Женские образы и их роль в рассказах И. Бунина

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Русская литература
  • 14 14 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 24.12.2013
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Подходы к герою И. А. Бунина в современном литературоведении 4
2. Специфика женских персонажей в цикле рассказов «Темные аллеи» 7
Заключение 13
Список литературы 14
Фрагмент для ознакомления

Как уже отмечалось ранее – тема сиротства – это тема частная для всего цикла «Темные аллеи». Сиротство при этом рассматривается не только в прямом своем значении, как факт биографии, но и в значении переносном, как факт осиротения в браке. Большинство героинь – женщины, оставленные мужьями, либо женщины, у которых мужья умерли, после чего героини становятся беззащитными, покинутыми один на один с жестоким миром. Наиболее ярко эта тема обозначена в рассказе «Красавица». Суть рассказа незамысловата – молодая жена, мачеха, сживает сына от первого брака в угол. Примечательно, что сам мальчик не рисуется беспомощным и слабым, а наоборот, предстает человеком, способным справиться с собственными бедами: «и мальчик…. Зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью… Он сам стелет себе постельку вечером, сам прилежно убирает, свертывает ее утром и уносит в коридор в мамин сундук». В этом рассказе показана еще одна сторона женского характера – жестокость по отношению к беззащитному – красавица лишает мальчика не только отца, но и дома. Еще один женский портрет, возникающий в новелле «Мадрид» - это девушка, которая зарабатывает проституцией. Герой, встречая Полю на улице, настолько обескуражен ее детской непосредственностью и трагичностью ее судьбы, что в окончании рассказа, уже ревнует ее к клиентам и готов забрать ее с улицы. По сути, акт милосердия возможен только в одном случае – человеческое существо должно быть выкуплено другим человеческим существом. Интересна и еще одна деталь, которая отражает суть времени. Сестра Поли – Мур, которая приютила девочку после смерти родителей, и которая дала ей эту профессию, сама занимается ей и живет вполне законно со своей коллегой. На фоне сиротства проступает однополая любовь и современные нравы, которые, конечно же, не могли быть восприняты положительно русским дворянином. Близка по своей судьбе и Катька из рассказа «Второй кофейник», которая обречена скитаться от одного художника к другому. Девушка совсем не понимает всю глубину своего падения, доверчива и ласкова. Это проявляется в том, что она рассказывает своему ухажеру о предыдущем покровителе. Специфика этого рассказа такова, что жизнь Катьки совершенно не принадлежит ей самой. Жизнь ее, как и жизнь всех героинь сложна – она сирота, ее чуть было не продают в бордель. Тем не менее спасения для нее не наступает – она оказывается все в том же борделе, только среди художников, она - вещь, а не человек. «Холодная осень» - единственный рассказ, написанный от первого лица, от лица женщины. Здесь, конечно, нет портретной зарисовки героини. Только ее упоминание о себе во время переезда: «Баба в лаптях». Вся героиня в монологе о своей жизни, разделенной войной на две части, воспоминаниях о муже, погибшем почти сразу после начала войны. Речь сдержанна, рассказ будто на одном дыхании, ритм повествования замедляется только на воспоминаниях о последнем свидании с мужем, который рисует жизнь героини в соотнесенности со счастьем. И после окончания диалога уже выплаканная фраза о его смерти и торопливый рассказ об эмиграции. Совсем не похожая ни на кого героиня. Это не веселая Натали, это скорее спокойная Надежда, это не вереница «истеричек», путешествующих из одного рассказа в другой, это не страстные крестьянские девушки с туго обтянутыми кожей коленками. Своего рода тихий светлый идеал женственности. Таким образом, можно говорить, что единого типа женщин в рассказах Бунина не существует. Каждая героиня – одна из сторон женственности, один из типов характера. ЗаключениеОбраз женщин, описанных в цикле рассказов «Темные аллеи», отличается своей разноплановостью, однако, обретает свою целостность к последнему рассказу цикла. Все истории – это воспоминания о любви, воспоминания о падении, о сильном, почти не выразимом словами горе. Все героини «Темных аллей» движимы или сильным чувством, или роком и подчиняются они данным обстоятельствам.Любовь – это не светлое чувство, это сильная страсть, которая сродни зеркальному чувству – чувству ненависти. Страстная любовь Надежды оборачивается вечной, хоть и справедливой, обидой. Верных любящих героинь сменяют коварные изменщицы. Карьеристки сменяются безвольными простыми девушками, вынужденными путешествовать от одного мужчины к другому. Возможно, это не энциклопедия любви, а реестр женских характеров, искренних даже в своих злодействах, порывистых, манящих, истеричных, дородных или худых. Все героини, реализованные в рассказах Бунина, так или иначе несут на себе отражение биографии самого автора. Биографии жестокой и злой – гибели привычного мира, холодного и голодного времени эмиграции, которая. Естественно, отражается на судьбах героинь. Собственные, личные трагедии Бунина, так или иначе, проглядывают сквозь судьбы выдуманных им женщин. Список литературыБердникова О.А. Мотивы искушения в творчестве И.А. Бунина в аспекте христианской антропологии. Электронный ресурс. / Бердникова О.А., текстовые данные, 2010. Режим доступа - ftp://lib.herzen.spb.ru/text/berdnikova_12_85_279_288.pdf Блюм А. Грамматика любви. // А. Блюм "Наука и жизнь", 1970 Электронный ресурс. / Блюм А., текстовые данные, 2001. Режим доступа - http://lib.ru/BUNIN/bunin_bibl.txtВишневская И. Свет темных аллей. Ивану Бунину - 130 лет // ВЕК. - 2000. - № 42. - С. 11Михайлов О. Об Иване Бунине в этой книге // Рассказы. - М.: Советская Россия, 1978. - С. 5-19Михайлов О. Песнь песней Бунина // Темные аллеи. - М.: Художественная литература, 1991. - С. 3-8Саакянц А.А. Об И.А. Бунине и его прозе. / Бунин И.А. Рассказы. - М.: Правда, 1983. - 576с.Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX - начала ХХ века. - М.: Просвещение, 1993. – 780 с.Одоевцева, И. На берегах Сены. Текст. / И. Одоевцева - М.: Захаров, 2005.//http://modernlib.ru/books/odoevceva_irina_vladimirovna/na_beregah_seni/read

1. Бердникова О.А. Мотивы искушения в творчестве И.А. Бунина в аспекте христианской антропологии. Электронный ресурс. / Бердникова О.А., текстовые данные, 2010. Режим доступа - ftp://lib.herzen.spb.ru/text/berdnikova_12_85_279_288.pdf
2. Блюм А. Грамматика любви. // А. Блюм "Наука и жизнь", 1970 Электронный ресурс. / Блюм А., текстовые данные, 2001. Режим доступа - http://lib.ru/BUNIN/bunin_bibl.txt
3. Вишневская И. Свет темных аллей. Ивану Бунину - 130 лет // ВЕК. - 2000. - № 42. - С. 11
4. Михайлов О. Об Иване Бунине в этой книге // Рассказы. - М.: Советская Россия, 1978. - С. 5-19
5. Михайлов О. Песнь песней Бунина // Темные аллеи. - М.: Художественная литература, 1991. - С. 3-8
6. Саакянц А.А. Об И.А. Бунине и его прозе. / Бунин И.А. Рассказы. - М.: Правда, 1983. - 576с.
7. Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX - начала ХХ века. - М.: Просвещение, 1993. – 780 с.
8. Одоевцева, И. На берегах Сены. Текст. / И. Одоевцева - М.: Захаров, 2005.//http://modernlib.ru/books/odoevceva_irina_vladimirovna/na_beregah_seni/read

Вопрос-ответ:

Какая тема освещается в цикле рассказов "Темные аллеи" И. Бунина?

Тема сиротства освещается в цикле рассказов "Темные аллеи".

Как рассматривается тема сиротства в цикле рассказов "Темные аллеи"?

Тема сиротства рассматривается не только в прямом своем значении, как факт биографии, но и в переносном значении, как факт осиротения в браке.

Какие женские героини часто встречаются в рассказах И. Бунина?

Большинство героинь в рассказах И. Бунина - женщины, оставленные своими мужьями.

Какую роль играют женские образы в рассказах И. Бунина?

Женские образы в рассказах И. Бунина играют значительную роль и часто являются центральными персонажами сюжетов.

Какие подходы к герою И. Бунина преобладают в современном литературоведении?

В современном литературоведении преобладают различные подходы к герою И. Бунина, которые помогают более глубоко изучать его литературное наследие.

Какую роль играют женские образы в рассказах И. Бунина?

Женские образы в рассказах И. Бунина выполняют важные функции - они служат символами сиротства и осиротения в браке, а также являются отражением частной темы сиротства в цикле рассказов "Темные аллеи".

Какие подходы к герою И. А. Бунина в современном литературоведении существуют?

В современном литературоведении существуют различные подходы к герою И. А. Бунина. Некоторые исследователи акцентируют внимание на женских персонажах в его произведениях и рассматривают их специфику, особенности и роль в создании образа произведений.

Какая специфика женских персонажей в цикле рассказов "Темные аллеи"?

В цикле рассказов "Темные аллеи" женские персонажи имеют свою специфику - они являются женами, которых оставляют мужья. Тема сиротства здесь рассматривается как факт осиротения в браке.

Какие героини в рассказах И. Бунина оставлены мужьями?

Большинство героинь в рассказах И. Бунина являются женщинами, оставленными мужьями. Это отражает тему сиротства и осиротения в браке, которая является важной частью цикла рассказов "Темные аллеи".