Государственные целевые программы: составление, исполнение, осуществление финансового контроля

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Финансовое планирование
  • 23 23 страницы
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 15.11.2013
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1 5
Заключение 21
Список использованной литературы 23
Фрагмент для ознакомления

Эта особенность выгодно отличает этот метод от большинства других.
Другая особенность планирования – это когда приоритетом становится не система сама по себе, ее составляющие и сложившаяся организационная структура, а управление элементами программы, программными действиями.
Итак, программно-целевой метод планирования состоит в отборе приоритетных целей экономического, социального, научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в заданные сроки с максимальной эффективностью при требуемом обеспечении ресурсами. Метод включает разработку программ с учетом стратегических целей, определение путей, средств и организационных мероприятий по их достижению.
Часто упоминая термин «программа», необходимо обратить внимание на его теоретическое определение, под которым понимается научно обоснованное представление о состоянии какого-либо отдельного, локального объекта управления через определенный период времени (пять, десять лет или более) на основании реализации поставленной цели и выполнения комплекса мероприятий, согласованных по ресурсам, срокам и исполнителям.
По содержанию выделяют экономические, социальные, научно-технические, инновационные, инвестиционные, экологические, оборонные программы, которые могут быть направлены на решение политических, национальных, чрезвычайных, религиозных задач, проблем преступности и так далее. По временному периоду программы бывают: долгосрочные (свыше десяти лет), среднесрочные (три - пять лет) и краткосрочные (до года).
Планирование осуществляется с соблюдением правил формирования, обоснования и организации разработки плановой документации, основными из них выделены: научность, социальная направленность, пропорциональность и сбалансированность, повышение эффективности производства, приоритетность, согласование кратко-, средне- и долгосрочных целей.
Принцип научности подразумевает разработку программных документов с учетом развивающих общество законов, с помощью анализа тенденций, также необходим прогноз социально-экономического функционирования общества.
Принцип социальной направленности планирования первоочередно учитывает интересов социума. Все планы направлены на удовлетворение потребностей общества.
Для максимального достижения наилучшего результата, с учетом экономии труда и ресурсов на единицу продукции используется принцип повышения эффективности производства. При планировании важно учитывать такие показатели эффективности, как рост производительности труда, снижение материало- и энергоемкости, повышение фондоотдачи, рентабельности и другие показатели.
Принцип пропорциональности и сбалансированности состоит в том, что при росте производства следует улучшать структуру хозяйства, уменьшать доли отсталых производств, увеличивать применение высоких технологий и др. При этом должны увеличиваться объемы продукции, которая имеет максимальный спрос на мировом рынке, главным образом, товаров с большей долей добавленной стоимости, и сокращаться сырьевые поставки другим странам.
Приоритет общественного развития должен господствовать при составлении планов. В связи с тем, что в государстве всегда есть ограниченность в каких-либо ресурсах (трудовых, материальных, природных и др.), правительство должно определять такие направления в развитии страны, которые имеют первоочередное значение для общества в данный период.
Принцип согласования краткосрочных и долгосрочных целей это по сути продолжение принципа пропорциональности. Но главным здесь является учет целей при планировании на временных отрезках. Планируемые результаты по внесенным предложениям в программу должны при этом координироваться со стратегическими целями общества.
Первой программой превалирования государственной собственности в Советской Союзе был план ГОЭЛРО. Это комплексный государственный план электрификации страны, который был принят в 1920 году. Эти программы на уровне государства имели свое применение и в других странах. К примеру США. Там федеральным правительством в тридцатые годы была одобрена программа по развитию производств в долине реки Теннесси. После войны была реализована программа по созданию в Калифорнии, в местности Силиконовая долина комплекса научных лабораторий, организаций и предприятий по созданию и выпуску электронной и вычислительной техники по заказу военных.
Как метод долговременных комплексных проблем социально-экономического развития программный подход в качестве метода решения отлично вписался в индустриальную систему хозяйствования.
Исполнение экономической политики государства, а также его интенсивного влияния на производственные и иные процессы осуществляются в современном мире при помощи программно-целевого метода. Как уже указывалось выше, составление целевых государственных программ это долгий и трудоемкий процесс, требующий участия различных компетентных государственных структур и экспертов. Программа от своего зарождения до полной ее реализации и претворения в жизнь проходит длинный путь. Отбираются наиболее важные проблемы для включения их в программы; принимаются решения о создании этой самой программы и начинается ее формирование; проводится экспертиза и оценка целевой программы, утверждается, далее – контролируется ход ее выполнения.
Отбор проблем для их программной разработки и решения определяется следующими факторами:
- фактор значимости проблем;
- фактор невозможности комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма, и необходимость государственной поддержки ее решения;
- фактор принципиальной новизны технических, организационных и иных мероприятий, крайне нужных для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений и повышения на этой основе эффективности общественного производства;
- фактор необходимости координации межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и производств для решения данной проблемы.
Говоря о программно-целевом методе, современному этапу развития образования присуще то, что он обеспечивает выполнение одновременно двух видов интеграции: пространственной, в случае, если необходимо объединить усилия субъектов и временной, в случае, если нужно добиться непременной последовательности и единства дифференциальных стадий общего процесса движения к конечной цели, которая и предусмотрена программой.
Органическое единство четко структурированной содержательной части программы с формированием и использованием организационного и финансового механизмов ее выполнения, контролем выполнения является в программно-целевом методе основным.
Но все же, несмотря на то, что программно-целевой метод планирования служит важнейшим инструментом осуществления государственной политики в экономике, в настоящее время его эффективность и продуктивность невелика. В связи с этим этот метод зачастую заменяется текущим административным управлением.


















Заключение

Государственная целевая программа выполняется путем исполнения ее мероприятий и задач органами государственной власти, а также исполнителями, предусмотренными этой программой.
Концепция государственной целевой программы должна разрабатываться для обоснования необходимости создания этой самой программы, а также определить оптимальный вариант решения поставленного вопроса. Концепция целевой программы может не разрабатываться в том случае, если она необходима для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Государственный заказчик самостоятельно выполняет все пункты государственной целевой программы, а также в случае необходимости, заключает контракты в порядке, установленном действующим законодательством. Исполнителями государственной целевой программы являются различные предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, которых выбирает и назначает государственный заказчик для совершения необходимых задач государственной программы на конкурсной основе или в форме государственного заказа.
В настоящий момент подобная реализация государственных целевых программ хорошо изучена, грамотно разработана на теоретическом уровне, а также проверена на практике. На примере существует множество моделей успешного применения этой методики, как в нашей стране, так и в других государствах.
Долгосрочные государственные целевые программы разумно применять для решения задач межмуниципального (на уровне субъекта РФ), межведомственного характера, потому что эти задачи не могут быть решены в рамках текущей деятельности субъектов бюджетного планирования, Также государственные целевые программы применяют для достижения стратегических ориентиров развития территории, указанных в документах социально-экономического планирования. Являясь долговременной, целевая программа должна быть реализована в срок, но не менее чем через три года.
По сути, долговременная целевая программа должна быть направлена на претворение в жизнь какой-то стратегической или тактической цели, в отличие от ведомственной целевой программы - которая направлена на достижение цели определенного ведомства и в большей степени отражает в программном разрезе нынешнюю деятельность определенного ведомства. Долгосрочная целевая программа может состоять из нескольких подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках данной программы.






























Список использованной литературы

1. Указ Президента Российской Федерации от 09.03.04 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»;
2. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 08.11.2007) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ч. 2 ст.)
3. Закон Российской Федерации «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 23 июня 1995 года, в редакции ФЗ от 09.07.1999 года №159-ФЗ;
4. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» (04.07.2003 №5-ФЗ);
5. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года №184-ФЗ.
6. Постановление Правительства Российской Федерации «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация» от 26 июня 1995 года №594.
8. Басовский Л.Е., Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. - М., ИНФРА-М, 2003.
9. Борисевич В.И., Кандаурова Г.А. Прогнозирование и планирование экономики: Учебное пособие. - Мн., ИП «Экоперспектива», 2000.
10. Мищенко В.В., Государственное регулирование и планирование национальной экономики: Уч. пособие. - М., 2003.
11. Псарева Т.В., Комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образований: Опыт, проблемы, рекомендации/ И.С. Головко, Т.В. Псарева, Е.В., Репина-Гаврикова, И.А. Назаренко. Под общ. Ред. Т.В. Псаревой. - Новосибирск, 2009.
12. Райзберг Б.А., Программно-целевое планирование и управление / Б.А. Райзберг, А.Г. Лобко. - М: Инфра_М, 2008.



Постановление Правительства Российской Федерации «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация» от 26 июня 1995 года №594.
Псарева Т.В., Комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образований: Опыт, проблемы, рекомендации/ И.С. Головко, Т.В. Псарева, Е.В., Репина-Гаврикова, И.А. Назаренко. Под общ. Ред. Т.В. Псаревой. - Новосибирск, 2009.

Райзберг Б.А., Программно-целевое планирование и управление / Б.А. Райзберг, А.Г. Лобко. - М: Инфра_М, 2008.

Райзберг Б.А., Программно-целевое планирование и управление / Б.А. Райзберг, А.Г. Лобко. - М: Инфра_М, 2008.










4

Список использованной литературы

1. Указ Президента Российской Федерации от 09.03.04 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»;
2. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 08.11.2007) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ч. 2 ст.)
3. Закон Российской Федерации «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 23 июня 1995 года, в редакции ФЗ от 09.07.1999 года №159-ФЗ;
4. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» (04.07.2003 №5-ФЗ);
5. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года №184-ФЗ.
6. Постановление Правительства Российской Федерации «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация» от 26 июня 1995 года №594.
8. Басовский Л.Е., Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. - М., ИНФРА-М, 2003.
9. Борисевич В.И., Кандаурова Г.А. Прогнозирование и планирование экономики: Учебное пособие. - Мн., ИП «Экоперспектива», 2000.
10. Мищенко В.В., Государственное регулирование и планирование национальной экономики: Уч. пособие. - М., 2003.
11. Псарева Т.В., Комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образований: Опыт, проблемы, рекомендации/ И.С. Головко, Т.В. Псарева, Е.В., Репина-Гаврикова, И.А. Назаренко. Под общ. Ред. Т.В. Псаревой. - Новосибирск, 2009.
12. Райзберг Б.А., Программно-целевое планирование и управление / Б.А. Райзберг, А.Г. Лобко. - М: Инфра_М, 2008.

Вопрос-ответ:

Какие особенности отличают программно-целевой метод планирования от других методов?

Программно-целевой метод планирования отличается от большинства других методов тем, что у него приоритетом становится не сама система, ее составляющие и организационная структура, а управление элементами программы и программными действиями.

В чем состоит программно-целевой метод планирования?

Программно-целевой метод планирования состоит в отборе приоритетных целей экономического развития и разработке программных действий для их достижения.

Что представляют собой государственные целевые программы?

Государственные целевые программы - это программы, разрабатываемые и утверждаемые государством для решения определенных задач и достижения определенных целей в различных сферах жизни общества, таких как экономика, социальная сфера, наука, культура и др.

Каковы этапы осуществления государственных целевых программ?

Осуществление государственных целевых программ проходит несколько этапов: составление программы, исполнение программы и финансовый контроль. На этапе составления программы определяются цели, задачи и механизмы их достижения. На этапе исполнения программы осуществляется финансирование и реализация задач. На этапе финансового контроля производится оценка эффективности использования бюджетных средств и результатов программы.

Какой метод планирования отличается государственные целевые программы?

Государственные целевые программы отличаются программно-целевым методом планирования, который заключается в отборе приоритетных целей и разработке программных действий для их достижения. Этот метод позволяет сосредоточиться на управлении элементами программы и ее выполнении, а не только на самой структуре системы.

Какие особенности имеет программно-целевой метод планирования?

Программно-целевой метод планирования отличается от большинства других методов тем, что приоритетом становится управление элементами программы, программными действиями, а не система сама по себе. Другой особенностью этого метода является отбор приоритетных целей экономического развития.

Что такое государственные целевые программы?

Государственные целевые программы (ГЦП) - это документы, разработанные государством для решения определенных задач и достижения конкретных целей в определенной сфере экономической или социальной деятельности. ГЦП определяют приоритеты развития и направления использования финансовых и других ресурсов государства.

Как осуществляется составление государственных целевых программ?

Составление государственных целевых программ происходит на основе анализа текущего состояния сферы, для которой разрабатывается программа, и определения ее приоритетных задач. Далее проводится разработка механизмов реализации программы, определение необходимых ресурсов и оценка эффективности предполагаемых мероприятий. На последующем этапе программы согласовываются и утверждаются в установленном порядке.

Что такое исполнение государственной целевой программы?

Исполнение государственной целевой программы включает в себя реализацию запланированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей. В процессе исполнения осуществляется контроль за выполнением плановых показателей и обеспечение необходимых ресурсов. Важным этапом является оценка эффективности программы и ее корректировка, если необходимо.

Что такое финансовый контроль государственной целевой программы?

Финансовый контроль государственной целевой программы включает в себя мониторинг и анализ использования финансовых ресурсов программы. Это включает в себя контроль за расходованием бюджетных средств, анализ эффективности и рациональности их использования, а также предотвращение или выявление финансовых нарушений и мошенничества.

Какие особенности отличают программно-целевой метод планирования от других методов?

Особенность программно-целевого метода планирования заключается в отборе приоритетных целей и управлении элементами программы и программными действиями. Это отличает его от большинства других методов.

Что является приоритетом в программно-целевом методе планирования?

Приоритетом в программно-целевом методе планирования становится управление элементами программы и программными действиями, а не сама система, ее составляющие и организационная структура.