Современные представления диагностики и коррекция задержки речевого развития

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 43 43 страницы
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 07.11.2013
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Современное состояние проблемы диагностики и коррекции задержки речевого развития 5
1.1. Причины возникновения задержки речевого развития ребенка 5
1.2. Изучение психолого – лингвистических основ развития речи детей 10
Глава 2. Диагностика задержки речевого развития 18
2.1. Состояние вопроса о диагностике задержки речевого развития 18
2.2. Вариации методик диагностики задержки речевого развития 23
Глава 3. Возможности коррекции задержки речевого развития 30
3.1. Организация и проведение коррекционной работы 30
3.2. Коррекционные методики 35
Заключение 43
Список литературы 45
Фрагмент для ознакомления

Таким образом, коррекционная работа специалистов, ориентированная на устранение проблем речевого развития детей, в частности задержки речевого развития, должна носить комплексный характер. Проводиться поэтапно и в соответствии с выявленными проблемами. Работа также должна носить как групповой, так и индивидуальный характер. Важным условием устранения проблем задержки речевого развития представляется организация сопутствующей работы по социализации и развитию представлений об окружающем мире ребенка.



3.2. Коррекционные методики

Принципы и методы работы по формированию у детей речевого навыка возможно разделить на специальные профилактические, используемые логопедом, и общие дидактические, используемые воспитателем в процессе формирования речи дошкольников.
При этом коррекционная работа должна носить комплексный характер и выстраиваться таким образом, чтобы одновременно с исправлением недостатков речи ребенка при работе с логопедом по средствам специальных методов, происходило и дальнейшее речевое развитие при помощи общедидактических методов, применяемых педагогом, речь ребенка развивалась до уровня, соответствующего его биологическому возрасту.
Согласно мнению М.И. Лисиной при организации работы необходимо опираться на следующие принципы: системности, комплексности, развития, взаимосвязи с другими сторонами психического развития, общедидактические принципы.
Общедидактические принципы включают в себя:
- принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли учителя;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип наглядности;
- принцип доступности и посильности;
принцип учета возрастных особенностях обучаемых.
Принцип системности предполагает, что изложение материала педагогом доводится до уровня системы в сознании ребенка, чтобы знания давались ребенку не только в определенной последовательности, но чтобы они были взаимосвязанными.
Принцип комплексности подразумевает единство всех компонентов воспитательного процесса и формирования речевого развития ребенка.
Принцип развития сковывается на поступательном развитие ребенка в соответствие с закономерностями возраста.
В процессе логопедической работы по формированию речи возможно использовать игры и упражнения с постепенным усложнением условий их выполнения.
Согласно мнению Т.Н. Ушаковой важной составляющей также является развитие навыков фонематического анализа: в начале работы с опорой на материализацию (использование различных вспомогательных средств - графических схем слова, звуковых линеек, фишек), на речевое проговаривание (при назывании слов), на заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание.
По мнению Т.Н. Ушаковой при проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у старших дошкольников. С учётом этих факторов формирование лексики провидится по следующим направлениям:
- расширение объёма словаря;
- уточнение значений слов;
- формирование семантической структуры слова;
- организация семантических полей;
- активизация словаря.
В частности, Н.Н. Матвеева для развития лексики у детей рекомендуются игровые упражнения:
1. Развитие ассоциаций.
Логопед называет слова – дети в ответ называют первое слово, какое припомнят. Слова называются по-одному: слова-предметы, слова-действия, слова-наречия и т.д.
2. Классификация предметов по картинкам.
Одним из успешных способов, используемых при работе по формированию умения составлять связный рассказ у детей ЗРР используется наглядное моделирование.
Данный прием дает достаточно широкие возможности, в том числе в направлении самостоятельного анализа ребенком ситуации или объекта, умения вычислять точку отсчета рассказа, умение развивать идею и замысел, которые составят его рассказ.
Согласно мнению вышеперечисленных авторов, представляющих собственные методики диагностики и коррекции, в процессе обучения необходимо особое внимание уделять процессу планирования. Планирование позволяет более точно представить и выстроить коррекционную работу.
В частности, при работе над развитием связной речи с использованием сюжетного рассказа, Н.Н. Матвеева рекомендует использовать прием наглядного моделирования. Приемы наглядного моделирования могут быть использованы в процессе работы над всеми видами монологического высказывания:
- пересказ;
- составление рассказов по картине и серии картин;
- описательный рассказ;
- творческий рассказ.
В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются:
- предметные картинки;
- силуэтные изображения;
- геометрические фигуры.
Наглядная модель в работе с детьми в процессе составления связного рассказа обеспечивает понимание ребенком принципов связывания частей полного рассказа, условий, при которых его повествование становится единым целым, понятным окружающим.
М.И. Лисина также отмечает, что пересказ является одним из самых простых средств представления единого целого и предполагает обучение ребенка умению выделять основополагающие части услышанного, в последующем представляя их собственными словами. Наглядная модель в данном процессе выступает в качестве плана.
Согласно Т.Н. Ушаковой работа по развитию у детей умения пересказывать включает в себя формирование таких умений, как:
- усвоение ребенком принципов замещения, умения обозначить персонажи рассказа, наделить их ролями в контексте художественной составляющей;
- формирование у детей умения передать детям словесно те события, при помощи которых происходит процесс моделирования;
- обучение умению передачи эпизодов последовательно, в соответствие с логикой и смыслом повествования.
Исходя из данных принципов автор рекомендует выстраивать работу по коррекции связной монологической речи. Те же принципы действуют и при использовании игрушек и игровых ситуаций, а также сюжетных картинок. В процессе обучения умению составлять связный рассказ дети учатся представлять модели, которые сопровождают представляемые им примеры в виде повествований, сказок, сюжетов игр и пр.
Выявленные особенности развития речи дошкольников указывают на необходимость профилактической работы в целях предотвращения недоразвития речи, отклонений в речевом развитии, возникновения различного рода речевых дефектов. В случае отсутствия профилактической работы могут появиться не только затруднения в дальнейшем развитии ребенка, но и изменения в характере: агрессивность, отказ от выполнения заданий, тревожность, чувство собственной неполноценности. Для профилактической работы с целью развития речи, по мнению Е. Черкасовой необходимо создание благоприятных условий, к каковым относятся:
1. Внутренние условия: высокое общее умственное развитие ребенка, высокий или нормальный уровень развития психофизических функций, хорошее состояние здоровья, общей работоспособности, сбалансированность нервных процессов,
2. Внешние условия: хорошие социально – экономические условия, нормальный эмоциональный климат в семье, высокий уровень квалификации педагога, доброжелательное отношение взрослых и сверстников, ранняя диагностика и выявление трудностей, своевременная профилактическая работа.
Исходя из данных условия, по мнению автора, профилактическую работу целесообразно начинать с возраста, в котором проявляются предпосылки к нарушению речи. При этом система профилактической работы будет включать несколько направлений: развитие зрительного восприятия, развитие зрительной памяти, развитие зрительного анализа и синтеза, формирование связной речи.
Профилактическая работа должна включать в себя различные игровые упражнения и задания, с помощью которых можно будет формировать предпосылки полноценного овладения речью.
Согласно Г.Р. Шашкиной в процессе логопедической работы должны использоваться игры и упражнения с постепенным усложнением условий их выполнения. Работа по формированию связной речи и развитию словарного запаса также должна проводиться одновременно с другой педагогической работой, в частности по расширению кругозора детей, формированию у них словарного запаса и общего речевого развития.
Эти особенности являются определяющими работы по развитию речи с детьми с задержкой речевого развития.
В данном направлении необходимо:
1) Развитие познавательной речевой активности.
2) Создание необходимой базы для развития речевых умений, связанных с такими видами речевой деятельности, как говорение, чтение-слушание и слушание.
Развитие умений указанных видов речевой деятельности обеспечивается комплексной программой работы. Необходимую базу для развития умений говорения, слушания и чтения-слушания обеспечивает курс «Развитие речи».
3) Знакомство со звуками речи, отработка правильного звукопроизношения. Решение этой задачи обеспечивает логопедическую поддержку.
Для развития речи необходимы следующие основные направления работы:
- привлечение внимания детей к собственной речи и речи окружающих;
- развитие речевого аппарата;
- расширение словаря;
- развитие грамматического строя речи;
- развитие связной речи;
- знакомство со звуками.
В контексте выявленных автором направлений определяется следующее содержание работы:
1. Расширение словаря:
- введение в активный словарь новых слов и понятий;
- реализация обиходного словаря через создание игровых ситуаций;
- развитие внимания к значению слова, установление связей между звуковой и смысловой сторонами слова.
2. Развитие грамматического строя речи:
- формирование навыка образования имен существительных суффиксальным способом («Назови ласково»), форм числа имен существительных («Скажи со словом много»);
- формирование навыка согласования слов в словосочетании;
- развитие умения употреблять предлоги в речи;
- развитие умения конструировать предложения.
3. Знакомство со звуками, отработка правильного звукопроизношения:
- развитие артикуляционного аппарата;
- знакомство со звуками русского языка;
- развитие умения узнавать звуки; слышать повторяющиеся согласные звуки, правильно произносить звуки.
4. Развитие связной речи:
- ответы на вопросы взрослого;
- пересказ текстов из 2–3 предложений;
- рассказывание по вопросам педагога.
Важной составляющей также является закрепление изученного материала происходит при помощи повторения дидактических игр, а также использования методов обучения, использованных в процессе коррекционной работы.
По мнению Т.Н. Ушаковой в качестве успешного средства закрепления изученного материала детьми возможно использование периодически повторяющегося рассказа по сюжетной картине, как с повторяющимся сюжетом, так и с новыми. В данном направлении будет актуальным выявление того, насколько успешно дети восприняли принцип данной работы.
Таким образом, в связи с поставленными задачами и, осуществляя коррекционный процесс, который насыщен разными видами активности, предполагается рационально организовать предметно-развивающую среду, отличающуюся функциональностью, доступностью материалов и пособий, обеспечивающих самореализацию детей с задержкой речевого развития.
Педагогами в групповом помещении предполагается выделение рабочей части для занятий и пространство для игровой деятельности детей, организованное в виде центров:
- Двигательной активности;
- Экспериментирования;
- Речевой;
- Художественного творчества;
- Игровой.
При этом, необходимо так организовать занятия детей, их деятельность и поведение, чтобы у каждого ребенка сформировались и закрепились положительные качества личности и вовремя были заторможены отрицательные, расширялись познавательные интересы и творческие способности. Комплексная работа с приоритетом на логопедическую станет успешным средством коррекции задержки речевого развития у детей.


















Заключение

Таким образом, в результате анализа исследований было выявлено, что в результате возникновения задержки речевого развития ребенок не может полноценно обучаться, социализироваться, в дальнейшем осваивать школьную программу. Выявление причин возникновения задержки речевого развития становится важным этапом диагностики и последующей коррекции данного дефекта.
Подобная проблема связана с тем, что процесс развития речи поступателен и имеет прямую взаимосвязь с развитием психики ребенка, а также процессом его социализации. Познавательная деятельность является одной из важных составляющих успешного развития речи детей и становления к 6 – 7 годам монологической связной речи, при помощи которой ребенок может полноценно изъясняться и общаться с окружающими. В случае возникновения отклонений в развитии речи и отставания от физиологического развития ребенок не имеет возможности выстраивать процесс общения соответственно своему возрасту, что может привести и к задержке психического развития. В связи с этим диагностика и коррекция задержки речевого развития являются необходимым условием профилактики.
В результате анализа методической литературы было выявлено, что методики диагностики задержки речевого развития весьма многообразны, специалист ориентируется на них исходя из целей исследования и целей построения дальнейшей коррекционной работы, а также возраста ребенка и его психо – физического развития. Актуальность выбранных методик позволяет в дальнейшем наиболее успешно выстроить и коррекционную работу с детьми.
В работе был приведен ряд методик различных авторов, которые ориентируются на различные методы: наблюдение, тестирование, организацию взаимодействия педагога и ребенка и пр. В своей основе данные методики имеют общую суть – вычленение уровня отставания ребенка в речевом развитии и особенности развития его речи. Для дальнейшей коррекционной работы данные аспекты станут основополагающими.
Коррекционная работа специалистов, ориентированная на устранение проблем речевого развития детей, в частности задержки речевого развития, должна носить комплексный характер. Проводиться поэтапно и в соответствии с выявленными проблемами. Работа также должна носить как групповой, так и индивидуальный характер. Важным условием устранения проблем задержки речевого развития представляется организация сопутствующей работы по социализации и развитию представлений об окружающем мире ребенка.
В процессе коррекционной работы специалисты используют различные методы, которые представляются актуальными и подходящими для детей, соответствующими их возрастному развитию. В первую очередь – это различные игры. Игра – ведущая деятельность дошкольника. В связи с этим в процессе игры ребенок усваивает наиболее активно ту информацию, которую ему дает педагог.
Помимо игры специалистами также предлагаются различные упражнения, варианты включения обучения в повседневную деятельность ребенка и пр.
Итоговым результатом коррекционной работы должно стать не только устранение проблемы, но и закрепление достигнутого результата, также предполагающее целенаправленную и разнообразную работу группы специалистов.






Список литературы


Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. / Под ред. Л.С. Цветковой. – М.: МПСИ, 2006. – 296 с.
Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях/М.М. Алексеева, О.С. Ушакова// Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М.: 2003. - с.27-43.
Арушанова А.Г. Речь и речевое развитие детей: формирование грамматического строя речи: методическое пособие для воспитателей/А.Г. Арушанова – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 254 с.
Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигедеро Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью. М.: Педагогика, 1991. – 354 с.
Богуславская З.М. Развивающие игры для детей дошкольного возраста: Учебное пособие/З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.
Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. - 144с.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии: Учебное пособие/Л.С. Выготский – С-Пб.: Союз, 2006. – 312 с.
Выгоский Л.С. Собрание сочинений/Л.С. Выготский Т.5. – М.: Педагогика, 2003. – 136 с.
Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 418 с.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Наука, 1961. – 311 с.
Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие. – М.: Издательство Московского педагогического университета, 2005. – 211 с.
Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста: Учебное пособие/В.В. Елкина – М.: Просвещение, 2004. - 107 с.
Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. - СПб., 2006. - 368с
Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Академия, 2000. – 477 с.
Макарова Н.В. Речь ребенка от рождения до пяти лет. – СПб.: КАРО, 2004. – 48 с.
Основы логопедической работы с детьми. /Под общ. Ред. Г.В. Чиркиной. – М.: Аркти, 2002. – 316 с.
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. /М.Ф.Фомичева, Т.В.Волосовец, Е.Н.Кутепова и др.; Под ред. Т.В.Волосовец. – М.: Академия, 2002. – 325 с.
Поваляева М.А. Ранняя диагностика и дифференциальная диагностика речевых нарушений у детей. Ч. 1. - Ростов-н /Д.: Изд-во РГПУ, 1997. – 366 с.
Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми 5 - 6 лет / Под ред. А. Герасимовой. - М.: Айрис- пресс, 2007. - 224с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 713 с.
Сереброва Н.И. Методика логопедического обследования // Нарушение речи у дошкольников / Сост. Р.А. Белова-Давид, Б.М. Гриншпун. - М., 1969. – 277 с.
Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. – М.: Гном и Д, 2005. – 144 с.
Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи. // Дефектология. – 2004. - №5. – С. 6-15
Филичева Т.Б. Обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием // Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектол. факультетов педагогических вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. - М.: Владос, 2003. Кн.5: Фонетико- «. фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. С. 73-80.
Филичева Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников // «Дети с проблемами в развитии». – 2004. - №1. – с. 47 – 54.
Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с.
Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. – М.: АСТ, 2002. – 540 с.
Черкасова Е. Воспитание речевого слуха у детей с общим недоразвитием речи //Дошкольное воспитание. – 2006. - №11. - с.65-75
Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками. / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.

Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. / Под ред. Л.С. Цветковой. – М.: МПСИ, 2006. с. 117.
Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками. / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. с. 97.
Александрова Н.А. О клиническом обследовании детей раннего возраста со сложной структурой дефекта /Александрова Н.А. // Дефектология. - 2003. - №4. С. 31.
Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. – М.: АСТ, 2002. с. 72.
Громова О.Е. Изучение детского лексикона на ранних этапах развития речи/О.Е. Громова.//Дефектология. - № 6-2003. С.57.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. с. 217.
Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста: Учебное пособие/В.В. Елкина – М.: Просвещение, 2004. с. 31.
Там же с. 32.
Арушанова А.Г. Речь и речевое развитие детей: формирование грамматического строя речи: методическое пособие для воспитателей/А.Г. Арушанова – М.: Мозаика-Синтез, 2004. с. 97.
Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. с. 47.
Выгоский Л.С. Собрание сочинений/Л.С. Выготский Т.5. – М.: Педагогика, 2003. с. 54.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Наука, 1961. с. 204.
Там же с. 207.
Там же с. 210.
Якубинский Л.П. О диалогической речи // Язык и его функционирование. - М.: Наука, 1986. с. 30ю
Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М.: Изд-во МГУ, 1985. с. 75.
Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Наука, 1969. с. 107.
Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения. // Логопедия: методическое наследие / Под ред. Л. С. Волковой: в 5 кн. Кн. 4 «Нарушения письменной речи». – М.: Владос, 2003. с. 207.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Наука, 1961. с. 177.
Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми 5 - 6 лет / Под ред. А. Герасимовой. - М.: Айрис- пресс, 2007. с. 51.
Там же с. 54.
Там же. с. 56.
Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи. // Дефектология. – 2004. - №5. с. 8.
Матвеева Н.Н. Психокоррекция задержки речевого развития: пособие для психологов, воспитателей и родителей. – М.: Аркти, 2005. с. 32.
Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми 5 - 6 лет / Под ред. А. Герасимовой. - М.: Айрис- пресс, 2007. с. 201.
Матвеева Н.Н. Психокоррекция задержки речевого развития: пособие для психологов, воспитателей и родителей. – М.: Аркти, 2005. с. 56.
Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи. // Дефектология. – 2004. - №5. с. 11.
Черкасова Е. Воспитание речевого слуха у детей с общим недоразвитием речи //Дошкольное воспитание. – 2006. - №11. с. 68.
Там же с. 70.












2

Список литературы


1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. / Под ред. Л.С. Цветковой. – М.: МПСИ, 2006. – 296 с.
2. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях/М.М. Алексеева, О.С. Ушакова// Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М.: 2003. - с.27-43.
3. Арушанова А.Г. Речь и речевое развитие детей: формирование грамматического строя речи: методическое пособие для воспитателей/А.Г. Арушанова – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 254 с.
4. Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигедеро Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью. М.: Педагогика, 1991. – 354 с.
5. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей дошкольного возраста: Учебное пособие/З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.
6. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. - 144с.
7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии: Учебное пособие/Л.С. Выготский – С-Пб.: Союз, 2006. – 312 с.
8. Выгоский Л.С. Собрание сочинений/Л.С. Выготский Т.5. – М.: Педагогика, 2003. – 136 с.
9. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 418 с.
10. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Наука, 1961. – 311 с.
11. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие. – М.: Издательство Московского педагогического университета, 2005. – 211 с.
12. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста: Учебное пособие/В.В. Елкина – М.: Просвещение, 2004. - 107 с.
13. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. - СПб., 2006. - 368с
14. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Академия, 2000. – 477 с.
15. Макарова Н.В. Речь ребенка от рождения до пяти лет. – СПб.: КАРО, 2004. – 48 с.
16. Основы логопедической работы с детьми. /Под общ. Ред. Г.В. Чиркиной. – М.: Аркти, 2002. – 316 с.
17. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. /М.Ф.Фомичева, Т.В.Волосовец, Е.Н.Кутепова и др.; Под ред. Т.В.Волосовец. – М.: Академия, 2002. – 325 с.
18. Поваляева М.А. Ранняя диагностика и дифференциальная диагностика речевых нарушений у детей. Ч. 1. - Ростов-н /Д.: Изд-во РГПУ, 1997. – 366 с.
19. Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми 5 - 6 лет / Под ред. А. Герасимовой. - М.: Айрис- пресс, 2007. - 224с.
20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 713 с.
21. Сереброва Н.И. Методика логопедического обследования // Нарушение речи у дошкольников / Сост. Р.А. Белова-Давид, Б.М. Гриншпун. - М., 1969. – 277 с.
22. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. – М.: Гном и Д, 2005. – 144 с.
23. Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи. // Дефектология. – 2004. - №5. – С. 6-15
24. Филичева Т.Б. Обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием // Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектол. факультетов педагогических вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. - М.: Владос, 2003. Кн.5: Фонетико- «. фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. С. 73-80.
25. Филичева Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников // «Дети с проблемами в развитии». – 2004. - №1. – с. 47 – 54.
26. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с.
27. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. – М.: АСТ, 2002. – 540 с.
28. Черкасова Е. Воспитание речевого слуха у детей с общим недоразвитием речи //Дошкольное воспитание. – 2006. - №11. - с.65-75
29. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками. / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.

Вопрос-ответ:

Какие причины могут привести к задержке речевого развития у ребенка?

Возникающие задержки речевого развития у детей могут иметь различные причины. Некоторые из них могут быть связаны с нарушениями слуховой функции или врожденными аномалиями органов речи. Другие причины могут включать задержку в общем развитии ребенка или недостаток стимулирования речи в окружающей среде.

Какие психолого-лингвистические основы развития речи детей изучаются?

Психолого-лингвистические основы развития речи детей изучаются с целью понять, какие процессы и механизмы лежат в основе формирования и развития речи у детей. В этих исследованиях рассматривается взаимосвязь между когнитивными процессами, социальной средой, моторикой и другими факторами, влияющими на развитие речи.

Какие методики используются для диагностики задержки речевого развития?

Для диагностики задержки речевого развития используются различные методики, включая наблюдение за речевыми проявлениями ребенка, аудиологические и рентгенологические методы исследования, а также психологические тесты. Также используются компьютерные программы для анализа речи и оценки речевого развития.

Какое современное состояние проблемы диагностики и коррекции задержки речевого развития?

Современное состояние проблемы диагностики и коррекции задержки речевого развития включает разработку более точных и эффективных методов диагностики, а также разработку интегрированных программ коррекции, учитывающих все аспекты речевого развития ребенка. В настоящее время также активно исследуются генетические и нейрофизиологические основы задержки речевого развития.

Какие вариации методик существуют для диагностики задержки речевого развития?

Существует ряд различных вариаций методик диагностики задержки речевого развития, которые могут включать комплексное анализирующее исследование речи, оценку физического развития ребенка, анализ социального окружения. Также разрабатываются методики для диагностики узконаправленных нарушений речи, таких как дислексия или ринолалия.

Какие причины могут вызывать задержку речевого развития у ребенка?

Причинами задержки речевого развития могут быть как генетические факторы, так и внешние воздействия, такие как ранняя детская психотравма или недостаток общения и стимуляции.

Какие основные аспекты развития речи детей изучаются в психолого-лингвистическом аспекте?

В психолого-лингвистическом аспекте изучается процесс формирования звуковой и смысловой структуры речи, особенности речевой деятельности ребенка, его способности к восприятию и воспроизведению речи, а также связь между речью и мышлением.

Какие методики используются для диагностики задержки речевого развития?

Существует множество методик диагностики задержки речевого развития, включая обследование врачом-логопедом, психологическое и лингвистическое тестирования, анализ речи и диалогового общения с ребенком, а также наблюдение за его поведением и коммуникативными навыками.

В чем состоит современное состояние проблемы диагностики и коррекции задержки речевого развития?

Современное состояние проблемы диагностики и коррекции задержки речевого развития заключается в поиске более эффективных методов диагностики и разработке индивидуальных программ коррекции, основанных на комплексном подходе и учете особенностей каждого ребенка.

Какие вариации методик используются для диагностики задержки речевого развития?

Вариации методик диагностики задержки речевого развития могут включать как формальные тесты и анкеты для оценки речевых навыков ребенка, так и неформальные методы, такие как наблюдение и запись речи, анализ речевых ошибок и общения с ребенком.

Какие причины могут привести к задержке речевого развития у ребенка?

Причины задержки речевого развития у детей могут быть различными, включая генетические факторы, проблемы внутренних органов, нарушения слуха или зрения, недостаток стимуляции и общения в раннем детстве, а также некоторые неврологические или психологические расстройства.

Какими методиками можно диагностировать задержку речевого развития у ребенка?

Существует несколько методик диагностики задержки речевого развития у детей, включая наблюдение и анализ речи, стандартизированные тесты и опросники, а также использование специальных аппаратов для измерения слуховых функций. Каждая методика имеет свои преимущества и может быть применена в зависимости от возраста и особенностей развития ребенка.