Владимир Соловьев – философ либерально-христианского направления и его концепция будущего России.
Заказать уникальный реферат- 13 13 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 23.12.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Философские взгляды Владимира Соловьева 4
2. Софиология 8
3. Социально-исторические воззрения 10
Заключение 14
Список литературы 15
Вопрос о соотношении России и Европы с давних пор интересовал мыслителей нашей страны. В действительности, расположенная на двух сторонах света, принадлежащая одинаково и Европе, и Азии, Россия является страной, вопрос о развитии которой не может быть решен однозначно. Издревле ей свойственна восточная широта духа и некий деспотизм, но, в то же время она всегда тянулась к прогрессу. На это не мог обратить внимание и Владимир Соловьев. В идеале организации русского государства должна лежать свободная теократия, в которой нравственность принадлежит Церкви с главою – первосвященником, власть – Царю, а совет о будущем – пророкам, которые владеют ключами к грядущему. Отношение России к Западу в концепции Соловьева выражается в соотношении трех коренных сил, которые управляют развитием человечества. Первая сила являет собой центростремительность, которая стремится подавить различные типы частной собственности и все свободы личности. Вторая сила. Напротив, центробежная, которая говорит об отсутствии общих начал для всех цивилизаций. Третья же сила основана на применении двух сил и позволяет существование как множества отличительных черт, так и интегрирует само человечество. Естественно, что третьей силой, по мнению Соловьева, является сама психология славянства, так как, известно, что славяне мирно сосуществовали с многими народами. Призвание России в свете этой концепции состоит в объединении всех черт цивилизации. Объединение это проистекает не из внешнего благополучия. Безусловно, в этом плане Европа значительно опережает Россию как по промышленным показателям, так и по типу свободы, но из богатства Духа, не зависящего от материальных явлений. По сути, вся история России – это история интеграции, непротиворечивости русских идей западным, как это обнаружилось, скажем, в начинаниях Петра Первого и готовности взаимодействовать с другими народами, как это проявилось в призвании на Русь варягов. Именно в этом христианском служении всему миру Россия и оказывается выше, чем европейские государства. Соловьев в своих трудах подвергает резкой критике идею обрусения других народов – возвышение России состоит не в этом. Ошибка славянофильства, как такового, заключается не в направленности на будущее, но в обожествлении старой Руси, которая, по сути, явилась образованием достаточно темным. Сам же русский народ не обладает какими-либо особенными чертами, а потому он выступает ничем иным, как посредником между миром и Божьей Волею. Для общей характеристики социально-исторических исканий Владимира Соловьева, существенным является и учение о прогрессе, которое имеет двойной смысл. С одной стороны, прогресс представляет переходность страны от одной исторической эпохи к другой. Иными словами, исторический процесс развития России представляет собой ни что иное, как зарождение и гибель определенных идей. Гибель одной формы существования государства неизменно связана, по Соловьеву, с рождением другой формы. Отчасти эта формулировка восходит к буддизму, однако, в философии Соловьева она существенно шире. Таким образом, можно подвести итог всему выше сказанному. По своему мировоззрению Владимир Соловьев не был ни западником, ни славянофилом. Вся его философская деятельность – это искание истины, которое никак не должно было смущать мыслителя логическими противоречиями. Соловьев не был в полном смысле этого слова ни консерватором, ни либералом, ни даже революционером. Это был человек, в котором удивительнейшим образом уживались противоречия.ЗаключениеЛичность Владимира Соловьева при ближайшем рассмотрении кажется чересчур противоречивой. Тем не менее, во всех его трудах обнаруживается одна замечательная черта – это стремление бороться с язвами окружающего мира. Эта вечная устремленность к Добру и Правде намного шире, чем все труды, им созданные. Владимир Соловьев не был ни западником, ни славянофилом. Вся его философская деятельность – это искание истины, которое никак не должно было смущать мыслителя логическими противоречиями. Соловьев не был в полном смысле этого слова ни консерватором, ни либералом, ни даже революционером. Это был человек, в котором удивительнейшим образом уживались противоречия.Хочется завершить работу замечательным высказыванием философа, отражающим всю суть духовных исканий мыслителя «Человек совмещает в себе всевозможные противоположности, которые все сводятся к одной великой противоположности между безусловным и условным, между абсолютною и вечною сущностью и преходящим явлением, или видимостью. Человек есть вместе и божество, и ничтожество». Список литературыБучило, Н.Ф. Чумаков А.Н Философия: Учебное пособие / Н.Ф. Бучило, А.Н. Чумаков, М.: ПЕР СЭ, 2002. – 516 с.Кувакин, В.А. Философия Вл. Соловьева / В.А. Кувакин – М.: Просвещение, 1988. – 385 с.Лосев А.Ф. Владимир Соловьев. – М., 1983. //http://www.vehi.net/soloviev/losev.htmlЛосский Н.О. История русской философии. – М.: Советский писатель, 1991. – 480 с. Мир философии: Книга для чтения. Ч. 2. Человек. Общество. Культура. – М.: Политиздат, 1991. – 624 с. Современный философский словарь. / Под ред. д.ф.н., проф. В.Е. Кемерова. – 1996. – 608 с. Соловьев B.C. Россия и Европа //Европейский альманах. М. , 1990. С. 86-119.Соловьев Вл.С. Сочинения в 2-х т. М., 1989. Т. 1. 687 с. Т. 2. 735 с.Феномен человека: Антология. / Сост., вступ. ст. П.С. Гуревича. – М.: Высшая школа, 1993. – 349 с. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1989. – 815 с.
1. Бучило, Н.Ф. Чумаков А.Н Философия: Учебное пособие / Н.Ф. Бучило, А.Н. Чумаков, М.: ПЕР СЭ, 2002. – 516 с.
2. Кувакин, В.А. Философия Вл. Соловьева / В.А. Кувакин – М.: Просвещение, 1988. – 385 с.
3. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев. – М., 1983. //http://www.vehi.net/soloviev/losev.html
4. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Советский писатель, 1991. – 480 с.
5. Мир философии: Книга для чтения. Ч. 2. Человек. Общество. Культура. – М.: Политиздат, 1991. – 624 с.
6. Современный философский словарь. / Под ред. д.ф.н., проф. В.Е. Кемерова. – 1996. – 608 с.
7. Соловьев B.C. Россия и Европа //Европейский альманах. М. , 1990. С. 86-119.
8. Соловьев Вл.С. Сочинения в 2-х т. М., 1989. Т. 1. 687 с. Т. 2. 735 с.
Феномен человека: Антология. / Сост., вступ. ст. П.С. Гуревича. – М.: Высшая школа, 1993. – 349 с.
9. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1989. – 815 с.
Вопрос-ответ:
Какие философские взгляды имел Владимир Соловьев?
Владимир Соловьев был философом либерально христианского направления. Он развивал идеи объединения религии и философии, веры и разума.
Какая концепция будущего России была у Владимира Соловьева?
У Владимира Соловьева была концепция "национальной идеи", основанной на объединении религиозных, философских и социально-исторических составляющих. Он видел будущее России в строительстве праведного и братского общества.
Что такое софиология?
Софиология - это учение о Софии, божественной мудрости. В рамках философии Владимира Соловьева софия играет важную роль и является одной из ключевых категорий его мышления.
Какие социально-исторические воззрения были у Владимира Соловьева?
Владимир Соловьев придерживался идеи социального историзма и считал, что история развивается по закономерностям. Он видел Россию как особый субъект истории, который должен играть ведущую роль в мировом развитии.
Как Россия связана с Европой и Азией, согласно Владимиру Соловьеву?
Владимир Соловьев считал Россию уникальной страной, которая одновременно принадлежит как Европе, так и Азии. Он видел большую миссию в единении двух континентов через Россию и считал, что страна должна играть важную роль в формировании общей евразийской цивилизации.
Какие взгляды имеет Владимир Соловьев на будущее России?
Владимир Соловьев, философ либерально христианского направления, имеет комплексный взгляд на будущее России. Он считает, что страна должна стремиться к объединению с Европой и осуществлению социальной справедливости. В его концепции будущего России центральное место занимает софиология - учение о Мудрости и Божественном разуме. Соловьев полагает, что развитие России должно основываться на гармонии между религией, наукой и искусством.
Что такое софиология?
Софиология - это учение о Мудрости и Божественном разуме. В контексте взглядов Владимира Соловьева, софиология играет центральную роль. Он считает, что развитие России должно основываться на гармонии между религией, наукой и искусством. Соловьев полагает, что только через софиологию можно достичь оптимального развития общества и достижения социальной справедливости.
Какие социально-исторические воззрения высказывает Владимир Соловьев?
Владимир Соловьев высказывает социально-исторические воззрения, согласно которым Россия должна стремиться к объединению с Европой и осуществлению социальной справедливости. Он полагает, что только через социальное справедливость и гармонию между религией, наукой и искусством можно достичь оптимального развития общества. Соловьев также подчеркивает важность роли России как моста между Европой и Азией, и считает, что страна должна использовать свое географическое положение в качестве преимущества.