Олигополия в современной России

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Макроэкономика
  • 36 36 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 05.11.2013
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы олигополии 4
1.1. Олигополия как проявление рыночной власти 4
1.2. Моделирование олигополистических конкуренций в макроэкономике 5
1.2.1. Модель Курно 6
1.2.2. Модель Штакельберга 8
1.2.3. Модель Бертрана 11
2. Макроэкономический анализ индикаторов олигополии в экономики России 17
2.1. Анализ уровня олигополии 17
2.2. Анализ олигополии в нефтяном секторе экономики РФ 18
2.3. Макроэкономические последствия олигополии для российской экономики 31
Заключение 35
Список литературы 36
Фрагмент для ознакомления

Источниками данных потерь являются эффекты, давно известные в экономической теории. Это не только завышенные цены, складывающиеся на слабоконкурентных рынках, и недопроизведенные объемы продукции – это еще и более высокие издержки, стимулов снижать которые в условиях слабой конкуренции не возникает; недостаточная заинтересованность в инновациях; расходы, которые фирмы тратят на монополизацию рынка или поддержание картелей вместо того, чтобы вкладывать ресурсы в производство. Кроме того, ограничение конкуренции на одном из рынков по цепочке приводит к снижению эффективности на других рынках, где данный товар используется как сырье в процессе производства или оказания услуги.
В соответствии с полученными результатами, даже самая консервативная оценка возникающих потерь составляет не менее 1,6 трлн руб. в год, или 3,0% отечественного ВВП. При этом, данная оценка учитывает потери экономики РФ от монополизации лишь в пяти секторах экономики: газовом секторе, секторе грузовых железнодорожных перевозок, строительстве, фармацевтике и ограничениях на импорт. Слабое развитие конкуренции в газовой отрасли, где доминирующее положение сохраняется за ОАО «Газпром», приводит к тому, что регулируемый тариф на газ – хотя и находится на уровне существенно ниже экспортных цен – все же оказывается завышенным по сравнению с потенциально конкурентными ценами в России как минимум на 15%. Ситуацию усугубляет и то, что высокие тарифы предоставляют потенциальным конкурентам «Газпрома» так называемый «ценовой зонтик»: в отсутствии возможности расширить рыночную долю, у конкурентов исчезают и стимулы намного снижать цену по сравнению с ценой ОАО «Газпром». При этом разница между фактическими ценами и конкурентными может сохраниться и в долгосрочном периоде, после отмены регулирования цен на газ в 2015 г.
В итоге, с учетом статистических взаимосвязей между уровнем цен на газ и выпуском в экономике, потери от завышения цен в данном секторе составляют не менее 0,2% годового ВВП.
В качестве дополнительного источника потерь в секторе следует учитывать возможное завышение издержек в отрасли в результате слабого развития конкуренции. Оценка потерь от завышенных издержек производилась на основе данных о динамике ВДС нефтяного сектора и составила также около 0,2% ВВП.
Таким образом, снижение ВВП вдоль цепочки отраслей, использующих газ, и покупателей продукции, произведенной с использованием газа, составляет по состоянию на 2011 г. около 200 млрд руб., или 0,4% российского ВВП.
Схожая по эффектам ситуация наблюдается в секторе грузовых железнодорожных перевозок. Сохранение в данном секторе доминирующих позиций дочерних обществ ОАО «РЖД» – тарифы на услуги которых, в отличие от ОАО «РЖД», не регулируются – приводит к завышению расценок на перевозку над уровнем регулируемых тарифов на 15-40%, что подтверждается материалами дел, возбужденных ФАС России. При этом по оценке авторов, тарифы с большой вероятностью также являются завышенными по сравнению с потенциально конкурентным уровнем, принимая во внимание масштаб инвестиционных программ ОАО «РЖД». С учетом потерь от неэффективности развития сектора грузовых перевозок в терминах недопроизводства валовой добавленной стоимости, рассчитанных по аналогии с газовым сектором, данные эффекты транслируются в потерю как минимум 1,34% ВВП.
Ограничения конкуренции в строительстве, имеют своим источником прежде всего избыточные административные барьеры, преодоление которых зачастую связано с коррупционными схемами. В итоге Россия находится на 178 месте из 183 стран по легкости получения разрешения на строительство согласно рейтингу Doing Business.
Издержки преодоления административных барьеров прямо включаются в цену недвижимости, завышая ее по разным оценкам от 1/4 до 1/3. Используя рассчитанные для стран ОЭСР коэффициенты эластичности инвестиций в жилье по издержкам, можно оценить потери в результате ограничений конкуренции в сфере строительства на уровне 0,21-0,54% ВВП.
Российская Федерация является государством с относительно высоким уровнем протекционизма. По данным ВТО, уровень импортных тарифов в России выше, чем в 48% стран мира, и превышает уровень тарифов в других странах G8 и БРИКС (за исключением Бразилии). Завышенный уровень импортных тарифов ограничивает конкуренцию двумя способами. Во-первых, в секторе потребительских товаров, где обложение по ставке 15% большей части социально значимых товаров не только прямо повышает цены для потребителей, но и стимулирует поддержание высоких цен отечественными производителями. Во-вторых, в секторе товаров низкой степени переработки, которые являются предметами российского экспорта, импортные пошлины позволяют компаниям, которые на внешних рынках успешно конкурируют, назначая относительно низкие цены, формировать более высокие цены для внутренних потребителей. В результате, потери ВВП России от протекционистских импортных тарифов составляют от 1 до 3% ВВП, от 550 млрд до 1,6 трлн руб.
Заключение

Одной их форм рынка является олигополия - рынок, на котором действует только несколько фирм, в силу этого обстоятельства способные оказывать влияние на рыночное равновесие и рыночную цену.
Олигополия как рыночная структура − противоречивое явление. Она имеет возможность применять сложные технологии, использовать эффект масштаба производства, выделять средства для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, создания новых видов продукции. Олигополия более устойчива в периоды кризисов, может лучше противостоять конъюнктурным колебаниям рынка.
В то же время олигополия может производить меньше продукции и увеличивать свои прибыли за счет повышения цен. Предельные издержки в точке равновесия олигополии меньше цены. Следовательно, при олигополии ресурсы не распределены в обществе наиболее рациональным и оптимальным способом. В условиях олигополизации рынка потребитель вынужден покупать продукции меньше, а платить больше. Потери потребителя образуют прибыль олигополии.
В связи с тем, что фирмы-олигополисты обязательно сокращают объемы производства ниже потенциально возможных ради получения прибыли, в условиях данной рыночной структуры экономические ресурсы используются неэффективно.
Оценка потерь, возникающих вследствие олигополии, составляет не менее 3,0% странового ВВП РФ в 2012 г.
Для совершенствования необходимо:
Развивать рыночную инфраструктуру
Развивать малое и среднее предпринимательство.

Список литературы

Антосик Л. Антиконкурентные действия органов власти в российской антимонопольной практике // Власть. - 2012. - N 6. - С.116-120
Анисимов С.А. Анализ структурных изменений в макроэкономике // Финансы. №8, 2013.
Аудит эффективности в рыночной экономике: учебное пособие /Иванова Е.И., Мельник М.В., Шлейников В.И.; под редакцией С.И. Гайдаржи. - М.: КОНОРУС, 2007. – 328 с.
Белоусов А. Три «кита» экономполитики // Эксперт. 2013г. №41.
Бережная Е.В., Бережной В.И.. Методы моделирования экономических систем. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 109 с.
Бирюков В. Инновационная рыночная экономика // Свободная мысль. - 2011. - N 3. - С.19-32.
Булгаков С.Н. О рынках при капиталистическом производстве: сборник. - М.: Астрель, 2006. - 522с.
Вайно А. Код рынка / А.Вайно, А.Кобяков, В.Сараев // Экон. стратегии. - 2011. - N 11. - С.94-99.
Воронов Ю.П. Свободный рынок как продолжение крепостнических идей ( к 250-летию выхода книги А.Смита "Теория нравственных чувств") // ЭКО. - 2010. - N 2. - С.154-161.
Гордеев А. Экономические механизмы рынка. // Экономист – 2008 - № 6 - с. 35-38.
Данников В.В.Холдинги в нефтегазовом бизнесе: стратегия и управление. – М.: ЭЛВОЙС-М, 2013.-464 с.
Данилов-Данильян В. Что может и чего не может рыночная экономика / В.Данилов-Данильян, И.Рейф // Наука и жизнь. - 2010. - N 9. - С.3-8.
Демидова Е. Враждебные поглощения и защита от них в условиях корпоративного рынка России // Вопросы экономики. - 2007. - N 4. - С.70-84.
Дюсуше О.М. Статичное равновесие Курно - Нэша и рефлексивные игры олигополии: случай линейных функций спроса и издержек // Экономический журнал ВШЭ – 2006- №1. – С. 3-32
Кармишин И.С. Взаимоотношения государства и рынка в современном мире // Обществ. науки и современность. - 2011. - N 1. - С.67-77.
Кац И. Взаимодействие государства и рынка // Пробл. теории и практики управл. - 2009. - N 7. - С.22-26.
Князев Ю. О современном этапе эволюции рыночной экономики // Общество и экономика. - 2009. - N 4-5. - C.91-117.
Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие для студентов вузов / Рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2007. – 1040с.
Сажина  М.А. Экономический  Олимп. – М.: Деловая литература.2008, 457 с.
Материалы официального сайта ФАС РФ: http://www.fas.gov.ru/
Материалы официального сайта Минэкономразвития РФ: http://www.economy.gov.ru/minec/main/
Материалы официального сайта Росстата РФ: http://www.gks.ru/
Материалы официального сайта: http://minenergo.gov.ru/press/min_news/
Макроэкономика. Теория и российская практика / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думовой. – М.: КРОНУС, 2007
Юсупова А.Т. Структурные особенности современных российских отраслевых рынков // Регионы: экономика и социология, 2009, №4, с. 175-194
Сажина  М.А. Экономический  Олимп. – М.: Деловая литература.2008, 114 с.
Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие для студентов вузов / Рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2007. – 522с.
Кармишин И.С. Взаимоотношения государства и рынка в современном мире // Обществ. науки и современность. - 2011. - N 1. - С.67-77.
Дюсуше О.М. Статичное равновесие Курно - Нэша и рефлексивные игры олигополии: случай линейных функций спроса и издержек // Экономический журнал ВШЭ – 2006- №1. – С. 3-32
Дюсуше О.М. Статичное равновесие Курно - Нэша и рефлексивные игры олигополии: случай линейных функций спроса и издержек // Экономический журнал ВШЭ – 2006- №1. – С. 3-32
Дюсуше О.М. Статичное равновесие Курно - Нэша и рефлексивные игры олигополии: случай линейных функций спроса и издержек // Экономический журнал ВШЭ – 2006- №1. – С. 3-32
Дюсуше О.М. Статичное равновесие Курно - Нэша и рефлексивные игры олигополии: случай линейных функций спроса и издержек // Экономический журнал ВШЭ – 2006- №1. – С. 3-32
Дюсуше О.М. Статичное равновесие Курно - Нэша и рефлексивные игры олигополии: случай линейных функций спроса и издержек // Экономический журнал ВШЭ – 2006- №1. – С. 3-32
Дюсуше О.М. Статичное равновесие Курно - Нэша и рефлексивные игры олигополии: случай линейных функций спроса и издержек // Экономический журнал ВШЭ – 2006- №1. – С. 3-32
Дюсуше О.М. Статичное равновесие Курно - Нэша и рефлексивные игры олигополии: случай линейных функций спроса и издержек // Экономический журнал ВШЭ – 2006- №1. – С. 3-32
Дюсуше О.М. Статичное равновесие Курно - Нэша и рефлексивные игры олигополии: случай линейных функций спроса и издержек // Экономический журнал ВШЭ – 2006- №1. – С. 3-32
Дюсуше О.М. Статичное равновесие Курно - Нэша и рефлексивные игры олигополии: случай линейных функций спроса и издержек // Экономический журнал ВШЭ – 2006- №1. – С. 3-32
Дюсуше О.М. Статичное равновесие Курно - Нэша и рефлексивные игры олигополии: случай линейных функций спроса и издержек // Экономический журнал ВШЭ – 2006- №1. – С. 3-32
Составлено по: Материалы официального сайта ФАС РФ: http://www.fas.gov.ru/ и Материалы официального сайта Росстата РФ: http://www.gks.ru/
По материалам сайтов: http://minenergo.gov.ru/press/min_news/ и http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/
По материалам сайтов: http://minenergo.gov.ru/press/min_news/ и http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/
По материалам сайтов: http://minenergo.gov.ru/press/min_news/ и http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/
По материалам сайтов: http://minenergo.gov.ru/press/min_news/ и http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/
По материалам сайтов: http://minenergo.gov.ru/press/min_news/ и http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/
По материалам сайтов: http://minenergo.gov.ru/press/min_news/ и http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/
Данников В.В.Холдинги в нефтегазовом бизнесе: стратегия и управление.– М.: ЭЛВОЙС-М, 2013.-211 с.
Данников В.В.Холдинги в нефтегазовом бизнесе: стратегия и управление.– М.: ЭЛВОЙС-М, 2013.-214 с.

Белоусов А. Три «кита» экономполитики // Эксперт. 2013г. №41.
Анисимов С.А. Анализ структурных изменений в макроэкономике // Финансы. №8, 2013.












3

Список литературы

1. Антосик Л. Антиконкурентные действия органов власти в российской антимонопольной практике // Власть. - 2012. - N 6. - С.116-120
2. Анисимов С.А. Анализ структурных изменений в макроэкономике // Финансы. №8, 2013.
3. Аудит эффективности в рыночной экономике: учебное пособие /Иванова Е.И., Мельник М.В., Шлейников В.И.; под редакцией С.И. Гайдаржи. - М.: КОНОРУС, 2007. – 328 с.
4. Белоусов А. Три «кита» экономполитики // Эксперт. 2013г. №41.
5. Бережная Е.В., Бережной В.И.. Методы моделирования экономических систем. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 109 с.
6. Бирюков В. Инновационная рыночная экономика // Свободная мысль. - 2011. - N 3. - С.19-32.
7. Булгаков С.Н. О рынках при капиталистическом производстве: сборник. - М.: Астрель, 2006. - 522с.
8. Вайно А. Код рынка / А.Вайно, А.Кобяков, В.Сараев // Экон. стратегии. - 2011. - N 11. - С.94-99.
9. Воронов Ю.П. Свободный рынок как продолжение крепостнических идей ( к 250-летию выхода книги А.Смита "Теория нравственных чувств") // ЭКО. - 2010. - N 2. - С.154-161.
10. Гордеев А. Экономические механизмы рынка. // Экономист – 2008 - № 6 - с. 35-38.
11. Данников В.В.Холдинги в нефтегазовом бизнесе: стратегия и управление. – М.: ЭЛВОЙС-М, 2013.-464 с.
12. Данилов-Данильян В. Что может и чего не может рыночная экономика / В.Данилов-Данильян, И.Рейф // Наука и жизнь. - 2010. - N 9. - С.3-8.
13. Демидова Е. Враждебные поглощения и защита от них в условиях корпоративного рынка России // Вопросы экономики. - 2007. - N 4. - С.70-84.
14. Дюсуше О.М. Статичное равновесие Курно - Нэша и рефлексивные игры олигополии: случай линейных функций спроса и издержек // Экономический журнал ВШЭ – 2006- №1. – С. 3-32
15. Кармишин И.С. Взаимоотношения государства и рынка в современном мире // Обществ. науки и современность. - 2011. - N 1. - С.67-77.
16. Кац И. Взаимодействие государства и рынка // Пробл. теории и практики управл. - 2009. - N 7. - С.22-26.
17. Князев Ю. О современном этапе эволюции рыночной экономики // Общество и экономика. - 2009. - N 4-5. - C.91-117.
18. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие для студентов вузов / Рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2007. – 1040с.
19. Сажина М.А. Экономический Олимп. – М.: Деловая литература.2008, 457 с.
20. Материалы официального сайта ФАС РФ: http://www.fas.gov.ru/
21. Материалы официального сайта Минэкономразвития РФ: http://www.economy.gov.ru/minec/main/
22. Материалы официального сайта Росстата РФ: http://www.gks.ru/
23. Материалы официального сайта: http://minenergo.gov.ru/press/min_news/
24. Макроэкономика. Теория и российская практика / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думовой. – М.: КРОНУС, 2007
25. Юсупова А.Т. Структурные особенности современных российских отраслевых рынков // Регионы: экономика и социология, 2009, №4, с. 175-194

Вопрос-ответ:

Какие теоретические основы лежат в основе олигополии?

Теоретические основы олигополии заключаются в рассмотрении рыночной власти и влиянии нескольких крупных фирм на рынке. Олигополия является формой рыночной структуры, при которой на рынке присутствуют несколько крупных производителей или поставщиков, которые в значительной степени контролируют цены и предложение товаров или услуг.

Какие модели используются для моделирования олигополистических конкуренций в макроэкономике?

Для моделирования олигополистических конкуренций в макроэкономике используются различные модели, такие как модель Курно, модель Штакельберга и модель Бертрана. Каждая из этих моделей описывает определенные особенности поведения олигополистов и их влияние на цены и предложение на рынке.

Какая модель олигополии называется моделью Штакельберга?

Модель Штакельберга описывает ситуацию, когда одна фирма-лидер определяет свое производство и цены на товары или услуги, а остальные фирмы принимают эти значения в качестве данных и принимают решение о своем производстве и ценах с учетом действий лидера. Эта модель предполагает наличие иерархической структуры среди олигополистов.

Как анализируется уровень олигополии в экономике России?

Уровень олигополии в экономике России анализируется с помощью различных макроэкономических индикаторов. Один из таких индикаторов - это концентрация рынка, которая позволяет определить, насколько крупные фирмы контролируют определенную отрасль экономики. Также проводится анализ рыночной доли крупных фирм, которая показывает их долю в производстве товаров или услуг.

Что такое олигополия?

Олигополия - это рыночная структура, характеризующаяся наличием небольшого числа крупных фирм, которые контролируют большую часть рынка.

Какие модели олигополии существуют?

Существуют различные модели олигополии, например, модель Курно, модель Штакельберга и модель Бертрана. Каждая из них описывает особенности конкуренции между олигополистами и их стратегии поведения на рынке.

Какие индикаторы олигополии можно анализировать в экономике России?

В экономике России можно анализировать уровень олигополии, а также особенности олигополии в конкретных секторах, например, в нефтяном секторе. Также можно изучать макроэкономические последствия олигополии для российской экономики.

Какие модели олигополии используются для моделирования конкуренции между олигополистами?

Для моделирования конкуренции между олигополистами можно использовать модель Курно, модель Штакельберга и модель Бертрана. Каждая из них представляет определенный тип конкуренции, учитывая стратегии поведения олигополистов.

Какие макроэкономические последствия вызывает олигополия для российской экономики?

Олигополия может вызывать различные макроэкономические последствия для российской экономики, такие как ограничение конкуренции, повышение цен на товары и услуги, снижение инноваций и технологического развития.

Что такое олигополия?

Олигополия - это форма рыночной структуры, при которой на рынке присутствует небольшое количество крупных фирм, которые владеют значительной долей рыночной доли и оказывают существенное влияние на ценообразование и конкуренцию.