12.Форма правления Российского государства.
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 31.05.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Форма правления как элемент формы государства
2. Виды формы правления
3. Порядок формирования и взаимодействия высших органов государственной власти в современной России
Заключение
Список использованных источников и литературы
Одновременно, действующий закон о прокуратуре не восполняет этот пробел в полном объеме. Специфичность деятельности прокуратуры как органа государственного надзора состоит в том, что она напрямую не относится ни к одной из ветвей власти (законодательной, исполнительной или судебной), осуществляет деятельность самостоятельно и независимо он них, выполняя функцию одного из элементов механизма реализации государственной власти. В своей деятельности прокуратура активно взаимодействует, сотрудничает со всеми тремя ветвями власти, т.к. они все должны быть заинтересованы в сохранении и укреплении единой законности.
При анализе содержащихся в Конституции РФ норм можно определить, что:
- на основании ст. 129 – прокуратура является единой централизованной системой;
- на основании п. «о» ст. 71 и п. «л» ст. 72 – вопрос о кадрах правоохранительных органов включены в предмет ведения Российской Федерации,
- на основании п. «е» ст. 83 и п. «з» ст. 102 – назначение на должность Генерального прокурора РФ – одно из полномочий Президента РФ и Совета Федерации;
- на основании ст. 136 – положения о прокуратуре содержатся в главах 4, 5 и 7, поправки в которые, на основании толкования данной статьи, изложенного в Постановлении Конституционного Суда РФ от 31.10.1995 г., могут быть внесены только в порядке, предусмотренным ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» от 04.03.1998 г.
Таким образом, можно сделать вывод, что прокуратура является самостоятельным централизованным федеральным органом, учреждаемым Конституцией Российской Федерации, и имеет особый правовой статус, который не может быть изменен без внесения поправок в Конституцию Российской Федерации.
Заключение
Форма правления, как и любое иное понятие в теории государства и права, отражает устойчивые взаимосвязи между различными политико-правовыми явлениями и процессами. Будучи одним из главных элементов более общего понятия «форма государства», понятие «форма правления» отражает структуру и порядок и порядок образования высших органов государственной власти, раскрывает влияние этих факторов на эффективность их деятельности. Понятие «формы правления» отражает способы организации верховной государственной власти, структуру и компетенцию ее органов, принципы взаимоотношений между органами власти и взаимоотношений между органами власти и взаимодействия с населением. Форма правления представляет собой наиболее консервативный компонент организации государственной власти, ее роли и месту в жизни человека опирается на устойчивые представления, систему ценностей, традиции, господствующие в обществе. Вероятно, этим объясняется сохранение института монархии в промышленно развитых европейских странах, таких как Великобритания, Бельгия. Швеция. Дания, Норвегия, Испания. Таким образом, форму правления можно определить как способ формирования высших органов государственной власти, определяющий их компетенцию, структуру и принципы взаимоотношений, степень участия населения в их образовании.
Республика представляет собой такую форму правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Исходя из обозначенных признаков республики, можно утверждать, что современное российское государство представляет собой вариант именно такой формы правления.
В России федеральным органом законодательной власти является Федеральное собрание, состоящее из двух палат – Государственной Думы, депутаты которой избираются населением, и Совета Федерации, члены которого назначаются органами законодательной власти субъектов РФ. В осуществлении законодательной власти в соответствии с теми же конституциями участвует Президент, промульгируя законы, обладая правом вето, пользуясь правом издавать в особых случаях акты, имеющие силу закона. Ярким примером использования нормотворческих полномочий является огромное по объему «указ и ее законодательство» Президента России, отменявшего законы и останавливающего Конституцию (до принятия новой в 1993 г.).
Правительство также издает акты, имеющие силу закона на основании делегации таких полномочий парламентом (делегированное законодательство) или предоставленное ему конституцией права. С другой стороны парламент тоже участвует в исполнительно-распорядительной деятельности, в том числе и в сфере управления государственными делами: решения по отчетам правительств, доклады министров парламенту и т. д. например, отчет руководителей телевидения на заседании Государственной Думы в России в 1996 г.
Проанализировав порядок формирования и полномочия высших органов государственной власти, можно прийти к выводу, что Президент РФ обладает достаточным объем полномочий для характеристики России как смешанной республики, т.к. существуют и ограничения на реализацию этих полномочий: например, право Президента распустить нижнюю палату парламента ограничивается конституционными требованиями.
Возможны варианты взаимодействия Президента России и с федеральным Правительством. Во-первых, глава государства концентрирует свои усилия на выполнение интегрирующих функций, а Правительство выполняет в полном объеме функции исполнительной власти. При таком подходе исключается дублирование в управленческой сфере при реализации социально-экономической политики, ответственность. За нее полностью возлагается на правительство. Как следствие, это приведет к резкому уменьшению (а в будущем – к исключению) нормативных указов Президента по экономическим вопросам, единство действий Президента и Правительства в данной сфере должно достигаться не путем издания указов Президента по прерогативам деятельности правительства, а принятием полноценных постановлений самим правительством, о содержании которых должен быть в курсе глава государства, т.к. он определяет основные направления внутренней и внешней политики. Вследствие этого, необходимо внести некоторые коррективы для обеспечения последовательной реализации конституционных полномочий этих органов.
Список использованных источников и литературы
Конституция РФ от 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. № 237. 25.12.1993.
ФКЗ от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) «О Конституционном суде Российской Федерации» // Российская газета. № 138 – 139. 23.07.1994.
ФЗ от 18.05.2005 № 51-ФЗ О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ (ред. от 23.07.2011). //Российская газета. № 108. 24.05.2005.
ФЗ от 10.01.2003 № 19-ФЗ О выборах Президента РФ (ред. от 23.07.2011). // Российская газета. № 6. 16.01.2003.
ФЗ от 05.08.2000 № 113-ФЗ (в ред. 15.11.2010) «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета. № 152. 08.08.2000.
ФЗ от 17.12.1998 № 188-ФЗ (ред. от 03.06.2011) «О мировых судьях в Российской Федерации» // Российская газета. № 242. 22.12.1998.
ФЗ от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к конституции Российской Федерации» // Российская газета. № 46. 10.03.1998.
Указ Президента РФ от 13.05.2000 № 849 (ред. от 14.01.2011) «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // Российская газета. № 92-93. 16.05.2000.
Указ Президента РФ от 24.09.2007 № 1274 (ред. от 24.05.2011) «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. № 213. 26.09.2007.
Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2005 г. № 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. № 147. 08.07.2005.
Указ Президента РФ от 21.09.1993 № 1400. (ред. от 10.01.2003) «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 27.09.1993. № 39. ст. 3597.
Постановление Конституционного Суда РФ от 31.10.1995 N 12-П «По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации» // Российская газета. № 217. 09.11.1995.
Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. Т. 2. М.: Юристъ, 2005. 749 с.
Ардан Ф. Франция: государственная система. М.: Юрид.лит., 1994. 176 с.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 7-е изд. М.: Норма, 2007. 790 c.
Бессарабов В.Г. Прокуратура Российской Федерации и состояние законности в стране. // Журнал российского права. 2003. № 9. С. 19-23.
Большой юридический словарь. М.: Инфра-М, 1998. 790 с.
Велиев И.В. Место прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации. //Современное право. 2005. № 10. С. 30-34.
Гомеров И.Н. Государство и государственная власть. М.: ЮКЭА. 2002. 830 с.
Зиновьев А.В. Конституционное право России. СПб.: Питер, 2005. 112 с.
Ильин И.А. Наши задачи. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1992. Т. 1. 432 с.
Ильин И.А. О монархии и республике. // Вопросы философии. 1991. №4. С. 108-123.
Липсет С.М. Политическая социология // Американская социология: перспективы, проблемы, методы. М.: Прогресс, 1972. 244 с.
Механизм государства: классическая и постклассическая парадигмы: Монография / Под ред. С.А. Сидорова, И.Л. Честнова. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. 218 с.
Миронов А.Н. Конституции Российской Федерации 1993 года: смысло-логический анализ. СПб.: Роза мира, 2005. 236 с.
Оксамытный В.В. Теория государства и права. М. :Импэ-Паблиш, 2004. 563 с.
Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М.: Юридическая литература, 1994. 176 с.
Солоневич И. Народная монархия М.: Феникс, 1991. 512 с.
Сравнительное конституционное право: Уч. пособие. / отв. Ред. Чиркин В.Е. М.: Международные отношения, 2002. 448 с.
Судебная власть// Под ред. И.Л. Петрухина. М.: ООО «ТК Велби», 2003. 720 с.
Ильин И.А. Наши задачи. М., 1992. Т. 1. С. 46.
Ильин И.А. Наши задачи. М., 1992. Т. 1. С. 47.
Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994. С. 14.
См.: Ильин И.А. О монархии и республике // Вопросы философии. 1991. №4. С. 108-123.
Ильин И.А. О монархии и республике // Вопросы философии. 1991. №5. С. 124.
Солоневич И. Народная монархия М., 1991. С. 78.
Липсет С.М. Политическая социология // Американская социология: перспективы, проблемы, методы М., 1972. С. 207.
Оксамытный В.В. Теория государства и права. М., 2004. С. 248-249.
Большой юридический словарь. М., 1998. С. 594.
Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994. С. 25-28.
Ардан Ф. Франция: государственная система. М., 1994. С.166.
Оксамытный В.В. Теория государства и права. М., 2004. С. 253-254.
Ст. 10 Конституции РФ от 12.12.1993 г. // Российская газета. 25.12.1993. № 237.
Миронов А.Н. Конституции Российской Федерации 1993 года: смысло-логический анализ. СПб., 2005. С. 39-41.
Сравнительное конституционное право / Отв. ред. Чиркин В.Е. М., 2002. С. 241.
Ст. 81 Конституции РФ от 12.12.1993 г. // Российская газета. 25.12.1993. № 237.
Ст. 3 ФЗ от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 23.07.2011) «О выборах Президента Российской Федерации» // РГ. № 6. 16.01.2003.
ФЗ от 18.05.2005 г. № 51-ФЗ (в ред. 23.07.2011) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // РГ. № 108. 24.05.2005.
ФЗ от 05.08.2000 № 113-ФЗ (в ред. 15.11.2010) «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // РГ. № 152. 08.08.2000.
Авакьян. С.А. Конституционное право России. Т. 2. М., 2005. С. 385-386.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2007. С. 479.
Зиновьев А.В. Конституционное право России. СПб., 2005. С. 318.
Указ Президента РФ от 13.05.2000 № 849 (ред. от 14.01.2011) «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // РГ. № 92-93. 16.05.2000.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2007. С. 482.
Гомеров И.Н. Государство и государственная власть. М., 2002. С.616.
Указ Президента РФ от 24.09.2007 № 1274 (ред. от 24.05.2011) «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // РГ. № 213. 26.09.2007.
Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2005 г. № 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» // РГ. № 147. 08.07.2005.
Голубева Л.А. Судебная ветвь государственной власти. // Механизм государства: классическая и постклассическая парадигмы. / Под ред. С.А. Сидорова, И.Л. Честнова. СПб., 2008. С. 59.
ФКЗ от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) «О Конституционном суде Российской Федерации» // РГ. № 138 – 139. 23.07.1994.
ФЗ от 17.12.1998 № 188-ФЗ (ред. от 03.06.2011) «О мировых судьях в Российской Федерации» // РГ. № 242. 22.12.1998.
Судебная власть / Под ред. И.Л. Петрухина. М., 2003. С. 30.
См., например: Бессарабов В.Г. Прокуратура Российской Федерации и состояние законности в стране. // Журнал российского права. 2003. № 9; Велиев И.В. Место прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации. //Современное право. 2005. № 10.
Постановление Конституционного Суда РФ от 31.10.1995 № 12-П «По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации» // РГ. № 217. 09.11.1995.
ФЗ от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к конституции Российской Федерации» // РГ. № 46. 10.03.1998.
См. Указ Президента РФ от 21.09.1993 № 1400. (ред. от 10.01.2003) «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 27.09.1993. № 39. ст. 3597.
Ч. 3-5 ст. 117 Конституции РФ от 12.12.1993 г. // РГ. № 237. 25.12.1993.
30
1.Конституция РФ от 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. № 237. 25.12.1993.
2.ФКЗ от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) «О Конституционном суде Российской Федерации» // Российская газета. № 138 – 139. 23.07.1994.
3.ФЗ от 18.05.2005 № 51-ФЗ О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ (ред. от 23.07.2011). //Российская газета. № 108. 24.05.2005.
4.ФЗ от 10.01.2003 № 19-ФЗ О выборах Президента РФ (ред. от 23.07.2011). // Российская газета. № 6. 16.01.2003.
5.ФЗ от 05.08.2000 № 113-ФЗ (в ред. 15.11.2010) «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета. № 152. 08.08.2000.
6.ФЗ от 17.12.1998 № 188-ФЗ (ред. от 03.06.2011) «О мировых судьях в Российской Федерации» // Российская газета. № 242. 22.12.1998.
7.ФЗ от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к конституции Российской Федерации» // Российская газета. № 46. 10.03.1998.
8.Указ Президента РФ от 13.05.2000 № 849 (ред. от 14.01.2011) «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // Российская газета. № 92-93. 16.05.2000.
9.Указ Президента РФ от 24.09.2007 № 1274 (ред. от 24.05.2011) «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. № 213. 26.09.2007.
10.Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2005 г. № 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. № 147. 08.07.2005.
11.Указ Президента РФ от 21.09.1993 № 1400. (ред. от 10.01.2003) «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 27.09.1993. № 39. ст. 3597.
12.Постановление Конституционного Суда РФ от 31.10.1995 N 12-П «По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации» // Российская газета. № 217. 09.11.1995.
13.Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. Т. 2. М.: Юристъ, 2005. 749 с.
14.Ардан Ф. Франция: государственная система. М.: Юрид.лит., 1994. 176 с.
15.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 7-е изд. М.: Норма, 2007. 790 c.
16.Бессарабов В.Г. Прокуратура Российской Федерации и состояние законности в стране. // Журнал российского права. 2003. № 9. С. 19-23.
17.Большой юридический словарь. М.: Инфра-М, 1998. 790 с.
18.Велиев И.В. Место прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации. //Современное право. 2005. № 10. С. 30-34.
19.Гомеров И.Н. Государство и государственная власть. М.: ЮКЭА. 2002. 830 с.
20.Зиновьев А.В. Конституционное право России. СПб.: Питер, 2005. 112 с.
21.Ильин И.А. Наши задачи. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1992. Т. 1. 432 с.
22.Ильин И.А. О монархии и республике. // Вопросы философии. 1991. №4. С. 108-123.
23.Липсет С.М. Политическая социология // Американская социология: перспективы, проблемы, методы. М.: Прогресс, 1972. 244 с.
24.Механизм государства: классическая и постклассическая парадигмы: Монография / Под ред. С.А. Сидорова, И.Л. Честнова. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. 218 с.
25.Миронов А.Н. Конституции Российской Федерации 1993 года: смысло-логический анализ. СПб.: Роза мира, 2005. 236 с.
26.Оксамытный В.В. Теория государства и права. М. :Импэ-Паблиш, 2004. 563 с.
27.Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М.: Юридическая литература, 1994. 176 с.
28.Солоневич И. Народная монархия М.: Феникс, 1991. 512 с.
29.Сравнительное конституционное право: Уч. пособие. / отв. Ред. Чиркин В.Е. М.: Международные отношения, 2002. 448 с.
30.Судебная власть// Под ред. И.Л. Петрухина. М.: ООО «ТК Велби», 2003. 720 с.
Вопрос-ответ:
Какие формы правления существуют в Российском государстве?
В Российском государстве существует президентская форма правления.
Что такое форма правления?
Форма правления - это основной политический институт государства, определяющий порядок организации и осуществления власти в государстве.
Какие виды формы правления существуют?
Существуют монархическая, республиканская и парламентская формы правления.
Каков порядок формирования и взаимодействия высших органов государственной власти в современной России?
В современной России высшие органы государственной власти формируются на основе выборов или назначений. Парламент и президент являются ключевыми органами власти.
Почему специфичность деятельности прокуратуры состоит в том, что она не относится ни к одной из ветвей власти?
Прокуратура не относится ни к одной из ветвей власти, так как осуществляет надзор и контроль за соблюдением законности и обеспечивает защиту интересов государства, общества и прав граждан.
Какие виды формы правления существуют?
В современной политологии выделяют основные виды формы правления, такие как президентская республика, парламентская республика, конституционная монархия, абсолютная монархия, парламентская монархия и др.
Какие высшие органы государственной власти существуют в современной России?
В современной России существуют следующие высшие органы государственной власти: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (состоящее из Государственной Думы и Совета Федерации), Правительство Российской Федерации, органы судебной власти и др.
Какой порядок формирования и взаимодействия высших органов государственной власти в современной России?
Высшие органы государственной власти в России формируются и взаимодействуют в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Президент Российской Федерации избирается гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права. Федеральное Собрание формируется избранием депутатов, а Правительство Российской Федерации назначается Президентом. Взаимодействие между этими органами осуществляется на основе принципов сотрудничества и разделения властей.
Существует ли закон о прокуратуре в России?
В России действует закон о прокуратуре, который определяет статус, полномочия и принципы деятельности прокуратуры. Однако, этот закон не восполняет все пробелы в полном объеме, связанные с деятельностью прокуратуры как органа государственного надзора.
В каких ветвях власти находится прокуратура?
Специфичность деятельности прокуратуры как органа государственного надзора состоит в том, что она напрямую не относится ни к одной из ветвей власти. Прокуратура является независимым органом, который осуществляет надзор за исполнением законов, охраняет права и свободы граждан, защищает интересы общества и государства.
Какие формы правления существуют в России?
В России существуют различные формы правления, включая президентскую республику и парламентскую монархию. Эти формы правления определяют организацию высших органов государственной власти и их взаимодействие.
Какие высшие органы государственной власти существуют в современной России и как они формируются?
В современной России выделяются высшие органы государственной власти, такие как Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и Федеральное Собрание. Президент формируется путем выборов, правительство назначается Президентом, а Федеральное Собрание включает Государственную Думу и Совет Федерации, члены которых избираются гражданами России и представителями субъектов Российской Федерации соответственно.