Герои поэзии Н. Гумилева

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Русская литература
  • 18 18 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 28.12.2013
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Герои поэзии Николая Гумилева 4
Заключение 17
Список использованной литературы 18
Фрагмент для ознакомления

», от греч. ακμη – высшая степень чего-либо, цвет, цветущая сила) и выражением мужественного, твердого, непосредственного и ясного взгляда на жизнь (отсюда термин: «адамизм» от «Адам»)». Главное значение в поэзии приобретает, по мысли теоретиков акмеизма, художественное основание многообразного и яркого земного мира. Отразить внутренний мир человека, его телесные радости, отсутствие сомнений в себе, знание смерти, бессмертия, Бога и пророка, а также облечь жизнь в достойные и безупречные формы искусства – такова мечта акмеистов. «Место действия» лирический произведений акмеистов – земная жизнь, источник событийности – деятельность самого человека. Лирический герой акмеистов – не пассивный созерцатель жизненных мистерий, а устроитель и открыватель земной красоты. Герои Н. Гумилева и являются носителями такого мужественного, ясного и твердого взгляда на жизнь. В некотором смысле они и представляют собой прообраз Адама – первого человека, ступившего на землю. Тема первооткрывателей нередко появляется в лирических текстах поэта.
Зачастую героем произведений Гумилева становится поэт, певец, читатель. Казалось бы, что воин и поэт – фигуры противоположные, однако в интерпретации автора у них оказываются точки соприкосновения. Значимо с этой точки зрения стихотворение из сборника «Жемчуга» под названием «Читатель книг». Очевидно, что Гумилев уподобляет процесс чтения путешествию, то есть чтение становится метафорой странствия. Чтение и толкование страниц старинных книг — это тоже своего рода путешествие, в нем заключен прообраз будущего путешествия. Чтение — это и приглашение в путешествие, пролог к путешествию как великому свершению, труду духа. Но если читатель подобен мореплавателю, как в стихотворении «Читатель книг», то поэт – географу, который не просто «прочитывает», толкует пространство, но и открывает новые земли, создает их в своем воображении, называет их.
В более позднем творчестве поэта (сборники «Костер», «Шатер», «Огненный Столп») поднимаются более глубокие философские проблемы, что закономерно влечет за собой эволюцию лирического героя. Герой позднего Гумилева испытывает глобальное чувство одиночества, он стремится к восстановлению связей с миром. Как полагает Н.В. Барковская, «главной силой, способной преодолеть несовершенство и сиротство человеческого духа, видится Н. Гумилеву искусство, приобщающее отдельного человека к «прапамяти» культуры…», что соответствует акмеистическому видению мира.
Но в то же время поэт не забыл своих сильных и мужественных героев. Так, он обращает к ним свое стихотворение «Мои читатели». Это стихотворение значимо для понимания проблемы творчества и назначения поэта в лирике Гумилева. Следуя за смыслом произведения становится очевидно, что поэт обращает свои стихи «сильным, злым и веселым», то есть мужественным, твердым, способным на поступки, уверенно отстаивающим свою жизненную позицию людям. Его поэзия о сильных духом и посвящена таким же сильным духом. И назначение своих стихов поэт видит в том, чтобы учить своих читателей «не бояться и делать что надо». Эти слова можно считать жизненным кредо самого Гумилева.
Помимо мотивов странствий и экзотики, несомненной константой творчества Н. Гумилева являются неоромантические тенденции, которые проявляются и в образах героев его лирических текстов. Неоромантизм, возникший в литературе рубежа XIX-XX вв., по сути представлял собой возрождение романтических тенденции в европейском искусстве первой половины XIX века. На формирование неоромантизма оказала значительное влияние философия Ницше и Шопенгауэра, поэтому в центре неоромантического произведения часто стоит личность особой силы, в которой авторы подчёркивали одну яркую черту характера. Влияние философии Ницше, одного из кумиров Серебряного века, особенно заметно в лирике Гумилева (так, у него есть стихотворение с названием «Песнь Заратустры»). В первом же сборнике поэта – «Путь конквистадоров» лирический герой сначала предстает как ницшеанский сверхчеловек, сильная личность, утверждающая принцип героического познания и проходящая путь посвящения. Главный момент испытаний – встреча с героиней – Девой, которая отвергает героя. В основе сюжета «Романтических Цветов» лежит идея двойственности всего сущего, неразличимости добра и зла, столь характерные для романтического искусства в целом. Образ героя, воплощенный в разных «ликах», восходит к лирическому герою Бодлера. Женское начало представлено в двух противоположных ипостасях: чувственной, плотской и возвышенной, отсылающей нас к Прекрасной Даме А. Блока. Отношения между героем и героиней определяются как борьба, вражда, любовь-ненависть. В «Жемчугах» образ героини практически не претерпевает изменений, в то время как образ героя трансформируется. Исчезает раздробленность его образа на маски, лики, возникает более цельное лирическое «я». Герой эволюционирует от байронического, бодлерианского, демонического типа через духовную смерть к обновлению, включающему в себя элементы неохристианства наряду с идеей приятия мира во всех, даже самых мелких его проявлениях.
С точки зрения неоромантизма можно рассматривать и проблему поэзии в лирике Н.Гумилева. Выше уже отмечалось сближение творчества и странничества в философской системе поэта. Следовательно, уже в первой книге лирический герой выступает как сильная, творческая, познающая личность, которая должна пройти свой путь. Этот образ сложился под воздействием концепций Ф. Ницше и А. Белого. В «Романтических цветах» лирический герой имеет много ликов, и в большинстве своем – это маски творца, творца Слова, поэзии, собственной жизни, пути. Заключение
Таким образом, охарактеризовать героев поэзии Николая Гумилева однозначно не представляется возможным. Его лирический герой, вместе со своим создателем, проходит длительный путь развития. Наиболее частотный образ в поэтических текстах Гумилева – гордый и мужественный, отважный и сильный человек, живущий в материальном мире, умеющий отстаивать свои желания и добиваться своих целей. Именно таков герой ранних стихов поэта. Но, читая более поздние тексты, мы понимаем, что это лишь та часть, что лежит на поверхности. В последних сборниках открывается другая сторона образа и перед нами предстает обреченный на одиночество человек, чей дух стремится и не может порваться к сопредельному. Среди критиков наиболее справедливым по отношению к творчеству Гумилева и его героям нам показался С.К. Маковский, которому принадлежит следующее суждение о поэте: «…настоящий Гумилев – вовсе не конквистадор, дерзкий завоеватель Божьего мира, певец земной красоты, т. е. не тот, кому поверило большинство читателей, особенно после того, как он был убит большевиками. Этим героическим его образом и до «Октября» заслонялся Гумилев-лирик, мечтатель по сущности своей романтически-скорбный (несмотря на словесные бубны и кимвалы), всю жизнь не принимавший жизнь такой, какая она есть, убегавший от нее в прошлое, в великолепие дальних веков, в пустынную Африку, в волшебство рыцарских времен и в мечты о Востоке “Тысячи и одной ночи”».
Список использованной литературы

Барковская Н.В. Поэзия «серебряного века» / Н.В. Барковская –Екатеринбург: АООТ «Полиграфист», 1999. – 170 с.
Маковский С.К. Николай Гумилев / С.К. Маковский // На Парнасе Серебряного века – М.; Екатеринбург: Наш дом - L'Age d'Homme, У-Фактория, 2000. – С. 207-235.
Н.С. Гумилев: pro et contra / [сост. Зобнин Ю.] – СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2000. – 672 с.
Николай Гумилев. Электронное собрание сочинений / URL: http://www.gumilev.ru/ (дата обращения: 25.11.2013).
Оцуп Н. Николай Гумилев: жизнь и творчество / Н. Оцуп – СПб.: Логос, 1995. – 200 с.
Панкеев И.А. Николай Гумилев /И.А. Панкеев – М.: Просвещение, 1995. – 160 с.
Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов): в 2 кн. / [под ред. В.А. Келдыша] – М: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001. – Книга 2 – 770 с.
Совсун В. Акмеизм или Адамизм // Литературная энциклопедия: В 11 т. – [М.], 1929-1939. – Т. 1. – [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. – Стб. 70-73.

Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов): в 2 кн. / [под ред. В.А. Келдыша] – М: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001. – Книга 2 – С. 468.

Барковская Н.В. Поэзия «серебряного века» / Н.В. Барковская –Екатеринбург: АООТ «Полиграфист», 1999. – С.94.
Николай Гумилев. Электронное собрание сочинений / URL: http://www.gumilev.ru/.
Левант – это общее название стран восточной части Средиземного моря, среди которых Ливан, Сирия, Египет, Израиль, Палестина, Иордания, Турция и др..
Совсун В. Акмеизм или Адамизм // Литературная энциклопедия: В 11 т. – [М.], 1929-1939. – Т. 1. – [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. – Стб. 70.

Барковская Н.В. Поэзия «серебряного века» / Н.В. Барковская –Екатеринбург: АООТ «Полиграфист», 1999. – С.96.

Маковский С.К. Николай Гумилев / С.К. Маковский // На Парнасе Серебряного века – М.; Екатеринбург: Наш дом - L'Age d'Homme, У-Фактория, 2000. – С. 211.












18

Список использованной литературы

1. Барковская Н.В. Поэзия «серебряного века» / Н.В. Барковская –Екатеринбург: АООТ «Полиграфист», 1999. – 170 с.
2. Маковский С.К. Николай Гумилев / С.К. Маковский // На Парнасе Серебряного века – М.; Екатеринбург: Наш дом - L'Age d'Homme, У-Фактория, 2000. – С. 207-235.
3. Н.С. Гумилев: pro et contra / [сост. Зобнин Ю.] – СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2000. – 672 с.
4. Николай Гумилев. Электронное собрание сочинений / URL: http://www.gumilev.ru/ (дата обращения: 25.11.2013).
5. Оцуп Н. Николай Гумилев: жизнь и творчество / Н. Оцуп – СПб.: Логос, 1995. – 200 с.
6. Панкеев И.А. Николай Гумилев /И.А. Панкеев – М.: Просвещение, 1995. – 160 с.
7. Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов): в 2 кн. / [под ред. В.А. Келдыша] – М: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001. – Книга 2 – 770 с.
8. Совсун В. Акмеизм или Адамизм // Литературная энциклопедия: В 11 т. – [М.], 1929-1939. – Т. 1. – [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. – Стб. 70-73.

Вопрос-ответ:

Каково значение термина "адамизм" в поэзии Гумилева?

Термин "адамизм" означает высшую степень цветущей силы, ясного взгляда на жизнь, отсутствие сомнений в себе и знание смерти и бессмертия.

Какое основание приобретает мир в поэзии Гумилева?

Мир в поэзии Гумилева приобретает художественное основание многообразного и яркого земного мира, а также внутренний мир человека и его телесные радости.

Что является главным в поэзии Гумилева по мысли теоретиков акмеизма?

Главным в поэзии Гумилева по мысли теоретиков акмеизма является отразить внутренний мир человека, его телесные радости, отсутствие сомнений в себе и знание смерти и бессмертия.

Что означает термин "адамизм"?

Термин "адамизм" означает высшую степень цветущей силы, мужественного и непосредственного взгляда на жизнь.

Какую силу и выражение олицетворяет термин "адамизм"?

Термин "адамизм" олицетворяет силу и выражение мужественного, твердого и ясного взгляда на жизнь.

Что такое "Герои поэзии Николая Гумилева"?

"Герои поэзии Николая Гумилева" - это книга, содержащая сборник стихотворений Николая Гумилева, русского поэта символистского и акмеистского направлений.

Какое значение имеет термин "адамизм"?

Термин "адамизм" обозначает высшую степень цвета и цветущую силу, а также мужественный, твердый, непосредственный и ясный взгляд на жизнь. Он имеет главное значение в поэзии Николая Гумилева и его последователей, акмеистов.

Какое художественное основание имеет поэзия Гумилева?

По мысли теоретиков акмеизма, художественным основанием многообразного и яркого земного мира становится отражение внутреннего мира человека: его телесных радостей, отсутствия сомнений в себе, знания смерти и бессмертия.

Что содержит сборник "Герои поэзии Николая Гумилева"?

Сборник "Герои поэзии Николая Гумилева" содержит стихотворения Николая Гумилева, которые отражают его философские и эстетические взгляды на мир, мужество и силу человеческой души, а также размышления о жизни, смерти и бессмертии.

Для кого подойдет книга "Герои поэзии Николая Гумилева"?

Книга "Герои поэзии Николая Гумилева" будет интересна любителям поэзии, тем, кто ценит красоту слова и глубокие философские размышления. Она подойдет как для изучения творчества Николая Гумилева, так и для наслаждения его стихами.

Какие основные темы присутствуют в поэзии Николая Гумилева?

Основными темами в поэзии Николая Гумилева являются внутренний мир человека, его телесные радости, отсутствие сомнений в себе, знание смерти и бессмертия.

Что означает термин "адамизм" в контексте творчества Николая Гумилева?

Термин "адамизм" в контексте творчества Николая Гумилева означает высшую степень цветущей силы и выражение мужественного, твердого, непосредственного и ясного взгляда на жизнь.