Творчество Ольги Берггольц: этапы эволюции, проблематика, жанрово-стилистические особенности .
Заказать уникальный реферат- 27 27 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 04.11.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
§1 Проблематика 5
§2 Этапы эволюции 7
§3 Жанрово-стилистические особенности творчества О.Ф.Берггольц 14
§4 Литературоведческий анализ творчества О.Ф. Берггольц 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ: 27
Книга представлена сборником оставлен из личных радиовыступлений Ольги Федоровны, начиная с декабря 1941 года по июнь 1945-го, и каждое из них предварялось словами: «Говорит Ленинград...». Сама поэтесса писала, что в сборник вошли далеко не все ее выступления, и это – «только малая часть той небывалой сердечной беседы людей одной судьбы, которую они вели между собою по радио целые годы — в дни штурма, в дни голода, в дни наступления, в первые дни победы». Все статьи в сборнике имеют в целом единую хронологию событий, и завершающими являются выступления о приближающейся победе, и затем- о победе над фашистами. Все статьи просто пронизаны верой в жизнь, в несломляемый дух народа. Например, первая же статья, оглавляющая сборник – «Живы, выдержим, победим!» И начинается статья с таких теплых слов к согражданам, с напоминанием, что скоро Новый год, с пожеланиями , чтобы несмотря ни на что, во всех «в суровых наших жилищах да будет праздник!». Кажется что такие строки невозможно сотворить человеку, который многодневно прозябает в промерзшем жилье, который получает свои «125 военных» граммов хлеба в сутки, несет все тяготы военного времени в осажденном врагом городе…Следующей идет статья «Ленинградцы за кольцом» - рассказывает о жизни тех,кто где-то «за» пределами города, в котором люди были изолированы от окружающего мира.Статья рассказывает и о беседах поэтессы с ленинградцами, жившими в иных регионах страны, с кем ей довелось повстречаться, повествует о чаяниях и надеждах этих людей, передает заботу и теплоту о тех одногорожанах, которые мужественно сражались в осажденном Ленинграде. Такое выступление люди могли слушать и воспринимать, как даже своего рода «весточку» откуда-то с другой земли, как надежду на лучшее». Опять же так явственно проступает какая-то даже материнского рода забота о людях со стороны Берггольц, которая и здесь выступает в роли такого доброго вестника, позволяющего обрести возможно маленькую надежду. И прежде всего это была надежда на лучшее. Как много тепла и поддержки например звучит, в письме для ленинградцев , передаваемое Берггольц: ««Женщины-ленинградки! Мы, работницы московского завода, шлем вам теплый, дружеский привет. Слушая выступление одного из ленинградских товарищей, мы восхищались вашей стойкостью, вашим мужеством, дорогие женщины…».Завершается сборник «Ленинским призывом». Он содержит множество зарисовок поэтессы о великом вожде В.И.Ленине, о творческих планах, связанных с этим именем, о создании запланированных произведений. Также можно отметить,что образ Ленина здесь мы видим глубоко лично близким Берггольц, достаточно обратить внимания на подбираемые эпитеты. Например, Берггольц говорит, что у нее, как и у всех остальных людей был «свой Ленин». Бергольц также пишет: «И у меня был почти сказочный, добрый и грозный Ленин детства; Ленин отрочества, самоотрекающегося во имя Революции, романтической, еще сплошь взошедшей на поэзии; Ленин юности, когда казалось, что ты в силах воплотить эту Революцию — ленинские заветы — хоть завтра»…Берггольц конечно же не могла не говорить, писать и «вожде» народа Ленине, поскольку вся творческая сторона периодизации советского времени, в которое она жила, была пропитана политийностью. Но здесь в этой статье мы не видим образа Ленина, перед которым Ольга преклоняется, или восхваляет..Создан образ вождя революции, который близок ей по духу, и не остается впечатления заполитизированностиот прочитанного. С образом вождя Бергголц связывает множество надежд, чаяний, и несет этот образ людям.Мы предчувствовали полыханьеэтого трагического дня.Он пришел. Вот жизнь моя, дыханье.Родина! Возьми их у меня!Я и в этот день не позабылагорьких лет гонения и зла,но в слепящей вспышке поняла:это не со мной - с Тобою было,это Ты мужалась и ждала.Нет, я ничего не позабыла!Но была б мертва, осуждена,-встала бы на зов Твой из могилы,все б мы встали, а не я одна.Я люблю Тебя любовью новой,горькой, всепрощающей, живой,Родина моя в венце терновом,с темной радугой над головой.Он настал, наш час, и что он значит -только нам с Тобою знать дано.Я люблю Тебя - я не могу иначе,я и Ты по-прежнему - одно.(июнь 1941)Проблематика стихотворения относится в году начала Великой отечественной войны 1941 г. Позади у Берггольц тяжелейшие повороты судьбы: гибель мужа и детей, ее арест и тюрьма. Поражает то, что несмотря на пережитое, поэтесса не утрачивает вдохновенности, и к Родине, которая у нее все отняла, она обращается с патриотической любовью.«Нет, я ничего не позабыла!Но была б мертва, осуждена..»- эти строки о личном пережитом. Берггольц ничего не забыла и не смогла бы: ни расстрел муж, ни то, через то, что она прошла, будучи обвиненной в сфабрикованном против нее деле в тюрьме. Но она говорит, о том, что какой бы горькой ни была ее судьба, она едина с судьбой России, и что на любой зов своей страны она бы откликнулась. И вся ее жизнь – тому доказательство: и жизнь в блокадном Ленинграде, и творчество послевоенного времени. И хоть горька теперь была эта любовь к родине, но по-другому Ольга просто не могла, так она и говорит : «Я люблю Тебя - я не могу иначе, я и Ты по-прежнему - одно». И она не отступилась от своих слов. Конечно, ярче всего это проявилось во время войны, когда она находила в себе силы на творчество для народа и во имя народа. На собранье целый день сидела –то голосовала, то лгала...Как я от тоски не поседела?Как я от стыда не померла?..Долго с улицы не уходила – только там сама собой была.В подворотне – с дворником курила,водку в забегаловке пила...В той шарашке двое инвалидов(в сорок третьем брали Красный Бор)рассказали о своих обидах, – вот – был интересный разговор!Мы припомнили между собою,старый пепел в сердце шевеля:штрафники идут в разведку боем –прямо через минные поля!..Кто-нибудь вернется награжденный,остальные лягут здесь – тихи,искупая кровью забубённойвсе свои небывшие грехи!И соображая еле-еле,я сказала в гневе, во хмелю:«Как мне наши праведники надоели,как я наших грешников люблю!»<1948-1949 гг.>Проблематика стихотворения относится впериоду жизни и творчества Берггольц послевоенного времени. Еще живы в памяти ужасы войны, наступило мирное время, казалось бы, вздохнуть полной грудью, начать собственно жить. Здесь мы видим, как сложно в условиях командно-административной системы обычному человеку, который должен подчиняться властьимущим, подстраиваться под те рамки, которые устанавливаются государством обществу: в мировоззрении, поведении. Первые строки стиха – уставшие, резкие, где Берггольц с досадой отмечает, что на очередном собрании «то голосовала, то лгала». Звучит обыденно, и как ответ для самой себя - «В подворотне – с дворником курила, водку в забегаловке пила». Эти строки выражают внутренний протест против такого уклада жизни, где все время приходится то «голосовать», то «врать». Видя бюрократизм, который пронизывает все и вся, ей претили такие устои. Ей ближе не залакированная бюрократия, а простой люд, которому чужды политического рода мировоззренческие представления. Так, в «шарашке» с бывшими бойцами и сложился «вот интересный разговор». Вспомнили тяжелую военную действительность, как брат за брата воевал. Завершают стих строки: ««Как мне наши праведники надоели,как я наших грешников люблю!» Берггольц воспела обычную жизнь, ту которая действительно занимала умы и сердца людей того времени, и это было поэзией послевоенного времени. Собрания здесь представлены как пример истинного бюрократизма, от которых поэтесса устала. Все эти «праведники» бюрократизма лишь часть системы, а Ольге Федоровне ближе простые люди, обычные, без никчемной «залакированности». Разговор «в забегаловке» навеял ей массу живых воспоминаний, чувствуется усталость поэтессы от навязываемых ей системой различных мировоззренческих установок, которые были ей чужды. Она знала, что ей не в чем оправдываться перед народом (об этом она писала еще в своих дневниках : «Это мне-то, за мою блокаду, каяться и «исправляться». …»ЗАКЛЮЧЕНИЕБерггольц вошла в историю русской литературы XX века как крупный и своеобразный художник, запечатлевший важнейшие страницы жизни своей страны. Ее творчество было примером сопротивления режиму сталинской эпохи. В литературно-общественной памяти своих современников и новых поколений она навсегда останется символом героического блокадного Ленинграда. Подобно А.Ахматовой, создавшей «Реквием» миллионам узников тюрем и концлагерей, Берггольц создала реквием сотням тысяч погибших ленинградцев.В своем творчестве выразила непокоримость духа ленинградцев в годы блокады, вошла в историю русской поэзии как поэтесса, проведшая большую политическую работу в печати, на радио, среди населения, в воинских частях, в обстановке жестокой блокады вместе с поэтами ленинградцами (Н. Тихонов, В. Инбер).В.В.Ищенко отмечает: «Берггольц никогда не забывала перенесенной народом беды и неоднократно возвращалась к циклу, расширяя и дополняя его.стихи, обращенные к ребенку, которому предстояло родиться в тюрьме, или стихотворение о прогулке малолеток по тюремному двору».Характерной особенностью поэтического мышления Берггольц было острое и всегда глубоко личностное переживание жизни как исторического потока. После смерти она хотела быть похороненной на Пискаревеком кладбище , где было похоронены блокадники Ленинграда.13 ноября 1975 года великого поэта людской скорби не стало, а именем Ольги Берггольц назвали одну из улиц Санкт-Петербурга. На улице Рубинштейна, 7, где она жила, позднее была открыта мемориальная доска. Бронзовый барельеф её памяти установлен при входе в Дом радио.Памятниками остались и ее произведения творчества, многие из которых читатель увидел лишь после смерти поэтессы. Есть среди них творения, которые изначально не были представляемы для читателя, которые были сотворены, чтобы быть сложенными в стол, как крик души. Приведу строки из одного такого стихотворения:Гнала меня и клеветала, Но если, скрюченный от болиДетей и славу отняла. Вы этот стих найдете вдруг,А я не разлюбила - знала, Как от костра в пустынном полеТы - дикая, ты - не со зла. Обугленный и мертвый круг,Люблю и верю неизменно. Но если жгучего страданьяУгрюмей стала и мудрей. Дойдет до вас холодный дым...Не знай, как велика надменностьНу что ж, почтите нас молчаньем,Любви недрогнувшей моей… Как мы, встречая вас, молчимСПИСОК ИСТОЧНИКОВ:Павловский А.И. «Стих и сердце: Очерк творчества Ольги Берггольц Л», 1962г.«Из дневников Ольги Берггольц», опубликовано в журнале «Знамя» 1991г., № 3,М-1991С.Завьялов, «Что остается от свидетельства: Меморизациятравмы в творчестве Ольги Берггольц», журнал «НЛО», №116, 2012 г.О.Ф. Берггольц Рецензия на спектакль «Старые друзья» по одноименной пьесе Л.А. Малюгина , 1947, опубликовано в журнале «Отечественные архивы», № 1 2013г.С.Волков, «Сталин и Шостакович: случай «Леди Макбет Мценского уезда», опубликовано в журнале «Знамя» 2004 г. № 8 Е.В.Невзглядова, «За письменным столом», опубликовано в журнале «Знамя» 2008, № 12Г.Свирский «На лобном месте», М- 1994 , «КРУК»Берггольц О. “Дневные звезды.”, Л.: Худ. лит., 1985Ольга Берггольц. Собрание сочинений в 3 томах, М., Издат-во: «Художественная литература», 1972В.В.Ищенко, С.Г.Кордонский, С.В.Мироненко «Литература 20 века» 2005 , М- «Олма-пресс»Павловский А.И. Стих и сердце: Очерк творчества Ольги Берггольц Л., 1962
2. «Из дневников Ольги Берггольц», опубликовано в журнале «Знамя» 1991г., № 3,М-1991
3. С.Завьялов, «Что остается от свидетельства: Меморизациятравмы в творчестве Ольги Берггольц», журнал «НЛО», №116, 2012 г.
4. О.Ф. Берггольц Рецензия на спектакль «Старые друзья» по одноименной пьесе Л.А. Малюгина , 1947, опубликовано в журнале «Отечественные архивы», № 1 2013г.
5. С.Волков, «Сталин и Шостакович: случай «Леди Макбет Мценского уезда», опубликовано в журнале «Знамя» 2004 г. № 8
6. Е.В.Невзглядова, «За письменным столом», опубликовано в журнале «Знамя» 2008, № 12
7. Г.Свирский «На лобном месте», М- 1994 , «КРУК»
8. Берггольц О. “Дневные звезды.”, Л.: Худ. лит., 1985
9. Ольга Берггольц. Собрание сочинений в 3 томах, М., Издат-во: «Художественная литература», 1972
10. В.В.Ищенко, С.Г.Кордонский, С.В.Мироненко «Литература 20 века» 2005 , М- «Олма-пресс»
11. Павловский А.И. Стих и сердце: Очерк творчества Ольги Берггольц Л., 1962
Вопрос-ответ:
Какая проблематика присутствует в творчестве Ольги Берггольц?
Творчество Ольги Берггольц отражает различные социальные и гуманитарные проблемы, такие как война, голод, страдания, героизм, патриотизм и т.д. Ее стихи являются выражением эмоционального и духовного опыта во время блокады Ленинграда.
Какие этапы эволюции можно выделить в творчестве Ольги Берггольц?
В творчестве Ольги Берггольц можно выделить несколько этапов эволюции. Она начинала с пейзажей и лирико-пейзажных стихов, затем перешла к поэмам о Ленинградской блокаде и героической борьбе людей во время войны. В конечном итоге, Берггольц начала писать более метафорические и аллегорические стихи, отражающие философские и экзистенциальные темы.
Какие жанрово-стилистические особенности присутствуют в творчестве Ольги Берггольц?
Творчество Ольги Берггольц характеризуется использованием образов, символов, метафор и аллегорий. Ее стихи отличаются глубоким эмоциональным зарядом, яркой образностью, простотой и ясностью выражения. Она часто использует повторяющиеся мотивы и ритмические фигуры, что создает особый музыкальный эффект.
Как можно охарактеризовать творчество Ольги Берггольц литературоведческим анализом?
Литературоведческий анализ творчества Ольги Берггольц позволяет выявить ее возвышенный стиль, богатство образов и метафор, глубину мысли и эмоциональную отзывчивость. Ее стихи характеризуются тонкой поэтической формой и высокой художественной ценностью. Кроме того, анализ ее творчества помогает понять исторический контекст и социальные реалии блокадного Ленинграда.
Какая проблематика присутствует в творчестве Ольги Берггольц?
В творчестве Ольги Берггольц присутствует множество проблематических вопросов, связанных с войной, блокадой Ленинграда, героизмом и страданиями людей. Ее произведения отражают темы патриотизма, гордости за страну, гуманности, потери и надежды.
Какие этапы прошла эволюция творчества Ольги Берггольц?
Творчество Ольги Берггольц можно разделить на несколько этапов. Первый - это период до и во время блокады Ленинграда, когда она писала о городе, его обитателях, солдатах. Второй этап - после войны, когда она обращается к проблематике эпохи и создает произведения, в которых отражается оптимизм и стремление к новой жизни. Третий этап - это период 60-х - 70-х годов, когда она пишет о настоящем времени, о современности, утверждая свои литературные принципы и идеологию.
Каковы жанрово-стилистические особенности творчества Ольги Берггольц?
Ольга Берггольц работала в различных жанрах и стилях. В ее поэзии присутствуют элементы реализма, сюжетности и лиричности. Она использовала жанры городской лирики, патриотической поэзии, эпической поэзии. Ее стихи отличаются остротой мысли, глубоким содержанием и умелым использованием языковых средств.
Какой литературоведческий анализ применим к творчеству Ольги Берггольц?
Литературоведческий анализ творчества Ольги Берггольц включает изучение структуры ее произведений, особенностей композиции и стиля. Также анализируется языковая экспрессия, ритм, образность и метафорика. Кроме того, важным аспектом анализа является контекст времени и исторические события, которые оказывают влияние на творчество поэтессы.
Какие проблемы освещает творчество Ольги Берггольц?
Творчество Ольги Берггольц освещает широкий спектр проблем, связанных с военным временем, блокадой Ленинграда, героизмом и трагедией обычных людей в условиях войны.
Какие этапы можно выделить в эволюции творчества Ольги Берггольц?
В творчестве Ольги Берггольц можно выделить несколько этапов. Первый этап - это предвоенные годы, когда она писала лирику и прозу на социальные и философские темы. Второй этап - это блокада Ленинграда, когда она стала писать преимущественно патриотическую поэзию и рассказы о жизни в осажденном городе. Третий этап - это послевоенные годы, когда она продолжала писать о войне, но уже с другой точки зрения.
Какие жанрово-стилистические особенности присущи творчеству Ольги Берггольц?
В творчестве Ольги Берггольц присутствуют такие жанрово-стилистические особенности как лиричность, патриотизм, социальная направленность, метафоричность, яркие образы, эмоциональность, художественная выразительность.
Какими книгами можно ознакомиться, чтобы провести литературоведческий анализ творчества Ольги Берггольц?
Для проведения литературоведческого анализа творчества Ольги Берггольц можно ознакомиться с сборником ее стихов и прозы "Голодные годы", а также с заметкой Маршалова М. Н. "Творчество О. Ф. Берггольц: художественно-эстетические основания и стратегии военной поэзии".