Мотивация личности к учебной деятельности

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогическая психология
  • 15 15 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 10.11.2013
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
1. Формирование мотивации к учебной деятельности и ее сущность 3
2. Мотивация личности к учебной деятельности 8
Список литературы 15
Фрагмент для ознакомления

Известно, что неформальное освоение высших интеллектуальных умений возможно только при познавательной мотивации. Тем не менее, даже в случае преобладания познавательней мотивации ученику все равно будут свойственны и другие мотивы - широкие социальные, достижения успеха, избегания наказания и др. Учителю приходится ориентироваться на весь широкий спектр мотивов. Ставя цель обучить определенному умению, он должен дать возможность каждому ученику понять, какой личностный смысл заключен в этой работе, зачем ему нужно это умение.
Побудительная сила самодеятельности - внутренняя мотивация. По мере взросления у ученика формируется важная потребность - потребность в структурировании будущего. Степень выраженности и осознанности такой потребности является одним из показателей социальной личностной зрелости. По мере созревания личности у нее должна определяться все более дальняя жизненная перспектива и формироваться представление о том, что учеба и ее итоги - это важный шаг на жизненном пути. Таким образом на более высоком уровне формируется внутренняя мотивация.
Организация учебной деятельности. Главная задача мотивации учения - такая организация учебной деятельности, которая максимально способствует раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика.
Особое значение для формирования мотивации имеет правильный отбор форм учебной деятельности. Программа мотивационного действия построена на воспитании у учеников чувства причастности к делу, которое они выполняют. Это чувство складывается из следующих компонентов:
вера в эффективность собственной деятельности;
получение обратной связи о достижении цели;
переживание ответственности за свои действия и их последствия.
Важна для психологически грамотной организации мотивации учебы ориентация учителя на индивидуальные стандарты достижений учеников. Учитель ставит перед каждым учеником индивидуальные задания, ориентированные на его возможности и цели. Так как эти нормы соответствуют возможностям ученика и нередко им самим и установлены, то итоги объясняются внутренне контролируемыми причинами. Такой характер объяснений при наличии ответственности за выполняемое дело создает высокую мотивацию и пробуждает интерес к учению. Итогом подобной стратегии обучения является возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах, оптимальная мотивация и успешная учеба.
Учителю прежде всего необходимо создать ситуацию, которая формирует у учеников общее положительное отношение к учебной деятельности. Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика, результаты обучения - соответствовать его потребностям и быть значимыми. Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересен сам процесс учения и он испытывал радость от общения с учителем. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ученика в школе и на уроках.
Личность учителя и характер его отношения к ученику. В психологическом развитии ученика определяющим является не только характер его ведущей деятельности, но и характер той системы взаимоотношений с окружающими его людьми, в которые он вступает на разных этапах своего развития. Владение педагогом культурой общения, понимание и осуществление целенаправленной работы обусловливает успешность усвоения учеником социальных отношений.
Учитель организует деятельность ученика по освоению предмета; его функции: мотивация ученика, планирование, контроль и коррекция его деятельности. Сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения, чтобы показать ученикам чрезвычайную важность определения собственных целей, убедить их в том, что предстоящая учебная деятельность даст им в руки такие психологические инструменты, которые позволят добиться успеха в жизни, использовать все свои лучшие, сильные стороны, чтобы достичь цели.
Многогранное интеллектуальное и личностное развитие учеников требует создания оптимальных психологических и педагогических условий, обеспечивающих полноценное переживание учениками каждого возрастного периода и тем самым способствующих реализации их индивидуальных творческих потенций.
Говоря о формировании мотивационной сферы, нельзя не упомянуть о таком сложном психологическом процессе, как самомотивация. Наблюдения показывают, что ведущим мотивом в процессе самомотивации является мотив личностной самореализации (или самоактуализации). По мнению ряда исследователей, потребность в самоактуализации, состоящая в стремлении человека «быть тем, чем он может стать», потенциально заложена у всех людей, но не у всех проявляется и тем более осознанно. По мнению Анциферовой Л.И.: «. Самоактуализация рассматривается как непрерывный процесс, выбор из многих возможностей “возможности роста” (А.Маслоу). Моменты самоактуализации дают человеку высшие переживания, которые становятся необходимой его частью в силу своей яркой специфичности» [1].
Таким образом, рассматривая структуру мотивационной сферы личности и ее потребностей, связывая их с преобразовательной деятельностью, можно понять складывающуюся в процессе учебной деятельности иерархию мотивов учащихся. Двигаясь по иерархической лестнице мотивов учебной деятельности, мы видим, что мотив к учению находится в тесной взаимосвязи с мотивом к преобразовательной деятельности, а на вершине иерархической лестницы располагается высший мотив - мотив к самоутверждению.


















Список литературы

Анциферова Л.И. Личность и её жизненный путь. // Психология личности в социалистическом обществе. М.: Наука, 1991
Асеев Б.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 1976.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 1985
Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997
Карпова Е.В. Специфика современного состояния и перспективы развития проблемы мотивации учебной деятельности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2006
Маркова А.К. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990.
Петровский В.А. Личность в психологии..- Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.
Хань Цзиньчжи. Педагогическая психология. Бэйцзин, 2003.
Хон Р.Л. Педагогическая психология: Принципы и обучение. М., 2002.











14

1. Анциферова Л.И. Личность и её жизненный путь. // Психология личности в социалистическом обществе. М.: Наука, 1991
2. Асеев Б.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 1976.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 1985
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997.
5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997
6. Карпова Е.В. Специфика современного состояния и перспективы развития проблемы мотивации учебной деятельности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2006
7. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990.
8. Петровский В.А. Личность в психологии..- Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.
9. Хань Цзиньчжи. Педагогическая психология. Бэйцзин, 2003.
10. Хон Р.Л. Педагогическая психология: Принципы и обучение. М., 2002.

Вопрос-ответ:

Какие мотивации к учебной деятельности существуют?

Существуют различные мотивации к учебной деятельности, включая познавательную мотивацию, социальную мотивацию, мотивацию достижений, мотивацию избегания наказания и другие.

Что такое формирование мотивации к учебной деятельности?

Формирование мотивации к учебной деятельности - это процесс, в ходе которого ученик приобретает интерес и стремление к обучению, развивает свои познавательные потребности и осознает важность учебы для своего будущего.

Какие мотивы могут быть у ученика помимо познавательной мотивации?

Помимо познавательной мотивации, у ученика могут быть и другие мотивы, такие как желание достичь успеха, стремление к социальному признанию, избегание наказания и другие широкие социальные мотивы.

Почему познавательная мотивация необходима для освоения высших интеллектуальных умений?

Познавательная мотивация является ключевой для освоения высших интеллектуальных умений, так как она способствует развитию любознательности, стремления к знаниям и собственному развитию.

Каким образом учителю помочь ученикам формировать мотивацию к учебной деятельности?

Учителю можно помочь ученикам формировать мотивацию к учебной деятельности, предоставляя интересные и значимые задания, создавая поддерживающую и позитивную образовательную среду, уделяя внимание индивидуальным потребностям и интересам каждого ученика.

Какая роль мотивации в учебной деятельности?

Мотивация играет важную роль в учебной деятельности, поскольку она стимулирует ученика к достижению академических целей и усвоению новых знаний. Мотивация побуждает ученика к действию, дает ему энергию и настойчивость, необходимые для успешного обучения.

Что такое формирование мотивации к учебной деятельности и ее сущность?

Формирование мотивации к учебной деятельности представляет собой процесс внушения и развития интереса и стремления ученика к учебе. Сущность мотивации заключается в внутреннем стремлении, желании и энергии, которые мотивируют ученика к достижению учебных целей и успеха.

Какие мотивы существуют у учащихся?

У учащихся могут присутствовать различные мотивы, такие как познавательный интерес, желание достичь успеха, социальные мотивы (например, желание принадлежать определенной группе), страх наказания или провала, желание удовлетворить потребности в самоутверждении и признании.

Как помочь ученику развить мотивацию к учебной деятельности?

Учителю стоит ориентироваться на индивидуальные особенности каждого ученика и создавать стимулирующую и поддерживающую учебную среду. Важно учесть интересы и потребности ученика, использовать разнообразные методы обучения, устанавливать реалистичные учебные цели, поощрять достижения и помогать преодолевать трудности.