаленко, В.Н. Конфликты в трудовых коллективах [Текст] / В.Н. Шаленко. – М: Изд-во МГУ, 1992. – 80 с.
45. Фрейд, З. Психология бессознательного [Текст] / З. Фрейд. – М.: Канон, 1994. – 320 с.
46. Хасан, Б.И. Конструктивная психология конфликта: учебное пособие [Текст] / Б.И. Хасан. – СПб.: Питер, 2003. – 250 с.
47. Хорни, К. Наши внутренние конфликты [Текст]: пер. с англ. / К. Хорни. – М.: АПРЕЛЬ-ПРЕСС: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. – 560 с.
48. Шостром, Э. Человек – манипулятор, внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации [Электронный ресурс] / Э. Шостром. − Режим доступа: http://psylib.org.ua/books.
Вопрос-ответ:
Какие основные теоретические подходы к рассмотрению конфликта есть в психологии?
В психологии существуют различные теоретические подходы к рассмотрению конфликта. Некоторые из них включают теорию игры, теорию социального взаимодействия, теорию конфликта как дисбаланса между потребностями и целями индивида, а также теорию конфликтов между группами и организациями.
Какие индивидуально-типологические особенности могут влиять на стратегии конфликтного поведения медицинских работников?
Индивидуально-типологические особенности медицинских работников, такие как уровень тревожности, эмоциональная стабильность, склонность к агрессии и эмпатии, могут влиять на выбор и использование стратегий конфликтного поведения. Например, высокий уровень тревожности может привести к выбору конфликтующих стратегий, таких как избегание или сопротивление, в то время как эмпатия может способствовать использованию сотрудничающих стратегий для разрешения конфликта.
В чем состоит взаимосвязь между типологическими особенностями личности и конфликтным поведением медицинских работников?
Взаимосвязь между типологическими особенностями личности и конфликтным поведением медицинских работников заключается в том, что определенные аспекты личности, такие как уровень агрессии, эмоциональная стабильность и эмпатия, могут сильно влиять на выбор стратегий конфликтного поведения. Например, медицинский работник с высоким уровнем агрессии может использовать конфронтационные стратегии, в то время как работник с высоким уровнем эмпатии может предпочитать сотрудничающие стратегии.
Какие теоретические подходы рассматривают взаимосвязь конфликта и индивидуально-типологических особенностей личности?
Основные теоретические подходы в психологии, рассматривающие взаимосвязь конфликта и индивидуально-типологических особенностей личности, включают психоаналитический подход, теорию социальной конструкции реальности, теорию социальных ролей и теорию атрибуций. Психоаналитический подход предполагает, что конфликт внутри личности может проявляться как борьба различных психических инстанций. Теория социальной конструкции реальности утверждает, что конфликт воспринимается и рассматривается субъективно и зависит от социальных конструкций. Теория социальных ролей предполагает, что взаимоотношения в конфликте определяются социальными ролями участников. Теория атрибуций объясняет поведение в конфликте через формирование атрибуций и причинно-следственных связей.
Какие стратегии конфликтного поведения могут быть характерны для медицинских работников?
У медицинских работников могут быть различные стратегии конфликтного поведения. Некоторые из них включают избегание конфликта, компромисс, сотрудничество, конкуренцию и агрессию. В зависимости от индивидуально-типологических особенностей личности медицинского работника, он может выбирать определенную стратегию или комбинацию стратегий в конфликтных ситуациях.
Какие индивидуально-типологические особенности медицинских работников могут влиять на их стратегии конфликтного поведения?
Индивидуально-типологические особенности медицинских работников, которые могут влиять на их стратегии конфликтного поведения, включают уровень агрессивности, эмоциональную устойчивость, уверенность в себе, эмпатию, социальные навыки и коммуникативные способности. Например, медицинский работник с высоким уровнем агрессивности может склоняться к использованию конфликтных стратегий, таких как агрессия или конкуренция, в то время как медицинский работник с высоким уровнем эмпатии может предпочитать более сотруднические или компромиссные стратегии.
Чему посвящена статья?
Статья посвящена изучению взаимосвязи стратегий конфликтного поведения с индивидуально-типологическими особенностями медицинских работников.
Какие преимущества обсуждает статья?
Статья обсуждает основные теоретические подходы к рассмотрению конфликта в психологии и их влияние на поведение в конфликтных ситуациях медицинских работников.
Какие подходы к рассмотрению конфликта в психологии описывает статья?
Статья описывает основные теоретические подходы к рассмотрению конфликта в психологии, такие как ситуационный подход, психологический подход, социально-психологический подход и другие.
Какие индивидуально-типологические особенности медицинских работников рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются индивидуально-типологические особенности личности медицинских работников, которые могут влиять на их стратегии конфликтного поведения.
Какие выводы можно сделать из статьи?
Из статьи можно сделать вывод, что индивидуально-типологические особенности медицинских работников имеют влияние на их стратегии конфликтного поведения, и понимание этих особенностей может помочь в управлении и разрешении конфликтов в медицинской сфере.
Какие взаимосвязи между стратегиями конфликтного поведения и индивидуально-типологическими особенностями медицинских работников существуют?
Взаимосвязь между стратегиями конфликтного поведения и индивидуально-типологическими особенностями медицинских работников зависит от различных факторов. Некоторые медицинские работники могут проявлять агрессивные стратегии конфликтного поведения из-за высокой уровня невротизма и неустойчивости эмоционального состояния. Другие могут предпочитать избегать конфликтов и использовать уклончивые стратегии из-за своей интровертированной натуры и стремления сохранять гармонию и покой. Еще другие могут выбирать компромиссные стратегии, рассчитывая на поиск взаимоприемлемых решений. Определение конкретных взаимосвязей требует более подробного исследования конкретных характеристик личности и стратегий конфликтного поведения медицинских работников.